СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по трудовому обучению составлена в соответствии с программой под редакцией В.В. Воронковой "Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 0-4 класс".
ГКОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа — интернат VIII вида»
_______________________________________________________________________________
РБ, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, 5. тел. 830136 53302
УТВЕРЖДЕНО:
Протокол педсовета
от «___» ________ 2015 г.
Приказ № _________
Директор
_______________ Будаев С.О.
«___» ____________2015 г
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Трудовое обучение»
для 3 класса
на 2015-2016 учебный год
Учитель: Москвитина О.С.
с. Новая Брянь
2015 г.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г № 1599, Уставом ГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», адаптированной основной образовательной программой школы.
Рабочая программа по трудовому обучению составлена в соответствии с программой под редакцией В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 класс». Москва, «Просвещение», 2011.
Тематическое планирование ориентируется на использование учебника для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Л.А. Кузнецовой. «Ручной труд.» С.-Пб.: Просвещение. 2013 г. (допущено Министерством образования Российской Федерации)
План предусматривает обучение в 3 классе в объеме 68 часов, по 2 урока в неделю по I варианту Базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / для умственно отсталых детей/.
Цель программы обучения:
подготовка обучающихся к общетехническому труду, развитие самостоятельности при выполнении трудовых заданий, воспитание положительных качеств личности обучающихся: трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе.
Задачи:
- формирование трудовых качеств;
- обучение доступным приемам труда;
- развитие самостоятельности в труде;
- привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы;
- воспитание уважения к людям труда.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционном образовательном учреждении VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Настоящая программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках труда должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Необходимо обращать особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
При оценке знаний, умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
В целях ознакомления учащихся с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
Изучение содержания каждого раздела (блока) начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:
значение производства товаров для жизни людей;
сведения о профессиях, соответствующих содержанию раздела;
демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
соблюдение установленных правил и порядка в мастерской – основа успешного овладения профессией;
знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.
Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняют макетами и рисунками.
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)
Практические работы
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.
Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.
Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож ( у учителя), ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).
Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.
Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.
РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ
Практические работы
Экскурсия в слесарную мастерскую.
Выправление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом.
Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой.
Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).
Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.
Изготовление елочных игрушек.
Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.
Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя.
Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.
Изготовление обложки для проездного билета.
Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.
Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.
Технические сведения. Элементарные понятия о профессии картонажника-переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.
Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками.
Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.
Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком).
Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)
Практические работы
Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба. Сгибание картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д.
Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места.
Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой.
Межпредметные связи
Математика. Счет в пределах 100. Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.
Изобразительное искусство. Определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.
Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Работа с природным материалом | 5 |
2 | Работа с бумагой и картоном | 26 |
3 | Работа с проволокой. | 6 |
4 | Работа с древесиной | 8 |
5 | Работа с металлоконструктором | 10 |
6 | Работа с текстильными материалами | 13 |
| Всего | 68 |
Тематическое планирование уроков трудового обучения в 3 классе
(2 часа в неделю)
№ | Тема | Цель урока | Содержание работы | Коррекционная работа | Оборудование |
1 четверть (18 часов) | |||||
Работа с природными материалами. | |||||
1 | Экскурсия в природу с целью сбора природного материала
| Сбор природного материала.
| Беседа о видах природных материалов. Индивидуальные задания учащимся. Беседа по итогам экскурсии, сортировка материалов, подготовка их к хранению. | Расширение представления о растительном мире. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
| Коробки, папки для сбора природного материала.
|
2 | Изготовление по образцу жирафа.
| Закрепление приёмов соединения деталей с помощью пластилина, проволоки.
| Анализ образца и определение последовательности изготовления жирафа. Самостоятельный подбор материала (цвет, форма, величина) для работы.
| Развитие зрительного, слухового восприятия, пространственной ориентировки. Компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы (самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя). Коррекция недо статков развития моторики рук | Образец поделки, иллюстрация жирафа, графический план работы, природный материал, проволока, пластилин. |
3
| Изготовление по рисунку паука.
| Обучение приёмам работы с проволокой и природными материалами.
