СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по технологии 7.2

Нажмите, чтобы узнать подробности

технология

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по технологии 7.2»

«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР Директор

МБОУ СОШ№5

МБОУ СОШ №5 ____/____________/

___/___________/ Приказ № ______ от

«__»______20__г. «____»_______20___г.







Адаптированная рабочая программа ( вариант 7.2)

по технологии в 1 классе



«Рассмотрено »

Учитель : Ринчинова Ася Михайловна

Руководитель МО

___/___________/

Протокол №____ от

«____» ___________20____г.



2018-2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральная рабочая программа по технологии на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Содержание обучения раскрывается через модули, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе начальной школы. Приведён перечень универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, формирование которых может быть достигнуто средствами учебного предмета «Технология» с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР начальных классов. В первом, первом дополнительном и втором классах предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. В познавательных универсальных учебных действиях выделен специальный раздел «Работа с информацией». С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных УУД (определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных УУД (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения), их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность». В зависимости от степени выраженности нарушений регуляторных процессов младших школьников с ЗПР регулятивные УУД могут формироваться в более долгие сроки, в связи с чем допустимым является оказание помощи организационного плана и руководящий контроль педагога при выполнении учебной работы обучающимися.

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося с ЗПР за каждый год обучения в начальной школе.

В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам (темам) содержания обучения каждого класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельности, которые целесообразно использовать при изучении той или иной темы, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.

Изучение предмета «Технология» представляет значительные трудности для обучающихся с ЗПР в силу их психофизических особенностей:

  • незрелость эмоционально-волевой сферы приводит к сложностям инициации волевых усилий при начале работы над изделием;

  • отставание в сформированности регуляции и саморегуляции поведения затрудняет процесс длительного сосредоточения на каком-либо одном действии;

  • недостаточное развитие восприятия является основой возникновения трудностей при выделении существенных (главных) признаках объектов, построении целостного образа, сложностям узнавания известных предметов в незнакомом ракурсе;

  • импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкая продуктивность деятельности приводят к низкому качеству получаемого изделия, недовольству полученным результатом;

  • нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость, нередко сопровождающееся повышенной двигательной и речевой активностью, влечет за собой сложности понимания технологии работы с тем или иным материалом;

  • медленное формирование новых навыков требует многократных указаний и упражнений для их закрепления.

Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни факты изучаются таким образом, чтобы обучающиеся с ЗПР смогли опознать их, опираясь на существенные признаки, по другим вопросам обучающиеся получают только общие представления. Ряд сведений познается обучающимися с ЗПР в результате практической деятельности.

В курсе технологии осуществляется реализация широкого спектра межпредметных связей, что также способствует лучшему усвоению образовательной программы обучающимися с ЗПР.

Математика — моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение простых форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, числами.

Изобразительное искусство — использование средств художественной выразительности, правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Окружающий мир — природные формы и конструкции как универсальный источник инженерно-художественных идей для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции.

Родной язык — использование важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности.

Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

Важнейшая особенность уроков технологии в начальной школе — предметно-практическая деятельность как необходимая составляющая целостного процесса интеллектуального, а также духовного и нравственного развития обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста.

Основной целью предмета является успешная социализация обучающихся с ЗПР, формирование у них функциональной грамотности на базе знакомства и освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений, представленных в содержании учебного предмета.

Для реализации основной цели данного предмета необходимо решение системы приоритетных задач: образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных.

Образовательные задачи курса:

  • формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как важной части общей культуры человека;

  • становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных производствах и профессиях;

  • формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема);

  • формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений.

Воспитательные задачи:

  • воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире;

  • развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности;

  • воспитание интереса к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации;

  • становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы;

  • воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей.

