Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ |
Директор МБОУ «СОШ №15» |
г. Салавата |
| А.И.Васильев |
Адаптированная рабочая программа
коррекционного курса
« Социально- бытовая ориентировка »
уровень образования: начальное общее образование
срок реализации: 2016-2020 уч. г.
Составитель:
Маврина Елена Ивановна,
учитель начальных классов
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей нач. классов от «____»________2016 г. №____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ____________ /Г.В. Канарова/ «____»_____________2016 г. |
Салават
2016
I Результаты изучения коррекционного курса
Нарушение зрения отрицательно сказывается на спонтанном формировании у детей навыков практической деятельности, связанной с оперированием предметами быта и предметами личной гигиены; на развитии коммуникативных способностей учащихся, которые проявляются в овладении средствами коммуникации, в построении процесса общения, в анализе своей деятельности и выделении новых средств эффективной коммуникации. Обучающихся коррекционных классов «Охраны зрения» необходимо научить быть компетентными в социальной жизни, иметь возможность решать максимально самостоятельно жизненно важные для них вопросы.
Результаты освоения слабовидящим обучающимся программы коррекционной работы проявляются в следующих достижениях:
использует все анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;
сформировал основные навыки ориентировки в микропространстве; овладел основными навыками ориентировки в макропространстве;
имеет адекватные (в соответствии с возрастом) предметные (конкретные и обобщенные), пространственные, социальные представления;
проявляет познавательный интерес, познавательную активность;
имеет представления (соответствующие возрасту) о современных оптических, тифлотехнических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и активно их использует;
проявляет стремление к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых ситуациях);
умеет адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;
способен к проявлению социальной активности;
способен к соучастию, сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;
способен проявлять настойчивость в достижении цели;
способен к самоконтролю и саморегуляции (в соответствии с возрастом);
знает и учитывает в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни имеющиеся противопоказания и ограничения.
Личностными результатами изучения курса являются:
- формирование личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпения, усидчивости;
- воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
- привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
- развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
- развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)
Метапредметными результатами изучения курса являются:
-формирование социально ценных личностных и нравственных качеств таких, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности
Регулятивные универсальные учебные действия:
- целеполагание и планирование предстоящего практического действия;
-прогнозирование, отбор оптимальных способов деятельности, осуществление контроля и коррекции результатов действий;
- умение искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
К концу 1 класса учащиеся должны:
-соблюдать распорядок дня, владеть навыками гигиены тела, волос, одежды, обуви;
-знать основные продукты, владеть сервировкой стола кзавтрак у, обеду, ужину;
-знать состав семьи, уметь выполнять простейшие бытовые поручения, участвовать в семейных торжествах, традиционных праздниках;
-владеть правилами поведения при встрече и расставании, поддерживать тактичный вежливый разговор с товарищами, взрослыми;
-знать помещения УВК, их назначение;
-знать правила уличного движения и поездки в городском транспорте .
-знать виды магазинов, покупать простые товары.
К концу 2 класса учащиеся должны:
-меть ухаживать за телом, стричь ногти, владеть правилами ухода за кожей;
-владеть навыками ухода за одеждой и обувью, производить мелкий ремонт (пришивание пуговиц, вешалок) и др.;
-уметь стирать и гладить носовые платки, воротнички и т.д.;
-знать санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к приготовлению пищи, и основные правила приготовления салатов, винегрета и др.;
-уметь выполнять отдельные хозяйственно-бытовые обязанности в семье;
-знать и применять правила поведения в общественных местах (кинотеатрах, музее, школе, библиотеке);
-знать и владеть санитарно-гигиеническими навыками ухода за помещениями, рабочим местом, цветами; знать основные транспортные средства, уметь пользоваться городским и сельским транспортом, знать основные маршруты домой, в школу, в парк, магазины, кинотеатр и др.;
-уметь приобрести в магазине различные товары и др.;
-уметь написать письмо, открытку, телеграмму.
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
-стирать изделия из синтетических волокон и шерсти, знать и уметь сдать белье в стирку и т.д.;
- приготавливать простые блюда из теста (печенье, блинчики и т.д.);
- помогать малышам в уборке, проведении прогулок, чистке одежды и др.;
- убирать помещения, соблюдать офтальмо-гигиенические требования во время уборки;
-пользоваться расписанием поездов, автобусов; купить билет и др.;
-знать стоимость отдельных товаров и уметь их купить (нитки, пуговицы, книги и т.д.);
- отправлять ценные письма, бандероли;
- бинтовать руку, оказывать помощь при порезе конечности.
