СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
даптированная программа по литературе для обучающихся с ЗПР
Приложение к разделу 2.2 АООП ООО обучающихся с ЗПР
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ростовской области «Цимлянская школа-интернат»
|
|
|
|
|
|
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО ________ Гавриленко Н.В. протокол № ____ « »______2024 г. | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР ___________ Бочарова Л.В. « »__________2024г. | УТВЕРЖДАЮ: директор ГБОУ РО «Цимлянская школа – интернат» ____________Кочергина Л.А. приказ № ___ « »_____ 2024 г.
|
|
|
|
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7) - 6 «Б» класс.
Учитель – Кондрашева Олеся Александровна
2024-2025 учебный год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литература» (предметная область «Русский язык и литература» на уровне основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР, вариант 7) составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО (2021г)); Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФАОП ООО обучающихся с ОВЗ); Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Литература», Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР ,вариант 7; ГБОУ РО «Цимлянская школа-интернат» с учетом Федеральной рабочей программы воспитания.
В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности обучающегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование на уровне основного общего образования невозможно без учёта преемственности с учебным предметом "литературное чтение" на уровне начального общего образования, межпредметных связей с русским языком, учебным предметом "История" и учебными предметами предметной области "Искусство", что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся отечественной и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Наряду с этими целями, ставятся цели с учетом специфики проявления дефекта при ТНР целью изучения курса литературы, также является развитие навыков коммуникации, соблюдения норм речевого общения и социализация, формирование читательских компетенций - поиск, интерпретация, систематизация информации, формирование и развитие умения осознанно воспринимать текст, выделять нравственную проблематику, формировать представление о жанрах и художественно изобразительных средствах литературы. В рамках реализации поставленных целей решаются следующие задачи: осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах расширение номенклатуры языковых средств и формирование умения их активного использования в процессе учебной деятельности и социальной коммуникации; развитие всех видов речевой деятельности и их компонентов; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования на основе осознания художественной образности литературного текста; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; развитие эмоциональной сферы личности на основе восприятия и осмысления художественного текста, понимания позиции автора, а также мотивов и поступков героев произведений; развитие образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры; формирование и развитие текстовой компетенции: умений работать с текстом в ходе его восприятия, а также его продуцирования, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО и ФАООП,ФООП учебный предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Общее число часов, отведенных на изучение литературы составляет в 6 классе – часов (3 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 КЛАСС
Античная литература.
Гомер. Поэмы. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты).
Фольклор. Русские былины (не менее двух). Например, «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко». Народные песни и баллады народов России и мира (не менее трёх песен и одной баллады). Например, «Песнь о Роланде» (фрагменты). «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты), баллада «Аника-воин» и др.
Древнерусская литература.
«Повесть временных лет»(не менее одного фрагмента). Например, «Сказание о белгородском киселе», «Сказание о походе князя Олега на Царьград», «Предание о смерти князя Олега».
Литература первой половины XIX века.
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Песнь о вещем Олеге», «Зимняя дорога», «Узник», «Туча» и др. Роман «Дубровский».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трёх). «Три пальмы», «Листок», «Утёс» и др.
А. В. Кольцов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Косарь», «Соловей» и др.
Литература второй половины XIX века.
Ф. И. Тютчев. Стихотворения (не менее двух). «Есть в осени первоначальной…», «С поляны коршун поднялся…».
А. А. Фет. Стихотворения (не менее двух). «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «Я пришёл к тебе с приветом…».
И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг».
Н. С. Лесков. Сказ «Левша».
Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы по выбору).
А. П. Чехов. Рассказы (три по выбору). Например, «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника» и др.
А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».
Литература XX – начала XXI веков
Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века (не менее двух). Например, стихотворения С. А. Есенина, В. В. Маяковского, А. А. Блока и др.
Стихотворения отечественных поэтов XX века (не менее четырёх стихотворений двух поэтов). Например, стихотворения О. Ф. Берггольц, В. С. Высоцкого, Ю. П. Мориц, Д. С. Самойлова.
Проза отечественных писателей конца XX – начала XXI века, в том числе о Великой Отечественной войне (два произведения по выбору). Например, Б. Л. Васильев. «Экспонат №...»; Б. П. Екимов. «Ночь исцеления», Э.Н. Веркин «Облачный полк».