Коррекционно-развивающее значение учебного предмета «Технология»

Обучающиеся с ЗПР характеризуются существенными индивидуально-типологическими различиями, которые проявляются устойчивостью учебных затруднений (из-за дефицита познавательных способностей), мотивационно-поведенческими особенностями, степенью проявления дисфункций (нарушений ручной моторики, глазомера, возможностей произвольной концентрации и удержания внимания). В связи с этим от учителя требуется обеспечение индивидуального подхода к обучающимся. На уроках технологии для всех обучающихся с ЗПР необходимо:

при анализе образца изделий уточнять название и конкретизировать значение каждой детали;

выбирать для изготовления изделие с простой конструкцией, которое можно изготовить за одно занятие;

осуществлять постоянную смену деятельности для профилактики утомления и пресыщения;

трудности в проведении сравнения выполняемой работы с образцом, предметно-инструкционным или графическим планом требуют предварительного обучения указанным действиям.

Кроме того недостаточное овладение разными видами контроля результата (глазомерный, инструментальный) повышают роль педагога как внешнего регулятора деятельности и помощника в формировании необходимых навыков, а недостаточность пространственной ориентировки, недоразвитие моторных функций (нарушены моторика пальцев и кисти рук, зрительно-двигательная координация, регуляция мышечного усилия) требует действий, направленных на коррекцию этих дисфункций не только от учителя, но и от других специалистов психолого-педагогического сопровождения.

Психокоррекционная направленность учебного предмета «Технология» заключается в расширении и уточнении представлений обучающихся с ЗПР об окружающей предметной и социальной действительности, что реализуется за счет разнообразных заданий, стимулирующих интерес младшего школьника с ЗПР к себе и к миру. Требования речевых отчетов и речевого планирования, постоянно включаемые процесс выполнения работы, способствуют появлению и совершенствованию рефлексивных умений, которые рассматриваются как одно из важнейших психологических новообразований младшего школьного возраста. Коррекция отдельных сторон психической деятельности происходит через развитие восприятия, зрительной памяти и внимания. Уточняются представления о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способах их преобразования. Выполнение различных операций осуществляет пропедевтическую функцию, обеспечивающую усвоение таких тем как измерение, единицы измерения, геометрические фигуры и их свойства, симметрия и др.

Место учебного предмета «Технология» в учебном плане

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ учебный предмет «Технология» входит в предметную область «Технология» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Технология» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1–4 классов программы начального общего образования в объёме одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1–4 классах обязательно.

Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета «Технология», — 168 ч (один час в неделю в каждом классе).

1 класс — 33 ч, 1 дополнительный класс — 33 ч, 2 класс — 34 ч, 3 класс — 34 ч, 4 класс — 34 ч.





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»

Содержание программы начинается с характеристики основных структурных единиц курса «Технология», которые соответствуют ФГОС НОО и являются общими для каждого года обучения. Вместе с тем их содержательное наполнение развивается и обогащается концентрически от класса к классу. При этом учитывается, что собственная логика данного учебного курса не является столь же жёсткой, как в ряде других учебных курсов, в которых порядок изучения тем и их развития требует строгой и единой последовательности. На уроках технологии этот порядок и конкретное наполнение разделов в определённых пределах могут быть более свободными и учитывать индивидуальные особенности и особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР.

Основные модули курса «Технология»:

  1. Технологии, профессии и производства.

  2. Технологии ручной обработки материалов:

  • технологии работы с бумагой и картоном;

  • технологии работы с пластичными материалами;

  • технологии работы с природным материалом;

  • технологии работы с текстильными материалами;

  • технологии работы с другими доступными материалами1.

  1. Конструирование и моделирование:

  • работа с «Конструктором»2*;

  • конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов;

  • робототехника*.

  1. Информационно-коммуникативные технологии*.


1 КЛАСС

Модуль «Технологии, профессии и производства» (6 ч)3

Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы. Безопасное использование и хранение инструментов.

Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами.

Модуль «Технологии ручной обработки материалов» (15 ч)

Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов.

Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей,

Способы разметки деталей: по шаблону, с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и др. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем.

Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и др.), их правильное, рациональное и безопасное использование.

Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др.). Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части (стекой, отрыванием), придание формы.

Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и др. Резание бумаги ножницами. Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц.

Виды природных материалов (плоские — листья и объёмные — орехи, шишки, семена, ветки). Приёмы работы с природными материалами: соединение деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью пластилина).

