МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Соузгинская средняя общеобразовательная школа»
Рекомендовано к утверждению на заседании методического объединения МБОУ «Соузгинская СОШ» учителей______________ протокол №__ от «___»__________2016 г руководитель методического объединения гуманитарных дисциплин Федорова Светлана Геннадьевна | Согласовано заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Соузгинская СОШ» _____________М.М. Кузнецова «___»_______________2016 г | Утверждаю Директор МБОУ «Соузгинская СОШ» _________ С.А. Новикова «___»____________2016 г |
Адаптированная рабочая программа
по литературе
для детей с ЗПР
7 класс
Составитель программы:
Казадаева Ольга Александровна
Соузга, 2016г.
Пояснительная записка
Изучение школьного курса «Литература» представляет значительные трудности для детей с ЗПР в силу их психофизических особенностей.
Такие дети испытывают трудности при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, обладают неустойчивым вниманием, бедным словарным запасом, у них нарушены фонематический слух и графоматорные навыки. Обучающиеся с ЗПР работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание, изучаемого материала развития может освоить базовый минимум содержания программного материала.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни факты изучаются таким образом, чтобы обучающиеся смогли опознать их, опираясь на существенные признаки, по другим вопросам обучающиеся получают только общие представления.
Ряд сведений познается школьниками в результате практической деятельности.
Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения.
Поэтому при составлении рабочей программы по литературе в 7 классе были использованы следующие рекомендации:
Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и учащихся.
Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
— адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;
— знание изученных текстов;
— овладение навыками анализа содержания литературного произведения (умение доказательно определять жанр, композицию и сюжет произведения, характеризовать его героев и систему изобразительно-выразительных средств).
Метапредметные результаты:
— расширение круга приемов составления разных типов плана;
— использование различных типов пересказа;
— расширение круга приемов структурирования материала;
— умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;
— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.
Личностные результаты:
— знание наизусть художественных текстов в рамках программы;
— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
— умение создавать творческие работы, максимально использующие различные жанры литературы.
Осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.
Содержание программы
1. Введение – 1 час
Знать об изображении человека как важнейшей идейно-нравственной проблеме литературы. Уметь пересказывать статью учебника.
2. Устное народное творчество - 5 часов
Знать тексты произведений; жанровые особенности; основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; знать отличие пословиц от поговорок.
3. Древнерусская литература - 3 часа
Знать тексты произведений; жанровые особенности; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение.
4. Из русской литературы XVIII века - 2 часа
М.В.Ломоносов – 1 час
Г.Р.Державин – 1 час.
Знать тексты произведения; жанровые особенности. Уметь выразительно читать; выявлять основные проблемы; обосновывать свое мнение.
5. Из русской литературы XIX века - 26 часов
А.С.Пушкин – 6 часов
М.Ю.Лермонтов – 3 часа
Н.В.Гоголь - 3 часа
И.С.Тургенев – 2 часа
Н.А.Некрасов – 2 часа
А.К.Толстой – 1 час
М.Е.Салтыков- Щедрин - 2 часа
Л.Н.Толстой – 2 часа
А.П.Чехов – 3 часа
Стихи русских поэтов о родной природе -2 часа
Знать тексты художественных произведений; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях В.Г.Белинского; основные признаки понятий: художественный образ, литературный характер, литературный тип.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; создавать конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.
6. Произведения русских писателей ХХ века - 22 часа
И.А.Бунин – 2 часа
М.Горький - 4 часа
Л.Андреев – 1 час
В.В.Маяковский - 2 часа
А.П.Платонов – 3 часа
Б.Л.Пастернак – 1 час
А.Т.Твардовский – 1 час
Ф.А.Абрамов – 1 час
Е.И.Носов – 2 часа
Ю.П.Казаков - 1 час
Д.С.Лихачев – 1 час
М.М.Зощенко – 1 час
Стихотворения русских поэтов о природе – 1 час
Песни на слова русских поэтов ХХ века – 1 час
Расул Гамзатов – 1 час.
Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.
Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.
7. Зарубежная литература – 5 часов
Р.Бернс - 1 час
Дж.Г.Байрон – 1 час
Японские трехстишия-хокку – 1 час
О.Генри - 1час
Р.Д.Бредбери - 1 час.
Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.
Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.