| Анализ рисунка, образца и планирование работы по изготовлению паука. Обучение приёмам работы с проволокой: сгибание, соединение с другими материалами. | Расширение представления о растительном мире. Формирование умения составлять план выполнения поделки и оценивать своё изделие по вопросам учителя. | Образец изделия, рисунок паука, скорлупа грецкого ореха, проволока, пластилин. |
Работа с бумагой и картоном. | |||||
4-5 | Окантовка полосками бумаги, листом.
| Закрепление навыков разметки бумаги и картона с помощью линейки.
| Анализ образца и планирование по вопросам учителя и предметно-операционному плану. Разметка бумаги и картона с помощью линейки, оклеивание полосками бумаги с подрезанием их на 45 градусов по углам. Выполнение контрольных действий в процессе выполнения работы. | Повышение познавательной активности. Формирование умения правильно распределять мышечное усилие при работе ножницами | Образцы дидактического материала, образцы окантованных прямоугольных изделий, предметно- операционный план, плакаты по Тб при работе с ножницами.
|
6 | Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов (дидактический материал, лото). | Закрепление приёмов разметки и окантовки.
| Анализ образца и планирование, используя предметную карту. Самоконтроль за выполнением работы.
| Развитие комментирующей речи. Коррекция недоразвития координации движений рук. Обучение синхронной работе обеих рук.
| Дидактический материал, предметный план, плакаты ТБ при работе с клеем и ножницами.
|
Работа с проволокой | |||||
7 | Экскурсия в слесарную мастерскую.
| Знакомство с видами проволоки и её свойствами.
| Сведения о назначении и применении проволоки. Упражнения в сгибании и выпрямлении проволоки, знакомство с инструментами для её обработки. | Расширение социального опыта ребёнка, профориентация.
| Образцы проволоки: алюминиевая, медная, стальная. Инструменты: плоскогубцы, кусачки. |
8 | Выправление проволоки волочением, сгибание её под прямым углом. Отрезание кусачками по заданному размеру.
| Освоение приёмов обработки проволоки.
| Опыты по определению свойств проволоки. Упражнения в сгибании и выпрямлении проволоки волочением, в отрезании кусачками.
| Развитие мышечного усилия и координации движения. Коррекция зрительно-двигательной координации.
| Куски проволоки, иллюстрации с показом правильных приёмов работы. Инструменты: кусачки. Правила по ТБ. |
9 | Изготовление деталей для работы с природным материалом.
| Закрепление приёмов работы с проволокой.
| Сгибание и выпрямление проволоки волочением, отрезание кусачками по заданным размерам.
| Развитие мышечного усилия и координации движения. Коррекция зрительно-двигательной координации | Куски проволоки, иллюстрации с показом правильных приёмов работы, кусачки, правила по ТБ. |
10-12.
| Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок (рыб, птиц, животных). Выполнение изделий по показу приёмов учителем | Закрепление навыков работы с проволокой.
| Анализ образцов поделок, сравнение их с рисунками рыб, птиц, животных. Показ учителем приёмов работы. Самостоятельное изготовление поделок, самоконтроль.
| Формирование умения составлять план выполнения поделки и оценивать своё изделие по вопросам учителя. Развитие мышечного усилия и координации движения. Коррекция зрительно-двигательной координации.
| Образцы поделок, иллюстрации животных, контурные рисунки рыб, птиц, животных, плакаты по правилам ТБ.
|
Работа с бумагой и картоном. | |||||
13-14
| Изготовление по образцу рамки для фотографий из картона и бумаги.
| Закрепление приёмов разметки и окантовки картона и бумаги.
| Анализ образца и планирование по вопросам учителя и предметно-операционному плану. Разметка бумаги и картона с помощью линейки, оклеивание полосками бумаги с подрезанием их на 45 градусов по углам. | Развитие комментирующей речи. Коррекция недоразвития координации движений рук. Обучение синхронной работе обеих рук.
| Рамка для фотографий, образец изделия, образцы окантованных прямоугольных изделий, предметно- операционный план, плакаты по Тб при работе с ножницами. |
15-16
| Изготовление дидактического материала по математике (по образцу).
| Закрепление приёмов разметки и окантовки.
