СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Адаптированная программа разработана для детей с умственной отсталостью в умеренной форме. 6 год обучения
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Сухо - Березовская средняя общеобразовательная школа
Бобровского муниципального района
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы______ /Самохина С.Д.
Приказ №57 от 31.08.2022 г
Программа рассмотрена на заседании ШМО
учителей начальных классов
протокол № __ « __ » __________ 2022 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________________ Е. С. Чачина
Специальная индивидуальная программа развития
для 5 класса (6 год обучения) на 2022 – 2023 уч. г
предметы:
- речь и альтернативная коммуникация
- математические представления
- окружающий социальный мир
- изобразительное искусство
- ручной труд
Разработана Чачиной Е.С.
учителем начальных классов
высшей квалификационной категории
2022 г
с. Сухая Березовка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка с интеллектуальными нарушениями, с учетом его особых образовательных потребностей (6 год обучения) МКОУ Сухо-Березовская СОШ, обучающегося на дому.
Нормативные документы:
– Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями);
– Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850;
– САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015 года № 26;
– Устав МКОУ Сухо-Березовская СОШ;
– Локальный акт «Положение о промежуточной и итоговой аттестации, системе оценивания учебных достижений, индивидуальном учете адаптированных образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)».
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ Сухо-Березовская СОШ учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» в 5 классе (обучение на дому) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на изучение учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» отводится 102 часов в год (3 часа в неделю).
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА.
Предмет: Речь и альтернативная коммуникация.
Основные задачи реализации содержания:
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.
Пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и другие).
Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение чтением и письмом на доступном уровне.
Основное содержание
Личностные результаты освоения АООП могут включать:
1.Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определѐнному полу, как «Я»);
2.Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
3.Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;
4.Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;
5.Владение правилами поведения в учебной ситуации;
6.Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;
7.Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание чувствам других;
8.Владение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;
9.Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;
10.Владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими индивидуальный вариант содержания образов
Предметные результаты:
1.Коммуникация с использованием вербальных средств:
-Умение реагировать на собственное имя. Умение привлечь к себе внимание, приветствовать и прощаться с собеседником звуком (словом, предложением).
– Умение выразить свои желания, просьбу звуком (словом, предложением). Умение ответить на вопрос, поддержать диалог, задать вопрос словом (предложением).
2. Коммуникация с использованием невербальных средств:
-Умение пользоваться помощью партнера при формулировании высказывания.
Независимая коммуникация: самостоятельно формулируемое сообщение.
-Умение продуцировать мануальные знаки с помощью движений собственного тела.
-Умение пользоваться системой мануальных знаков
-Умение пользоваться системой графических символов.
-Умение пользоваться предметами, для выражения сообщения
Импрессивная речь:
-Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических символов.
-Понимание предложений. Понимание содержания элементарного текста
4.Экспрессивная речь:
-Умение употреблять отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы в соответствии с коммуникативной ситуацией.
-Умение употреблять простые по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.), собственное имя, называние имѐн членов семьи (учащихся класса, педагогов класса), называние (употребление) слов, обозначающих предмет, обобщающие понятия, действия предмета, признак предмета, признак действия, состояние; слов, обозначающих число, количество предметов называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении. Называние (употребление) предложений. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, картинки, мнемокартинки)
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации:
-Умение сообщить собственное имя, имена членов семьи (учащихся класса, педагогов) посредством зависимой или независимой коммуникации.
-Использование графического, предметного символа или мануального знака для обозначения предметов и объектов, действия предмета, признака предмета, обобщающих понятий, признака действия, состояния для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.) Составление простых предложений с ответами на вопросы по содержанию текста, составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям, составление рассказа по одной сюжетной картинке, составление рассказа по серии сюжетных картинок, составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического, предметного символа или мануального знака. Составление рассказа
о себе с использованием графического, предметного символа или мануального знака.
Чтение и письмо:
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
– Умение узнавать (различать) образы графем (букв).
