СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой и ориентируется на использование учебника "Чтение 3 класс" С.Ю. Ильиной, Л.В. Матвеевой-Лунёвой.
ГКОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа — интернат VIII вида»
_______________________________________________________________________________
РБ, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, 5., тел. 830136 53302
УТВЕРЖДЕНО:
Протокол педсовета
от «___» ________ 2015 г.
Приказ № _________
Директор
_______________ Будаев С.О.
«_____ »______________2015 г
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Чтение и развитие речи»
для 3 класса
на 2015-2016 учебный год
Учитель: Москвитина О.С.
с. Новая Брянь
2015 г
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г № 1599, Уставом ГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», Адаптированной основной образовательной программой школы.
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена в соответствии с программой под редакцией В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 класс». Москва, «Просвещение», 2011.
Тематическое планирование ориентируется на использование учебника для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида С.Ю. Ильиной, Л.В. Матвеевой-Лунёвой «Чтение 3 класс», Москва «Просвещение» 2013 год (допущено Министерством образования Российской Федерации)
План предусматривает обучение в 3 классе в объеме 170 часов, по 5 уроков в неделю по I варианту Базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / для умственно отсталых детей/.
Чтение, как учебный предмет, является ведущим в системе подготовки младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения чтению обусловливает его специфику: все получаемые учащимися знания, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья обусловлена трудностями овладения ими навыками чтения, своеобразием их общего и речевого развития, психофизических функций.
Цель уроков чтения и развития речи: направленность на социализацию личности умственно отсталого ребенка, коррекция и развитие речемыслительных способностей детей и их нравственных позиций поведения. Уроки чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида организуются как уроки объяснительного чтения. Объяснительное чтение предполагает полное и подробное объяснение учителем содержания прочитанного. В процессе объяснительного чтения решаются следующие задачи:
воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;
совершенствование навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;
расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире;
формирование положительных личностных качеств учеников;
развитие всех видов речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных операций, познавательной деятельности в целом;
формирование элементов самостоятельной читательской активности.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.
Основные направления коррекционной работы:
• развитие артикуляционной моторики;
• формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
• развитие высших психических функций;
• коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
• развитие речи, владение техникой речи;
• расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
• коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Программа по чтению и развитию речи состоит из следующих разделов: техника чтения, понимание читаемого, развитие устной речи, внеклассное чтение, примерная тематика.
В 3 классе учащиеся должны перейти на осознанное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Допускается чтение по слогам слов трудных по смыслу и слоговой структуре. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом). Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов и приёмов обучения.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. В процессе анализа произведения важно не нарушать непосредственного переживания детей за судьбы героев, добиваясь точности эмоционального восприятия за счёт выразительного чтения текста учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряжённость ситуации. От класса к классу возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев в мотивации этих поступков, в выделении непонятных: слов. Школьники овладевают умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного по фабуле произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта. Такая работа обеспечивается подбором текстов, соответствующих интересам учащихся, и целенаправленными вопросами учителя.
Содержание программы
Техника чтения
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Понимание читаемого
Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
Развитие устной речи
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки. Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок. Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения. Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.
Внеклассное чтение
Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой. Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.
Примерная тематика
Произведения о Родине, о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей. Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела. | Количество часов. |
1. | О школе и школьниках! | 13 часов |
2. | Листьям время опадать. | 13 часов |
3. | Верные помощники. | 19 часов |
4. | Крылатые друзья. | 22 часа |
5. | Здравствуй, Зимушка-зима! | 19 часов |
6. | Сказочные истории | 11 часов |
7. | Трудолюбие – это клад. | 11 часов |
8. | Настали дни весенние! | 23 часа |
9. | Вот такие истории… | 16 часов |
10. | Летняя пора | 23 часа |
| Итого: | 170 часов |
Поурочное планирование уроков чтения и развития речи в 3 классе (170 ч)
№ | Тема
| Тип урока | Коррекционные задачи | Словарь | Приемы по развитию устной речи | Оборудование | Домашнее задание и повторение |
I четверть -45 часов | |||||||
О школе и о школьниках (13ч) | |||||||
1 | В. Суслов. «Веселый звонок». | Изучение нового материала и первичное закрепление | Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Составь рассказ» | Задорно, искренне | Чтение, объяснение, запоминание слов и выражений | Учебные принадлежности, картинки по теме «Школа» | Стр.3, выразительно читать. |
2 | С. Погореловский. «Отчего краснеют буквы». | Комбинированный | Коррекция мышления, речи, внимания на основе упражнения «Расскажи» | Вкривь да вкось | Чтение, объяснение, запоминание слов и выражений | Учебные принадлежности, азбука «От А до Я» | Стр.4,5, выразительно читать. Повторить вежливые слова. |
3 | И. Дик. «Тяп-ляп». | Актуализация знаний и умений | Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Читай по ролям», «Расскажи по плану» | Костей не соберешь, ноги от пола оторви | Рассказ текста по плану | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 6 | Стр.6,7, выразительно читать. |
4 | Б. Заходер. «Перемена». | Комбинированный | Коррекция вербальной памяти на основе упражнения «Найди и прочитай» | Перемена, бедовый | Подбор строк из текста к картинке | Учебные принадлежности, картинки по теме «Школа» | Стр.10, 11, выразительно читать. |
5 | В. Голявкин. «Не везет». | Изучение нового материала и первичное закрепление | Коррекция вербальной памяти на основе упражнения «Найди и прочитай» | Весело на душе | Ответы на вопросы | Учебные принадлежности, картинки по теме «Школа» | Стр.10,11, читать, отвечать на вопросы. |
6-7 | И.Молчанов - Сибирский. «Есть ли время для задачек?» | Комбинированный | Развитие логического мышления, памяти, речи через упражнение «Ответь на вопрос», | Бойкая | Составление рассказа | Учебные принадлежности, наглядный и раздаточный материал «Игрушки». | Стр.11-12, выразительно читать, отвечать на вопросы. |
