СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка |
2. | Общая характеристика учебного предмета «Чтение» |
3. | Описание места учебного предмета «Чтение» в учебном плане |
4. | Личностные и предметные результаты изучения учебного предмета «Чтение» |
5. | Программа формирования базовых учебных действий. |
6. | Содержание учебного предмета «Чтение» |
7. | Тематическое планирование |
8. | Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования |
9. | Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа составлена на основании:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 № 1599;
- Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.допущенной МО РФ.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М..допущенной МО РФ.
Преподавание чтения ведётся по программе А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская Программа по русскому языку для 0-4 кл. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой. – СПб: Просвещение, 2011г. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.
Программа курса «Чтение» реализует основные положения Концепции о стандартах специального образования.
Цель учебного курса «Чтение»:
Основной формой организации деятельности детей на уроках устной речи является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.
Задачи раздела «Чтение»:
- преодоление речевой замкнутости учащихся, формирование у детей умения сотрудничать со взрослыми.
- развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять речевые инструкции, внятно выражать свои желания.
- коррекция недостатков сенсомоторной сферы на основе различных упражнений.
- практическое овладение терминами «слово» и «предложение».
- знакомство и 6 звуками и буквами, умение выделять их.
- чтение двубуквенных слогов и слов из этих слогов.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»
На условно называемых уроках чтения в подготовительном классе прежде всего проводится работа над звуковой стороной языка, нарушение которой у умственно отсталых детей широко распространено. У них наблюдаются дефекты звукопроизношения как отдельных звуков, так и нескольких групп.
Для овладения правильным звукопроизношением важным направлением работы является развитие у детей слухового внимания и способности к звукоподражанию. Над правильным звукопроизношением следует работать со всеми детьми и индивидуально на логопедических занятиях с теми, у кого эти нарушения выражены в более грубой форме.
Без специальной работы над развитием слухового внимания у умственно отсталых дошкольников к моменту поступления в школу оказывается сформированным речевой и фонематический слух, что затрудняет овладение детьми звуковым анализом и синтезом, чтением и письмом.
Вся работа должна проводиться в виде игр и игровых упражнений.
- ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» учебного плана ГБОУ Уфимская школа-интернат № 13 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Рабочая программа по курсу «Чтение» рассчитана в 0 классе на 64 часа, 2 часа в неделю, 32 учебные недели.
- ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЧТЕНИЕ»
Личностными результатами изучения курса «Чтение» в 0-м классе является формирование следующих умений:
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи;
проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
Предметными результатами изучения курса «Чтение» в 0-м классе является формирование следующих умений:
- овладение обучающимися посильными умениями использовать словесную речь (в устной и письменной формах) как средства коммуникации в предметно-практической, учебной и элементарной социально-бытовой деятельности;
- сформированность умения выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от собеседника;
- сформированность позитивного отношения к речевому общению (на уровне индивидуальных возможностей обучающегося),
- овладение орфографическими знаниями и умениями, по возможности, элементарными каллиграфическими умениями;
- интерес к чтению доступных текстов;
- осознанное и правильное чтение; владение элементарными приемами анализа текста для понимания смысла доступных текстов, ответы на вопросы по содержанию текста, в том числе связанные с отношением к событиям, поступкам героев.
- ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь учителя.
Функции базовых учебных действий:
обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;
обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Состав базовых учебных действий:
Личностные БУД:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные БУД:
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные БУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
наблюдать;
Коммуникативные БУД:
слушать и понимать речь других;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ
· Различение звуков окружающей действительности (шуршание листьев, звуки звонков, топанье детских ножек, хлопанье ладошек и др.).
· Кто и как подает голос? (Корова, лошадь, кошка и др.)
· Чтение коротких стихотворений, где обыгрываются голоса животных; разучивание коротких отрывков из них.
· Игры детей с движениями, направленные на подведение к восприятию звуков речи (самолет летит, рокочет мотор: р-р-р).
· Выделение первого звука в слове.