-Умение производить графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
– Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
Содержание учебного предмета
№ | Содержательные линии | Коррекционно – развивающие задачи | Педагогические средства и технологии |
1 | «Чтение» изображений на картинках и пиктограммах. | Коррекция недостатков звукопроизношения, развитие сенсорной сферы на основе упражнений, направленных на коррекцию зрительных, слуховых. | ТСО, картинный материал, пиктограммы, игротерапия. |
2 | «Аудиальное чтение». | Развитие фонематического слуха. Уточнение, расширение и обогащение имеющегося у учащихся речевого опыта. | ТСО, музыкальные инструменты, арттерапия, дидактические игры. |
3 | Изучение звуков и букв. | Коррекция пространственных отношений. Развитие фонематического слуха. Работа над правильностью и выразительностью речи. | ТСО, пальчиковая гимнастика, картинный материал. |
4 | Образование и чтение слогов. | Улучшение темпа, ритма и общей культуры речевого общения. Развитие фонематического слуха. Обогащение словарного запаса. | ТСО, картинный материал, сказкотерапия, сюжетно-ролевые игры. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы Тема урока. | Количество часов | Дата | Примечание | |
План | Факт | ||||
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (10 ч) | |||||
1 | Рассматривание сюжетных картинок на тему «Здравствуй школа!» | 1 |
|
|
|
2 | Беседа «Школьные принадлежности и игрушки». Игрушки и учебные принадлежности. | 1 |
|
|
|
3-4 | В мире звуков природы. Упражнения на звукоподражание. Игра «Кто как кричит». | 2 |
|
|
|
5 | В мире звуков «Музыкальные инструменты» | 1 |
|
|
|
6 | Различение звуков окружающей действительности. | 1 |
|
|
|
7 | Повторение буквы а. Аудиальное чтение К.Бальмонт. «Осень | 1 |
|
|
|
8 | Повторение буквы о. Аудиальное чтение А.Блок. «Зайчик» | 1 |
|
|
|
9 | Повторение буквы и. Аудиальное чтение Л.Толстой «Птица свила гнездо…» | 1 |
|
|
|
10 | Повторение буквы у. Аудиальное чтение «Русская песня»), «Колобок», обр. К. Ушинского | 1 |
|
|
|
11 | Повторение букв ы. Аудиальное чтение В.Сутеев. «Три котенка» | 1 |
|
|
|
12 | Повторение буквы э. Аудиальное чтение А.Кольцов. «Дуют ветры…» | 1 |
|
|
|
13 | Повторение буквы ё. Аудиальное чтение Т.Сапгир «Ёж и ёлка» | 1 |
|
|
|
14 | Повторение буквы ю. Аудиальное чтение В.Безбородов «Баю-баюшки-баю» | 1 |
|
|
|
15 | Повторение буквы я. Аудиальное чтение А.Шибаев «Буква «Я» шагает гордо» | 1 |
|
|
|
16 | Обобщающие уроки: гласные буквы. Заучивание наизусть стихотворения «Пальчик-мальчик…», | 1 |
|
|
|
17 | Дифференциация: б-п. Аудиальное чтение «У страха глаза велики», обр. М. Серовой, А. Майков. «Колыбельная песня» | 1 |
|
|
|
18 | Дифференциация: д-т. Аудиальное чтение В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?» | 1 |
|
|
|
19 | Дифференциация: г-к. А. Аудиальное чтение А. Барто. «Девочка чумазая» | 1 |
|
|
|
20 | Дифференциация: г-к. «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого | 1 |
|
|
|
21 | Дифференциация: в-ф. Аудиальное чтение К. Чуковский «Муха-цокотуха» | 1 |
|
|
|
22 | Дифференциация: в-ф. «Пых», белорус. Сказка., обр. Н. Мялика | 1 |
|
|
|
23 | Дифференциация: з-с. Аудиальное чтение В.Бианки. «Купание медвежат» | 1 |
|
|
|
24 | Дифференциация: з-с. Аудиальное чтение С. Михалков. «Песенка друзей» | 1 |
|
|
|
25 | Дифференциация: ж-ш. Аудиальное слушание К.Ушинский. «Петушок с семьей» | 1 |
|
|
|
26 | Дифференциация: ж-ш. Аудиальное слушание В. Берестов. «Курица с цыплятами» | 1 |
|
|
|
27 | Дифференциация: р-л. Аудиальное чтение Э.Мошковская «Жадина» | 1 |
|
|
|
28 | Дифференциация: р-л. Аудиальное чтение М.Зощенко «Умная птичка» | 1 |
|
|
|
29 | Повторение, обобщение изученного. Заучивание наизусть новогоднего стихотворения | 1 |
|
|
|
30 | Повторение буквы ф. Аудиальное чтение Д. Хармс. «Храбрый еж» | 1 |
|
|
|
31 | Повторение буквы х. Аудиальное чтение С. Маршак. «Зоосад» | 1 |
|
|
|
32 | Повторение буквы ц. Аудиальное чтение С. Михалков. «Песенка друзей» | 1 |
|
|
|
33 | Повторение буквы ч. Аудиальное чтение А. Н. Толстой «Еж», «Лиса» | 1 |
|
|
|
34 | Повторение буквы ч. Аудиальное чтение А. Н. Толстой «Петушки» | 1 |
|
|
|
35 | Повторение буквы ш. Аудиальное чтение К. Бальмонт. «Комарики-макарики» | 1 |
|
|
|
36 | Повторение буквы щ. Аудиальное чтение сказка «У солнышка в гостях», пер. с словац. С. Могилевской и Л. Зориной | 1 |
|
|
|
37 | Изучение буквы ь. Аудиальное чтение сказка «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни | 1 |
|
|
|
38 | Изучение буквы ъ. Аудиальное чтение К.Чуковский «Мойдодыр», | 1 |
|
|
|
40 | Повторение, обобщение изученных букв. | 1 |
|
|
|
