ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Письмо является сложным видом интеллектуальной деятельности. Основное внимание в процессе обучения должно уделяться развитию коммуникативных умений детей.
Основными ориентирами в работе на этом этапе обучения являются:
- учить детей осмысленно воспринимать доступную по содержанию информацию из устных и письменных сообщений;
- расширять возможности детей выражать свои мысли, желания за счет усвоения основ грамоты и доступных средств коммуникации.
Содержание основного этапа обучения включает собственно обучение грамоте.
Основная задача уроков письма во 2 классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости - подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками письма, привить интерес к обучению. Дети с грубыми нарушениями слухового, зрительного и пространственного восприятия. У них не развита моторика мелких мышц кисти, им трудно держать в руках карандаш, ручку, поэтому каждый урок начинать с упражнений на развитие моторики рук. Уделяется большое внимание на развитие графических умений на основе различных упражнений: рисование, раскрашивание, обведение и др. Продолжится работа по развитию зрительного и слухового восприятия, а также пространственной ориентировки. Она направлена на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами.
Рабочая программа по письму во втором классе составлена на основе авторской программы С. В. Комаровой, / программно – методических материалов И.М.Бгажноковой (Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно – методические материалы / под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2011.
Программа рассчитана на 17 учебных часов (1 раз в 2 недели), что соответствует учебному плану школы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Письмо букв, слогов, слов и коротких предложений. (13ч.) Знакомство с рукописным вариантом написания букв на основе соотнесения их с печатным образом буквы. Правила соединения при рукописном написании. Письмо по обводке и самостоятельно изученных слов рукописным шрифтом. Письмо по обводке и самостоятельно коротких предложений.
Составление слов из разрезной азбуки. Повторение написания пройденных букв.(4ч.) Составление слов из изученных слоговых структур. Дополнение слога до слова, подстановка в слово пропущенной буквы. Добавление в предложение недостающего слова из ряда прочитанных с опорой на картинку. Написание пройденных букв по обводке и самостоятельно.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ.
1. Программно-методические материалы под ред. И.М. Бгажноковой./ «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» Москва, ВЛАДОС, 2011
2. В.В.Воронкова. 1 класс. Букварь. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.Просвещение,2008
3. Татьяна Лещинская: Букварик. Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Владос 2012г.
Требования к уровню подготовки:
продолжать формировать зрительный эталон букв: нахождение заданной буквы среди других букв и знаков, нахождение буквы в зашумленном изображении с опорой на образец, узнавание букв, наложенных друг на друга, выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец, дополнение недостающего элемента буквы, называние и сравнение графических сходных букв;
продолжать знакомство с написанием букв (с,х,ш,л,ы,н,р,к,п,т), соотнесением печатного и письменного образа буквы;
закреплять правила соединения элементов букв при рукописном написании; с помощью учителя, или по обводке будут писать буквы, слоги, простые слова;
учить записывать свое имя, фамилию;
продолжать закреплять знания о режиме работы в тетради: письмо слева направо, рабочая строка, поля.
Система оценивания
При определении уровня знаний и умений учащихся с умеренной умственной отсталостью оценивается качественное содержание доступных действий, реальный опыт деятельности каждого ребенка.
Знания и умения оцениваются по трехбальной шкале, разработанной и ШМО учителей –дефектологов школы и утвержденной директором школы.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
- проявляет самостоятельность в работе;
- умеет исправить допущенные ошибки.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
- выполняет действия по последовательной инструкции педагога;
- выполняет действия по образцу.
Оценка «3» ставится, если учащийся
- выполняет действия совместно с педагогом.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся |
| | | Уроки | Лабораторно-практические работы | Контрольные работы |
1 | Письмо букв, слогов, слов и коротких предложений | 13ч. | 13 | | | |
2 | Составление слов из разрезной азбуки. Повторение написания пройденных букв. | 4ч. | 4 | | | |
| ИТОГО | 17ч. | 17 | | | |
|