СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по чтению 1 класс (ОВЗ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преподавание чтения ведётся по программе А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская Программа по русскому языку для 0-4 кл. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой. – СПб: Просвещение, 2011г. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по чтению 1 класс (ОВЗ)»

СОДЕРЖАНИЕ



1.

Пояснительная записка

2.

Общая характеристика учебного предмета «Чтение»

3.

Описание места учебного предмета «Чтение» в учебном плане

4.

Личностные и предметные результаты изучения учебного предмета «Чтение»

5.

Программа формирования базовых учебных действий.

6.

Содержание учебного предмета «Чтение»

7.

Тематическое планирование

8.

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования

9.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа составлена на основании:

- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);

- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 № 1599;

- Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.допущенной МО РФ.

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М..допущенной МО РФ.

Преподавание чтения ведётся по программе А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская Программа по русскому языку для 0-4 кл. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой. – СПб: Просвещение, 2011г. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.

Программа курса «Чтение» реализует основные положения Концепции о стандартах специального образования.

Цель учебного курса «Чтение»:

  • развитие речевой коммуникации школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для осуществления общения с окружающими людьми.

Основной формой организации деятельности детей на уроках устной речи является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.

Задачи раздела «Чтение»:

- преодоление речевой замкнутости учащихся, формирование у детей умения сотрудничать со взрослыми.

- развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять речевые инструкции, внятно выражать свои желания.

- коррекция недостатков сенсомоторной сферы на основе различных упражнений.

- практическое овладение терминами «слово» и «предложение».

- знакомство и 6 звуками и буквами, умение выделять их.

- чтение двубуквенных слогов и слов из этих слогов.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»


На условно называемых уроках чтения в подготовительном классе прежде всего проводится работа над звуковой стороной языка, нарушение которой у умственно отсталых детей широко распространено. У них наблюдаются дефекты звукопроизношения как отдельных звуков, так и нескольких групп.

Для овладения правильным звукопроизношением важным направлением работы является развитие у детей слухового внимания и способности к звукоподражанию. Над правильным звукопроизношением следует работать со всеми детьми и индивидуально на логопедических занятиях с теми, у кого эти нарушения выражены в более грубой форме.

Без специальной работы над развитием слухового внимания у умственно отсталых дошкольников к моменту поступления в школу оказывается сформированным речевой и фонематический слух, что затрудняет овладение детьми звуковым анализом и синтезом, чтением и письмом.

Вся работа должна проводиться в виде игр и игровых упражнений.


  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» учебного плана ГБОУ Уфимская школа-интернат № 13 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Рабочая программа по курсу «Чтение» рассчитана в 0 классе на 64 часа, 2 часа в неделю, 32 учебные недели.


  1. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЧТЕНИЕ»

Личностными результатами изучения курса «Чтение» в 0-м классе является формирование следующих умений:

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

  • осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи;

  • проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;

  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

  • ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

Предметными результатами изучения курса «Чтение» в 0-м классе является формирование следующих умений:

- овладение обучающимися посильными умениями использовать словесную речь (в устной и письменной формах) как средства коммуникации в предметно-практической, учебной и элементарной социально-бытовой деятельности;

- сформированность умения выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от собеседника;

- сформированность позитивного отношения к речевому общению (на уровне индивидуальных возможностей обучающегося),

- овладение орфографическими знаниями и умениями, по возможности, элементарными каллиграфическими умениями;

- интерес к чтению доступных текстов;

- осознанное и правильное чтение; владение элементарными приемами анализа текста для понимания смысла доступных текстов, ответы на вопросы по содержанию текста, в том числе связанные с отношением к событиям, поступкам героев.


  1. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются:

  • формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

  • овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

  • развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь учителя.

Функции базовых учебных действий:

  • обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

  • реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

  • формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;

  • обеспечение целостности развития личности обучающегося.

Состав базовых учебных действий:

Личностные БУД:

    • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;

    • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

    • осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

    • проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

    • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

    • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные БУД:

    • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);

    • работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

    • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

    • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

    • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

    • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Познавательные БУД:

    • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

    • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

    • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

    • наблюдать;

Коммуникативные БУД:

    • слушать и понимать речь других;

    • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

    • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

    • обращаться за помощью и принимать помощь;

    • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;

    • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»


РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

· Различение звуков окружающей действительности (шуршание листьев, звуки звонков, топанье детских ножек, хлопанье ладошек и др.).

