СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Действующая общеобразовательная программа наиболее доступна для обучающихся детей с ЗПР, предполагает использование учебника таких авторов: М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик.
Цель данной программы: обеспечение выполнения требований ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
на заседании МО | Зам. директора по УВР | Директор МАОУ «СОШ №26» |
____________Зуева О.И. | ___________Алексеева В.И.. | ___________Истомина Н.В. |
Протокол №____ |
|
|
от «__»________2022г | «___»____________2022г | «___»______________2022г |
Адаптированная рабочая программа по русскому языку
Индивидуальное обучение ученика (цы) 9 класса
Фамилия, имя учащегося
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №26»
Количество часов по учебному плану -68 часов (в неделю 2 часа)
Срок реализации программы: 1 год обучения (2022-2023 уч.год)
Составитель: учитель русского языка и литературы Соловых В.В.
г.Мирный
2022г
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской программы
1.1 Адаптированная рабочая программа по Русскому языку 9 класс ООО для учащихся с ОВЗ разработана на основе нормативно-правовых документов:
‐ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (в редакции от 29.12.2017г, с изм. и доп., вступ в силу с 13.07.2021 и изм. и доп., вступ в силу с 01.09.2021);
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ в части ст. 79. п.1 «Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" в части п. III «Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья».
‐ Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением от 08.04.2015, протокол №1/15, в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г);
‐ СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача
от 28.09.2020 № 28;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021;
- Приказ Минпросвещения России «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательными организациями, утверждённый от 20 мая 2020 г. № 254 (в порядке, определяемом приказом Минпросвещения России от 23.12.2020 № 766 от 02.03.2021);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
- Адаптированная образовательная программа начального, общего и среднего общего образования МАОУ «СОШ № 26»
- Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №26» (одобрена решением Педагогическим Советом МАОУ «СОШ №26», протокол от 03.09.22 № _1_);
‐Устав и программа развития МАОУ «СОШ № 26».
- Приказ Минпросвещения России № 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 9 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, примерной программы основного общего образования по русскому языку для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений и авторской программы для 5 – 9 классов под редакцией М.М. Разумовской, С.И.Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ – задержка психического развития.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
- Авторская программа. М.М. Разумовской, С.И.Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова. Русский язык. 9 класс.
Количество часов соответствует программным требованиям: 68 часов (2 часа в неделю).
Изучение школьного курса «Русский язык» представляет значительные трудности для детей с ОВЗ в силу их психофизических особенностей.
Такие дети испытывают трудности при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, обладают неустойчивым вниманием, бедным словарным запасом, у них нарушены фонематический слух и графоматорные навыки. Обучающиеся с ОВЗ работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание, изучаемого материала развития может освоить базовый минимум содержания программного материала.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни факты изучаются таким образом, чтобы обучающиеся смогли опознать их, опираясь на существенные признаки, по другим вопросам обучающиеся получают только общие представления.
Ряд сведений познается школьниками в результате практической деятельности.
Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения.
Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы
Действующая общеобразовательная программа наиболее доступна для обучающихся детей с ЗПР, предполагает использование учебника таких авторов М.М. Разумовской, С.И.Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова, Н.Н.Сергеева,М.С.Соловейчик. Данный учебник излагает учебный материал в доступной форме, оснащён упражнениями разной степени сложности, упражнениями, направленными на развитие связной речи и охватывают все разделы науки о языке, которые необходимо усвоить обучающимся с ЗПР с определенной корректировкой. Определение варианта адаптированной программы обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР - обеспечение выполнения требований ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
• обеспечение доступности получения качественного основного общего образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.
Коррекционная направленность образовательного процесса обеспечивает:
-развитие концентрации и распределяемости слухового и зрительного внимания,
-развитие словесно-логического мышления,
- усвоение определенных знаний, умений и навыков,
- формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития обучающихся, испытывающих трудности в обучении,
-специальные коррекционные занятия педагога-психолога для обучающегося.
Поэтому при составлении рабочей программы по русскому языку для 9 класса были использованы следующие рекомендации: повторяются и систематизируются сведения об орфографии, лексике, морфемике, словообразовании, морфологии, синтаксисе: словосочетание, предложение – простое и сложное, его структуре, главные и второстепенные члены предложения.
