СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В помощь учителям русского языка, работающим с детьми ОВЗ.
Приложение к разделу 2.2 АООП ООО обучающихся с ЗПР
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ростовской области «Цимлянская школа-интернат»
|
|
|
|
|
|
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО ________ Гавриленко Н.В. протокол № ____ « »______2024 г. | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР ___________ Бочарова Л.В. « »__________2024г. | УТВЕРЖДАЮ: директор ГБОУ РО «Цимлянская школа – интернат» ____________Кочергина Л.А. приказ № ___ « »_____ 2024 г.
|
|
|
|
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7) - 6«Б» класс.
Учитель – Кондрашева Олеся Александровна
2024-2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литература» на уровне основного общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее- ЗПР, вариант 7 ) составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО (2021г)),Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФАОП ООО обучающихся с ОВЗ), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык», Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7) ГБОУ РО «Цимлянская школа-интернат» с учетом Федеральной рабочей программы воспитания.
В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности обучающегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала
Программа адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития близким к возрастной норме, при этом отмечается сниженная умственная работоспособность, низкий уровень мотивации к учебе, негрубые аффективно-поведенческие расстройства, нередко затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Отмечаются также нарушения памяти, внимания, работоспособности, моторики.
Обучающемуся по программе с тяжелыми нарушениями речи очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания и его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний о русском языке. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве. Тяжелые нарушения речи сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Данная программы учитывает все особенности обучения детей с ЗПР.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.
Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка обучающимися с ЗПР направлено на достижение следующих целей:
- осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
- овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
- овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
- совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
- совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского языка;
- развитие функциональной грамотности в части формирования умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие); осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО, ФАОП и ФООП учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Общее число часов, отведенных на изучение русского языка, составляет в 6 классе – 210 часов (6 часов в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 КЛАСС
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Понятие о литературном языке.
ЯЗЫК И РЕЧЬ
Монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение; сообщение на лингвистическую тему.
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями.
ТЕКСТ
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).
Информационная переработка текста. План текста (простой, сложный; назывной, вопросный); главная и второстепенная информация текста; пересказ текста.
Описание как тип речи. Описание внешности человека. Описание помещения. Описание природы. Описание местности. Описание действий.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА
Официально-деловой стиль. Заявление. Расписка. Научный стиль. Словарная статья. Научное сообщение.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Лексикология. Культура речи
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова.
Лексика русского языка с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы).
Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы).
Стилистические пласты лексики: стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика.
Лексический анализ слов.
Фразеологизмы. Их признаки и значение.
Употребление лексических средств в соответствии с ситуацией общения.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Эпитеты, метафоры, олицетворения.
Лексические словари.
Словообразование. Культура речи. Орфография
Формообразующие и словообразующие морфемы.
Производящая основа.
Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую).
Понятие об этимологии (общее представление).
Морфемный и словообразовательный анализ слов.
Правописание сложных и сложносокращённых слов.
Правописание корня -кас- – -кос- с чередованием а // о, гласных в приставках пре- и при-.
Орфографический анализ слов (в рамках изученного).
Морфология. Культура речи. Орфография
Имя существительное
Особенности словообразования.
Нормы произношения имён существительных, нормы постановки ударения (в рамках изученного).
Нормы словоизменения имён существительных.
Морфологический анализ имён существительных.
Правила слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами.
Орфографический анализ имён существительных (в рамках изученного)
Имя прилагательное
Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные.
Степени сравнения качественных имён прилагательных.
Словообразование имён прилагательных.
Морфологический анализ имён прилагательных.
Правописание н и нн в именах прилагательных.
Правописание суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных.
Нормы произношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного).
Орфографический анализ имени прилагательного (в рамках изученного).
Имя числительное
Общее грамматическое значение имени числительного. Синтаксические функции имён числительных.
Разряды имён числительных по значению: количественные (целые, дробные, собирательные), порядковые числительные.
Разряды имён числительных по строению: простые, сложные, составные числительные.
Словообразование имён числительных.
Склонение количественных и порядковых имён числительных.
Правильное образование форм имён числительных.
Правильное употребление собирательных имён числительных.
Морфологический анализ имён числительных.
Правила правописания имён числительных: написание ь в именах числительных; написание двойных согласных; слитное, раздельное, дефисное написание числительных; правила правописания окончаний числительных.
Орфографический анализ имён числительных (в рамках изученного).
Местоимение
Общее грамматическое значение местоимения. Синтаксические функции местоимений.