41 | Повторение, обобщение изученных букв. Аудиальное чтение В. Берестов. «Петушки» | 1 |
|
|
|
42 | Повторение, обобщение изученных букв. Аудиальное чтение сказка «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой | 1 |
|
|
|
43 | Повторение, обобщение изученных букв. Аудиальное чтение пер. с болг. Л. Грибовой, Гроза (А.Шибаев ) | 1 |
|
|
|
44-45 | Повторение, обобщение изученных букв. Аудиальное чтение К. Ушинский «Уточки» | 2 |
|
|
|
46-47 | Повторение, обобщение изученных букв. Аудиальное чтение К. Ушинский «Васька» | 2 |
|
|
|
48-49 | Повторение, обобщение изученных букв. Аудиальное чтение К. Ушинский «Лиса Патрикеевна». | 2 |
|
|
|
50-51 | Заучивание наизусть стихов А. Барто «Детские стихи» | 2 |
|
|
|
52-53 | Глобальное чтение слов на тему «Я и моя семья»: «я», «мама», «бабушка», «дедушка», «семья», имя и фамилия. Аудиальное чтение: Е.Пермяк «Первая рыбка» | 2 |
|
|
|
54-55 | Аудиальное чтение: А.Блок «Ветхая избушка» | 2 |
|
|
|
56-57 | Аудиальное чтение: А.Шибаев «Буква заблудилась» | 2 |
|
|
|
58-59 | Аудиальное чтение: К. Чуковский. «Так и не так» | 2 |
|
|
|
60-61 | Аудиальное чтение: Б.Житков. «Как мы ездили в зоологический сад» | 2 |
|
|
|
62-63 | Аудиальное чтение Б.Житков. «Зебра» | 2 |
|
|
|
64-65 | Аудиальное чтение: Б.Житков «Слоны» | 2 |
|
|
|
66-67 | Аудиальное чтение: Б.Житков «Как слон купался» | 2 |
|
|
|
68-69 | Глобальное чтение слов на тему «Мой дом»: «дом», «чай», «хлеб», «стол», «стул», «суп» и др. | 2 |
|
|
|
70-71 | Аудиальное чтение К.И. Чуковский «Федорино горе» | 2 |
|
|
|
72-73 | Аудиальное чтение А. Плещеев «Весна» | 2 |
|
|
|
74-75 | Аудиальное чтение Н.Носов «Заплатка» | 2 |
|
|
|
76-77 | Аудиальное чтение Э.Н. Успенский «Каникулы в Простоквашино» | 2 |
|
|
|
78-79 | Аудиальное чтение Э.Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» | 2 |
|
|
|
80-81 | Заучивание наизусть А. Плещеев. «Сельская песня» | 2 |
|
|
|
82-83 | Глобальное чтение слов на тему «Действия» (глаголы). | 2 |
|
|
|
84-85 | Аудиальное чтение: С.Черный. «Приставалка» | 2 |
|
|
|
86-87 | Аудиальное чтение: С.Черный «Про Катюшу» | 2 |
|
|
|
88-89 | Аудиальное чтение: К.Чуковский. «Айболит» | 2 |
|
|
|
90-91 | Аудиальное чтение: К.Чуковский «Чудо-дерево». | 2 |
|
|
|
92-94 | Аудиальное чтение: К.Чуковский «Черепаха» | 3 |
|
|
|
95-96 | Заучивание наизусть Е.Ильина. «Наша елка» | 2 |
|
|
|
97-98 | Проверка знаний. | 2 |
|
|
|
99-102 | Закрепление пройденного материала. Обобщающие уроки. | 4 |
|
|
|
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Требования к оснащению учебной деятельности на уроках «Речь и альтернативная коммуникация» в 5 классе (обучение на дому) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывают современные представления о культуре и безопасности труда учеников.
Оснащение учебной деятельности в начальной школе направлено на обеспечение:
• гигиенических требований к работе обучающихся,
• работы с моделями,
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | 1 экз. |
Адаптированная рабочая программа основного общего образования по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для 5 класса (обучение на дому) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | 1 экз. |
Печатные пособия | |
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения. | 1 экз. |
Карточки с заданиями по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для 5 класса. | 1 экз. |
Мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий | 1 экз. |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | |
Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы): электронные справочные и учебные пособия | 1 экз. |
Технические средства обучения | |
Персональный компьютер. | 1 экз. |
Демонстрационные пособия | |
Наглядные пособия для изучения букв | 1 экз. |
Экранно-звуковые пособия | |
Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы предмета | 1 экз. |
Игры | |
Настольные развивающие игры. | 1 экз. |
Электронные игры развивающего характера. | 1 экз. |
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: МАТЕМАТИКА
Предмет: Математические представления
Основные задачи реализации содержания:
Формирование элементарных математических представлений о форме, величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях.
Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ Сухо-Березовская СОШ учебный предмет «Математические представления» в 5классе (обучение на дому) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на изучение учебного предмета «Математические представления» отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).
Планируемые результаты (личностные и предметные) освоения учебного предмета: математические представления.
