«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по УВР Директор
МБОУ СОШ№5
МБОУ СОШ №5 ____/____________/
___/___________/ Приказ № ______ от
«__»______20__г. «____»_______20___г.
Адаптированная рабочая программа ( вариант 7.2)
по изобразительному искусству в 1 классе
«Рассмотрено »
Учитель : Ринчинова Ася Михайловна
Руководитель МО
___/___________/
Протокол №____ от
«____» ___________20____г.
2018-2019 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
1 КЛАСС
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных).
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешения красок и получение нового цвета.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков работы гуашью.
Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев.
Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёма симметрии.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В.М. Васнецова, М.А. Врубеля и другие по выбору учителя).
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений.
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения.
Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их особенности.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части.
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В.М. Васнецова, М.А. Врубеля и другие по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование с целью выражения ярких зрительных впечатлений.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.
1 КЛАСС (33 часа)
Модуль | Программное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
Модуль «Графика» | Линейный рисунок. Разные виды линий. Линии в природе. Ветки (по фотографиям): тонкие — толстые, порывистые, угловатые, плавные и др. Графические материалы и их особенности. Приёмы рисования линией. Последовательность рисунка. Первичные навыки определения пропорций и понимания их значения. От одного пятна — «тела», меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных. Линейный тематический рисунок (линия-рассказчица) на сюжет стихотворения или сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе и др.) с простым и весёлым повествовательным сюжетом. Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим рабочим местом. Рассмотрение средств выражения — пятна и линии — в иллюстрациях художников к детским книгам | Осваивать первичные навыки работы графическими материалами. Наблюдать характер линий в природе. Создавать простейший линейный рисунок — упражнение на разный характер линий. Осваивать последовательность выполнения рисунка. Приобретать опыт обобщения видимой формы предмета. Анализировать и сравнивать с помощью учителя соотношение частей, составляющих одно целое, рассматривать изображения животных с контрастными пропорциями. Приобретать навыки рисования по представлению и воображению. Выполнить простой линейный рисунок на темы стихов С. Я. Маршака, А. Л. Барто, Д. Хармса, С. В. Михалкова и др. (по выбору учителя) с простым весёлым, озорным развитием сюжета. Учиться работать на уроке с жидкой краской. Приобрести новый опыт наблюдения окружающей реальности. Рассматривать иллюстрации известных художников детских книг с позиций освоенных знаний о пятне, линии. |
Модуль «Живопись» | Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета. Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. Развитие навыков работы гуашью и навыков наблюдения. Работа гуашью, в технике аппликации или в смешанной технике. | Осваивать навыки работы гуашью. Знать три основных цвета. Называть ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Экспериментировать, исследовать возможности смешения красок, наложения цвета на цвет, размывания цвета в процессе работы над разноцветным ковриком. Выполнить гуашью рисунок цветка или цветов на основе демонстрируемых фотографий или по представлению. Развивать навыки рассматривания разной формы и строения цветов под руководством учителя. Иметь представления о свойствах печатной техники. |
Модуль «Скульптура» | Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика и т. д.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания. Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания в работе над объёмной аппликацией. | Осваивать первичные навыки лепки — изображения в объёме. Лепить из целого куска пластилина мелких зверушек путём вытягивания, вдавливания. Овладевать первичными навыками работы в объёмной аппликации и коллаже. Приобретать опыт коллективной работы по созданию в технике аппликации панно из работ учащихся. |
Модуль «Декоративно-прикладное искусство» | Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев. Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или полосе. Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги. Форма и украшение бытовых предметов. | Рассматривать под руководством учителя различные примеры узоров в природе (на основе фотографий). Выполнять рисунок бабочки, украсив узорами её крылья. Приобретать опыт использования правил симметрии при выполнении рисунка. Рассматривать примеры художественно выполненных орнаментов. Определять с помощью учителя и с опорой на образец в предложенных орнаментах мотивы изображения: растительные, геометрические, анималистические. Рассматривать орнаменты в круге, полосе, квадрате в соответствии с оформляемой предметной поверхностью. Выполнять гуашью творческое орнаментальное стилизованное изображение цветка, птицы и др. (по выбору) в круге или в квадрате (без раппорта). Осваивать технику оригами, сложение несложных фигурок. Осваивать навыки работы с бумагой, ножницами, клеем, подручными материалами. |
