СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по физкультуре 1-2 класс ФГОС

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физическая культура в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях является составной частью учебно-воспитательного процесса и решает образовательные, воспитательные, лечебнооздоровительные и коррекционно-компенсаторные задачи. Уроки физической культуры − основная форма обучения, воспитания и развития учащихся.  В процессе обучения физическим упражнениям дети с нарушениями интеллекта приучаются выполнять их в различных условиях: утром при проведении зарядки, во время динамической паузы на переменах и т.д. С помощью основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье, перелезание) у детей 1−4 классов формируются прикладные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни. Физическое воспитание в школе рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением. Содержание уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений и игр. В процессе обучения у учащихся возрастает потребность в движениях,повышается физическая активность, увеличивается объем двигательных умений и навыков, что влечет за собой изменение в физическом развитии, улучшение работы всех функциональных систем (сердечно - сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной). В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования по физической культуре предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развивается мышление, творческие способности и самостоятельность.  

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по физкультуре 1-2 класс ФГОС»

Пояснительная записка


1. Рабочая программа составлена с учетом следующих
нормативных документов:
1) Федерального закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с
изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации»;
3) Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014 с изменениями, вступившими в силу с 21.10.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 6, 9, 10, 11);
4) Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений VIII вида
РФ;
5) Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 октября 2010г.
NИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры»
6) Приказ Минобрнауки от 6 октября 2009г. № 373 «Об утверждении и
введении в действие Федерального государственного стандарта общего
начального образования».
7) Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 – 4 классы, рекомендованная Министерством образования и науки РФ. Автор: Бгажнокова И.М.: – М: Просвещение, 2011 г.
8) Образовательной программы ГКОУ Новобрянская СКОШИ VIII ВИДА и учебного плана на 2017-2018 учебный год.
2. Используемый УМК
За основу взята программа «Физическая культура», из сборника программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 – 4 классы. Автор: Бгажнокова И.М.: – М: Просвещение, 2011 г. «Уроки физической культуры в начальных классах». Пособие для учителя специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В. М. Мозговой — М.: Просвещение, 2009. — 256 с.
Образовательный процесс в коррекционном учебном учреждении регламентируется специальным учебным планом, составленным на основе типового (базисного) плана и утвержденным государственными органами управления образованием.
3. Место предмета в междисциплинарной программе
Физическая культура в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида является составной частью учебно-воспитательного процесса и решает образовательные, воспитательные, лечебнооздоровительные и коррекционно-компенсаторные задачи. Уроки физической культуры − основная форма обучения, воспитания и развития учащихся.
В процессе обучения физическим упражнениям дети с нарушениями интеллекта приучаются выполнять их в различных условиях: утром при проведении зарядки, во время динамической паузы на переменах и т.д.
С помощью основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье, перелезание) у детей 1−4 классов формируются прикладные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни. Физическое воспитание в школе VIII вида рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.
Содержание уроков состоит из базовых основ физической культуры и
большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений и игр. В процессе обучения у учащихся возрастает потребность в движениях,
повышается физическая активность, увеличивается объем двигательных умений и навыков, что влечет за собой изменение в физическом развитии, улучшение работы всех функциональных систем (сердечно - сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной).
В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования по физической культуре предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развивается мышление, творческие способности и самостоятельность.
4. Цель и задачи программы
Целью реализации программы физического воспитания в начальной школе является содействие всестороннему развитию, направленному на формирование физической культуры личности школьника. Система физического воспитания объединяет все формы занятий физическими упражнениями и должна способствовать социализации ученика в
обществе. Учитывая особенности в работе с данной категорией детей: это разнородность по возрасту, психическим, двигательным и физическим данным физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием.
Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания.
Реализация цели рабочей программы соотносится с решением следующих задач:
коррекция и компенсация нарушений физического развития;
формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью. Освоение предмета данной деятельности способствует не только активному развитию физической природы занимающихся, но и формированию у них психических и социальных качеств личности, которые во многом обусловливают становление и последующее формирование универсальных способностей (компетенций) человека.
Универсальность компетенций определяется в первую очередь широкой их востребованностью каждым человеком, объективной необходимостью для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурной деятельности. В число универсальных компетенций, формирующихся в начальной школе в процессе освоения учащимися предмета физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью, входят:
умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми
людьми.
5. Сроки реализации программы, количество часов в неделю, за год.
В соответствии с учебным планом ГКОУ Новобрянская СКОШИ VIII вида , урок
физической культуры в начальных классах проводится три раза в неделю (3
часа в неделю), в год 99 часов в 1 – м классе и 102 часа во 2, 3, 4 классах.
Срок реализации программы: 2017 – 2020 учебный год (3 года).