Разряды местоимений: личные, возвратное, вопросительные, относительные, указательные, притяжательные, неопределённые, отрицательные, определительные.
Склонение местоимений.
Словообразование местоимений.
Морфологический анализ местоимений.
Употребление местоимений в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); притяжательные и указательные местоимения как средства связи предложений в тексте.
Правила правописания местоимений: правописание местоимений с не и ни; слитное, раздельное и дефисное написание местоимений.
Орфографический анализ местоимений (в рамках изученного).
Глагол
Переходные и непереходные глаголы.
Разноспрягаемые глаголы.
Безличные глаголы. Использование личных глаголов в безличном значении.
Изъявительное, условное и повелительное наклонения глагола.
Нормы ударения в глагольных формах (в рамках изученного).
Нормы словоизменения глаголов.
Видо-временная соотнесённость глагольных форм в тексте.
Морфологический анализ глаголов.
Использование ь как показателя грамматической формы в повелительном наклонении глагола.
Орфографический анализ глаголов (в рамках изученного).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по русскому языку на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в процессе школьного языкового образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты: познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
6 КЛАСС
Общие сведения о языке
Характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, приводить примеры использования русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения (в рамках изученного).
Иметь представление о русском литературном языке.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 6 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение); выступать с сообщением на лингвистическую тему.
Участвовать в диалоге (побуждение к действию, обмен мнениями) объёмом не менее 4 реплик.
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 110 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 180 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 160 слов; для сжатого изложения – не менее 165 слов).
Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 100–110 слов; словарного диктанта объёмом 20–25 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 100–110 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение второго года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи.
Характеризовать тексты различных функционально-смысловых типов речи; характеризовать особенности описания как типа речи (описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий).
Выявлять средства связи предложений в тексте, в том числе притяжательные и указательные местоимения, видо-временную соотнесённость глагольных форм.
Применять знания о функционально-смысловых типах речи при выполнении анализа различных видов и в речевой практике; использовать знание основных признаков текста в практике создания собственного текста.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с опорой на жизненный и читательский опыт; произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 5 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 100 слов с учётом функциональной разновидности и жанра сочинения, характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского литературного языка.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать особенности официально-делового стиля речи, научного стиля речи; перечислять требования к составлению словарной статьи и научного сообщения; анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров (рассказ; заявление, расписка; словарная статья, научное сообщение).
Применять знания об официально-деловом и научном стиле при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Лексикология. Культура речи
Различать слова с точки зрения их происхождения: исконно русские и заимствованные слова; различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы); различать слова с точки зрения сферы их употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы); определять стилистическую окраску слова. Проводить лексический анализ слов.
Распознавать эпитеты, метафоры, олицетворения; понимать их основное коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи с целью повышения её богатства и выразительности.
Распознавать в тексте фразеологизмы, уметь определять их значения; характеризовать ситуацию употребления фразеологизма.
Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари.
Словообразование. Культура речи. Орфография
Распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове; выделять производящую основу.
Определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую); проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов.
Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных. Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания.
Соблюдать правила правописания сложных и сложносокращённых слов; правила правописания корня -кас- – -кос- с чередованием а // о, гласных в приставках пре- и при-.
Морфология. Культура речи. Орфография
Характеризовать особенности словообразования имён существительных.
Соблюдать правила слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами.
Соблюдать нормы произношения, постановки ударения (в рамках изученного), словоизменения имён существительных.
Различать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени сравнения качественных имён прилагательных.
Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных; нормы произношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного); соблюдать правила правописания н и нн в именах прилагательных, суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных, сложных имён прилагательных.
Распознавать числительные; определять общее грамматическое значение имени числительного; различать разряды имён числительных по значению, по строению.
Уметь склонять числительные и характеризовать особенности склонения, словообразования и синтаксических функций числительных; характеризовать роль имён числительных в речи.
Правильно употреблять собирательные имена числительные; соблюдать правила правописания имён числительных, в том числе написание ь в именах числительных; написание двойных согласных; слитное, раздельное, дефисное написание числительных; правила правописания окончаний числительных.
Распознавать местоимения; определять общее грамматическое значение; различать разряды местоимений; уметь склонять местоимения; характеризовать особенности их склонения, словообразования, синтаксических функций, роли в речи.
Правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); соблюдать правила правописания местоимений с не и ни, слитного, раздельного и дефисного написания местоимений.
Распознавать переходные и непереходные глаголы; разноспрягаемые глаголы; определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении; различать безличные и личные глаголы; использовать личные глаголы в безличном значении.