· Умение слышать нужный звук в слове.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА И АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
· Вдох-выдох. На выдохе пропеть гласные звуки.
· Поддувание ватных шариков, сделанных из фольги корабликов, самолетиков.
· Надувание цветных шаров.
· Специальные упражнения для всех артикуляторных органов — губ, щек, языка, нёба (надуть щеки, губы сделать трубочкой (у), овалом (о), улыбнуться (и): язык жалом, лопаткой, вверх, вниз, облизать губы).
РАБОТА НАД ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ
· Отработка правильного произношения всех звуков входит в понятие «воспитание звуковой культуры речи». Поэтому в подготовительном классе у детей фронтально отрабатывается правильное произношение всех звуков. Произношение звуков отрабатывается в следующей последовательности.
· Произнесение простых по артикуляции согласных — губно-губных (м, б, п); губно-зубных (в, ф); переднеязычных (н, д, т); заднеязычных (к, г, х) и т. д.
· Четкое произнесение гласных и некоторых согласных как опоры для постановки сложных по артикуляции звуков (и — з, с; о, у — м, ж, ч, ш; в, ф — о, з, л; т, д, н — ш, ж, р и др).
· Отработка трудных для произношения звуков (шипящих — ж, ш, ч, щ и сонорных л, р) после индивидуальных логопедических занятий по их постановке и автоматизации.
Для формирования правильного звукопроизношения важным является подготовка артикуляционного аппарата, уточнение произношения и использование звука в речи (словах, фразах).
Артикуляционная гимнастика на этом этапе работы направлена не столько на развитие артикуляционного аппарата, сколько на уточнение движения или коррекцию органов, которые участвуют в образовании нужных звуков.
Закреплению правильного произношения звуков в речи способствует:
· соотнесение звуков с реальным объектом (качаем куклу — а-а-а, еж фыркает — ф-ф-ф);
· повторение строчек из народных колыбельных песен (баю-баю-баю — куколку качаю);
· напевание строчек из знакомых песен (та-та-та, та-та-та — мы везем с собой кота);
· повторение четверостиший, в которых встречается данный звук («Воет, воет ветер, воет, завывает, с дерева листочки желтые срывает» — в-в-в);
· разучивание коротких стихотворений для детей младшего дошкольного возраста.
Учебно-тематический план
№ п.п | Наименование разделов и тем программы |
1. | Устная речь |
2. | Подготовка к чтению и письму |
3. | Чтение и письмо |
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол- во часов | Содержание | БУД | Область развития жизненных компетенций | Дата |
план | факт |
1. | Аудирование. Выполнение простых инструкций по заданию учителя | | Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, до свидания. Называние своего имени и имён родственников. | Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисова-ния и карандаш; | Слушание вопросов учителя, речевых высказываний одноклассников. | | |
2. | Слушание и воспроизведение звуков, слогов и слов. | | Использование в диалоге вопросительных предложений «Как тебя зовут?» «Хочешь с нами играть?» Игра «Дополни предложение»: коллективное составление рассказа по серии картинок. | Ориентироваться в про-странстве класса (зала, учебного помещения) | Формирование интереса к окружающему, привлечение внимания к речи. Коррекция базовых эмоций личности. | | |
3 | Слушание сказок и рассказов. | | Разучивание чистоговорки «В чистом поле теремок, всем найдется уголок» Слушание сказки «Теремок». Установление последовательности появления в теремке животных с называнием их. | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения | Привлечение внимания к речи и развитие понимания речи взрослого | | |
4. | Дикция и выразительность речи. Игры и упражнения на подвижность и четкость движений артикуляционного аппарата. | | Слушание интонации (весело, бодро – вяло, грустно; приветливо – неприветливо, хмуро) Составление диалогов на основе сюжетных картинок | Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов | Учить первоклас-сников строить ини-циирующие и ответ-ные реплики в диа-логе . | | |
5. | Заучивание чистоговорок. | | Разучивание чистоговорок, раскрашивание рисунков. | Договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участни-ков в спорной ситуации Обращаться за помощью и принимать помощь | | |
6. | Упражнения на развитие речевого дыхания. | | Слушание интонации (весело, бодро – вяло, грустно; приветливо – неприветливо, хмуро) Составление диалогов на основе сюжетных картинок Участие в беседе «Как начинается твоё утро» | Адекватно использовать ритуалы школьного пове-дения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.) | | |