Класс

I

II

III

IV

часы

3

3

3

3

В год

99

102

102

102


6. Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
Формирование чувства гордости за свою родину, российский народ и
историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Формирование уважительного отношения к культуре других народов.
Развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл обучения, принятие и освоение социальной роли обучающегося.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование этических потребностей, ценностей и чувств.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Овладение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать, и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Определение общей цели и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
Овладение базовыми, предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи между объектами и процессами.
Предметные результаты:
Формирование первоначальных представлений о значении физической
культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального, психического), о ее позитивном влиянии на человека (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации.
Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры).
Формирование навыка наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела, ) показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации).

Содержание учебного предмета

Урок физической культуры характеризуется следующими особенностями:
Вводная часть урока. В этой части решаются организационные задачи.
Вводная часть урока имеет большое значение, особенно в младших классах. Продолжительность вводной части составляет 5 – 8 минут.
Подготовительная часть урока. Подготавливает организм учащихся к предстоящей двигательной нагрузке. Средствами подготовки могут быть физические упражнения общеразвивающего характера, несложные в координационном отношении. Продолжительность подготовительной части урока 10 – 15 минут.
Основная часть урока. В основной части урока решаются образовательные, коррекционные и оздоровительные задачи. Средствами для их решения являются упражнения основной гимнастики, легкоатлетические упражнения, игры различного характера. Основная часть урока длится 20—25 мин и плавно переходит в заключительную часть.
Заключительная часть урока решает две задачи.
1. Подготовить учащихся к следующим урокам или к организованной деятельности во внеурочное время.
2. Подвести итоги урока, оценить умения и навыки учащихся, определить их отношение к уроку. продолжительность заключительной части урока будет зависеть от суммарной величины физической нагрузки, выполненной школьниками в его основной части.
Продолжительность урока составляет – 40 минут.
Важнейшим требованием современного урока является обеспечение
дифференцированного и индивидуального подходов к учащимся с учётом их
состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, и особенностей психофизического развития.


Распределение учебного материала по разделам и классам


п/п

Вид
программного
материала

Класс

1

2

3

4

1

Гимнастика

32

32

32

32

2

Лёгкая атлетика

28

33

35

39

3

Подвижные игры

30

28

24

20

4

Лыжи

9

9

11

11

5

Основы знаний

В процессе урока

Всего часов

99

102

102

102





Планирование учебного материала по четвертям 1 класс

Раздел программы

Количество часов

Общее

По учебным четвертям

I

II

III

IV

Знания о физической культуре

6

6

0

0

0

Гимнастика с элементами акробатики

34

6

21

3

4

Легкая атлетика

19

6

0

4

9

Лыжная подготовка

12

0

0

12

0

Подвижные игры

28

9

0

8

11

Всего

99

27

21

27

24



Планирование учебного материала по четвертям 2 класс

Раздел программы

Количество часов

Общее

По учебным четвертям

I

II

III

IV

Знания о физической культуре

4

4

0

0

0

Гимнастика с элементами акробатики

31

5

21

1

4

Легкая атлетика

28

10

0

8

10

Лыжная подготовка

12

0

0

12

0

Подвижные игры

27

8

0

9

10

Всего

102

27

21

27

24






Содержание начального общего образования по учебному
предмету «Физическая культура»


Все физические упражнения в программе по физической культуре представлены разделами: «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Подвижные игры», «Лыжи».