Предметные результаты:
Достаточный уровень: | Минимальный уровень: |
1. Количественные представления. | 1. Количественные представления. |
Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто» | Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто» |
Сравнение множеств без пересчета (с пересчетом) | Знание отрезка числового ряда 1-3 (1-5, 1-10, 0-10) |
Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание |
|
Пересчет предметов по единице |
|
Знание отрезка числового ряда 1-3 (1-5, 1-10, 0-10) |
|
Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду счет в прямой (обратной) последовательности |
|
2. Представления о форме. | 2. Представления о форме. |
Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб» | Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб». |
Соотнесение формы предметов с геометрическими телами | Соотнесение формы предметов с геометрическими телами |
Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой |
|
Построение геометрической фигуры (отрезок, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по точкам |
|
3. Пространственные представления | 3. Пространственные представления |
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела) | Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела) |
Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре | Составление предмета (изображения) из нескольких частей |
Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево | Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз |
Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол |
|
Составление предмета (изображения) из нескольких частей |
|
Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз |
|
Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между |
|
Определение месторасположения предметов в ряду |
|
4. Временные представления. | 4. Временные представления. |
Различение времен года | Различение времен года |
Знание порядка следования сезонов в году | Знание порядка следования сезонов в году |
Узнавание (различение) месяцев |
|
Знание последовательности месяцев в году |
|
5. Представления о величине. | 5. Представления о величине. |
Различение однородных (разнородных) предметов по длине | Различение однородных (разнородных) предметов по длине |
Сравнение предметов по длине | Различение однородных (разнородных) предметов по ширине |
Различение однородных (разнородных) предметов по ширине | Различение предметов по высоте |
Сравнение предметов по ширине | Различение предметов по весу |
Различение предметов по высоте |
|
Сравнение предметов по высоте |
|
Различение предметов по весу |
|
Сравнение предметов по весу |
|
Личностные результаты:
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта.
Принятие контакта, инициированного взрослым.
Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса.
Планирование учебного дня.
Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий).
Следование расписанию дня.
Формирование учебного поведения:
Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание.
Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)
Выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу)
Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)
Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии
Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии
Выполнение речевых инструкций на групповом занятии
Выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии
Принятие помощи учителя на групповом занятии
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:
Выполнение задания полностью (от начала до конца)
Выполнение задания с заданными качественными параметрами
Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Содержание учебного предмета.
Программа построена на основе следующих разделов:
«Количественные представления»: нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10). Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10).
«Представления о форме»: узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). 378 Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины.
«Представления о величине»: различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных ) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу.
«Пространственные представления»: ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы Тема урока. | Количество часов | Дата | Примечание | |
План | Факт | ||||
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (10 ч) | |||||
1-4 | Геометрические тела: «шар», «куб». | 4 |
|
|
|
5-8 | Соотнесение формы предметов с геометрическими телами | 4 |
|
|
|
9-12 | Построение геометрической фигуры (отрезок, линия, треугольник) по точкам. | 4 |
|
|
|
13-15 | Построение геометрической фигуры: квадрат, прямоугольник, круг по точкам. | 3 |
|
|
|
16 | Повторение, обобщение | 1 |
|
|
|
17-18 | Понятие о величине: одинаковые, равные по величине | 2 |
|
|
|
19-21 | Понятие о длине: длинный– короткий | 1 |
|
|
|
22-23 | Понятие о ширине: широкий – узкий | 2 |
|
|
|
24-25 | Понятие о высоте: высокий – низкий | 2 |
|
|
|
26-27 | Сравнение предметов по высоте, длине, ширине. | 2 |
|
|
|
28-31 | Закрепление пройденного материала | 3 |
|
|
|
32 | Повторение, обобщение изученного материала | 1 |
|
|
|
33-34 | Число и цифра 6. | 2 |
|
|
|
35-36 | Сложение и вычитание в пределах 6 с использованием предметного материала. | 2 |
|
|
|
37-38 | Число и цифра 7. | 2 |
|
|
|
39-40 | Сложение и вычитание в пределах 7 с использованием предметного материала. | 2 |
|
|
|
41-41 | Число и цифра 8. | 2 |
|
|
|
43-44 | Сложение и вычитание в пределах 8 с использованием предметного материала. | 2 |
|
|
|
45-46 | Число и цифра 9. | 2 |
|
|
|
47-48 | Сложение и вычитание в пределах 9 с использованием предметного материала. | 2 |
|
|
|
49-50 | Число и цифра 10. | 2 |
|
|
|
51-52 | Числовой ряд. Прямой и обратный счет в пределах 10. | 2 |
|
|
|
53-54 | Положение предметов в пространстве: слева – справа. | 2 |
|
|
|
55-56 | Положение предметов в пространстве: между, в середине. | 2 |
|
|
|
57-58 | Положение предметов в пространстве: вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под. | 2 |
|
|
|
59-60 | Величины, единицы измерения. День-ночь. Сутки. | 2 |
|
|
|
61-62 | Величины, единицы измерения. Неделя. | 2 |
|
|
|
63-64 | Величины, единицы измерения. Часы, циферблат, стрелки. | 2 |
|
|
|
65-66 | Измерение времени в часах, направление движения стрелок. | 2 |
|
|
|
67-68 | Повторение, обобщение изученного. | 2 |
|
|
|
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Требования к оснащению учебной деятельности на уроках «Математического представления» в 5 классе (обучение на дому) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывают современные представления о культуре и безопасности труда учеников.