· Кто и как подает голос? (Корова, лошадь, кошка и др.)

· Чтение коротких стихотворений, где обыгрываются голоса животных; разучивание коротких отрывков из них.

· Игры детей с движениями, направленные на подведение к восприятию звуков речи (самолет летит, рокочет мотор: р-р-р).

· Выделение первого звука в слове.

· Умение слышать нужный звук в слове.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА И АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

· Вдох-выдох. На выдохе пропеть гласные звуки.

· Поддувание ватных шариков, сделанных из фольги корабликов, самолетиков.

· Надувание цветных шаров.

· Специальные упражнения для всех артикуляторных органов — губ, щек, языка, нёба (надуть щеки, губы сделать трубочкой (у), овалом (о), улыбнуться (и): язык жалом, лопаткой, вверх, вниз, облизать губы).

РАБОТА НАД ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ

· Отработка правильного произношения всех звуков входит в понятие «воспитание звуковой культуры речи». Поэтому в подготовительном классе у детей фронтально отрабатывается правильное произношение всех звуков. Произношение звуков отрабатывается в следующей последовательности.

· Произнесение простых по артикуляции согласных — губно-губных (м, б, п); губно-зубных (в, ф); переднеязычных (н, д, т); заднеязычных (к, г, х) и т. д.

· Четкое произнесение гласных и некоторых согласных как опоры для постановки сложных по артикуляции звуков (и — з, с; о, у — м, ж, ч, ш; в, ф — о, з, л; т, д, н — ш, ж, р и др).

· Отработка трудных для произношения звуков (шипящих — ж, ш, ч, щ и сонорных л, р) после индивидуальных логопедических занятий по их постановке и автоматизации.

Для формирования правильного звукопроизношения важным является подготовка артикуляционного аппарата, уточнение произношения и использование звука в речи (словах, фразах).

Артикуляционная гимнастика на этом этапе работы направлена не столько на развитие артикуляционного аппарата, сколько на уточнение движения или коррекцию органов, которые участвуют в образовании нужных звуков.

Закреплению правильного произношения звуков в речи способствует:

· соотнесение звуков с реальным объектом (качаем куклу — а-а-а, еж фыркает — ф-ф-ф);

· повторение строчек из народных колыбельных песен (баю-баю-баю — куколку качаю);

· напевание строчек из знакомых песен (та-та-та, та-та-та — мы везем с собой кота);

· повторение четверостиший, в которых встречается данный звук («Воет, воет ветер, воет, завывает, с дерева листочки желтые срывает» — в-в-в);

· разучивание коротких стихотворений для детей младшего дошкольного возраста.






Учебно-тематический план

п.п

Наименование разделов и тем программы

1.

Устная речь

2.

Подготовка к чтению и письму

3.

Чтение и письмо



  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол- во часов

Содержание

БУД

Область развития жизненных компетенций

Дата

план

факт

1.

Аудирование.

Выполнение простых инструкций по заданию учителя


Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, до свидания. Называние своего имени и имён родственников.

Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисова-ния и карандаш;

Слушание вопросов учителя, речевых высказываний одноклассников.



2.

Слушание и воспроизведение

звуков, слогов и слов.


Использование в диалоге вопросительных предложений «Как тебя зовут?» «Хочешь с нами играть?» Игра «Дополни предложение»: коллективное составление рассказа по серии картинок.

Ориентироваться в про-странстве класса (зала, учебного помещения)

Формирование интереса к окружающему, привлечение внимания к речи. Коррекция базовых эмоций личности.




3

Слушание сказок и рассказов.


Разучивание чистоговорки «В

чистом поле теремок, всем

найдется уголок» Слушание

сказки «Теремок».

Установление

последовательности появления

в теремке животных с

называнием их.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения

Привлечение внимания к речи и развитие понимания речи взрослого



4.

Дикция и выразительность речи.

Игры и упражнения на подвижность и четкость движений артикуляционного

аппарата.


Слушание интонации (весело,

бодро – вяло, грустно;

приветливо – неприветливо,

хмуро) Составление диалогов

на основе сюжетных картинок


Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов

Учить первоклас-сников строить ини-циирующие и ответ-ные реплики в диа-логе .



