Пояснительная записка.
Настоящая Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида Подготовительный класс 1-4 классы, (допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации) под редакцией В.В. Воронковой, авторы В.М. Белов, В.С. Кувшинов, В.М. Мозговой, Москва, «Просвещение», 2010г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета «Физическая культура», который определен стандартом.
Структурно и содержательно программа для 2 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания и навыки и рассчитана на 102 часов в год, по 3 часа в неделю.
Адресат: Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Срок реализации настоящей программы по предмету «Физическая культура» - 1 учебный год.
Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по предмету «Физическая культура» детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «Физическая культура», проекта ФГОС для ОВЗ (вариант C) в образовательной области «Физическая культура», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Физическая культура».
Цели: сообщать знания по физической культуре, формировать двигательные навыки и умения, содействовать коррекции недостатков физического развития и моторики обучающихся, а также их воспитанию.
Задачи предмета:
- преодолевать нарушения физического развития и моторики, пространственной организации движений;
- укреплять и развивать сердечнососудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарата;
- содействовать формированию у обучающихся правильной осанки;
- готовить обучающихся к выполнению легкоатлетических и гимнастических упражнений и играм;
- учить основным видам двигательных действий и выполнению их в различных по сложности условиях, развивать необходимые для этого двигательные качества;
- воспитывать нравственные качества, волю, дисциплинированность, организованность и самостоятельность;
Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно-воспитательной направленности каждого урока.
Основополагающие принципы.
- учет индивидуальных особенностей каждого ученика (морфофункциональное развитие, состояние сохранных функций, медицинские противопоказания, состояние двигательных функций и координационных способностей, уровень физической подготовленности, способность к обучению движениям, отношение к занятиям физическими упражнениями: интересы, мотивы);
- адекватность средств, методов и методических приемов обучения двигательным действиям, развитие физических качеств, коррекция психомоторных нарушений и физической подготовки, оптимизация нагрузки, сообщение новых знаний;
- эмоциональность занятий (музыка, игровые методы, нетрадиционное оборудование и пр.);
- создание условий для реального выполнения заданий, оказание помощи, обеспечение безопасности;
- поощрение, одобрение, похвала за малейшие успехи;
- контроль за динамикой результатов учебно-познавательного процесса и функциональным состоянием занимающихся.
К психологическим принципам относятся:
- создание комфортного психологического климата на уроках (позитивный настрой, положительная мотивация, поддержание эмоций и ощущений радости, бодрости, оптимизма, комфорта), влияющего на проявление и развитие своего «Я»;
- сплоченность группы (постановка общей цели, объединение общими интересами, взаимопомощь, взаимопонимание, симпатия, эмпатия, ролевые функции);
- стиль общения (равный статус, доброжелательность, доверие, авторитет и личный пример учителя, его открытость, выраженное внимание к каждому ученику);
- примирительные акты в случае конфликтов (исключение ощущений дискомфорта, неуверенности, агрессии, враждебности, гнева, которые могут наступить вследствие неустойчивого психического самочувствия, перенапряжения, боли, неудачи, вербальных или невербальных разногласий, эмоционального неудовлетворения, отсутствия внимания и др.), концентрация внимания обучающихся на положительном, позитивном, переориентировка внимания на саморегуляцию, самоконтроль, установление равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения.
Педагогические приемы, направленные на развитие интеллектуальной деятельности: название движений, запоминание комбинаций движений по темпу, объему, усилию, плавности. На уроках широко применяются упражнения, которые требуют четкой дозировки силовых, временных и пространственных компонентов движений. При планировании занятий учитываются возможности проведения их на свежем воздухе.
На всех уроках предпринимаются меры для предупреждения несчастных случаев, проводится инструктаж по Технике безопасности.