7. | Упражнения на произнесение стихотворений с движениями. | | Слушание стихотворения А. Сурикова «Детство» (отрывок). Закреплять умение составлять рассказы из личного опыта. | Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов | Привлечение внимания к речи и развитие понимания речи взрослого. | | |
8. | Игровые упражнения с подражанием голосам животных. | | Просмотр мультфильма «Далеко на лугу», слушание песни «Лягушачий хор». | Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс) | | |
9. | Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. «Школьная жизнь» | | Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве | Понимание личной ответст-венности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе | Расширение представ-лений детей o школьной жизни. | | |
10. | «Игра и игрушки» | | Называние игрушек. Сравнение игрушек по заданному учителем признаку. Обогащать лексический запас учащихся словами, называющими игрушки, их основные признаки и действия с ними. | Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту | Продолжать форми-ровать представления детей о играх и игрушках. | | |
11. | «Играем в сказки» | | Составление предложений по схеме и картинкам | Активно участвовать в дея-тельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников | Развивать интона-ционные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсцени-ровки сказки | | |
12. | «Я дома» | | Составление высказывания из 4 предложений на заданную тему по символическом у плану. Умение строить диалог между хозяином и гостями по предложенной схеме. Диалог- знакомство. Коллективное составление рассказа «Как я гостей встречал» по вопросам учителя. | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) | | | |
13. | «Я в мире природы» | | Составление предложений по схеме и картинкам. Рассказ по кругу: коллективное составление рассказа о новогоднем празднике с опорой на сюжетные картинки. | Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе | Расширять представ-ления учащихся о правилах поведения на природе. | | |
14. | Называние предметов и действий с ним, характеристика предметов. | | Составление предложений по схеме и картинкам | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | Познакомить с поня-тием «познакомить кого-то с кем-то». Учить школьников правильно вести себя при знакомстве со старшим по возрасту гостем. | | |
15. | Составление предложений. | | Составление предложений по схеме и картинкам. Рассказ по кругу: коллективное составление рассказа о новогоднем празднике с опорой на сюжетные картинки. | Активно участвовать в деятельности, контролиро-вать и оценивать свои действия и действия одноклассников | Учить школьников правильно составлять предложения. | | |
16. | Пересказ сказок с помощью картинного плана. | | Составление предложений по схеме и картинкам. Рассказ по кругу: коллективное составление рассказа о новогоднем празднике с опорой на сюжетные картинки. | Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту | Составление выска-зываний из 2-3 предложений по сюжетным картинкам и условно- графи-ческим схемам предложений. | | |
17 | Культура общения. Называние друг друга по имени. | | Ситуация «Знакомство во дворе». Использование в диалоге вопросительных предложений «Как тебя зовут?» «Хочешь с нами играть?» Дополнение предложений. | Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс) | Познакомить с поня-тием «познакомить кого-то с кем-то». Учить школьников правильно вести себя при знакомстве | | |
18. | Дифференциация обращения «ты», «вы» | | Поздравление. Коллективное составление рассказа «Как мы ходили в гости» по опорным картинкам. Интонирование поздравительной речи. Обращение к человеку при поздравлении. | Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклас-сниками и учителем | Активизировать в словарном запасе школьников выражения, традиционные в ситуации перед сном. Устные отчеты о выполняемых действиях. Составление предложений по картинкам. | | |
19. | Формы приветствия и прощания. | | Составление высказывания из 4 предложений на заданную тему по символическом у плану. Умение строить диалог между хозяином и гостями по предложенной схеме. Диалог- знакомство. Коллективное составление рассказа «Как я гостей встречал» по вопросам учителя. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя | | |
20. | Использование вежливых слов. | | Составление диалогов с использованием вежливых слов. | Учиться выполнять различ-ные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) | Закреплять умение строить высказы-вание- просьбу, в связи с ситуацией. | | |