Общее представление о тканях (текстиле) и свойствах. Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и др.). Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка.

Модуль «Конструирование и моделирование» (10 ч)

Простые конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.) и способы их создания. Общее представление о конструкции изделия. Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Конструирование по модели (на плоскости).

Модуль «Информационно-коммуникативные технологии» * (2 ч)

Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.


Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного);

  • воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную, графическую);

  • анализировать с помощью учителя устройство простых изделий по образцу, рисунку.



Работа с информацией:

  • воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или в учебнике), использовать её в работе;

  • учиться понимать простейшую знаково-символическую информацию (схема, рисунок) и строить под руководством учителя работу в соответствии с ней.



Коммуникативные УУД:

  • участвовать в коллективном обсуждении: отвечать на вопросы, уважительно относится к одноклассникам;

  • строить простые высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию изученных тем) на доступном уровне.



Регулятивные УУД:

  • принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу;

  • действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой на графическую инструкцию учебника;

  • организовывать под руководством учителя свою деятельность: производить подготовку к уроку рабочего места, поддерживать на нём порядок в течение урока, производить необходимую уборку по окончании работы.



Совместная деятельность:

  • проявлять положительное отношение к включению в совместную работу, к простым видам сотрудничества;

  • принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество.



1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

Модуль «Технологии, профессии и производства» (6 ч)4

Красота и разнообразие природных форм, их передача в изделиях из различных материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера — условия создания изделия. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов; поддержание порядка во время работы; уборка по окончании работы. Рациональное и безопасное использование и хранение инструментов.

Профессии сферы обслуживания.

Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи.

Модуль «Технологии ручной обработки материалов» (15 ч)

Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий.

Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его деталей.

Способы разметки деталей: по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему. Чтение условных графических изображений (называние операций, способов и приёмов работы, последовательности изготовления изделий). Правила экономной и аккуратной разметки. Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и др. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем. Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.).

Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и др.), их правильное, рациональное и безопасное использование.

Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др.). Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части (стекой, отрыванием), придание формы.

Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и др. Резание бумаги ножницами. Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц. Картон.

Виды природных материалов (плоские — листья и объёмные — орехи, шишки, семена, ветки). Приёмы работы с природными материалами: подбор материалов в соответствии с замыслом, составление композиции, соединение деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью пластилина).

Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах. Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и др.). Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка.

Использование дополнительных отделочных материалов.

Модуль «Конструирование и моделирование» (10 ч)

Объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.) и способы их создания. Общее представление о детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции. Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку. Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого/необходимого результата; выбор способа работы в зависимости от требуемого результата/ замысла.

Модуль «Информационно-коммуникативные технологии» * (2 ч)

Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.

Информация. Виды информации.


Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного);

  • воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную, графическую);

  • анализировать под руководством учителя устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять основные и второстепенные составляющие конструкции с опорой на образец.



Работа с информацией:

  • воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или в учебнике), использовать её в работе;

  • понимать и анализировать с помощью учителя простейшую знаково-символическую информацию (схема, рисунок) и строить работу в соответствии с ней.



Коммуникативные УУД:

  • участвовать в коллективном обсуждении: отвечать на вопросы, выполнять правила этики общения: уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого;

  • строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию изученных тем) на доступном для обучающегося с ЗПР уровне.



Регулятивные УУД:

  • принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу;

  • действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой на графическую инструкцию учебника;

  • понимать критерии оценки качества работы;

  • организовывать свою деятельность под руководством учителя: производить подготовку к уроку рабочего места, поддерживать на нём порядок в течение урока, производить необходимую уборку по окончании работы.



Совместная деятельность:

  • проявлять положительное отношение к включению в совместную работу, к простым видам сотрудничества;

  • принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС (33 часа)

Тематические модули

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся


1. Технологии, профессии

и производства

(6 ч)

Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы. Безопасное использование и хранение инструментов. Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами.

Изучать правила безопасности при работе инструментами и приспособлениями.

Подготавливать рабочее место в зависимости от вида работы под руководством учителя.

Поддерживать порядок во время работы; убирать рабочее место по окончании работы под руководством учителя.

