СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (авторская разработка)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР (авторская разработка)»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Мирнинский район Республика Саха (Якутия)

МБОУ "СОШ № 5"



РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

________________________

Протокол № от «30» августа 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

________________________

«30 » августа 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Приказ № 201 от «01» сентября 2023 г.




АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА(авторская разработка)

для учащихся с ЗПР 6 Б класса учебного предмета «Русский язык»

на 2023-2024 учебный год


Составитель: Шайдурова Наталья Александровна

Учитель русского языка и литературы















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер  – 64101) (далее  – ФГОС ООО), Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной рабочей программы основного общего образования «Русский язык», Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, Примерной программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.


Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

В системе образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать ее, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения других школьных дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку на уровне основного общего образования отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.


Цели и задачи изучения учебного предмета «Русский язык»

Общие цели изучения учебного предмета «Русский язык» представлены в Примерной рабочей программе основного общего образования.

Специальной целью преподавания русского языка является формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций у обучающихся с ЗПР.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как языковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формировании способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Цель и задачи преподавания русского языка обучающимся с ЗПР максимально приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и учитывают специфические особенности учеников.

Курс русского языка направлен на решение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования:

  • воспитание у обучающихся с ЗПР гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «Русский язык», направленные на социально-эмоциональное развитие, развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование познавательной активности, повышение коммуникативной компетентности в разных социальных условиях.


Особенности отбора и адаптации учебного материала по русскому языку

Обучающиеся с ЗПР в силу своих индивидуальных психофизических особенностей не всегда могут освоить программный материал по русскому языку в соответствии с требованиями основной образовательной программы, адресованной нормотипичным обучающимся, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом. Учащиеся работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала. Таким обучающимся с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Процесс обучения обучающихся с ЗПР имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у них недостатков и опирается на субъективный опыт обучающихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

Отбор материала выполнен на основе принципа минимально необходимого числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться.

Учебный материал отобран таким образом, чтобы его можно было объяснить на доступном для обучающихся с ЗПР уровне.

Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем сопровождается предварительным накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.

Учитывая компенсаторные возможности и личностные особенности обучающихся с ЗПР, в 6 классе не рекомендованы к изучению переходные и непереходные глаголы; употребление форм одних наклонений глаголов в значении других. В ознакомительном плане изучаются такие темы, как «Разряды имен прилагательных, числительных и местоимений»; «Склонение количественных числительных», «Степени сравнения имен прилагательных», «Разноспрягаемые глаголы». При этом подбирается доступный для выполнения вариант заданий с очевидным ответом. Более тщательно отрабатываются разделы, связанные с изучением склонения наиболее употребительных числительных (от 5 до 20), использованием степеней сравнения имен прилагательных в практических описаниях, а также все, что связано с орфографической грамотностью: ь на конце и в середине числительных; правописание гласных в падежных окончаниях числительных, обозначающих даты; дефис в местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-; частицы не и ни в местоимениях.

Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержания образования по предмету «Русский язык»

Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР на уроках русского языка определяется их особыми образовательными потребностями в целом, а также особенностями их речевого развития. Учитывая недостаточную сформированность у обучающихся с ЗПР всех компонентов речи следует предусматривать дополнительную работу на уроке по расширению словарного запаса, развитию связной речи, совершенствованию фонематических процессов. Также важным является адаптация формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; упрощение многозвеньевых инструкций посредством деления на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; специальное адаптирование текста задания с учетом индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР.

Необходимо мотивировать обучающихся обращаться к справочной информации в случае затруднений, упражнять навыки самоконтроля и самопроверки, формировать умение результативно использовать в ходе выполнения задания смысловые опоры, образец, визуализацию.

Необходимым является усиление практических упражнений, позволяющих автоматизировать навык, повысить осознанность применения орфографических и пунктуационных правил. Следует усилить виды деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР: выполнение заданий с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, опорные таблицы), привычных для обучающихся мнестических опор (наглядных схем по применению правила, шаблонов общего хода выполнения заданий).

