Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ |
Директор МБОУ «СОШ №15» |
г. Салавата |
| А.И.Васильев |
Адаптированная рабочая программа
коррекционного курса
« Пространственная ориентировка»
уровень образования: начальное общее образование
срок реализации: 2016-2020 уч. г.
Составитель:
Маврина Елена Ивановна,
учитель начальных классов
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей нач. классов от «____»________2016 г. №____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ____________ /Г.В. Канарова/ «____»_____________2016 г. |
Салават
2016
I Результаты изучения коррекционного курса
Современное школьное образование выполняет важнейшие коррекционные, обучающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью многостороннего развития ребенка с нарушением зрения. Адаптированная рабочая программа по ориентировке в пространстве направлена на коррекцию недостатков психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении окружающего мира и способов его познания. Специфика предмета «Ориентировка в пространстве» состоит в том, что данный предмет включает в себя две взаимодополняющих друг друга системы - ориентирование и мобильность. Ориентирование – это умение установить и сохранять осознание собственного местоположения в пространстве с помощью сбора и интерпретации информации, полученной через систему органов чувств. Мобильность – передвижение в пространстве безопасным и эффективным способом.
Обучающиеся научатся использовать полисенсорную информацию, поступающую с сохранных органов чувств, для самостоятельной ориентировки в любом замкнутом и знакомом свободном пространстве.
Обучающиеся овладеют приемами и способами ориентировки в микропространстве.
Обучающиеся получат возможность познакомиться с населенным пунктом, в котором они проживают, основными достопримечательностями и памятниками архитектуры; узнавать их на схемах и по словесному описанию. У них сформируется умение самостоятельно составлять схемы пути, используя топографические представления типа «карта-путь»; составлять схемы пространства, используя топографические представления типа «карта-план».
Обучающиеся научатся обращаться за помощью к знакомым и незнакомым людям в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета.
Слабовидящие обучающиеся научатся пользоваться научно-популярной и справочной литературой, смогут находить и использовать информацию для практической ориентировки.
У них будет сформирована потребность в активном познании окружающего пространства и переноса имеющихся навыков в новое пространство.
Личностные результаты:
формирование у учеников адекватного отношения к себе и к собственному нарушению зрения;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми (с нарушением зрения и без нарушения зрения) в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в ориентировании и мобильности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач в ориентировании и мобильности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией связанной с ориентированием и мобильностью;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач в построении маршрутов различной сложности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
Предметные результаты
Обучающийся научится:
Развитие сохранных анализаторов:
совершать мелкие точные координированные движения с предметами необходимыми в быту и в учебной деятельности;
узнавать и выделять в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей, животных;
оценивать удаленность источника звука в свободном пространстве;
узнавать предметы окружающего пространства по их характерным запахам;
узнавать с помощью нарушенного зрения окружающие предметы.
Развитие навыков ориентировки в микропространстве:
свободно ориентировать «на себе»;
уверенно ориентироваться в микропространстве (на индивидуальном фланелеграфе, на столе, на листе бумаги, в тетради, в книге);
ориентироваться на приборе «Ориентир».
Формирование предметных и пространственных представлений:
узнавать предметы, наполняющие знакомое окружающее пространство;
представлять и отражать в схемах пространственное расположение предметов;
узнавать предметы и объекты, наполняющие пришкольный участок и определять их пространственное местоположение;
ориентироваться на ближайшей к школе улице, тротуаре, на остановке, подземном и наземном переходе, в магазине, расположенном рядом со школой.
Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений:
самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия в небольшом замкнутом пространстве;
самостоятельно ориентироваться в школе и на пришкольном участке;
представлять и отражать в макетах и планах пространственные отношения предметов в замкнутом пространстве и пространственные представления по типу «карта-путь»;
отражать сформированные топографические представления «карта-обозрение» в форме словесного описания замкнутого и свободного пространства.
В конце первого года обучения учащиеся научатся:
- Называть и показывать части тела, лица человека, ориентироваться в схеме тела другого человека.
- Определять и показывать положение тела человека на макете (игрушки).
- Называть и показывать части тела животного.
- Понимать и употреблять в речи слова, выражающие пространственные положения предметов (впереди, позади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, между, в центре, в середине).
- Называть и находить стороны предмета (правая, левая, верхняя, нижняя стороны).
- Называть и показывать направление движения рук (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх).
- Называть положение предмета и располагать предметы на плоскости вертикально, горизонтально, наклонно.
