СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Пространственная ориентировка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специфика предмета «Ориентировка в пространстве» состоит в том, что данный предмет включает в себя две взаимодополняющих друг друга системы - ориентирование и мобильность. Ориентирование – это умение установить и сохранять осознание собственного местоположения в пространстве с помощью сбора и интерпретации информации, полученной через систему органов чувств.  

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Пространственная ориентировка»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»

городского округа город Салават Республики Башкортостан







УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №15»

г. Салавата


А.И.Васильев

Приказ от











Адаптированная рабочая программа

коррекционного курса

« Пространственная ориентировка»

уровень образования: начальное общее образование

срок реализации: 2016-2020 уч. г.



Составитель:

Маврина Елена Ивановна,

учитель начальных классов




СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

ШМО учителей нач. классов

от «____»________2016 г. №____


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

____________ /Г.В. Канарова/ «____»_____________2016 г.






Салават

2016

I Результаты изучения коррекционного курса

Современное школьное образование выполняет важнейшие коррекционные, обучающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью многостороннего развития ребенка с нарушением зрения. Адаптированная рабочая программа по ориентировке в пространстве направлена на коррекцию недостатков психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении окружающего мира и способов его познания. Специфика предмета «Ориентировка в пространстве» состоит в том, что данный предмет включает в себя две взаимодополняющих друг друга системы - ориентирование и мобильность. Ориентирование – это умение установить и сохранять осознание собственного местоположения в пространстве с помощью сбора и интерпретации информации, полученной через систему органов чувств. Мобильность – передвижение в пространстве безопасным и эффективным способом.

Обучающиеся научатся использовать полисенсорную информацию, поступающую с сохранных органов чувств, для самостоятельной ориентировки в любом замкнутом и знакомом свободном пространстве.

Обучающиеся овладеют приемами и способами ориентировки в микропространстве.

Обучающиеся получат возможность познакомиться с населенным пунктом, в котором они проживают, основными достопримечательностями и памятниками архитектуры; узнавать их на схемах и по словесному описанию. У них сформируется умение самостоятельно составлять схемы пути, используя топографические представления типа «карта-путь»; составлять схемы пространства, используя топографические представления типа «карта-план».

Обучающиеся научатся обращаться за помощью к знакомым и незнакомым людям в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета.

Слабовидящие обучающиеся научатся пользоваться научно-популярной и справочной литературой, смогут находить и использовать информацию для практической ориентировки.

У них будет сформирована потребность в активном познании окружающего пространства и переноса имеющихся навыков в новое пространство.

Личностные результаты:

  • формирование у учеников адекватного отношения к себе и к собственному нарушению зрения;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми (с нарушением зрения и без нарушения зрения) в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в ориентировании и мобильности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач в ориентировании и мобильности;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией связанной с ориентированием и мобильностью;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач в построении маршрутов различной сложности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

Предметные результаты

Обучающийся научится:

Развитие сохранных анализаторов:

  • совершать мелкие точные координированные движения с предметами необходимыми в быту и в учебной деятельности;

  • узнавать и выделять в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей, животных;

  • оценивать удаленность источника звука в свободном пространстве;

  • узнавать предметы окружающего пространства по их характерным запахам;

  • узнавать с помощью нарушенного зрения окружающие предметы.

Развитие навыков ориентировки в микропространстве:

  • свободно ориентировать «на себе»;

  • уверенно ориентироваться в микропространстве (на индивидуальном фланелеграфе, на столе, на листе бумаги, в тетради, в книге);

  • ориентироваться на приборе «Ориентир».

Формирование предметных и пространственных представлений:

  • узнавать предметы, наполняющие знакомое окружающее пространство;

  • представлять и отражать в схемах пространственное расположение предметов;

  • узнавать предметы и объекты, наполняющие пришкольный участок и определять их пространственное местоположение;

  • ориентироваться на ближайшей к школе улице, тротуаре, на остановке, подземном и наземном переходе, в магазине, расположенном рядом со школой.

Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений:

  • самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия в небольшом замкнутом пространстве;

  • самостоятельно ориентироваться в школе и на пришкольном участке;

  • представлять и отражать в макетах и планах пространственные отношения предметов в замкнутом пространстве и пространственные представления по типу «карта-путь»;

  • отражать сформированные топографические представления «карта-обозрение» в форме словесного описания замкнутого и свободного пространства.