В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского».
Произведения отечественных писателей на тему взросления человека (не менее двух). Например, Р. П. Погодин. «Кирпичные острова»; Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»; Ю. И. Коваль. «Самая лёгкая лодка в мире» и др.
Произведения современных отечественных писателей-фантастов К.Булычев «Сто лет тому назад»
Литература народов Российской Федерации. Стихотворения (два по выбору). Например, М. Карим. «Бессмертие» (фрагменты); Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга»; К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…», «Что б ни делалось на свете…».
Зарубежная литература Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору).
Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору).
Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека (не менее двух). Например, Ж. Верн. «Дети капитана Гранта» (главы по выбору). Х. Ли. «Убить пересмешника» (главы по выбору) и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
- представление о способах противодействия коррупции;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
- активное участие в школьном самоуправлении;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
- осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;
- уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
- готовность адаптироваться в профессиональной среде;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;
- установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
- потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
- в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
- анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
- оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
- воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
- формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
- устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
- с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
- формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
- владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
- в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
- использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
- в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
- участниками взаимодействия на литературных занятиях;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
- развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
- регулировать способ выражения своих эмоций.
4) Принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
- признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
- проявлять открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
6 КЛАСС
1) Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать особенности литературы как вида словесного искусства, отличать художественный текст от текста научного, делового, публицистического;
3) осуществлять элементарный смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся);
определять тему и главную мысль произведения, основные вопросы, поднятые автором; указывать родовую и жанровую принадлежность произведения; выявлять позицию героя и авторскую позицию; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять основные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
понимать сущность теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, басня, послание); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, художественная деталь; юмор, ирония; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма, строфа;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры (с учётом возраста и литературного развития обучающихся);
сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 7 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку прочитанному;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 100 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения, аннотацию, отзыв;
8) владеть умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора, древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать собственное досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) развивать умения коллективной проектной или исследовательской деятельности под руководством учителя и учиться публично представлять полученные результаты;
12) развивать умение использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Основные виды деятельности с учетом программы воспитания | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |||
Раздел 1. Античная литература | |||||||