Коррекционно - развивающие задачи:
- дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления;
- использовать процесс обучения русскому языку для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
-развитие речи и обогащение словаря;
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках
Изучение программного материала обеспечивает не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития обучающихся, испытывающих трудности в обучении.
Учитывая психологические особенности и возможности детей с ЗПР, даётся материал небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ.
Органическое единство практической и мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка способствует прочному и сознательному усвоению базисных знаний и умений.
Адаптированная программа обучающихся с ОВЗ предполагает, что обучающийся с задержкой психического развития (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (5- 9 классы).
Определение варианта адаптированной программы обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты адаптированной программы обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ к:
• структуре адаптированной программы;
• условиям реализации адаптированной программы;
• результатам освоения адаптированной программы.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
-прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной программы обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
• онтогенетический принцип;
• принцип целостности содержания образования.
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
Обучение детей с ОВЗ строится на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала. Всё это реализуется через следующие методы и формы:
обучение на интересе, на успехе, на доверии;
адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
взаимообучение, диалогические методики;
комментированные упражнения;
оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
принцип сотрудничества с семьей.
Коррекционная работа:
- новый материал следует преподносить предельно развёрнуто; значительное место отводить практической деятельности обучающихся;
- систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;
- используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путём соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира, с их признаками и т.д.;
- выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.
- проведение занятий в непринуждённой форме с установкой на успех каждого ученика;
- учёт психофизических, личностных особенностей;
- опора на компенсаторные возможности и зону ближайшего развития ;
- смена видов деятельности каждые 15-20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения;
- соблюдение принципа от простого к сложному;
- переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего;
- поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности
-создать особые условия;
- изменить – усилить способы подачи учебной информации (показ на доске + карточка и др.);
- формы опроса - письменный, устные ответы, работа по индивидуальным карточкам;
Виды деятельности:
• индивидуальная и коллективная учебная деятельность
• проектная деятельность, ориентированная на создание социально- значимого продукта
• социальная деятельность
• творческая деятельность
Планируемые результаты освоения учебного предмета учащимися с ОВЗ
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации устного и письменного сообщения, владение разными видами чтения; восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; способность извлекать информацию из различных источников; пользоваться словарями разных типов; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение сопоставлять речевые высказывания; создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; владение различными видами монолога и диалога; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления);
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения; овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку:
знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Умения и навыки: выполнять синтаксический разбор словосочетаний, простых одно- и двусоставных предложений, предложений с прямой речью; составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложнённые однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями; пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
П у н к т у а ц и я: обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить в нужных случаях тире между подлежащими и сказуемыми.
О р ф о г р а ф и я: находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, с непроверяемыми орфограммами.
С в я з н а я р е ч ь: определять тип и стиль текста; подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников; писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц, описание местности, памятника культуры или истории); сочинения-рассуждения на морально-этические темы; совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки; уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся с ОВЗ.
Язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В 9 классе продолжают формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 9 класса основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа для 8 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Разделы, указанные в программе, неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Целью обучения учащихся с ОВЗ по адаптированной программе является создание условий, обеспечивающих возможность получения качественного образования, социальной адаптации детей с инвалидностью с помощью дифференцированного подхода к обучению, формирование социальной компетентности, необходимой для самореализации
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку учащихся с ОВЗ
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой, и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция - знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.
Языковая и лингвистическая компетенция – это знание основ науки о языке, о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.
Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально – культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
Планируемые предметные результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей, лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.
Пути решения поставленных в программе целей и задач:
Объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа с опорой на правило, письменное упражнение, анализ схем, таблиц, плана, фактов, явления.
Репродуктивные методы: пересказ, списывание готового материала, выполнение задания по образцу, работа с книгой, воспроизведение правила нахождение подобия с опорой на таблицу.
Проблемно-сообщающие методы: объяснение причин разного правописания, сообщение алгоритмов с последующим анализом, частично-поисковые методы (эвристическая беседа, комментированное письмо с выводом).
Методы устного изложения: рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия.
Наглядные методы обучения: использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ, практические методы обучения (упражнения, дидактические игры).