Иметь представление об особенностях технологии изготовления изделий, выделять детали изделия, основу, определять способ изготовления под руководством учителя.

Понимать основные этапы изготовления изделия при помощи учителя и на основе графической инструкции в учебнике (рисованному/слайдовому плану, инструкционной карте): анализ устройства изделия, разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия, отделка.

Знакомиться с профессиями, связанными с изучаемыми материалами и производствами.


2. Технологии

ручной обработки материалов

(15 ч):


технологии работы

с бумагой

и картоном

Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов. Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей, сборка изделия. Способы разметки деталей: по шаблону, с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и др. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем. Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и др.), их правильное, рациональное и безопасное использование. Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др.). Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части (стекой, отрыванием), придание формы. Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и др. Резание бумаги ножницами. Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц.

Под руководством учителя организовывать свою деятельность:

подготавливать рабочее место для работы с бумагой и картоном, правильно размещать инструменты и материалы; убирать рабочее место под руководством учителя.

Соблюдать технику безопасной работы инструментами и приспособлениями.

Применять правила безопасной и аккуратной работы ножницами, клеем.

Знать названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон и др.).

Под руководством учителя наблюдать свойства бумаги (состав, цвет, прочность). Осваивать отдельные приёмы работы с бумагой (сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание, резание бумаги ножницами и др.), правила безопасной работы.

Читать простые графические схемы изготовления изделия и выполнять изделие по заданной схеме под руководством учителя.

Учиться планировать свою деятельность с опорой на предложенный план в учебнике, рабочей тетради, под руководством учителя.

Выполнять рациональную разметку (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке) по шаблону с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему; выполнять сборку изделия с помощью клея и другими способами.

Иметь общее представление о конструкции изделия; детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции.

Изготавливать изделия с использованием осваиваемых технологий. Под руководством учителя собирать плоскостную модель.


технологии работы с пластичными материалами

С помощью учителя организовывать рабочее место для работы с пластическими массами, правильно размещать инструменты и материалы; убирать рабочее место под руководством учителя.

Знать названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда, использовать их в практической работе.

Наблюдать свойства пластилина (или других используемых пластических масс): цвет, пластичность.

Рассматривать образцы, варианты выполнения изделий, природные формы — прообразы изготавливаемых изделий.

Изготавливать изделия с опорой на рисунки, схемы.

Выполнять лепку, используя различные способы лепки: конструктивный (лепка из отдельных частей), скульптурный (лепка из целого куска) и комбинированный.

Использовать при лепке приёмы работы с пластичными материалами (сплющивание, скручивание, разрезание, прищипывание и др.).

Отбирать пластилин (пластическую массу) по цвету, придавать деталям нужную форму.

Использовать пластические массы для соединения деталей.

Выполнять формообразование деталей скатыванием, сплющиванием, вытягиванием, раскатыванием и др.

Изготавливать изделия по образцу, инструкции.


технологии работы

с природным материалом

Виды природных материалов (плоские — листья и объёмные — орехи, шишки, семена, ветки). Приёмы работы с природными материалами: соединение деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью пластилина или другой пластической массы).


Под руководством учителя организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место для работы с природным материалом, правильно размещать инструменты и материалы; убирать рабочее место.

Применять правила безопасной и аккуратной работы ножницами, клеем.

Сравнивать и классифицировать собранные природные материалы по их видам (листья, ветки, камни и др.).

Понимать особенности работы с природными материалами.

Изготавливать изделие с опорой на рисунки.

Выполнять практические работы с природными материалами (засушенные листья и др.); изготавливать простые композиции.

Осваивать приёмы сборки изделий из природных материалов (точечное наклеивание листьев на основу, соединение с помощью пластилина, соединение с помощью клея и ватной прослойки).

Узнавать, выполнять технологические приёмы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств.

Применять на практике различные приёмы работы с природными материалами: склеивание, соединение и др.

Выполнять изделия с использованием различных природных материалов.


технологии работы с текстильными материалами

Общее представление о тканях (текстиле) и свойствах. Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и др.). Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка.