1.1 | Гомер. Поэмы «Илиада», «Одиссея» (фрагменты) | 5 | Выразительно читать фрагменты произведений. Характеризовать героя поэмы, создавать словесный портрет на основе авторского описания и художественных деталей. Сопоставлять литературные произведения с мифологической основой, а также на основе близости их тематики и проблематики; сравнивать персонажей произведения по сходству или контрасту; сопоставлять с эпическими произведениями других народов. Владеть умениями анализировать произведение, различными видами пересказа художественного текста (подробный, сжатый, выборочный, творческий) | www.edu.ru https://resh.edu.ru/ https://do2.rcokoit.ru/
| |||
Итого по разделу | 5 |
|
| ||||
Раздел 2. Фольклор | |||||||
2.1 | Былины (не менее двух). Например, «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко» | 5 | Выразительно читать былины, пересказывать, передавая языковые и интонационные особенности этого жанра. Работать со словом, с историкокультурным комментарием. Отвечать на вопросы, составлять развёрнутый план, определять идейнотематическое содержание былин. Определять особенности былины как эпического жанра, выявлять особенности композиции, художественные детали, определяя их роль в повествовании, ритмико-мелодическое своеобразие русской былины. Характеризовать героев былин, оценивать их поступки. Сопоставлять былины с другими известными произведениями героического эпоса. Определять роль гиперболы как одного из основных средств изображения былинных героев. Читать выразительно фольклорные произведения. Определять художественно-тематические особенности народных песен и баллады. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Устно или письменно отвечать на вопросы. | www.edu.ru https://resh.edu.ru/ https://do2.rcokoit.ru/
| |||
2.2 | Народные песни и поэмы народов России и мира (не менее трех песен и двух поэм). Например, «Ах, кабы на цветы да не морозы...», «Ах вы ветры, ветры буйные...», «Чёрный ворон», «Не шуми, мати зеленая дубровушка...» и другие. «Песнь о Роланде» (фрагменты), «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты)
| 7 | |||||
Итого по разделу | 12 |
|
| ||||
Раздел 3. Древнерусская литература |
| ||||||
3.1 | «Повесть временных лет» (не менее одного фрагмента). Например, «Сказание о белгородском киселе», «Сказание о походе князя Олега на Царьград», «Предание о смерти князя Олега» | 4 | Выразительно читать произведение с учётом особенностей жанра. Работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений. Выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приёмы изображения человека. Определять с помощью учителя роль и место древнерусских повестей в истории русской литературы. Характеризовать образ рассказчика и главных героев. Выявлять средства художественной выразительности, анализировать идейно-тематическое содержание повести | www.edu.ru https://resh.edu.ru/ https://do2.rcokoit.ru/
| |||
Итого по разделу | 4 |
|
| ||||
Раздел 4. Литература второй половины XIX века | |||||||
4.1 | А.С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). Роман «Дубровский» | 12 | Читать выразительно стихотворение. Отличать поэтический текст от прозаического, аргументировать свой ответ. Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение). Выполнять письменные работы по первоначальному анализу стихотворения. Заучивать стихотворение наизусть. Читать, анализировать и интерпретировать художественный текст, сравнивать его с произведением древнерусской литературы. Определять общее и особенное в подаче сюжета. Уметь работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений. Читать фрагменты прозаического произведения. Анализировать текст, выявлять тему, композицию, круг главных героев и второстепенных персонажей. | Библиотека ЦОК www.edu.ru https://resh.edu.ru/ https://do2.rcokoit.ru/
| |||
4.2 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трёх) | 4 | Выразительно читать стихотворение. Определять тематическое единство подобранных произведений. Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение). Сопоставлять художественные тексты с произведениями других видов искусств. Заучивать по выбору стихотворение(я) наизусть | Библиотека ЦОК www.edu.ru https://resh.edu.ru/ https://do2.rcokoit.ru/
| |||
4.3 | А.В. Кольцов. Стихотворения (не менее двух) | 2 | Выразительно читать поэтический текст. Определять идейно-художественное содержание текста, выявлять средства художественной выразительности. Видеть взаимосвязь пейзажной зарисовки с душевным состоянием и настроением человека. Характеризовать лирического героя. Работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений. | Библиотека ЦОК www.edu.ru https://resh.edu.ru/ https://do2.rcokoit.ru/
| |||
Итого по разделу | 18 |
|
| ||||
Раздел 5. Литература первой половины XIX века | |||||||