Оснащение учебной деятельности в начальной школе направлено на обеспечение:
• гигиенических требований к работе обучающихся,
• работы с моделями,
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | 1 экз. |
Адаптированная рабочая программа основного общего образования по предмету «Математические представления» для 5 класса (обучение на дому) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | 1 экз. |
Печатные пособия | |
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения. | 1 экз. |
Карточки с заданиями по предмету «Математические представления» для 5 класса. | 1 экз. |
Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного) | 1 экз. |
Пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); | 1 экз. |
Мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий | 1 экз. |
Карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет | 1 экз. |
Макеты циферблата часов | 1 экз. |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | |
Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы): электронные справочные и учебные пособия | 1 экз. |
Обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений. | 1 экз. |
Технические средства обучения | |
Персональный компьютер. | 1 экз. |
Демонстрационные пособия | |
Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками). | 1 экз. |
Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, наборы угольников, мерки). | 1 экз. |
Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины): палетка, квадраты (мерки) и др. | 1 экз. |
Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел; развёртки геометрических тел. | 1 экз. |
Экранно-звуковые пособия | |
Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса математики | 1 экз. |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |
Объекты, предназначенные для счёта. | 1 экз. |
Игры | |
Настольные развивающие игры. | 1 экз. |
Электронные игры развивающего характера. | 1 экз. |
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ “ОКРУЖАЮЩИЙ МИР”.
Предмет: Мир природы и человека.
Формирование представлений о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Формирование представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Представление о себе как “Я”, осознание общности и различий “Я” от других. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание). Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Представления о своей семье, о взаимоотношениях в семье.
Формирование первоначальных представлений о мире, созданном человеком: о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т.д. Усвоение правил безопасного поведения в помещении и на улице. Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Развитие межличностных и групповых отношений. Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни. Формирование представлений об обязанностях и правах ребенка. Представление о своей стране (Россия).
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ Сухо-Березовская СОШ в 4 классе (обучение на дому) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на изучение учебного предмета «Мир природы и человека» отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
Уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Заинтересованность в приобретении и расширении знаний.
Навыки сотрудничество с взрослыми и сверстниками.
Установка на здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
Готовность слушать собеседника и вести диалог.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Предметные результаты:
Использование приобретенных знаний для описания и объяснения окружающих предметов и их взаимосвязи;
Называть основные особенности каждого времени года;
Умение называть изучаемые объекты, их части;
Умение характеризовать знакомые предметы по основным свойствам;
Умение сравнивать предметы по вопросам учителя (находить отличие и сходство);
Расширение словаря, умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом.
Использовать в межличностном общении простую полную фразу из 3-4 слов.
Оценивать правильность поведения людей в природе.
Содержание курса:
№ п/п | Раздел | Краткое содержание курса |
| Сезонные изменения в природе | Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в живой и неживой природе). |
| Сезонные изменения в неживой природе | Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом. |
| Растения и животные в разное время года. | Жизнь растений и животных (звери, птицы) в разные сезоны года. Ознакомление с названиями растений и животных. Сбор листьев, плодов и семян. Подкормка птиц. Сад, огород, лес. Домашние и дикие животные в разное время года. |
| Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года. | Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку с учетом времени года. Игры детей в разные сезоны года. Труд людей в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний в связи с сезонными особенностями. |
| Неживая природа. | Солнце, облака, луна, вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. |
| Живая природа. Растения. | Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Ягоды нашего края. Растения комнатные. Название. Уход. Растения дикорастущие. Части растения. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Внешний вид, место произрастания. Ядовитые травы. Грибы. Съедобные и не съедобные. Строение гриба. Название. Место произрастания. |
| Живая природа Животные | Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Питание. Животные дикие. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Место обитания, питание. Охрана природы. Наблюдения за жизнью живой природы, бережное отношение к растениям, животным. |
| Живая природа. Человек | Человек. Мальчик и девочка. Строение тела человека. Гигиена тела. Гигиена питания. Человек – член семьи, ученик. Профессии людей ближайшего окружения ребенка. Транспорт. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые, трамваи, автобусы). Наш город. Праздники нашей страны. |
| Безопасное поведение. | Профилактика простуд: одевание по погоде. Элементарное описание своего состояния (что и где болит). Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека с дикими животными. Правила поведения на улице. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход. Правила безопасного поведения в общественном транспорте. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы Тема урока. | Количество часов | Дата | Примечание | |
