ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА






Программа " Игра, игротерапия" написана в результате изучения методических рекомендаций для учителей, работающих в системе коррекционно-развивающего обучения, способствующая помочь учителю в создании благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся в соответствии с их особенностями. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности коррекционно-развивающего обучения, учащиеся в соответствии с их особенностями психического и физического развития смогут получить комплекс мер, направленных на коррекцию индивидуальных недостатков, тем самым решить проблемы коррекционной педагогики.
Отбор познавательных задач осуществлён исходя из современных требований к обучению детей данной категории, а именно: придания обучению развивающего, игрового и познавательного характера, обеспечение индивидуального подхода, занимательность, последовательность, в усложнении, интегрированный подход к содержанию и организации педагогического процесса. Программа представлена системой игровых и интегрированных занятий. Главной частью программы являются игры, упражнения, наблюдения, тематика изобразительной и художественно-речевой деятельности. Термин «игротерапия» предполагает наличие игровой деятельности. Игротерапия является одним из эффективных методов лечебно- педагогического воздействия на детей, проводимый с определенной целью и выполняющий следующие функции:
- коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;
- релаксационную – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
- воспитательную – психотренинг и психокоррекция отклоняющегося поведения;
- развивающую – развитие психических процессов и ВПФ, двигательной сферы;
- дидактическую (обучающую) – обогащение информацией об окружающем мире.
Цель программы: коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, адаптация и социализация в коллективе и в обществе. Обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях общеобразовательного учреждения (при наличии таких специалистов).
Задачи: развивать и формировать - словесно-логическое мышление, графо-моторные навыки, речь (пальчиковые и артикуляционные игры), наблюдательность и воображение (развивающие, логические игры), зрительное восприятие, мелкую моторику, слуховое восприятие, корригировать ВПФ ребенка, недостатки познавательной деятельности и эмоционально-волевую сферу;
- подготавливать к восприятию учебного материала, осуществляя межпредметную связь; - воспитывать мотивацию к учению
- учить умению сравнивать, обобщать, классифицировать предметы, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражать их в речи;
- формировать пространственно-временные представления и ориентировки, знания сенсорных эталонов - определенных систем и шкал: величины, световой спектр;
- воспринимать окружающий мир через свойства и признаки его объектов: цвет, вкус, запах, звуки, ритмы;
- развивать слухоголосовые и зрительно-двигательные координации, моторную неловкость, обогащать словарный запас новой терминологией;
Основные формируемые учебные умения:
- работать по словесной инструкции;
- выполнять задания, включающие несколько звеньев;
-определять соотношение конкретных и более общих понятий; анализировать ход своей деятельности, затруднения и ошибки.
Разделы, темы программы, содержание цикла занятий носят коррекционно-развивающий характер. Программа реализуется через предметно-практическую, музыкально-ритмическую, изобразительную деятельность, конструирование, тренировочные упражнения, игры и готовит учащихся к восприятию учебных предметов на уроках математики, русского языка, устной речи, занимательного труда, рисования, физкультуры, живого мира. На уроках используются опорные схемы, демонстрационные пособия, аудио, видео - материалы, компьютерные технологии. Концентрическое расположение учебного материала создает условие для постепенного накопления информации учащимися, отработки её по темам и развития каждого ребенка в ЗБР.
Программа по предмету «Игра, игротерапия» для детей VIII вида развития разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ,сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0- 4 кл. под редакцией И.М. Бгажноковой - М, «Просвещение» 2011».
Методических рекомендаций «Сборник коррекционных занятий для учащихся
1-4 классов», подготовленных начальником диагностико-коррекционной службы
областного ППМС-Центра Утешевой Р.Х Орловского филиала ИСМО РАО -
ОРЕЛ.2004Г.
Программа рассчитана на 34 часа, что соответствует учебному плану школы.
Содержание программы
I. Формирование моторных и графомоторных навыков 7 ч.
Развитие крупной моторики. Действия, движения по инструкции: бросание мяча в цель, по движущемуся предмету. Подвижные игры «Выбивной».
Действия, движения по инструкции: повороты, перестроения. Упражнения на равновесие: «Дорожка следов».
Развитие согласованности действий и движений телом: повороты с движениями рук, ходьба с изменениями направления. Игра «Следопыты».
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Обводка трафарета (внутреннего, внешнего), штриховка фигур.