К концу 4 класса учащиеся должны уметь:
- ухаживать за телом, стричь ногти, владеть правилами ухода за кожей;
- производить мелкий ремонт (пришивание пуговиц, вешалок) и др.;
- стирать и гладить носовые платки, воротнички и т.д.;
- соблюдать чистоту и порядок на кухне;
- сервировать стол к обеду;
- готовить салаты из сырых и отварных овощей;
- соблюдать правили поведения за столом и в общественных местах;
- ухаживать за комнатными цветами;
- выполнять сухую и влажную уборку помещений;
- пользоваться городским и сельским транспортом,
- пользоваться кассой при покупке билетов;
- приобретать в магазине различные товары.
II Содержание коррекционного курса
Личная гигиена
Распорядок дня, необходимость его соблюдения.
Правила личной гигиены. Представления о последовательности утреннего и вечернего туалета. Значение соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека. Гигиенические правила поведения в местах общего пользования.
Туалетные принадлежности по уходу за лицом, волосами, зубами. Хранение индивидуальных наборов туалетных принадлежностей.
Правила расчесывания волос, хранение расчески, приемы чистки расчески. Различные сортами мыла, шампуня. Выбор шампуня для мытья головы.
Щетки для мытья рук.
Ориентировка во времени по часам.
Одежда
Назначение разных видов одежды. Виды одежды для девочек и мальчиков. Одежда по сезону: зимняя, летняя, демисезонная.
Лицевая и изнаночная стороны одежды. Части одежды: воротник, рукава, манжеты, карманы, спинка, полочки.
Виды тканей, из которых шьют одежду: хлопчатобумажная, шерстяная и другие.
Представления о видах труда по уходу за одеждой: складывание отдельно и в стопку, развешивание одежды на крючке, на платяной вешалке, размещение на стуле и в шкафу, чистка щеткой, стирка и глажение.
Чистика одежды щеткой в определенной последовательности: воротник, лацканы, низ изделия, все изделие целиком.
Пути предупреждения загрязнения одежды: переодевание в соответствующую по назначению одежду, соблюдение аккуратности на улице и за столом, правил личной гигиены.
Техника безопасности при работе с утюгом, иглой, булавкой, ножницами.
Мелкий ремонт одежды: пришивание пуговицы, вешалки, обметывание петли для пуговиц, зашивание одежды по распоровшемуся шву, подшивание подогнутого края одежды.
Обувь
Назначение разных видов обуви: защищает ноги человека от пыли, холода, воды, грязи, травм; украшает человека.
Различные предметы обуви. Различные виды обуви: мужская, женская, детская. Обувь по сезону: зимняя, летняя, демисезонная.
Части обуви: носок, пятка, голенище, подошва, каблук, стелька.
Виды труда по уходу за обувью. Материалы, инструменты, необходимые для ухода за обувью.
Размещение обуви в отведенном для этого месте.
Питание
Основные продукты питания: название, чем отличаются (по внешнему виду, вкусу, запаху, консистенции).
Различные группы продуктов: овощи, фрукты, мясные, рыбные, хлебобулочные, молочные, бакалейные. Внешний вид, вкус, запах.
Мытье овощей, фруктов, ягод.
Извлечение продуктов из упаковки: разворачивание, открывание упаковки, выливание жидких продуктов, высыпание сыпучих продуктов, выкладывание овощей и фруктов.
Приготовление простейших блюд. Обработка продуктов с помощью ножа: разрезание, нарезание, намазывание хлеба, чистка моркови, картофеля, вырезание испорченных мест.
Способы техники безопасности при работе с режущими инструментами и приспособлениями при приготовлении пищи.
Сервировка стола к завтраку, ужину или обеду.
Уход за посудой и столовыми принадлежностями.
Правила поведения за столом.
Жилище
Функциональное назначение, предметное наполнение школьных и домашних помещений.
Предметы мебели и их части.
Соблюдение гигиенических требований, предъявляемых к жилым помещениям. Способы поддержания чистоты и уборки в помещении. Соблюдение норм освещения помещений. Использование необходимого инвентаря для уборки помещений, способы его хранения.