| Выполнение контрольных действий в процессе выполнения работы. Анализ образца и планирование, используя предметную карту. Самоконтроль за выполнением работы. | Повышение познавательной активности. Формирование умения правильно распределять мышечное усилие при работе ножницами.
| Дидактический материал, предметный план, плакаты ТБ при работе с клеем и ножницами. |
17-18
| Изготовление закладки – аппликации.
| Закрепление приёмов работы с бумагой и картоном.
| Анализ образца, планирование работы по предметной карте. Выполнение работы самостоятельно, самоконтроль.
| Коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности (ориентировка в задании, планирование хода работы, самоконтроль). Коррекция зрительной координации и моторики рук. | Образец изделия, предметная карта, шаблоны для аппликации, плакаты «Правила работы с клеем», «Правила работы с ножницами». |
2 четверть (14 часов). | |||||
Работа с природными материалами. | |||||
1-2 | Изготовление по замыслу объёмных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильмов).
| Обучение приёмам компоновки поделок из природных материалов с использованием клея, проволоки, ниток.
| Изготовление кораблика из сосновой коры, фигурок животных из сучков и кореньев деревьев, соединение недостающих деталей.
| Формирование умения анализировать объект, выделяя его признаки и свойства (название, назначение, форма, цвет, величина). Формирование умения употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения (сверху, снизу, слева, справа). Развитие мышечного усилия и координация движений рук. Расширение социального опыта ребёнка. | Образцы поделок из природных материалов, иллюстрации книг, природный материал.
|
Работа с металлоконструктором. | |||||
3 | Упражнение в завинчивании гайки рукой. Сборка по образцу треугольника.
| Ознакомление учащихся с набором «Металлический конструктор», устройством и назначением его деталей. | Проведение тренировочных упражнений по соединению планок крепёжной гайкой. Сборка треугольника по образцу.
| Коррекция недостатков развития моторики рук, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки. | Набор «Металлический конструктор», образец треугольника из планок, технический рисунок. |
4 | Сборка по образцу квадрата, прямоуголь ника. Составление из собранных плоских фигур более сложных (домик, машина, паровоз). Разборка собранных изделий. | Обучение приёмам соединения деталей крепёжными парами с помощью отвёртки и руками. | Анализ более сложных конструкций и планирование последовательности их сборки по образцу и рисунку. Отчёт о выполненной работе. | Коррекция недостатков развития моторики рук, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки.
| Набор «Металлический конструктор», образцы изделий, технические рисунки, плакат «Правила ТБ при работе отвёрткой». |
5 | Сборка по образцу лопатки. Разборка изделий.
| Закрепление приёмов соединения деталей.
| Анализ изделия. Упражнения в соединении деталей с помощью скоб и крепёжных пар. Сборка по образцу, планирование, контроль работы по рисунку. Разборка конструкции. | Коррекция недостатков развития моторики рук, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки.
| Образец изделия, технический рисунок, плакат по ТБ при работе ключом и отвёрткой.
|
6 | Сборка по образцу лесенки. Разборка лесенки.
| Закрепление приёмов соединения деталей.
| Анализ изделия. Упражнения в соединении деталей с помощью скоб и крепёжных пар. Сборка по образцу, планирование, контроль работы по рисунку. Разборка конструкции. | Коррекция недостатков развития моторики рук, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки. | Образец изделия, технический рисунок, плакат по ТБ при работе ключом и отвёрткой.
|
7 | Сборка стола по образцу. Разборка стола.
| Закрепление приёмов соединения деталей.
| Анализ изделия. Упражнения в соединении деталей с помощью скоб и крепёжных пар. Сборка по образцу, планирование, контроль работы по рисунку. Разборка конструкции. | Коррекция недостатков развития моторики рук, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки.
| Образец изделия, технический рисунок, плакат по ТБ при работе ключом и отвёрткой |
8 | Сборка по образцу и техническому рисунку стула. Разборка.
| Закрепление приёмов соединения деталей.
| Анализ изделия. Упражнения в соединении деталей с помощью скоб и крепёжных пар. Сборка по образцу, планирование, контроль работы по рисунку. Разборка конструкции. | Коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности (ориентировка в задании, планирование хода работы, самоконтроль). Коррекция зрительной координации и моторики рук. | Образец изделия, технический рисунок, плакат по ТБ при работе ключом и отвёрткой.