8 | По С. Багрову. «Чужая отметка». | Изучение нового материала и первичное закрепление | Развитие логического мышления, памяти, речи через упражнение «Ответь на вопрос» | Вечный троечник | Ответы на вопросы | Учебные принадлежности, иллюстрация стр. 14
| Стр.13,14, читать, отвечать на вопросы. |
9 | По С. Багрову. «Чужая отметка». | Комбинированный | Коррекция мышления, речи, внимания на основе упражнения «Читай по ролям» | Хлынуть | Составление плана к рассказу | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 14. | Стр. 14,15, читать, отвечать на вопросы. |
10 | По С. Багрову. «Чужая отметка». Пересказ по плану | Комбинированный | Коррекция мышления, речи, внимания на основе упражнения «Расскажи» | Чужая отметка | Пересказ по плану | Учебные принадлежности, картинки по теме «Школа» | Стр. 14,15, читать, пересказывать. |
11 | Я. Аким. «Митины каникулы». | Комплексное применение знаний и умений | Развитие логического мышления, памяти, речи через упражнение «Ответь на вопрос» | Канитель, глаза продрал | Ответы на вопросы | Учебные принадлежности, иллюстрации с. 16, 17 | Стр. 16,17, выразительно читать, отвечать на вопросы. |
12 | С. Михалков. «Школьные задания». | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция памяти, речи на основе упражнения «Расскажи» | Приложить старания, иметь терпение | Объяснение выражений «приложить старания, иметь терпение» | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 18 | Стр. 18,19, выразительно читать, отвечать на вопросы. |
13 | Повторительно - обобщающий урок по теме: «О школе и школьниках». | Обобщение и систематизация знаний и умений | Развитие логического мышления, памяти, речи через упражнение «Ответь на вопросы» | Успеваемость | Самостоятель ная работа по вопросам и заданиям учебника | Учебные принадлежности, картинки по теме «Школа» | Стр.19, ответы на вопросы. |
Листьям время опадать (13ч) | |||||||
14 | Песенка (Латышская народная) | Изучение нового материала и первичное закрепление | Коррекция мышления на основе упражнения «Выбери». | Красно лето | Выразительное чтение | Учебные принадлежности. Пособие «Родная природа» | Стр.20, 21, выразительно читать. Повторить признаки осени. |
15 | Отгадай загадки | Комбинированный | Коррекция логического мышления через отгадывание загадок | Озябший | Отгадывание загадок | Учебные принадлежности, картинки к загадкам
| Стр. 21, выразительно читать, отгадывать загадки. |
16 | К. Бальмонт «Осень». | Комбинированный | Развитие кинестической памяти на основе упражнений «Ухо-нос» | Благовонье | Заучивание наизусть | Учебные принадлежности, пособие «Родная природа». | Стр.22, выучить наизусть
|
17 | По С. Багрову «Поспела брусника!». | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений «Найди и прочитай» | Замшелые, спозаранку, безмолвные | Подбор части текста к картинке | Учебные принадлежности, набор карточек «Ягоды». | Стр.23-24, читать, отвечать на вопросы. |
18 | В. Орлов. «Осеннее наступление». | Комплексное применение знаний и умений
| Коррекция памяти на основе упражнений «Прочитай наизусть» | Отступает лето | Заучивание наизусть | Учебные принадлежности, картинки «Осень». | Стр.25, выучить наизусть. |
19 | По А. Баркову. «Золотая осень у тихих дорог». Знакомство с содержанием. | Комбинированный | Корригировать устную речь, память через систему вопросов | Чоканье | Пересказ | Учебные принадлежности, пособие «Родная природа». | Стр. 26,27, читать, пересказывать. |
20 | По А. Баркову. «Золотая осень у тихих дорог». Работа над текстом. | Комплексное применение знаний и умений
| Коррекция памяти, мышления внимания на основе упражнения «Разминка» | Лопотать | Выборочное чтение | Презентация по теме «Осень», пособие «Родная природа». | Стр. 26,28, читать, отвечать на вопросы. |
21 | М. Исаковский. «Родное». | Комбинированный | Коррекция памяти и связной устной речи на основе упражнения «Расскажи» | Вехи | Объяснение выражений из стихотворения | Иллюстрация к тексту | Стр.28, читать, отвечать на вопросы. |
22 | И.Мазнин «Посмотри, как день прекрасен!» | Изучение нового материала и первичное закрепление | Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни», «Расскажи» | Небос клон багряный, рдеть, пурпурный | Выразительное чтение | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 29 | Стр. 29-30 ,выразительно читать, отвечать на вопросы. |
23 | По Ю. Ковалю. «Листобой». | Комбинированный | Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения «Сравни» | Раскрыта настежь | Рассказ по картинке | Учебные принадлежности, иллюстрации к тексту с 31, | Стр.28-30, читать, отвечать на вопросы. |
24 | Г. Ладонщиков. «Поздняя осень». | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнений «Расскажи» | Прозрачная вода | Заучивание наизусть | Учебные принадлежности, картинки к стихотворению | Стр. 32, выучить наизусть |
25 | По К. Паустовскому. «Первый снег». | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления на основе упражнений «Выбери картинку» | Под стрехи | Ответы на вопросы | Учебные принадлежности, картинки к рассказу | Стр. 33, 34, читать, отвечать на вопросы. |
26 | Повторительно - обобщающий урок по теме: «Листьям – время опадать». | Обобщение и систематизация знаний и умений | Корригировать устную речь, память через систему вопросов | Листопад | Ответы на вопросы | Учебные принадлежности, картинки «Осень». | Стр.35, ответы на вопросы. |
Верные помощники ( 19 ч) | |||||||
27 | «Потешка» (Русская народная). | Изучение нового материала и первичное закрепление | Коррекция речи, внимания на основе упражнения «Расскажи» | Рожок, лозочка, дубровка | Объяснение выражений из текста. | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 36.
| Стр.36, 37, выразительно читать.. |
28 | «Беглец» (Таджикская песенка). | Комбинированный | Коррекция внимания, речи на основе упражнения «Читай выразительно» | Плутать, блеять | Самостоятельная работа по заданиям учебника. | Набор картинок «Животные». | Стр.37,38, выразительно читать. |
29 | «Овечка и волк» (Украинская сказка). | Актуализация знаний и умений | Коррекция вербальной памяти на основе упражнения «Назови слово» | Задали взбучку | Ответы на вопросы | Иллюстрации «Животные». Наглядный и раздаточный материал | Стр.38, 39, читать, отвечать на вопросы. |
30 | «Потешка» (Русская народная). | Комбинированный | Коррекция речи, внимания на основе упражнений «Читай выразительно» | Сытно, пойло | Самостоятельная работа по заданиям учебника. | Иллюстрации «Животные». Наглядный и раздаточный материал | Стр. 40,41, выразительно читать, отвечать на вопросы. |
31 | «Едем, едем на лошадке» (Шведская песенка). | Изучение нового материала и первичное закрепление | Коррекция речи, внимания на основе упражнений «Читай выразительно». | Ретивый, пудинг | Ответы на вопросы | Учебные принадлежности, плакат «Домашние животные». | Стр.41,40, читать, отвечать на вопросы. |
32-33 | «Козел» (Русская песенка). | Комбинированный | Коррекция речи, внимания на основе упражнений «Читай выразительно» | Приужах нулся | Интонированное чтение | Иллюстрации «Животные». Презентация | Стр.42 -44, выразительно читать. |
34 | Загадки о животных. | Комбинированный | Коррекция устной речи, памяти через систему вопросов. | Дважды | Отгадывание загадок | Набор картинок «Животные». | Стр.44,45, читать, отгадывать загадки |
35 | «Песенка» (Русская народная). | Комбинированный | Коррекция устной речи, памяти через систему вопросов | Удиви тельной красы | Ответы на вопросы по содержанию | Учебные принадлежности, иллюстрация «кот», презентация. | Стр. 45 выразительно читать.