Для развития умения делать выводы обучающимися с ЗПР следует использовать опорные слова и клише; необходимо обучать составлению тезисов и конспектов. При закреплении изученных тем полезно использовать такие виды деятельности как моделирование ситуаций социального взаимодействия, обсуждение новостной информации в СМИ, подготовку сообщения на заданную тему с поиском необходимой информации, коллективные проектные работы.

Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ПООП ООО. При работе над лексикой, в том числе научной терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных лексических единиц) необходимо включение слова в контекст. Каждое новое слово закрепляется в речевой практике обучающихся с ЗПР. Обязательными являются визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в Примерной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования, Примерной адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

В пределах одного класса последовательность изучения тем, представленных в содержании каждого класса, может варьироваться.









СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»


6 КЛАСС


Общие сведения о языке

Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Понятие о литературном языке.

Повторение и систематизация изученного в 5 классе.


Язык и речь

Монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение; сообщение на лингвистическую тему.

Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями.


Текст

Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).

Информационная переработка текста. План текста (простой, сложный; назывной, вопросный); главная и второстепенная ­информация текста; пересказ текста.

Описание как тип речи.

Описание внешности человека.

Описание помещения.

Описание природы.

Описание местности.

Описание действий.


Функциональные разновидности языка

Официально-деловой стиль. Заявление. Расписка. Научный стиль. Словарная статья. Научное сообщение.

СИСТЕМА ЯЗЫКА

Лексикология. Культура речи

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова.

Лексика русского языка с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы).

Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жарго­низмы).

Стилистические пласты лексики: стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика.

Лексический анализ слов.

Фразеологизмы. Их признаки и значение.

Употребление лексических средств в соответствии с ситуацией общения.

Эпитеты, метафоры, олицетворения.

Лексические словари.

Словообразование. Культура речи. Орфография.

Повторение изученного по морфемике в 5 классе.

Формообразующие и словообразующие морфемы.

Производящая основа.

Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую).

Морфемный и словообразовательный разбор слов.

Правописание сложных и сложносокращённых слов.

Нормы правописания корня -кас- — -кос- с чередованием а // о, гласных в приставках пре- и при-.

Морфология. Культура речи. Орфография.

Имя существительное

Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе:

(правописание суффиксов -чик- — -щик-; -ек- — -ик- (-чик-) имён существительных;

правописание корней с чередованием а // о: -лаг- — -лож-;

-раст- — -ращ- — -рос-; -гар- — -гор-, -зар- — -зор-;

слитное и раздельное написание не с именами существительными;

Имена существительные общего рода.

Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Типы склонения имён существительных. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные.

Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок).

Особенности словообразования.

Нормы произношения имён существительных, нормы постановки ударения (в рамках изученного).

Нормы словоизменения имён существительных.

Нормы слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное

Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.

Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные.

Степени сравнения качественных имён прилагательных.

Словообразование имён прилагательных.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Правописание н и нн в именах прилагательных.

Правописание суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных.

Правописание сложных имён прилагательных.

Нормы произношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного).

Имя числительное

Общее грамматическое значение имени числительного. Синтаксические функции имён числительных.

Разряды имён числительных по значению: количественные (целые, дробные, собирательные), порядковые числительные.

Разряды имён числительных по строению: простые, сложные, составные числительные.

Словообразование имён числительных.

Склонение количественных и порядковых имён числительных.

Правильное образование форм имён числительных.

Правильное употребление собирательных имён числительных.

Употребление имён числительных в научных текстах, деловой речи.

Морфологический разбор имени числительного.

Нормы правописания имён числительных: написание ь в именах числительных; написание двойных согласных; слитное, раздельное, дефисное написание числительных; нормы правописания окончаний числительных.

Местоимение

Общее грамматическое значение местоимения. Синтаксические функции местоимений.

Разряды местоимений: личные, возвратное, вопросительные, относительные, указательные, притяжательные, неопределённые, отрицательные, определительные.