|
Работа с бумагой и картоном. | |||||
9 | Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.
| Формирование навыков разметки бумаги и картона по шаблонам, резания по кривым линиям.
| Анализ образца и планирование работы. Изготовление изделия.
| Расширение словарного запаса понятиями: контур, силуэт. Развитие зрительно-двигательной координации при закреплении умений вырезать ножницами по контурной линии. Развитие моторики рук. | Образец изделия, шаблоны, плакат «Правила ТБ при работе с ножницами».
|
10 | Изготовление ёлочных украшений.
| Формирование навыков разметки бумаги и картона по шаблонам, резания по кривым линиям.
| Беседа о праздновании Нового года. Анализ образца, планирование работы по изготовлению.
| Расширение социального опыта ребёнка (декоративные украшения). Коррекция мыслительной деятельности, которая выражается в формировании умения анализи ровать изделие, выделяя его признаки и свойства (назначение, фор ма, величина, детали, цвет, матери ал). Развитие пространственных представлений. | Образцы ёлочных украшений, шаблоны, иллюстрации на тему «Новый год», правила ТБ.
|
11-12 | Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок. Отделка изделий аппликативными украшениями. | Формирование навыков обработки картона (прорезание отверстий).
| Обсуждение масок, самостоятельный выбор. Планирование работы по изготовлению, сравнивание с образцом, отделка маски другими материалами. | Развитие комментирующей речи. Коррекция мелкой моторики рук. Развитие зрительно-двигательной координации при закреплении умений вырезать ножницами по контурной линии. | Образец изделия, шаблоны маски, правила ТБ.
|
13-14 | Изготовление карнавал ьных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий аппликатив ными украшениями. | Формирование навыков обработки картона (прорезание отверстий, крепление деталей с помощью ниток). | Обсуждение карнавальных головных уборов, самостоятель ный выбор. Планирование работы по изготовлению, сравнивание с образцом, отделка другими материалами. Работа выполняется по показу учителя. | Развитие устной речи в процессе изучения объекта и планировании работы. Формирование навыка самоконтроля. Коррекция мелкой моторики рук.
| Образцы карнавальных головных уборов, шаблоны, правила ТБ.
|
3 четверть (20 часов). | |||||
Работа с бумагой и картоном. | |||||
1 | Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке.
| Формирование навыков разметки бумаги и картона по линейке, рицовка картона.
| Беседа о профессиях, связанных с обработкой бумаги и картона. Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке, рицовка картона.
| Коррекция недостатков пространственной ориентировки. Развитие синхронной работы рук. Развитие комментирующей речи. Развитие умения правильно называть предметно-практические действия с бумагой. | Картон, бумага, плакаты по ТБ при обработке бумаги и картона.
|
2-3 | Изготовление обложки для проездного билета.
| Закрепление навыков разметки бумаги и картона по линейке, рицовка картона.
| Анализ образца обложки. Подбор материала и инструментов. Выполнение работы по графическому плану. Самоконтроль.
| Коррекция мыслительной деятельности, которая выражается в формировании умения анализировать изделие, выделяя его признаки и свойства (назначение, форма, величина, детали, материал). Развитие пространственных представлений. | Образцы обложки, графический план, плакаты по ТБ при обработки бумаги и картона.
|
4-5 | Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки | Формирование навыков разметки бумаги и картона по линейке, с помощью циркуля, рицовка картона. | Знакомство с группами инстру ментов, анализ образца доски, планирование последователь ности изготовления изделия. Разметка края листа с помощью циркуля. | Коррекция недостатков пространственной ориентировки в процессе размещения и наклеива ния заготовок внутри контура. Развитие пространственно-двигательной координации. | Доска для игры в шашки, плакаты по ТБ при обработки бумаги и картона.
|
6-7 | Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов с завязками.
| Формирование навыков переплётных работ.
| Анализ образца. Усвоение приёмов закрепления завязок, используя предметный план. Взаимный анализ выполненных работ.