Под руководством учителя организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место для работы с текстильными материалами, правильно размещать инструменты и материалы.

Убирать рабочее место под руководством учителя.

Под руководством учителя применять правила безопасной и аккуратной работы ножницами, иглой и др.

Знать названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (игла, ножницы, напёрсток, булавка, пяльцы), использовать в практической работе иглу, булавки, ножницы.

Знать строение иглы, применять правила хранения игл и булавок.

Знать виды ниток (швейные, мулине), их назначение.

Соблюдать правила безопасной работы иглой и булавками.

Выполнять подготовку нитки и иглы к работе: завязывание узелка, использование приёмов отмеривания нитки для шитья, вдевание нитки в иглу.

Выполнять прямую строчку стежков.

Узнавать, выполнять технологические приёмы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств.

Выполнять строчку прямого стежка.

Изготавливать изделия на основе прямой строчки стежков.


3. Конструирование и моделирование

(10 ч):


конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов

Простые конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.) и способы их создания. Общее представление о конструкции изделия. Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Конструирование по модели (на плоскости).

Иметь общее представление о конструкции изделия, детали и части изделия, их взаимном расположении в общей конструкции;

Изготавливать простые конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.), по модели (на плоскости).

Использовать в работе осваиваемые способы соединения деталей в изделиях из разных материалов.

Определять с помощью учителя порядок действий в зависимости от желаемого/необходимого результата; выбирать способ работы с опорой на учебник или рабочую тетрадь в зависимости от требуемого результата/замысла.

4. Информационно-коммуникативные технологии* (2 ч)

Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.

Анализировать с помощью учителя готовые материалы, представленные учителем на информационных носителях.



1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС (33 часа)

Тематические модули

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся


1. Технологии, профессии

и производства

(6 ч)

Красота и разнообразие природных форм, их передача в изделиях из различных материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера — условия создания изделия. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов; поддержание порядка во время работы. Рациональное и безопасное использование и хранение инструментов. Профессии сферы обслуживания. Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи.

Изучать правила безопасности при работе инструментами и приспособлениями.

Изучать возможности использования изучаемых инструментов и приспособлений людьми разных профессий.

Рационально размещать на рабочем месте материалы и инструменты под руководством учителя; поддерживать порядок во время работы.

Изучать важность подготовки, организации, уборки рабочего места, поддержания порядка людьми разных профессий. Формировать общее понятие об изучаемых материалах, их происхождение, разнообразие и основные свойства, понимать отличие материалов от инструментов и приспособлений.

Рассматривать возможности использования, применения изучаемых материалов при изготовлении изделий, предметов быта и др. людьми разных профессий.

Понимать об особенностях технологии изготовления изделий, выделять детали изделия, основу, определять способ изготовления под руководством учителя.

Понимать основные этапы изготовления изделия при помощи учителя и на основе графической инструкции в учебнике (рисованному/слайдовому плану, инструкционной карте): анализ устройства изделия, разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия, отделка.

Приводить примеры традиций и праздников народов России, ремёсел, обычаев и производств, связанных с изучаемыми материалами и производствами.


2. Технологии

ручной обработки материалов

(15 ч):


технологии работы

с бумагой

и картоном

Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий. Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его деталей. Способы разметки деталей: по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему. Чтение условных графических изображений (называние операций, способов и приёмов работы, последовательности изготовления изделий). Правила экономной и аккуратной разметки. Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и др. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем. Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и др.), их правильное, рациональное и безопасное использование. Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др.). Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части (стекой, отрыванием), придание формы. Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и др. Резание бумаги ножницами.

Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц. Картон.

Под руководством учителя организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место для работы с бумагой и картоном, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, в процессе выполнения изделия контролировать и при необходимости восстанавливать порядок на рабочем месте; убирать рабочее место.

Соблюдать технику безопасной работы инструментами и приспособлениями.

Применять правила безопасной и аккуратной работы ножницами, клеем.

Знать названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон и др.), использовать их в практической работе.

Под руководством учителя наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету, толщине, прочности. Осваивать отдельные приёмы работы с бумагой (сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание, резание бумаги ножницами и др.), правила безопасной работы, правила разметки деталей (экономия материала, аккуратность).