|
36 | «Потешка» (Русская народная). | Комплексное применение знаний и умений | Развитие логического мышления, памяти, речи через упражнения «ответь на вопросы» | Сукно | Интонированное чтение | Учебные принадлежности, презентация. | Стр. 46, выразительно читать, отвечать на вопросы |
37 | «Барин» (Загадка). | Комплексное применение знаний и умений | Развитие логического мышления, памяти, речи через упражнения «ответь на вопросы» | Чутко | Чтение и отгадывание загадок | Иллюстрации «Животные». презентация. | Стр. 47, выразительно читать, отгадывать загадки |
38 | В. Бианки. «Кошкин питомец». | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция вербальной памяти на основе упражнения «Найди и прочитай». | Приемыш, питомец | Пересказ | Учебные принадлежности, иллюстрации «Кошка», «Заяц» | Стр. 47,48, читать, отвечать на вопросы |
39 | «Колыбельная песенка» (Русская народная). | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция речи, внимания на основе упражнения «Читай выразительно» | Ноченька | Интонированное чтение | Учебные принадлежности, иллюстрация к песенке | Стр. 48, 49, выразительно читать. |
40 | «Собака и волк» (Русская сказка). | Комбинированный | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений «Найди и прочитай» | Копна, галушки | Выборочное чтение | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 50 | Стр. 49-51, читать, отвечать на вопросы. |
41 | «Собака и волк» (Русская сказка). | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция, речи, внимания на основе упражнения «Читай выразительно». | Плетень, на славу | Ответы на вопросы по тексту | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 50 | Стр. 52,53, читать, отвечать на вопросы. |
42 | «Собака и волк» (Русская сказка). | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция мышления, речи, внимания на основе упражнений «Читай по ролям», «Расскажи». | Плетень, на славу | Пересказ по опорным словам | Учебные принадлежности, слайды к тексту | Стр. 49-53, пересказывать отрывок. |
43 | По Г. Снегиреву. «Верблюжья варежка». | Комбинированный | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений «Найди и прочитай» | Оглобля | Ответы на вопросы | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 55 | Стр. 53, читать, отвечать на вопросы. |
44 | По Г. Снегиреву. «Верблюжья варежка». | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений «Найди и прочитай» | Напряла ниток | Выборочное чтение | Учебные принадлежности иллюстрация с. 55 | Стр. 54, 55, читать, пересказывать. |
45 | Повторительно - обобщающий урок по теме: «Верные помощники». | Обобщение и систематизация знаний и умений | Коррекция устной речи, памяти через систему вопросов | Животное | Рассказ о своем любимом домашнем животном | Учебные принадлежности, иллюстрации «Животные» | Стр.56, отвечать на вопросы. |
II четверть -35 часов | |||||||
Крылатые друзья (22ч) | |||||||
1 | «Закличка». | Изучение нового материала и первичное закрепление | Коррекция речи, внимания, мышления на основе упражнения «Читай выразительно» | Рябушеч ка | Ответы на вопросы. | Набор картинок «Птицы». | Стр. 57, выразительно читать, отвечать на вопросы. |
2 | «Потешка» (Русская народная). | Изучение нового материала и первичное закрепление | Развитие логического мышления, памяти через упражнение «Ответь на вопрос» | Слыхать | Ответы на вопросы. | Учебные принадлежности, набор картинок «Птицы». | Стр. 58, выразительно читать, отвечать на вопросы. |
3 | «Воробей» (Белорусская песенка). | Комбинированный | Коррекция внимания на основе упражнения «Найди и прочитай» | Ячмень | Ответы на вопросы. | Иллюстрации «Птицы». Презентация | Стр.58, 59, выразительно читать. |
4 | Н. Рубцов. «Воробей». | Комбинированный | Коррекция мышления на основе упражнения «Замени по смыслу» | Подвода с поклажей | Выразительное чтение. | Иллюстрации «Птицы». Презентация | Стр.59, выразительно читать, отвечать на вопросы. |
5 | «Потешка» (Русская народная). | Комплексное применение знаний и умений
| Коррекция мышления, речи, внимания на основе упражнения «Найди и прочитай», | Бывали, едали | Обыгрывание с помощью пальцев рук | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 60 | Стр.60, выразительно читать. |
6 | По Н. Коростелеву. «Наша Галя». | Комбинированный | Коррекция мышления, речи, внимания на основе упражнения «Прочитай внимательно» | Укромные | Выборочное чтение | Учебные принадлежности, иллюстрация к тексту. | Стр.61, читать, отвечать на вопросы. |
7 | «Сорока» (Загадка). | Комбинированный | Коррекция логического мышления через отгадывание загадок. | Сажа | Отгадывание загадок | Иллюстрации «Птицы». Презентация | Стр.62, читать и отгадывать загадки. |
8 | «Совушка» (Русская потешка). | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция мышления, речи, внимания на основании упражнений «Прочитай выразительно» | Головушка | Выразительное чтение | Учебные принадлежности, иллюстрация «Сова» | Стр.62, читать выразительно. |
9 | По А. Баркову. «Внезапное открытие». | Комбинированный | Коррекция эмоциональной сферы через упражнение «Улыбка» | Хитрец, задира | Пересказ | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 64 | Стр.63, 64, читать, пересказывать. |
10 | К. Чуковский. «Отгадай загадку». | Комбинированный | Коррекция логического мышления через отгадывание загадок. | Живое чудо | Отгадывание загадок | Иллюстрации «Птицы». Презентация | Стр.65, читать и отгадывать загадки. |
11 | С. Черный. «Что ты тискаешь утенка». | Изучение нового материала и первичное закрепление | Коррекция зрительного восприятия, мышления на основе упражнения «Найди и прочитай» | Капут | Ответы на вопросы | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 65. | Стр.65,66, выразительно читать, отвечать на вопросы. |
12 | По Н. Сладкову. «Говорящие яички». | Комбинированный | Коррекция зрительного восприятия, мышления на основе упражнения «Найди и прочитай» | Куропатка | Выборочное чтение | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 67 | Стр.67, 68, читать, отвечать на вопросы. |
13 | По Н. Сладкову. «Говорящие яички». | Комплексное применение знаний и умений
| Коррекция мышления, речи, внимания на основе упражнений «Читай по ролям», «Расскажи». | Непременно | Ответы на вопросы | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 67 | Стр.66- 68, читать, отвечать на вопросы. |
14 | «Потешка» (Русская народная). | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция мышления, речи, внимания на основании упражнений «Прочитай выразительно» | Боятся | Обыгрывание с помощью пальцев рук | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 60 | Стр.68, выразительно читать. |
15 | С. Михалков. «Зяблик». | Комплексное применение знаний и умений
| Коррекция мышления. Речи, внимания на основе упражнения «Читай по ролям», «Расскажи» | Птичий рынок | Рассказ по плану о крылатом друге | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 69 | Стр.69, 70, читать, отвечать на вопросы. |
16 | С. Махотин. «Плохая привычка». | Комплексное применение знаний и умений
| Коррекция мышления, речи, внимания на основе упражнения «Расскажи по плану», «Ответь на вопросы» | Фанера | Рассказ по плану стр. 71 | Учебные принадлежности, картинка «Птичья кормушка», иллюстрация с. 71 | Стр. 71, читать, отвечать на вопросы. |