В раздел «Гимнастика с элементами акробатики» включены:
строевые и порядковые упражнения;
общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами;
коррекционные упражнения;
упражнения в лазанье и перелезании;
упражнения в равновесии;
висы простые;
элементы акробатики;
упражнения в смене активного напряжения и расслабления;

В раздел «Легкая атлетика» включены:
ходьба;
упражнения с основами бега;
прыжковые упражнения;
лазанье, перелезание, ползание как спортивный вид упражнений (прикладной характер);
метание;
В разделе «Лыжная подготовка» (коньки) по выбору с учетом региональных и климатических условий, катание на санках.
Большое место в закреплении изученных упражнений отводится играм различной направленности, учитываем региональный компонент (бурятские народные подвижные игры). В основном используются игры с элементами строя; бега; прыжков; метания; близкие к спортивным; спортивной направленности.

Строевые и порядковые упражнения. Эти упражнения наиболее разнообразные. Овладение ими помогает учащимся лучше ориентироваться в зале, запоминать свое место в строю, успешно выполнять построение и перестроение.
Начиная с подготовительного класса детей, следует строить по заранее начерченной линии, по ориентирам, проводить с ними различные игры типа «Кто быстрее», «Точно по местам». Этим упражнениям надо уделять особое внимание, можно обучение
построению и перестроению проводить в основной части урока. Затратив больше времени на обучение, учитель тем самым в дальнейшем добивается высокой сознательной организованности, четкого выполнения учащимися строевых команд.
Общеразвивающие упражнения (основные положения и движения
рук, ног, туловища, головы). Этот материал на уроках физкультуры выполняет три функции:
• помогает ученику быстрее запомнить направление;
• развивает двигательные качества: силу, ловкость, быстроту;
• используется как подготовительные упражнения при обучении более сложным движениям.
Среди общеразвивающих упражнений необходимо использовать различные дыхательные упражнения: под хлопки, удары барабана, под счет, сигнал свистка, по показу учителем.
При выполнении упражнений учитель указывает на правильное сочетание дыхания с движением: руки вверх, в стороны, отведены назад — вдох; при сведении рук вперед, опускании вниз — выдох; наклоны туловища вперед, в стороны — выдох. Каждое упражнение повторяется 5—8 раз. В 1и 2 классах следует чаще выполнять упражнения в игровой форме, как имитационные. Например: «Ходит цапля по болоту, увидела лягушку. Замерла». При произнесении слова «замерла» дети, удерживая равновесие, делают выдох и на счет «два-три» стоят на одной ноге, руки в стороны.
Общеразвивающие упражнения с предметами (с малыми мячами, гимнастическими палками, короткими скакалками, флажками, малыми обручами, мешочками, наполненными песком). Эти упражнения — активное средство концентрации внимания, укрепления двигательного аппарата ребенка. Из этих упражнений можно составить несколько комплексов утренней гигиенической гимнастики, которые разучиваются на уроках и предлагаются как домашнее задание.
Важное значение для правильного выполнения общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов имеет принятие исходного положения (и. п.). Особенно этому надо учить детей 1 классов. Целесообразно обучать их следующим исходным положениям: стоя, сидя, лежа на животе, спине, стоя на коленях. Использование на уроках флажков, кубиков, кеглей, палок, скакалок и более крупных предметов — длинных палок, реек, больших обручей, баскетбольных мячей — помогает учителю разнообразить, варьировать выполнение упражнений, а использование физкультурного инвентаря вызывает интерес к процессу выполнения. Действия учащихся становятся согласованными, они прикладывают максимум усилий к достижению результата, стараются действовать дружно. Это очень важно в 1—2 классах. При построениях с палками, флажками, малыми обручами необходимо обеспечить возможность передвигаться, стоять в строю на достаточном расстоянии друг от друга. Этому надо учить детей на самых первых уроках.
Обучение общеразвивающим упражнениям является определяющим. Упражнения подбираются так, чтобы они выполняли избирательное воздействие на коррекцию имеющихся нарушений физического развития, для формирования осанки, ориентировки в пространстве, при дифференцировке мышечных усилий и т. д. Выполняя упражнения с предметами, дети ориентируются на сам предмет, его цвет, вес, размер, местонахождение, обучаются особым способам манипулирования предметом. Хотя общеразвивающие упражнения и недоступны некоторым учащимся 1 классов (самостоятельное выполнение),