Читать простые графические схемы изготовления изделия и выполнять изделие по заданной схеме под руководством учителя.

Под руководством учителя анализировать конструкцию изделия, обсуждать варианты изготовления изделия, выполнять основные технологические операции ручной обработки материалов: разметку деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборку изделия и отделку изделия или его деталей по заданному образцу.

Учиться планировать свою деятельность с опорой на предложенный план в учебнике, рабочей тетради, под руководством учителя.

Выполнять рациональную разметку (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке) сгибанием, по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему; выполнять выделение деталей способами обрывания, вырезания; выполнять сборку изделия с помощью клея и другими способами; выполнять отделку изделия или его деталей (окрашивание, аппликация и др.) с опорой на образец.

Анализировать с помощью учителя декоративно-художественные возможности разных способов обработки бумаги, например вырезание деталей из бумаги и обрывание пальцами.

В ходе беседы с учителем понимать смысл понятий «конструирование», «изделие», «деталь изделия», «образец».

Рассматривать и анализировать под руководством учителя простые по конструкции образцы; анализировать под руководством учителя простейшую конструкцию изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения.

Изготавливать изделия с использованием осваиваемых технологий. Под руководством учителя собирать плоскостную модель, объяснять способ сборки изделия с опорой на план, графическую схему.

технологии работы с пластичными материалами

С помощью учителя организовывать рабочее место для работы с пластическими массами, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, в процессе выполнения изделия проверять и восстанавливать порядок на рабочем месте; убирать рабочее место под руководством учителя.

Применять правила безопасной и аккуратной работы со стекой. Знать названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда, использовать их в практической работе.

Наблюдать и называть свойства пластилина (или других используемых пластических масс): цвет, пластичность.

Использовать стеки при работе с пластичными материалами, а также при отделке изделия или его деталей.

Рассматривать и анализировать под руководством учителя образцы, варианты выполнения изделий, природные формы — прообразы изготавливаемых изделий.

Изготавливать изделия с опорой на рисунки, схемы и подписи к ним.

Выполнять лепку, используя различные способы лепки: конструктивный (лепка из отдельных частей), скульптурный (лепка из целого куска) и комбинированный.

Использовать при лепке приёмы работы с пластичными материалами (сплющивание, скручивание, разрезание, прищипывание и др.).

Отбирать пластилин (пластическую массу) по цвету, придавать деталям нужную форму.

Использовать приёмы выделения деталей стекой и другими приспособлениями.

Использовать пластические массы для соединения деталей.

Выполнять формообразование деталей скатыванием, сплющиванием, вытягиванием, раскатыванием и др.

Изготавливать изделия по образцу, инструкции.

Изготавливать конструкцию по слайдовому плану и/или заданным условиям.

Создавать простые фронтальные и объёмные композиции из пластичных материалов с использованием освоенных технологий и правил.

Осваивать умение работать в группе — изготавливать детали композиции и объединять их в единую композицию.

технологии работы

с природным материалом;

Виды природных материалов (плоские — листья и объёмные — орехи, шишки, семена, ветки). Приёмы работы с природными материалами: подбор материалов в соответствии с замыслом, составление композиции, соединение деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью пластилина или другой пластической массы).


Под руководством учителя организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место для работы с природным материалом, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, в процессе выполнения изделия контролировать и при необходимости восстанавливать порядок на рабочем месте; убирать рабочее место.

Применять правила безопасной и аккуратной работы ножницами, клеем.

Сравнивать и классифицировать собранные природные материалы по их видам (листья, ветки, камни и др.).

Осознавать необходимость бережного отношения к природе, окружающему материальному пространству.

Отбирать природный материал в соответствии с выполняемым изделием.

Называть известные деревья и кустарники, которым принадлежит собранный природный материал.

Сравнивать и классифицировать собранные природные материалы по их форме с опорой на образец. Видеть соответствие форм природного материала и известных геометрических форм.

Сравнивать с опорой на образец природные материалы по цвету, форме, прочности.

