СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа коррекционного курса « Социально- бытовая ориентировка »уровень образования: начальное общее образование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающихся коррекционных классов «Охраны зрения» необходимо научить  быть компетентными в социальной жизни, иметь возможность решать максимально самостоятельно жизненно важные для них вопросы.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа коррекционного курса « Социально- бытовая ориентировка »уровень образования: начальное общее образование»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»

городского округа город Салават Республики Башкортостан





УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №15»

г. Салавата


А.И.Васильев



Приказ от











Адаптированная рабочая программа

коррекционного курса

« Социально- бытовая ориентировка »

уровень образования: начальное общее образование

срок реализации: 2016-2020 уч. г.



Составитель:

Маврина Елена Ивановна,

учитель начальных классов




СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

ШМО учителей нач. классов

от «____»________2016 г. №____


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

____________ /Г.В. Канарова/ «____»_____________2016 г.









Салават

2016

I Результаты изучения коррекционного курса

Нарушение зрения отрицательно сказывается на спонтанном формировании у детей навыков практической деятельности, связанной с оперированием предметами быта и предметами личной гигиены; на развитии коммуникативных способностей учащихся, которые проявляются в овладении средствами коммуникации, в построении процесса общения, в анализе своей деятельности и выделении новых средств эффективной коммуникации. Обучающихся коррекционных классов «Охраны зрения» необходимо научить быть компетентными в социальной жизни, иметь возможность решать максимально самостоятельно жизненно важные для них вопросы.

Результаты освоения слабовидящим обучающимся программы коррекционной работы проявляются в следующих достижениях:

  • использует все анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

  • сформировал основные навыки ориентировки в микропространстве; овладел основными навыками ориентировки в макропространстве;

  • имеет адекватные (в соответствии с возрастом) предметные (конкретные и обобщенные), пространственные, социальные представления;

  • проявляет познавательный интерес, познавательную активность;

  • имеет представления (соответствующие возрасту) о современных оптических, тифлотехнических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и активно их использует;

  • проявляет стремление к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых ситуациях);

  • умеет адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;

  • способен к проявлению социальной активности;

  • способен к соучастию, сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;

  • способен проявлять настойчивость в достижении цели;

  • способен к самоконтролю и саморегуляции (в соответствии с возрастом);

  • знает и учитывает в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни имеющиеся противопоказания и ограничения.


Личностными результатами изучения курса являются:

- формирование личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпения, усидчивости;

- воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;

- привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;

- развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;

- развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

Метапредметными результатами изучения курса являются:

-формирование социально ценных личностных и нравственных качеств таких, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности


Регулятивные универсальные учебные действия:

- целеполагание и планирование предстоящего практического действия;

-прогнозирование, отбор оптимальных способов деятельности, осуществление контроля и коррекции результатов действий;

- умение искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.


К концу 1 класса учащиеся должны:

-соблюдать распорядок дня, владеть навыками гигиены тела, волос, одежды, обуви;

-знать основные продукты, владеть сервировкой стола кзавтрак у, обеду, ужину;

-знать состав семьи, уметь выполнять простейшие бытовые поручения, участвовать в семейных торжествах, традиционных праздниках;

-владеть правилами поведения при встрече и расставании, поддерживать тактичный вежливый разговор с товарищами, взрослыми;

-знать помещения УВК, их назначение;

-знать правила уличного движения и поездки в городском транспорте .

-знать виды магазинов, покупать простые товары.

К концу 2 класса учащиеся должны:

-меть ухаживать за телом, стричь ногти, владеть правилами ухода за кожей;

-владеть навыками ухода за одеждой и обувью, производить мелкий ремонт (пришивание пуговиц, вешалок) и др.;

-уметь стирать и гладить носовые платки, воротнички и т.д.;

-знать санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к приготовлению пищи, и основные правила приготовления салатов, винегрета и др.;

-уметь выполнять отдельные хозяйственно-бытовые обязанности в семье;

-знать и применять правила поведения в общественных местах (кинотеатрах, музее, школе, библиотеке);

-знать и владеть санитарно-гигиеническими навыками ухода за помещениями, рабочим местом, цветами; знать основные транспортные средства, уметь пользоваться городским и сельским транспортом, знать основные маршруты домой, в школу, в парк, магазины, кинотеатр и др.;

-уметь приобрести в магазине различные товары и др.;

-уметь написать письмо, открытку, телеграмму.

