Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ |
Директор МБОУ «СОШ №15» |
г. Салавата |
| А.И.Васильев |
Адаптированная рабочая программа
коррекционного курса
« Развитие коммуникативной деятельности»
уровень образования: начальное общее образование
срок реализации: 2016-2020 уч. г.
Составитель:
Маврина Елена Ивановна,
учитель начальных классов
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей нач. классов от «____»________2016 г. №____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ____________ /Г.В. Канарова/ «____»_____________2016 г. |
Салават
2016
I Результаты изучения коррекционного курса
Слабовидящие обучающиеся осознают значимость общения в жизни человека и для своего дальнейшего развития. В результате реализации обучающихся будут развиваться навыки коммуникации для установления контактов с окружающими, обогащаться представления о себе и своих возможностях; формироваться образы окружающих людей, развиваться вербальные и невербальные средства общения, будет расширяться и обогащаться социальный опыт. У них будет развиваться межличностная система координат «слабовидящий – нормально видящий».
Слабовидящие обучающиеся расширят и углубят знания о себе, своих коммуникативных возможностях. Обучающиеся приобретут опыт самовыражения в мимике, жестах, пантомимике, в речи. У них сформируется положительная самооценка.
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного здоровья.
Метапредметные результаты
характеристика личного здоровья как социально-культурного феномена, его объективная интегрированная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
обеспечение защиты и сохранения личного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;
планирование и организация самостоятельной деятельности с учётом индивидуальных возможностей и требования сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;
анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности на основе интеграции единых требований к сверстникам и индивидуальных возможностей;
управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
Общение и его роль в жизни человека:
понимать роль общения в жизни человека;
понимать основные нормы и правила общения;
понимать и дифференцировать средства речевого и неречевого общения;
осознавать роль зрения, речи, движений, слуха в общении.
Формирование образа человека:
дифференцировать части тела, использовать движения тела адекватно ситуации общения;
дифференцировать, узнавать, называть базовые эмоции;
применять некоторые движения и действия человека в ситуации общения;
использовать способы обогащения опыта восприятия и понимания партнера по общению.
Формирование коммуникативной грамотности:
использовать адекватно ситуации вербальные и невербальные средства общения;
практической дифференциации двигательно-мышечных ощущений в использовании невербальных и вербальных средств общения;
основам риторики;
использовать свои коммуникативные способности.
Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия:
создавать ситуацию общения;
использовать пространственные, социально-бытовые представления, умения и навыки в коммуникативной деятельности;
регулировать совместные с партнером действия.
Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей:
осмысленному, целостному и детализированному зрительному восприятию, использованию сохранных анализаторов для ориентации в коммуникативной ситуации;
моделировать разные ситуации общения;
координировать свои действия и высказывания;
строить и использовать речевые модели.
К концу обучения в начальной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:
Выпускник должен знать:
-правила поведения и общения; законов и принципов сотрудничества и выстраивания бесконфликтных отношений; о качествах личности, которые помогают быть
принятыми в обществе;
Выпускник должен уметь:
- вести диалог со сверстниками и взрослыми людьми;
ориентироваться всложных жизненных ситуациях; находить общий язык с окружающими людьми;
-сотрудничать со сверстниками; выполнять коллективные дела; принимать людей такими,
– навыками: культуры поведения; коммуникативной культуры;
II Содержание программы коррекционного курса
1 класс
«Здравствуй, школа»- 1ч
Посвящение в первоклассники
«Я- ученик»- 1ч
Знакомство детей со школой, с правилами поведения в школе, с правами и обязанностями ученика.
«Помощь в школе»- 1ч
Игры: «Повтори и назови другого»; «Кто быстрее»; «Угадай, что пропало»; «Угадай
слово»; «Загадочное солнышко»; «Какого цвета буква и слова»; «Куда пропали бук-
вы»; «Постройся по буквам и словам», «Изобрази слово»; «Кто едет в поезде»; «Любимое на букву «А»»; «Азбука добродетелей»; «Сказки из шкатулки»;
«Учимся сотрудничать друг с другом» -1ч
Обучение ребенка сотрудничать и дружить с одноклассниками, учителями.
