Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению для 5-6 класса составлена на основе:
-
Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Леженская ООШ»
-
Учебного плана МКОУ «Леженская ООШ»
Основными целями рабочей программы по природоведению являются:
-
подготовка учащихся к усвоению естествоведческих, географических и исторических знаний на последующих этапах обучения;
-
формирование элементарного понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений;
-
формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета; - воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
-
сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
-
демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
-
формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
-
воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы; - воспитание социально значимых качеств личности.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Природоведение» обобщает знания о природе, полученные обучающимися в 1 – 4 классах, осуществляет переход от первоначальных представлений к систематическим знаниям по географии и естествознанию и служит основой для них.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно- методическим комплектом:
-
учебник: «Природоведение» для учащихся 5 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2020 г.
-
учебник: «Природоведение» для учащихся 6 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина, Москва «Просвещение», 2020 г.
Программа курса «Природоведение» состоит из шести разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек».
При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами (узнают названия планет), историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе.
В разделе «Наш дом - Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в V классе и готовит учащихся к усвоению курса географии. Учащиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например, Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, крупные города или другие объекты по усмотрению учителя в зависимости от региона). Изучение данного материала имеет ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте. При проведении уроков используется глобус и физическая карта (принципы ее построения не раскрываются) для демонстрации территории России, крупных форм рельефа, морей и рек.
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в I—IV классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Обращается внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показывается взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании указываются представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени отводится на изучение растений и животных нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями идет опора на личный опыт учащихся, воспитание экологической культуры, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, на которых систематизируются знания о живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение».
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого рабочей программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Рабочая программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала (живой мир, чтение, ИЗО, ручной труд), а также те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, профильный труд).
В рабочей программе заложен принцип коррекционной направленности обучения, т. е. особое внимание обращается на коррекцию недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями и направлена на развитие у учащихся наблюдательности, памяти, воображения, речи и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи и зависимости.
Описание места учебного предмета в учебном плане. Учебный предмет
«Природоведение» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Класс | 5 класс | 6 класс |
Количество часов в неделю | 2 часа | 2 часа |
Итого в год | 68 часов | 68 часов |
С целью формирования у учащихся мотивации к изучению предмета в программе отведено время на организацию тематических экскурсий, проведение опытов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения рабочей программы по природоведению обучающимися 5 класса с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К ним относятся:
о
сознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
ф
ормирование уважительного отношение к культуре других народов;
формирование навыков коммуникации и принятых норм социального
взаимодействия;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
р
азвитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
в
оспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование негативного отношения к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания).
Предметные результаты освоения программы по природоведению обучающимися с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают освоенные ими знания, умения и готовность их применения и представлены двумя уровнями: минимальным и достаточным.
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
-
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; -
представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; -
отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса); -
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые); -
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека; -
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); -
выполнение несложных заданий под контролем учителя; | -
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; - знание способов получения необходимой ин-формации об изучаемых объектах по заданию педагога; -
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; -
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом раз- личных оснований для классификации (клевер — травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом); -
называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; -
выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил |
отношения, понимание оценки педагога | здорового образа жизни; участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; -
выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; -
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; -
выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; -
осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями. |
Дифференцированный уровень включает уч-ся, имеющих в силу своего психо- физического состояния значительные трудности по усвоению учебного материала:
-
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
-
представления о назначении изученных объектов;
-
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе
(полезные ископаемые);
-
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни(под контролем взрослого);
-
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и
обществе (под контролем взрослого);
Содержание учебного предмета
Рабочая программа по природоведению состоит из шести разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек», «Есть на Земле страна Россия».
5 класс.
Введение(2ч)
Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа.
Предметы и явления неживой природы.
Вселенная (6ч)
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе. Наш дом — Земля. Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле.
Воздух и его охрана.(8ч) Состав воздуха. Значение для жизни на Земле.
Полезные ископаемые. (15ч.) Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи.
Вода. (13ч) Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.
Поверхность суши. (7ч.) Равнины, горы, холмы, овраги. Почва (охрана почвы).
Свойства почвы.
Есть на Земле страна - Россия (13ч)
Россия — Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток (или другие города по усмотрению учителя). Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира России и своего края. Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. Заповедники. Заказники. Охрана природы. Наш город (село, деревня). Достопримечательности.
Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Природоведение
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ п/п Колич. Дата проведения
Наименование разделов/тем часов По плану По факту
Введение 2 ч
-
Что такое природоведение? 1 04.09
-
Предметы и явления неживой и живой природы. 1 06.09
Вселенная 6 ч
-
Небесные тела: планеты, звезды 1 11.09
-
Солнце. Солнечная система. 1 13.09
-
Исследование космоса. 1 18.09
-
Полеты в космос. 1 20.09
-
Смена дня и ночи. 1 25.09
-
Смена дня и ночи. 1 27.09
Воздух и его охрана.(8ч)
-
Планета Земля. Оболочки Земли. 1 02.10
-
Значение воздуха для жизни на Земле. 1 04.10
-
Свойства воздуха. 1 09.10
-
Давление и движение воздуха. 1 11.10
-
Температура воздуха. Термометр. 1 16.10
-
Движение воздуха в природе. Ветер. 1 18.10
-
Воздух, его состав. Кислород, его значение и 1 23.10
применение
-
Углекислый газ, его значение. Охрана воздуха 1 06.11
Полезные ископаемые. (15ч.)
-
Полезные ископаемые. Виды, способы добычи 1 08.11
-
Полезные ископаемые в качестве строительных 1 13.11
материалов. Гранит. Известняк.
-
Песок. Глина 1 15.11
-
Горючие полезные ископаемые. Торф. 1 20.11
-
Каменный уголь 1 22.11
-
Добыча и использование каменного угля. 1 27.11
-
Нефть. 1 29.11
-
Добыча нефти и её использование. 1 04.12
-
Природный газ. Добыча и использование 1 06.12
-
Черные металлы. Сталь. Чугун. 1 11.12
-
Цветные металлы. Алюминий. 1 13.12
-
Цветные металлы. Медь. 1 18.12
-
Драгоценные металлы 1 20.12
-
Охрана полезных ископаемых. 1 25.12
-
Обобщающий урок «полезные ископаемые» 1 27.12
Вода. (13ч)
-
Вода в природе. Её роль в питании организмов. 1 08.01
-
Свойства воды. 1 10.01
-
Растворимые и нерастворимые вещества. 1 15.01
Питьевая вода.
-
Прозрачная и мутная вода. Очистка воды. 1 17.01
-
Три состояния воды. 1 22.01
-
Расширение воды при нагревании и сжатие 1 24.01
приохлаждении. Замерзание.
-
Работа воды в природе. 1 29.01
-
Значение воды в природе и использование 1 31.01
человеком.
-
Вода в природе. Круговорот воды. 1 05.02
-
Воды суши: реки, ручьи. 1 07.02
-
Озёра, пруды, болота, водохранилища. 1 12.02
-
Моря и океаны. 1 14.02
-
Охрана воды. 1 19.02
Поверхность суши. (7ч.)
-
Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги 1 21.02
-
Поверхность суши. Горы. 1 26.02
-
Почва-верхний слой земли. Состав почвы. 1 28.02
-
Разнообразие почв. 1 05.03
49 Плодородие. Обработка почвы. | 1 | 07.03 |
50 Охрана почвы. | 1 | 12.03 |
51 Обобщающий урок на тему: «Поверхности суши.» | 1 | 14.03 |
52 Место России на земном шаре. Знакомство с картой. | 1 | 19.03 |
53 Моря и океаны, омывающие берега России. | 1 | 21.03 |
54 Равнины и горы на территории нашей страны. | 1 | 02.04 |
55 Реки и озёра России. | 1 | 04.04 |
56 Москва — столица России | 1 | 09.04 |
57 Достопримечательности Москвы. | 1 | 11.04 |
58 Санкт-Петербург | 1 | 16.04 |
59 Города Золотого кольца России. Ярославль, Владимир; Ростов Великий. | 1 | 18.04 |
60 Нижний Новгород, Казань, Волгоград. | 1 | 23.04 |
61 Новосибирск, Владивосток. | 1 | 25.04 |
62 Население нашей страны. | 1 | 30.04 |
63 Обобщающий урок на тему: «Неживая природа» | 1 | 02.05 |
64 Повторение темя «Оболочки Земли – Литосфера» | 1 | 07.05 |
65 Повторение темя «Оболочки Земли – Атмосфера» | 1 | 09.05 |
66 Повторение темя «Оболочки Земли – Гидросфера» | 1 | 14.05 |
67 ПОВТОРЕНИЕ | 1 | 16.05 |
68 ПОВТОРЕНИЕ | 1 | 21.05 |
Учебно-методическое обеспечение
-
АООП для детей с нарушением интеллекта
-
Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант1. 5-9 классы. Природоведение
.Биология. География. / Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина, Т.В.Шовырева,
Е.В.Подвальная - М. «Просвещение» 2018
-
Материалы МЭШ
-
Учебник: «Природоведение» для учащихся 5-6 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2018 г.
-
Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения.
С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева
-
Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е.,КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. ХудожникиГ.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
-
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. ЦентрВЛАДОС, 2001.