К концу 3 класса учащиеся должны уметь:

-стирать изделия из синтетических волокон и шерсти, знать и уметь сдать белье в стирку и т.д.;

- приготавливать простые блюда из теста (печенье, блинчики и т.д.);

- помогать малышам в уборке, проведении прогулок, чистке одежды и др.;

- убирать помещения, соблюдать офтальмо-гигиенические требования во время уборки;

-пользоваться расписанием поездов, автобусов; купить билет и др.;

-знать стоимость отдельных товаров и уметь их купить (нитки, пуговицы, книги и т.д.);

- отправлять ценные письма, бандероли;

- бинтовать руку, оказывать помощь при порезе конечности.

К концу 4 класса учащиеся должны уметь:

- ухаживать за телом, стричь ногти, владеть правилами ухода за кожей;

- производить мелкий ремонт (пришивание пуговиц, вешалок) и др.;

- стирать и гладить носовые платки, воротнички и т.д.;

- соблюдать чистоту и порядок на кухне;

- сервировать стол к обеду;

- готовить салаты из сырых и отварных овощей;

- соблюдать правили поведения за столом и в общественных местах;

- ухаживать за комнатными цветами;

- выполнять сухую и влажную уборку помещений;

- пользоваться городским и сельским транспортом,

- пользоваться кассой при покупке билетов;

- приобретать в магазине различные товары.












































II Содержание коррекционного курса

Личная гигиена

  • Распорядок дня, необходимость его соблюдения.

  • Правила личной гигиены. Представления о последовательности утреннего и вечернего туалета. Значение соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека. Гигиенические правила поведения в местах общего пользования.

  • Туалетные принадлежности по уходу за лицом, волосами, зубами. Хранение индивидуальных наборов туалетных принадлежностей.

  • Правила расчесывания волос, хранение расчески, приемы чистки расчески. Различные сортами мыла, шампуня. Выбор шампуня для мытья головы.

  • Щетки для мытья рук.

  • Ориентировка во времени по часам.

Одежда

  • Назначение разных видов одежды. Виды одежды для девочек и мальчиков. Одежда по сезону: зимняя, летняя, демисезонная.

  • Лицевая и изнаночная стороны одежды. Части одежды: воротник, рукава, манжеты, карманы, спинка, полочки.

  • Виды тканей, из которых шьют одежду: хлопчатобумажная, шерстяная и другие.

  • Представления о видах труда по уходу за одеждой: складывание отдельно и в стопку, развешивание одежды на крючке, на платяной вешалке, размещение на стуле и в шкафу, чистка щеткой, стирка и глажение.

  • Чистика одежды щеткой в определенной последовательности: воротник, лацканы, низ изделия, все изделие целиком.

  • Пути предупреждения загрязнения одежды: переодевание в соответствующую по назначению одежду, соблюдение аккуратности на улице и за столом, правил личной гигиены.

  • Техника безопасности при работе с утюгом, иглой, булавкой, ножницами.

  • Мелкий ремонт одежды: пришивание пуговицы, вешалки, обметывание петли для пуговиц, зашивание одежды по распоровшемуся шву, подшивание подогнутого края одежды.

Обувь

  • Назначение разных видов обуви: защищает ноги человека от пыли, холода, воды, грязи, травм; украшает человека.

  • Различные предметы обуви. Различные виды обуви: мужская, женская, детская. Обувь по сезону: зимняя, летняя, демисезонная.

  • Части обуви: носок, пятка, голенище, подошва, каблук, стелька.

  • Виды труда по уходу за обувью. Материалы, инструменты, необходимые для ухода за обувью.

  • Размещение обуви в отведенном для этого месте.

Питание

  • Основные продукты питания: название, чем отличаются (по внешнему виду, вкусу, запаху, консистенции).

  • Различные группы продуктов: овощи, фрукты, мясные, рыбные, хлебобулочные, молочные, бакалейные. Внешний вид, вкус, запах.

  • Мытье овощей, фруктов, ягод.

  • Извлечение продуктов из упаковки: разворачивание, открывание упаковки, выливание жидких продуктов, высыпание сыпучих продуктов, выкладывание овощей и фруктов.

  • Приготовление простейших блюд. Обработка продуктов с помощью ножа: разрезание, нарезание, намазывание хлеба, чистка моркови, картофеля, вырезание испорченных мест.

  • Способы техники безопасности при работе с режущими инструментами и приспособлениями при приготовлении пищи.