Соблюдать правила правописания ь в формах глагола повелительного наклонения.
Проводить морфологический анализ имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов; применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правописания слов.
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания.
Проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений (в рамках изученного), применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№ п/п
| Наименование разделов и тем программы
| Кол-во часов | Основные виды деятельности с учетом программы воспитания | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||||
Раздел 1. Общие сведения о языке | ||||||||
1.1 | Основные функции русского языка | 2 | Характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, приводить примеры использования русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения (в рамках изученного). Извлекать информацию из различных источников. Иметь представление о русском литературном языке. Извлекать информацию из различных источников
| Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК
| ||||
1.2
| Литературный язык
| 1
| ||||||
Итого по разделу | 3 |
| ||||||
Раздел 2. Язык и речь | ||||||||
2.1
| Виды речи. Монолог и диалог. Их разновидности
| 6
| Создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-повествование, монолограссуждение); выступать с сообщением на лингвистическую тему (в течение учебного года). Создавать различные виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (в течение учебного года). Редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского литературного языка (в течение учебного года) | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК
| ||||
Итого по разделу | 6 |
| ||||||
Раздел 3. Текст | ||||||||
3.1 | Информационная переработка текста | 6 | Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к функциональносмысловому типу речи; его композиционных особенностей, количества микротем и абзацев. Проводить информационную переработку текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте. Пересказывать текст. Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы, представлять содержание таблицы, схемы в виде текста. Характеризовать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение); характеризовать особенности описания как типа речи. Создавать текст-описание: устно и письменно описывать внешность человека, помещение, природу, местность, действие. Создавать тексты с опорой на картину, произведение искусства, в том числе сочинения-миниатюры, классные сочинения. |
https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК
| ||||
3.2 | Функционально-смысловые типы речи | 4 | ||||||
3.3
| Виды описания. Смысловой анализ текста
| 3
| ||||||
Итого по разделу | 13 |
| ||||||
Раздел 4. Функциональные разновидности языка | ||||||||
4.1
| Официально-деловой и научный стиль. Жанры
|
12
| Характеризовать особенности официально-делового и научно-учебного стилей; перечислять требования к составлению словарной статьи и научного сообщения; анализировать тексты разных стилей и жанров (рассказ; заявление, расписка; словарная статья, научное сообщение). Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание) с опорой на жизненный и читательский опыт | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452
https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК
| ||||
Итого по разделу | 12 |
| ||||||
Раздел 5. Лексикология. Культура речи | ||||||||
5.1 | Группы лексики по происхождению.Активный и пассивный запас лексики | 3 | Различать слова с точки зрения их происхождения: исконно русские и заимствованные слова; различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова, различать историзмы и архаизмы; различать слова с точки зрения сферы их употребления: общеупотребительные, диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы; определять стилистическую окраску слова. Распознавать эпитеты, метафоры, олицетворения; понимать их основное коммуникативное назначение в художественном тексте. Определять основания для сравнения и сравнивать эпитеты, метафоры, олицетворения. Проводить лексический анализ слов. Распознавать в тексте фразеологизмы, уметь определять их значение, речевую ситуацию употребления. Выбирать лексические средства в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари. Редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского литературного языка | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК
| ||||
5.2 | Лексика с точки зрения сферы употребления | 18 | ||||||
5.3
| Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения
| 3
| ||||||
Итого по разделу | 24 |
| ||||||
Раздел 6. Словообразование. Культура речи. Орфография | ||||||||
6.1 | Морфемика и словообразование как разделы лингвистики | 1 | Распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове; выделять производящую основу. Определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую). Определять основания для сравнения и сравнивать слова, образованные разными способами. Проводить морфемный и словообразовательный анализ слов. Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов. Проводить орфографический анализ сложных и сложносокращённых слов. Проводить орфографический анализ слов с корнем -кас- – -косс чередованием а // о, слов с приставками пре- и при | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК
| ||||
6.2 | Виды морфем.Основные способы образования слов в русском языке. Правописание сложных и сложносокращённых слов | 6 | ||||||
6.3 | Орфографический анализ | 5 | ||||||
6.4 | Понятие об этимологии | 1 | ||||||
6.5
| Морфемный и словообразовательный анализ слов
| 3
| ||||||
Итого по разделу | 16 |
| ||||||
Раздел 7. Морфология. Культура речи. Орфография | ||||||||
7.1
| Части речи в русском языке
| 2
| Распознавать самостоятельные части речи; служебные части речи; междометия; звукоподражательные слова (в рамках изученного). Группировать слова разных частей речи по заданным признакам, находить основания для классификации. Применять знания о части речи как лексико-грамматическом разряде слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в русском языке для решения практикоориентированных учебных задач |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419b78 https://infourok.ru
МУЛЬТИУРОК
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419b78 https://infourok.ru
МУЛЬТИУРОК
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414452 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419b78 https://infourok.ru
МУЛЬТИУРОК
| ||||
7.2
|
Имя существительное
| 12
| Характеризовать особенности словообразования имён существительных. Проводить орфоэпический анализ имён существительных (выявлять особенности произношения, постановки ударения (в рамках изученного)), анализировать особенности словоизменения имён существительных. Соблюдать нормы слитного и дефисного написания поли полу- со словами. Проводить морфологический анализ имён существительных (в рамках изученного) | |||||
7.3
| Имя прилагательное
| 21
| Распознавать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени сравнения качественных имён прилагательных. Анализировать особенности словообразования имён прилагательных. Проводить орфоэпический анализ имён прилагательных, выявлять особенности произношения имён прилагательных, постановки ударения (в рамках изученного). Проводить орфографический анализ имён прилагательных с н и нн, имён прилагательных с суффиксами -ки -ск-, сложных имён прилагательных. Проводить морфологический анализ имён прилагательных. Проводить орфографический анализ имён прилагательных (в рамках изученного) | |||||
7.4
| Имя числительное
| 22
| Распознавать числительные; определять общее грамматическое значение имени числительного; различать количественные (целые, дробные, собирательные) и порядковые имена числительные. Различать простые, сложные, составные имена числительные. Склонять числительные и характеризовать особенности склонения, словообразования и синтаксических функций числительных. Анализировать примеры употребления собирательных имён числительных. Проводить орфографический анализ имён числительных, в том числе написание ь в именах числительных; написание двойных согласных; слитное, раздельное, дефисное написание числительных; написание окончаний числительных. Проводить морфологический анализ имён числительных. Проводить орфографический анализ имён числительных (в рамках изученного) | |||||
7.5
| Местоименение
| 21
| Распознавать местоимения; определять общее грамматическое значение местоимения. Различать разряды местоимений. Характеризовать особенности склонения местоимений, словообразования местоимений, синтаксических функций местоимений, роли в речи. Анализировать примеры употребления местоимений с точки зрения соответствия требованиям русского речевого этикета. Анализировать примеры употребления местоимения 3-го лица с точки зрения соответствия смыслу предшествующего текста. Редактировать небольшие тексты, где употребление местоимения приводит к речевой ошибке (устранять двусмысленность, неточность). Проводить орфографический анализ местоимений с не и ни; анализировать примеры слитного, раздельного и дефисного написания местоимений. Проводить морфологический анализ местоимений. Проводить орфографический анализ местоимений (в рамках изученного) | |||||