Чтобы обучающиеся усвоили алгоритм выполнения упражнений и инструкции педагога, требуется многократное повторение, сочетающееся с правильным показом. Упражнения, подвижные игры, игры с элементами спорта подбираются таким образом, чтобы они состояли из простых элементарных движений. Характерной особенностью обучающихся с умственной отсталостью является инертность нервных процессов, их стереотипность и обусловленные этим трудности переключения с одного действия на другое. Попадая в непривычную для них обстановку, обучающиеся не могут воспроизвести даже хорошо знакомые физические упражнения. Поэтому при планировании уроков необходимо предусмотреть разучивание одних и тех же упражнений в различных условиях.
Поскольку обучающиеся этой категории с большим трудом воспринимают словесную инструкцию, даже в сочетании с показом, для усвоения ими упражнений требуется систематическая помощь педагога.
Обучение предмету «Физическая культура» тесно связано с решением задач нравственного, умственного, речевого, трудового, эстетического и физического воспитания обучающихся.
Одним из ведущих требований к проведению уроков физической культуры в начальных классах является широкое использование дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся.
Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.
Все уроки по физической культуре должны проводиться в спортивных залах, приспособленных помещениях, на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.
Особенности организации учебной деятельности обучающихся по предмету «Физическая культура» во 2 классе.
Организационная структура: основной формой работы по физической культуре является урок.
Принципы планирования урока физической культуры:
-постепенное повышение нагрузки и переход к успокоительным упражнениям в конце урока;
- чередование различных видов упражнений;
- подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию обучающихся.
Методы:
Используются ТСО: музыкальные композиции (ПК, магнитофон).
Типы уроков:
- актуализация знаний и умений урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
- комплексное применение знаний и умений урок закрепления знаний, умений, навыков;
- выработка практических умений;
- обобщение и систематизация знаний и умений;
- контроль и коррекция знаний и умений;
- урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
- комбинированный урок;
- тренировочный;
- игровой;
- нестандартные уроки (урок-путешествие, урок-соревнования и др.)
Содержание программы.
Урок физической культуры включает следующие разделы.
I. Теоретические основы знаний:
Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке; значение спортивной формы и подготовка к уроку; правила личной гигиены; название спортивных снарядов и гимнастических элементов, понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках; значение утренней зарядки; правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.
II. Практическое овладение двигательными умениями и навыками.
Программный материал по физической культуре состоит из следующих разделов: легкая атлетика, гимнастика, акробатика (элементы), общая физическая подготовка, подвижные игры.
В каждый раздел программы включены коррекционные игры, которые подбираются так, чтобы они могли способствовать усвоению учебного материала, содействовали развитию нравственных качеств, а также служили средством коррекции различных моторных нарушений.
Объем каждого раздела программы рассчитан на то, чтобы за отведенное количество часов обучающиеся могли овладеть основой двигательных навыков и умений.
Распределение материала носит условный характер. В зависимости от конкретных региональных и климатических условий учителям разрешается изменить сетку часов и выделенный объем времени на прохождение различных разделов программы.
Содержание программного материала по предмету во 2 классе.
Основы знаний.
Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке.
Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание.
Название снарядов и гимнастических элементов, понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках.
Значение утренней зарядки.
Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.
Гимнастика.
Основная стойка.
Строевые упражнения.
Построение в шеренгу и равнение по носкам по команде учителя. Выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «На месте шагом марш!», «Шагом марш!», «Класс, стой!». Перестроение из колонны по одному в круг, двигаясь за учителем. Перестроение из колонны по одному в колонну по двое через середину, взявшись за руки. Расчет по порядку.
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении.
Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук.
Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки.
Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами.
Комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами.
Комплексы упражнений со скакалками.
Элементы акробатических упражнений.
Кувырок вперед по наклонному мату, стойка на лопатках, согнув ноги.
Лазанье.
Лазанье по наклонной гимнастической скамейке (угол 20°) одноименным и разноименным способами.
Передвижение на четвереньках по полу по кругу на скорость и с выполнением заданий (с толканием мяча).
Перелезание со скамейки на скамейку произвольным способом.
Висы.
В висе на гимнастической стенке сгибание и разгибание ног.
Упор на гимнастической стенке в положении стоя, меняя рейки.
Равновесие.