5.

Заучивание чистоговорок.


Разучивание чистоговорок, раскрашивание рисунков.

Договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участни-ков в спорной ситуации Обращаться за помощью и принимать помощь



6.

Упражнения на развитие речевого дыхания.


Слушание интонации (весело,

бодро – вяло, грустно;

приветливо – неприветливо,

хмуро) Составление диалогов

на основе сюжетных картинок

Участие в беседе «Как

начинается твоё утро»

Адекватно использовать ритуалы школьного пове-дения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.)



7.

Упражнения на произнесение

стихотворений с движениями.


Слушание стихотворения А.

Сурикова «Детство» (отрывок).

Закреплять умение составлять

рассказы из личного опыта.

Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов

Привлечение внимания к речи и развитие понимания речи взрослого.



8.

Игровые упражнения с подражанием голосам животных.


Просмотр мультфильма «Далеко на лугу», слушание песни «Лягушачий хор».

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс)



9.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.

«Школьная жизнь»


Употребление слов

здравствуйте, доброе утро, до

свидания. Правила поведения

при знакомстве

Понимание личной ответст-венности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе

Расширение представ-лений детей o школьной жизни.



10.

«Игра и игрушки»


Называние игрушек.

Сравнение игрушек по

заданному учителем признаку.

Обогащать лексический запас

учащихся словами,

называющими игрушки, их

основные признаки и действия

с ними.

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту

Продолжать форми-ровать представления детей о играх и игрушках.



11.

«Играем в сказки»


Составление предложений по

схеме и картинкам

Активно участвовать в дея-тельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

Развивать интона-ционные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсцени-ровки сказки



12.

«Я дома»


Составление высказывания из

4 предложений на заданную

тему по символическом у

плану. Умение строить диалог

между хозяином и гостями по

предложенной схеме. Диалог-

знакомство. Коллективное

составление рассказа «Как я

гостей встречал» по вопросам

учителя.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)




13.

«Я в мире природы»


Составление предложений по

схеме и картинкам. Рассказ по

кругу: коллективное

составление рассказа о

новогоднем празднике с

опорой на сюжетные картинки.

Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе

Расширять представ-ления учащихся о правилах поведения на природе.



14.

Называние предметов и действий

с ним, характеристика предметов.


Составление предложений по

схеме и картинкам

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе

Познакомить с поня-тием «познакомить кого-то с кем-то». Учить школьников правильно вести себя при знакомстве со старшим по возрасту гостем.



15.

Составление предложений.


Составление предложений по

схеме и картинкам. Рассказ по

кругу: коллективное

составление рассказа о

новогоднем празднике с

опорой на сюжетные картинки.

Активно участвовать в деятельности, контролиро-вать и оценивать свои действия и действия одноклассников

Учить школьников правильно составлять предложения.



16.

Пересказ сказок с помощью

картинного плана.


Составление предложений по

схеме и картинкам. Рассказ по

кругу: коллективное

составление рассказа о

новогоднем празднике с

опорой на сюжетные картинки.

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту

Составление выска-зываний из 2-3 предложений по сюжетным картинкам и условно- графи-ческим схемам предложений.



17

Культура общения. Называние друг друга по имени.


Ситуация «Знакомство во

дворе». Использование в диалоге вопросительных

предложений «Как тебя

зовут?» «Хочешь с нами

играть?» Дополнение

предложений.

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс)

Познакомить с поня-тием «познакомить кого-то с кем-то». Учить школьников правильно вести себя при знакомстве



18.

Дифференциация обращения «ты», «вы»


Поздравление. Коллективное

составление рассказа «Как мы

ходили в гости» по опорным

картинкам. Интонирование

поздравительной речи.

Обращение к человеку при

поздравлении.

Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклас-сниками и учителем

Активизировать в

словарном запасе

школьников

выражения,

традиционные в

ситуации перед

сном. Устные отчеты

о выполняемых

действиях.

Составление

предложений по

картинкам.



19.


Формы

приветствия и прощания.


Составление высказывания из

4 предложений на заданную

тему по символическом у

плану. Умение строить диалог

между хозяином и гостями по

предложенной схеме. Диалог-

знакомство. Коллективное

составление рассказа «Как я

гостей встречал» по вопросам

учителя.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя



20.

Использование вежливых слов.


