СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа основы социальной жизни 5 класс ФГОС ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа основы социальной жизни 5 класс ФГОС ОВЗ»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основы социальной жизни, как коррекционный предмет, направлен на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Актуальность предмета «Основы социальной жизни»

Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образования. Это готовность выпускников школ к успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни. Данная проблема актуальна для коррекционной школы, а особенно она стоит перед учителем основ социальной жизни, который на своих уроках решает задачу всестороннего развития молодого поколения и готовит обучающихся к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в современных экономических условиях.

Программа составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой МКОУ «Леженская ООШ» на 2024-2025 учебный год, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г.

№ 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Учебный предмет «Основы социальной жизни» имеет своей целью практическую подготовку учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.

Формирование академических компетенций: знание и соблюдение правил личной гигиены; соблюдение и выполнение гигиенических требований к жилому

помещению; соблюдение правил поведения в общественных местах; соблюдение правил техники безопасности; соблюдение правил дорожного движения; знание видов и назначения одежды и обуви; знание и соблюдение правил ухода за одеждой и обувью; знание и соблюдение правил поведения в магазине; знание назначения посуд и столовых приборов; умение заваривания чая; умение сервировать стола к завтраку.

Формирование жизненных компетенций: знание и соблюдение правил личной гигиены; последовательное выполнение утреннего и вечернего туалета; знание правил ухода за одеждой и обувью, осуществление ухода; умение подбирать одежду и обувь по сезону, в зависимости от

назначения; знание правил и умение составления рациона питания; умение выполнять правила и приемы ухода за посудой; соблюдение правил техники безопасности на кухне; умение применять чайную посуду; умение заваривать чай; формирование умений и навыков по приготовлению бутербродов; развитие практических умений обработки овощей, приготовления

салатов; развитие практических умений по нарезке хлеба, овощей; формирование навыка по приготовлению завтрака; умение сервировать стол к завтраку; знание видов жилых помещений; соблюдение порядка в жилом помещении; умение правильно вести себя за столом; умение ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями: торговли (магазин, рынок, киоск); культуры

(библиотека, кинотеатр, музей); умение осуществлять покупки в универсальных, специализированных

магазинах, на рынках, в киосках;

умение правильно вести себя в учреждениях культуры; умение ориентироваться в услугах общественного транспорта (городской, пригородный, междугородный транспорт), осуществлять поездку в общественном транспорте; умение правильно вести себя в общественном транспорте; соблюдение правил дорожного движения.

Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем:

расширение кругозора учащихся в процессе ознакомления с

различными сторонами повседневной жизни; формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых

навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства; ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и

формирование необходимых умений; практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности; усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков

общения (в том числе с использованием деловых бумаг); развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и

свойств личности.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Основы социальной жизни»

Программа по основам социальной жизни, определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности учащихся по программе коррекционной школы. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации и профессионального самоопределения. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.

Для обеспечения целенаправленного личностного развития обучающихся, подготовки их к самостоятельной жизни, программа предполагает интегрированный подход к формированию личностных качеств, комплексную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, реализуемые с учетом их возрастных и специфических особенностей и возможностей, по следующим разделам:

  1. Личная гигиена

  2. Одежда и обувь

  3. Питание

  4. Жилище

  5. Культура поведение

  6. Торговля

  7. Транспорт

Предмет «Основы социальной жизни» рассчитан на 34 часа (5 классы) – 1 час в неделю. Настоящая программа по предмету «Основы социальной жизни» разработана для обучающихся 5 классов коррекционной школы.

В тексте программы используется система условных обозначений:

ФГОС - Федеральный государственный общеобразовательный стандарт.

БУД – базовые учебные действия.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

При проведении занятий по основам социальной жизни осуществляется деление классов на подгруппы согласно списку класса.

Каждый из разделов, основываясь на академической и жизненной компетенции, полученных на предыдущих этапах обучения, расширяет объем теоретических сведений и сложность практических навыков.

Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.

В процессе обучения необходимо дать учащимся представление о предмете основ социальной жизни, назначение кабинета, правила поведения в кабинете. Эта программа направлена на формирование у них знаний и умений, способствующих социально-бытовой адаптации, на повышение общего уровня культуры и отношений в семье.

После вводного занятия по программе следуют разделы «Личная гигиена», «Одежда и обувь». Изучение этих тем не вызывает трудностей. «Питание» - является одним из наиболее любимых разделов всей программы. Раздел содержит несколько тем разной сложности усвоения. Особое внимание нужно уделять изучению правил техники безопасности. Нарезка бутербродов и овощей для салата требует правильного обращения с кухонным ножом. Также важно соблюдение санитарно-гигиенических правил. При сервировке стола надо обращать внимание не только на последовательность работы, но и на эстетическую сторону.

Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры; организация труда; экономическое и бережное отношение к продуктам, оборудованию;

Строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии.

Следующие разделы «Культура поведения», «Жилище» - эти темы не сложные для изучения, однако определенную трудность представляет выполнение практического задания.

Тематика разделов программы «Транспорт», «Торговля» напрямую связана с местонахождением учебного заведения, дает представление о том, как вести себя в общественном транспорте, о соблюдении правил дорожного движения. Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие знаний о поведении на улице и в транспорте, практические задания, которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, а также совершенствования и формирования новых умений и навыков, используемые учащимися в повседневной жизни.

Большое внимание на занятиях по основам социальной жизни отводится эстетическому воспитанию учащихся, развитию их фантазии, художественного вкуса.

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у учащихся специфических нарушений. При обучении основам социальной жизни используются следующие принципы:

  • принцип коррекционной направленности,

  • воспитывающий и развивающий принципы,

  • принцип доступности обучения,

  • принцип систематичности и последовательности,

  • принцип наглядности в обучении,

  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу на проведение практических работ с использованием бригадной формы организации учащихся.

При работе с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.

На уроках «Основы социальной жизни» используются следующие методы урока:

  • словесные: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

  • наглядные: наблюдение, демонстрация, просмотр;

  • практические: карточки, тесты.

Основными формами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, презентаций.

В зависимости от задач урока и оснащении кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учащимися всех операций под руководством учителя).

На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.

Беседа на занятиях по основам социальной жизни, является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определённых правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний заключительные беседы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, обучающиеся применяют усвоенные ими знания и приёмы.

В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделение связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой.

Типы уроков: урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала; урок закрепления знаний, умений, владений (практический урок); урок обобщения и систематизации знаний (тестирование); комбинированный урок; нестандартные уроки (экскурсия, урок - ролевая игра и другие).

Задания для учащихся создаются в соответствии с психофизическими особенностями каждого учащегося. Оценка знаний обучающихся осуществляется по результатам письменных работ, текущих и итоговых контрольных работ.

Диагностика основных знаний, умений и владений проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в портфолио обучающихся.

Программа по предмету «Основы социальной жизни» для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения учащимися во время уроков развития речи, чтения, русского языка, природоведения, математики.

Межпредметные связи предмета «Основы социальной жизни» с остальными предметами (разделами) учебного плана

Занятия по основам социальной жизни тесно связаны с уроками русского языка, математики, географии, природоведения и технологии.

ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану Адаптированной основной общеобразовательной программы МКОУ «Леженская ООШ» на изучение

предмета «Основы социальной жизни» выделяется в 5 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Материал регионального компонента используется на каждом уроке.

Контрольные работы – 4 часов.

Практические работы – 8 часов.

Экскурсии – 4 часа.

ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СИСТЕМА

ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

Предмет «Основы социальной жизни» в 5 классах ориентирован на достижение следующих базовых учебных действий:

Личностные:

испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными,

так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы,

музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их

деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного

края и страны. Регулятивные:

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для

решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе

деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать

в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные:

дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-

пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные:

вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях

социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации

для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностными результатами освоения предмета «Основы социальной жизни» являются:

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на

основе их социальной необходимости;

осознание своей национальности; уважение к культуре и традициям народов России и мира, чувства

гордости за свою Родину; принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения; определение сильных и слабых сторон своей личности с помощью

учителя; сформированность внутренней позиции учащегося, принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть слабые и сильные стороны своей личности; умение устанавливать личностный смысл; понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» с

помощью учителя, ставить самостоятельно цели и добиваться результатов; умение объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов,

иллюстраций, результатов трудовой деятельности; уважительное отношение к чужому мнению.

Предметными результатами освоения предмета «Основы социальной жизни» являются:

знание и соблюдение правил личной гигиены; соблюдение и выполнение гигиенических требований к жилому

помещению; соблюдение правил поведения в общественных местах; соблюдение правил техники безопасности; соблюдение правил дорожного движения; знание видов и назначения одежды и обуви;

знание и соблюдение правил ухода за одеждой и обувью; знание и соблюдение правил поведения в магазине; знание назначения посуды и столовых приборов; умение заваривания чая; сервировка стола к завтраку.

Минимальный уровень:

представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным

группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; приготовление несложных видов блюд под руководством учителя; представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу

приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении

пищи; знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за

ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни; знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством

взрослого; знание названий торговых организаций, их видов и назначения; совершение покупок различных товаров под руководством взрослого; знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях).

Достаточный уровень:

знание способов хранения и переработки продуктов питания;

составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания; самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного

назначения; соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта,

волосами, кожей рук и т.д.; соблюдение правила поведения в доме и общественных местах;

представления о морально-этических нормах поведения; некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка

белья, мытье посуды и т. п.).