В конце первого года обучения учащиеся научатся:

- Называть и показывать части тела, лица человека, ориентироваться в схеме тела другого человека.

- Определять и показывать положение тела человека на макете (игрушки).

- Называть и показывать части тела животного.

- Понимать и употреблять в речи слова, выражающие пространственные положения предметов (впереди, позади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, между, в центре, в середине).

- Называть и находить стороны предмета (правая, левая, верхняя, нижняя стороны).

- Называть и показывать направление движения рук (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх).

- Называть положение предмета и располагать предметы на плоскости вертикально, горизонтально, наклонно.

- Выкладывать несложные орнаменты, конструировать из геометрических фигур. Правильно подбирать размер фигур с целью увеличения или уменьшения данного изображения.

- Различать звуки природы, голоса животных и людей.

- Определять движущийся и неподвижный объект с опорой на слух, определять направление движения и степени удаленности.

- Ходить по прямолинейному маршруту на звук и без звука.


В конце второго года обучения учащиеся научатся:

- Ориентироваться в схеме тела другого человека на плоском силуэтном изображении.

- Определять и показывать положение тела человека на макете (игрушки).

- Называть и показывать части тела животного на плоском силуэтном изображении, определять положение тела животного в пространстве.

- Понимать и употреблять в речи слова, выражающие пространственные направления (с, по, к, от, из-за, из-под, через, вокруг).

- Ориентироваться на плоскости стола и классной доски.

- Ориентироваться на странице книги: находить рисунки, начало текста, начало и конец задания.

- Располагать объекты в столбцы по групповому признаку, уметь находить объект в столбцах.

- Уметь строить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии в чертёжном приборе для слепых.

- Выкладывать орнаменты из геометрических фигур. Правильно подбирать размер фигур с целью увеличения или уменьшения данного изображения.

- Различать звуки города.

- Находить упавший предмет по слуху.

- Опосредованно обследовать предмет карандашом с помощью учителя (определять размер, форму, материал).

- Поворачиваться на 90о, проходить прямолинейный маршрут с поворотом на 90о.


В конце третьего года обучения учащиеся научатся:

- Называть и показывать перекрёстные части тела на себе (левой рукой покажи правое колено, правой рукой покажи левое ухо )

- Называть и показывать части тела другого человека, стоящего лицом к ребёнку (показывать правую, левую руки).

- Называть и показывать части тела другого человека и определять положение его тела на рельефно-графическом изображении с помощью учителя.

- Называть и показывать части тела животного на рельефно-графическом изображении с помощью учителя.

- Понимать и употреблять в речи слова, выражающие пространственные отношения между предметами (относительно себя: сзади слева, спереди сверху, …, левее …, правее …).

- Ориентироваться в книге на странице, уметь находить нужную страницу.

- Находить необходимый объект в столбце.

- Ориентироваться в строках и столбцах таблицы с помощью учителя.

- Строить пересекающиеся линии и углы в чертёжном приборе.

- Строить отрезки в чертёжном приборе, увеличивая и уменьшая их в несколько раз.

- Различать звуки окружающего мира.

- Опосредованно обследовать предмет карандашом и тростью.

- Поворачиваться на 90о, 180о; проходить прямолинейный маршрут с поворотом на 90о.


В конце четвёртого года обучения учащиеся научатся:

- Называть и показывать перекрёстные части тела на себе (левой рукой покажи правое колено, правой рукой покажи левое ухо …).

- Называть и показывать части тела другого человека, стоящего лицом к ребёнку (показывать правую, левую руки).

- Понимать и употреблять в речи слова, выражающие пространственные соотношения между двумя, тремя предметами.

- Ориентироваться в книге по содержанию.

- Ориентироваться в строках и столбцах таблицы.

- Строить квадраты, прямоугольники, треугольники.

- Увеличивать и уменьшать изображения геометрических фигур в чертёжном приборе.

- Ориентироваться в замкнутом пространстве по слуху, по плану, по картине.

- Поворачиваться на 90о, 180о, 360 о; проходить прямолинейный маршрут с поворотом на 90о , 180о.



II Содержание программы

1 класс

Ориентировка в схеме тела человека и животного – 6 ч

-Ориентировка «на себе» (части тела и лица).

-Ориентировка «на себе» (право, лево). Парные части тела.

-Ориентировка в схеме тела другого человека.

-Положения собственного тела в пространстве (стоит, лежит, сидит, положение рук…)

-Определение положения тела другого человека в пространстве.