- Выкладывать несложные орнаменты, конструировать из геометрических фигур. Правильно подбирать размер фигур с целью увеличения или уменьшения данного изображения.
- Различать звуки природы, голоса животных и людей.
- Определять движущийся и неподвижный объект с опорой на слух, определять направление движения и степени удаленности.
- Ходить по прямолинейному маршруту на звук и без звука.
В конце второго года обучения учащиеся научатся:
- Ориентироваться в схеме тела другого человека на плоском силуэтном изображении.
- Определять и показывать положение тела человека на макете (игрушки).
- Называть и показывать части тела животного на плоском силуэтном изображении, определять положение тела животного в пространстве.
- Понимать и употреблять в речи слова, выражающие пространственные направления (с, по, к, от, из-за, из-под, через, вокруг).
- Ориентироваться на плоскости стола и классной доски.
- Ориентироваться на странице книги: находить рисунки, начало текста, начало и конец задания.
- Располагать объекты в столбцы по групповому признаку, уметь находить объект в столбцах.
- Уметь строить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии в чертёжном приборе для слепых.
- Выкладывать орнаменты из геометрических фигур. Правильно подбирать размер фигур с целью увеличения или уменьшения данного изображения.
- Различать звуки города.
- Находить упавший предмет по слуху.
- Опосредованно обследовать предмет карандашом с помощью учителя (определять размер, форму, материал).
- Поворачиваться на 90о, проходить прямолинейный маршрут с поворотом на 90о.
В конце третьего года обучения учащиеся научатся:
- Называть и показывать перекрёстные части тела на себе (левой рукой покажи правое колено, правой рукой покажи левое ухо )
- Называть и показывать части тела другого человека, стоящего лицом к ребёнку (показывать правую, левую руки).
- Называть и показывать части тела другого человека и определять положение его тела на рельефно-графическом изображении с помощью учителя.
- Называть и показывать части тела животного на рельефно-графическом изображении с помощью учителя.
- Понимать и употреблять в речи слова, выражающие пространственные отношения между предметами (относительно себя: сзади слева, спереди сверху, …, левее …, правее …).
- Ориентироваться в книге на странице, уметь находить нужную страницу.
- Находить необходимый объект в столбце.
- Ориентироваться в строках и столбцах таблицы с помощью учителя.
- Строить пересекающиеся линии и углы в чертёжном приборе.
- Строить отрезки в чертёжном приборе, увеличивая и уменьшая их в несколько раз.
- Различать звуки окружающего мира.
- Опосредованно обследовать предмет карандашом и тростью.
- Поворачиваться на 90о, 180о; проходить прямолинейный маршрут с поворотом на 90о.
В конце четвёртого года обучения учащиеся научатся:
- Называть и показывать перекрёстные части тела на себе (левой рукой покажи правое колено, правой рукой покажи левое ухо …).
- Называть и показывать части тела другого человека, стоящего лицом к ребёнку (показывать правую, левую руки).
- Понимать и употреблять в речи слова, выражающие пространственные соотношения между двумя, тремя предметами.
- Ориентироваться в книге по содержанию.
- Ориентироваться в строках и столбцах таблицы.
- Строить квадраты, прямоугольники, треугольники.
- Увеличивать и уменьшать изображения геометрических фигур в чертёжном приборе.
- Ориентироваться в замкнутом пространстве по слуху, по плану, по картине.
- Поворачиваться на 90о, 180о, 360 о; проходить прямолинейный маршрут с поворотом на 90о , 180о.
II Содержание программы
1 класс
Ориентировка в схеме тела человека и животного – 6 ч
-Ориентировка «на себе» (части тела и лица).
-Ориентировка «на себе» (право, лево). Парные части тела.
-Ориентировка в схеме тела другого человека.
-Положения собственного тела в пространстве (стоит, лежит, сидит, положение рук…)
-Определение положения тела другого человека в пространстве.
-Ориентировка в схеме тела животного на макете.
Анализ пространственного расположения предметов в пространстве.- 4 ч
-Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: в, на, под, над, у, за.
-Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: впереди, позади; справа, слева; вверху, внизу.
-Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: далеко, близко, рядом, около.
-Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: между, в центре, в середине.
Ориентировка на плоскости – 9 ч
-Ориентировка на плоскости стола (называние сторон и углов).
-Нахождение предмета на столе.
-Ориентировка в книге.
-Определение и называние направления: слева направо, справа налево; сверху вниз, снизу вверх.