| Коррекция мыслительной деятель ности, которая выражается в фор мировании умения анализировать изделие, выделяя его признаки и свойства (назначение, форма, величина, детали, материал). | Папки для тетрадей с завязками, предметный план, плакаты по ТБ при обработке бумаги и картона. |
Работа с текстильными материалами. | |||||
8 | Ознакомление с косым обмёточным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.
| Обучение выполнению косого обмёточного стежка.
| Проведение тренировочных упражнений на полосе тонкого картона.
| Расширение словарного запаса понятиями: шитьё, вышивка, сте жок. Коррекция зрительно-двига тельной координации, внимания. Развитие ритмической упорядо ченности движения рук при выпол нении косого обмёточного стежка. | Образец изделия, схема выполнения стежка, плакат «Правила ТБ при работе с ножницами и иглой».
|
9-10 | Изготовление закладки из фотоплёнки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками.
| Закрепление приёма выполнения косого обмёточного стежка.
| Анализ образца закладки, планирование и изготовление по предметному плану. Самостоятельное выполнение работы.
| Коррекция зрительно-двигатель ной координации, внимания, точности, развитие плавности движений рук. Развитие ритмичес кой упорядоченности движения рук при выполнении косого обмёточного стежка. | Образец изделия, схема выполнения стежка, предметный план, плакат «Правила ТБ при работе с ножницами и иглой».
|
11 | Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.
| Закрепление приёмов выполнения косого обмёточного стежка, подбор ниток по цвету. | Анализ образца вешалки, планирование и выполнение работы по инструкционной карте.
| Формирование правильных движений рук при работе с ножницами и иглой. Коррекция регуляции мышечного усилия и дифференциация движения пальцев. | Образец вешалки, инструкционная карта, набор ниток, тесьма, «Правила ТБ при работе с ножницами и иглой». |
12 | Изготовление кармашка из клеёнки или бархатной бумаги для счётных палочек, ножниц.
| Закрепление приёмов выполнения косого обмёточного стежка, подбор ниток по цвету. | Анализ образца кармашка, планирование и выполнение работы по инструкционной карте. Обмётывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. | Развитие устной речи в процессе изучения объекта и планировании работы. Формирование навыка самоконтроля. Развитие ритмической упорядоченности движения рук при выполнении косого обмёточного стежка. | Образец кармашка, инструкционная карта, набор ниток, тесьма, плакат «Правила ТБ при работе с ножницами и иглой». |
13-15 | Изготовление по образ цу подушечки-прихват ки по самостоятельно составленной выкройке (смётывание по краям и по диагонали, обмётывание краёв косым стежком). | Закрепление приёмов обметывания.
| Анализ образца подушечки-прихватки. Составление выкройки прихватки, подготовка кроя, раскрой по выкройке. Выполнение работы: смётывание по краям, по диагонали, обмётывание. | Развитие устной речи в процессе изучения объекта и планировании работы. Формирование навыка самоконтроля. Развитие ритмической упорядоченности движения рук при выполнении изделия. | Образец подушечки – прихватки, выкройка, плакат «Правила ТБ при работе с ножни цами и иглой». |
Работа с древесиной. | |||||
16 | Экскурсия в столярную мастерскую.
| Сформировать представления о видах материалов из древесины (доска, рейка, брус, фанера), инструментах для работы с древесиной. | Беседа о видах древесины, инструментах, технологических особенностях изделий из древесины.
| Расширение социального опыта ребёнка. Формирование представления о древесине как столярном материале, её физических свойствах.
| Инструктаж по ТБ.
|
17 | Подготовительные упра жнения: вбить гвоздь в древесину, извлечь гвоздь и распрямить, подготовить буравчи ком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп. | Обучение приёму соединения деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов.
| Проведение упражнений: вбить гвоздь в брусок мягкой породы, извлечь его и распрямить с помощью молотка, подготовить буравчиком гнездо для шурупа и ввернуть его отвёрткой | Коррекция мелкой моторики. Развитие умения употреблять в речи слова: «брусок», «шуруп», «буравчик», «пассатижи». Коррекция зрительно-двигатель ной координации, ритмической упорядоченности движений рук при выполнении практических действий. | Бруски , гвозди, молотки, пассатижи, шурупы, буравчики, плакаты по ТБ при работе с древесиной.
