СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс ФГОС ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс ФГОС ОВЗ»



Пояснительная записка

Рабочая программа по природоведению для 5-6 класса составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Леженская ООШ»

  • Учебного плана МКОУ «Леженская ООШ»

Основными целями рабочей программы по природоведению являются:

  • подготовка учащихся к усвоению естествоведческих, географических и исторических знаний на последующих этапах обучения;

  • формирование элементарного понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений;

  • формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета; - воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам.

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

  • сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;

  • демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;

  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

  • воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы; - воспитание социально значимых качеств личности.

Общая характеристика учебного предмета.

Курс «Природоведение» обобщает знания о природе, полученные обучающимися в 1 – 4 классах, осуществляет переход от первоначальных представлений к систематическим знаниям по географии и естествознанию и служит основой для них.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно- методическим комплектом:

  • учебник: «Природоведение» для учащихся 5 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2020 г.

  • учебник: «Природоведение» для учащихся 6 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина, Москва «Просвещение», 2020 г.

Программа курса «Природоведение» состоит из шести разделов:

«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек».

При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами (узнают названия планет), историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе.

В разделе «Наш дом - Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.

Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в V классе и готовит учащихся к усвоению курса географии. Учащиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например, Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, крупные города или другие объекты по усмотрению учителя в зависимости от региона). Изучение данного материала имеет ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте. При проведении уроков используется глобус и физическая карта (принципы ее построения не раскрываются) для демонстрации территории России, крупных форм рельефа, морей и рек.

При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в I—IV классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Обращается внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показывается взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании указываются представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени отводится на изучение растений и животных нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями идет опора на личный опыт учащихся, воспитание экологической культуры, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.

Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.

Завершают курс обобщающие уроки, на которых систематизируются знания о живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение».

Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого рабочей программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.

Рабочая программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала (живой мир, чтение, ИЗО, ручной труд), а также те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, профильный труд).

В рабочей программе заложен принцип коррекционной направленности обучения, т. е. особое внимание обращается на коррекцию недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями и направлена на развитие у учащихся наблюдательности, памяти, воображения, речи и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи и зависимости.

Описание места учебного предмета в учебном плане. Учебный предмет

«Природоведение» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Класс

5 класс

6 класс

Количество часов в неделю

2 часа

2 часа

Итого в год

68 часов

68 часов

С целью формирования у учащихся мотивации к изучению предмета в программе отведено время на организацию тематических экскурсий, проведение опытов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения рабочей программы по природоведению обучающимися 5 класса с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К ним относятся:

о сознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за

свою Родину;

ф ормирование уважительного отношение к культуре других народов;

формирование навыков коммуникации и принятых норм социального

взаимодействия;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и

развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

р азвитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях;

в оспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие

мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

формирование негативного отношения к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания).

Предметные результаты освоения программы по природоведению обучающимися с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают освоенные ими знания, умения и готовность их применения и представлены двумя уровнями: минимальным и достаточным.

Минимальный уровень

Достаточный уровень

  • узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

  • представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

  • отнесение изученных объектов к определенным группам (осина -

лиственное дерево леса);

  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

  • соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

  • соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

  • выполнение несложных

заданий под контролем учителя;

  • адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного

  • узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; - знание способов получения необходимой ин-формации об изучаемых объектах по заданию педагога;

  • представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

  • отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом раз- личных оснований для классификации (клевер — травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);

  • называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

  • выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил

отношения, понимание оценки педагога

здорового образа жизни; участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

  • выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

  • совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

  • выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

  • осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

Дифференцированный уровень включает уч-ся, имеющих в силу своего психо- физического состояния значительные трудности по усвоению учебного материала:

  • узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

  • представления о назначении изученных объектов;

  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе

(полезные ископаемые);

  • соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни(под контролем взрослого);

  • соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и

обществе (под контролем взрослого);

  • выполнение несложных заданий под контролем учителя

Содержание учебного предмета

Рабочая программа по природоведению состоит из шести разделов:

«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек», «Есть на Земле страна Россия».

5 класс.

Введение(2ч)

Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа.

Предметы и явления неживой природы.

Вселенная (6ч)

Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе. Наш дом — Земля. Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле.

Воздух и его охрана.(8ч) Состав воздуха. Значение для жизни на Земле.

Полезные ископаемые. (15ч.) Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи.

Вода. (13ч) Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.

Поверхность суши. (7ч.) Равнины, горы, холмы, овраги. Почва (охрана почвы).

Свойства почвы.

Есть на Земле страна - Россия (13ч)

Россия — Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток (или другие города по усмотрению учителя). Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира России и своего края. Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. Заповедники. Заказники. Охрана природы. Наш город (село, деревня). Достопримечательности.

Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Природоведение

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

№ п/п Колич. Дата проведения

Наименование разделов/тем часов По плану По факту

Введение 2 ч

  1. Что такое природоведение? 1 04.09

  2. Предметы и явления неживой и живой природы. 1 06.09

Вселенная 6 ч

  1. Небесные тела: планеты, звезды 1 11.09

  2. Солнце. Солнечная система. 1 13.09

  3. Исследование космоса. 1 18.09

  4. Полеты в космос. 1 20.09

  5. Смена дня и ночи. 1 25.09

  6. Смена дня и ночи. 1 27.09

Воздух и его охрана.(8ч)

  1. Планета Земля. Оболочки Земли. 1 02.10

  2. Значение воздуха для жизни на Земле. 1 04.10

  3. Свойства воздуха. 1 09.10

  4. Давление и движение воздуха. 1 11.10

  5. Температура воздуха. Термометр. 1 16.10

  6. Движение воздуха в природе. Ветер. 1 18.10

  7. Воздух, его состав. Кислород, его значение и 1 23.10

применение

  1. Углекислый газ, его значение. Охрана воздуха 1 06.11

Полезные ископаемые. (15ч.)

  1. Полезные ископаемые. Виды, способы добычи 1 08.11

  2. Полезные ископаемые в качестве строительных 1 13.11

материалов. Гранит. Известняк.

  1. Песок. Глина 1 15.11

  2. Горючие полезные ископаемые. Торф. 1 20.11

  3. Каменный уголь 1 22.11

  4. Добыча и использование каменного угля. 1 27.11

  5. Нефть. 1 29.11


  1. Добыча нефти и её использование. 1 04.12

  2. Природный газ. Добыча и использование 1 06.12

  3. Черные металлы. Сталь. Чугун. 1 11.12

  4. Цветные металлы. Алюминий. 1 13.12

  5. Цветные металлы. Медь. 1 18.12

  6. Драгоценные металлы 1 20.12

  7. Охрана полезных ископаемых. 1 25.12

  8. Обобщающий урок «полезные ископаемые» 1 27.12

Вода. (13ч)

  1. Вода в природе. Её роль в питании организмов. 1 08.01

  2. Свойства воды. 1 10.01

  3. Растворимые и нерастворимые вещества. 1 15.01

Питьевая вода.

  1. Прозрачная и мутная вода. Очистка воды. 1 17.01

  2. Три состояния воды. 1 22.01

  3. Расширение воды при нагревании и сжатие 1 24.01

приохлаждении. Замерзание.

  1. Работа воды в природе. 1 29.01

  2. Значение воды в природе и использование 1 31.01

человеком.

  1. Вода в природе. Круговорот воды. 1 05.02

  2. Воды суши: реки, ручьи. 1 07.02

  3. Озёра, пруды, болота, водохранилища. 1 12.02

  4. Моря и океаны. 1 14.02

  5. Охрана воды. 1 19.02

Поверхность суши. (7ч.)

  1. Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги 1 21.02

  2. Поверхность суши. Горы. 1 26.02

  3. Почва-верхний слой земли. Состав почвы. 1 28.02

  4. Разнообразие почв. 1 05.03


49 Плодородие. Обработка почвы.

1

07.03

50 Охрана почвы.

1

12.03

51 Обобщающий урок на тему: «Поверхности суши.»

1

14.03

52 Место России на земном шаре. Знакомство с картой.

1

19.03

53 Моря и океаны, омывающие берега России.

1

21.03

54 Равнины и горы на территории нашей страны.

1

02.04

55 Реки и озёра России.

1

04.04

56 Москва — столица России

1

09.04

57 Достопримечательности Москвы.

1

11.04

58 Санкт-Петербург

1

16.04

59 Города Золотого кольца России. Ярославль, Владимир; Ростов Великий.

1

18.04

60 Нижний Новгород, Казань, Волгоград.

1

23.04

61 Новосибирск, Владивосток.

1

25.04

62 Население нашей страны.

1

30.04

63 Обобщающий урок на тему: «Неживая природа»

1

02.05

64 Повторение темя «Оболочки Земли – Литосфера»

1

07.05

65 Повторение темя «Оболочки Земли – Атмосфера»

1

09.05

66 Повторение темя «Оболочки Земли – Гидросфера»

1

14.05

67 ПОВТОРЕНИЕ

1

16.05

68 ПОВТОРЕНИЕ

1

21.05

Учебно-методическое обеспечение
  1. АООП для детей с нарушением интеллекта

  2. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант1. 5-9 классы. Природоведение

.Биология. География. / Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина, Т.В.Шовырева,

Е.В.Подвальная - М. «Просвещение» 2018

  1. Материалы МЭШ

  2. Учебник: «Природоведение» для учащихся 5-6 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2018 г.

  3. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения.

С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева

  1. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е.,КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. ХудожникиГ.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

  2. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. ЦентрВЛАДОС, 2001.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!