Игры: «Не урони другого»; «Управляя пальцами»; «Проведи слепого»; «Мост»; «Помоги другому»; «Рассказываем истории»; «Покажи песню»; «Музыкальный оркестр»; башкирская народная игра «Юрта»
«Музыкальные инструменты»; «Строим город»; «Рисуем вместе»;
Башкирская народная игра «Медный пень»
Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.
На башкирскую народную мелодию водящий - покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:
Я хочу и вас спросить,
Можно ль мне ваш пень купить?
Хозяин отвечает:
Коль джигит ты удалой.
Медный пень тот будет твой.
После этих слов хозяин и покупатель выходит за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три беги!» — разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным и нем.
Правила игры. Бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.
«Кто ты такой?» - 1ч
Обучение ребенка познавать себя как человека, как личность.
Игры-упражнения, тренинги: «Дерево жизни»; «Таблица самооценки»; «Интервью с самим собой»; «Мир внутри меня»; «Знаю ли я себя»; «Отгадай кто какой?»;
«Мой смешной портрет»; «Что я умею и не умею»; «Что я люблю»; «Я в будущем»; «Когда я был маленьким»; «Заветное желание»; «Самый страшный страх».
«Мир твоей души»
Знакомство учащихся с нравственными категориями, отражающими качества личности, необходимые в общении с друг с другом;
Игры: «Когда я молчу»; «Дотронемся до счастья»; «Сокровища сердца»; «Нарисуй качество»; «Когда мне хорошо»; «Если бы я»; «На кого я похож»; «Огонь души»; «Цветок желаний»; «Цветы любви»; «Любимая игрушка»; «Мы любим друг друга».
«Загадки волшебницы Зимы» - 1ч
Развитие у ребенка коммуникативных способностей при общении с детьми и расширение их
жизненного кругозора.
Космическое путешествие на планету «Новогоднюю» -1 ч
Включение учащихся в различные формы общения в рамках утренника,
способствующие отработке коммуникативных умений в условиях «неизвестности» (общение со сверстниками: знакомыми и незнакомыми, общение со сказочными героями, ведущими и т.д.)
Подумаем о человеке – 1ч
Развитие у ребенка умения слушать и слышать человека
Игры: «Волшебная птица»; «Ода любви»; «Диктант ценностей»; «Душа и тело»; «Совершенный человек»; «Жил-был человек»; «Догадайся, кто пришел»; «Кого мы уважаем»; «Нужно ли уметь
спорить»; «Дерево гармонии»; «Поговорим о профессии»; «Жизнь взрослых»; «Мир детей»
Моя семья-1ч
Формирование умения совместного общения и деятельности детей и взрослых.
Игры: «Лучшие в мире родители и дети»; «Мы и наши родители»; «Письмо любви»;
«Семейные проблемы»; «Исправим наши ошибки»; «Мамина улыбка»; «Фамильное дерево»; «Истории из жизни наших родителей»; «Чему нас учат родители»; «Солнечная мама»; «Дары родителям»
День защитника Отечества -1ч
Формирование патриотических чувств, чувства семейной гордости, уважения к делам и поступкам старших, в том числе и предков; формирование родового сознания детей
Учимся доброте-1 ч
Развитие у ребенка чувства доброты, при общении с окружающими людьми.
Игры: «Ум, доброта, смелость»; «Фея доброты», «Поезд добродетелей»;
«Добрый волшебник»; «Добрые профессии»; «Почему слон добрый»
Лучше мамы не найти -1ч
Формирование чувства благодарности, уважения, любви; проявления внимания и заботы по отношению к самому близкому человеку на Земле.
Учимся не быть застенчивыми – 1ч
Расширение круга знакомств ребенка, укрепление уверенности в себе, в своих силах.
Игры: «Школа разведчиков»; «Колдун»; «Расскажи стихи руками»; «Игра-фантазия»;
«Магазин игрушек»; «Разыгрывание ситуаций»;«Окажи внимание другому»; «Мудрец»; «Помоги принцессе».
Рисунок: «Какой я есть и каким бы я хотел быть»;
Я и другие -1ч
Обучение детей правильно и грамотно строить отношения в разных ситуациях общения, научение ребенка общаться с другими ….
Игры: «Путаница»; «Медвежата»; «Нанос и мяч»; «Белые медведи»; «Походки»; «Три
подружки»; «Котята»
Из Букваринска в страну Литературию – 1ч
Развитие и укрепление личностного качества «ученичество»; формирование чувства уверенности в своих учебных достижениях.