учитель обязан на каждом занятии использовать их при условии правильного
руководства процессом обучения.
Коррекционные упражнения. В программе 1−4 классов коррекционные общеразвивающие упражнения направлены на:
• развитие пространственно-временнóй дифференцировки и точности
движений;
• формирование правильной осанки и ориентации во времени и пространстве;
• развитие и совершенствование сенсомоторики;
• интеллектуально-познавательное развитие.
Выбор коррекционных упражнений в каждом конкретном случае зависит от соматического состояния, уровня физического развития, анализа дефектов моторики, индивидуальных особенностей каждого ученика. Упражнения должны выполняться в различных исходных положениях, под счет, музыку.
Большое значение имеют игровые упражнения. Именно они создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному развитию учеников. В этих упражнениях, в отличие от других, нет правил, регламентирующих темп, время, смену движений, но они позволяют учащимся начальной школы выполнить задание учителя самостоятельно. Например, в игровом упражнении «Перепрыгни через скакалку» ученики 1 классов переступают через лежащую на полу скакалку; ученики 2—3 классов перепрыгивают по нескольку раз только вперед,
а ученики 4 класса перепрыгивают вперед-назад; сильные ученики перепрыгивают через вращающуюся скакалку.
Игровые упражнения, как и коррекционные, в данном возрасте пока не
требуют согласований движений каждого ребенка с движениями других детей, они являются последовательным переходом от индивидуальных действий к совместным.
Акробатические упражнения. Акробатические упражнения в программе по физической культуре начальных классов представлены как элементы. Это группировка, лежа на спине, перекаты в положении лежа в разные стороны, кувырки вперед, стойка на лопатках, кувырки назад и т. д. Обучение акробатическим упражнениям в коррекционной школе строго индивидуально. Акробатические упражнения разносторонне влияют на организм детей, особенно на вестибулярный аппарат. Использование акробатических упражнений помогает развитию ориентировки в пространстве и чувства равновесия. Обучение строго индивидуально при наличии страховки и оказании необходимой помощи.
Упражнения в лазанье и перелезании. Лазанье и перелезание проводят в основном при одновременной опоре рук и ног на гимнастической стенке, скамейках, гимнастическом коне, бревне. Способы лазанья и перелезания определены в программе.
Упражнения в лазанье и перелезании — хорошее средство для укрепления мышц рук и туловища. Они помогают развитию ориентировки в пространстве, координационных возможностей, смелости. Обучение строго индивидуально.
Упражнения в равновесии. Упражнения в равновесии способствуют формированию правильной осанки, выработке навыка держать тело в необходимом положении. Эти упражнения вводятся как для обучения какому-то действию с сохранением равновесия, так и для воспитания чувства равновесия на определенной высоте в статическом или динамическом положении. В коррекционной школе предлагаются упражнения в равновесии на уменьшенной и повышенной опорах с различными предметами. Все упражнения на развитие равновесия требуют от учащихся сосредоточенности, внимания, волевых усилий. Поэтому их следует проводить в среднем и медленном темпе под наблюдением учителя, который оказывает помощь некоторым учащимся и страхует их.
Недостаточное развитие функции равновесия влияет на точность движений, ритм, темп, на улучшение координационных способностей.
Начинать обучение равновесию в 1—2 классах надо на полу: стоя на одной ноге, руки вверх — в стороны; стоя на носках с тем же исходным положением; ходьба и бег по узкому коридору, обозначенному на полу; ходьба на повышенной опоре (гимнастическая скамейка), по рейке гимнастической скамейки, низкому бревну. Эти же упражнения можно выполнять с предметами, с перешагиванием через предмет, с ловлей и подбрасыванием предметов (мяч, малая гимнастическая палка), а сильным учащимся — прыжки вверх в шаге через вращающуюся скакалку.