Развитие координации движений рук и глаз: шнуровка, нанизывание бус. Дидактическая игра «Подарок».
Работа в технике рваной аппликации
Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.
II. Формирование тактильно-двигательного восприятия 2ч.
Определение на ощупь величины предметов и плоскостных фигур: большой - маленький. Дидактическая игра « Чудесный мешочек».
Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение».
III. . Формирование кинестетических и кинетических
ощущений 2ч.
Формирование ощущений от разных поз тела, верхних, нижних конечностей. Дидактическая игра «Море волнуется».
Движения и позы головы по подражанию. Вербализация ощущений. Дидактическая игра «Покажи и угадай» (имитация движений животных, оркестр) ..
IV. Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование 7ч.
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур: круг, треугольник. Дидактическая игра
«К фигуре подбери предмет».
Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник. Дидактическая игра «К фигуре подбери предмет».
Работа по образцу с геометрическим конструктором «Палочки Кьюизера». Различение предметов по величине и высоте.
Сравнение предметов по ширине и толщине. Моделирование геометрических фигур из частей по образцу.
Знакомство с основными цветами: красный, синий, зеленый. Дидактическая игра «Назови цвет предмета».
Знакомство с основными цветами: белый, черный, желтый… Дидактическая игра «Угадай, какого цвета?».
Составление целого из частей (разрезной материал, 2-3 детали).Дидактическая игра «Собери сам».
V. Формирование зрительного восприятия 3ч.
Формирование зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей). Дидактическая игра: «Сравни предметы».
Дидактическая игра: «Какой детали не хватает?» (У стола-ножки, у ведра – ручки..)
Дидактическая игра: «Что изменилось?». Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
VI. Формирование представлений об особых свойствах
предметов 4ч.
Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий ..), обозначение словом. Дидактическая игра «Горячо - холодно».
Вкусовые ощущения (кислый, сладкий горький, солёный). Дидактическая игра: «Узнай по вкусу».
Развитие обоняния (приятный - неприятный запахи). Дидактическая игра: «Узнай по запаху».
Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение предметов по тяжести. Дидактическая игра
«Легко - тяжело».
VII. Формирование слухового восприятия 3ч.
Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра: «Узнай на слух».
Дифференциация и различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин).
Дидактическая игра: «Кто как голос подает?» (имитация крика животных).
VIII. Формирование пространственных представлений 3ч.
Ориентировка на собственном теле (правая и левая нога, рука). Ориентировка в классной комнате: движение в заданном направлении (вперед, назад, ..).
Ориентировка в линейном ряду (первый, между, на третьем месте, центр, верх, низ, правая, левая сторона..). Дидактическая игра: «Расположи верно».
Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. Дидактическая игра: «Составь как я».
IX. Формирование временных представлений 3ч.
Сутки, части суток, утро, день, вечер, ночь). Последовательность смены времени суток. Дидактическая игра: «Что я делал?»
Неделя. Порядок дней недели. Знакомство с понятиями: «сегодня», «завтра», «вчера». Дидактическая игра: «Что я делал», «Когда это бывает?».
Учебно-методический комплект
1. Методические рекомендации «Сборник коррекционных занятий для учащихся
1-4 классов», подготовленных начальником диагностико-коррекционной службы
областного ППМС-Центра Утешевой Р.Х Орловского филиала ИСМО РАО -
ОРЕЛ.2004Г.
2. Программно-методические материалы под ред. Бгажноковой И.М.-М.: Гумани- тар.изд. центр ВЛАДОС, 2013.-181с.-(Коррекционная педагогика).
3.Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты.
4.Катаева А.А.,Стребелева Е.А."Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников". М.Бук-Мастер, 1993
5. Стребелева Е.А. "Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии".М.,
Просвещение. Валдос, 2005
6.Швайко Г.С.,"Игры и игровые упражнения для развития речи" М.,Просвещение 1998
7.Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. "Развивающие занятия с детьми Институт
общегуманитарных исследований В.Секачев Москва 2004г.
Требования к уровню подготовки
Учащиеся в процессе формирования игровой деятельности должны знать:
- пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением;
- упражнения для профилактики и коррекции зрения;
- названия объемных фигур: шар, куб;
- названия частей знакомых предметов;
- приборы для измерения температуры;
- основные цвета и оттенки;
- порядок месяцев в году;
- строение часов, меры времени: минута, час.