  • Сервировка стола к завтраку, ужину или обеду.

  • Уход за посудой и столовыми принадлежностями.

  • Правила поведения за столом.

Жилище

  • Функциональное назначение, предметное наполнение школьных и домашних помещений.

  • Предметы мебели и их части.

  • Соблюдение гигиенических требований, предъявляемых к жилым помещениям. Способы поддержания чистоты и уборки в помещении. Соблюдение норм освещения помещений. Использование необходимого инвентаря для уборки помещений, способы его хранения.

  • Уход за комнатными растениями. Соблюдение санитарно-гигиенических требований и правил ухода за комнатными растениями.

  • Использование сохранных анализаторов в социально-бытовой ориентировке. Пользование бытовыми приборами, соблюдение техники безопасности.

Транспорт

  • Назначение транспорта (перевозка людей, грузов; уборка улиц; тушение пожара).

  • Различные вида транспорта по назначению: пассажирский, грузовой, специальный. Различные транспортные средства. Узнавание транспорта по результатам наблюдений, по описанию, по характерным звукам. Представления о наличии маршрута общественного транспорта.

  • Основные части транспорта: кабина водителя, кузов, колеса, салон для пассажиров.

  • Остановки транспортных средств. Обозначения номеров пассажирских транспортных средств.

  • Вход и выход из пассажирского транспортного средства.

  • Разные виды салонов транспортных средств, ориентировка в салонах.

  • Профессии людей на транспорте: водитель, кондуктор, контролер.

  • Оплата проезда в общественном транспорте.

  • Обращение с проездными билетами: предъявление кондуктору, контролёру, водителю по их требованию, сохранение до конца поездки.

  • Правила поведения пассажиров в общественном транспорте.

  • Использование форм речевого этикета пассажиров.

Предприятия торговли

  • Виды магазинов. Ориентирование в отделах магазинов; в отдельных видах магазинов; в ассортименте товаров различных видов магазинов.

  • Узнавание вида магазина по витрине, по запаху, по условным обозначениям. Указатели видов магазинов. Режим работы магазинов.

  • Совершение покупки в предприятиях торговли. Пользование денежными купюрами. Оплата покупки.

  • Правила поведения при покупке товаров.

  • Использование форм речевого этикета покупателя.

Культура поведения

  • Соблюдение правил поведения в общественной организации и в общественных местах.

  • Воспитание умения содержать в порядке место, где трудятся, занимаются, играют. Формирование умения и желания трудиться.

  • Нормы и правила общения со взрослыми и сверстниками. Обращение с просьбой к сверстникам и взрослым.

  • Использование в речи вежливых слов. Соблюдение правил поведения при встрече и расставании со сверстниками и взрослыми. Соблюдение поведения в общественных местах, при посещении кинотеатра, музея, библиотеки. Соблюдение правил поведения в магазине и обращение за помощью. Соблюдение правил поведения в лесу, парке, на водоеме. Соблюдение правил поведения в гостях.

  • Использование неречевых средств общения (сдержанная поза, умеренность жестикуляции, поворот туловища к говорящему).

  • Воспитание необходимости содержать в чистоте лицо, руки, тело, причёску, одежду, обувь.

  • Правила поведения за столом: не класть руки на стол во время еды, есть с закрытым ртом, не спеша, тща­тельно пережёвывая пищу; не втягивать еду с ложки; бережно относиться к хлебу и другим продуктам; пра­вильно пользоваться столовыми приборами.

  • Выбор подарков, изготовление своими руками.

Медицинская помощь

  • Соблюдение правил хранения лекарств в домашней аптечке, применение лекарственных средств только по назначению врача.

  • Пользование градусником. Оказание первой помощи при ожоге, порезе, ушибе.

  • Уход за средствами оптической коррекции.

  • Комплексы гимнастики для глаз для предупреждения или снятия зрительного утомления.

  • Обращение к услугам различных служб и учреждений.

1 класс

Личная гигиена - 3 ч

- Правила поведения в кабинете.

- Распорядок дня, его выполнение.

- Соблюдение правил гигиены.

- Правила расчёсывания волос, выбор причёски. Хранение средств гигиены и индивидуальность их использования.

Одежда – 2 ч

- Виды одежды и головные уборы.

-Повседневный уход за одеждой. Повседневная, праздничная, спортивная одежда.

-Подбор одежды по сезону.

Обувь – 2 ч

Виды обуви, их назначение, уход и хранение.