Уход за комнатными растениями. Соблюдение санитарно-гигиенических требований и правил ухода за комнатными растениями.
Использование сохранных анализаторов в социально-бытовой ориентировке. Пользование бытовыми приборами, соблюдение техники безопасности.
Транспорт
Назначение транспорта (перевозка людей, грузов; уборка улиц; тушение пожара).
Различные вида транспорта по назначению: пассажирский, грузовой, специальный. Различные транспортные средства. Узнавание транспорта по результатам наблюдений, по описанию, по характерным звукам. Представления о наличии маршрута общественного транспорта.
Основные части транспорта: кабина водителя, кузов, колеса, салон для пассажиров.
Остановки транспортных средств. Обозначения номеров пассажирских транспортных средств.
Вход и выход из пассажирского транспортного средства.
Разные виды салонов транспортных средств, ориентировка в салонах.
Профессии людей на транспорте: водитель, кондуктор, контролер.
Оплата проезда в общественном транспорте.
Обращение с проездными билетами: предъявление кондуктору, контролёру, водителю по их требованию, сохранение до конца поездки.
Правила поведения пассажиров в общественном транспорте.
Использование форм речевого этикета пассажиров.
Предприятия торговли
Виды магазинов. Ориентирование в отделах магазинов; в отдельных видах магазинов; в ассортименте товаров различных видов магазинов.
Узнавание вида магазина по витрине, по запаху, по условным обозначениям. Указатели видов магазинов. Режим работы магазинов.
Совершение покупки в предприятиях торговли. Пользование денежными купюрами. Оплата покупки.
Правила поведения при покупке товаров.
Использование форм речевого этикета покупателя.
Культура поведения
Соблюдение правил поведения в общественной организации и в общественных местах.
Воспитание умения содержать в порядке место, где трудятся, занимаются, играют. Формирование умения и желания трудиться.
Нормы и правила общения со взрослыми и сверстниками. Обращение с просьбой к сверстникам и взрослым.
Использование в речи вежливых слов. Соблюдение правил поведения при встрече и расставании со сверстниками и взрослыми. Соблюдение поведения в общественных местах, при посещении кинотеатра, музея, библиотеки. Соблюдение правил поведения в магазине и обращение за помощью. Соблюдение правил поведения в лесу, парке, на водоеме. Соблюдение правил поведения в гостях.
Использование неречевых средств общения (сдержанная поза, умеренность жестикуляции, поворот туловища к говорящему).
Воспитание необходимости содержать в чистоте лицо, руки, тело, причёску, одежду, обувь.
Правила поведения за столом: не класть руки на стол во время еды, есть с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережёвывая пищу; не втягивать еду с ложки; бережно относиться к хлебу и другим продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами.
Выбор подарков, изготовление своими руками.
Медицинская помощь
Соблюдение правил хранения лекарств в домашней аптечке, применение лекарственных средств только по назначению врача.
Пользование градусником. Оказание первой помощи при ожоге, порезе, ушибе.
Уход за средствами оптической коррекции.
Комплексы гимнастики для глаз для предупреждения или снятия зрительного утомления.
Обращение к услугам различных служб и учреждений.
1 класс
Личная гигиена - 3 ч
- Правила поведения в кабинете.
- Распорядок дня, его выполнение.
- Соблюдение правил гигиены.
- Правила расчёсывания волос, выбор причёски. Хранение средств гигиены и индивидуальность их использования.
Одежда – 2 ч
- Виды одежды и головные уборы.
-Повседневный уход за одеждой. Повседневная, праздничная, спортивная одежда.
-Подбор одежды по сезону.
Обувь – 2 ч
Виды обуви, их назначение, уход и хранение.
Практическое занятие. Чистота одежды и обуви, стирка, сложение и хранение.
Питание – 3 ч
-Основные продукты питания. Разнообразие продуктов.Витамины.
-Приготовление пищи. Приготовление бутербродов, заваривание чая, отваривание яиц.
-Сервировка стола к завтраку.
- Практическое занятие. Чистка овощей на кухне. Приготовление салата, сервировка стола.
Культура поведения – 3 ч
- Правила поведения при встрече и прощании со старшими и сверстниками.
- Тактичность и вежливость при разговоре со старшими и сверстниками.
- Практическое занятие. Разговор с директором, врачом, другими взрослыми.