Склонение местоимений.

Словообразование местоимений.

Роль местоимений в речи. Употребление местоимений в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); притяжательные и указательные местоимения как средства связи предложений в тексте.

Морфологический разбор местоимения.

Нормы правописания местоимений: правописание место­имений с не и ни; слитное, раздельное и дефисное написание местоимений.

Глагол

Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 классе:

(правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).

Переходные и непереходные глаголы.

Разноспрягаемые глаголы.

Безличные глаголы. Употребление безличных глаголов. Изъявительное, условное и повелительное наклонения глагола.

Нормы ударения в глагольных формах (в рамках изученного).

Нормы словоизменения глаголов.

Видо-временная соотнесённость глагольных форм в тексте.

Морфологический разбор глагола.

Использование ь как показателя грамматической формы в повелительном наклонении глагола.





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»


Личностные результаты:

овладение языковой культурой как средством познания мира;

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

осознание эстетической ценности русского языка;

уважительное отношение к родному языку, гордость за него потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры;

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

стремление к речевому самосовершенствованию;

формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками и взрослыми в ходе образовательной деятельности;

умение различать учебные ситуации, в которых обучающийся может действовать самостоятельно, и ситуации, где следует воспользоваться справочной информацией или другими вспомогательными средствами;

умение ориентироваться в требованиях и правилах проведения промежуточной и итоговой аттестации;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

выявлять и характеризовать существенные признаки различных языковых явлений (грамматических категорий, морфологического состава и т.п.);

устанавливать причинно-следственные связи при применении правил русского языка;

владеть смысловым чтением; использовать смысловое чтение для извлечения и обобщения информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

применять и создавать схемы для решения учебных задач при овладении предметом;

пользоваться словарями и другими поисковыми системами.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

оценивать качество своего вклада в общий продукт (например, при написании коллективного сочинения, изложения);

соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

самостоятельно определять цели своего обучения русскому языку, ставить и формулировать для себя новые задачи в процессе его усвоения;

использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

владеть основами самооценки при выполнении учебных заданий по русскому языку;

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

понимать причины, по которым не был достигнут ожидаемый результат деятельности, находить позитивное в произошедшей ситуации (за диктант тройка, зато не было ошибок в написании безударных гласных);

регулировать способ выражения эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты по годам обучения формулируются по принципу добавления новых результатов от года к году (результаты очередного года по умолчанию включают результаты предыдущих лет).

6 КЛАСС

Общие сведения о языке

Характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, приводить примеры с направляющей помощью педагога использования русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения (в рамках изученного).

Иметь представление о русском литературном языке.

Язык и речь

Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 6 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и доступной для понимания научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение); выступать с сообщением на лингвистическую тему с опорой на презентацию, развернутый план.

Участвовать в диалоге (побуждение к действию, обмен мнениями) объёмом не менее 4 реплик.

Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

Владеть различными видами чтения: ознакомительным, изучающим, поисковым.

Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 100 слов с опорой на план, опорные слова.

Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 170 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста после предварительного анализа, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи с опорой на план(для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 150 слов; для сжатого изложения – не менее 140-150 слов).

Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари.

Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 90-100 слов; словарного диктанта объёмом 15-20 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 90-100 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение второго года обучения орфограммы (не более 16), пунктограммы (не более 3-4) и слова (не более 7) с непроверяемыми написаниями); соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.

Текст

Анализировать текст текста с направляющей помощью педагога с точки зрения его соответствия основным признакам; с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи.

Характеризовать тексты с использованием алгоритма последовательности действий различных функционально-смысловых типов речи; характеризовать особенности описания как типа речи (описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий).

Выявлять средства связи предложений в тексте, в том числе притяжательные и указательные местоимения, видо-временную соотнесённость глагольных форм текста с направляющей помощью педагога.

Применять знания с использованием речевого клише о функционально-смысловых типах речи при выполнении анализа различных видов и в речевой практике; использовать знание основных признаков текста в практике создания собственного текста.

Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев текста с направляющей помощью педагога.

Создавать тексты различных функционально-смысловых
типов речи с опорой на план (повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с опорой на жизненный и читательский опыт; произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 4 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 90 слов с учётом функциональной разновидности и жанра сочинения, характера темы).

Владеть навыками информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста после предварительного анализа (простой, назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.

Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.

Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.

Редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского литературного языка.

Функциональные разновидности языка

Характеризовать особенности с использованием алгоритма последовательности действий официально-делового стиля речи, научного стиля речи; перечислять требования к составлению словарной статьи и научного сообщения; анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров (рассказ; заявление, расписка; словарная статья, научное сообщение).

Применять знания об официально-деловом и научном стиле при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.

Система языка

Лексикология. Культура речи

Различать слова с точки зрения их происхождения: исконно русские и заимствованные слова; различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы); различать слова с точки зрения сферы их употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы); определять стилистическую окраску слова.

Распознавать с опорой на образец эпитеты, метафоры, олицетворения; понимать их основное коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи с целью повышения её богатства и выразительности.

Распознавать в тексте фразеологизмы, уметь определять после предварительного анализа их значения; характеризовать ситуацию употреб­ления фра­зеологизма.

Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари.

Словообразование. Культура речи. Орфография

Распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове; выделять производящую основу.

Определять способы словообразования с направляющей помощью педагога (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую); проводить морфемный и словообразовательный разбор слов с опорой на алгоритм; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов.

Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных.

Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов по алгоритму учебных действий; применять знания по орфографии в практике правописания.

Соблюдать нормы правописания сложных и сложносокращённых слов; нормы правописания корня -кас--кос- с чередованием а // о, гласных в приставках пре- и при- по визуальной опоре.

Морфология. Культура речи. Орфография

Имя существительное

Характеризовать особенности словообразования имён существительных.

Соблюдать нормы слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами по визуальной опоре.

Соблюдать нормы произношения, постановки ударения (в рамках изученного), словоизменения имён существительных.

Имя прилагательное

Различать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени сравнения качественных имён прилагательных.

Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных; нормы произношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного); соблюдать нормы правописания н и нн в именах прилагательных, суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных, сложных имён прилагательных по алгоритму учебных действий.

Имя числительное

Распознавать числительные; определять с опорой на алгоритм общее грамматическое значение имени числительного; различать по визуальной опоре разряды имён числительных по значению, по строению.

Уметь склонять числительные и характеризовать особенности склонения, словообразования и синтаксических функций числительных; характеризовать роль имён числительных в речи, особенности употребления в научных текстах, деловой речи.

Правильно употреблять собирательные имена числительные; соблюдать нормы правописания имён числительных, в том числе написание ь в именах числительных; написание двойных согласных; слитное, раздельное, дефисное написание числительных; нормы правописания окончаний числительных с направляющей помощью педагога.

Местоимение

Распознавать местоимения; определять с опорой на алгоритм общее грамматическое значение; различать разряды местоимений; уметь склонять местоимения по смысловой опоре; характеризовать особенности их склонения, словообразования, синтаксических функций, роли в речи.

Правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); соблюдать нормы правописания местоимений с не и ни, слитного, раздельного и дефисного написания местоимений по визуальной опоре.

Глагол

Соблюдать нормы правописания гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть) по смысловой опоре.

Распознавать переходные и непереходные глаголы; разноспрягаемые глаголы; определять с опорой на алгоритм наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении; различать безличные и личные глаголы.

Соблюдать нормы правописания ь в формах глагола повелительного наклонения.

Проводить морфологический разбор по алгоритму имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов; применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.

Проводить фонетический разбор слов; использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правописания слов.

Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания.

Проводить синтаксический разбор при необходимости с визуальной поддержкой словосочетаний, синтаксический разбор при необходимости с визуальной поддержкой предложений (в рамках изученного); применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.






