|
18-19 | Изготовление по образцу из спичечных коробков кукольной мебели (стол, стул, кресло, кровать).
| Закрепить навыки самостоятельного анализа образца и планирования работы. | Анализ образцов, планирование последовательности выполнения работы. Выполнение с частичной помощью учителя. | Коррекция недостатков мысли тельно-речевой деятельности при ориентировке в задании и планировании хода работы над изделием. Развитие умения контролировать свою работу. | Образцы изделий, иллюстрации из детских книг кукольной мебели, спичечные коробки. |
20 | Изготовление аппликаций из спичек.
| Обучение приёмам соединения деталей из древесины с помощью клея.
| Анализ образцов и планирование с частичной помощью учителя. Выполнение работы с контролем по образцу.
| Повышение познавательной активности: воображения, наблюдательности, речи (составление плана работы с помощью учителя). Коррекция двигательно-моторной сферы: развитие координации рук, дифференциация движения пальцев.
| Образцы изделий, спички, картон, «Правила работы с клеем.»
|
4 четверть (16 часов). | |||||
Работа с бумагой и картоном (объёмные изделия из картона). | |||||
1-4 | Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развёртки коробки по шаблону и линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. | Обучение приёмам разметки развёрток коробки по шаблонам и с помощью линейки, сгибания и склеивания по стыкам, оклеивания бумагой.
| Беседа о свойствах коробочного картона, его назначения. Анализ образца-коробки и развёртки, планирование последовательности изготовления по предметному плану. Анализ выполненной работы.
| Коррекция недостатков мыслительной деятельности, которая выражается в формировании умений анализировать объект, выделяя его признаки и свойства (назначение, форма, величина, детали, цвет, материал), планировать ход работы над изделием, Развитие пространственных представлений. Коррекция моторных функций. | Образцы коробок, развёрток, предметный план, ТБ.
|
Работа с текстильными материалами. | |||||
5 | Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку.
| Закрепление знаний о текстильных материалах, способах их оформления с помощью стежков по рисунку. | Обсуждение рисунка для вышивки. Составление простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Переведение рисунка на полотно учителем.
| Коррекция зрительно-двигательной координации; точности; внимания; мелкой моторики рук.
| Коллекция «Виды вышивок», образцы рисунков.
|
6-9 | Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца.
| Закрепление приёмов вышивания ручными стежками по линии рисунка и оформление изделия бахромой. | Беседы о применении вышивки и её особенностях. Вышивание рисунка под контролем учителя. Оформление работы бахромой.
| Коррекция недостатков мыслительной деятельности: самостоятельное составление плана работы. Развитие речи, развитие навыков самоконтроля. Коррекция двигательно-моторной сферы.
| Образцы изделий, коллекция «Виды стежков», плакаты по ТБ при работе с иглой и ножницами.
|
Работа с металлоконструктором. | |||||
10 | Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками.
| Обучение приёмам соединения деталей крепёжными парами с помощью отвёртки и руками. | Анализ образца и планирование работы по техническому рисунку.
| Коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности (ориентировка в задании, планирование хода работы, самоконтроль). Коррекция зрительной координации и моторики рук. | Образец изделия, технический рисунок, набор «Металлический конструктор».
|
11 | Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака.
| Закрепление приёмов соединения деталей конструктора.
| Анализ образца и планирование работы по техническому рисунку.
| Коррекция недостатков развития моторики рук, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки. | Образец изделия, технический рисунок, набор «Металлический конструктор». |
12-13 | Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек.
| Закрепление приёмов соединения деталей конструктора.
| Анализ образца и планирование. Сборка колёсных пар и соединение их разными способами с тележкой. Контроль выполненных действий по техническому рисунку. | Коррекция мыслительной деятельности, которая выражается в формировании умения анализировать изделие, выделяя его признаки и свойства (назначение, форма, величина, детали, материал). Развитие пространственных представлений. | Образец изделия, технический рисунок, плакаты по ТБ при работе с ключом и отвёрткой.