План | Факт | ||||
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (10 ч) | |||||
1 | Сезонные изменения в природе. Погода. | 1 |
|
|
|
2 | Признаки осени. Осень ранняя, золотая, поздняя. | 1 |
|
|
|
3 | Части суток. Соотнесение частей суток с видами деятельности. | 2 |
|
|
|
4 | Восход и закат солнца. Дни недели. | 1 |
|
|
|
5 | Времена года. | 1 |
|
|
|
6 | Узнавание (различение) месяцев. Календарь. | 1 |
|
|
|
7 | Экскурсия в природу | 1 |
|
|
|
8 | Повторение изученного. | 1 |
|
|
|
9 | Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха для человека. | 1 |
|
|
|
10 | Части растений. Вводный урок. Корень. Стебель. Листья. Цветы. | 1 |
|
|
|
11 | Луг. Растения луга. Травянистые растения. Ядовитые травы. | 1 |
|
|
|
12 | Грибы. Строение гриба. Грибы. Съедобные и ядовитые грибы. | 1 |
|
|
|
13 | Сад. Растения сада. Ягоды. Ягоды нашего края. | 1 |
|
|
|
14 | Значение растений для человека. Домашние заготовки на зиму. | 1 |
|
|
|
15 | Экскурсия в зимнюю природу | 1 |
|
|
|
16 | Обобщение по теме «Растения». Контроль знаний | 1 |
|
|
|
17 | Представление о себе. Я – девочка. Называние своего имени и фамилии, возраста (даты рождения). Сообщение сведений о себе. | 1 |
|
|
|
18 | Части тела: голова (лицо, глаза, рот, нос, уши, лоб, брови), шея, туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). | 1 |
|
|
|
19 | Гигиена. Предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, расчёска, зубная паста, зубная щётка, ножницы, таз, ванна, полотенце. Практическое занятие: расчесывание, укладывание волос в простую прическу. | 1 |
|
|
|
20 | Практическое занятие: расчесывание, укладывание волос в простую прическу. | 1 |
|
|
|
21 | Правила пользования туалетом. | 1 |
|
|
|
22 | Гигиена питания. Продукты питания, их переработка, условия хранения и сроки использования. | 1 |
|
|
|
23 | Продукты полезные и вредные. Режим питания. Правильное питание. | 1 |
|
|
|
24 | Забота о здоровье. Профилактика простуды: полезные продукты в период простуд. | 1 |
|
|
|
25 | Обобщающий урок по теме «Человек» | 1 |
|
|
|
26 | Семья и дом. Помещения квартиры (комната, кухня, ванная комната, туалет). Мебель в квартире, предметы интерьера. | 1 |
|
|
|
27 | Город. Здания города по назначению: жилые дома, магазины, общественные здания. | 1 |
|
|
|
28 | Улица, переулок, название улиц. Нахождение дома по адресу. Правила поведения в общественных местах, на улице. | 1 |
|
|
|
29 | Транспорт. Виды транспорта (наземный, воздушный, водный) | 1 |
|
|
|
30 | Общественный транспорт (троллейбус, автобус, трамвай). Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в общественном транспорте. | 1 |
|
|
|
31 | Наша страна. Флаг, герб, гимн России. | 1 |
|
|
|
32 | Столица нашей Родины – Москва. | 1 |
|
|
|
33 | Государственные праздники, традиции народов России. | 1 |
|
|
|
34 | Обобщающий урок. Контроль знаний. | 1 |
|
|
|
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Требования к оснащению учебной деятельности на уроках окружающего социального мира в 5 классе (обучение на дому) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывают современные представления о культуре и безопасности труда учеников.
Оснащение учебной деятельности в начальной школе направлено на обеспечение:
• гигиенических требований к работе обучающихся;
• работы с моделями.
№ п\п | Наименование оборудования | Необходимый минимум на каждого ученика |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1 | Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | 1 экз. |
2 | Адаптированная рабочая программа основного общего образования по окружающему социальному миру для 5 класса (обучение на дому) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (по варианту 2) | 1 экз. |
Печатные пособия, материалы | ||
3 | Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем природном мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.). | 1 экз. |
4 | Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения. | 1 экз. |
5 | Плакаты по основным темам естествознания – магнитные или иные (природные сообщества леса, леса, луга, болота, озёра и т.п.). | 1 экз. |
6 | Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствие с тематикой | 1 экз. |
Технические средства | ||
7 | Персональный компьютер | 1 экз. |
Экранно-звуковые пособия | ||
8 | Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса окружающий природный мир | 1 экз. |
Игры и игрушки | ||
9 | Настольные развивающие игры (типа "Эрудит") и др. | 1 экз. |
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: ТЕХНОЛОГИЯ.
Предмет: Ручной труд.
Овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом в 5 классе (обучение на дому) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на изучение учебного предмета «Ручной труд» отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Результаты освоения курса
Личностные результаты
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего места; знание видов трудовых работ;
знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда, правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте;
умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей;
умение составлять стандартный план работы по пунктам;
умение работать с доступными материалами (пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками);
Достаточный уровень:
знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования при выполнении трудовых работ;
умение осознанно подбирать материалы их по физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
умение отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки; экономно расходовать материалы;
умение работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;
выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.
Содержание учебного предмета
Работа с пластилином
Элементарные знания о пластилине (свойства материала, цвет, форма). Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из пластилина. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками.