Жилище – 2 ч
- Виды жилых помещений в городе и деревне.
- Практическое занятие. Посещение различных помещений школы, знакомство с их назначением, интерьером.
Итоговое диагностическое занятие по выявлению уровня социально – бытовой
ориентировки- 1 ч
2 класс
Личная гигиена – 3 ч
- Правила личной гигиены. Представления о последовательности утреннего и вечернего туалета. Правила ухода за ногтями и кожей рук.
- Туалетные принадлежности по уходу за лицом, волосами, зубами. Хранение индивидуальных наборов туалетных принадлежностей.
- Правила закаливания.
Питание – 4 ч
- Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи.
- Кухонная посуда. Чистка и мытьё посуды. Хранение пищи и продуктов питания.
- Способы техники безопасности при работе с режущими инструментами и приспособлениями при приготовлении пищи.
- Обработка продуктов с помощью ножа: разрезание, нарезание, намазывание хлеба, чистка моркови, картофеля
- Практическое занятие. Приготовление салатов.
Культура поведения – 3 ч
- Нормы и правила общения со взрослыми и сверстниками. Обращение с просьбой к сверстникам и взрослым.
- Использование в речи вежливых слов. Соблюдение правил поведения при встрече и расставании со сверстниками и взрослыми.
- Соблюдение поведения в общественных местах, при посещении кинотеатра, музея, библиотеки. Соблюдение правил поведения в магазине и обращение за помощью.
Жилище – 2 ч
- Санитарно-гигиенические требования к помещению.Правила организации рабочего места школьников.
- Практическое занятие. Уборка классной комнаты. Уход за цветами.
Медицинская помощь – 2 ч
- Соблюдение правил хранения лекарств в домашней аптечке, применение лекарственных средств только по назначению врача.
- Уход за средствами оптической коррекции.
- Комплексы гимнастики для глаз для предупреждения или снятия зрительного утомления.
Итоговое диагностическое занятие по выявлению уровня социально – бытовой
ориентировки- 1 ч
3 класс
Личная гигиена – 2 ч
- Оптические средства коррекции зрения. Соблюдение режима зрительной нагрузки.
- Гигиенические требования к организации учебных занятий.
- Приёмы снятия зрительного утомления.
Одежда - 2 ч
Чистика одежды щеткой в определенной последовательности: воротник, лацканы, низ изделия, все изделие целиком.
Пути предупреждения загрязнения одежды: переодевание в соответствующую по назначению одежду, соблюдение аккуратности на улице и за столом, правил личной гигиены.
Питание - 3 ч
Различные группы продуктов: овощи, фрукты, мясные, рыбные, хлебобулочные, молочные, бакалейные. Внешний вид, вкус, запах.
Сервировка стола к завтраку, ужину или обеду.
Практическое занятие. Приготовление салата.
Культура поведения – 3 ч
Беседа с товарищами.
Правила поведения в гостях.
Правила вручения и приёма подарков.
Практическое занятие. Организация и проведение дней рождения товарищей.
Транспорт – 3 ч
- Основные части транспорта: кабина водителя, кузов, колеса, салон для пассажиров.
- Остановки транспортных средств. Обозначения номеров пассажирских транспортных средств.
- Вход и выход из пассажирского транспортного средства.
- Разные виды салонов транспортных средств, ориентировка в салонах.
- Профессии людей на транспорте: водитель, кондуктор, контролер.
- Оплата проезда в общественном транспорте.
Медицинская помощь – 4 ч
Набор домашней аптечки. Назначение лекарств, правила их применения.
Местные лекарственные растения.
Раны. Правила первой помощи.
Практическое занятие. Наложение повязки.
Итоговое диагностическое занятие по выявлению уровня социально – бытовой
ориентировки- 1 ч
4 класс
Личная гигиена - 3 ч
Охрана здоровья и зрения. Значение выполнения санитарно-гигиенических правил.
Подбор оптических средств коррекции при чтении книг. Физический труд.
Бережное отношение к очкам. Гигиенические требования во время самообслуживания.
Практическое занятие. Посещение кабинета офтальмолога.
Питание – 3 ч
-Приготовление пищи. Закуски.
-Блюда из овощей.
-Сладкие блюда.
- Сервировка стола, пользование столовыми приборами.
Культура поведения – 3 ч
-Соблюдение правил поведения в магазине и обращение за помощью.