|
Работа с древесиной | |||||
14-16 | Самостоятельное изготовление по образцу и по представлению вагончика, тележки, машин из спичек и спичечных коробков.
| Закрепление приёмов соединения деталей из картона с помощью клея.
| Анализ изделий, самостоятельная сборка по образцу. | Коррекция недостатков мыслительной деятельности, которая выражается в формировании умений анализировать объект, выделяя его признаки и свойства (назначение, форма, величина, детали, цвет, материал), планировать ход работы над изделием, Развитие пространственных представлений. Коррекция моторных функций. | Образцы изделий, спичечные коробки, плакат «Правила работы с клеем». |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- технические термины;
-основные приемы работы с различными материалами;
- знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;
- санитарно-гигиенические требования.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно ориентироваться в задании;
-самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом, чучелом, игрушкой;
- самостоятельно составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
- самостоятельно подбирать материал и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно;
- выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно;
-придерживаться плана при выполнении изделия;
- анализировать свое изделие и изделие товарища;
- ориентироваться в пространстве;
- осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки;
- отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.
Нормы оценивания:
Оценка устных ответов
Оценка «5»
полностью усвоил учебный материал;
умеет изложить его своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4»
в основном усвоил учебный материал;
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3»
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2»
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить его своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка «1»
Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как оценка в начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2».
Оценка выполнения практических работ
Оценка «5»
тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
изделие изготовлено с учетом установленных требований;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4»
допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
в основном правильно выполняются приемы труда;
работа выполнялась самостоятельно;
норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3»
имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
самостоятельность в работе была низкой;
норма времени недовыполнена на 15-20 %;
изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «2»
имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
неправильно выполнялись многие приемы труда;
самостоятельность в работе почти отсутствовала;
норма времени недовыполнена на 20-30 %;
изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
не соблюдались многие правила техники безопасности.
Оценка «1»
Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2».
Учитель обязан помнить обо всех трудностях и достижениях каждого ребенка и тщательно подбирать задания и организовывать его труд с тем, чтобы учить тому, что для него представляет истинную ценность. В этой нелегкой педагогической работе мы сталкивается с рядом трудностей: с несовершенством методической организации уроков по ручному труду в младших классах; с отсутствием полиграфических дидактических материалов, рационального планирования уроков, целенаправленного подбора объектов труда, соответствующих возможностям умственно отсталых детей, и с многим другим. В результате существенно снижается эффективность уроков ручного труда и ограничиваются возможности коррекционного воздействия на этих детей.
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы
Литература для учителя:
Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. Психолого-педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1969. – 216 с.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В.Воронковой – М.: Школа – Пресс, 1994. – 416 с.
Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы: (Изобразительное искусство, физ. культура, ручной труд, музыка и пение). Пособие для учителей / Под ред. В.Г. Петровой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с., ил.
Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред.учеб. заведений / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 224 с., [8] вкл. л.
Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с.
Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. – М.: Просвещение, 1968. – 160 с.
Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1969. – 152 с.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы. / Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2004. – 192 с.
Путем творчества. Страничка жизни и опыта одной экспериментальной школы: Сборник статей. / Под ред. проф. В.П. Кащенко. – М.: Типография «Продпуть», 1922. – 58 с.
Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)». В 2 ч. Ч.2. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 270 с. - Т.С. Жидкина, Н.Н. Кузьмина. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Академия, 2005. – 192с.
- Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1999. 1. Ананьева Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964 г.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами: игры и фокусы с бумагой. СПб., 1994 г.
Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. М., 1988 г.
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.,1992 г.
Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. М.,1976 г.
Гусакова М.А. Аппликация. М., 1987 г.
Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1969 г.
Коррекционная работа во вспомогательной школе. Л.,1978 г.
Лапшин В. А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 1990 г.
Лиштван З.В. Конструирование. М., 1981 г.
Мирский С.Л. Индивидуальный подход у учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М.,1990 г.
Новикова Е.Б. Коррекционно-развивающая направленность трудового обучения детей. Журнал «Воспитание и обучение», №5, 2007 г.- с.41.
Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей/ Под редакцией В.Г. Петровой. М., 1976 г.
Павлова Н.Т. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы. М.,1988.