Практическое занятие. Чистота одежды и обуви, стирка, сложение и хранение.

Питание – 3 ч

-Основные продукты питания. Разнообразие продуктов.Витамины.

-Приготовление пищи. Приготовление бутербродов, заваривание чая, отваривание яиц.

-Сервировка стола к завтраку.

- Практическое занятие. Чистка овощей на кухне. Приготовление салата, сервировка стола.

Культура поведения – 3 ч

- Правила поведения при встрече и прощании со старшими и сверстниками.

- Тактичность и вежливость при разговоре со старшими и сверстниками.

- Практическое занятие. Разговор с директором, врачом, другими взрослыми.

Жилище – 2 ч

- Виды жилых помещений в городе и деревне.

- Практическое занятие. Посещение различных помещений школы, знакомство с их назначением, интерьером.

Итоговое диагностическое занятие по выявлению уровня социально – бытовой

ориентировки- 1 ч

2 класс

Личная гигиена – 3 ч

- Правила личной гигиены. Представления о последовательности утреннего и вечернего туалета. Правила ухода за ногтями и кожей рук.

- Туалетные принадлежности по уходу за лицом, волосами, зубами. Хранение индивидуальных наборов туалетных принадлежностей.

- Правила закаливания.

Питание – 4 ч

- Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи.

- Кухонная посуда. Чистка и мытьё посуды. Хранение пищи и продуктов питания.

- Способы техники безопасности при работе с режущими инструментами и приспособлениями при приготовлении пищи.

- Обработка продуктов с помощью ножа: разрезание, нарезание, намазывание хлеба, чистка моркови, картофеля

- Практическое занятие. Приготовление салатов.

Культура поведения – 3 ч

- Нормы и правила общения со взрослыми и сверстниками. Обращение с просьбой к сверстникам и взрослым.

- Использование в речи вежливых слов. Соблюдение правил поведения при встрече и расставании со сверстниками и взрослыми.

- Соблюдение поведения в общественных местах, при посещении кинотеатра, музея, библиотеки. Соблюдение правил поведения в магазине и обращение за помощью.

Жилище – 2 ч

- Санитарно-гигиенические требования к помещению.Правила организации рабочего места школьников.

- Практическое занятие. Уборка классной комнаты. Уход за цветами.

Медицинская помощь – 2 ч

- Соблюдение правил хранения лекарств в домашней аптечке, применение лекарственных средств только по назначению врача.

- Уход за средствами оптической коррекции.

- Комплексы гимнастики для глаз для предупреждения или снятия зрительного утомления.

Итоговое диагностическое занятие по выявлению уровня социально – бытовой

ориентировки- 1 ч


3 класс

Личная гигиена – 2 ч

- Оптические средства коррекции зрения. Соблюдение режима зрительной нагрузки.

- Гигиенические требования к организации учебных занятий.

- Приёмы снятия зрительного утомления.

Одежда - 2 ч

Чистика одежды щеткой в определенной последовательности: воротник, лацканы, низ изделия, все изделие целиком.

Пути предупреждения загрязнения одежды: переодевание в соответствующую по назначению одежду, соблюдение аккуратности на улице и за столом, правил личной гигиены.

Питание - 3 ч

Различные группы продуктов: овощи, фрукты, мясные, рыбные, хлебобулочные, молочные, бакалейные. Внешний вид, вкус, запах.

Сервировка стола к завтраку, ужину или обеду.

Практическое занятие. Приготовление салата.

Культура поведения – 3 ч

Беседа с товарищами.

Правила поведения в гостях.

Правила вручения и приёма подарков.

Практическое занятие. Организация и проведение дней рождения товарищей.

Транспорт – 3 ч

- Основные части транспорта: кабина водителя, кузов, колеса, салон для пассажиров.

- Остановки транспортных средств. Обозначения номеров пассажирских транспортных средств.

- Вход и выход из пассажирского транспортного средства.

- Разные виды салонов транспортных средств, ориентировка в салонах.

- Профессии людей на транспорте: водитель, кондуктор, контролер.

- Оплата проезда в общественном транспорте.

Медицинская помощь – 4 ч

Набор домашней аптечки. Назначение лекарств, правила их применения.

Местные лекарственные растения.

Раны. Правила первой помощи.

Практическое занятие. Наложение повязки.

Итоговое диагностическое занятие по выявлению уровня социально – бытовой

ориентировки- 1 ч

4 класс

Личная гигиена - 3 ч

Охрана здоровья и зрения. Значение выполнения санитарно-гигиенических правил.