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
– разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;
– разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;
– разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы Тема урока. | Количество часов | Дата | Примечание | |
План | Факт | ||||
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (10 ч) | |||||
1 | Вводное занятие. Человек и труд. Урок труда. Правила безопасности на уроке труда.
| 1 |
|
|
|
2 | Работа с пластилином. Повторение свойств пластилина, условиями хранения, подготовкой к работе Аппликация из пластилина способом размазывания «Ветка рябины». | 1 |
|
|
|
3 | Работа с природным материалом. Аппликация «Ёжик». | 1 |
|
|
|
4 | Работа с бумагой. Складывание из бумаги «Кораблик». | 1 |
|
|
|
5 | Работа с бумагой. Аппликация (обрывная аппликация) «Осень». | 1 |
|
|
|
6 | Работа с пластилином. Приём работы с пластилином – раскатывание столбиков. «Домик». | 1 |
|
|
|
7 | Работа с бумагой. Аппликация «Лебедь» (из обрисованной ладошки) | 1 |
|
|
|
8 | Работа с пластилином. Лепка из пластилиновых жгутов «Улитка» | 1 |
|
|
|
9 | Работа с бумагой. Работа с ножницами. Вырезание кругов. Аппликация «Гусеница» | 1 |
|
|
|
10 | Работа с бумагой. Резание ножницами по прямым линиям. Сложение орнамента из полосок. | 1 |
|
|
|
11 | Работа с бумагой. Резание ножницами по прямым линиям. Полоски длинные и короткие. Объемная аппликация «Цыплёнок» | 1 |
|
|
|
12 | Работа с пластилином. Геометрические тела. Изделия из пластилина. Посуда | 1 |
|
|
|
13 | Работа с пластилином. Модели овощей и фруктов | 1 |
|
|
|
14 | Работа с разными материалами. Пейзажная аппликация из ватных дисков «Снеговик». | 1 |
|
|
|
15 | Работа с бумагой. Изготовление ёлочной гирлянды из бумажных колечек | 1 |
|
|
|
16 | Работа с бумагой: складывание, вырезание. Вырезание снежинки, ёлочки
| 1 |
|
|
|
17 | Работа с пластилином. Приёмы работы с пластилином – прищипывание, примазывание. Лепка мишки, состоящего из нескольких частей. | 1 |
|
|
|
18 | Работа с бумагой. Складывание фигурок из бумаги «Рыбка» | 1 |
|
|
|
19 | Работа с бумагой. Аппликация объемная «Рыбки в аквариуме» | 1 |
|
|
|
20 | Работа с бумагой. Открытка к 23 февраля. | 1 |
|
|
|
21 | Работа с нитками. Связывание ниток в пучок. «Кисточка». | 1 |
|
|
|
22 | Работа с нитками. «Кукла». | 1 |
|
|
|
23 | Работа нитками. Связывание ниток в пучок. Открытка к 8 марта. Аппликация «Цветок из ниток» | 1 |
|
|
|
24 | Работа с нитками. Плетение косичек | 1 |
|
|
|
25 | Работа с бумагой (бумажные салфетки). Приёмы работы с бумагой – сминание, скатывание. Аппликация «Ветка мимозы». | 1 |
|
|
|
26 | Работа с бумагой (бумажные салфетки). Аппликация в технике «декупаж» «Цветы в корзине» | 1 |
|
|
|
27 | Работа с нитками. Перематывание в клубок | 1 |
|
|
|
28 | Работа с разными материалами. Изготовление игрушки из ниток | 1 |
|
|
|
29-30 | Работа с пластилином. Изготовление животных | 2 |
|
|
|
31-32 | Работа с пластилином. Изготовление овощей | 2 |
|
|
|
33 | Работа с бумагой. Аппликация. Открытка к Дню Победы | 1 |
|
|
|
34 | Обобщающий урок. | 1 |
|
|
|
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Требования к оснащению учебной деятельности на уроках предмета «Ручной труд» в 5 классе (обучение на дому) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывают современные представления о культуре и безопасности труда учеников.
Оснащение учебной деятельности в основной школе направлено на обеспечение:
• гигиенических требований к работе обучающихся,
• работы с моделями,
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | 1 экз. |
Адаптированная рабочая программа основного общего образования по предмету «Ручной труд» для 5 класса (обучение на дому) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (по варианту 2) | 1 экз. |
Печатные пособия | |
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения. | 1 экз. |
Карточки с заданиями для 5 класса. | 1 экз. |
Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного) | 1 экз. |
Пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); | 1 экз. |
Мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий | 1 экз. |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | |
Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы): электронные справочные и учебные пособия | 1 экз. |
Обучающие компьютерные программы | 1 экз. |
Технические средства обучения | |
Персональный компьютер. | 1 экз. |
Демонстрационные пособия | |
Натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; | 1 экз. |
Альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы | 1 экз. |
Репродукции картин | 1 экз. |
Экранно-звуковые пособия | |
Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса | 1 экз. |
Игры | |
Настольные развивающие игры. | 1 экз. |
Электронные игры развивающего характера. | 1 экз. |
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: ИСКУССТВО.
Предмет: Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация).
Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво – не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника. Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация; использование различных изобразительных технологий. Развитие способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности. Накопление опыта самовыражения в процессе изобразительной деятельности.
Основной целью обучения предмета «Изобразительная деятельность» является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Исходя из основной цели, задачами обучения предмета «Изобразительная деятельность» являются:
1) развитие интереса к изобразительной деятельности;
2) формирование простейших эстетических ориентиров (красиво - не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника;
3) освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация;
4) формирование умений пользоваться инструментами;
5)обучение доступным приемам работы с различными материалами;
6) исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
7) развитие художественно-творческих способностей;
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом в 4 классе (обучение на дому) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на изучение учебного предмета «Изобразительная деятельность» отводится 34 часов в год (1 час в неделю).
