Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Кротовка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области
«Согласовано»: «Утверждаю»:
Зам. директора по УВР Директор школы:
_________ С.Х.Кадырова
___________ Шунина С.М. «30» августа 2017 г. «31» августа 2017 г.
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений
окружающей действительности»
во 2 классе
на 2017-2018 учебный год
Составитель: Мурзагалиева З. М.,
учитель начальных классов
с. Кротовка
2017 г.
Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с ФГОС и с авторской Программой В.В. Воронковой «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» («Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы». Москва. «Просвещение». 2013г, под редакцией В.В.Воронковой); Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии), календарным учебным графиком работы школы на 2016-2017 учебный год; учебным планом школы на 2016-2017 учебный год; расписанием занятий на 2016-2017 учебный год; Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Программа В.В. Воронковой «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» («Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы». Москва. «Просвещение». 2013г, под редакцией В.В.Воронковой).
Учебник «Живой мир» 2 класс, для СКОУ VIII вида Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова – М.: Просвещение, 2012 г., в 2-х частях
Цель:
- направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Задачи:
- формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
- расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире;
- обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
- обогащать словарный запас обучающихся.
Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта.
Общая характеристика предмета
Содержание дисциплины «Живой мир» опирается на знакомые детям объекты и явления окружающего мира, углубляет сведения, раскрывающие причины, следственные временные связи между объектами, явлениями и состоянием природы.
Программа построена с учётом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.
Продолжительность занятия 45 минут. Курс имеет оценочную (5 балльную) систему прохождения материала.
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы
VIII вида подготовительный, 1- 4 классы под редакцией В. В. Воронковой.
Содержательный минимум образования
Неживая природа
Сезонные изменения в природе.
Представлений о смене времен года.
Название времен года, знакомство с названиями месяцев.
Изменения в природе поздней осенью и зимой.
Явления и состояния неживой природы (похолодание, замерзание рек, снегопад).
Влияние солнца на изменения в погоде.
Вода в природе.
Простейшие свойства воды.
Температура воздуха.
Обогащение речи специальными терминами, выражениями. Участие в беседе.
Живая природа
Животные
Представление о животных.
Сравнение домашних и диких животных.
Представление об отношении человека к животным. Охрана животных.
Представление о рыбах распространенных в нашей области.
Представление об использовании рыб человеком и охране рыбных угодий.
Красная книга.
Развитие речи учащихся.
Название растений, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху.
Обозначение групп предметов обобщающим словом.
Различать 3-4 комнатных растения.
Человек
Человек. Гигиена тела человека.
Закаливание организма человека.
Питание человека.
Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник; (элементарные представления).
Пища. Правильное питание.
Профилактика пищевых отравлений.
Обогащение речи новыми словами. Участие в беседе.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно – информационную, коммуникативно – деятельностную, ценностно - ориентационную).
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:
простейших свойствах воды, её значения для жизни растений, животных, человека;
растения сада и огорода, их отличия;
разнообразие животного мира, образ жизни и повадки диких и домашних животных;
роль питания в жизни человека, гигиенических правилах;
сезонные изменения в неживой природе жизни растений, животных, человека;
значение воды, тепла, света в жизни растений и животных.
Должны уметь практически применять следующие знания:
Различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями.
Различать наиболее распространенные овощи фрукты, объяснять, где они растут, как их использует человек.
Различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни.
Выполнять элементарные гигиенические правила.
Различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.
Называть изученные предметы и явления.
Различать 2-3 вида комнатных растений, называть части растений, ухаживать за ними.
Различать наиболее распространенные овощи и фрукты.
Различать изученных диких и домашних животных, рыб, птиц.
Различать признаки времен года.
Выполнять элементарные гигиенические требования.
Виды и формы контроля
Формы - устный опрос, кроссворд, КВН.
Виды – вводный, тематический, рубежный, итоговый.
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны уметь:
- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, фактуре);
- участвовать в беседе, отвечать на вопросы полным ответом, используя слова данного вопроса;
- составлять простые распространенные и нераспространенные предложения;
- распространять предложения по вопросам, правильно употреблять формы знакомых слов;
- размечать понятие: слово, предложение, текст;
- подбирать слова по образцу (противоположные по смыслу, близкие по смыслу, рифмы);
- образовать слова по подобию (принёс – пришел, прибежал);
- пересказать текст по плану схеме;
- составлять сказки, рассказы по сюжетным картинкам.
Программное и учебно - методическое обеспечение
Программа: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида подготовительный, 1-4 классы, под редакцией В. В. Воронковой.