Подбор оптических средств коррекции при чтении книг. Физический труд.

Бережное отношение к очкам. Гигиенические требования во время самообслуживания.

Практическое занятие. Посещение кабинета офтальмолога.

Питание – 3 ч

-Приготовление пищи. Закуски.

-Блюда из овощей.

-Сладкие блюда.

- Сервировка стола, пользование столовыми приборами.

Культура поведения – 3 ч

-Соблюдение правил поведения в магазине и обращение за помощью.

-Соблюдение правил поведения в лесу, парке, на водоеме.

-Соблюдение правил поведения в гостях.

-Использование неречевых средств общения (сдержанная поза, умеренность жестикуляции, поворот туловища к говорящему).

-Воспитание необходимости содержать в чистоте лицо, руки, тело, причёску, одежду, обувь.

Транспорт – 3 ч

- Железнодорожный транспорт.

- Камера хранения багажа.

- Справочное бюро. Зал ожидания.

Предприятия торговли – 2 ч

-Промтоварные магазины.Работа продавцов.

- Правила поведения при покупке товаров.

- Использование форм речевого этикета покупателя.

Медицинская помощь – 2 ч

- Оказание первой помощи при ожоге, порезе, ушибе.

- Комплексы гимнастики для глаз для предупреждения или снятия зрительного утомления.

- Обращение к услугам различных служб и учреждений

Итоговое диагностическое занятие по выявлению уровня социально – бытовой

ориентировки- 1 ч

По коррекционному курсу «Социально – бытовая ориентировка» включен материал, реализующий в образовательном процессе национальные, региональные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан.

















































III Тематическое планирование

1 класс



Личная гигиена

3 ч

Одежда

2 ч

Обувь

2 ч

Питание

3 ч

Культура поведения

3 ч

Жилище

2 ч

Диагностика

1 ч


16 ч

2 класс

Название раздела

Кол-во часов

Личная гигиена

3 ч

Питание

4 ч

Культура поведения

4 ч

Жилище

Медицинская помощь

3 ч

Диагностика

1 ч

Всего:

17 ч

3 класс

Название раздела

Кол-во часов

Личная гигиена

Одежда

2 ч

Питание

3 ч

Культура поведения

3 ч

Транспорт

3 ч

Медицинская помощь

3 ч

Диагностика

1 ч


17 ч


4 класс

Название раздела

Кол-во часов

Личная гигиена

3 ч

Питание

3 ч

Культура поведения

3 ч

Транспорт

3 ч

Предприятия торговли

2 ч

Медицинская помощь

2 ч

Диагностика

1 ч

Итого:

17 ч









1 класс

№ п/п

Дата

Тема

Примечание

план

факт

1 триместр

Личная гигиена – 3 ч

1

08.09


Правила поведения в кабинете.Распорядок дня, его выполнение.


2

22.09


Соблюдение правил гигиены.


3

06.10


Правила расчёсывания волос, выбор причёски. Хранение средств гигиены и индивидуальность их использования.



Одежда – 2 ч

4

20.10


Виды одежды и головные уборы. Повседневная, праздничная, спортивная одежда.


2 триместр

5

17.11


Повседневный уход за одеждой. Подбор одежды по сезону.


Обувь – 2 ч

6

01.12


Виды обуви, их назначение, уход и хранение.


7

15.12


Практическое занятие. Чистота одежды и обуви, стирка, сложение и хранение.


Питание – 3 ч

8

12.01


Основные продукты питания. Разнообразие продуктов. Витамины.


9

26.01


Приготовление пищи. Приготовление бутербродов, заваривание чая, отваривание яиц. Блюда башкирской кухни.


10

09.02


Практическое занятие. Чистка овощей на кухне. Приготовление салата, сервировка стола


3 триместр

Культура поведения – 3 ч

11

02.03


Правила поведения при встрече и прощании со старшими и сверстниками.


12

16.03


Тактичность и вежливость при разговоре со старшими и сверстниками.


13

30.03


Практическое занятие. Разговор с директором, врачом, другими взрослыми.


Жилище – 2 ч

14

20.04


Виды жилых помещений в городе и деревне. Башкирская юрта.


15

04.05


Практическое занятие. Посещение различных помещений школы, знакомство с их назначением, интерьером.


16

18.05


Итоговое диагностическое занятие по

выявлению уровня социально – бытовой

ориентировки- 1 ч