Приложение № 1
к рабочей программе

МБОУ «СОШ №5»

по русскому языку для учащихся 6 Б класса







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



6 КЛАСС

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Всего

Практические

работы

Контрольные

работы

Раздел 1. Общие сведения о языке

1.1

Основные функции русского языка

2

0

0

1.2

Литературный язык

1

0

0

Итого по разделу

3

Раздел 2. Язык и речь

2.1

Виды речи. Монолог и диалог. Их разновидности

6

0

1

Итого по разделу

6

Раздел 3. Текст

3.1

Информационная переработка текста

6

0

1

3.2

Функционально-смысловые типы речи

4

0

1

3.3

Виды описания. Смысловой анализ текста

3

0

0

Итого по разделу

13


Раздел 4. Функциональные разновидности языка



4.1

Официально деловой и научный стиль.

Жанры

11

0


Итого по разделу

11


Раздел 5. Лексикология. Культура речи



5.1

Группы лексики по

происхождению. Активный и пассивный запас лексики

2

0

0

5.2

Лексика с точки зрения сферы употребления

17

0

1

5.3

Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения

3

0

0

Итого по разделу

22


Раздел 6. Словообразование. Культура речи. Орфография



6.1

Морфемика и словообразование как разделы лингвистики

1

0

0

6.2

Виды морфем.Основные способы образования слов в русском языке. Правописание сложных и сложносокращённых слов

6

0

0

6.3

Орфографический анализ

5

0

1

6.4

Понятие об этимологии

1

0

0

6.5

Морфемный и словообразовательный анализ слов

3

0

1


Итого по разделу

16


Раздел 7. Морфология. Культура речи. Орфография


7.1

Части речи в русском языке

2

0

0

7.2

Имя существительное

11

0

1

7.3

Имя прилагательное

18

0

4

7.4

Имя числительное

21

0

3

7.5

Местоименение

20

0

2

7.6

Глагол

34

0

13

Итого по разделу

106


Повторение пройденного материала

13

0

0

Итоговый контроль (сочинения, изложения, контрольные и проверочные работы, диктанты)

14

14

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

204

14

30

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



6 КЛАСС

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Русский язык — государственный язык Российской Федерации

1

0

0

2

Русский язык — язык межнационального общения

1

0

0

3

Понятие о литературном языке

1

0

0

4

Повторение. Смысловой, речеведческий, языковой анализ текста (повторение изученного в 5 классе)

1

0

0

5

Повторение. Употребление ь и ъ (повторение изученного в 5 классе)

1

0

0

6

Повторение. Правописание корней (повторение изученного в

5 классе)

1

0

0

7

Повторение. Правописание приставок (повторение изученного в 5 классе)

1

0

0

8

Повторение. Правописание

1

0

0



суффиксов (повторение изученного в 5 классе)





9

Повторение. Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными (повторение изученного в 5 классе)

1

0

0

10

контрольная работа (облегчённый вариант)

1

1

0

11

Виды речи. Монолог и диалог.

Монолог-описание

1

0

0

12

Монолог-повествование

1

0

0

13

Монолог-рассуждение

1

0

0

14

Сообщение на лингвистическую тему

1

0

0

15

Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями

1

0

0

16

Монолог и диалог. Практикум

1

0

1

17

Информационная переработка текста

1

0

0

18

Информационная переработка текста. Главная и второстепенная информация

1

0

0

19

Информационная переработка

1

0

0



текста. Способы сокращения текста





20

Простой и сложный план текста

1

0

0

21

Назывной и вопросный план текста

1

0

0

22

План текста. Практикум

1

0

1

23

Функционально-смысловые типы речи (повторение)

1

0

0

24

Особенности функциональносмысловых типов речи

1

0

0

25

Описание признаков предметов и явлений окружающего мира

1

0

0

26

Особенности описания как типа речи

1

0

0

27

Сочинение-описание (обучающее)

1

0

0

28

Особенности функциональносмысловых типов речи.

Обобщение

1

0

0

29

Особенности функциональносмысловых типов речи.