17 | По Т. Чинаревой. «Угощенье для синиц». | Комбинированный | Коррекция устной связной речи через систему вопросов | Ухватилась | Высказывание на заданную тему | Учебные принадлежности, иллюстрация «Синица» | Стр. 72, 73, читать, отвечать на вопросы. |
18 | По Т. Чинаревой. «Угощенье для синиц». | Комплексное применение знаний и умений
| Коррекция зрительного восприятия, мышления, на основании упражнения «Найди и прочитай». | Вышагивал | Ответы на вопросы. | Учебные принадлежности, иллюстрация «Синица» | Стр.73, 74, читать, пересказывать. |
19 | По Т. Чинаревой. «Угощенье для синиц». | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция устной речи. Памяти через систему вопросов | Школь ный сад | Чтение по ролям. | Учебные принадлежности, иллюстрация «Синица» | Стр.74,75, читать по ролям. |
20-21 | Загадки о птицах | Комбинированный | Коррекция логического мышления через отгадывание загадок | Топоренок | Отгадывание загадок | Иллюстрации «Птицы». Презентации | Стр.75, читать и отгадывать загадки. |
22 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Крылатые друзья». | Комплексное применение знаний и умений
| Коррекция устной речи, памяти через систему вопросов | Пернатые | Составление рассказа | Учебные принадлежности, набор картинок «Птицы» | Стр.76, отвечать на вопросы. |
Здравствуй, зимушка-зима! (19ч) | |||||||
23 | «Песенка» (русская народная). | Изучение нового материала и первичное закрепление | Коррекция мышления, речи, внимания на основе упражнения «Прочитай выразительно» | Самокаточки | Ответы на вопросы | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 77, пособие «Родная природа» | Стр.77, выучить наизусть. Повторить зимние месяцы. |
24 | И. Бунин. «Первый снег». | Комбинированный | Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Прочитай выразительно» | Холодом пахнуло, пурпур | Рассказ по плану | Учебные принадлежности, картинки к тексту | Стр.78, читать, отвечать на вопросы. Повторить признаки зимы. |
25 | По Р. Погодину. «Неприятностей не оберешься». 1 ч. | Комбинированный | Развитие тактильного восприятия на основе игры «Волшебный мешочек» | Замерзлая вода | Ответы на вопросы | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 80. | Стр.79, 80, читать, отвечать на вопросы. |
26 | По Р. Погодину. «Неприятностей не оберешься». 2 ч. | Комплексное применение знаний и умений | Развитие памяти, внимания в процессе нахождения заданного материала в учебнике. | Юркнуть | Чтение по ролям. | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 80. | Стр. 81, 82, читать по ролям. |
27 | По Р. Погодину. «Неприятностей не оберешься». Работа над текстом. | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция устной речи, памяти через систему вопросов | Неприятности | Подбор строчек из произведения к рисунку. | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 80. | Стр.79-82, читать, отвечать на вопросы. |
28 | Г. Ладонщиков. «Здравствуй, Зимушка-зима!». | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция устной речи, памяти через систему вопросов | Легкокрылый, пичуги | Заучивание наизусть | Учебные принадлежности, плакат «Времена года». | Стр. 82, 83, выучить наизусть. |
29 | Г. Скребицкий. «Зима». | Изучение нового материала и первичное закрепление | Способствовать коррекции мышления через упражнение «Пословицы» | Проказник - ветер | Работа по вопросам учебника | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 84, пособие «Родная природа». | Стр. 83, 84, читать, отвечать на вопросы. |
30 | Г. Скребицкий. «Зима». | Комбинированный | Коррекция мышления, речи, внимания на основе упражнения «Найди и прочитай» | Следочки | Словесное рисование | Учебные принадлежности, картинки по теме «Зима» | Стр.83-85, читать, пересказывать. |
31 | И. Соловьев-Микитов. «Зимняя ночь». | Изучение нового материала и первичное закрепление | Коррекция устной речи, памяти через систему вопросов | Скатерть снегов | Выборочное чтение | Учебные принадлежности, картинки к тексту. | Стр.85, 86, читать, отвечать на вопросы. |
32 | По Ю. Ковалю. «Снегири и коты». | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция устной речи, памяти через систему вопросов. | Палевая | Пересказ | Учебные принадлежности, картинки «Кот», «Снегирь» | Стр.87, читать, пересказывать. |
33 | Загадки о зиме | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления через отгадывание загадок | Припечет | Отгадывание загадок | Учебные принадлежности, пособие «Родная природа» | Стр.88, читать и отгадывать загадки |
34 | В. Осеева. «На катке». | Актуализация знаний и умений | Коррекция зрительного восприятия, мышления на основе упражнения «Найди и прочитай» | Фокусы | Чтение по ролям | Учебные принадлежности, картинка «На катке» | Стр.88, 89, читать по ролям. |
35 | О.Высотская. «Пришла зима с морозами». | Комбинированный | Коррекция памяти на основе чтения стихотворения наизусть | Бодрящая | Выразительное чтение | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 90 | Стр.80, выразительно читать. |
|
|
| III четверть –48 часов |
|
|
|
|
1 | По В. Голявкину. «Как я встречал Новый год». | Комбинированный | Коррекция зрительного восприятия, мышления на основе упражнения «Найди и прочитай» | Будущий | Ответы на вопросы | Учебные принадлежности, картинки к тексту. | Стр.91, читать, отвечать на вопросы. |
2 | По В. Голявкину. «Как я встречал Новый год». | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция устной речи, памяти через систему вопросов | Спор закончился | Пересказ | Учебные принадлежности, картинки к тексту. | Стр.91,92, читать, пересказывать. |
3-4 | В. Орлов. «Снежная баба». | Комбинированный | Коррекция устной речи, памяти через систему вопросов | Набекрень | Ответы на вопросы словами текста | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 93. | Стр.93,94, читать, отвечать на вопросы. |
5 | Загадки о зиме. | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления через отгадывание загадок | Холсты | Отгадывание загадок | Учебные принадлежности, картинки к загадкам. | Стр.94, 95, читать и отгадывать загадки |
6 | Повторительно - обобщающий урок на тему: «Здравствуй, Зимушка - зима!» | Обобщение и систематизация знаний и умений | Коррекция устной речи, памяти через систему вопросов | Зимовье | Ответы на вопросы | Учебные принадлежности, картинки по теме «Зима» | Стр.95, отвечать на вопросы. |
Сказочные истории (11ч) | |||||||
7 | «Три арбузных семечка» (Таджикская сказка). | Изучение нового материала и первичное закрепление | Коррекция памяти, мышления, на основе упражнения «Подбери название». | Камнем упал на землю Жить в достатке | Ответы на вопросы | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 96. | Стр. 96- 98, читать, отвечать на вопросы. |
8 | «Три арбузных семечка» (Таджикская сказка). | Комбинированный | Коррекция логического мышления на основе упражнения «Найди и прочитай». | Утаивая | Пересказ | Учебные принадлежности, иллюстрация к тексту. | Стр.100, 101, читать, пересказывать. |
9 | «Три арбузных семечка» (Таджикская сказка). | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция вербальной памяти на основе упражнения «Назови слово-предмет» | Жалить | Выборочное чтение