-Ориентировка в схеме тела животного на макете.

Анализ пространственного расположения предметов в пространстве.- 4 ч

-Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: в, на, под, над, у, за.

-Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: впереди, позади; справа, слева; вверху, внизу.

-Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: далеко, близко, рядом, около.

-Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: между, в центре, в середине.

Ориентировка на плоскости – 9 ч

-Ориентировка на плоскости стола (называние сторон и углов).

-Нахождение предмета на столе.

-Ориентировка в книге.

-Определение и называние направления: слева направо, справа налево; сверху вниз, снизу вверх.

-Вертикальные линии. Выкладывание изображений из палочек.

-Горизонтальные линии. Выкладывание изображений из палочек (дорожка, квадрат, прямоугольник).

-Наклонные линии. Выкладывание изображений из палочек (ёлочка, треугольник, дерево).

-Определение местоположения объекта в строке.

-Выкладывание башкирского орнамента. Дидактическая игра «Сделай так же», «Продолжи узор».

Увеличение или уменьшение изображения на заданную величину – 3 ч

-Увеличение и уменьшение геометрических фигур (конструирование башкирских орнаментов).

-Увеличение или уменьшение объекта (лепка).

-Увеличение или уменьшение орнамента из палочек и колечек (лепка).

Развитие ориентировочной основы для восприятия пространства – 10 ч

-Различение звуков природы и голосов животных.

-Различение музыкальных инструментов и голосов людей.

-Определение неподвижного и движущегося источника звука.

-Определение направления источника звука.

-Оценка степени удалённости источника звука.

-Построение в обозначенном месте комнаты. Построение в колонну с интервалом на вытянутые руки.

-Построение в круг на вытянутые руки. Увеличение и уменьшение круга движением вперёд, назад, на ориентир, предложенный учителем.

-Ходьба по прямолинейному маршруту на звук и без звука, без контроля зрения.

-Ходьба по ориентирам на полу.

-Оценка удалённости и местоположения предмета.

Диагностика.- 1 ч

Выявление уровня развития пространственной ориентировки на конец учебного года.

2 класс

Ориентировка в схеме тела человека и животного – 4 ч

-Ориентировка в схеме тела другого человека.

-Положение тела в пространстве

-Ориентировка в схеме тела животного на макете.

-Ориентировка в схеме тела животного на плоском силуэтном изображении.

Анализ пространственного расположения предметов в пространстве.- 5 ч

-Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное направление: с, по, к, от.

-Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное направление: из-за, из-под.

Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное направление: около, через, вокруг.

-Дифференциация пространственных понятий (предлогов).

Ориентировка на плоскости – 10 ч

- Ориентировка на плоскости стола и классной доски.

-Ориентировка в книге.

-Определение местоположения объекта в столбце.

-Построение вертикальных линий с ориентацией на плоскости.

-Построение горизонтальных линий с ориентацией на плоскости.

-Построение углов с ориентацией на плоскости.

-Выкладывание орнаментов по образцу, по памяти, по словесной инструкции.

-Графические диктанты.

Увеличение или уменьшение изображения на заданную величину- 4 ч

-Увеличение и уменьшение изображений объектов (конструирование из геометрических фигур).

-Увеличение или уменьшение объекта (лепка).

-Увеличение или уменьшение орнамента из палочек и колечек (лепка).

-Увеличение или уменьшение отрезков с ориентацией на плоскости.

Развитие ориентировочной основы для восприятия пространства - 10 ч

-Различение звуков города.

-Нахождение упавшего предмета по слуху.

-Определение местоположения объекта по слуху.

-Опосредованное обследование предметов (с помощью карандаша, небольшой палочки).

-Построение в шеренгу с изменением места построения по заданному ориентиру (черта).

-Движение в колонне с изменением направления по установленным на полу ориентирам.

-Шаги в разные стороны (вперёд, назад, вправо в обозначенное место). Выполнение исходных положений рук по словесной инструкции учителя.

-Ходьба по прямолинейному маршруту на звук и без звука без контроля зрения.

-Отработка поворотов на 90 градусов

-Сочетание прямолинейного маршрута с поворотами на 90 градусов.

-Подбрасывание мяча вверх до определённого ориентира.

Диагностика.- 1 ч

Выявление уровня развития пространственной ориентировки на конец учебного года.

3 класс

Ориентировка в схеме тела человека и животного – 5 ч

-Ориентировка «на себе». Перекрёстное нахождение разных частей тела.