Практикум

1

0

1

30

Официально-деловой стиль и его жанры

1

0

0


31

Особенности официально-делового стиля

1

0

0

32

Заявление, расписка

1

0

0

33

Научный стиль и его жанры

1

0

0

34

Особенности научного стиля

1

0

0

35

Научное сообщение

1

0

0

36

Словарная статья. Требования к составлению словарной статьи

1

0

0

37

Повторение и обобщение по темам "Текст", "Функциональные разновидности языка"

1

0

0

38

Повторение и обобщение по темам "Текст", "Функциональные разновидности языка". Практикум

1

0

1

39

Составление вопросного плана к тексту изложения

1

0

0

40

Изложение (обучающее)

1

0

0

41

Контрольная работа по темам "Текст", "Функциональные разновидности языка" (облегчённый вариант)

1

1

0

42

Лексика русского языка (повторение)

1

0

0


43

Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения

1

0

0

44

Лексические средства выразительности

1

0

0

45

Лексические средства выразительности. Эпитет

1

0

0

46

Метафора

1

0

0

47

Исконно русские слова

1

0

0

48

Заимствованные слова

1

0

0

49

Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями

1

0

0

50

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного словоупотребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы

1

0

0

51

Общеупотребительные слова.

Диалектизмы

1

0

0

52

Профессионализмы

1

0

0

53

Жаргонизмы

1

0

0

54

Стилистические пласты лексики: стилистически нейтральная, высокая лексика

1

0

0


55

Стилистические пласты лексики.

Разговорная лексика

1

0

0

56

Лексический анализ слова

1

0

0

57

Фразеологизмы. Их признаки и значение

1

0

0

58

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов

1

0

0

59

Сочинение-описание природы и местности

1

1

0

60

Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные

1

0

0

61

Фразеологизмы и их роль в тексте

1

0

0

62

Повторение темы "Лексикология.

Культура речи"

1

0

0

63

Повторение темы "Лексикология.

Культура речи". Практикум

1

0

1

64

Контрольная работа по теме

"Лексикология. Культура речи"(облегчённый вариант)

1

1

0

65

Работа над ошибками, анализ работы

1

0

0

66

Морфемика и словообразование как разделы лингвистики

(повторение)

1

0

0


67

Основные способы образования слов в русском языке

1

0

0

68

Основные способы образования слов в русском языке. Виды морфем

1

0

0

69

Основные способы образования слов в русском языке. Сложные и сложносокращённые слова

1

0

0

70

Основные способы образования слов в русском языке. Сложные и сложносокращённые слова. Правописание сложных и сложносокращённых слов

1

0

0

71

Орфографический анализ сложных и сложносокращённых слов

1

0

0

72

Понятие об этимологии

1

0

0

73

Морфемный и

словообразовательный анализ слов

1

0

0

74

Морфемный и

словообразовательный анализ слов. Практикум

1

0

0

75

Правописание корня -кас- — -кос- с чередованием а//о

1

0

0

76

Правописание корня -кас- — -кос-

с чередованием а//о. Практикум

1

0

0


77

Правописание приставок

ПРЕ/ПРИ

1

0

0

78

Правописание приставок

ПРЕ/ПРИ. Практикум

1

0

1

79

Систематизация и обобщение по теме "Словообразование. Культура речи. Орфография"

1

0

0

80

Систематизация и обобщение по теме "Словообразование.

Культура речи. Орфография".

Практикум

1

0

1

81

Контрольная работа по теме "Словообразование. Культура речи. Орфография" (облегчённый вариант)

1

1

0

82

Работа над ошибками, анализ работы

1

0

0

83

Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке

1

0

0

84

Части речи в русском языке.

Части речи и члены предложения

1

0

0

85

Имя существительное как часть речи (повторение изученного в 5 классе)

1

0

0

86

Имя существительное как часть речи

1

0

0


87

Особенности словообразования имен существительных

1

0

0

88

Нормы словоизменения имен существительных в именительном падеже множественного числа

1

0

0

89

Нормы словоизменения имен существительных в родительном падеже множественного числа

1

0

0

90

Нормы словоизменения сложных имен существительных с первой частью пол-

1

0

0

91

Правила слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами

1

0

0

92

Описание помещения (интерьера).