Должны уметь:
- выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога;
- согласовывать движения рук и глаз;
- обводить по трафарету, штриховать фигуры;
- определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом;
- различать и называть основные цвета и оттенки;
- конструировать предметы из 2-3 геометрических фигур;
- узнавать предметы по частям;
- определять на ощупь свойства предметов (по поверхности, по весу, температуре) и называть их;
- находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках;
- выполнять элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений;
- различать вкусовые свойства предметов;
- сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;
- различать характер мелодии;
- ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;
- соотносить времена года с названиями месяцев.
Система оценивания:
Знания и умения учащихся не оцениваются. Контрольные работы и практические занятия не проводятся
Учебно-тематическое планирование
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся |
уроки | лабораторно-практические работы | контрольные работы |
1 | I.Формирование моторных и графомоторных навыков. | 7 | 7 | | | |
2 | II. Формирование тактильно-двигательного восприятия. | 2 | 2 | | | |
3 | III.Формирование кинестетических и кинетических ощущений | 2 | 2 | | | |
4 | IV.Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование. | 7 | 7 | | | |
5 | V.Формирование зрительного восприятия. | 3 | 3 | | | |
6 | VI.Формирование представлений об особых свойствах предметов. | 4 | 4 | | | |
7 | VII.Формирование слухового восприятия. | 3 | 3 | | | |
8 | VIII.Формирование пространственных представлений. | 3 | 3 | | | |
9 | IX.Формирование временных представлений. | 3 | 3 | | | |
Итого : 34 34
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № в теме | Тема урока | Тип урока | Требования к уровню Подготовки учащихся | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | план | факт. |
I.Формирование моторных и графомоторных навыков. 7ч. |
1 | 1 | Развитие точности движений. Игра "Выбивной" | Вводный | Знать правила поведения на уроке. Уметь удерживать стойкий интерес к новому материалу | | |
2 | 2 | Развитие координации движений рук и глаз. Дидактическая игра "Дорожка следов" | Изучение нового материала | Знать правила игры Уметь действовать в процессе игры совместно со взрослым. | | |
3 | 3 | Словесная инструкция. Игра "Следопыты" | Комбинированный | Знать правила игры Уметь действовать в процессе игры совместно со взрослым. | | |
4 | 4 | Штриховка фигур, обводка трафарета. Пальчиковая гимнастика | Применение знаний и умений | Знать технику штриховки Уметь выполнять обводку по трафарету | | |
5 | 5 | Шнуровка. Дид.игра "Подарок" | Комбинированный | Знать и принимать игры совместно со взрослым, Уметь выполнять самостоятельно действия по шнуровке | | |
6 | 6 | Работа в технике рванной аппликации | Комбинированный | Знать правила техники рванной аппликации Уметь включаться в игровую ситуацию | | |
7 | 7 | Сгибание бумаги. Работа с ножницами | Комбинированный | Знать действия работы Уметь работать ножницами | | |
II. Формирование тактильно-двигательного восприятия 2ч. |
8 | 1 | Дид.игра "Волшебный мешочек" | Комбинированный | Знать правила игры Уметь сравнивать образец с выполненным заданием | | |
9 | 2 | Лепка "Угощение" | Применение знаний и умений | Знать технику работы с пластелином. Уметь осуществлять самоконтроль и самооценку | | |
III.Формирование кинестетических и кинетических ощущений 2ч. |
10 | 1 | Дидактическая игра "Покажи и угадай"" | Комбинированный | Знать названия частей предметов. Уметь развивать в детях эмоциональную отзывчивость в процессе игры | | |
11 | 2 | Дидактическая игра "Море волнуется" | Комбинированный | Знать различные фигуры. Уметь сравнивать образец с выполненным заданием | | |
IV.Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование. 7ч. |
12 | 1 | Формирование эталонов объемных фигур Игра "К фигуре подбери предмет" | Комбинированный | Знать названия объемных фигур: шар, куб Уметь находить нужный раздаточный материал | | |