7.6
| Глагол
| 30
| Распознавать переходные и непереходные глаголы; разноспрягаемые глаголы; определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении; различать безличные и личные глаголы; анализировать примеры использования личных глаголов в безличном значении. Проводить орфографический анализ глаголов с ь в формах повелительного наклонения. Применять нормы правописания глаголов с изученными орфограммами. Проводить морфологический анализ глаголов. Проводить орфографический анализ глаголов (в рамках изученного) | |||||
Итого по разделу | 108 |
| ||||||
Повторение пройденного материала | 13 | |
| |||||
Итоговый контроль (сочинения, изложения, контрольные и проверочные работы, диктанты) | 22(включая обучающие) | |
| |||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 198 | |
|
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№ п/п
| Кол-во часов | Дата | Тема урока
|
Раздел 1. Общие сведения о языке | |||
1 | 1 | 2.09 | Русский язык — государственный язык Российской Федерации |
2 | 1 | 3.09 | Русский язык — язык межнационального общения |
3 | 1 | 4.09 | Понятие о литературном языке. Культура речи |
Повторение изученного в 5 классе | |||
4 | 1 | 4.09 | Повторение. Смысловой, речеведческий, языковой анализ текста (повторение изученного в 5 классе) |
5 | 1 | 5.09 | Повторение. Употребление ь и ъ (повторение изученного в 5 классе) |
6 | 1 | 6.09 | Повторение. Правописание корней (повторение изученного в 5 классе) |
7 | 1 | 9.09 | Повторение. Правописание приставок (повторение изученного в 5 классе) |
8 | 1 | 10.09 | Повторение. Правописание суффиксов (повторение изученного в 5 классе) |
9 | 1 | 11.09 | Повторение. Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными (повторение изученного в 5 классе) |
10 | 1 | 11.09 | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в 5 классе» |
Раздел 2. Язык и речь | |||
11 | 1 | 12.09 | Виды речи. Монолог и диалог. Монолог-описание |
12 | 1 | 13.09 | Монолог-повествование |
13 | 1 | 16.09 | Монолог-рассуждение |
14 | 1 | 17.09 | Р.р. Сообщение на лингвистическую тему « О богатстве русского языка» |
15 | 1 | 18.09 | Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями |
16 | 1 | 18.09 | Монолог и диалог. Практикум |
Раздел 3. Текст | |||
17 | 1 | 19.09 | Информационная переработка текста |
18 | 1 | 20.09 | Информационная переработка текста. Главная и второстепенная информация |
19 | 1 | 23.09 | Информационная переработка текста. Способы сокращения текста |
20 | 1 | 24.09 | Простой и сложный план текста |
21 | 1 | 25.09 | Назывной и вопросный план текста |
22 | 1 | 25.09 | План текста. Практикум |
23 | 1 | 26.09 | Функционально-смысловые типы речи (повторение) |
24 | 1 | 27.09 | Особенности функционально-смысловых типов речи (описание,повествование,рассуждение) |
25 | 1 | 30.09 | Описание признаков предметов и явлений окружающего мира |
26 | 1 | 1.10 | Особенности описания как типа речи |
27 | 1 | 2.10 | Р.р. Сочинение-описание природы (обучающее) по упр.144 |
28 | 1 | 2.10 | Особенности функционально-смысловых типов речи. Обобщение |
29 | 1 | 3.10 | Особенности функционально-смысловых типов речи. Практикум |
Раздел 4. Функциональные разновидности языка | |||
30 | 1 | 4.10 | Понятие о функциональных разновидностях языка. |
31 | 1 | 7.10 | Научный стиль и его жанры |
32 | 1 | 8.10 | Особенности научного стиля |
33 | 1 | 9.10 | Научное сообщение |
34 | 1 | 9.10 | Особенности официально-делового стиля |
35 | 1 | 10.10 | Заявление, расписка |
36 | 1 | 11.10 | Словарная статья. Требования к составлению словарной статьи |
37 | 1 | 14.10 | Повторение и обобщение по темам "Текст", "Функциональные разновидности языка" |
38 | 1 | 15.10 | Повторение и обобщение по темам "Текст", "Функциональные разновидности языка". Практикум |
39 | 1 | 16.10 | Контрольный диктант №2 по темам "Текст", "Функциональные разновидности языка" |
40 | 1 | 16.10 | Составление вопросного плана к тексту изложения |
41 | 1 | 17.10 | Р.р. Изложение по рассказу Е. Чарушина «Друзья» (обучающее) |
Раздел 5. Система языка. Лексикология. Культура речи. | |||
42 | 1 | 18.10 | Лексика. Слово и его лексическое значение. |
43 | 1 | 21.10 | Лексические средства выразительности. Эпитет |
44 | 1 | 22.10 | Лексические средства выразительности. Сравнение. |
45 | 1 | 23.10 | Метафора. Олицетворение. Гипербола. |