-Ориентировка в схеме тела человека «перед собой».

-Ориентировка в схеме тела человека на рельефно-графическом изображении.

-Ориентировка в схеме тела животного на изображении.

-Определение положения тела животного в пространстве.

Анализ пространственного расположения предметов в пространстве.- 3 ч

-Понимание лексического значения слов, выражающих пространственные

отношения между предметами (относительно себя): сзади сверху, сзади слева и т.д., левее чем…, правее чем…

-Понимание грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения предметов.

Ориентировка на плоскости – 8 ч

-Определение местоположения объекта в книге.

-Определение местоположения объекта в столбце.

-Ориентировка в таблице.

-Построение углов с ориентацией на плоскости.

-Построение параллельных и пересекающихся линий с ориентацией на плоскости.

-Выкладывание орнаментов по образцу, по памяти, по словесной инструкции.

-Графические диктанты.

Увеличение или уменьшение изображения на заданную величину- 3 ч

-Увеличение или уменьшение изображений (конструирование из геометрических фигур).

-Увеличение или уменьшение отрезков в 2, 3, раза.

Развитие ориентировочной основы для восприятия пространства - 14 ч

-Различение звуков окружающего мира.

-Определение местоположения объекта по слуху.

-Ориентировка в замкнутом пространстве по слуху.

-Опосредованное обследование предметов (с помощью карандаша, небольшой палочки).

-Ходьба до различных ориентиров.

-Сочетание прямолинейного маршрута с поворотами на 90 градусов.

-Отработка поворотов на 180 градусов.

-Сочетание прямолинейного маршрута с поворотами.

-Ходьба вперёд по гимнастической скамейке с различными положениями рук и ног (одна нога по скамейке, другая – по полу).

-Прыжок в высоту до определённого ориентира.

-Дозирование силы удара мячом об пол (чтобы мяч отскочил на заданную высоту: до колен, до плеч, до пояса).

-Оценка удалённости объекта с учётом времени.

Диагностика.- 1 ч

Выявление уровня развития пространственной ориентировки на конец учебного года.

4 класс

Ориентировка в схеме тела человека и животного – 4 ч

-Ориентировка «на себе». Перекрёстное нахождение разных частей тела.

-Ориентировка в схеме тела человека «перед собой».

-Ориентировка в схеме тела человека на рельефно-точечном изображении.

-Определение положения тела животного в пространстве.

Анализ пространственного расположения предметов в пространстве.- 5 ч

- Ориентировка в расположении предметов в пространстве относительно себя.

-Ориентировка в пространстве относительно предмета (слева от, справа от).

-Определение пространственных соотношений между тремя предметами.

-Понимание грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения предметов.

Ориентировка на плоскости – 10 ч

-Ориентировка в книге по содержанию.

-Определение местоположения объекта в таблице.

-Построение квадрата и прямоугольника с ориентацией на плоскости.

-Построение треугольника с ориентацией на плоскости.

-Выкладывание орнаментов по образцу, по памяти, по словесной инструкции.

-Графические диктанты.

Увеличение или уменьшение изображения на заданную величину- 4 ч

-Увеличение или уменьшение сюжетных изображений (конструирование из геометрических фигур).

-Увеличение или уменьшение рельефно-точечных изображений квадрата и прямоугольника.

-Увеличение или уменьшение изображений квадрата и прямоугольника в чертёжном приборе.

Развитие ориентировочной основы для восприятия пространства - 10 ч

-Ориентировка в замкнутом пространстве по слуху.

-Ориентировка на улице по слуху.

-Опосредованное обследование предметов (трость).

-Построение в шеренгу, в колонну с изменением места построения.

-Ходьба по ориентирам.

-Сочетание прямолинейного маршрута с поворотами на 90, 180 градусов.

-Отработка поворотов на 360 градусов.

-Ходьба по двум параллельно поставленным гимнастическим скамейкам

-Прыжки в высоту до определённого ориентира

-Броски мяча в стену с отскоком в обозначенное место.

Диагностика.- 1 ч

Выявление уровня развития пространственной ориентировки на конец учебного года.

По коррекционному курсу «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» включен материал, реализующий в образовательном процессе национальные, региональные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан.





























III Тематическое планирование


1 класс

Разделы

Кол-во часов

Ориентировка в схеме тела человека животного

6 ч

Анализ пространственного расположения

предметов в пространстве.