Методическое обеспечение: предметные картинки, серия "Знакомство с окружающим миром и развитие речи" (травы, насекомые, птицы, рыбы, животные и др.) - наглядные пособия для педагогов, логопедов, воспитателей, родителей; загадки; муляжи овощей, фруктов, грибов, гербарии.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности». Количество часов всего - 34 в год; в неделю - 1 час.
№ п/п | Тема урока | Дата | Коррекционные задания |
1 | Долгота дня. | 01.09 | Развитие речи, чтения, развитие словарного запаса, понимание речи. Воспитание чувства патриотизма, привитие любви к своей Родине. |
2 | Части суток. | 08.09 | Привитие навыков самообслуживания. Воспитание культуры в общении с окружающим миром. |
3 | «В гостях у золотой осени». Экскурсия. | 15.09 | Развитие речи, чтения, развитие словарного запаса, понимание речи. |
4 | Осенние месяцы. | 22.09 | Привитие навыков самообслуживания. Воспитание чувства патриотизма, привитие любви к своей Родине. |
5 | Жизнь растений осенью. | 29.09 | Воспитание культуры в общении с окружающим миром. Привитие навыков самообслуживания. |
6 | Жизнь животных осенью. | 06.10 | Обучение способностей видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарный вывод |
7 | Перелётные и зимующие птицы. | 13.10 | Развитие речи, чтения, развитие словарного запаса, понимание речи. |
8 | Занятия людей осенью. | 20.10 | Привитие навыков самообслуживания. Воспитание чувства патриотизма, привитие любви к своей Родине. |
9 | Вода. | 27.10 | Обучение способностей видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарный вывод |
10 | Вода горячая и холодная. Температура воды. | 17.11 | Воспитание культуры в общении с окружающим миром. Привитие навыков самообслуживания. |
11 | Вода в природе. | 24.11 | Развитие пространственной ориентировки и наблюдательности. Умение ориентироваться в задании. |
12 | Значение воды. | 01.12 | Развитие речи, чтения, развитие словарного запаса, понимание речи. |
13 | Комнатные растения. | 08.12 | Обучение способностей видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарный вывод |
14 | Части растений. | 15.12 | Привитие навыков самообслуживания. Воспитание чувства патриотизма, привитие любви к своей Родине. |
15 | Уход за растениями. | 22.12 | Развитие пространственной ориентировки и наблюдательности. Умение ориентироваться в задании. |
16 | Зима. | 29.12 | Простейшие способы контроля правильности выполненного задания |
17 | Зимние месяцы. | 19.01 | Воспитание культуры в общении с окружающим миром. Привитие навыков самообслуживания. |
18 | Зима в лесу. | 26.01 | Развитие речи, чтения, развитие словарного запаса, понимание речи. |
19 | Зима. | 02.02 | Обучение способностей видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарный вывод |
20 | Домашние животные. | 09.02 | Привитие навыков самообслуживания. Воспитание чувства патриотизма, привитие любви к своей Родине. |
21 | Дикие животные. | 16.02 | Воспитание культуры в общении с окружающим миром. Привитие навыков самообслуживания. |
22 | Кошка рысь. | 17.02 | Обучение способностей видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарный вывод |
23 | Породы кошки. | 02.03 | Развитие пространственной ориентировки и наблюдательности. Умение ориентироваться в задании. |
24 | Собака, волк. Породы собак. | 16.03 | Развитие речи, чтения, развитие словарного запаса, понимание речи. |
25 | Рыбы. | 17.03 | Воспитание культуры в общении с окружающим миром. Привитие навыков самообслуживания. |
26 | Гигиена человека. | 23.03 | Привитие навыков самообслуживания. Воспитание чувства патриотизма, привитие любви к своей Родине. |
27 | Строение человека. | 06.04 | Обучение способностей видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарный вывод |
28 | Органы пищеварения. Продукты питания. | 13.04 | Развитие пространственной ориентировки и наблюдательности. Умение ориентироваться в задании. |
29 | Сад. Фруктовый сад. Фрукты: груша, ягоды: кустарники (смородина). | 20.04 | Воспитание культуры в общении с окружающим миром. Привитие навыков самообслуживания. |
30 | Природа пробуждается. Первоцветы. Животные весной. Занятия людей весной. | 27.04 | Привитие навыков самообслуживания. Воспитание чувства патриотизма, привитие любви к своей Родине. |
31 | Лето. | 05.05 | Развитие речи, чтения, развитие словарного запаса, понимание речи. |
32 | Растения летом. | 11.05 | Обучение способностей видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарный вывод |
33 | Жизнь животных в летнем лесу. | 18.05 | Воспитание культуры в общении с окружающим миром. Привитие навыков самообслуживания. |
34 | Занятия людей летом. | 25.05 | Обучение способностей видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарный вывод |