21. | Развитие зрительных и пространственных восприятий. Различение и называние 6 основных цветов. | 3 | Просмотр презентации «Цвета», называние и соотнесение цветов. | Осознать себя как ученика, заинтересованного посеще-нием школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга | Расширять представления об основных цветах. | | |
22. | Работа с цветными полосками. | | Выкладывание и называние цветных полосок по образцу учителя. Различение коротких и длинных полосок. | Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | Расширять представления об основных цветах. | | |
23. | Знакомство с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат). | 2 | Знакомство с простейшими геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, круг). Подбор одинаковых фигур разного цвета или разной величины. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя | Продолжить знакомство с основными фигурами, выкладывание знакомых фигур: ёлочка, домик. | | |
24. | Составление предметов из геометрических фигур. | 2 | Составление из геометрических фигур знакомых предметов (ёлочка, тележка, дом и др.). | В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить | | | |
25. | Узнавание предмета по его части. | 2 | Выработка умения показывать и называть предметы их изображения в заданном порядке слева направо. | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила пове-дения; в предложенных педагогом ситуациях обще-ния и сотрудничества, опи-раясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддерж-ке других участников груп-пы и педагога, как поступить. | Развитие фонематического слуха, модуляции голоса, коррекция по выработке правильной артикуляции звука. | | |
26. | Складывание матрешки, доски Сегена. | | Складывание и раскладывание матрёшки. Выкладывание из 4 кубиков или пазлов картинки по образцу. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя | Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов | | |
27. | Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Звуковой анализ. | 2 | Практические упражнения в изменении силы голоса в соответствии с учебным заданием, условиями игровой ситуации. | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения | Развитие фонематического слуха, модуляции голоса, коррекция по выработке правильной артикуляции звука. | | |
28. | Различие звуков окружающей действительности. | | Практическое использование интонаций повествовательной, вопросительной и восклицательной речи при выполнении учебных заданий и в игровых ситуациях | Формировать у учащихся умение давать словесные отчеты о выполняемом действии. | Развитие слухоречевого восприятия и внимания, коррекция речевого подражания. | | |
29. | Игровые упражнения на определение источника звука, направления, силы. | | Выполнение поручений по словесному заданию учителя, детей. | Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами Делать простейшие обоб-щения, сравнивать, класси-фицировать на наглядном материале | Учить выбирать интонацию и силу голоса. | | |
30. | Дифференциация неречевых звуков. Имитация голосов животных. | | Выполнение поручений по словесному заданию учителя, детей. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя | | |
31. | Слово. | | Практическое знакомство со словом. Фиксация слова условно-графическим изображением. Дифференциация сходных по звучанию слов. Выделение слов из предложения. | В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить | Актуализировать в словаре учащихся выражения, тради-ционно используемые как утренние привет-ствия. Закреплять у школьников умение составлять короткий рассказ из личного опыта | | |
32. | Предложение. | 2 | Знакомство с предложением. Фиксация предложений условно- графическим изображением. Составление предложений из 2-3 слов с опорой на картинку. Деление предложений на слова. | Обращаться за помощью и принимать помощь | Закреплять у школьников умение составлять короткий рассказ из личного опыта | | |
33 | Часть слова (слог). | 2 | Деление слов на части. Фиксация слогов условно-графическим изображением. | Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию | Привлечение внимания к речи и развитие понимания речи взрослого. Коррекция эмоциональной адекватности поведения | | |
34 | Звук. | | Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения. Дифференциация сходных звуков. Выделение звука, обозначение условным значком. | Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей | Развитие анализа и синтеза на основе вычленения и сочетания звуков в словах. | | |
35 | Развитие моторных умений. Правильное расположение учебных принадлежностей при письме. | | Учить правильно располагать учебные принадлежности при письме. | Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей | Развитие фонематического слуха и представлений, зрительного восприятия, развитие конструктивного праксиса. | | |