| Учебные принадлежности, иллюстрация к тексту. | Стр.96 - 101, читать, пересказывать |
10 | «Дочка пекаря» (Английская сказка). | Изучение нового материала и первичное закрепление | Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Найди и прочитай» | Фея | Ответы на вопросы | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 102. | Стр.101, 102, читать, отвечать на вопросы. |
11 | «Дочка пекаря» (Английская сказка). | Актуализация знаний и умений | Коррекция устной речи, памяти через систему вопросов | Нищенка | Деление текста на части | Учебные принадлежности, слайды к тексту. | Стр.102, 103, читать, пересказывать. |
12 | «Алмазный топор» (Литовская сказка). | Комбинированный | Коррекция устной речи, памяти через систему вопросов | с досады глазом не успел моргнуть
| чтение по ролям | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 102. | Стр. 104-106, читать по ролям. |
13 | «Алмазный топор» (Литовская сказка). | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Найди и прочитай» | Взяла его зависть Богач, бедняк | Выборочное чтение | Учебные принадлежности, картинки к тексту. | Стр. 104-108, читать, пересказывать. |
14 | «Львиная доля» (Дагестанская сказка). | Комбинированный | Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Читай по ролям» | Наутек | Чтение по ролям | Учебные принадлежности, картинки к тексту. | Стр. 108, 109, читать по ролям. |
15 | «В шутку едим, в шутку работаем» (Латышская сказка). | Комбинированный | Коррекция устной речи, памяти через систему вопросов | Чередой | Подбор отрывка к иллюстрации | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 110. | Стр. 110, 111, читать, подобрать отрывок к иллюстрации |
16 | Отгадай загадки. | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления через отгадывание загадок | Стальной | Отгадывание загадок | Учебные принадлежности, картинки к загадкам. | Стр. 111, 112, читать и отгадывать загадки |
17 | Повторительно - обобщающий урок по теме: «Сказочные истории». | Обобщение и систематизация знаний и умений | Коррекция устной речи, памяти через систему вопросов | Задрожал | Ответы на вопросы | Учебные принадлежности, иллюстрации к сказкам | Стр. 112, ответить на вопросы. |
Трудолюбие-это клад (11ч) | |||||||
18 | Потешки (Русские народные). | Изучение нового материала и первичное закрепление | Коррекция мышления, речи, внимания на основе упражнений «Читай по ролям» | Бренчит Молотить | Чтение по ролям | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 113. | Стр.113, 114, читать по ролям. |
19 | Колыбельная песня (Русская народная). | Комбинированный | Коррекция устной речи, памяти через систему вопросов | Ночевать | Ответы на вопросы | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 116. | Стр.116, выразительно читать. |
20 | «Пирог» (Венгерская песенка). | Комплексное применение знаний и умений
| Коррекция мышления, речи, внимания на основе упражнения «Прочитай выразительно» | Замесить, начинить | Рассказ по картинке | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 117. | Стр.116, 117, выразитель но читать. |
21 | «Трудолюбивый Ниссе » (Шведская песенка). | Комплексное применение знаний и умений
| Коррекция устной речи, памяти через систему вопросов | Премудрости постиг, тачать | Ответы на вопросы | Учебные принадлежности, иллюстрации с 118. | Стр.118, выразительно читать, отвечать на вопросы..
|
22 | «Колосок» (Украинская сказка). | Комбинированный | Коррекция памяти, мышления на основе упражнения «Читай по ролям». | Чуть свет Чехарда
| Пересказ | Учебные принадлежности, иллюстрация с 119. | Стр.119, 120, читать, пересказывать. |
23 | «По работе и награда» (Русская народная сказка). | Комплексное применение знаний и умений
| Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи» | Падчери ца Довести Без толку | Рассказ по плану | Учебные принадлежности, план пересказа. | Стр.128, читать, рассказывать по плану. |
24 | С. Маршак «Сказка про двух лодырей». | Комбинированный | Коррекция памяти, мышления на основе упражнения «Перескажи по плану». | Дым столбом | Подбор строк к картинке | Учебные принадлежности, иллюстрация с 129. | Стр.129, 130, читать, отвечать на вопросы. |
25 | Р. Абдрахманов «Новая перина». | Комплексное применение знаний и умений
| Развитие памяти, внимания в процессе нахождения заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее» | Окучивать Перинка | пересказ | Учебные принадлежности, картинки к тексту. | Стр.132-133, читать, пересказывать. |
26 | По Е. Пермяку. «Хитрый коврик». | Комбинированный | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи» | Добудь
| Деление текста на части | Учебные принадлежности, картинка с 134. | Стр.134-135, читать по ролям |
27 | По Е. Пермяку. «Хитрый коврик». | Комплексное применение знаний и умений
| Коррекция диалогической и монологической речи на основе чтения по ролям | Прясть | Чтение по ролям | Учебные принадлежности, иллюстрация к тексту. | Стр.134-135, читать по ролям |
28 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Трудолюбие - это клад». | Обобщение и систематизация знаний и умений | Коррекция устной речи, памяти через систему вопросов | Трудолюбие | Ответы на вопросы | Учебные принадлежности, презентация. | Стр.136, отвечать на вопросы. |
Настали дни весенние (23ч.) | |||||||
29 | Заклички о весне. | Изучение нового материала и первичное закрепление | Коррекция мышления, речи, внимания на основе упражнения «Прочитай выразительно» | Долинушка | Ответы на вопросы | Учебные принадлежности, картинки с 137 | Стр. 137, 138, выразительно читать. Повторить времена года. |
30 | Г. Скребицкий. «Любимое время года». | Комбинированный | Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Найди и прочитай» | Ложбинки, на припеке | Ответы на вопросы | Учебные принадлежности, пособие «Родная природа». | Стр.138, читать, отвечать на вопросы. Повторить весенние месяцы. |
31 | По Л. Толстому. «Солнце-тепло». | Комплексное применение знаний и умений
| Коррекция мышления, речи, внимания на основе упражнения «Опиши» | Осаживаться | Выборочное чтение | Учебные принадлежности, иллюстрация на тему «Весна». | Стр.139, читать, отвечать на вопросы. |
32 | Г. Витез. «Весна подарила». | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция мышления, речи, внимания на основе упражнения «Прочитай выразительно» | Разыгра лись в чет и нечет | Заучивание наизусть | Учебные принадлежности, плакат «Времена года». | Стр. 140, выучить наизусть. |
33 | По А. Баркову. «Березовый сок». | Комбинированный | Коррекция вербальной памяти на основе упражнения «Назови слово-предмет» | Служить укором всем | Рассказ по плану | Учебные принадлежности, картинка с. 141. | Стр.141-142, рассказ по плану. |
34 | По А. Баркову. «Березовый сок». | Комплексное применение знаний и умений
| Коррекция диалогической и монологической форм устной речи на основе чтения по ролям. | «Плакала» березка | Пересказ | Учебные принадлежности, картинка «Берёза» | Стр.141-142, читать, пересказывать. |
35 | «Веснянка» (Украинская песенка). | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция мышления, речи, памяти через систему вопросов | Землица -матушка | Ответы на вопросы | Учебные принадлежности, пособие «Родная природа». | Стр.143, выразительно читать.