5.1 | Ф.И. Тютчев. Стихотворения (не менее двух) | 2 | Читать выразительно стихотворение. Определять его тематическое содержание и эмоциональный настрой. Выявлять средства художественной выразительности. Читать одно из стихотворений наизусть | Библиотека ЦОК www.edu.ru https://resh.edu.ru/ https://do2.rcokoit.ru/
| |||
5.2 | А. А. Фет. Стихотворения (не менее двух) | 3 | Читать выразительно стихотворение, анализировать. Находить языковые средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение), определять их роль в создании поэтических образов. Читать одно из стихотворений наизусть |
| |||
5.3 | И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» | 3 | Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Уметь отвечать на вопросы, задавать вопросы к тексту, пересказывать. Составлять план (простой, подробный). Выделять наиболее яркие эпизоды произведения. Определять тему, идею. Характеризовать главных героев рассказа. Определять роль пейзажных описаний в произведении. Сопоставлять художественный текст с произведениями других видов искусств. Составлять отзыв на рассказ. Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги
| Библиотека ЦОК www.edu.ru https://resh.edu.ru/ https://do2.rcokoit.ru/
| |||
5.4 | Н.С. Лесков. Сказ «Левша» | 4 | Читать текст, отвечать на вопросы. Владеть различными видами пересказа художественного текста (подробный, сжатый, выборочный). Характеризовать героя, его поступки. Определять основную мысль произведения, жанровые особенности, художественные средства изобразительности. Работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений. | Библиотека ЦОК www.edu.ru https://resh.edu.ru/ https://do2.rcokoit.ru/
| |||
5.5 | Л.Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы) | 5 | Выразительно читать главы повести, отвечать на вопросы, пересказывать. Выявлять основную мысль, определять особенности композиции. Участвовать в беседе о прочитанном, в том числе используя факты жизни и творчества писателя; формулировать свою точку зрения и корректно передавать своими словами смысл чужих суждений. Определять особенности автобиографического произведения. Характеризовать главного героя, его поступки и переживания | Библиотека ЦОК www.edu.ru https://resh.edu.ru/ https://do2.rcokoit.ru/
| |||
5.6 | А.П. Чехов. Рассказы (три по выбору) | 4 | Воспринимать и выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы, уметь формулировать вопросы к тексту, пересказывать близко к тексту, владеть художественным пересказом. Определять роль названия в литературном произведении. Выявлять жанровые отличия рассказа, определять его проблематику. Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей, с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа, давать собственную интерпретацию и оценку произведениям. Характеризовать героев рассказа. Выявлять детали, создающие комический эффект. Инсценировать рассказ или его фрагмент. Писать мини-сочинение |
| |||
5.7
| А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор» | 4 | Воспринимать и выразительно читать рассказ. Отвечать на вопросы, уметь формулировать вопросы к тексту, пересказывать текст, используя авторские средства художественной выразительности. Определять тему, идею произведения, своеобразие композиции. Характеризовать главных героев, основные события. Описывать портреты героев произведения, раскрывать их внутренний мир. Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения. Писать отзыв на прочитанное |
| |||
Итого по разделу | 25 |
|
| ||||
Раздел 6. Литература XX | |||||||
6.1 | Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века (не менее двух) | 3 | Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение (в том числе наизусть). Отвечать на вопросы, анализировать стихотворение. Определять тему, идею, художественные и композиционные особенности лирического произведения, особенности авторского языка. Характеризовать лирического героя. Устно или письменно отвечать на вопросы | Библиотека ЦОК www.edu.ru https://resh.edu.ru/ https://do2.rcokoit.ru/
| |||
6.2 | Стихотворения отечественных поэтов XX века (не менее четырёх стихотворений двух поэтов) | 4 | Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение (в том числе наизусть). Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Определять тему, идею, художественные и композиционные особенности лирического произведения. Характеризовать лирического героя. Анализировать произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности. Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях. Устно или письменно отвечать на вопросы | Библиотека ЦОК www.edu.ru https://resh.edu.ru/ https://do2.rcokoit.ru/
| |||