Модуль «Архитектура» | Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем мире по фотографиям, обсуждение их особенностей и составных частей зданий. Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использование приёмов симметрии. | Рассматривать различные здания в окружающем мире (по фотографиям). Выполнить рисунок придуманного дома на основе полученных впечатлений (техника работы может быть любой, например, с помощью мелких печаток). Осваивать приёмы складывания объёмных простых геометрических тел из бумаги (параллелепипед, конус, пирамида) в качестве основы для домиков. |
Модуль «Восприятие произведений искусства» | Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия произведений детского творчества и формирование зрительских умений. Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия. Представление о различных художественных материалах. Обсуждение содержания рисунка. Художественное наблюдение предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки). Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой. Знакомство с живописной картиной. Произведения В.М. Васнецова, М.А. Врубеля и других художников (по выбору учителя). Художник и зритель. Произведения И.И. Левитана, А.Г. Венецианова, И.И. Шишкина, А.А. Пластова, К.Моне, В. Ван Гога и других художников (по выбору учителя) по теме «Времена года» | Рассматривать с помощью учителя детские рисунки с позиций их содержания и сюжета. Объяснять с помощью учителя расположение изображения на листе и выбор вертикального или горизонтального формата. Объяснять, какими художественными материалами (карандашами, мелками, красками и т. д.) сделан рисунок. Рисовать, выполнить рисунок на простую, всем доступную тему, например «Весёлое солнышко», карандашами или мелками Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной задачи (установки). Осваивать опыт восприятия архитектурных построек. Осваивать опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах в соответствии с учебной установкой. Приобретать опыт специально организованного общения со станковой картиной. Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной. Знать основные произведения изучаемых художников |
Модуль «Азбука цифровой графики» | Фотографирование мелких деталей природы. | Приобретать опыт фотографирования с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы. |
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС (33 часа)
Модуль | Программное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
Модуль «Восприятие произведений искусства» | Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия произведений детского творчества и формирование зрительских умений. Расширение представлений о композиции: на уровне образного восприятия. Закрепление представлений о различных художественных материалах. Обсуждение содержания рисунка. | Наблюдать, рассматривать, анализировать по вопросам учителя детские рисунки с позиций их сюжета, настроения. Объяснять с помощью учителя расположение изображения на листе и выбор вертикального или горизонтального формата. Объяснять, какими художественными материалами (карандашами, мелками, красками и т. д.) сделан рисунок. Рисовать рисунок на простую тему карандашами или мелками с учетом приобретенных знаний в 1 классе. |
Модуль «Графика» | Линейный рисунок. Графические материалы и их особенности. Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треугольный, круглый, овальный, длинный). Последовательность рисунка. Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в изображение зверушки или фантастического зверя. Развитие образного видения и способности целостного, обобщённого видения. Пятно как основа графического изображения. Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт. Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим рабочим местом. Рассмотрение и анализ средств выражения — пятна и линии — в иллюстрациях художников к детским книгам | Закреплять первичные навыки работы графическими материалами. Выполнять с натуры рисунок листа дерева с опорой на план. Рассматривать и обсуждать по вопросам учителя характер формы листа. Закреплять последовательность выполнения рисунка. Приобретать опыт обобщения видимой формы предмета. Анализировать и сравнивать с помощью учителя соотношение частей, составляющих одно целое, рассматривать изображения животных с контрастными пропорциями. Приобретать опыт внимательного аналитического наблюдения. Развивать навыки рисования по представлению. Использовать графическое пятно как основу изобразительного образа. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Приобрести знания о пятне и линии как основе изображения на плоскости. Закреплять навыки работы на уроке с жидкой краской. Создавать изображения на основе пятна путём добавления к нему деталей, с опорой на зрительный образец. Рассматривать иллюстрации известных художников детских книг с позиций освоенных знаний о пятне, линии и пропорциях под руководством учителя. |