Формы обучения: деловая игра, конкурс, зачет, взаимообучение, коллективная форма обучения
Дидактическое обеспечение: раздаточный материал, тестовые задания на печатной основе, тестовые задания в электронном виде, справочная литература, репродукции картин известных художников, презентации.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В 8 классе продолжают формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования. Учебно-календарным графиком для 9 классов на учебный год предусмотрено 34 учебных недель. Учебный план отводит для учащихся 9 классов 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Часы программы полностью реализованы в тематическом плане и отражены в календарно-тематическом планировании.
Преподавание ведется по учебнику М.М. Разумовской, С.И.Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова. Русский язык. 9 класс.
Содержание учебного курса
Международное значение русского языка Повторение пройденного в 5 — 8 классах
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложное предложение. культура речи
Сложные предложения.
Союзные сложные предложения Сложносочиненные предложения
Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчиненные предложения
Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания, между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтакси- ческие синонимы.
Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
И. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи
Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально- этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
Тематическое планирование
№ | раздел | Кол. часов |
1 | Международное значение русского языка. | 1 |
2 | Повторение изученного в 5-8 классах
| 9 |
3 | Сложное предложение. Культура речи. | 14 |
4 | Сложноподчиненное предложение.
| 28 |
5 | Бессоюзные сложные предложения
| 7 |
6 | Сложные предложения с разными видами связи
| 4 |
7 | Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах
| 5 |
| итого | 68 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература для учителя
В состав УМК входит учебник (Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов и др; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 11-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2018.), согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения.
Е.П. Черногрудова. «Тесты по русскому языку. 9 класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык.9 кл.»».М.: Экзамен, 2020
Е.В.Петрова. «Тесты по русскому языку.9 класс. К учебнику Л.А.Тростенцовой и др.».М.: Экзамен, 2020
Л.А. Тростенцова, Н.М. Подстреха. «Русский язык. Дидактические материалы. 9класс», М.: Просвещение, 2015
Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец. «Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс.», М.: Просвещение, 2015
Н.Н.Соловьева. «Русский язык. Диктанты и изложения. 9 класс».М.: Просвещение, 2016
Литература для учащихся
Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов и др; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 11-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2018.), согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения.
Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. М.: Просвещение, 2018
Голуб И. Б. Основы культуры речи. М.: Просвещение, 2015.
Справочная литература для учащихся
Д.Н. Ушаков. Орфографический словарь. М.: Просвещение, 2010
М.Т. Баранов. Школьный орфографический словарь русского языка. М., Просвещение, 2014
Б.Т. Панов, А.В. Текучев. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка.М.,2011
М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Школьный толковый словарь русского языка. М., 2014 ( под редакцией Ф.П.Филина)
В.В. Одинцов и др. Школьный словарь иностранных слов. Под редакцией В.В. Иванова.- М.: Просвещение, 2016
З.А.Потиха. Школьный словарь строения слов русского языка.- 2 изд.- М.: Просвещение, 20012
М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. Русский язык: справочные материалы. Под редакцией Н. М. Шанского, -М.: Просвещение, 2007
Для подготовки к ГИА
Ларионова Л.Г. Русский язык. 9 класс: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений – М.: Мнемозина, 2020. (ГИА и ЕГЭ: шаг за шагом).
Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват учреждений. – М,: Просвещение, 2018. (Лингвистический тренажѐр).