Ходьба по гимнастической скамейке с предметами (по выбору), на носках с различным движением рук, боком приставными шагами, по наклонной скамейке.
Ходьба по полу по начертанной линии.
Ходьба.
Ходьба с высоким подниманием бедра, в полуприседе, с различными положениями рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с перешагиванием через предмет (2—3 предмета), по разметке.
Бег.Бег на месте с высоким подниманием бедра, на носках (медленно), с преодолением простейших препятствий, бег на скорость до 30м.
Медленный бег до 2мин.
Прыжки.Прыжки в длину и высоту с шага (с небольшого разбега, 3—4м, в высоту с прямого разбега).
Метание.
Метание малого мяча по горизонтальной и вертикальной цели с расстояния 2—6м с места и на дальность.
Броски большого мяча двумя руками из-за головы (в парах).
Общая физическая подготовка.
Специальные и коррекционные упражнения, направленные на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения, на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации).
Упражнения общей физической направленности на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).Круговая тренировка.
Коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений).
Построение в шеренгу с изменением места построения по заданному ориентиру (черта, квадрат, круг). Движение в колонне с изменением направлений по установленным на полу ориентирам.
Повороты к ориентирам без контроля зрением в момент поворота.
Шаг вперед, шаг назад, вправо в обозначенное место с открытыми и закрытыми глазами. Лазанье по определенным ориентирам, изменение направления лазанья.Подбрасывание мяча вверх до определенного ориентира. Выполнение исходных положений рук по словесной инструкции учителя.Выполнение различных упражнений без контроля и с контролем зрения.
Подвижные игры.«Отгадай по голосу», «Карусели», «Что изменилось?», «Волшебный мешок», «Салки маршем», «Повторяй за мной», «Веревочный круг», «Часовые и разведчики», «У ребят порядок строгий», «Кто быстрее?», «У медведя во бору», «Пустое место», «Охотники и утки», «Кто дальше бросит?», «Лучшие стрелки»
Лыжная подготовка. Переноска лыж. Ступающий шаг без палок и с палками. Скользящий шаг. Повороты на месте «переступанием» вокруг пяток лыж. Передвижение на лыжах до 600 м (за урок)
Распределение учебного времени на различные виды программного материала
Класс | Виды упражнений, кол-во часов | Всего часов |
гимнастика | легкая атлетика | подвижные игры | лыжи |
2 | | | | | 102 |
Планируемые результаты освоения обучающимися предмета «Физическая культура» во 2 классе.
Уровень | Критерии оценивания |
I уровень (высокий) | Выполняют нормативы в соответствии высокому уровню. Самостоятельно выполняют упражнения, умело пользуются приёмами, выполняют правильную последовательность при выполнении упражнений. Умеют пользоваться навыками на практике. |
II уровень (средний) | Выполняют нормативы в соответствии среднему уровню. Выполняют упражнения в целом соответствующей с оценкой «5», но нарушают правильную последовательность при выполнении упражнений и при помощи учителя (по наводящим вопросам) восстанавливают последовательность выполнения упражнений. Имеют место случаи неправильного выполнения приёмов на практике. |
III уровень (ниже среднего) | Выполняют нормативы в соответствии ниже среднему уровню. Не умеют пользоваться навыками на практике, выполняют упражнения по подражанию. Выполняют упражнения с помощью учителя. Нарушают правильную последовательность при выполнении упражнений. |
Успеваемость оценивается по пятибалльной системе.
Оценка «5» ставится, если ученик самостоятельно выполняет упражнения, умело пользуется приёмами, выполняет правильную последовательность при выполнении упражнений. Умеет пользоваться навыками на практике.
Оценка «4» ставится, если ученик выполняет упражнения в целом соответствующей с оценкой «5», но нарушает правильную последовательность при выполнении упражнений и при помощи учителя (по наводящим вопросам) восстанавливает последовательность выполнения упражнений. Имеют место случаи неправильного выполнения приёмов на практике.