46 | 1 | 23.10 | Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления. Профессионализмы |
47 | 1 | 24.10 | Жаргонизмы |
48 | 1 | 25.10 | Диалектизмы |
49 | 1 | 5.11 | Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями |
50 | 1 | 6.11 | Стилистические пласты лексики: стилистически нейтральная, высокая, разговорная лексика |
51 | 1 | 6.11 | Стилистические пласты лексики. Эмоционально окрашенная лексика |
52 | 1 | 7.11 | Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения |
53 | 1 | 8.11 | Исконно русские слова |
54 | 1 | 11.11 | Заимствованные слова. |
55 | 1 | 12.11 | Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного словоупотребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы |
56 | 1 | 13.11 | Фразеологизмы. Их признаки и значение |
57 | 1 | 13.11 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов |
58 | 1 | 14.11 | Лексический анализ слова |
59 | 1 | 15.11 | Р.р. Сочинение-описание местности по упр.157 |
60 | 1 | 18.11 | Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные |
61 | 1 | 19.11 | Фразеологизмы и их роль в тексте |
62 | 1 | 20.11 | Повторение темы "Лексикология. Культура речи" |
63 | 1 | 20.11 | Повторение темы "Лексикология. Культура речи". Практикум |
64 | 1 | 21.11 | Контрольный диктант № 3 по теме "Лексикология. Культура речи" |
65 | 1 | 22.11 | Работа над ошибками, анализ работы |
Словообразование. Культура речи. Орфография | |||
66 | 1 | 25.11 | Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение) |
67 | 1 | 26.11 | Основные способы образования слов в русском языке |
68 | 1 | 27.11 | Основные способы образования слов в русском языке. Виды морфем |
69 | 1 | 27.11 | Понятие об этимологии
|
70 | 1 | 28.11 | Правописание корня -кас- — -кос- с чередованием а//о. |
71 | 1 | 29.11 | Правописание корня -кас- — -кос- с чередованием а//о Практикум |
72 | 1 | 2.12 | Правописание приставок ПРЕ/ПРИ |
73 | 1 | 3.12 | Правописание приставок ПРЕ/ПРИ. Практикум |
74 |
| 4.12 | Основные способы образования слов в русском языке. Сложные и сложносокращённые слова |
75 | 1 | 4.12 | Сложные и сложносокращённые слова. Правописание сложных и сложносокращённых слов |
76 | 1 | 5.12 | Орфографический анализ сложных и сложносокращённых слов |
77 | 1 | 6.12 | Морфемный и словообразовательный анализ слов |
78 | 1 | 9.12 | Морфемный и словообразовательный анализ слов. Практикум |
79 | 1 | 10.12 | Систематизация и обобщение по теме "Словообразование. Культура речи. Орфография" |
80 | 1 | 11.12 | Систематизация и обобщение по теме "Словообразование. Культура речи. Орфография". Практикум |
81 | 1 | 11.12 | Контрольный диктант № 4 по теме "Словообразование. Культура речи. Орфография" |
82 | 1 | 12.12 | Работа над ошибками, анализ работы |
Морфология. Культура речи. Орфография Имя существительное | |||
83 | 1 | 13.12 | Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке |
84 | 1 | 16.12 | Части речи в русском языке. Части речи и члены предложения |
85 | 1 | 17.12 | Имя существительное как часть речи (повторение изученного в 5 классе) |
86 | 1 | 18.12 | Имя существительное как часть речи |
87 | 1 | 18.12 | Особенности словообразования имен существительных |
88 | 1 | 19.12 | Нормы словоизменения имен существительных в именительном падеже множественного числа |
89 | 1 | 20.12 | Нормы словоизменения имен существительных в родительном падеже множественного числа |
90 | 1 | 23.12 | Нормы словоизменения сложных имен существительных с первой частью пол- |
91 | 1 | 24.12 | Правила слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами |
92 | 1 | 25.12 | Р.р. Описание помещения (интерьера). Сбор материала |
93 | 1 | 25.12 | Р.р. Сочинение- описание помещение (интерьера) по упр.165 |
94 | 1 | 26.12 | Повторение темы "Имя существительное" |
95 | 1 | 27.12 | Контрольный диктант №5 по теме "Имя существительное" |
96 | 1 | 13.01 | Работа над ошибками, анализ работы |
Имя прилагательное | |||
97 | 1 | 14.01 | Имя прилагательное как часть речи (повторение изученного в 5 классе) |
98 | 1 | 15.01 | Имя прилагательное как часть речи |
99 | 1 | 15.01 | Р.р.Сочинение-описание внешности человека |
100 | 1 | 16.01 | Словообразование имён прилагательных. |
101 | 1 | 17.01 | Степени сравнения качественных имен прилагательных. Сравнительная степень сравнения качественных имен прилагательных |
102 | 1 | 20.01 | Превосходная степень сравнения качественных имен прилагательных |
103 | 1 | 21.01 | Разряды имён прилагательных по значению |
104 | 1 | 22.01 | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные |
105 | 1 | 22.01 | Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные |
106 | 1 | 23.01 | Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные |
107 | 1 | 24.01 | Р.р. Сжатое изложение. Смысловой анализ текста |
108 | 1 | 27.01 | Р.р. Сжатое изложение по отрывку из повести А. Пушкина «Дубровский» |
109 | 1 | 28.01 | Морфологический анализ имен прилагательных |
110 | 1 | 29.01 | Правописание н и нн в именах прилагательных |
111 | 1 | 29.01 | Правописание н и нн в именах прилагательных (закрепление). Практикум |
112 | 1 | 30.01 | Правописание суффиксов -к- и -ск- имен прилагательных |
113 | 1 | 31.01 | Правописание суффиксов -к- и -ск- имен прилагательных. Практикум |
114 | 1 | 3.02 | Дефисное и слитное написание сложных имен прилагательных . |
115 | 1 | 4.02 | Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное». Практикум |
116 | 1 | 5.02 | Контрольный диктант №6 по теме "Имя прилагательное" |
117 | 1 | 5.02 | Работа над ошибками, анализ работы |
Имя числительное | |||
118 | 1 | 6.02 | Имя числительное как часть речи. Общее грамматическое значение имени числительного |
119 | 1 | 7.02 | Синтаксические функции имен числительных |
120 | 1 | 10.02 | Разряды имен числительных по строению: простые, сложные, составные |
121 | 1 | 11.02 | Разряды имен числительных по строению: простые, сложные, составные. Практикум |
122 | 1 | 12.02 | Разряды имен числительных по значению. Порядковые числительные |
123 | 1 | 12.02 | Разряды имен числительных по значению. Количественные числительные |
124 | 1 | 13.02 | Склонение количественных имен числительных |
125 | 1 | 14.02 | Склонение порядковых имен числительных |
126 | 1 | 17.02 | Склонение числительных. Практикум |
127 | 1 | 18.02 | Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные) |
128 | 1 | 19.02 | Дробные числительные, их склонение, правописание |
129 | 1 | 19.02 | Собирательные числительные, их склонение |
130 | 1 | 20.02 | Нормы употребления собирательных числительных |
131 | 1 | 21.02 | Нормы словообразования имен числительных |
132 | 1 | 24.02 | Синтаксическая роль имён числительных |
133 | 1 | 25.02 | Синтаксическая роль имён числительных. Практикум |
134 | 1 | 26.02 | Морфологический анализ имен числительных |
135 | 1 | 26.02 | Орфографический анализ имен числительных |
136 | 1 | 27.02 | Обобщение изученного по теме «Имя числительное». |
137 | 1 | 28.02 | Обобщение изученного по теме «Имя числительное». Практикум |
138 | 1 | 3.03 | Контрольный диктант №7 по теме "Имя числительное" |
139 | 1 | 4.03 | Работа над ошибками, анализ работы |
Местоимение | |||
140 | 1 | 5.03 | Местоимение как часть речи |
141 | 1 | 5.03 | Разряды местоимений |
142 | 1 | 6.03 | Личные местоимения |
143 | 1 | 7.03 | Склонение личных местоимений |
144 | 1 | 10.03 | Окончания личных местоимений |
145 | 1 | 11.03 | Возвратное местоимение себя |
146 | 1 | 12.03 | Вопросительно-относительные местоимения |
147 | 1 | 12.03 | Неопределенные местоимения |
148 | 1 | 13.03 | Отрицательные местоимения |
149 | 1 | 14.03 | Отрицательные местоимения. Устранение речевых ошибок |
150 | 1 | 17.03 | Притяжательные местоимения |
151 | 1 | 18.03 | Указательные местоимения |
152 | 1 | 19.03 | Определительные местоимения |
153 | 1 | 19.03 | Р.р.Сочинение. Сбор материала |
154 | 1 | 20.03 | Р.Р.Сочинение-описание картины Л.Соломаткина «Петрушка» |
155 | 1 | 21.03 | Морфологический анализ местоимений |
156 | 1 | 1.04 | Правила правописания местоимений: правописание местоимений с не и ни; слитное, раздельное и дефисное написание местоимений |
157 | 1 | 2.04 | Правила правописания местоимений: правописание местоимений с не и ни; слитное, раздельное и дефисное написание местоимений. Практикум |
158 | 1 | 2.04 | Повторение по теме "Местоимение" |
159 | 1 | 3.04 | Контрольный диктант №8 по теме "Местоимение" |
160 | 1 | 4.04 | Работа над ошибками, анализ работы |
Глагол | |||
161 | 1 | 7.04 | Глагол как часть речи (обобщение изученного в 5 классе) |
162 | 1 | 8.04 | Глагол как часть речи (обобщение изученного в 5 классе). Практикум |
163 | 1 | 9.04 | Словообразование глаголов |
164 | 1 | 9.04 | Р.р. Сочинение-рассказ на тему «Степа дрова колет» |
165 | 1 | 10.04 | Способы образования глаголов |
166 | 1 | 11.04 | Р.р. Описание действий. Сбор материала |
167 | 1 | 14.04 | Р.р. Сочинение-описание действий по упр.699 |
168 | 1 | 15.04 | Разноспрягаемые глаголы |
169 | 1 | 16.04 | Разноспрягаемые глаголы (закрепление). Практикум |
170 | 1 | 16.04 | Переходные и непереходные глаголы. Практикум |
171 | 1 | 17.04 | Переходные и непереходные глаголы |