6.3 | Проза отечественных писателей конца XX – начала XXI века, в том числе о Великой Отечественной войне (два произведения по выбору) | 3 | Читать, отвечать на вопросы, пересказывать. Находить детали, языковые средства художественной выразительности, определять их роль в произведении. Определять характер главного героя, его взаимоотношения с окружающими. Выявлять роль пейзажа в рассказе. Оценивать художественное своеобразие произведения. Выявлять авторскую позицию. Высказывать своё отношение к событиям, изображённым в произведении. Находить информацию об авторе и произведении в справочной, энциклопедической литературе. Создавать аннотацию на прочитанное произведение. Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения. Писать сочинение с опорой на одно из произведений 6.4 В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского» 3 В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Трудности послевоенного времени. Образ главного героя Эмоционально вос | Библиотека ЦОК www.edu.ru https://resh.edu.ru/ https://do2.rcokoit.ru | |||
6.4 | В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского» | 4 | Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение. Отвечать на вопросы и уметь формулировать вопросы к тексту. Определять тему, идею, характеры главных героев, мотивы их поступков. Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей, с использованием методов смыслового чтения и эстетического | Библиотека ЦОК www.edu.ru https://resh.edu.ru/ https://do2.rcokoit.ru | |||
6.5 | Произведения отечественных писателей на тему взросления человека (не менее двух) | 1 | Читать, отвечать на вопросы, пересказывать. Определять тему, идею произведения. Характеризовать главных героев, давать их словесный портрет. Сопоставлять героев и их поступки с другими произведениями. Выявлять авторскую позицию. Высказывать своё отношение к событиям, изображённым в произведении. Находить информацию об авторе и произведении в справочной, энциклопедической литературе. Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения. Участвовать в разработке учебных проектов. Писать отзыв на прочитанную книгу | Библиотека ЦОК www.edu.ru https://resh.edu.ru/ https://do2.rcokoit.ru | |||
6.6 | Произведения современных отечественных писателей-фантастов | 2 | Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение. Определять тему, идею, художественные и композиционные особенности произведений. Формулировать вопросы по тексту произведения. Использовать различные виды пересказа произведения или его фрагмента. Характеризовать и сопоставлять основных героев произведений, выявлять художественные средства создания их образов. Сопоставлять произведения одного и разных авторов по заданным основаниям. Выявлять средства художественной изобразительности в произведениях. Использовать различные виды пересказа произведения или его фрагмента. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения. Писать сочинение на литературную тему или отзыв на прочитанное произведение, аргументировать своё мнение. Создавать аннотацию на прочитанное произведение | Библиотека ЦОК www.edu.ru https://resh.edu.ru/ https://do2.rcokoit.ru | |||
6.7 | Литература народов Российской Федерации. Стихотворения (два по выбору) | 2 | Читать выразительно и анализировать поэтический текст. Характеризовать лирического героя. Сопоставлять произведения, определяя общность темы и её художественное воплощение. Выявлять художественные средства выразительности | Библиотека ЦОК www.edu.ru https://resh.edu.ru/
| |||
Итого по разделу | 19 |
|
| ||||
Раздел 7. Зарубежная литература | |||||||
7.1 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору) | 4 | Читать выразительно прозаический текст, отвечать на вопросы. Учиться самостоятельно формулировать вопросы. Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) главу повести. Уметь характеризовать героев повести. Анализировать детали, выявляющие авторское отношение к персонажам. | Библиотека ЦОК www.edu.ru https://resh.edu.ru/
| |||
7.2 | Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору) | 4 | Читать произведение, отвечать на вопросы, анализировать отдельные фрагменты. Определять жанровую особенность произведения. Характеризовать главного героя, выявлять своё отношение к нему. Сопоставлять художественные тексты с произведениями других видов искусств. Составлять письменный отзыв на произведение | Библиотека ЦОК www.edu.ru https://resh.edu.ru/
| |||
7.3 | Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека (не менее двух) | 11 | Читать, отвечать на вопросы. Самостоятельно формулировать вопросы к произведению в процессе его анализа. Владеть разными видами анализа. Выявлять сюжет, композицию произведения. Находить информацию об авторе и произведении в справочной, энциклопедической литературе. | Библиотека ЦОК www.edu.ru https://resh.edu.ru/
| |||
Итого по разделу | 19 |
|
| ||||
Развитие речи | 8 |
