ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Рабочая программа для 3 класса
(индивидуальное обучение для детей с ОВЗ VII вида).
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для индивидуального обучения для 3 класса разработана на основе Сборника рабочих программ «Школа России» (1-4 классы). Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2011 с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Данная рабочая программа разработана для учащегося 3-в класса, который находится на индивидуальном обучении по заключению ПМПК и нуждается в индивидуальном обучении, в связи с чем изменено количество часов данного предмета. Программа включает в себя все разделы учебного курса по литературному чтению для 3 класса и реализуется в течение года.
Образование детей с ОВЗ не сопоставимо по конечному результату с образованием здоровых сверстников. В структуре содержания его «академический» компонент редуцирован в пользу расширения области развития жизненной компетенции. Обязательной является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, при необходимости индивидуализируется и содержание основной программы обучения.
Данная рабочая программа скорректирована на основе: федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по учебнику 3 класса авторов:Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова.
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников для индивидуального обучения. В программе заложены новые подходы к образованию учащихся, направленные не только на усвоение стандарта, базовых знаний, но и на формирование учебных компетенций, на развитие познавательных, интеллектуальных способностей учащихся.
Одной из форм обучения, гарантированной Российским законодательством, является индивидуальное обучение больных детей на дому. Оно организуется с целью создания комфортных, сохраняющих и укрепляющих здоровье условий для больных детей, которые по состоянию здоровья не могут получать образование в школе, не успевают за темпом класса и нуждаются в индивидуальном, щадящем режиме учебной деятельности. Целевое назначение: обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, учебным планом школы, индивидуальными учебными планами учащихся в соответствии с Положением об организации обучения больных учащихся и детей, находящихся в социально-опасном положении.
Особенности реализации программы по литературному чтению для детей с ОВЗ
Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью. Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Процесс освоения программ осуществляется с учетом особенностей учебной деятельности и поведения детей данных типов, их склонностей и интересов, с целью развития навыков самостоятельной работы с учебником справочной и художественной литературой.
Образовательная программа индивидуального обучения рекомендуется учащимся с ослабленным здоровьем по направлениям клинико-экспертной комиссии медицинского учреждения и рассчитана на работу с одним учеником.
Учебные занятия с детьми проводятся 2 раза в неделю, по индивидуальному расписанию.
Цель данной программы: комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи уроков литературного чтения для индивидуального обучения в 3 классе:
Образовательные:
Преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период обучения в 1-2-ых классах, формирование правильного слогового чтения;
Формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
Формирование умений воспринимать литературное произведение, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
Развитие нравственных представлений и чувств, художественного вкуса, творческого воображения, коррекция личностного развития ребёнка;
Преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
Привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству;
Развитие и расширение первоначальных знаний ребёнка об окружающем мире, обогащение его чувственного опыта, развитие мыслительной деятельности и познавательной активности.
Развивающие:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
Воспитательные:
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников;
формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;
Место учебного предмета в учебном плане
По индивидуальной программе на изучение курса «Литературное чтение» в 3 классе отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 ч (34 учебных недели).
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника . Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятие литературного текста, формированию читательской самостоятельности. средств. Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Результаты освоения учебного предмета
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать
уметь
читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,оценивать события, героев произведения;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня),
различать сказки народные и литературные;
различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
самостоятельной работы с разными источниками информации (словарями, справочниками)
Содержание учебного предмета
(учебно – тематический план)
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Устное народное творчество | 10 |
2 | Люблю природу русскую. Осень | 4 |
3 | Русские писатели | 8 |
4 | О братьях наших меньших | 6 |
5 | Из детских журналов | 6 |
6 | Люблю природу русскую. Зима | 8 |
7 | Писатели – детям | 18 |
8 | Я и мои друзья | 8 |
итого | | 68 |
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей.