13 | 2 | Формирование эталонов плоскостных фигур Игра "К фигуре подбери предмет" | Применение знаний и умений | Знать названия объемных фигур: шар, куб Действовать в процессе игры совместно со взрослым, включаться в игровую ситуацию | | |
14 | 3 | Составление рядов по величине. Игра "Палочки Кьюизера" | Комбинированный | Уметь располагать обозначающие пространственные признаки предметов. Знать пространственные признаки | | |
15 | 4 | Сравнение предметов по ширине и толщине. Моделирование геометрических фигур из частей по образцу. | Комбинированный | Знать названия объемных фигур. Уметь действовать в процессе игры совместно со взрослым, включаться в игровую ситуацию | | |
16 | 5 | Дидактическая игра "Назови цвет предмета" | Комбинированный | Знать основные цвета и оттенки; Уметь осуществлять контрольные действия на глаз | | |
17 | 6 | Дид.игра "Угадай, какого цвета предмет" | Комбинированный | Знать основные цвета и оттенки; Уметь называть предметы по частям. | | |
18 | 7 | Составление целого из частей . Игра "Собери сам" | Комбинированный | Знать как делать отчет о последовательности выполнения задания | | |
V. Формирование зрительного восприятия 3ч. |
19 | 1 | Упражнение "Сравни предметы" | Комбинированный | Знать различия в упражнении. Уметь осуществлять контрольные действия на глаз | | |
20 | 2 | Дидактическая игра "Какой детали не хватает?" | Комбинированный | Знать названия объемных фигур. Уметь развивать у детей стойкий интерес к новому материалу | | |
21 | 3 | Упражнение для профилактики и коррекции зрения Дидактическая игра "Что изменилось?" | Изучение нового материала | Уметь делать отчет по вопросам учителя . | | |
VI.Формирование представлений об особых свойствах предметов. 4ч. |
22 | 1 | Дид.игра "Горячо-холодно"" | Комбинированный | Знать тактильные ощущения Уметь преодолевать интеллектуальную пассивность.Анализировать задание товарища | | |
23 | 2 | Дидактическая игра "Узнай по вкусу" | Обобщение и систематизации знаний | Знать вкусовые стандарты. Уметь дать описание вкусового ощущения | | |
24 | 3 | Дидактическая игра "Узнай по запаху" | Изучение нового материала | Знать обонятельные стандарты Уметь осуществлять необходимые контрольные действия | | |
25 | 4 | Дидактическая игра "Легко-тяжело" | Комбинированный | Знать меры веса Уметь придерживаться плана при выполнении задания | | |
VII. Формирование слухового восприятия 3ч. |
26 | 1 | Дидактическая игра "Узнай на слух" | Комбинированный | Знать понятия громко-тихо Уметь анализировать свое выполненное задание | | |
27 | 2 | Дифференциация и различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). | Комбинированный | Знать условия задания Уметь сравнивать образец с выполненным заданием | | |
28 | 3 | Звуковая имитация. Игра «Кто как голос подает?» | Обобщение и систематизации знаний | Знать: геометрические фигуры Уметь: самостоятельно ориентироваться в задании | | |
VIII. Формирование пространственных представлений 3ч. |
29 | 1 | Понятия "правая-левая" Игра "Движения в заданном направлении" | Комбинированный | Уметь осуществлять необходимые контрольные действия | | |
30 | 2 | Ориентировка в линейном ряду. Дидактическая игра "Расположи верно" | Комбинированный | Уметь анализировать свое выполненное задание | | |
31 | 3 | Составление комбинаций геометрических фигур из полосок. Игра "Определи положение предмета" | Комбинированный | Знать названия геометрических фигур Уметь анализировать свое выполненное задание | | |
IX. Формирование временных представлений" 3ч. |
32 | 1 | Последовательность смены времени суток Дидактическая игра "Что я делал?"" | Комбинированный | Знать меры времени Уметь анализировать свое выполненное задание | | |
33 | 2 | Порядок дней в недели. Понятия:"сегодня, завтра, вчера" | Комбинированный | Знать порядок дней в недели. Уметь преодолевать интеллектуальную пассивность. | | |
34 | 3 | Дидактическая игра "Когда это было?" | Итоговый | Знать правила игры Уметь анализировать свое выполненное задание | | |
Выполнение программы
Период | По плану | Фактически | Отставания | Причины | Способы устранения |
1 триместр | | | | | |
2 триместр | | | | | |
3 триместр | | | | | |
Итого | | | | | |
Лист дополнений, изменений
Дата | Содержание | Подпись лица, внесшего изменения |
| | |