|
36 | М.Пришвин «Разговор деревьев». | Актуализация знаний и умений | Коррекция мышления, речи, памяти на основе упражнения «Опиши» | Ароматный | Ответы на вопрос | Учебные принадлежности, набор иллюстраций «Деревья» | Стр.144, читать, пересказывать. |
37 | Н. Хазри. «Весна-это я!». | Комбинированный | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Подбери название к картинке» | Кипень | Подбор строк к картинке | Учебные принадлежности, картинка с. 145 | Стр.144, 145, читать. Повторить весенние месяцы. |
38 | К. Ушинский. «Пчелки на разведках». | Комплексное применение знаний и умений
| Коррекция и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи по плану» | Стебельки | Работа по вопросам учебника | Наглядный и раздаточный материал. Часть 9 (Рыбы. Насекомые) | Стр.145, 146, читать, отвечать на вопросы. |
39 | К. Ушинский. «Пчелки на разведках». | Комплексное применение знаний и умений
| Коррекция памяти, мышления, речи на основе упражнения «Опиши» | Наведываться | Рассказ по плану | Наглядный и раздаточный материал. Часть 9 (Рыбы. Насекомые) | Стр.146, 147, читать, пересказывать по плану. |
40-41 | О. Высотская. «Гришины подарки». | Комбинированный | Коррекция мышления, речи, памяти через систему вопросов | Сквер | Ответы на вопросы | Учебные принадлежности, картинки с. 148 | Стр. 147-149, читать, отвечать на вопросы. |
42 | А. Седугин. «Тихо-тихо». | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция внимания, памяти, речи на основе упражнения «Прочитай по ролям» | Морщинка | Чтение по ролям | Учебные принадлежности, картинки к тексту. | Стр.149, 150, читать по ролям. |
43-44 | Н. Голь, Г. Григорьев. «Песенка о бабушкиных ладонях» | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи по плану» | Ладушки | Выразительное чтение | Учебные принадлежности, картинка с. 151.
| Стр.151, выразительно читать. |
45 | А.Барто «Весенняя гроза» | Комбинированный | Коррекция памяти на основе чтения стихотворения наизусть | Небо расколо лось | выразительное чтение | Учебные принадлежности, слайды к тексту. | Стр.152, выразительно читать. Повторить родственные связи. |
46 | По В. Алексееву «Огородники». | Изучение нового материала и первичное закрепление | Коррекция мышления, памяти, речи на основе упражнения «Расскажи» | гадать минеры
| Выборочное чтение | Учебные принадлежности, картинки к тексту. | Стр.153, 154, читать, пересказывать. |
47 | По В. Алексееву «Огородники». | Комбинированный | Коррекция мышления, речи, внимания на основе упражнения «Читай по ролям» | Лихой
| Ответы на вопросы | Учебные принадлежности, картинки к тексту. | Стр.154, 155, читать, отвечать на вопросы. |
48 | По В. Алексееву «Огородники». | Комплексное применение знаний и умений
| Развитие внимания в процессе нахождения заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее» | Минные поля заслоны | Пересказ | Учебные принадлежности, картинки к тексту | Стр.155, читать, пересказывать. |
IV четверть- 42 часа | |||||||
1 | К. Ушинский. «Наше Отечество». | Изучение нового материала и первичное закрепление | Развитие связной устной речи на основе упражнения «Объясни» | Испокон веку | Ответы на вопросы | Учебные принадлежности, иллюстрации «Москва», «Флаг РФ» | Стр.155, 156, читать,отвечать на вопросы. |
2 | А. Мамутис. «Твоя родина». | Комбинированный | Коррекция мышления, речи, памяти через систему вопросов | Песчаная коса | Заучивание наизусть | Учебные принадлежности, картинка с. 156. | Стр.156, выучить наизусть. |
3 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Настали дни весенние». | Обобщение и систематизация знаний и умений | Коррекция устной речи, памяти через систему вопросов | Вешние | Ответы на вопросы | Учебные принадлежности, картинки на тему «Весна» | Стр.157, отвечать на вопросы. |
Вот какие истории (16ч) | |||||||
4 | В. Азбукин. «Пример аккуратности». | Изучение нового материала и первичное закрепление | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основании упражнения «Расскажи» | Одетые «с иголоч ки» | Выразительное чтение | Наглядный и раздаточный материал «Игрушки», картинки с. 158, 159. | Стр.158, 159, выразительно читать. |
5 | Е. Пермяк. «Случай с кошельком». | Комбинированный | Коррекция логического мышления на основе игры «Лишняя буква, слог, слово» | Седенькая | Чтение по ролям | Учебные принадлежности, иллюстрация к тексту. | Стр.160, 161, читать по ролям. |
6 | В. Торопыгин. «Удивительные люди». | Комбинированный
| Коррекция мышления, речи, внимания на основе упражнения «Читай по ролям» | Привычка | Ответы на вопросы
| Учебные принадлежности, иллюстрация к тексту. | Стр.161, 162, выразительно читать. |
7 | По С. Лежневой. «Как Вовка праздновал день рождения». | Комбинированный
| Коррекция мышления, речи, внимания на основе упражнения «Расшифруй» | Суетиться, надуться | Выборочное чтение
| Учебные принадлежности, картинки к тексту. | Стр.163, 164, читать, отвечать на вопросы. |
8 | По С. Лежневой. «Как Вовка праздновал день рождения». | Комплексное применение знаний и умений
| Коррекция памяти, мышления, речи на основе упражнения «Объясни». | Серпантин и конфети | Пересказ | Учебные принадлежности, картинки к тексту. | Стр.163, 164, читать, пересказывать.