Ходьба. Большинство учащихся коррекционной школы не умеют правильно ходить. Их надо этому учить с 1 класса. Нарушения ходьбы настолько разнообразны, что учителю даже трудно их объединить в группы. Но самыми распространенными нарушениями ходьбы являются: некоординированность движений рук с движениями ног; неправильная постановка стопы; шаркающая походка, наличие синкинезий (непроизвольные содружественные движения, сопровождающие включение в движение двух рук); неумение прямо держать голову; пружинистая походка и т. д. Задача учителя: последовательно формировать у детей легкую, непринужденную походку с хорошей координацией движений рук и ног. В дальнейшем отрабатывать умение сохранять направление и определенное расстояние между идущими впереди и сзади учащимися. Учитель должен помнить, что ходьба и бег являются жизненно важными прикладными двигательными действиями, поэтому при обучении большое значение имеет личный показ.
Трудной для детей является ходьба с высоко поднятыми коленями. Учитель показывает, а затем просит детей короткими шагами, но высоко поднимая колени, осуществить движения. Необходимо практиковать ходьбу в различном темпе, с различной постановкой стоп: на пятках, на внешней и внутренней стороне стоп, на носках; с предметами: гимнастической палкой, малым обручем, волейбольным или баскетбольным мячом, флажками, скакалкой и т. д. в различном исходном положении (перед собой, на лопатках, за спиной, на плечах). Задания должны быть доступными, понятными, правильно показанными, с имитацией движений гимнаста, лыжника, конькобежца; под музыку, на счет, под команду учителя, с хлопками и сигналами.
Бег — это естественный вид движений, который должен быть использован на каждом уроке. Он выполняется в медленном и ускоренном вариантах. Обучение бегу вызывает ряд трудностей. Большинство детей с нарушениями интеллекта не понимают назначение бега, они не могут регулировать дыхание, преодолевать утомление, распределять энергетический потенциал.
В начальных классах учащихся обучают бегу с сохранением осанки, с перебежками группами и по одному, с преодолением препятствий на отрезке 30 м, медленному бегу до 2 мин, челночному бегу (3 × 10 м), круговой и встречной эстафетам. Но такими навыками бега дети овладевают с трудом.
Это обусловлено тем, что бег входит во многие виды упражнений (прыжки,
метание, игры), поэтому учитель соответственно предъявляет разные требования.
Вот почему в коррекционной школе обучение бегу необходимо проводить только в естественных условиях и, пока не сформированы навыки свободного, прямолинейного бега на носках с хорошей осанкой, с достаточно высоким подниманием бедра, с параллельной постановкой стоп, никакие другие изменения вводить нельзя.
В 1 классе особое внимание учитель должен уделить непринужденному, свободному бегу с сохранением осанки, чтобы дети не сталкивались при беге, бежали по определенному коридору до обозначенного места.
Во 2 классе требования те же. Начинается обучение постановке ноги с передней части стопы, при этом бежать следует ритмично, с изменением темпа (быстрее, медленнее).
В 3—4 классах переходят к обучению быстрому бегу (до 60 м), формированию умения преодолевать различные препятствия во время бега. Препятствиями могут быть мячи, гимнастические палки, булавы, гимнастические скамейки; детям нужно объяснять и показывать все действия, как лучше, рациональнее их выполнять и почему. Хорошим средством совершенствования навыков бега являются игры с элементами бега.
Прыжки. В начальных классах начинается интенсивное обучение прыжкам на месте, через препятствие, в длину с места, в высоту с шага (небольшого разбега), в длину с прямого разбега, в высоту способом перешагивания, согнув ноги и на результат.
При обучении особое внимание учитель должен уделить технике выполнения прыжка и, конечно, качеству. Общее требование — правильное приземление. Оно должно быть без потери равновесия, мягким. Надо научить ребенка правильно приземляться и падать. Поэтому вначале следует обучать выполнению прыжков с небольшой высоты, в глубину. Это будет способствовать преодолению страха. При обучении прыжку в длину и в высоту с разбега надо обратить внимание на сам разбег и отталкивание. В 1−2 классах можно учить отталкиванию без обозначения места, но недалеко от гимнастического мата, прыжковой ямы. Как подготовительные упражнения к любому прыжку (в длину, высоту, опорному) можно использовать прыжки на одной; спуски в основной и в средней стойках (3—4 классы); повороты переступанием вокруг пяток лыж (2 класс), вокруг носков лыж (4 класс).