|
| ||||
Внеклассное чтение | 7 |
|
| ||||
Итоговые контрольные работы | 2 |
|
| ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ПО ПРОГРАММЕ | 100 |
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№п/п | Кол-во часов | Дата | Раздел, тема урока |
Раздел 1. Античная литература (5 ч) | |||
1. | 1 | 3.09 | Введение в курс литературы 6 класса |
2. | 1 | 4.09 | Античная литература. Гомер. Поэмы «Илиада» и «Одиссея» |
3. | 1 | 5.09 | Гомер. Поэма «Илиада». Образы Ахилла и Гектора |
4. | 1 | 10.09 | Гомер. Поэма «Одиссея» (фрагменты). Образ Одиссея. |
5. | 1 | 11.09 | Р.р.Отражение древнегреческих мифов в поэмах Гомера |
Раздел 2.Фольклор (12 ч) | |||
6. | 1 | 12.09 | Былина «Садко» Жанровые особенности, сюжет, система образов |
7. | 1 | 17.09 | Былина «Садко». Образ Садко в искусстве. Особенность былинного эпоса Новгородского цикла. |
8. | 1 | 18.09 | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Идейно-тематическое содержание, особенности композиции, образы |
9. | 1 | 19.09 | Вн.чт. Традиции в изображении богатырей. Былина «Вольга и Микула Селянович» |
10. | 1 | 24.09 | Русские былины. Особенности жанра, изобразительно-выразительные средства. Русские богатыри в изобразительном искусстве |
11. | 1 | 25.09 | Русская народная песня. Жанровое своеобразие. Русские народные песни в художественной литературе. «Ах, кабы на цветы да не морозы...», «Ах вы ветры, ветры буйные...», «Черный ворон», «Не шуми, мати зеленая дубровушка...» |
12. | 1 | 26.09 | Народные песни и поэмы народов России и мира «Песнь о Роланде» (фрагменты), Тематика, герои, художественные особенности |
13. | 1 | 1.10 | «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты). Тематика, система образов, изобразительно-выразительные средства. |
14. | 1 | 2.10 | Вн.чт. Жанр баллады в мировой литературе. Баллада Р. Л. Стивенсона "Вересковый мёд". Тема, идея, сюжет, композиция. |
15. | 1 | 3.10 | Вн.чт. Композиция баллады Ф. Шиллера «Кубок», "Перчатка". Сюжетное своеобразие |
16. | 1 | 8.10 | Итоговый урок по разделу "Фольклор". Отражение фольклорных жанров в литературе |
17. | 1 | 9.10 | Развитие речи. Викторина по разделу "Фольклор" |
Раздел 3. Древнерусская литература (4 ч) | |||
18. | 1 | 10.10 | Древнерусская литература: основные жанры и их особенности. Летопись «Повесть временных лет». История создания |
19. | 1 | 15.10 | Повесть временных лет. «Сказание о белгородском киселе». Особенности жанра, тематика фрагмента. |
20. | 1 | 16.10 | «Повесть временных лет»: «Сказание о походе князя Олега на Царь-град», «Предание о смерти князя Олега». Анализ фрагментов летописи. Образы героев |
21. | 1 | 17.10 | Развитие речи. Древнерусская литература. Самостоятельный анализ фрагмента из «Повести временных лет» по выбору |
Раздел.4 Литература первой половины XIX века (18ч) | |||
22. | 1 | 22.10 | А. С. Пушкин .. Стихотворение «Песнь о вещем Олеге». Связь с фрагментом "Повести временных лет" |
23. | 1 | 23.10 | А. С. Пушкин стихотворение «Зимняя дорога», «Туча». Пейзажная лирика поэта |
24. | 1 | 24.10 | А. С. Пушкин стихотворение «Узник», Проблематика, средства изображения |
25. | 1 | 5.11 | Двусложные размеры стиха |
26. | 1 | 6.11 | А.С. Пушкин. О романе «Дубровский». История создания, тема, идея произведения |
27. | 1 | 7.11 | А.С. Пушкин.Роман «Дубровский». Сюжет, фабула, система образов |
28. | 1 | 12.11 | А.С. Пушкин.Роман «Дубровский». История любви Владимира и Маши. Образ главного героя |
29. | 1 | 13.11 | А.С. Пушкин.Роман «Дубровский». Противостояние Владимира и Троекурова. Роль второстепенных персонажей |
30. | 1 | 14.11 | А.С. Пушкин.Роман «Дубровский». Смысл финала романа |
31. | 1 | 19.11 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С.Пушкина "Дубровский" |
32. | 1 | 20.11 | Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина |
33. | 1 | 21.11 | Внеклассное чтение. Любимое произведение А.С.Пушкина |
34. | 1 | 26.11 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворения. "Три пальмы", "Утес", "Листок". История создания, тематика |
35. | 1 | 27.11 | М.Ю.Лермонтов. "Три пальмы", "Утес", "Листок". Лирический герой, его чувства и переживания |
36. | 1 | 28.11 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворения "Три пальмы", "Утес", "Листок". Художественные средства выразительности |
37. | 1 | 3.12 | Трехсложные стихотворные размеры |
38. | 1 | 4.12 | А.В.Кольцов. Стихотворения «Косарь», «Соловей». Тематика |
39. | 1 | 5.12 | А.В.Кольцов. Стихотворения «Косарь», «Соловей». Художественные средства воплощения авторского замысла |
Раздел 5. Литература второй половины XIX века (25 ч) | |||
40. | 1 | 10.12 | Ф.И.Тютчев. Стихотворения "Есть в осени первоначальной…». Тематика произведения |