Результаты освоения курса
Личностные результаты:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
формирование уважительного отношения к окружающим;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), развитие мотивов учебной деятельности;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты:
освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни: интерес к доступным видам изобразительной деятельности; умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);
способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности: положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности; стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности;
готовность к участию в совместных мероприятиях: готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми; умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Метапредметные результаты:
умение выполнять задание в течение определённого времени;
умение выполнять инструкции учителя;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Содержание учебного предмета
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками (опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д.). Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Рисование точек. Рисование (вертикальных, горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, квадрат, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали). Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы Тема урока. | Количество часов | Дата | Примечание | |
План | Факт | ||||
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (10 ч) | |||||
1 | Вводный урок. Правила пользования красками и кистью. Правила гигиены рабочего места. Рисование радуги. | 1 |
|
|
|
2 | Рисование на тему «Времена года» по подражанию действиям учителя. Рисование точек «Идет дождь». | 1 |
|
|
|
3 | Рисование тампонами из поролона «Падают листья». | 1 |
|
|
|
4 | Раскрашивание кистью разной ширины «Осень». | 1 |
|
|
|
5 | Раскрашивание кистью разной ширины «Дерево». | 1 |
|
|
|
6 | Рисование по трафарету овощей. | 1 |
|
|
|
7 | Рисование по трафарету фруктов. | 1 |
|
|
|
8 | Раскрашивание узора из осенних листьев в полосе. | 1 |
|
|
|
9 | Закрашивание готового узора из геометрических фигур с использованием 2 контрастных цветов. | 1 |
|
|
|
10 | Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам | 1 |
|
|
|
11 | Рисование по трафарету «Матрёшка». | 1 |
|
|
|
12 | Рисование на тему: «Времена года» («Снег идёт»). | 1 |
|
|
|
13 | Раскрашивание платья куклы. Рисование узора для платья куклы (разноцветные круги, полоски, точки) | 1 |
|
|
|
14 | Рисование снеговика по трафарету. | 1 |
|
|
|
15 | Раскрашивание ёлочных игрушек. | 1 |
|
|
|
16 | Рисование по подражанию действиям учителя «Ветка новогодней ёлки» | 1 |
|
|
|
17 | Рисование узора из прямых и волнистых линий в квадрате «Носовой платок» | 1 |
|
|
|
18 | Рисование на тему «Деревья в снегу». | 1 |
|
|
|
19 | Рисование по подражанию действиям учителя «Снежинки» | 1 |
|
|
|
20 | Иллюстрирование сказки «Колобок» (по трафарету). | 1 |
|
|
|
21 | Раскрашивание рисунка «В аквариуме» | 1 |
|
|
|
22 | Раскрашивание рисунка «В аквариуме» | 1 |
|
|
|
23 | Декоративное рисование Составление узоров из линий различного цвета. | 1 |
|
|
|
24-25 | Рисование. Открытка для мамы на 8 марта. | 2 |
|
|
|
26 | Рисование на тему «Времена года» («Журчат ручьи») | 1 |
|
|
|
27 | Декоративное рисование. «Косынка для куклы» (узор в треугольнике). | 1 |
|
|
|
28 | Рисование на тему «Времена года» («Ярко светит солнышко») | 1 |
|
|
|
29 | Раскрашивание веера (готовая форма) | 1 |
|
|
|
30 | Рисование тампонами из поролона праздничного салюта ко Дню Победы. | 1 |
|
|
|
31 | Раскрашивание трафарета «Бабочка» | 1 |
|
|
|
32 | Рисование по подражанию действиям учителя «Цветы в вазе» | 1 |
|
|
|
33 | Рисование на тему «Времена года» («Лето красное пришло») | 1 |
|
|
|
34 | Итоговое занятие. Рисование по выбору | 1 |
|
|
|
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Требования к оснащению учебной деятельности на уроках предмета «Изобразительная деятельность» в 5 классе (обучение на дому) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывают современные представления о культуре и безопасности труда учеников.
Оснащение учебной деятельности в основной школе направлено на обеспечение:
• гигиенических требований к работе обучающихся,
• работы с моделями,
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). | 1 экз. |
Адаптированная рабочая программа основного общего образования по предмету «Изобразительная деятельность» для 5 класса (обучение на дому) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (по варианту 2) | 1 экз. |
Печатные пособия | |
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения. | 1 экз. |
Карточки с заданиями для 5 класса. | 1 экз. |
Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного) | 1 экз. |
Пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); | 1 экз. |
Мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий | 1 экз. |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | |
Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы): электронные справочные и учебные пособия | 1 экз. |
Обучающие компьютерные программы | 1 экз. |
Технические средства обучения | |
Персональный компьютер. | 1 экз. |
Демонстрационные пособия | |
Натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; | 1 экз. |
Альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы | 1 экз. |
Репродукции картин | 1 экз. |
Экранно-звуковые пособия | |
Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса | 1 экз. |
Игры | |
Настольные развивающие игры. | 1 экз. |
Электронные игры развивающего характера. | 1 экз. |