Сбор материала

1

0

0

93

Практикум. Описание помещение

(интерьера)

1

0

1

94

Повторение темы "Имя существительное"

1

0

0

95

Контрольная работа по теме "Имя существительное" (облегчённый вариант)

1

1

0

96

Работа над ошибками, анализ работы

1

0

0

97

Имя прилагательное как часть речи (повторение изученного в 5 классе)

1

0

0


98

Имя прилагательное как часть речи

1

0

0

99

Разряды имён прилагательных по значению

1

0

0

100

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные

1

0

0

101

Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные

1

0

0

102

Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные

1

0

0

103

Степени сравнения качественных имен прилагательных.

Сравнительная степень сравнения качественных имен прилагательных

1

0

0

104

Превосходная степень сравнения качественных имен прилагательных

1

0

0

105

Сжатое изложение. Смысловой анализ текста

1

0

0

106

Изложение подробное/сжатое

1

1

0


107

Морфологический анализ имен прилагательных

1

0

0

108

Правописание н и нн в именах прилагательных

1

0

0

109

Правописание н и нн в именах прилагательных (закрепление).

Практикум

1

0

1

110

Правописание суффиксов -к- и ск- имен прилагательных

1

0

0

111

Правописание суффиксов -к- и ск- имен прилагательных.

Практикум

1

0

1

112

Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных

1

0

0

113

Правописание сложных имен прилагательных (закрепление).

Практикум

1

0

1

114

Сочинение-описание внешности человека

1

1

0

115

Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное».

Практикум

1

0

1

116

Контрольная работа по теме "Имя прилагательное" (облегчённый вариант)

1

1

0

117

Работа над ошибками, анализ работы

1

0

0


118

Имя числительное как часть речи. Общее грамматическое значение имени числительного

1

0

0

119

Синтаксические функции имен числительных

1

0

0

120

Разряды имен числительных по строению: простые, сложные, составные

1

0

0

121

Разряды имен числительных по строению: простые, сложные, составные. Практикум

1

0

1

122

Разряды имен числительных по значению. Количественные числительные

1

0

0

123

Разряды имен числительных по значению. Порядковые числительные

1

0

0

124

Склонение количественных имен числительных

1

0

0

125

Склонение порядковых имен числительных

1

0

0

126

Склонение числительных.

Практикум

1

0

1

127

Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные)

1

0

0


128

Дробные числительные, их склонение, правописание

1

0

0

129

Собирательные числительные, их склонение

1

0

0

130

Нормы употребления собирательных числительных

1

0

0

131

Нормы словообразования имен числительных

1

0

0

132

Синтаксическая роль имён числительных

1

0

0

133

Синтаксическая роль имён числительных. Практикум

1

0

1

134

Морфологический анализ имен числительных

1

0

0

135

Орфографический анализ имен числительных

1

0

0

136

Обобщение изученного по теме

«Имя числительное». Практикум

1

0

0

137

Проверочная работа по теме «Имя числительное»

1

0

0

138

Контрольная работа по теме "Имя числительное" (облегчённый вариант)

1

1

0

139

Работа над ошибками, анализ работы

1

0

0

140

Местоимение как часть речи

1

0

0


141

Разряды местоимений

1

0

0

142

Личные местоимения

1

0

0

143

Сжатое изложение. Смысловой анализ

1

0

0

144

Сжатое изложение (обучающее)

1

0

0

145

Возвратное местоимение себя

1

0

0

146

Притяжательные местоимения

1

0

0

147

Сочинение. Сбор материала

1

0

0

148

Сочинение-описание картины

1

1

0

149

Указательные местоимения

1

0

0

150

Определительные местоимения

1

0

0

151

Вопросительно-относительные местоимения

1

0

0

152

Неопределенные местоимения

1

0

0

153

Отрицательные местоимения

1

0

0

154

Отрицательные местоимения.