41. | 1 | 11.12 | Ф.И.Тютчев. Стихотворение «С поляны коршун поднялся…». Лирический герой и средства художественной изобразительности в произведении |
42. | 1 | 12.12 | А.А. Фет. Стихотворения «Учись у них — у дуба, у берёзы…», «Я пришел к тебе с приветом…». Проблематика произведений поэта |
43. | 1 | 17.12 | А.А. Фет. Стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…», «Учись у них — у дуба, у берёзы…». Своеобразие художественного видения поэта |
44 | 1 | 18.12 | Контрольная работа №1 по пройденному материалу |
45. | 1 | 19.12 | И. С. Тургенев. Сборник рассказов "Записки охотника". Рассказ "Бежин луг". Проблематика произведения |
46. | 1 | 24.12 | И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Образы и герои |
47. | 1 | 25.12 | И.С.Тургенев. «Бежин луг». Портрет и пейзаж в произведении |
48. | 1 | 26.12 | Н.С.Лесков. Сказ «Левша». Художественные и жанровые особенности проиведения |
49. | 1 | 14.01 | Н.С.Лесков. Сказ «Левша». Образ главного героя |
50. | 1 | 15.01 | Н.С.Лесков. Сказ «Левша». Авторское отношение к герою |
51. | 1 | 16.01 | Итоговый урок по творчеству И.С. Тургенева, Н. С.Лескова |
52. | 1 | 21.01 | Л.Н.Толстой. Повесть «Детство» (главы). Тематика произведения |
53. | 1 | 22.01 | Л.Н.Толстой. Повесть «Детство» (главы). Проблематика повести |
54. | 1 | 23.01 | Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы). Образы родителей |
55 | 1 | 28.01 | Развитие речи. Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы). Образы Карла Иваныча и Натальи Савишны |
56. | 1 | 29.01 | Итоговый урок «Герои произведений XIX века» |
57. | 1 | 30.01 | А.П.Чехов. Рассказы «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», "Хамелеон". Проблема маленького человека |
58. | 1 | 4.02 | А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». Юмор, ирония, источники комического |
59. | 1 | 5.02 | А.П.Чехов. Проблема истинных и ложных ценностей в рассказах писателя |
60. | 1 | 6.02 | А. П. Чехов. Художественные средства и приёмы изображения в рассказах |
61. | 1 | 11.02 | А.И.Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Тема рассказа. Сюжет |
62. | 1 | 12.02 | А.И.Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Проблематика произведения |
63. | 1 | 13.02 | Развитие речи .А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Смысл названия рассказа |
64. | 1 | 18.02 | Итоговый урок по творчеству А.П. Чехова, А.И. Куприна |
Раздел 6. Литература XX века (17 ч) | |||
65. | 1 | 19.02 | Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века. А. А. Блок. Стихотворения «О, весна, без конца и без краю…», «Лениво и тяжко плывут облака…», «Встану я в утро туманное… |
66. | 1 | 20.02 | Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века. С. А. Есенин. Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…», «Низкий дом с голубыми ставнями», «Я покинул родимый дом…», «Топи да болота» |
67. | 1 | 25.02 | Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века. В. В. Маяковский. Стихотворения «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» |
68. | 1 | 26.02 | Стихотворения отечественных поэтов ХХ века. О.Ф.Берггольц, В.С.Высоцкий Ю.П. Мориц, Д.С.Самойлов. Обзор |
69. | 1 | 27.02 | Стихотворения отечественных поэтов ХХ века. О.Ф.Берггольц, В.С.Высоцкий, Ю.П.Мориц, Д.С.Самойлов. Темы, мотивы, образы |
70. | 1 | 4.03 | Стихотворения отечественных поэтов ХХ века. О.Ф.Берггольц, В.С.Высоцкий, Ю.П.Мориц, Д.С.Самойлов Художественное своеобразие |
71. | 1 | 5.03 | Итоговый урок по теме «Русская поэзия XX века» |
72. | 1 | 6.03 | Проза отечественных писателей конца ХХ – начала ХХI века, в том числе о Великой Отечественной войне. Б. П. Екимов. «Ночь исцеления», Э.Н. Веркин «Облачный полк» (главы). |
73. | 1 | 11.03 | Проза отечественных писателей конца ХХ – начала ХХI века. Тематика, сюжет, основные герои |
74. | 1 | 12.03 | Проза отечественных писателей конца ХХ – начала ХХI века. Нравственная проблематика, идейно-художественные особенности |
75. | 1 | 13.03 | В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского». Трудности военного времени |
76. | 1 | 18.03 | В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского». Образ главного героя |
77. | 1 | 19.03 | В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского». Нравственная проблематика |
78. | 1 | 20.03 | В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского». Художественное своеобразие |
79. | 1 | 1.04 | Произведения отечественных писателей на тему взросления человека. Обзор произведений. не менее двух на выбор |
Литература народов Российской Федерации (2 ч) | |||
80. | 1 | 2.04 | Литература народов Российской Федерации. Стихотворения. М.Карим «Бессмертие», Г.Тукай «Родная деревня», «Книга» |