-Вертикальные линии. Выкладывание изображений из палочек.
-Горизонтальные линии. Выкладывание изображений из палочек (дорожка, квадрат, прямоугольник).
-Наклонные линии. Выкладывание изображений из палочек (ёлочка, треугольник, дерево).
-Определение местоположения объекта в строке.
-Выкладывание башкирского орнамента. Дидактическая игра «Сделай так же», «Продолжи узор».
Увеличение или уменьшение изображения на заданную величину – 3 ч
-Увеличение и уменьшение геометрических фигур (конструирование башкирских орнаментов).
-Увеличение или уменьшение объекта (лепка).
-Увеличение или уменьшение орнамента из палочек и колечек (лепка).
Развитие ориентировочной основы для восприятия пространства – 10 ч
-Различение звуков природы и голосов животных.
-Различение музыкальных инструментов и голосов людей.
-Определение неподвижного и движущегося источника звука.
-Определение направления источника звука.
-Оценка степени удалённости источника звука.
-Построение в обозначенном месте комнаты. Построение в колонну с интервалом на вытянутые руки.
-Построение в круг на вытянутые руки. Увеличение и уменьшение круга движением вперёд, назад, на ориентир, предложенный учителем.
-Ходьба по прямолинейному маршруту на звук и без звука, без контроля зрения.
-Ходьба по ориентирам на полу.
-Оценка удалённости и местоположения предмета.
Диагностика.- 1 ч
Выявление уровня развития пространственной ориентировки на конец учебного года.
2 класс
Ориентировка в схеме тела человека и животного – 4 ч
-Ориентировка в схеме тела другого человека.
-Положение тела в пространстве
-Ориентировка в схеме тела животного на макете.
-Ориентировка в схеме тела животного на плоском силуэтном изображении.
Анализ пространственного расположения предметов в пространстве.- 5 ч
-Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное направление: с, по, к, от.
-Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное направление: из-за, из-под.
Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное направление: около, через, вокруг.
-Дифференциация пространственных понятий (предлогов).
Ориентировка на плоскости – 10 ч
- Ориентировка на плоскости стола и классной доски.
-Ориентировка в книге.
-Определение местоположения объекта в столбце.
-Построение вертикальных линий с ориентацией на плоскости.
-Построение горизонтальных линий с ориентацией на плоскости.
-Построение углов с ориентацией на плоскости.
-Выкладывание орнаментов по образцу, по памяти, по словесной инструкции.
-Графические диктанты.
Увеличение или уменьшение изображения на заданную величину- 4 ч
-Увеличение и уменьшение изображений объектов (конструирование из геометрических фигур).
-Увеличение или уменьшение объекта (лепка).
-Увеличение или уменьшение орнамента из палочек и колечек (лепка).
-Увеличение или уменьшение отрезков с ориентацией на плоскости.
Развитие ориентировочной основы для восприятия пространства - 10 ч
-Различение звуков города.
-Нахождение упавшего предмета по слуху.
-Определение местоположения объекта по слуху.
-Опосредованное обследование предметов (с помощью карандаша, небольшой палочки).
-Построение в шеренгу с изменением места построения по заданному ориентиру (черта).
-Движение в колонне с изменением направления по установленным на полу ориентирам.
-Шаги в разные стороны (вперёд, назад, вправо в обозначенное место). Выполнение исходных положений рук по словесной инструкции учителя.
-Ходьба по прямолинейному маршруту на звук и без звука без контроля зрения.
-Отработка поворотов на 90 градусов
-Сочетание прямолинейного маршрута с поворотами на 90 градусов.
-Подбрасывание мяча вверх до определённого ориентира.
Диагностика.- 1 ч
Выявление уровня развития пространственной ориентировки на конец учебного года.
3 класс
Ориентировка в схеме тела человека и животного – 5 ч
-Ориентировка «на себе». Перекрёстное нахождение разных частей тела.
-Ориентировка в схеме тела человека «перед собой».
-Ориентировка в схеме тела человека на рельефно-графическом изображении.
-Ориентировка в схеме тела животного на изображении.
-Определение положения тела животного в пространстве.
Анализ пространственного расположения предметов в пространстве.- 3 ч
-Понимание лексического значения слов, выражающих пространственные
отношения между предметами (относительно себя): сзади сверху, сзади слева и т.д., левее чем…, правее чем…
-Понимание грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения предметов.
Ориентировка на плоскости – 8 ч
-Определение местоположения объекта в книге.
