МБОУ Загустайская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № _____ от «___» __________ 2018 г. | Согласовано с Методсоветом Протокол № _____ от «___» _________2018 г. ______________________ | «Утверждаю» Директор школы: _________/БальчиноваМ.Н./ Приказ № _____ от «___» __________ 2018 г. |
Адаптированная рабочая программа
вида 7(2)
«Смысловое чтение» для учащихся с задержкой психического развития, 2 класс
Цоктоева Т.А.,
учитель начальных классов
у. Тохой
2018 - 19 год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по основам смыслового чтения для II класса составлена на основе:
- закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – ООП), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576;
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Уставом МБОУ Загустайская средняя общеобразовательная школа
Программа рассчитана для учащихся 2 «а» класса , в количестве 22 человек. В данном классе обучаются дети с различными потенциальными возможностями, с различным уровнем усвоения учебного материала. В данном классном коллективе 10 (46%) учеников высокого уровня , 7 (32 %) учащихся среднего уровня , низкого уровня 5 (23 %) учащихся, из которых 2 учащихся (9 %) обучающихся по адаптированной программе 7 (2)вида.
На уроках используются следующие формы работы: урок-практикум; урок-сочинение;комбинированный урок;путешествие и другие. Могут применяться следующие технологии : информационно – коммуникационная технология, развития критического мышления, проектная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, игровые технологии, технология мастерских, кейс – технология, технология интегрированного обучения, педагогика сотрудничества, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии, традиционные технологии (классно-урочная система)..
Цель программы: создание условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг у детей.
Основные задачи: освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
● овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
● формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью до 45 минут.
Форма проведения занятий – групповая.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Формы организации внеурочной деятельности: учебное занятие, викторина, КВН, виртуальное путешествие , литературная игра, конкурс – кроссворд, читательская конференция, просмотр видеофильмов, коллективно-творческая работа.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные
Личностные УДД:
-Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
-Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
-Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
-формирование интереса к чтению; мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности;
-эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.
Регулятивные УДД:
-уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
-уметь самостоятельно работать с новым произведением;
-уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
-уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
- возможность учиться:- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения материала, , выбирать книги.
Познавательные УДД:
-осознавать роль названия произведения, понимать прочитанное, выделять и понимать информацию из прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные УДД:
-участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
-высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
-соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
-ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, эмоционально воспринимать слова собеседников.
Метапредметные результаты:
Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способов проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Второклассник научится: Виды речевой и читательской деятельности
осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя 12
читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Дневнике читателя»;
осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста. Второклассник получит возможность научиться:
осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке. 13 Второклассник научится: Творческая деятельность
читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя
; составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному. Учащиеся получат возможность научиться:
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.
пересказывать содержание произведения выборочно и сжато. Второклассник научится: Литературоведческая пропедевтика
различать малые жанры устного нородного творчества осознавать их культурную ценность для русского народа;
находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научнопознавательному или художественному;
использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности. Второклассник получит возможность научиться:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.
находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Содержание изучаемого курса
Реализация метапредметных результатов.», ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
.
Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и увязать его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода.
Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятия |
план | факт |
1 | | | Снег круглый год. Дома в скалах. Айсберг. |
2 | | | Почему плачет крокодил. Как отпугнуть крокодила. |
3 | | | Сколько соли в море? Как прячется осьминог. |
4 | | | Против ветра. Попутный ветер. |
5 | | | Кто живет в Антарктиде. Почему исчезли динозавры. |
6 | | | Кошки в древнем Египте. Такса. |
7 | | | Искусство «каллиграфия». Исчезнувшие буквы. |
8 | | | Как рыбаки помогают рыбе зимой? Необычные дрова. |
9 | | | Собаки-водолазы. Как охотятся львы. |
10 | | | Старинные автомобили. Далеко. |
11 | | | Солнечные автомобили. Парус. |
12 | | | Ночной праздник. Шкура леопарда. |
13 | | | Самая прочная нить. Морской еж. |
14 | | | Бумажные стены. Дом на ножках. |
15 | | | Дикие грибы. Ледник. |
16 | | | Новогодняя коллекция. |
17 | | | Помощник шахтеров. Бесстрашные жуки-солдатики. |
18 | | | Бегуны по воде. Постель в дождевом лесу. |
19 | | | Джунгли Южной Америки. Глаз лягушки. |
20 | | | Соляные деньги. Снежки в Новой Зеландии. |
21 | | | Фианит. |
22 | | | Все пальцы. Погода в Англии. |
23 | | | |
24 | | | Огни на высоте. Книга рекордов. |
25 | | | Древние книги. Строители мостов. |
26 | | | Рубль. Денежка. |
27 | | | Температура воды и воздуха. Названия игр с мячом. |
28 | | | Консервированный воздух. Праздник воды. |
29 | | | Праздник воды. |
30 | | | Дома из снега. Ловля акул. |
31 | | | Нежинские огурчики. |
32 | | | Празднование Нового года 1 января. |
33 | | | Часы. |
34 | | | Керамика. |
35 | | | Филин. Зимородок. |