СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) –II вариант

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) –II вариант. По предмету игра, игротерапия (34ч.) обучение на дому.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) –II вариант»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа " Игра, игротерапия" написана в результате изучения методических рекомендаций для учителей, работающих в системе коррекционно-развивающего обучения, способствующая помочь учителю в создании благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся в соответствии с их особенностями. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности коррекционно-развивающего обучения, учащиеся в соответствии с их особенностями психического и физического развития смогут получить комплекс мер, направленных на коррекцию индивидуальных недостатков, тем самым решить проблемы коррекционной педагогики.

Отбор познавательных задач осуществлён исходя из современных требований к обучению детей данной категории, а именно: придания обучению развивающего, игрового и познавательного характера, обеспечение индивидуального подхода, занимательность, последовательность, в усложнении, интегрированный подход к содержанию и организации педагогического процесса. Программа представлена системой игровых и интегрированных занятий. Главной частью программы являются игры, упражнения, наблюдения, тематика изобразительной и художественно-речевой деятельности. Термин «игротерапия» предполагает наличие игровой деятельности. Игротерапия является одним из эффективных методов лечебно- педагогического воздействия на детей, проводимый с определенной целью и выполняющий следующие функции:

- коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;

- релаксационную – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

- воспитательную – психотренинг и психокоррекция отклоняющегося поведения;

- развивающую – развитие психических процессов и ВПФ, двигательной сферы;

- дидактическую (обучающую) – обогащение информацией об окружающем мире.

Цель программы: коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, адаптация и социализация в коллективе и в обществе. Обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях общеобразовательного учреждения (при наличии таких специалистов).

Задачи: развивать и формировать - словесно-логическое мышление, графо-моторные навыки, речь (пальчиковые и артикуляционные игры), наблюдательность и воображение (развивающие, логические игры), зрительное восприятие, мелкую моторику, слуховое восприятие, корригировать ВПФ ребенка, недостатки познавательной деятельности и эмоционально-волевую сферу;

- подготавливать к восприятию учебного материала, осуществляя межпредметную связь; - воспитывать мотивацию к учению

- учить умению сравнивать, обобщать, классифицировать предметы, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражать их в речи;

- формировать пространственно-временные представления и ориентировки, знания сенсорных эталонов - определенных систем и шкал: величины, световой спектр;

- воспринимать окружающий мир через свойства и признаки его объектов: цвет, вкус, запах, звуки, ритмы;




- развивать слухоголосовые и зрительно-двигательные координации, моторную неловкость, обогащать словарный запас новой терминологией;

Основные формируемые учебные умения:

- работать по словесной инструкции;

- выполнять задания, включающие несколько звеньев;

-определять соотношение конкретных и более общих понятий; анализировать ход своей деятельности, затруднения и ошибки.


Разделы, темы программы, содержание цикла занятий носят коррекционно-развивающий характер. Программа реализуется через предметно-практическую, музыкально-ритмическую, изобразительную деятельность, конструирование, тренировочные упражнения, игры и готовит учащихся к восприятию учебных предметов на уроках математики, русского языка, устной речи, занимательного труда, рисования, физкультуры, живого мира. На уроках используются опорные схемы, демонстрационные пособия, аудио, видео - материалы, компьютерные технологии. Концентрическое расположение учебного материала создает условие для постепенного накопления информации учащимися, отработки её по темам и развития каждого ребенка в ЗБР.


Программа по предмету «Игра, игротерапия» для детей VIII вида развития разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ,сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0- 4 кл. под редакцией И.М. Бгажноковой - М, «Просвещение» 2011».

Методических рекомендаций «Сборник коррекционных занятий для учащихся

1-4 классов», подготовленных начальником диагностико-коррекционной службы

областного ППМС-Центра Утешевой Р.Х Орловского филиала ИСМО РАО -

ОРЕЛ.2004Г.

Программа рассчитана на 34 часа, что соответствует учебному плану школы.























Содержание программы


I. Формирование моторных и графомоторных навыков 7 ч.

Развитие крупной моторики. Действия, движения по инструкции: бросание мяча в цель, по движущемуся предмету. Подвижные игры «Выбивной».