Критерии и нормы оценки знаний, умений и владений учащихся

Критерии оценки при опросе:

«5» ставится, если учащийся: правильно понимает сущность вопроса, может с помощью учителя или самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки.

«4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся: допускает неточности, оговорки и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя. Если учащийся в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5».

«3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает сущность рассматриваемых понятий, но при ответе: обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; испытывает затруднения в определении основных понятий, определений, правил; отвечает неполно на вопросы учителя, недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение, нуждается в постоянной помощи учителя; не может применить знания в новой ситуации и связать с раннее изученным материалом.

«2» ставится в том случае, если учащийся: не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов; не умеет использовать средства наглядности; при ответе допускает ошибки, которые не может исправить даже при помощи учителя; допустил больше ошибок, чем необходимо для оценки 3.

«1» учащимся не ставится.

При выполнении письменных самостоятельных и контрольных работ:

Оценка «5» ставится, если учащийся: выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя в полном объеме или выполнил работу в объёме, который соответствует учёту психофизических особенностей учащегося; допустил 1-3 недочета или 1-2 ошибку, с учётом специфических ошибок для данной группы обучающихся.

Оценка «4» ставится, если учащийся: правильно выполнил большую часть работы (свыше 50 %); допустил 2-3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если учащийся: выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя правильно (30%-50%); выполнил ½ всей работы правильно с использованием необходимой наглядности.

Оценка «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала).

Оценка «1» обучающимся не ставится.

При оценке письменных работ грубой ошибкой считается: неверное выполнение заданий вследствие неточного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых информационных данных).

Примечание: при спорной оценке решение принимается в пользу учащегося.

В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений лишь отдельные учащиеся способны усвоить программный материал качественно, в полном объёме. Остальные учащиеся могут знакомиться с программой в целом, а успешно усваивать только часть знаний и умений. Поэтому нормы оценок учащихся носят условный характер. В этом вопросе требуется разумный компромисс между понятиями «оценка знаний» и «возможности ребёнка». При проверке работ следует учитывать не только уровень знаний, умений и владений учащегося, но и академические и жизненные компетенции, достижения учащегося в зоне ближайшего развития.

Результаты достижений жизненных компетенций отражаются в портфолио учащихся.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Основы социальной жизни

(1 час в неделю, всего 34часа)

№ п/п Колич. Дата проведения

Наименование разделов/тем часов По плану По факту

Вводный урок (1)

  1. Знакомство с предметом 1 03.09

«Основы социальной жизни»

Личная гигиена и здоровье (5)

  1. Забота о себе 1 10.09

  2. Утренняя гимнастика 1 17.09

  3. Закаливание 1 24.09

  4. Забота о руках 1 01.10

Забота о ногах

Охрана здоровья (1)

  1. Забота о глазах 1 08.10

Проектная работа (2)

  1. Важные правила здорового человека 2 15.10

22.10

Жилище (3)

  1. Каким бывает дом 1 05.11

  2. Порядок в доме 1 12.11

  3. Комнатные растения 1 19.11

Одежда и обувь (4)

  1. По одёжке встречают 2 26.11

03.12

  1. Идеальная пара 2 10.12

17.12

Обобщение (1)

  1. Важные правила аккуратного человека 1 24.12

Питание (4)

  1. Еда для здоровья 1 07.01

  2. Как правильно есть 1 14.01

  3. Завтрак — начало дня 1 21.01

  4. Мастерская бутербродов 1 28.01

Транспорт (3)

  1. Транспорт — это удобно 1 04.02

  2. На заметку пассажиру 1 11.02

  3. Мы — пассажиры 1 18.02

Средства связи (3)

  1. Зачем нужны средства связи 1 25.02

  2. Мои средства связи 2 04.03

11.03

Семья (4)

  1. Семья 1 18.03

  2. Семейные традиции 1 01.04

  3. Моя семья 2 08.04

15.04

Закрепление и обобщение

пройденного (2)

  1. Важные правила современно- го человека: знаю, 2 22.04

пони- маю, умею 29.04

Итоговая контрольно-диагностическая работа (1) 06.05

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Медико-санитарная подготовка учащихся: В. Н. Завьялов, М.И. Гоголев, В.С. Мордвинов и др.; под ред. П.А. Курцева, М.: Просвещение, 1988. - 112 с.

2.Коструб А.А.- медицинский справочник туриста. - М.: Проф-издат, 1986. - 240 с.

3.Книга для девочек: Сборник/ Н. Сухова, В. Ярцев- Новосибирск:

«Мангазея», 1996. - 352 с.

Интернет ресурсы:

  1. https://multiurok.ru

  2. https://infourok.ru