Оценка «3» ставится, если ребёнок не умеет пользоваться навыками на практике, выполняет упражнения по подражанию. Выполняет упражнения с помощью учителя. Нарушает правильную последовательность при выполнении упражнений.
Обучающиеся к концу 2 класса должны знать и уметь:
- знать правил безопасности при занятиях физическими упражнениями;
- знать названий снарядов и гимнастических элементов;
- выполнять команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «На месте шагом марш!», «Шагом марш!», «Класс, стой!»;
- выполнять построение в шеренгу и равнение по носкам;
- выполнять перестроение из колонны по одному в круг; перестроение из колонны по одному в колонну по двое через середину, взявшись за руки; расчет по порядку;
- выполнять комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений с предметами и без предметов;
- выполнять кувырок вперед, стойку на лопатках согнув ноги;
- выполнять лазание по скамейке одноименным и разноименным способами, перелезание со скамейки на скамейку произвольным способом;
- выполнять упражнения в равновесии (ходьба по гимнастической скамейке с предметом, боком приставным шагом, по наклонной скамейке, по начерченной линии);
- ходить с высоким подниманием бедра, в полуприседе, с различным положением рук, с перешагиванием через предметы, по разметке;
- выполнять бег на месте с высоким подниманием бедра, на носках, с преодолением простейших препятствий;
- бежать на скорость до 30м, в медленном темпе до 2мин;
- выполнять прыжки в длину и высоту с шага;
- выполнять метание малого мяча по горизонтальной и вертикальной цели и на дальность;
- выполнять броски большого мяча двумя руками из-за головы (в парах);
- выполнять специальные и коррекционные упражнения, направленные на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения, на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации);
- выполнять упражнения общей физической направленности на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
В целях контроля во 2 классе проводится два раза в год (в сентябре и мае) учет двигательных возможностей и подготовленности обучающихся: бег 30м, челночный бег 3*10м, прыжок в длину с места, подтягивание в висе (в висе лежа).
Оценка по предмету «Физкультура» определяется в зависимости от степени овладения обучающимися двигательными умениями (качество) и результатом, строго индивидуально.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Контрольные упражнения | мальчики | девочки |
высокий | средний | ниже среднего | высокий | средний | ниже среднего |
1 | Бег 30м (сек) | 6,5 | 6,8 | 7,2 | 6,8 | 7,0 | 7,4 |
2 | Челночный бег 3*10м (сек) | 10,0 | 10,2 | 10,6 | 10,5 | 10,8 | 11,2 |
3 | Прыжки в длину с места (см) | 145 | 125 | 90 | 135 | 125 | 80 |
4 | Подтягивание в висе/в висе лежа (раз) | 3 | 2 | 1 | 6 | 5 | 4 |
Перечень учебно-методического, материально-технического обеспечения программы по предмету «Физическая культура» во 2 классе.
Спортивное оборудование.
Козел гимнастический
Мостик гимнастический 1шт
Стойки баскетбольные, щит баскетбол., фанера 2шт
Стенка гимнастическая шведская 3шт
Скамейка гимнастическая 2шт
Стенка шведская с турниками 1шт
Стенка гимнастическая для лазания 1 шт
Лавка гимнастическая 1шт
Стойка для прыжков в высоту 2шт
Спортивный инвентарь.
Мат гимнастический 17шт
Канат
Лыжи
Мяч баскетбольный 2шт
Мяч волейбольный 2шт
Мяч футбольный 2шт
Обручи
Сетка волейбольная 1шт
Секундомер 1шт
Литература.
Аксенова О. Э. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа/ О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев// Под общей редакцией С. П. Евсеева, СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СП., 2003.
Андрющенко Н. В.Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия. — СПб.: Речь, 2010.
Горская и. Ю. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта. Учебное пособие / И. Ю. Горская, Т. В. Синельникова.- Омск, Сиб ГАФК, 1999
Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями развития/ Под общей редакцией проф. Л. В. Шапковой, М.: Советский спорт, 2002
Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. — СПб.: Союз художников, 2007.
Разработчик программы:
Горина Анна Петровна,
учитель физкультуры. _________________
Подпись