4 ч

Ориентировка на плоскости

9 ч

Увеличение или уменьшение изображения на заданную величину.

Развитие ориентировочной основы для восприятия пространства

10 ч

Диагностика.

1 ч

Итого :



2 класс

Название раздела

Кол- во часов

Осознание себя в пространстве, ориентировка в схеме тела человека и животного.

4

Анализ пространственного расположения предметов в пространстве.

5

Ориентировка на плоскости.

10

Увеличение или уменьшение изображения на заданную величину.

4

Развитие ориентировочной основы для восприятия пространства

10

Диагностика.

1

Итого :

34


3 класс

Название раздела

Кол- во часов

Осознание себя в пространстве, ориентировка в схеме тела человека и животного.

5

Анализ пространственного расположения предметов в пространстве.

3

Ориентировка на плоскости.

8

Увеличение или уменьшение изображения на заданную величину.

3

Развитие ориентировочной основы для восприятия пространства

14

Диагностика.

1

Итого :

34






4 класс

Название раздела

Кол- во часов

Осознание себя в пространстве, ориентировка в схеме тела человека и животного.

4

Анализ пространственного расположения предметов в пространстве.

5

Ориентировка на плоскости.

10

Увеличение или уменьшение изображения на заданную величину.

4

Развитие ориентировочной основы для восприятия пространства

10

Диагностика.

1

Итого :

34






































Дата

Тема

Примечание

план

факт

1 триместр

Осознание себя в пространстве, ориентировка в схеме тела человека и животного (6 ч )

1

07.09


Ориентировка «на себе» (части тела и лица).


2

14.09


Ориентировка «на себе» (право, лево). Парные части тела.


3

21.09


Ориентировка в схеме тела другого человека.


4

05.10


Положения собственного тела в пространстве (стоит, лежит, сидит, положение рук…)


5

12.10


Определение положения тела другого человека в пространстве.


6

19.10


Ориентировка в схеме тела животного на макете.


Анализ пространственного расположения предметов в пространстве. (4 ч)

2 риместр

7

26.10


Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: в, на, под, над, у, за.


8

09.11


Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: впереди, позади; справа, слева; вверху, внизу.


9

16.11


Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: далеко, близко, рядом, около.


10

23.11


Понимание лексического значения слов, выражающих пространственное положение предметов: между, в центре, в середине.


Ориентировка на плоскости. ( 9ч)

11

30.11


Ориентировка на плоскости стола (называние сторон и углов).


12

07.12


Нахождение предмета на столе.


13

14.12


Ориентировка в книге.


14

21.12


Определение и называние направления: слева направо, справа налево; сверху вниз, снизу вверх.


15

28.12


Вертикальные линии. Выкладывание изображений из палочек .


16

11.01


Горизонтальные линии. Выкладывание изображении из палочек (дорожка, квадрат, прямоугольник).


17

18.01


Наклонные линии. Выкладывание изображений из палочек (ёлочка, треугольник, дерево).


18

25.01


Определение местоположения объекта в строке.


19

01.02


Выкладывание башкирского орнамента.

Дидактическая игра «Сделай так же», «Продолжи узор».


Увеличение или уменьшение изображения на заданную величину.(3 ч)

20

08.02


Увеличение и уменьшение геометрических фигур (конструирование башкирских орнаментов).


21

15.02


Увеличение или уменьшение объекта (лепка).


3 триместр

22

01.03


Увеличение или уменьшение орнамента из палочек и колечек (лепка).


Развитие ориентировочной основы для восприятия пространства. (10 ч)

23

08.03


Различение звуков природы и голосов животных.


24

15.03


Различение музыкальных инструментов и голосов людей.


25

22.03


Определение неподвижного и движущегося источника звука.


26

29.03


Определение направления источника звука.


27

05.04


Оценка степени удалённости источника звука.


28

19.04


Построение в обозначенном месте комнаты. Построение в колонну с интервалом на вытянутые руки.


29

26.04


Построение в круг на вытянутые руки. Увеличение и уменьшение круга движением вперёд, назад, на ориентир, предложенный учителем.


30

03.05


Ходьба по прямолинейному маршруту на звук и без звука без контроля зрения.



31

10.05


Ходьба по ориентирам на полу.


32

17.05


Оценка удалённости и местоположения предмета.


Диагностика. (1 ч )

33

24.05


Выявление уровня развития пространственной ориентировки на конец учебного года.