|
9 | Е. Серова. «Ябеда». | Комбинированный | Коррекция речи, памяти на основе упражнения «Расскажи». | Сласти | Подбор строк к картинке | Учебные принадлежности, картинка с. 166. | Стр.165, 166, выразительно читать. |
10 | В. Осеева. «Хорошее». | Комплексное применение знаний и умений | Развитие образного мышления, речи на основе анализа стихотворения. | Колодец | Пересказ | Учебные принадлежности, картинка к тексту. | Стр. 166, 167, читать по ролям. |
11 | Г. Ладонщиков. «Чай с вареньем». | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция мышления, речи, памяти через систему вопросов | Паяльник, запаял | Подбор строк к картинке | Учебные принадлежности, картинка с. 168. | Стр.168, 169, выразительно читать, отвечать на вопросы. |
12 | По Н. Носову. «Карасик». | Комбинированный | Коррекция памяти, мышления на основе упражнения «Найди описание» | Переливчато | Ответы на вопросы | Наглядный и раздаточный материал. Часть 9 (Рыбы. Насекомые) | Стр.169, 170, читать, отвечать на вопросы. |
13 | По Н. Носову. «Карасик». | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция памяти, мышления на основании упражнения «Подбери к картинке строки» | Шиворот | Выборочное чтение | Наглядный и раздаточный материал. Часть 9 (Рыбы. Насекомые) | Стр.173, 174, читать, пересказывать. |
14 | Р. Сеф. «Мена». | Комбинированный | Коррекция памяти, мышления на основе упражнения «Найди описание» | Самопал | Выразительное чтение | Наглядный и раздаточный материал «Игрушки». | Стр.175, выразительно читать. |
15 | Э. Шим. «Жук на ниточке». | Комбинированный | Коррекция памяти, мышления, речи на основе упражнения «Объясни». | Личинки | Беседа по содержанию | Учебные принадлежности, картинка с. 176. | Стр.176, 177, читать, отвечать на вопросы. |
16 | По В. Сутееву. «Мешок яблок». | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Прочитай выразительно» | Обомлеть, освежать | Беседа по содержанию | Карточки для звукового и слогового анализа слов. Пособие «По дороге к азбуке» №2 | Стр.179, 180, читать, пересказывать. |
17 | По В. Сутееву. «Мешок яблок». | Комбинированный | Коррекция мышления, речи, внимания на основе упражнения «Читай по ролям». | Крынка | Чтение по ролям | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 181 | Стр.180, 181, читать по ролям. |
18 | По В. Сутееву. «Мешок яблок». | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция внимания, памяти на основе игры «Угадай-ка». | Потряс | Пересказ | Учебные принадлежности, картинки к тексту. | Стр.179-183, читать, пересказывать. |
19 | Повторительно - обобщающий урок по теме: «Вот какие истории». | Обобщение и систематизация знаний и умений | Коррекция памяти, мышления на основе упражнения «Объясни». | Недобрые поступки | Беседа по содержанию | Пособие «По дороге к азбуке» №3 | Стр.184, отвечать на вопросы. |
Летняя пора (23ч) | |||||||
20 | Закличка. | Изучение нового материала и первичное закрепление | Коррекция мышления, речи, внимания на основе упражнения «Прочитай выразительно» | Берестеч ко | Ответы на вопросы | Учебные принадлежности, плакат «Времена года». | Стр.185, выразительно читать. Повторить признаки лета |
21 | Т. Шорыгина. «В лесу». | Комбинированный | Коррекция мышления, речи, внимания на основе упражнения «Прочитай выразительно» | Шатер, блики опушка
| Ответы на вопросы | Учебные принадлежности. пособие «Родная природа». | Стр.186, выразительно читать. |
22-23 | Л. Толстой. «Какая бывает роса на траве». | Комбинированный | Коррекция мышления, речи, внимания на основе упражнения «Читай по ролям». | Алмазы | Подбор синонимов | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 187 | Стр.187, 188, читать, отвечать на вопросы. |
24-25 | З. Александрова. «Одуванчик». | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Найди и прочитай» | Поседел | Подбор подписей к иллюстрациям | Учебные принадлежности, иллюстрация с. 188 | Стр.188, выразительно читать. |
26 | Арсений М-ий. «Светлячок». | Комбинированный | Коррекция мышления, речи, памяти через систему вопросов | Яхонт | Ответы на вопросы | Презентация | Стр.189, 190, читать, отвечать на вопросы. |
27 | Заклички. | Изучение нового материала и первичное закрепление | Коррекция памяти, мышления на основе упражнения «Найди описание» | Пуще | Работа по вопросам | Учебные принадлежности, пособие «Родная природа». | Стр.190, 191, выразительно читать. |
28 | Заклички. | Комбинированный | Коррекция памяти, мышления на основании упражнения «Подбери к картинке строки» | Во всю мочь | Ответы на вопросы | Иллюстрации на тему «Лето». | Стр.191, 192, выразительно читать. |
29 | Э. Шим. «Крот и заяц». | Комплексное применение знаний и умений
| Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Найди и прочитай» | Торопыга | Пересказ | Учебные принадлежности, наглядный и раздаточный материал «Лесные истории» | Стр. 192, читать, пересказывать. |
30-31 | В. Голявкин. «Ника на даче». | Комбинированный | Коррекция памяти, мышления на основе упражнения «Найди описание» | Непременно | Подбор отрывка к картинке | Учебные принадлежности, картинка с. 194. | Стр. 193, 194, читать, пересказывать. |
32 | Потешка (Русская народная). | Комбинированный | Коррекция мышления, речи, внимания на основе упражнения «Прочитай выразительно» | Ершок | Ответы на вопросы |
| Стр. 195 выразительно читать, выучить наизусть |
33 | Е. Пермяк. «Удачливый рыбак». | Изучение нового материала и первичное закрепление | Коррекция мышления, речи, внимания на основе упражнения «Читай по ролям». | Кишмя кишел, мотыль, малец | Пересказ | Учебные принадлежности, наглядный и раздаточный материал. Часть 9. «Рыбы. Насекомые». | Стр. 196, читать, пересказывать |
34 | Г. Ладонщиков. «Не клюет». | Комбинированный | Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Найди и прочитай» | Примос тясь кое-как | Работа по вопросам учебника | Учебные принадлежности, наглядный и раздаточный материал «Лесные истории» | Стр. 197, выразительно читать. |
35-36 | И. Гамазкова. «Прошлым летом». | Комплексное применение знаний и умений
| Коррекция памяти, мышления на основе упражнения «Найди описание» | Местечко | Ответы на вопросы | Учебные принадлежности, наглядный и раздаточный материал «Лесные истории» | Стр.198, выразительно читать, отвечать на вопросы. |
37-38 | Отгадай загадку | Комплексное применение знаний и умений | Коррекция логического мышления через отгадывание загадок | Кузовки | Отгадывание загадок | Учебные принадлежности, картинки к загадкам. | Стр. 199, читать и отгадывать загадки |
39 | Г. Виеру. «Какое время года?». | Комплексное применение знаний и умений
| Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Найди и прочитай» | Золотить ся, сере бриться, восходы | Выразительное чтение | Учебные принадлежности, плакат «Времена года». | Стр.200, выразительно читать. Повторить времена года. |
40 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Летняя пора». | Обобщение и систематизация знаний и умений | Коррекция мышления, речи, памяти через систему вопросов | Живот ный мир | Ответы на вопросы | Учебные принадлежности. картинки по теме «Лето». |
|
41 | Повторительно-обобщающий урок по всем темам | Обобщение и систематизация знаний и умений | Коррекция мышления, речи, памяти через систему вопросов |
| Ответы на вопросы | Презентации |
|
42 | Викторина по сказкам | Обобщение и систематизация знаний и умений | Коррекция мышления, речи, памяти через систему вопросов |
| Ответы на вопросы | Презентации |
|
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
- трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
- пересказывать содержание прочитанного;
- устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 5-8 стихотворений.