Модуль «Живопись» | Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Эмоциональная выразительность цвета. Цвет как выражение настроения, душевного состояния. Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения | Закреплять навыки работы гуашью в условиях школьного урока. Понимать эмоциональное звучание цвета, то, что разный цвет «рассказывает» о разном настроении — весёлом, задумчивом, грустном и др. Объяснять с помощью учителя, как разное настроение героев передано художником в иллюстрациях. Выполнять красками рисунок с весёлым или грустным настроением. Выполнять изображения разных времён года. Рассуждать и объяснять, какого цвета каждое время года и почему, как догадаться по цвету изображений, какое это время года. Осваивать технику монотипии для развития живописных умений и воображения. Осваивать свойства симметрии на доступном для учащегося с ЗПР уровне. |
Модуль «Скульптура» | Изображение в объёме. Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов). Объёмная аппликация из бумаги и картона. | Наблюдать, воспринимать выразительные образные объёмы в природе: на что похожи формы облаков, камней, коряг, картофелин и др. (в классе на основе фотографий). Осваивать навыки объёмной аппликации (например, изображение птицы — хвост, хохолок, крылья на основе простых приёмов работы с бумагой). Рассматривать под руководством учителя глиняные игрушки известных народных художественных промыслов. Анализировать по предложенному плану строение формы, частей и пропорций игрушки выбранного промысла. Осваивать этапы лепки формы игрушки и её частей. Выполнить лепку игрушки по мотивам выбранного народного промысла с опорой на план. Осваивать приёмы создания объёмных изображений из бумаги. Приобретать опыт коллективной работы под руководством учителя по созданию в технике аппликации панно из работ учащихся. |
Модуль «Декоративно-прикладное искусство» | Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства. Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов. Дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов. Форма и украшение бытовых предметов. Приёмы бумагопластики. Сумка или упаковка и её декор | Характеризовать по предложенному плану различные примеры узоров в природе (на основе фотографий). Приводить примеры и делать ассоциативные сопоставления (с опорой на зрительный образец) с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства. Характеризовать по предложенному плану примеры художественно выполненных орнаментов. Рассматривать и характеризовать по предложенному плану орнамент, украшающий игрушку выбранного промысла. Выполнять на бумаге красками рисунок орнамента выбранной игрушки. Выполнять рисунок игрушки выбранного художественного промысла или, предварительно покрыв вылепленную игрушку белилами, наносить орнаменты на свою игрушку, сделанную по мотивам народного промысла. Узнавать о работе художника по изготовлению бытовых вещей. Осваивать навыки работы с бумагой, ножницами, клеем, подручными материалами |
Модуль «Архитектура» | Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем мире по фотографиям, обсуждение их особенностей и составных частей зданий. Макетирование (или создание аппликации) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина | Сравнивать по предложенному плану различные здания в окружающем мире (по фотографиям). Анализировать под руководством учителя особенности и составные части рассматриваемых зданий. Осваивать приёмы склеивания деталей, симметричного надрезания, вырезания деталей и др., чтобы получились крыши, окна, двери, лестницы для бумажных домиков. Макетировать в игровой форме пространство сказочного городка (или построить городок в виде объёмной аппликации) под руководством учителя. |
Модуль «Восприятие произведений искусства» | Расширение представлений о композиции: на уровне образного восприятия. Закрепление представлений о различных художественных материалах. Обсуждение содержания рисунка. Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение эмоционального содержания детских работ. Художественное наблюдение предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки). Знакомство с живописной картиной. Обсуждение произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением или со сказочным сюжетом. Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников (по выбору учителя). Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений. Произведения И.И. Левитана, А Г. Венецианова, И.И. Шишкина, А.А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по выбору учителя) по теме «Времена года» | Объяснять с помощью учителя расположение изображения на листе и выбор вертикального или горизонтального формата. Объяснять, какими художественными материалами (карандашами, мелками, красками и т. д.) сделан рисунок. Рисовать рисунок на простую тему карандашами или мелками с учетом приобретенных знаний в 1 классе. Наблюдать, разглядывать, анализировать по предложенному плану детские работы с позиций их настроения, расположения на листе, цветового содержания, соответствия учебной задаче, поставленной учителем. Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений и с учётом визуальной установки учителя. Осваивать опыт аналитического наблюдения архитектурных построек под руководством учителя. Приобретать опыт зрительских умений, включающих необходимые знания, личный жизненный опыт зрителя. Рассказывать зрительские впечатления и мысли. Знать основные произведения изучаемых художников |
Модуль «Азбука цифровой графики» | Запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. | Расширять опыт фотографирования с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы. Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения цели сделанного снимка, значимости его содержания под руководством учителя. |
При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.