81. | 1 | 3.04 | Литература народов Российской Федерации. Стихотворения. М. Карим. «Бессмертие» (фрагменты); Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга»; К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…», «Что б ни делалось на свете…», Р. Гамзатов «Журавли», «Мой Дагестан». |
Зарубежная литература (17 ч) | |||
82. | 1 | 8.04 | Д.Дефо. «Робинзон Крузо». Главы по выбору. История создания |
83. | 1 | 9.04 | Д.Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору). Тема, идея. |
84. | 1 | 10.04 | Д.Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору). Образ главного героя |
85. | 1 | 15.04 | Д.Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору). Особенности жанра |
86. | 1 | 16.04 | Д.Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору). Идея произведения |
87. | 1 | 17.04 | Д.Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору). Проблематика, герои |
88. | 1 | 22.04 | Д.Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору). Сатира и фантастика |
89. | 1 | 23.04 | Д.Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору). Особенности жанра |
90. | 1 | 24.04 | Внеклассное чтение. Произведения современных зарубежных писателей-фантастов |
91. | 1 | 29.04 | Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека. Ж. Верн. Роман «Дети капитана Гранта» (главы по выбору). Тема, идея, проблематика |
92. | 1 | 30.04 | Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека. Ж. Верн. Роман «Дети капитана Гранта» (главы по выбору). Сюжет, композиция. Образ героя |
93. | 1 | 6.05 | Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека. Х. Ли. Роман «Убить пересмешника» (главы по выбору). Тема, идея, проблематика |
94. | 1 | 7.05 | Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека. Х. Ли. Роман «Убить пересмешника» (главы по выбору). Сюжет |
95. | 1 | 13.05 | Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека. Х. Ли. Роман «Убить пересмешника» (главы по выбору). Композиция |
96. | 1 | 14.05 | Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека. Х. Ли. Роман «Убить пересмешника» (главы по выбору). Образ главного героя. |
97. | 1 | 15.05 | Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека. Х. Ли. Роман «Убить пересмешника» (главы по выбору). Смысл названия |
98 | 1 | 20.05 | Итоговая контрольная работа №2 по пройденному материалу за II полугодие |
99. | 1 | 21.05 | Внеклассное чтение. Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека (по выбору) |
100. | 1 | 22.05 | Итоговый урок за год. Список рекомендуемой литературы |
График контрольных работ
№п/п | Дата | Тема контрольной работы |
1. | 18.12 | Итоговая контрольная работа за I полугодие |
2. | 20.05 | Итоговая контрольная работа по пройденному материалу за II полугодие |
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УМК:
Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2023. – 303 с.: ил.
Ахмадуллина Р.Г. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций в 2ч. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Для учащихся:.
1. Вокруг тебя – Мир… Книга для ученика. 5 класс / Авт.-сост. А.Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996. – 96 с.
2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2019.
3. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2013.
4. Репродукции картин художников
5. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
Для учителя:
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2.Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2006 г.
3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.
5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
6. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
7. Литература. 5 класс : поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2011.– 237 с.
8. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.
9. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
10. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5-klass
http://gia.edu.ru
https://audioskazki-online.ru/podborki/raznoe/fonokhrestomatiya-6-klass -Фонохрестоматия по литературе 6 класс.
К уроку литературы - http://literatura5.narod.ru/uroki-literatury-v-5-kl-belaeva.html
Классика русской литературы в аудиозаписи - http://www.ayguo.com
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала - http://litera.edu.ru
Литература для школьников- http://hallenna.narod.ru/uroki-literatury-v-11-kl.html
Сайт «Я иду на урок литературы» и электронная версия газеты «Литература» - http://lit.1september.ru
Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы «Вехи» - http://www.vehi.net
Электронная библиотека современных литературных журналов - http://magazines.russ.ru
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук - http://www.pushkinskijdom.ru