Характеристика контрольно-измерительных материалов
Нормы оценок по чтению и развитию речи
1. Техника чтения
Норма чтения в 3-ем классе – 25 – 30 слов
Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям :
- беглость, правильность, осознанность, выразительность.
Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова. Подбирать правильную интонацию.
3. Читать безошибочно.
4. Читать выразительно.
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
Итоговая оценка знаний и умений учащихся
За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, проверка техники чтения.
Контрольно-измерительный материал
На начало года
Л. Толстой.
Чашка.
Мальчик играл и разбил не-ча-ян-но дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришѐл и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я».
(29 слов)
1. Когда говорят: «затрясся от страха»?
2. За что поблагодарил отец мальчика?
Щенок.
Плачет маленькая Оленька. У неё пропал щенок Булька. Щенок был беленький. Только ушки были чёрненькие. Оленька кормила его молоком. Через день мама нашла
щенка под крыльцом. Оленька была рада.
(29 слов)
1. У кого пропал щенок?
2. Какой был щенок?
3. Какие ушки были у щенка?
4. Чем Оленька кормила Бульку?
5. Где нашла мама Бульку?
Таня и Нюра.
У рощи на лугу дети собирали щавель. Таня зашла в рощу. Видит Нюра: Тани нет.
- Таня, где ты?
- Я ищу ландыши.
- А я тебя ищу. Не уходи далеко от меня.
(30 слов)
1. Кого искала Нюра?
2. Что искала Таня?
Первое полугодие
Л. Толстой.
Была зима, но было тепло. Было много снегу. Дети были на пруду. Взяли снегу, клали куклу. Руки зябли. Зато кукла вышла славно. Во рту куклы была трубка. Глаза куклы были угли.
(31 слово)
1.Расскажи, какая была зима.
2.Чем занимались дети на пруду?
3. Какая вышла у них кукла?
Козлята и волк.
Русская народная сказка.
Жила-была коза. У неѐ было семеро детей. Сделала она себе избушку в лесу. Каждый день коза уходила за кормом в лес. Сама уйдѐт, а деткам велит за-пе-реть-ся и никому дверей не открывать.
( 33 слова)
1. Где жила коза и еѐ козлята?
2. О чѐм она каждый день напоминала детям?
M. Пришвин.
Хромка.
Плыву на лодочке, а за мной по воде плывѐт Хромка —моя уточка. Эта уточка вышла из диких уток, а теперь она служит мне, человеку, и своим утиным криком подманивает в мой шалаш диких селезней.
(34 слова)
1. Как Хромка помогала человеку?2. Какая картина тебе представлялась, когда ты читал этот текст?
3. Кто такой селезень?
На конец года.
E. Чарушин.
Кошка.
Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это еѐ хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная. Песенки поѐт-мурлычет, а еѐ
котѐночек маленький — ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет - сам себя за хвост ловит.
(40 слов)
1. Расскажи, что сделала кошка Маруська.
2. Каким был котѐнок?
В. Бианки.
Лесной хор.
На утренних и вечерних зорях все лесные жители поют и играют, кто на чѐм умеет.
Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, дрозды. Барабанят дятлы. Хохочет сова. Ухает филин. Жужжат шмели и пчѐлы. Урчат и квакают лягушки.
(30 слов.)
1. Кто поѐт и играет в лесном хоре?
2. Кто что делает?
H. Носов.
Живая шляпа.
Шляпа лежала на комоде, котѐнок Васька сидел наполу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то упало на пол.
Они о-бер-ну-лись и увидели на полу возле комода шляпу. Вадик подошѐл поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
— Шляпа живая!
(45 слов)
1. Почему рассказ называется «Живая шляпа»?
2. Как ты думаешь, почему шляпа ползала по комнате?
С. Редозубов и др.
Трудная задача.
Светлана решала задачу, но задача не выходила.
- Давай я решу тебе задачу, — сказал брат.
- Нет, я сама решу, — ответила Светлана и продолжала
решать.
- Дай я тебе помогу, — сказала мама.
- Нет, я сама справлюсь!
Девочка думала, считала, писала, — и задача у неѐ вышла.
(42 слова)
1. Вспомни, что предлагали брат и мама («решу задачу», «тебе помогу»)?
2. Почему Светлана отказалась от помощи брата
и матери?
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы
Литература для учителя:
Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.
Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы ». – М., 2008.
Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». – М., 2005.
Волина В. «Занимательное азбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.;
Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы». – М., 2008.
Карпова Е.В. «Дидактические игры в начальный период обучения». – Ярославль, 2009.
«Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы»./ Под ред. В.Г. Петровой; М., 2007.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». – М.,2010.
Г.М. Гусева, Е.Н. Моргачёва « Уроки чтения во 2 классе», Москва, «Просвещение», 2002 год.
Воронкова В. В. « Обучение чтению и письму учащихся младших классов коррекционной школы». — М.:, 2009.
Коренев А. Н. « Нарушения чтения и письма у детей» / А. Н. Коренев. — СПб.: Речь, 2006.
Костромина С. Н., Л. Г. Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтению». — М.,2008.
Лалаева Р. И. «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы». М.: Просвещение, 2010.
Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. «Методика обучения русскому языку в начальных классах». — М.: Просвещение, 2007.
«Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы»: пособие для учителей / под ред. В. Г. Петровой. — М.: Просвещение, 2007.
Дополнительная литература для учащихся:
Серия «Говорим правильно»: Читаем предложения
Читаем слова
Подбери нужный предлог
Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2,3 – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.
Л.Н. Зуева и др. « Логопедия для дошкольников- занимательные упражнения по развитию речи» (четыре альбома).
Шанский, Н. М. В мире слов / Н. М. Шанский. – М., 1985.
Я познаю мир : детская энциклопедия : Литература. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2001.
Литература для родителей:
Закрепина, А. В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству : методическое пособие [Текст] / А. В. Закрепина. – М. : Дрофа, 2007. – 141с.
Бондаренко А.А. Орфография для малышей. // Начальная школа. – 2002. -
№ 5. – с. 28-41.
Бондаренко А.А. Чуркова И.В. Учим русскому языку по-новому! //
Начальная школа. – 2002. - № 11. – с. 44-56.
С.Е. Гаврина и др. «Развиваем руки-чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»
Ильина С.Ю. Методическое руководство к учебнику "Чтение" для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Москва: «Просвещение»,2009.
Серия «Говорим правильно»: Читаем предложения
Читаем слова
Подбери нужный предлог
Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Зима. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.
Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Осень. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.
Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2,3 – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.