Учебно – методический комплект:
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Анащенкова С.В. | Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы | 2011 | Москва «Просвещение» |
2 | Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина | Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. | 2013 | Москва «Просвещение» |
4 | С.В.Кутявина | Поурочные разработки по литературному чтению 3класс | 2011 | Москва «ВАКО» |
Календарно-тематическое планирование
по литературному чтению в 3 классе (индивидуальное обучение)
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Основные виды деятельности учащихся |
Устное народное творчество (10 ч) |
1 | 01.09 | Малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки.. | Сопоставляет малые фольклорные жанры. |
2 | 06.09 | Малые фольклорные жанры: загадки, считалки, небылицы. |
3 | 08.09 | Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт». | Знакомится с жанром народной сказки. |
4 | 13.09 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». |
5 | 15.09 | Русская народная сказка «У страха глаза велики».. | Работает со словами, несущими основное содержание и смысл произведения. |
6 | 20.09 | Русская народная сказка «Лиса и тетерев». |
7 | 22.09 | Русская народная сказка «Лиса и журавль». | Интонирует в соответствии с характером персонажей Читает бытовую сказку. |
8 | 27.09 | Русская народная сказка «Каша из топора» |
9 | 29.09 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди».Деление текста на части |
10 | 04.10 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди». |
Люблю природу русскую. Осень (4ч) |
11 | 06.10 | Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» | Соотносит поэзию и живопись. |
12 | 11.10 | К.Бальмонт, А.Плещеев, А.Фет |
13 | 13.10 | В.Берестов «Хитрые грибы». Сопоставление текстов разных жанров и стилей. | Сопоставляет тексты разных жанров и стилей. |
14 | 18.10 | М.Пришвин «Осеннее утро». |
Русские писатели (8 ч) |
15 | 20.10 | А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» | Упражняется в отборе деталей для создания целостного художественного образа. |
16 | 25.10 | А.С.Пушкин. Стихотворения о зиме. |
17 | 27.10 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | Передает настроение через интонирование текста. Обсуждает нравственную позицию героев. |
18 | | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». |
19 | | И.А.Крылов. Басни. Мораль басни. «Лебедь, Рак, Щука». |
20 | | И.А.Крылов. Басни. «Стрекоза и муравей». |
21 | | Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек». «Филиппок» |
22 | | Л.Н.Толстой«Правда всего дороже», «Котёнок». |
О братьях наших меньших (6 ч) |
23 | | Стихи о животных разных авторов.. | Выделяет смысловые части. Прогнозирование хода событий в тексте. |
24 | | М.Пришвин «Ребята и утята». |
25 | | Е.И.Чарушин «Страшный рассказ». |
26 | | Б.Житков «Храбрый утёнок». |
27 | | В.Бианки «Музыкант». |
28 | | В.Бианки «Сова». |
Из детских журналов (6 ч) |
29 | | Весёлые стихотворения Д.Хармса. | Подбирает рифмы |
30 | | Весёлые стихотворения Д.Хармса. |
31 | | Ю.Владимиров «Чудаки». |
32 | | Ю.Владимиров «Чудаки». |
33 | | Стихотворения А.Введенского. | Ставит вопросы к произведениям. |
34 | | Стихотворения А.Введенского. |
Люблю природу русскую. Зима (8 ч) |
35 | | И.А.Бунин, К.Д.Бальмонт, | Словесно рисует. |
36 | | Я.Аким. |
37 | | Ф.Тютчев «Чародейкою зимою». Эпитеты. Сравнения. | Слушает выразительное чтение учителя |
38 | | Есенин «Поёт зима – аукает», «Берёза». | |
39 | | Русская народная сказка «Два Мороза». | Пересказывает текст |
40 | | Русская народная сказка «Два Мороза». |
41 | | С.Михалков «Новогодняя быль».. |
42 | | С.Михалков «Новогодняя быль». |
Писатели – детям (18 ч) |
43?? | | К.И.Чуковский «Путаница». | Повторяет литературоведческой терминологии. |
46 | | К.И.Чуковский «Федорино горе». |
47 | | С.Я.Маршак «Кот и лодыри». | Работает с синонимами. |
48 | | С.Я.Маршак «Кот и лодыри». |
49 | | С.В.Михалков «Мой секрет». | Соотносит названия произведений и их содержания. |
50 | | С.В.Михалков «Сила воли». |
51 | | С.В.Михалков «Мой щенок». |
52 | | С.В.Михалков «Мой щенок». |
53 | | А.Л.Барто «Верёвочка». | Работает над ритмичностью стихотворения |
54 | | А.Л.Барто «В школу», «Мы не заметили жука». |
55 | | А.Л.Барто «Верёвочка». | Соотносит названия произведений и их содержания |
56 | | Н.Н.Носов «Живая шляпа». |
57 | | Н.Н.Носов «Живая шляпа». |
58 | | Н.Н.Носов «На горке». | Соотносит названия произведений и их содержания |
59-60 | | К. Ушинский «Кто дерёт нос кверху» |
Я и мои друзья (8 ч) |
61 | | Стихи В.Берестова, Э.Мошковской, | Передает настроение при помощи интонации. Учится правильно и чётко произносить все звуки при чтении. Учится анализировать прочитанное произведение. |
62 | | Стихи В.Лунина. |
63 | | Н.Булгаков «Анна, не грусти!». Стихи В.Лунина. |
64 | | Н.Булгаков «Анна, не грусти!». |
65 | | В.Осеева «Волшебное слово». | Работает над точностью слов и фраз, позволяющих проследить движение сюжета. |
66 | | В.Осеева «Волшебное слово». |
67 | | В.Осеева «Хорошее». |
68 | | В.Осеева «Хорошее». |
10