Нам первый класс любовь дарил- 2 ч
Формирование чувства благодарности к людям, помогающим детям овладевать учебными знаниями, умениями и навыками; утверждение в своих учебных умениях, развитие чувства успешного ученика.
По коррекционному курсу «Развитие коммуникативной деятельности» включен материал, реализующий в образовательном процессе национальные, региональные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан.
2 класс
Я познаю мир-2 ч
Развитие кругозора детей в ходе игр и логических заданий.
Маленький волшебник.-5 ч
Развитие творческих способностей ребёнка, используя различные средства и материалы для поделок. Башкирский ковёр.
Развитие познавательной сферы.-3 ч
Познавательная сфера личности включает в себя: развитие психических функций, произвольной регуляции психических функций, произвольной регуляции психических процессов, речевой регуляции, мотивации и интеллекта.
Игра «Что исчезло?»
Перед ребёнком раскладывается до 10 предметов или картинок. Ребёнок смотрит и запоминает, затем ребёнка просят отвернуться и убирают один предмет. Затем предлагается ребёнку узнать, что исчезло.
Игра «Что изменилось?»
Перед ребёнком на стол раскладывается до 10 предметов и картинок. Ребёнок смотрит и запоминает, затем, отвернувшись, взрослый добавляет ещё один предмет, ребёнок отвечает что изменилось. Так же можно предметы поменять местами.
Игра «Мешочек с подарками»
На пол высыпаются 10-15 предметов разной формы, функциональной принадлежности, цвета. В течение минуты дети рассматривают и запоминают их. Взрослый складывает их обратно в мешок и просит ответить на вопросы о предметах:
- Какого цвета был брелок?
-Сколько резинок для волос лежало на полу?
Тот, кто правильно отвечает, получает предмет в подарок.
Развитие эмоциональной сферы. - 2ч
Эмоциональная сфера: основы саморегуляции, эмоциональное осознание
собственных чувств, переживаний, формирование основ эмфатического взаимодействия. Эмпатия – умение понимать другого человека путем эмоционального чувствования и его переживания. Рефлексия – процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояний.
Башкирская народная игра «Стрелок» (Уксы)
Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10—15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок — стрелок. Оіі с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком. Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.
Развитие коммуникативных умений-4 ч
Коммуникативная сфера включает в себя сообщение информации как передачу интеллектуального содержания; она ориентирована на совместное постижение предмета и формирование новых приемов и способов общения и поведения. Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса.
Пальчиковая сказка «Идёт коза рогатая», Игра «Комплименты». (Правило - не повторяться. Дети, глядя в глаза, друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают фонарик из рук в руки. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно»). Игра «Угадай, кто я?», «Продолжи сказку».
Развитие графических умений, внимания, памяти, наглядно-логических действий -1 ч
Выполнение заданий в тетрадях.
3 класс
Я познаю мир и себя – 2 ч
Развитие кругозора детей в ходе игр и логических заданий.
Умелые ручки – 4 ч
Развитие творческих способностей ребёнка, используя различные средства и материалы для поделок. Башкирская матрёшка.
Развитие познавательной сферы – 3 ч
Игра «Добавь что-то свое»
Это даже не упражнение, а, скорее, веселая игра на развитие слуховой памяти. Чем больше игроков захочет поучаствовать, тем лучше. Выглядит это следующим образом: вы говорите: «Я положила в сумку печенье». Ребенок должен повторить и добавить что-то от себя: «Я положил в сумку печенье и конфеты». Третий игрок снова повторяет и добавляет еще что-то, и так далее. Подобные тренировки помогают развивать объем памяти.
«Ассоциации»
Вам понадобятся карточки с изображениями животных и предметов (машинка, платье, слон, дерево, звезды). Разложите их перед малышом и скажите, что сейчас вы произнесете несколько слов, а его задача подобрать к каждому подходящее изображение, которое поможет вспомнить нужное слово. Слова будут примерно такими: гараж, мода, зоопарк, природа, ночь. Затем останется только проверить, насколько кроха справился с заданием и сколько слов запомнил.
«Назови пару»
Упражнение состоит из двух этапов, на первом, вы зачитываете пары слов, например. Затем называете одно слово из каждой пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе. Если кроха легко справляется, значит логическая и смысловая память у него развиты очень хорошо.