-Определение местоположения объекта в столбце.
-Ориентировка в таблице.
-Построение углов с ориентацией на плоскости.
-Построение параллельных и пересекающихся линий с ориентацией на плоскости.
-Выкладывание орнаментов по образцу, по памяти, по словесной инструкции.
-Графические диктанты.
Увеличение или уменьшение изображения на заданную величину- 3 ч
-Увеличение или уменьшение изображений (конструирование из геометрических фигур).
-Увеличение или уменьшение отрезков в 2, 3, раза.
Развитие ориентировочной основы для восприятия пространства - 14 ч
-Различение звуков окружающего мира.
-Определение местоположения объекта по слуху.
-Ориентировка в замкнутом пространстве по слуху.
-Опосредованное обследование предметов (с помощью карандаша, небольшой палочки).
-Ходьба до различных ориентиров.
-Сочетание прямолинейного маршрута с поворотами на 90 градусов.
-Отработка поворотов на 180 градусов.
-Сочетание прямолинейного маршрута с поворотами.
-Ходьба вперёд по гимнастической скамейке с различными положениями рук и ног (одна нога по скамейке, другая – по полу).
-Прыжок в высоту до определённого ориентира.
-Дозирование силы удара мячом об пол (чтобы мяч отскочил на заданную высоту: до колен, до плеч, до пояса).
-Оценка удалённости объекта с учётом времени.
Диагностика.- 1 ч
Выявление уровня развития пространственной ориентировки на конец учебного года.
4 класс
Ориентировка в схеме тела человека и животного – 4 ч
-Ориентировка «на себе». Перекрёстное нахождение разных частей тела.
-Ориентировка в схеме тела человека «перед собой».
-Ориентировка в схеме тела человека на рельефно-точечном изображении.
-Определение положения тела животного в пространстве.
Анализ пространственного расположения предметов в пространстве.- 5 ч
- Ориентировка в расположении предметов в пространстве относительно себя.
-Ориентировка в пространстве относительно предмета (слева от, справа от).
-Определение пространственных соотношений между тремя предметами.
-Понимание грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения предметов.
Ориентировка на плоскости – 10 ч
-Ориентировка в книге по содержанию.
-Определение местоположения объекта в таблице.
-Построение квадрата и прямоугольника с ориентацией на плоскости.
-Построение треугольника с ориентацией на плоскости.
-Выкладывание орнаментов по образцу, по памяти, по словесной инструкции.
-Графические диктанты.
Увеличение или уменьшение изображения на заданную величину- 4 ч
-Увеличение или уменьшение сюжетных изображений (конструирование из геометрических фигур).
-Увеличение или уменьшение рельефно-точечных изображений квадрата и прямоугольника.
-Увеличение или уменьшение изображений квадрата и прямоугольника в чертёжном приборе.
Развитие ориентировочной основы для восприятия пространства - 10 ч
-Ориентировка в замкнутом пространстве по слуху.
-Ориентировка на улице по слуху.
-Опосредованное обследование предметов (трость).
-Построение в шеренгу, в колонну с изменением места построения.
-Ходьба по ориентирам.
-Сочетание прямолинейного маршрута с поворотами на 90, 180 градусов.
-Отработка поворотов на 360 градусов.
-Ходьба по двум параллельно поставленным гимнастическим скамейкам
-Прыжки в высоту до определённого ориентира
-Броски мяча в стену с отскоком в обозначенное место.
Диагностика.- 1 ч
Выявление уровня развития пространственной ориентировки на конец учебного года.
По коррекционному курсу «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» включен материал, реализующий в образовательном процессе национальные, региональные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан.