Составление диалогов с использованием вежливых слов.

Учиться выполнять различ-ные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Закреплять умение строить высказы-вание- просьбу, в связи с ситуацией.



21.

Развитие зрительных и пространственных восприятий.

Различение и называние 6 основных цветов.

3

Просмотр презентации «Цвета», называние и соотнесение цветов.

Осознать себя как ученика, заинтересованного посеще-нием школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга

Расширять представления об основных цветах.



22.

Работа с цветными полосками.


Выкладывание и называние цвет­ных полосок по образцу учителя. Различение коротких и длинных полосок.

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале

Расширять представления об основных цветах.



23.

Знакомство с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат).

2

Знакомство с простейшими геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, круг). Подбор одинаковых фигур разного цвета или разной величины.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Продолжить знакомство с основными фигурами, выкладывание знакомых фигур: ёлочка, домик.



24.

Составление

предметов из геометрических фигур.

2

Составление из геометрических фигур знакомых предметов (ёлочка, тележка, дом и др.).


В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить




25.

Узнавание предмета по его части.

2

Выработка умения показывать и называть предметы их изображения в заданном порядке слева направо.


Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила пове-дения; в предложенных педагогом ситуациях обще-ния и сотрудничества, опи-раясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддерж-ке других участников груп-пы и педагога, как поступить.


Развитие фонематического слуха, модуляции голоса, коррекция по выработке правильной артикуляции звука.



26.

Складывание матрешки, доски Сегена.


Складывание и раскладывание матрёшки. Выкладывание из 4 кубиков или пазлов картинки по образцу.


Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов



27.

Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Звуковой анализ.

2

Практические упражнения в изменении силы голоса в соответствии с учебным заданием, условиями игровой ситуации.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения

Развитие фонематического слуха, модуляции голоса, коррекция по выработке правильной артикуляции звука.



28.

Различие звуков окружающей действительности.


Практическое использование интонаций повествова­тельной, вопросительной и восклицательной речи при выполнении учебных заданий и в игровых ситуациях

Формировать у учащихся умение давать словесные отчеты о выполняемом действии.

Развитие слухоречевого восприятия и внимания, коррекция речевого подражания.




29.

Игровые упражнения на

определение источника звука, направления, силы.


Выполнение поручений по словесному заданию учите­ля, детей.


Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами

Делать простейшие обоб-щения, сравнивать, класси-фицировать на наглядном материале

Учить выбирать интонацию и силу голоса.



30.

Дифференциация неречевых звуков. Имитация голосов животных.


Выполнение поручений по словесному заданию учите­ля, детей.


Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя



31.

Слово.


Практическое знакомство со словом. Фиксация слова условно-графическим

изображением. Дифференциация сходных по звучанию слов. Выделение слов из

предложения.

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить

Актуализировать в словаре учащихся выражения, тради-ционно используемые как утренние привет-ствия. Закреплять у школьников умение составлять короткий рассказ из личного опыта



32.

Предложение.

2

Знакомство с предложением. Фиксация предложений условно-

графическим изображением. Составление предложений из 2-3 слов с опорой на картинку.

Деление предложений на слова.

Обращаться за помощью и принимать помощь

Закреплять у школьников умение составлять короткий рассказ из личного опыта



33

Часть слова (слог).

2

Деление слов на части. Фиксация слогов условно-графическим

изображением.

Положительное отношение к окружающей

действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её

восприятию

Привлечение внимания к речи и развитие понимания речи взрослого. Коррекция эмоциональной адекватности поведения



34

Звук.


Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные

упражнения. Дифференциация сходных звуков. Выделение звука, обозначение условным

значком.

Самостоятельность в

выполнении учебных

заданий, поручений,

договоренностей

Развитие анализа и синтеза на основе вычленения и сочетания звуков в словах.



35

Развитие моторных умений.

Правильное расположение учебных принадлежностей при письме.


Учить правильно располагать учебные принадлежности при письме.

Самостоятельность в

выполнении учебных

заданий, поручений,

договоренностей

Развитие фонематического слуха и представлений, зрительного восприятия, развитие конструктивного праксиса.



36

Пальчиковая

гимнастика.


Координация движений кисти руки, пальцев: сжимание и раз­жимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальчиков в кулачок

Самостоятельность в

выполнении учебных

заданий, поручений,

договоренностей

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях



37

Игра с мозаикой.