Действия, движения по инструкции: повороты, перестроения. Упражнения на равновесие: «Дорожка следов».

Развитие согласованности действий и движений телом: повороты с движениями рук, ходьба с изменениями направления. Игра «Следопыты».

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Обводка трафарета (внутреннего, внешнего), штриховка фигур.

Развитие координации движений рук и глаз: шнуровка, нанизывание бус. Дидактическая игра «Подарок».

Работа в технике рваной аппликации

Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.


II. Формирование тактильно-двигательного восприятия 2ч.

Определение на ощупь величины предметов и плоскостных фигур: большой - маленький. Дидактическая игра « Чудесный мешочек».

Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение».


III. . Формирование кинестетических и кинетических

ощущений 2ч.

Формирование ощущений от разных поз тела, верхних, нижних конечностей. Дидактическая игра «Море волнуется».

Движения и позы головы по подражанию. Вербализация ощущений. Дидактическая игра «Покажи и угадай» (имитация движений животных, оркестр) ..


IV. Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование 7ч.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур: круг, треугольник. Дидактическая игра

«К фигуре подбери предмет».

Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник. Дидактическая игра «К фигуре подбери предмет».

Работа по образцу с геометрическим конструктором «Палочки Кьюизера». Различение предметов по величине и высоте.

Сравнение предметов по ширине и толщине. Моделирование геометрических фигур из частей по образцу.

Знакомство с основными цветами: красный, синий, зеленый. Дидактическая игра «Назови цвет предмета».

Знакомство с основными цветами: белый, черный, желтый… Дидактическая игра «Угадай, какого цвета?».

Составление целого из частей (разрезной материал, 2-3 детали).Дидактическая игра «Собери сам».


V. Формирование зрительного восприятия 3ч.

Формирование зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей). Дидактическая игра: «Сравни предметы».

Дидактическая игра: «Какой детали не хватает?» (У стола-ножки, у ведра – ручки..)

Дидактическая игра: «Что изменилось?». Упражнения для профилактики и коррекции зрения.





VI. Формирование представлений об особых свойствах

предметов 4ч.

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий ..), обозначение словом. Дидактическая игра «Горячо - холодно».

Вкусовые ощущения (кислый, сладкий горький, солёный). Дидактическая игра: «Узнай по вкусу».

Развитие обоняния (приятный - неприятный запахи). Дидактическая игра: «Узнай по запаху».

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение предметов по тяжести. Дидактическая игра

«Легко - тяжело».


VII. Формирование слухового восприятия 3ч.

Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра: «Узнай на слух».

Дифференциация и различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин).

Дидактическая игра: «Кто как голос подает?» (имитация крика животных).


VIII. Формирование пространственных представлений 3ч.

Ориентировка на собственном теле (правая и левая нога, рука). Ориентировка в классной комнате: движение в заданном направлении (вперед, назад, ..).

Ориентировка в линейном ряду (первый, между, на третьем месте, центр, верх, низ, правая, левая сторона..). Дидактическая игра: «Расположи верно».

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. Дидактическая игра: «Составь как я».


IX. Формирование временных представлений 3ч.

Сутки, части суток, утро, день, вечер, ночь). Последовательность смены времени суток. Дидактическая игра: «Что я делал?»

Неделя. Порядок дней недели. Знакомство с понятиями: «сегодня», «завтра», «вчера». Дидактическая игра: «Что я делал», «Когда это бывает?».
























Учебно-методический комплект

1. Методические рекомендации «Сборник коррекционных занятий для учащихся

1-4 классов», подготовленных начальником диагностико-коррекционной службы

областного ППМС-Центра Утешевой Р.Х Орловского филиала ИСМО РАО -

ОРЕЛ.2004Г.


2. Программно-методические материалы под ред. Бгажноковой И.М.-М.: Гумани- тар.изд. центр ВЛАДОС, 2013.-181с.-(Коррекционная педагогика).


3.Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты.


4.Катаева А.А.,Стребелева Е.А."Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников". М.Бук-Мастер, 1993

5. Стребелева Е.А. "Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии".М.,

Просвещение. Валдос, 2005

6.Швайко Г.С.,"Игры и игровые упражнения для развития речи" М.,Просвещение 1998

7.Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. "Развивающие занятия с детьми Институт

общегуманитарных исследований В.Секачев Москва 2004г.






