36 | Пальчиковая гимнастика. | | Координация движений кисти руки, пальцев: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальчиков в кулачок | Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | | |
37 | Игра с мозаикой. | 2 | Составление простых фигур по образцу и самостоятельно. | Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов | Способность к осмысле-нию социального окруже-ния, своего места в нем, принятие соответствую-щих возрасту ценностей и социальных ролей | | |
38 | Формирование графических умений. | 6 | Работа мелом на доске, карандашом в альбоме, вычерчивание линий по образцу или по точкам, работа с шаблоном, трафаретом, штриховка геометрической фигуры. | Пользоваться знаками, символами, предметами заместителями | Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни | | |
39 | Буква. | | Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных структур. | Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей | Развитие конструктивного праксиса, зрительного внимания, анализа и синтеза. | | |
40 | Звук и буква. | | Формирование зрительных эталонов букв на и основе их восприятия в виде целостных, нерасчленённых структур (без называния буквы и соотнесения её со звуком) | Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов | Развитие конструктивного праксиса, зрительного внимания, анализа и синтеза. | | |
41 | Изучение буквы А и соотнесение её со звуком | | Буква А, складывание предъявленной буквы из палочек, полосок. | Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | Развитие фонематического слуха, зрительного восприятия, артикуляционной моторики. | | |
42 | Изучение буквы У и соотнесение её со звуком | | Буква У, складывание предъявленной буквы из палочек, полосок. | Пользоваться знаками, символами, предметами заместителями | Развитие анализа и синтеза слияний гласных звуков, зрительного восприятия. | | |
43 | Изучение буквы М и соотнесение её со звуком | | Буква М, складывание предъявленной буквы из палочек, полосок. | Пользоваться знаками, символами, предметами заместителями | Развитие фонематического слуха и представлений, зрительного восприятия, развитие конструктивного праксиса. | | |
44 | Изучение буквы О и соотнесение её со звуком | | Буква О, складывание предъявленной буквы из палочек, полосок. | Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | Развитие фонематического слуха, зрительного восприятия, артикуляционной моторики. | | |
45 | Изучение буквы С и соотнесение её со звуком | | Буква С, складывание предъявленной буквы из палочек, полосок. | Пользоваться знаками, символами, предметами заместителями | Развитие конструктивного праксиса, зрительного внимания, анализа и синтеза. | | |
46 | Изучение буквы Х и соотнесение её со звуком | | Буква Х, складывание предъявленной буквы из палочек, полосок. | Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | Развитие анализа и синтеза на основе вычленения и сочетания звуков в словах, зрительной памяти. | | |
47 | Изучение буквы Н | | Буква Н, складывание предъявленной буквы из палочек, полосок. | Обращаться за помощью и принимать помощь | Развитие анализа и синтеза на основе вычленения и сочетания звуков в словах, слуховой памяти. | | |
48 | Выполнение рисунков, сходных с элементами букв. | | Закрепление навыков штриховки геометрических фигур. | Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию | Развитие фонематического слуха и представлений, зрительного восприятия. | | |
49 | Рисование букв по образцу, дорисовка буквы. | 2 | Закрепление навыков штриховки геометрических фигур. | Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей | Умение применять полученные знания | | |
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В 0 классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи). Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, письменные и практические работы. Систематический и регулярный опрос обучающихся является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.
- ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Учебные пособия:
Аксёнова А.К., Комарова С.В., Якубовская Э.В. . Программа по русскому языку для 0-4 кл. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2011г.
Комарова С.В. Устная речь. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2011г.
Комарова С. В., Головкина Т. М., Саакян С. В.Устная речь. Рабочая тетрадь. 1 класс. (VIII вид). М.: Просвещение, 2011г.
Наглядный учебный материал:
Технические средства:
Персональный компьютер
Принтер
22