Средства, используемые при реализации программы:


1. физические упражнения;
2. корригирующие упражнения;
3. коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
4. материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;
5. наглядные средства обучения.
Способы организации детей на уроке физической культуры – фронтальный, поточный, посменный, круговой, индивидуальный.


Требования к знаниям и умениям обучающихся
Требования к уровню подготовки выпускников 1 класса


Обучающиеся должны знать:
- правила изучаемых игр;
- правила выборы одежда и обуви для занятий на улице в зимний период;
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять команды учителя;
- строиться в одну колонну, шеренгу;
- произвольно лазать по гимнастической стенке;
- ходить с сохранением правильной осанки, на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы;
- прыгать в длину с места;
- бросать и ловить мяч;
- ходить на лыжах приставным шагом, ступающим шагом;
- играть в подвижные игры.


Требования к уровню подготовки выпускников 2 класса
Обучающиеся должны знать:
- правила изучаемых игр;
- правила переноски лыж;
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять команды учителя;
- строиться в одну колонну, шеренгу, осуществлять перестроение;
- лазать по наклонной гимнастической скамейке;
- ходить с высоким подниманием бедра, в полуприседе, с различными положениями рук, с перешагиванием через предмет;
- прыгать в длину и в высоту;
- метать мяч в цель;
- ходить на лыжах скользящим, ступающим шагом;
- играть в подвижные игры.






Контроль и оценка планируемых результатов
реализации программы


1. Методы и формы контроля при оценивании успеваемости учащихся
на уроках физической культуры
Формами подведения итогов реализации программы являются:
включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-тренировочных занятий;
проверка выполнения отдельных упражнений;
выполнение установленных для каждого индивидуально заданий.
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся. Успеваемость оценивается по пятибалльной системе. В коррекционной школе главным требованием при оценивании умений и навыков является создание благоприятных условий для выполнения изучаемых упражнений и их качественное выполнение:
как ученик овладел основами двигательных навыков;
как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;
как понимает и объясняет разучиваемое упражнение;
как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество выполнения;
как понимает объяснение учителя, спортивную терминологию;
как относится к урокам;
каков его внешний вид; соблюдает ли дисциплину.

Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. Следовательно, оценка «5» выставляется за такое выполнение сразу. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки — это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительнымошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков
в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Оценка за такое выполнение «4», если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких; если их больше, то оценка «3».
Грубые ошибки — это такие, которые искажают технику движения,
влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Оценка может быть «3», если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.

Таким образом, на уроках физкультуры у учителя будут три группы детей по структуре дефекта и уровню физического развития и двигательной подготовленности.
Во время урока учитель оценивает действия не только каждого ученика, но и всей подгруппы, выбирает методы воздействия на ученика и подгруппу, дает возможность детям оценить действия своих товарищей в группе и в классе.
Очень важно давать четкие задания, сочетать объяснение с показом и проверять, как усвоили ученики инструкцию, понимают ли они ее.
Действия учащихся будут успешными, если учитель:
хорошо знает возможности учащихся класса (физические, интеллектуальные);
ведет Карточку здоровья каждого ученика;
сам владеет физкультурной терминологией, приучает детей слушать эти
слова-термины и постепенно вводит их в речь учащихся.












































Список использованной литературы


1. Арзуманов С. Г. Физическое воспитание в школе. Практические советы
преподавателям; Феникс - Москва, 2009.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
3. Винер И. А., Горбулина Н. М., Цыганкова О. Д. Физическая культура.
Гармоничное развитие детей средствами гимнастики. 1-4 класс. Методическое пособие; Просвещение - Москва, 2012
4. Лечебная физическая культура: Справочник. / Под ред. Проф. В.А.
Епифанова. М.: Медицина, 2004.
5. Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психологопедагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии:
Учебное пособие. - М.: СпортАкадемПресс, 2002.
6. Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры: Учеб. Для институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991.
7. Мозговой В. М. «Уроки физической культуры в начальных классах».
Пособие для учителя специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида.— М.: Просвещение, 2009.
8. Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте. Учебно-методическое пособие. – СПб: «Речь»
2007.
9. Ковалько В. И. Поурочные разработки по физкультуре; ВАКО - Москва, 2012.
10.Правдов М. А. Уроки физической культуры. 1-4 классы; Илекса - Москва, 2009.
11.Физическая реабилитация. Учебник. Под ред. проф. С.Н. Попова. Издание второе.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
12.Физкультура. 1 класс. Поурочные планы. Первое полугодие; Учитель -
Москва, 2012.
13.Физическая культура. 1-11 классы. Программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений; Дрофа - Москва, 2010.