Пасынок Ю. Ю. Составление рабочей программы. Журнал « Управление начальной школой». №9/сентябрь, 2009 г.- с.33.
Петрова И.М. Объёмная аппликация. Учебно-методическое пособие. СПб., 2003 г.
Петрова И.М. Волшебные полоски. СПб., 2002 г.
Печерский М.С. Эстетическое воспитание на уроках труда. М., 1982 г.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.
Соколова С.В. Оригами для дошкольников. СПб., 2003 г.
Литература для учащихся:
Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Л.В. Руссковой. – М.: Просвещение, 1986. – 79 с., ил.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995. – 144 с.
Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
- Л.В. Куцакова. Мама, я умею лепить. М.: Мой Мир, 2007. -96с.
Литература для родителей:
- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс,
- Е.А. Бойко. Игрушки-подушки. М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192с.
Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры //Нач. школа. – 1998. - № 11/12. – С. 25-32.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособия для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил.
Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
Методические указания к «Программе воспитания в детском саду». / Под ред. А.И. Шустова, - изд. 3-е, пер. – М.: Просвещение, 1975. – 191 с.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1975. – 175 с.
Степанова О.А. Коррекционно-развивающие ресурсы игры в работе с младшими школьниками // Нач. шк.: плюс-минус. – 2001. - №4. – С. 3-7.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981.
Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей // «Дошкольное воспитание», 1965, №10.
Шинкаренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы: Учеб. пособие. – Мн.: Университетское, 1990. – 144 с.
Щеблыкин И.К., Романина В.И., Кагакова И.И. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклас. работе. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с., ил.
Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А.К. Аксенова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 316 с.
Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционно развивающие игры для детей 6-10 лет: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 96 с.
Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. - М.: Просвещение, 1992. – 96 с.
Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. – СПб.: НОУ «Союз», 2005. – 103 с.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.: ил.
Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983. - 192 с.
Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с., ил.
Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 94 с.
Гуровец Г.В. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Дефектология. – 1996. - №2. – С. 77-83
Детям о природе. Экология в играх для детей 5 - 10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов / Под ред. Л.М. Потаповой. – Ярославль: Академия развития: Академия, Кº: Академия Холдинг, 2000. – 224 с
Диагностика сформированности знаний, умений и навыков учащихся младших классов по трудовому обучению.
Диагностика направлена на выявление объективных особенностей и возможностей каждого ребёнка, составление прогноза его развития с тем, чтобы в дальнейшем создать наиболее благоприятные условия обучения и воспитания.
При использовании диагностики учитывались следующие параметры и критерии:
№ п/п | Параметры |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Организация рабочего места. Соблюдение правил безопасной работы с инструментами. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Анализ объектов труда. Планирование предстоящего хода работы по вопросам учителя. Сформированность навыков работы по предметно-инструкционной карте, чертежу, образцу. Приёмы работы с различными материалами. Самостоятельность выполнения работы. Употребление в речи технической терминологии. Анализ своей работы и работы товарища. |
Критерии оценки:
Высокий уровень – полное усвоение предложенных знаний; правильно, самостоятельно выполняет задание. 5в
Уровень выше среднего – выполняет задание с единичными ошибками; с незначительной помощью учителя. 3с
Средний уровень – выполняет задание по образцу с ошибками; с помощью учителя. 2 нс
Уровень ниже среднего – выполняет задания только с помощью, с ошибками. 1н
Низкий уровень – усвоение отдельных знаний и навыков; не понимает инструкцию к заданию, не справляется даже с помощью учителя. 0
Оценка уровня ЗУН по трудовому обучению
__________________________________
Фамилия, имя учащегося
классы | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
5в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
4вс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
3с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
2нс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
1н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
Параметры оценки
| Организация рабочего места.
| Соблюдение правил безопасной работы с инструментами.
| Соблюдение санитарно-гигиенических требований. | Анализ объектов труда. | Планирование предстоящего хода работы по вопросам учителя. | Сформированность навыков работы по предметно-инструкционной карте, чертежу, образцу.
| Приёмы работы с различными материалами. | Самостоятельность выполнения работы. | Употребление в речи технической терминологии.
| Анализ своей работы и работы товарища. |