Понимать особенности работы с природными материалами.

Использовать для подготовки материалов к работе технологии сушки растений под руководством учителя.

Изготавливать изделие с опорой на рисунки и подписи к ним.

Выполнять практические работы с природными материалами (засушенные листья и др.); изготавливать простые композиции.

Осваивать приёмы сборки изделий из природных материалов (точечное наклеивание листьев на основу, соединение с помощью пластилина, соединение с помощью клея и ватной прослойки).

Узнавать, выполнять и выбирать технологические приёмы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств.

Применять на практике различные приёмы работы с природными материалами: склеивание, соединение и др.

Выполнять изделия с использованием различных природных материалов.

Использовать природный материал для отделки изделия.

Применять правила и технологии использования природных форм в декоративно-прикладных изделиях.

технологии работы с текстильными материалами

Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах. Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и др.). Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка. Использование дополнительных отделочных материалов.

Под руководством учителя организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место для работы с текстильными материалами, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, в процессе выполнения изделия контролировать и при необходимости восстанавливать порядок на рабочем месте.

Убирать рабочее место под руководством учителя.

Под руководством учителя применять правила безопасной и аккуратной работы ножницами, иглой и др.

Знать названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (игла, ножницы, напёрсток, булавка, пяльцы), использовать в практической работе иглу, булавки, ножницы.

Иметь представление о видах швейных приспособлений, видах игл, их назначение, различия в конструкциях, применять правила хранения игл и булавок.

Знать виды ниток (швейные, мулине), их назначение.

Исследовать под руководством учителя строение (переплетение нитей) и общие свойства нескольких видов тканей (сминаемость, прочность), сравнивать виды тканей между собой и с бумагой.

Определять с помощью учителя лицевую и изнаночную стороны ткани.

Выбирать виды ниток в зависимости от выполняемых работ и назначения.

Отбирать инструменты и приспособления для работы с текстильными материалами.

Соблюдать правила безопасной работы иглой и булавками.

Знать понятия «игла — швейный инструмент», «швейные приспособления», «строчка», «стежок», понимать назначение иглы.

Использовать приём осыпания края ткани, выполнять варианты строчки прямого стежка (перевивы «змейка», «волна», «цепочка»).

Узнавать, выполнять и выбирать технологические приёмы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств.

Использовать различные виды строчек, стежков в декоративных работах для (отделки) оформления изделий.

Выполнять разметку линии строчки мережкой.

Выполнять выделение деталей изделия ножницами.

Расходовать экономно ткань и нитки при выполнении изделия.

Понимать значение и назначение вышивок.

Изготавливать изделия на основе вышивки строчкой прямого стежка.


3. Конструирование и моделирование

(10 ч):


конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов

Объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.) и способы их создания. Общее представление о детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции. Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку. Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого/ необходимого результата; выбор способа работы в зависимости от требуемого результата/замысла.

Иметь общее представление о конструкции изделия, детали и части изделия, их взаимном расположении в общей конструкции; анализировать под руководством учителя конструкции образцов изделий, выделять основные и дополнительные детали конструкции, называть их форму и способ соединения с помощью учителя; анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме.

Изготавливать объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.), по модели (на плоскости), рисунку.

Использовать в работе осваиваемые способы соединения деталей в изделиях из разных материалов.

Определять с помощью учителя порядок действий в зависимости от желаемого/необходимого результата; выбирать способ работы с опорой на учебник или рабочую тетрадь в зависимости от требуемого результата/замысла.

4. Информационно-коммуникативные технологии* (2 ч)

Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях. Информация. Виды информации.

Анализировать с помощью учителя готовые материалы, представленные учителем на информационных носителях.

Выполнять простейшие преобразования информации (перевод текстовой информации в рисуночную).


При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.



1 Например, пластик, поролон, фольга, солома и др.

2 Звёздочками отмечены модули, реализуемые с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации».

3 Выделение часов на изучение разделов приблизительное. Возможно их небольшое варьирование в рабочих программах педагогов.

4 Выделение часов на изучение разделов приблизительное. Возможно их небольшое варьирование в авторских курсах предмета.