172 | 1 | 18.04 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение |
173 | 1 | 21.04 | Изъявительное наклонение (закрепление). Практикум |
174 | 1 | 22.04 | Условное наклонение глагола |
175 | 1 | 23.04 | Условное наклонение глагола (закрепление). Практикум |
176 | 1 | 23.04 | Повелительное наклонение глагола |
177 | 1 | 24.04 | Повелительное наклонение глагола (закрепление). Практикум |
178 | 1 | 25.04 | Нормы образования форм повелительного наклонения глагола (закрепление). |
179 | 1 | 28.04 | Р.р. Изложение. Смысловой анализ текста |
180 | 1 | 29.04 | .Р.р Изложение (обучающее) «Витькина гайка» |
181 | 1 | 30.04 | Употребление наклонений |
182 | 1 | 30.04 | Безличные глаголы. Использование личных глаголов в безличном значении |
183 | 1 | 5.05 | Повторение по теме «Наклонения глагола» |
184 | 1 | 6.05 | Видо-временная соотнесенность глагольных форм в тексте |
185 | 1 | 7.05 | Морфологический анализ глагола |
186 | 1 | 7.05 | Контрольный диктант №9 по теме "Глагол" |
187 | 1 | 12.05 | Правила правописания глаголов с изученными орфограммами (обобщение изученного в 6 классе). Практикум |
188 | 1 | 13.05 | Орфографический анализ глагола. Практикум |
189 | 1 | 14.05 | Правила правописания глаголов с изученными орфограммами (обобщение изученного в 6 классе) |
190 | 1 | 14.05 | Промежуточная аттестация за II полугодие |
191 | 1 | 15.05 | Повторение. Лексикология. Фразеология (повторение изученного в 6 классе) |
192 | 1 | 16.05 | Повторение. Морфемика. Словообразование. Орфография (повторение изученного в 6 классе) |
193 | 1 | 19.05 | Повторение. Морфология (повторение изученного в 6 классе) |
194 | 1 | 20.05 | Повторение. Орфография. Правописание имен существительных, имен прилагательных (повторение изученного в 6 классе) |
195 | 1 | 21.05 | Повторение. Орфография. Правописание имен числительных, местоимений, глаголов (повторение изученного в 6 классе) |
196 | 1 | 21.05 | Повторение. Текст. Анализ текста (повторение изученного в 6 классе) |
197 | 1 | 22.05 | Итоговый контрольный диктант №10 за курс 6 класса |
198 | 1 | 23.05 | Повторение. Итоговый урок |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 198 часов |
График контрольных работ
№п/п | Дата | Тема контрольной работы |
1. | 11.09 | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в 5 классе» |
2. | 16.10 | Контрольный диктант №2 по темам "Текст", "Функциональные разновидности языка" |
3. | 21.11 | Контрольный диктант № 3 по теме "Лексикология. Культура речи" |
4. | 12.12 | Контрольный диктант № 4 по теме "Словообразование. Культура речи. Орфография" |
5. | 18.12 | Промежуточная аттестация за I полугодие |
6. | 27.12 | Контрольный диктант №5 по теме "Имя существительное" |
7. | 5.02 | Контрольный диктант №6 по теме "Имя прилагательное" |
8. | 3.03 | Контрольный диктант №7 по теме "Имя числительное" |
9. | 3.04 | Контрольный диктант №8 по теме "Местоимение" |
10 | 7.05 | Контрольный диктант №9 по теме "Глагол" |
11 | 14.05 | Промежуточная аттестация за II полугодие |
12 | 22.05 | Итоговый контрольный диктант №10 за курс 6 класса |
6. МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
6 класс
Литература для учителя:
Русский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2024.
Русский язык V класс. Поурочные планы. По учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составитель Н.В. Егорова. –М.:ВАКО,2023.
Обучение русскому языку в 6 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2013.
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.
Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 6 кл./Под ред. Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: изд. «Легион», 2009
Литература для обучающихся:
1.Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 6 класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2020.
2.Учебные таблицы V- XI классы по русскому языку.Составитель А.Б. Малюшкин. – М.:Творческий центр Сфера, 2010.
3.Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык V класс. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. – М.: Интеллект-центр, 2007.
Образовательные электронные ресурсы:
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
Справочно-информационный интенет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru
Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rus.1september.ru/rusarchive.php
Уроки Русского.ru видеоуроки и материалы(видео уроки) по русскому языку [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.urokirusskogo.ru/videourok
Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Интерактивная доска.