Устранение речевых ошибок

1

0

0

155

Морфологический анализ

1

0

0



местоимений





156

Правила правописания местоимений: правописание местоимений с не и ни; слитное, раздельное и дефисное написание местоимений

1

0

0

157

Правила правописания местоимений: правописание местоимений с не и ни; слитное, раздельное и дефисное написание местоимений. Практикум

1

0

1

158

Повторение по теме

"Местоимение"

1

0

0

159

Практикум по теме

"Местоимение"

1

0

1

160

Работа над ошибками, анализ работы

1

0

0

161

Глагол как часть речи (обобщение изученного в 5 классе)

1

0

0

162

Глагол как часть речи (обобщение изученного в 5 классе).

Практикум

1

0

1

163

Словообразование глаголов

1

0

0

164

Сочинение. Сбор материала

1

0

0

165

Сочинение на морально- этическую тему (обучающее)

1

0

0


166

Переходные и непереходные глаголы

1

0

0

167

Переходные и непереходные глаголы. Практикум

1

0

1

168

Разноспрягаемые глаголы

1

0

0

169

Разноспрягаемые глаголы

(закрепление). Практикум

1

0

1

170

Безличные глаголы.

Использование личных глаголов в безличном значении

1

0

0

171

Безличные глаголы.

Использование личных глаголов в безличном значении. Практикум

1

0

1

172

Наклонение глагола.

Изъявительное наклонение

1

0

0

173

Изъявительное наклонение

(закрепление). Практикум

1

0

1

174

Условное наклонение глагола

1

0

0

175

Условное наклонение глагола

(закрепление). Практикум

1

0

0

176

Повелительное наклонение глагола

1

0

0

177

Повелительное наклонение глагола (закрепление). Практикум

1

0

1


178

Употребление наклонений

1

0

0

179

Употребление наклонений.

Практикум

1

0

1

180

Нормы образования форм повелительного наклонения глагола

1

0

0

181

Нормы образования форм повелительного наклонения глагола (закрепление). Практикум

1

0

1

182

Проверочная работа по теме

«Наклонения глагола»

1

0

0

183

Видо-временная соотнесенность глагольных форм в тексте

1

0

0

184

Видо-временная соотнесенность глагольных форм в тексте.

Практикум

1

0

1

185

Изложение. Смысловой анализ текста

1

0

0

186

Изложение (обучающее)

1

0

0

187

Морфологический анализ глагола

1

0

0

188

Морфологический анализ глагола

(закрепление). Практикум

1

0

1

189

Описание действий. Сбор материала

1

0

0


190

Сочинение-описание действий

1

1

0

191

Правила правописания глаголов с изученными орфограммами

1

0

0

192

Правила правописания глаголов с изученными орфограммами (обобщение изученного в 6 классе)

1

0

0

193

Правила правописания глаголов с изученными орфограммами (обобщение изученного в 6 классе). Практикум

1

0

1

194

Орфографический анализ глагола.

Практикум

1

0

1

195

Контрольная работа по теме

"Глагол" (облегчённый вариант)

1

1

0

196

Работа над ошибками, анализ работы

1

0

0

197

Повторение. Лексикология. Фразеология (повторение изученного в 6 классе)

1

0

0

198

Повторение. Морфемика.

Словообразование. Орфография (повторение изученного в 6 классе)

1

0

0

199

Повторение. Морфология

(повторение изученного в 6 классе)

1

0

0


200

Повторение. Орфография. Правописание имен существительных, имен прилагательных (повторение изученного в 6 классе)

1

0

0

201

Повторение. Орфография. Правописание имен числительных, местоимений, глаголов (повторение изученного в 6 классе)

1

0

0

202

Повторение. Текст. Анализ текста (повторение изученного в 6 классе)

1

0

0

203

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса (облегчённый вариант)

1

1

0

204

Повторение. Анализ итоговой контрольной работы

1

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО

ПРОГРАММЕ

204

14

29