Оборудование
Комплекты таблиц по русскому языку Комплект словарей
Компьютер. Принтер.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально- делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета; уметь
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально- деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой ин-формации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной лите-ратурой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения еѐ правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка
№ | Раздел и темы уроков | Количество часов | Дата проведения | |||
| План | Факт | ||||
1 | Международное значение русского языка. | 1 | 1 нед |
| ||
Повторение изученного в 5-8 классах | ||||||
2 | Р/Р. Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. | 1 | 1 нед |
| ||
3 | Текст. Стили речи. | 1 | 2 нед |
| ||
4 | Простое основа предложение и его грамматическая основа | 1 | 2 нед |
| ||
5 | Р/Р Работа с основной мыслью в текстах – рассуждениях
| 1 | 3 нед |
| ||
6 | Предложения с обособленными членами | 1 | 3 нед |
| ||
7 | Предложения с обособленными членами | 1 | 4 нед |
| ||
8 | Р/Р Работа с текстом по его сокращению для выделения основной мысли текста | 1 | 4 нед |
| ||
9 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции | 1 | 5 нед |
| ||
10 | КР Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | 5 нед |
| ||
11 | Сложное предложение. Культура речи. Понятие о сложном предложении. | 1 | 6 нед |
| ||
12 | Союзные и бессоюзные сложные предложения | 1 | 6 нед |
| ||
13 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. | 1 | 7 нед |
| ||
14 | Р/Р. Сочинение в формате дневниковой записи. Впечатления от картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» | 1 | 7 нед |
| ||
15 | Интонация сложного предложения. | 1 | 8 нед |
| ||
16 | Союзные сложные предложения. Сложносочиненное предложение | 1 | 8 нед |
| ||
17 | Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении. | 1 | 9 нед |
| ||
18-19 | Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами | 2 | 9,10 нед |
| ||
20 | Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. | 1 | 10 нед |
| ||
21 | Р/Р. Рецензия | 1 | 11 нед |
| ||
22 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение | 1 | 11 нед |
| ||
23 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | 12 нед |
| ||
24 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | 12 нед |
| ||
25 | Сложноподчиненное предложение. Понятие о сложноподчиненном предложении | 1 | 13 нед |
| ||
26 | Место придаточного предложения по отношению главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | 1 | 13 нед |
| ||
27 | Р/Р. Академическое красноречие и его виды. | 1 | 14 нед |
| ||
28 | Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. | 1 | 14 нед |
| ||
29 | Р/Р Тексты повествовательного типа | 1 | 15 нед |
| ||
30 | Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. | 1 | 15 нед |
| ||
31 | Р/Р. Сжатое изложение | 1 | 16 нед |
| ||
32 | СПП с разными видами придаточных | 1 | 16 нед |
| ||
33 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | 1 | 17 нед |
| ||
34 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными | 1 | 17 нед |
| ||
35-36 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | 2 | 18 нед |
| ||
37 | Р/Р Особенности текстов, включающих описание внешности человека | 1 | 19 нед |
| ||
38 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. | 1 | 19 нед |
| ||
39 | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места | 1 | 20 нед |
| ||
40-41 | Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки, цели, следствия | 2 | 20,21 нед |
| ||
42-43 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени, сравнения | 2 | 21,22 нед |
| ||
44 | Р/Р Сочинение-рассуждение на заданную тему | 1 | 22 нед |
| ||
45 | Р/Р Деловые документы (автобиография, заявление) | 1 | 23 нед |
| ||
45-47 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. | 2 | 23,24 нед |
| ||
48 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в предложении. | 1 | 24 нед |
| ||
49 | Р/Р. Сообщение о происхождении псевдонимов. | 1 | 25 нед |
| ||
50 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения | 1 | 25 нед |
| ||
51-52 | Контрольный диктант с грамматическим заданием п его анализ. | 2 | 26 нед |
| ||
53 | Бессоюзные сложные предложения Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. | 1 | 27 нед |
| ||
54 | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | 1 | 27 нед |
| ||
55 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | 1 | 28 нед |
| ||
56 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении | 1 | 28 нед |
| ||
57 | Р/Р. Сжатое изложение | 1 | 29 нед |
| ||
58 | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение | 1 | 29 нед |
| ||
59 | КР Контрольная работа. Тестирование. | 1 | 30 нед |
| ||
60 | Сложные предложения с разными видами связи Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. | 1 | 30 нед |
| ||
61 | Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. | 1 | 31 нед |
| ||
62 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи. | 1 | 31 нед |
| ||
63 | Тестирование в формате ОГЭ | 1 | 32 нед |
| ||
64 | Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах Фонетика и графика. | 1 | 32 нед |
| ||
65 | Лексикология и фразеология. | 1 | 33 нед |
| ||
66 | Морфемика и словообразование. | 1 | 33 нед |
| ||
67 | Морфология. | 1 | 34 нед |
| ||
68 | Орфография. Пунктуация. | 1 | 34 нед |
|