2

Составление простых фигур по образцу и самостоятельно.

Выделять существенные,

общие и отличительные

свойства предметов

Способность к осмысле-нию социального окруже-ния, своего места в нем, принятие соответствую-щих возрасту ценностей и социальных ролей



38

Формирование графических умений.

6

Работа мелом на доске, карандашом в альбоме,

вычерчивание линий по образцу или по точкам, работа с шаблоном, трафаретом, штриховка

геометрической фигуры.

Пользоваться знаками,

символами, предметами

заместителями

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни



39

Буква.


Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде

целостных структур.

Самостоятельность в

выполнении учебных

заданий, поручений,

договоренностей

Развитие конструктивного праксиса, зрительного внимания, анализа и синтеза.



40

Звук и буква.


Формирование зрительных эталонов букв на и основе их восприятия в виде целостных, нерасчленённых структур (без называния буквы и соотнесения её со звуком)

Выделять существенные,

общие и отличительные

свойства предметов

Развитие конструктивного праксиса, зрительного внимания, анализа и синтеза.




41

Изучение буквы А и соотнесение её со звуком


Буква А, складывание

предъявленной буквы из палочек, полосок.

Делать простейшие

обобщения, сравнивать,

классифицировать на

наглядном материале

Развитие фонематического слуха, зрительного восприятия, артикуляционной моторики.



42

Изучение буквы У и соотнесение её со звуком


Буква У, складывание

предъявленной буквы из палочек, полосок.

Пользоваться знаками,

символами, предметами

заместителями

Развитие анализа и синтеза слияний гласных звуков, зрительного восприятия.



43

Изучение буквы М и соотнесение её со звуком


Буква М, складывание

предъявленной буквы из палочек, полосок.

Пользоваться знаками,

символами, предметами

заместителями

Развитие фонематического слуха и представлений, зрительного восприятия, развитие конструктивного праксиса.



44

Изучение буквы О и соотнесение её со звуком


Буква О, складывание

предъявленной буквы из палочек, полосок.

Делать простейшие

обобщения, сравнивать,

классифицировать на

наглядном материале

Развитие фонематического слуха, зрительного восприятия, артикуляционной моторики.



45

Изучение буквы С и соотнесение её со звуком


Буква С, складывание

предъявленной буквы из палочек, полосок.

Пользоваться знаками,

символами, предметами

заместителями

Развитие конструктивного праксиса, зрительного внимания, анализа и синтеза.



46

Изучение буквы Х и соотнесение её со звуком


Буква Х, складывание

предъявленной буквы из палочек, полосок.

Делать простейшие

обобщения, сравнивать,

классифицировать на

наглядном материале

Развитие анализа и синтеза на основе вычленения и сочетания звуков в словах, зрительной памяти.



47

Изучение буквы Н


Буква Н, складывание

предъявленной буквы из палочек, полосок.

Обращаться за помощью и принимать помощь

Развитие анализа и синтеза на основе вычленения и сочетания звуков в словах, слуховой памяти.




48

Выполнение рисунков, сходных с элементами букв.


Закрепление навыков штриховки геометрических фигур.

Положительное отношение к окружающей

действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её

восприятию

Развитие фонематического слуха и представлений, зрительного восприятия.



49

Рисование букв по образцу,

дорисовка буквы.

2

Закрепление навыков штриховки геометрических фигур.

Самостоятельность в

выполнении учебных

заданий, поручений,

договоренностей

Умение применять полученные знания





  1. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В 0 классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи). Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, письменные и практические работы. Систематический и регулярный опрос обучающихся является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.

  1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Учебные пособия:

  1. Аксёнова А.К., Комарова С.В., Якубовская Э.В. . Программа по русскому языку для 0-4 кл. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2011г.

  2. Комарова С.В. Устная речь. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2011г.

  3. Комарова С. В., Головкина Т. М., Саакян С. В.Устная речь. Рабочая тетрадь. 1 класс. (VIII вид). М.: Просвещение, 2011г.

Наглядный учебный материал:
  • иллюстрации, таблицы (демонстрирующие готовые изображения, методику их получения);

  • трафареты;

  • учебные модели;

  • DVD-фильмы;

  • раздаточные карточки;

Технические средства:
  • Персональный компьютер

  • Принтер

22