-Соблюдение правил поведения в лесу, парке, на водоеме.
-Соблюдение правил поведения в гостях.
-Использование неречевых средств общения (сдержанная поза, умеренность жестикуляции, поворот туловища к говорящему).
-Воспитание необходимости содержать в чистоте лицо, руки, тело, причёску, одежду, обувь.
Транспорт – 3 ч
- Железнодорожный транспорт.
- Камера хранения багажа.
- Справочное бюро. Зал ожидания.
Предприятия торговли – 2 ч
-Промтоварные магазины.Работа продавцов.
- Правила поведения при покупке товаров.
- Использование форм речевого этикета покупателя.
Медицинская помощь – 2 ч
- Оказание первой помощи при ожоге, порезе, ушибе.
- Комплексы гимнастики для глаз для предупреждения или снятия зрительного утомления.
- Обращение к услугам различных служб и учреждений
Итоговое диагностическое занятие по выявлению уровня социально – бытовой
ориентировки- 1 ч
По коррекционному курсу «Социально – бытовая ориентировка» включен материал, реализующий в образовательном процессе национальные, региональные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан.
III Тематическое планирование
1 класс
| |
Личная гигиена | 3 ч |
Одежда | 2 ч |
Обувь | 2 ч |
Питание | 3 ч |
Культура поведения | 3 ч |
Жилище | 2 ч |
Диагностика | 1 ч |
| 16 ч |
2 класс
Название раздела | Кол-во часов |
Личная гигиена | 3 ч |
Питание | 4 ч |
Культура поведения | 4 ч |
Жилище | 2ч |
Медицинская помощь | 3 ч |
Диагностика | 1 ч |
Всего: | 17 ч |
3 класс
Название раздела | Кол-во часов |
Личная гигиена | 2ч |
Одежда | 2 ч |
Питание | 3 ч |
Культура поведения | 3 ч |
Транспорт | 3 ч |
Медицинская помощь | 3 ч |
Диагностика | 1 ч |
| 17 ч |
4 класс
Название раздела | Кол-во часов |
Личная гигиена | 3 ч |
Питание | 3 ч |
Культура поведения | 3 ч |
Транспорт | 3 ч |
Предприятия торговли | 2 ч |
Медицинская помощь | 2 ч |
Диагностика | 1 ч |
Итого: | 17 ч |
1 класс
№ п/п | Дата | Тема | Примечание |
план | факт |
1 триместр Личная гигиена – 3 ч |
1 | 08.09 | | Правила поведения в кабинете.Распорядок дня, его выполнение. | |
2 | 22.09 | | Соблюдение правил гигиены. | |
3 | 06.10 | | Правила расчёсывания волос, выбор причёски. Хранение средств гигиены и индивидуальность их использования. | |
Одежда – 2 ч |
4 | 20.10 | | Виды одежды и головные уборы. Повседневная, праздничная, спортивная одежда. | |
2 триместр |
5 | 17.11 | | Повседневный уход за одеждой. Подбор одежды по сезону. | |
Обувь – 2 ч |
6 | 01.12 | | Виды обуви, их назначение, уход и хранение. | |
7 | 15.12 | | Практическое занятие. Чистота одежды и обуви, стирка, сложение и хранение. | |
Питание – 3 ч |
8 | 12.01 | | Основные продукты питания. Разнообразие продуктов. Витамины. | |
9 | 26.01 | | Приготовление пищи. Приготовление бутербродов, заваривание чая, отваривание яиц. Блюда башкирской кухни. | |
10 | 09.02 | | Практическое занятие. Чистка овощей на кухне. Приготовление салата, сервировка стола | |
3 триместр Культура поведения – 3 ч |
11 | 02.03 | | Правила поведения при встрече и прощании со старшими и сверстниками. | |
12 | 16.03 | | Тактичность и вежливость при разговоре со старшими и сверстниками. | |
13 | 30.03 | | Практическое занятие. Разговор с директором, врачом, другими взрослыми. | |
Жилище – 2 ч |
14 | 20.04 | | Виды жилых помещений в городе и деревне. Башкирская юрта. | |
15 | 04.05 | | Практическое занятие. Посещение различных помещений школы, знакомство с их назначением, интерьером. | |
16 | 18.05 | | Итоговое диагностическое занятие по выявлению уровня социально – бытовой ориентировки- 1 ч | |