Река-мост, лес-волк, ручка-тетрадь, гриб-корзина, окно-занавески, цветок-ваза,
кольцо-палец, шишка-ветка, санки-снег, стул-стол.
Развитие эмоциональной сферы – 3 ч
Мимическая гимнастика.
Предложите ребенку выполнить следующие мимические упражнения: сморщить лоб — расслабиться. Поднять брови — расслабиться. Сморщить лоб — поднять брови — расслабиться. Закрыть глаза — открыть и расширить глаза — поднять брови — раскрыть рот — расслабиться. Сморщить нос, расширить ноздри — расслабиться. Улыбнуться.
Игра «Настроение»
Данная игра позволяет ребенку понять, как связаны между собой различные настроения.
Развитие коммуникативных умений – 4 ч
Пальчиковая сказка.
Сказка «Жил-был Зайчик»(роли героев исполняют руки ребят).
Игра "Волшебные конфеты" (Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…
Примеры высказывания детей:
пусть они избавятся от болезней
пусть никогда не умирают
пусть все долго живут
пусть у всех будет дом
пусть у всех будет обед
пусть все хорошо живут
пусть все дружно живут
пусть все будут счастливы).
Игра «Почтальон» (На уроках математики выбираем почтальона и вручаем ему почту: телеграммы, письма, открытки. В каждой корреспонденции, кроме нескольких добрых слов, адресату, есть задание – вычислить значение выражения, решить задачу. На партах разложены карточки с цифрами - номера домов. Почтальон берёт одно письмо, выполняет задание и доставляет почту в соответствующий дом (ответ решённого примера или задачи указывает номер дома, в который нужно доставить письмо). Получатель письма быстро проверяет правильность ответа. Если ответ неверный, ученики меняются ролями).
Развитие графических умений, внимания, памяти, наглядно-логических действий – 1ч
Выполнение заданий в тетрадях.
4 класс
Я продолжаю познавать мир – 2 ч
Развитие кругозора детей в ходе игр и логических заданий.
Мастерская волшебника – 3 ч
Развитие творческих способностей ребёнка, используя различные средства и материалы для поделок.
Развитие познавательной сферы – 4 ч
Игра «10 слов»
Это аналог игры про десять картинок. Что интересно, даже результаты должны быть аналогичными. Зачитываете ребенку 10 слов и просите назвать запомнившиеся. Хорошими результатами можно считать: 5-6 слов для кратковременной памяти и 7-8 – для долговременной. Напоминаем, что для проверки последней, нужно еще раз назвать малышу слова, которые он не смог повторить и проверить, что он запомнил, через час. Сейчас я вам предлагаю запомнить десять слов. Как только я закончу читать, вы возьмёте карандаши и запишите все слова, которые запомнили. (Конь, дом, игла, окно, стул, мёд, ложка, круг, чай, роза).
«Мысленные образы и эмоции»
«Я тебе буду говорить фразы, а вы после каждой закройте глаза и представьте себе соответствующие картинки».
Собака, виляющая хвостом.
Муха в вашем супе.
Молния в темноте.
Капли, сверкающие на солнце.
Осиное гнездо у вашей двери
Старик на скамейки
Плачущий старик на скамейке на солнце
Ребёнку предложите воспроизвести вслух то, что он запомнил.
Развитие эмоциональной сферы – 4 ч
Игра «Покажи настроение».
Взрослый сам показывает движение и просит изобразить ребенка настроение: «Полетаем, как бабочка, а теперь, как орел, походим, как маленький ребенок, а теперь, как старый дед.
Развитие коммуникативных умений – 3 ч
Пальчиковая сказка.
Сказка ««Сорока-Ворона» (роли героев исполняют руки ребят).
Инсценировка башкирской народной сказки про животных.
Подвижная игра «Близнецы» (Цель: развивать умение ориентироваться в собственных вкусах и желаниях, устанавливать сходство с различными партнерами по тому или иному признаку).