III Тематическое планирование
1 класс
Разделы | Кол-во часов |
Ориентировка в схеме тела человека животного | 6 ч |
Анализ пространственного расположения предметов в пространстве. | 4 ч |
Ориентировка на плоскости | 9 ч |
Увеличение или уменьшение изображения на заданную величину. | 3ч |
Развитие ориентировочной основы для восприятия пространства | 10 ч |
Диагностика. | 1 ч |
Итого : | |
2 класс
Название раздела | Кол- во часов |
Осознание себя в пространстве, ориентировка в схеме тела человека и животного. | 4 |
Анализ пространственного расположения предметов в пространстве. | 5 |
Ориентировка на плоскости. | 10 |
Увеличение или уменьшение изображения на заданную величину. | 4 |
Развитие ориентировочной основы для восприятия пространства | 10 |
Диагностика. | 1 |
Итого : | 34 |
3 класс
Название раздела | Кол- во часов |
Осознание себя в пространстве, ориентировка в схеме тела человека и животного. | 5 |
Анализ пространственного расположения предметов в пространстве. | 3 |
Ориентировка на плоскости. | 8 |
Увеличение или уменьшение изображения на заданную величину. | 3 |
Развитие ориентировочной основы для восприятия пространства | 14 |
Диагностика. | 1 |
Итого : | 34 |
4 класс
Название раздела | Кол- во часов |
Осознание себя в пространстве, ориентировка в схеме тела человека и животного. | 4 |
Анализ пространственного расположения предметов в пространстве. | 5 |
Ориентировка на плоскости. | 10 |
Увеличение или уменьшение изображения на заданную величину. | 4 |
Развитие ориентировочной основы для восприятия пространства | 10 |
Диагностика. | 1 |
Итого : | 34 |
№ | Дата | Тема | Примечание |
план | факт |
1 триместр Осознание себя в пространстве, ориентировка в схеме тела человека и животного (6 ч ) |
1 | 07.09 | | Ориентировка «на себе» (части тела и лица). | |
2 | 14.09 | | Ориентировка «на себе» (право, лево). Парные части тела. | |
3 | 21.09 | | Ориентировка в схеме тела другого человека. | |
4 | 05.10 | | Положения собственного тела в пространстве (стоит, лежит, сидит, положение рук…) | |
5 | 12.10 | | Определение положения тела другого человека в пространстве. | |
6 | 19.10 | | Ориентировка в схеме тела животного на макете. | |
Анализ пространственного расположения предметов в пространстве. (4 ч) |
2 риместр |
7 | 26.10 | | Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: в, на, под, над, у, за. | |
8 | 09.11 | | Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: впереди, позади; справа, слева; вверху, внизу. | |
9 | 16.11 | | Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: далеко, близко, рядом, около. | |
10 | 23.11 | | Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: между, в центре, в середине. | |
Ориентировка на плоскости. ( 9ч) |
11 | 30.11 | | Ориентировка на плоскости стола (называние сторон и углов). | |
12 | 07.12 | | Нахождение предмета на столе. | |
13 | 14.12 | | Ориентировка в книге. | |
14 | 21.12 | | Определение и называние направления: слева направо, справа налево; сверху вниз, снизу вверх. | |
15 | 28.12 | | Вертикальные линии. Выкладывание изображений из палочек . | |
16 | 11.01 | | Горизонтальные линии. Выкладывание изображении из палочек (дорожка, квадрат, прямоугольник). | |
17 | 18.01 | | Наклонные линии. Выкладывание изображений из палочек (ёлочка, треугольник, дерево). | |
18 | 25.01 | | Определение местоположения объекта в строке. | |
19 | 01.02 | | Выкладывание башкирского орнамента. Дидактическая игра «Сделай так же», «Продолжи узор». | |
Увеличение или уменьшение изображения на заданную величину.(3 ч) |
20 | 08.02 | | Увеличение и уменьшение геометрических фигур (конструирование башкирских орнаментов). | |
21 | 15.02 | | Увеличение или уменьшение объекта (лепка). | |
3 триместр |
22 | 01.03 | | Увеличение или уменьшение орнамента из палочек и колечек (лепка). | |
Развитие ориентировочной основы для восприятия пространства. (10 ч) |
23 | 08.03 | | Различение звуков природы и голосов животных. | |
24 | 15.03 | | Различение музыкальных инструментов и голосов людей. | |
25 | 22.03 | | Определение неподвижного и движущегося источника звука. | |
26 | 29.03 | | Определение направления источника звука. | |
27 | 05.04 | | Оценка степени удалённости источника звука. | |
28 | 19.04 | | Построение в обозначенном месте комнаты. Построение в колонну с интервалом на вытянутые руки. | |
29 | 26.04 | | Построение в круг на вытянутые руки. Увеличение и уменьшение круга движением вперёд, назад, на ориентир, предложенный учителем. | |
30 | 03.05 | | Ходьба по прямолинейному маршруту на звук и без звука без контроля зрения. | |
31 | 10.05 | | Ходьба по ориентирам на полу. | |
32 | 17.05 | | Оценка удалённости и местоположения предмета. | |
Диагностика. (1 ч ) |
33 | 24.05 | | Выявление уровня развития пространственной ориентировки на конец учебного года. | |