Требования к уровню подготовки

Учащиеся в процессе формирования игровой деятельности должны знать:


- пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением;

- упражнения для профилактики и коррекции зрения;

- названия объемных фигур: шар, куб;

- названия частей знакомых предметов;

- приборы для измерения температуры;

- основные цвета и оттенки;

- порядок месяцев в году;

- строение часов, меры времени: минута, час.


Должны уметь:


- выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога;

- согласовывать движения рук и глаз;

- обводить по трафарету, штриховать фигуры;

- определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом;

- различать и называть основные цвета и оттенки;

- конструировать предметы из 2-3 геометрических фигур;

- узнавать предметы по частям;

- определять на ощупь свойства предметов (по поверхности, по весу, температуре) и называть их;

- находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках;

- выполнять элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений;

- различать вкусовые свойства предметов;

- сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;

- различать характер мелодии;

- ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;

- соотносить времена года с названиями месяцев.



















Система оценивания:

Знания и умения учащихся не оцениваются. Контрольные работы и практические занятия не проводятся














































Учебно-тематическое планирование


№п/п


Наименование разделов и тем


Всего

часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

уроки

лабораторно-практические работы

контрольные работы

1


I.Формирование моторных и графомоторных навыков.

7

7




2

II. Формирование тактильно-двигательного восприятия.

2

2




3

III.Формирование кинестетических и кинетических ощущений

2

2




4

IV.Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование.


7

7




5

V.Формирование зрительного восприятия.


3

3




6

VI.Формирование представлений об особых свойствах предметов.


4

4




7

VII.Формирование слухового восприятия.


3

3




8

VIII.Формирование пространственных представлений.


3

3




9

IX.Формирование временных представлений.


3

3




Итого : 34 34

















Календарно-тематическое планирование


п/п

в теме

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню

Подготовки учащихся

Дата

1

2

3

4

5

план

факт.

I.Формирование моторных и графомоторных навыков. 7ч.

1

1

Развитие точности движений. Игра "Выбивной"

Вводный

Знать правила поведения на уроке.

Уметь удерживать стойкий интерес к новому материалу



2

2



Развитие координации движений рук и глаз.

Дидактическая игра "Дорожка следов"


Изучение нового материала

Знать правила игры

Уметь действовать в процессе игры совместно со взрослым.



3

3

Словесная инструкция. Игра "Следопыты"

Комбинированный

Знать правила игры

Уметь действовать в процессе игры совместно со взрослым.



4

4



Штриховка фигур, обводка трафарета.

Пальчиковая гимнастика

Применение знаний и умений

Знать технику штриховки

Уметь выполнять обводку по трафарету



5

5



Шнуровка. Дид.игра "Подарок"


Комбинированный

Знать и принимать игры совместно со взрослым,

Уметь выполнять самостоятельно действия по шнуровке



6

6

Работа в технике рванной аппликации

Комбинированный

Знать правила техники рванной аппликации

Уметь включаться в игровую ситуацию



7

7

Сгибание бумаги. Работа с ножницами

Комбинированный

Знать действия работы

Уметь работать ножницами



II. Формирование тактильно-двигательного восприятия 2ч.








8







1







Дид.игра "Волшебный мешочек"






Комбинированный





Знать правила игры

Уметь сравнивать образец с выполненным заданием




9


2


Лепка "Угощение"

Применение знаний и умений

Знать технику работы с пластелином.

Уметь осуществлять самоконтроль и самооценку




III.Формирование кинестетических и кинетических ощущений 2ч.


10

1

Дидактическая игра "Покажи и угадай""


Комбинированный

Знать названия частей предметов.

Уметь развивать в детях эмоциональную отзывчивость в процессе игры



11

2



Дидактическая игра "Море волнуется"

Комбинированный

Знать различные фигуры.

Уметь сравнивать образец с выполненным заданием



IV.Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов.

Конструирование. 7ч.


12

1

Формирование эталонов объемных фигур

Игра "К фигуре подбери предмет"

Комбинированный

Знать названия объемных фигур: шар, куб

Уметь находить нужный раздаточный материал



13

2



Формирование эталонов плоскостных фигур

Игра "К фигуре подбери предмет"


Применение знаний и умений

Знать названия объемных фигур: шар, куб

Действовать в процессе игры совместно со взрослым, включаться в игровую ситуацию



14


3



Составление рядов по величине. Игра "Палочки Кьюизера"

Комбинированный


Уметь располагать обозначающие пространственные признаки предметов.

Знать пространственные




признаки



15

4



Сравнение предметов по ширине и толщине.

Моделирование геометрических фигур из частей по образцу.


Комбинированный

Знать названия объемных фигур.

Уметь действовать в процессе игры совместно со взрослым, включаться в игровую ситуацию



16

5

Дидактическая игра "Назови цвет предмета"

Комбинированный

Знать основные цвета и оттенки;

Уметь осуществлять контрольные действия на глаз



17

6

Дид.игра "Угадай, какого цвета предмет"

Комбинированный

Знать основные цвета и оттенки;

Уметь называть предметы по частям.



18

7

Составление целого из частей . Игра "Собери сам"

Комбинированный

Знать как делать отчет о последовательности выполнения задания



V. Формирование зрительного восприятия 3ч.


19

1

Упражнение "Сравни предметы"


Комбинированный

Знать различия в упражнении.

Уметь осуществлять контрольные действия на глаз



20

2

Дидактическая игра "Какой детали не хватает?"

Комбинированный

Знать названия объемных фигур.

Уметь развивать у детей стойкий интерес к новому материалу



21

3



Упражнение для профилактики и коррекции зрения

Дидактическая игра "Что изменилось?"

Изучение нового материала

Уметь делать отчет по вопросам учителя .



VI.Формирование представлений об особых свойствах предметов. 4ч.


22

1

Дид.игра "Горячо-холодно""


Комбинированный

Знать тактильные ощущения

Уметь преодолевать интеллектуальную




пассивность.Анализировать задание товарища



23

2

Дидактическая игра "Узнай по вкусу"

Обобщение и систематизации знаний

Знать вкусовые стандарты.

Уметь дать описание вкусового ощущения





24


3

Дидактическая игра "Узнай по запаху"


Изучение нового материала

Знать обонятельные стандарты

Уметь осуществлять необходимые контрольные действия



25

4

Дидактическая игра "Легко-тяжело"

Комбинированный

Знать меры веса

Уметь придерживаться плана при выполнении задания



VII. Формирование слухового восприятия 3ч.

26

1

Дидактическая игра "Узнай на слух"

Комбинированный

Знать понятия громко-тихо

Уметь анализировать свое выполненное задание



27

2

Дифференциация и различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин).


Комбинированный



Знать условия задания

Уметь сравнивать образец с выполненным заданием



28

3

Звуковая имитация. Игра «Кто как голос подает?»

Обобщение и систематизации знаний

Знать: геометрические фигуры

Уметь: самостоятельно ориентироваться в задании



VIII. Формирование пространственных

представлений 3ч.

29

1

Понятия "правая-левая" Игра "Движения в заданном направлении"

Комбинированный

Уметь осуществлять необходимые контрольные действия



30

2

Ориентировка в линейном ряду. Дидактическая игра

"Расположи верно"

Комбинированный

Уметь анализировать свое выполненное задание



31

3

Составление комбинаций геометрических фигур из полосок. Игра "Определи положение предмета"




Комбинированный

Знать названия геометрических фигур



Уметь анализировать свое выполненное задание



IX. Формирование временных представлений" 3ч.



32

1

Последовательность смены времени суток

Дидактическая игра "Что я делал?""

Комбинированный

Знать меры времени

Уметь анализировать свое выполненное задание



33

2

Порядок дней в недели. Понятия:"сегодня, завтра, вчера"


Комбинированный

Знать порядок дней в недели.

Уметь преодолевать интеллектуальную пассивность.




34

3

Дидактическая игра "Когда это было?"

Итоговый

Знать правила игры

Уметь анализировать свое выполненное задание








Выполнение программы


Период

По плану

Фактически

Отставания

Причины

Способы устранения

1 триместр








2 триместр








3 триместр








Итого











































Лист дополнений, изменений


Дата

Содержание

Подпись лица, внесшего изменения