Игровое правило: действовать только по сигналу. Ход игры: педагог предлагает нарисовать на маленьком листе бумаги то, что дети любят ( из еды, из занятий, из игрушек и т.д.). По сигналу учителя дети бегают по группе, по сигналу «Найди друга» - ищут пару - того, с кем совпадают вкусы, интересы. Игра заканчивается тем, что пара (или группа) детей с помощью жестов показывает, что их объединяет. Варианты: дети могут объединяться с противоположными вкусами, с близкими по значению. Постепенно вводятся более сложные задания: о чем любим поговорить, посмеяться, что любим читать, какой у меня характер.
Башкирская народная игра «Юрта»
Игра «Слепой и поводырь»
Задачи: создать ситуацию для приобретения учениками определенного эмоционального опыта, осмысления с помощью последующей рефлексии своих чувств и переживаний
Игра «Пожелание на день»
Дети садятся в круг, у учителя в руках мяч и высказывают друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно, в одно слово.
Развитие графических умений, внимания, памяти, наглядно-логических действий – 1 ч
Выполнение заданий в тетрадях.
По коррекционному курсу «Развитие коммуникативной деятельности» включен материал, реализующий в образовательном процессе национальные, региональные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан.
III Тематическое планирование
1 класс
Название раздела | Кол-во часов |
Здравствуй, школа. | 1 ч |
Я – ученик. | 1 ч |
Помощь в школе. | 1 ч |
Учимся сотрудничать друг с другом. | 1 ч |
Кто ты такой? | 1 ч |
Мир твоей души. | 1 ч |
Загадки волшебницы Зимы | 1 ч |
Космическое путешествие на планету «Новогоднюю» | 1 ч |
Подумаем о человеке. | 1 ч |
День защитника Отечества. | 1 ч |
Лучше мамы не найти. | 1 ч |
Учимся не быть застенчивыми. | 1 ч |
Я и другие. | 1 ч |
Из Букваринска в страну Литературию. | 1 ч |
Нам первый класс любовь дарил. | 2 ч |
Итого | 16 ч |
2 класс
№ | Название раздела. | Количество часов |
1 | Я познаю мир. | 2 ч |
2 | Маленький волшебник. | 5 ч |
3 | Развитие познавательной сферы. | 3 ч |
4 | Развитие эмоциональной сферы. | 2 ч |
5 | Развитие коммуникативных умений. | 4 ч |
6 | Развитие графических умений, внимания, памяти, наглядно-логических действий. | 1 ч |
Итого: | 17 ч |
3 класс
№ | Название раздела. | Количество часов |
1 | Я познаю мир и себя. | 2 ч |
2 | Умелые ручки. | 3 ч |
3 | Развитие познавательной сферы. | 4 ч |
4 | Развитие эмоциональной сферы. | 3 ч |
5 | Развитие коммуникативных умений. | 4 ч |
6 | Развитие графических умений, внимания, памяти, наглядно-логических действий. | 1 ч |
Итого: | 17ч |
4 класс
№ | Название раздела. | Количество часов |
1 | Я продолжаю познавать мир. | 2 ч |
2 | Мастерская волшебника. | 3 ч |
3 | Развитие познавательной сферы. | 4 ч |
4 | Развитие эмоциональной сферы. | 4 ч |
5 | Развитие коммуникативных умений. | 3 ч |
6 | Развитие графических умений, внимания, памяти, наглядно-логических действий. | 1 ч |
Итого: | 17ч |
1 класс
№ п/п | Дата | Тема | Примечание |
план | факт |
1 триместр |
-
| 15.09 | | Здравствуй, школа | |
-
| 13.10 | | Я - ученик | |
-
| 27.10 | | Помощь в школе | |
2 триместр |
-
| 10.11 | | Учимся сотрудничать друг с другом | |
-
| 24.11 | | Кто ты такой? | |
-
| 08.12 | | Мир твоей души | |
-
| 22.12 | | Загадки волшебницы Зимы | |
-
| 19.01 | | Космическое путешествие на планету Новогоднюю | |
-
| 02.02 | | Подумаем о человеке | |
-
| 16.02 | | День защитника Отечества | |
3 триместр |
-
| 09.03 | | Лучше мамы не найти | |
-
| 23.03 | | Учимся не быть застенчивыми | |
-
| 06.04 | | Я и другие | |
-
| 27.04 | | Из Букваринска в страну Литературию | |
-
| 11.05 | | Нам первый класс любовь дарил | |
-
| 25.05 | | Нам первый класс любовь дарил | |