СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа духовно - нравственного развития обучающихся 1 дополнительного класса на 2016-2017 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа духовно-нравственного развития призвана направлять образо­ва­тель­ный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на­рушениями) в духе любви к Ро­ди­не, уважения к культурно-историческому наследию сво­его народа и своей страны, на фор­ми­рование основ социально ответственного поведения.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа духовно - нравственного развития обучающихся 1 дополнительного класса на 2016-2017 учебный год»

ОБЛАСТНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ



«КУРСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»



Рассмотрено

на заседании

методического объединения учителей начальных классов

Областного казённого образовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Протокол от « 25» августа 2016 года №1

Рассмотрено

на заседании

методического совета Областного казённого образовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Протокол от «26 » августа 2016 года №1


Утверждено

решением педагогического совета

Областного казённого образовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Протокол от « 29» августа 2016 года №1

Введено в действие приказом директора школы от 1 сентября 2016 г. № 01-02-122






АДАПТИРОВАННАЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

обучающихся 1дополнительного класса

на 2016-2017 учебный год







Ответственный за реализацию программы

классный руководитель: Баландина Л.В.



Курск – 2016г.

Пояснительная записка  

Программа духовно-нравственного развития призвана направлять образо­ва­тель­ный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на­рушениями) в духе любви к Ро­ди­не, уважения к культурно-историческому наследию сво­его народа и своей страны, на фор­ми­рование основ социально ответственного поведения.

Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является со­циально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования личностной культуры

1Iклассе

формирование мотивации универсальной нравственной компетенции — «становиться лучше», активности в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;

формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры

1I классе

воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;

формирование чувства причастности к коллективным делам;

развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

укрепление доверия к другим людям;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

В области формирования семейной культуры

1I классе

формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

формирование положительного отношения к семейным традициям и устоям.


Основные направления духовно-нравственного развития

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Общие задачи духовно-нравственного развития обу­ча­ю­щи­х­ся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно свя­занным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися на доступном для них уровне.

Организация духовно-нравственного развития обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

воспитание нравственных чувств, этического сознания и духовно-нравственного поведения.

воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Все направления духовно-нравственного развития важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Организация может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями виды и формы деятельности в зависимости от возраста обучающихся и от их особых образовательных потребностей и возможностей.

В основе реализации программы духовно-нравственного развития положен принцип системно-деятельностной организации воспитания. Он пред­полагает, что воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обу­ча­ю­щихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя ор­ганизацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников.

Содержание различных видов деятельности обу­ча­ю­щихся с умственной от­с­та­ло­с­тью (интеллектуальными нарушениями) должно интегрировать в себя и предполагать фор­ми­рование за­ло­жен­ных в программе духовно-нравственного развития общественных иде­а­лов и це­н­но­с­тей.

Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сло­ва учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение, учащиеся ис­пы­тывают большое доверие к учителю. Именно педагог не только словами, но и всем сво­им поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о спра­ве­д­ли­вости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отно­ше­ний между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного раз­вития детей.

Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребён­ку первый при­мер нравственности. Пример окружающих имеет огромное зна­чение в нравственном ра­звитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ниями).

Наполнение всего уклада жизни обучающихся обеспечивается также мно­же­с­т­вом при­меров духовно-нравственного поведения, которые широко пред­с­та­в­лены в оте­че­с­т­ве­н­ной и мировой истории, истории и культуре традиционных ре­ли­гий, истории и духовно-нра­вственной культуре народов Российской Фе­де­ра­ции, литературе и различных видах ис­ку­сства, сказках, легендах и ми­фах. Важно использовать и примеры реального нра­в­с­т­ве­н­но­го поведения, ко­то­рые могут активно противодействовать тем образцам циничного, амо­раль­но­го, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и при­в­ле­кательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и дру­гие источники информации.

Нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интел­лек­ту­аль­ны­ми нарушениями) лежит в ос­но­ве их «вра­стания в человеческую культуру», подлинной со­ци­ализации и ин­теграции в общество, при­звано способствовать преодолению изоляции про­блемного детства. Для этого не­об­хо­ди­мо формировать и стимулировать стре­мление ре­бён­ка включиться в посильное решение про­блем школьного кол­лектива, своей семьи, села, го­рода, микрорайона, участвовать в со­в­мес­т­ной общественно полезной деятельности детей и взрослых.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения

к правам, свободам и обязанностям человека ―

I1 классе

любовь к близким, к своей школе, своему селу, городу, народу, России;

элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;

стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

уважение к защитникам Родины;

положительное отношение к своему национальному языку и культуре;

элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

умение отвечать за свои поступки;

негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится ОО.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания ―

1I классе

различение хороших и плохих поступков; способность признаться в проступке и проанализировать его;

представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», касающиеся жизни в семье и в обществе;

представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

бережное, гуманное отношение ко всему живому;

представления о недопустимости плохих поступков;

знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого, не­ве­ж­ли­вого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).

Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни

I1 классе

первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;

уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;

первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при выполнении коллективных заданий, общественно-полезной деятельности;

соблюдение порядка на рабочем месте.

эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) ―

I1 классе

различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;

формирование элементарных представлений о красоте;

формирование умения видеть красоту природы и человека;

интерес к продуктам художественного творчества;

представления и положительное отношение к аккуратности и опрятности;

представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Условия реализации основных направлений

духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Направления коррекционно-воспитательной работы по духовно-нравственному раз­ви­тию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ре­а­ли­зуются как во внеурочной деятельности, так и в процессе изучения всех учебных пред­ме­тов.

Содержание и используемые формы работы должны соответствовать возрастным осо­бенностям обучающихся, уровню их интеллектуального развития, а также пре­ду­с­матривать учет психофизиологических особенностей и возможностей детей и подростков.

1. Совместная деятельность общеобразовательной организации, семьи

и общественности по духовно-нравственному развитию обучающихся

Духовно-нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (инте­л­ле­к­туальными нарушениями) осу­ще­с­т­в­ля­ют­ся не только общеобразовательной организацией, но и семьёй, внешкольными организациями по месту жительства. Взаимодействие общеобразовательной ор­га­ни­зации и семьи имеет решающее значение для осуществления духовно-нра­в­ственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои тра­ди­ци­он­ные позиции сохраняют организации дополнительного образования, куль­туры и спорта.

Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития обучающихся является эффективность педагогического вза­и­мо­действия различных социальных субъектов при ведущей роли пе­да­го­ги­ческого коллектива общеобразовательной организации.

При разработке и осуществлении программы духовно-нравственного развития обу­ча­ющихся Организация может взаимодействовать, в том числе на си­с­тем­ной основе, с традиционными религиозными организациями, общественными орга­ни­за­циями и объединениями граждан ― с патриотической, культурной, экологической и иной направленностью, детско-юно­ше­с­ки­ми и молодёжными движениями, организациями, объединениями, раз­де­ля­ю­щи­ми в своей деятельности базовые национальные ценности. При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:

участие представителей общественных организаций и объединений, а так­же традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их ро­дителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития обучающихся;

реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития обучающихся и одобренных педагогическим советом общеобразовательной организации и родительским комитетом общеобразовательной организации;

проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития в общеобразовательной организации.

2. Повышение педагогической культуры родителей

(законных представителей) обучающихся

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся с ум­с­т­венной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — один из самых действенных фа­к­торов их духовно-нравственного развития. Повышение педагогической культуры ро­ди­те­лей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений ре­а­ли­зации программы духовно-нравственного развития обучающихся.

Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».

Система работы общеобразовательной организации по повышению пе­да­го­ги­ческой культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся должна быть основана на следующих при­н­ци­пах:

совместная педагогическая деятельность семьи и общеобразовательной организации в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития обучающихся, в оценке эффективности этих программ;

сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

опора на положительный опыт семейного воспитания.

Содержание программ повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) должно отражать содержание основных направлений духовно-нравственного развития обучающихся.

Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей необходимо согласовывать с планами воспитательной работы Организации. Работа с родителями (законными представителями), как правило, должна предшествовать работе с обучающимися и подготавливать к ней.

В системе повышения педагогической культуры родителей (законных пред­с­та­ви­те­лей) могут быть использованы различные формы работы (родительское собрание, ро­ди­тельская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание, диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др).

Планируемые результаты духовно-нравственного развития

обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития обучающихся должно обеспечивать формирование начальных нравственных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения окружающей действительности и форм общественного духовно-нравственного взаимодействия.

В результате реализации программы духовно-нравственного развития должно обеспечиваться:

приобретение обучающимися представлений и знаний (о Родине, о бли­жайшем окружении и о себе, об общественных нормах, социально одо­б­ря­емых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного по­ни­мания социальной реальности и повседневной жизни;

переживание обучающимися опыта духовно-нравственного отношения к социальной реальности (на основе взаимодействия обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации и за ее пределами);

приобретение обучающимся нравственных моделей поведения, ко­то­рые он усвоил вследствие участия в той или иной общественно значимой деятельности;

развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.

При этом учитывается, что развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагогов, других субъектов духовно-нравственного развития (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

По каждому из направлений духовно-нравственного развития должны быть предусмотрены следующие воспитательные результаты, которые могут быть достигнуты обучающимися.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения

к правам, свободам и обязанностям человека ―

I1классе

положительное отношение и любовь к близким, к своей школе, своему селу, городу, народу, России;

опыт ролевого взаимодействия в классе, школе, семье.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

I1 классе

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни ―

I1 классе

положительное отношение к учебному труду;

первоначальные навыки трудового сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;


первоначальный опыт участия в различных видах общественно-полезной и личностно значимой деятельности.


Воспитание ценностного отношения к прекрасному,

формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

(эстетическое воспитание) ―

I1 классе

первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей.