Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:
Директор школы Зам. директора по У.Р. на заседании М.О.
_____ Серебряков В.А. _____ Скворцова Н.В ____ Белоусова М.В.
«_______» 2017 г. «________» 2017 г. «_______» 2017 г.
Адаптированная общеобразовательная
рабочая программа
по сельскохозяйственному труду 5 класса
учителя казённого общеобразовательного учреждения
Воронежской области «Руднянская школа – интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Белоусовой Марии Васильевны
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В.Воронковой-М .: Просвещение,2010г.
2017 – 2018 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с государственной программой специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой. (В.В.Воронкова Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида М.: Владос, 2000г. Автор Е.А.Ковалева).
На основе содержания учебника Сельскохозяйственный труд 5 класс М.,Просвещение2007.
Учебного плана КОУ ВО «Руднянская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа конкретизирует содержание конкретных тем, дает распределение учебных часов по темам, и предлагает собственный подход к структурированию учебного материала. Определяет последовательность
изучения учебного материала, а также путей формирования знаний, умений и навыков. Трудовая деятельность – форма проявления жизненной активности человека, которая оказывает решающее влияние на его развитие. Труд играет большую роль в судьбе умственно отсталых школьников, служит эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений учащихся, а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы.
Цель программы – допрофессиональная подготовка учащихся коррекционных школ VIII вида.
Задачи:
специальностям – овощевода и животновода, а также в личном подсобном хозяйстве;
коррекция недостатков трудовой деятельности детей с ОВЗ;
воспитание положительного отношения к сельскохозяйственному труду и стойкой привычки трудиться и быть полезным членом общества.
воспитание положительных качеств личности, таких как честность,
добросовестность в труде, коллективизм и товарищеская взаимопомощь,
чувство ответственности за порученное дело и других моральных качеств, необходимых выпускникам школы для работы в сельскохозяйственном производстве и для самостоятельной жизни;
Программа содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах.
Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсия, практическая работа, используется наглядный материал в виде плакатов, таблиц и натуральных образцов. При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ. Многие работы зависят от погодных условий поэтому при необходимости учитель может поменять дату проведения того или другого урока.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на занятиях природоведения, естествознания и математики. Большое внимание уделяется технике безопасности, производственной санитарии и личной гигиене.
Учащиеся школы-интерната отличаются неустойчивостью внимания, быстрой сменой настроения, а также быстрой утомляемостью. Следовательно, на уроках сельскохозяйственного труда необходимо сочетать один вид деятельности с другим и особенно целесообразно применять дидактические игры и упражнения. Элемент игры, присутствующий в труде, усиливает положительные эмоции детей, активизирует их работу. Игра рассматривается как один из ведущих методических приемов и способствует выработке умений согласованной коллективной работы, воспитывает умение проявлять чувство такта при оценке выполненной работы, дисциплинирует и организует самостоятельную деятельность.
Структура рабочей программы по сельскохозяйственному труду в 5 классе включает в себя:
Сельскохозяйственный труд.
Осенние сельскохозяйственные работы.
Кролики.
Зимний и ранневесенний уход за плодовыми деревьями.
Горох.
Фасоль.
Картофель.
Цветочные растения.
Программа содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы.
Формы контроля:
Для проверки умений и навыков в конце каждого раздела проводится самостоятельная работа.
Требования к уровню подготовки учащихся.
По окончании курса 5 класса учащиеся должны знать:
агротехнику выращивания гороха и картофеля, уметь выращивать эти культуры;
уметь убирать и сортировать корнеплоды и картофель;
уметь пользоваться граблями;
уметь распознавать породы кроликов и ухаживать за ними.
уметь распознавать зерновые корма для кроликов и уметь кормить их.
знать строение и уметь выращивать комнатные и однолетние цветочные растения для открытого грунта.
В течение года возможно изменение в количестве часов в зависимости от усвоения темы обучающимися. Количество часов в 5 классе: 3 часа в неделю –102 часа в год при продолжительности урока 45 минут.
Содержание тем учебного курса
Раздел | Часы | Содержание | Требования к уровню подготовки учащихся |
Вводное занятие | 2 | Значение сельскохозяйственного труда в жизни людей. Виды работ, продукция и оплата труда в ближайших коллективных и фермерских хозяйствах. Использование сельхозпродукции. Подсобное сельское хозяйство школы. Виды производимой в нем продукции и её использование. | Знать правила поведения на занятиях ПТО |
Осенние сельскохозяйственные работы | 16 | Цель заготовки овощей и картофеля. Значение своевременной уборки овощей и картофеля. Правила уборки овощей и картофеля. Правила безопасности при работе сельхозинвентарем. | Уметь собирать и сортировать клубни картофеля, морковь и свеклу. |
Уборка послеурожайных остатков | 8 | Цель уборки ботвы картофеля, помидоров, остатков кочерыг капусты и других послеурожайных остатков с поля и опавшей листвы с дорожек. Грабли: назначение, устройство, рабочая поза, техника безопасности. | Уметь убирать растительные остатки с гряд и цветника, опавшую листву с дорожек. Знать строение граблей и правила безопасной работы с ними. |
Кролики | 24 | Кролики — домашние животные. Разведение кроликов в домашних и школьных условиях. Продукция кролиководства и ее значение. Породы кроликов, разводимых в местных условиях. Устройство крольчатника в домашних и школьных условиях. Клетки для кроликов: устройство, рас- положение в крольчатнике. Клетки для самцов, самок и молодняка. Подсобное помещение для хранения корма, Подготовки корма к потреблению. Ручной инвентарь для ухода за кроликами: виды (скребки, мотыжки на коротких ручках, совки, лопаты, метла и веники), назначение, приемы работы. Ведро или тачка для выноса или вывоза навоза. Изготовление метел и веников из веток и лозы для ухода за кроликами. Особенности ухода за кроликами во время зимнего содержания. Необходимость поддержания чистоты в крольчатнике и клетках. Недопустимость сквозняков в крольчатнике. Уход за взрослыми кроликами и молодняком разного возраста. | Знать и уметь распознавать породы кроликов. Заготавливать лозу и ветки на метлы и веники для ухода за кроликами и изготавливать их. Знать устройство клеток для кроликов. Уметь кормить и ухаживать за кроликами, убирать клетки и крольчатник. |
Зимний и ранневесенний уход за плодовыми деревьями | 6 | Знакомство с видами работы в зимнем саду. | Уметь предпринимать меры в конце зимы и начале весны против грызунов плодовых деревьев. |
Горох | 10 | Строение растения гороха. Условия, необходимые для получения хорошего урожая гороха. Подготовка почвы под посев гороха, сроки посева. Уход за растениями. | Знать особенности растения гороха, его использование. Уметь подготавливать семена к посеву. Размечать рядки для посева и выращивать горох. |
Фасоль | 12 | Строение растения фасоли. Условия, необходимые для получения хорошего урожая фасоли. Подготовка почвы под посев фасоли, сроки посева. Уход за растениями. | Знать особенности растения фасоли, его использование. Уметь подготавливать семена к посеву. Размечать рядки для посева и выращивать фасоли. |
Картофель | 12 | Строение растения картофеля и клубней. Состав клубня картофеля. Условия, необходимые для получения хорошего урожая картофеля. Требования к клубням, предназначенным для посадки. Признаки здоровых и больных клубней. Признаки и размеры семенных клубней | Знать строение растения и клубня картофеля и агротехнику выращивания. Уметь отбирать семенной картофель. Выбраковывать больные клубни. Раскладывать семенные клубни для проращивания. |
Цветочные растения | 12 | Разнообразие цветочных растений. Комнатные растения, и уход за ними. Способы размножения. Ноготки, настурция и бархатцы. Строение, сходство и различие . | Знать способы размножения и уметь ухаживать за комнатными растениями. Знать строение сходство и различие растений, уметь распознавать цветы по внешнему виду и семенам |
Всего | 102 | | |
Учебно-тематический план
для 5 класса – 102 часа
Раздел | Часы |
Всего | Теория | Практические, самостоятельные работы |
1 четверть | 26часов | 18часов | 8часов |
Вводное занятие | 2 | 2 | - |
Осенние сельскохозяйственные работы | 16 | 11 | 5 |
Уборка послеурожайных остатков | 8 | 5 | 3 |
2 четверть | 24 | 23 | 1 |
Кролики | 24 | 23 | 1 |
3 четверть | 28 | 23 | 5 |
Зимний и ранневесенний уход за плодовыми деревьями | 6 | 5 | 1 |
Горох | 10 | 8 | 2 |
Фасоль | 12 | 10 | 2 |
4 четверть | 24 | 16 | 8 |
Картофель | 12 | 9 | 3 |
Цветочные растения | 12 | 7 | 5 |
Итого | 102 | 80 | 22 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса.
Учащиеся должны знать:
сроки уборки овощей и картофеля;
условия их хранения;
виды деревьев и кустарников, ветки которых могут служить кормом для кроликов;
породы кроликов;
устройство крольчатника;
особенности ухода за кроликами;
правила поведения в крольчатнике;
виды и характеристика корма для кроликов;
нормы и рационы кормления;
строение растения картофеля и клубней;
строение растения гороха;
выращивание гороха;
посадку картофеля.
Учащиеся должны уметь:
убирать и сортировать овощи;
работать с граблями;
распознавать породы кроликов;
ухаживать за кроликами;
убирать клетки и крольчатник;
распознавать зерновые корма для кроликов;
распознавать строение картофеля;
делать разметку рядов для посева;
выращивать горох;
выращивать картофель.
Календарно – тематическое планирование
Количество часов на год: в неделю 3, всего102
Сельскохозяйственный труд 5 класс
1 четверть (26ч)
№ п/п. | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата |
по плану | фактически |
| |
1-2 | Вводное занятие: С\Х труд и его значение. С. 4-7 | 2ч | 01.09 | |
Осенние с/х работы (16 часов) |
3 | П.Р.: Знакомство с с/х инвентарем, Т.Б. при работе с с/х инвентарем. | 1ч | 05 .09 | |
4-5 | Уборка урожая. Значение своевременной уборки урожая с.8 | 2ч | 08.09 | |
6 | Уборка картофеля с.9 | 1ч | 12.09 | |
7-8 | Пр.р.: Уборка картофеля с.10- 11 | 2ч | 15.09 | |
9 | Значение своевременной уборки овощей. Уборка моркови и свеклы с.11-13 | 1ч | 19.09 | |
10-11 | Пр.р.: Уборка моркови и свеклы. | 2 ч | 22.09 | |
12 | Сортировка картофеля, моркови и свеклы с.13- 15 | 1ч | 26.09 | |
13-14 | Пр.р.: Сортировка клубней картофеля с. 15 | 2ч | 29.10 | |
15 | Пр.р.: Сортировка корнеплодов моркови и свеклы с. 16 | 1ч | 03.10 | |
16-17 | Значение своевременной уборки капусты. Сортировка капусты. | 2ч | 06.10 | |
18 | Пр.р.: Сортировка и уборка капусты | 1ч | 10.10 | |
Уборка послеурожайных остатков (8 часов) |
19-20 | Сбор послеурожайных остатков с.16- 17. | 2ч | 13.10 | |
21 | Правила работы с граблями с. 17 | 1ч | 17.10 | |
22-23 | Пр.р.: Сбор травы граблями | 2ч | 20.10 | |
24 | Заготовка веточного корма с.18- 19 | 1ч | 24.10 | |
25-26 | С.р. С/Х труд и его значение. | 2ч | 27.10 | |
Сельскохозяйственный труд 5 класс
2 четверть (24ч)
№ п/п. | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата |
по плану | фактически |
Кролики (24 час) | |
27 | Внешнее строение кролика. стр. 20- 21 | 1ч | 07.11 | |
28- 29 | Особенности кроликов. Породы кроликов. стр.21-24 | 2ч | 10.11 | |
30 | Разведение кроликов. Болезни кроликов. стр.25-26 | 1ч | 14.11 | |
31-32 | Содержание кроликов. стр. 26-29 | 2ч | 17.11 | |
33 | Устройство крольчатника с.29- 30 | 1ч | 21.11 | |
34-35 | Уход за кроликами с.31- 32 | 2ч | 24.11 | |
36 | Правила работы в крольчатнике. | 1ч | 28.11 | |
37-38 | Ручной инвентарь для работы в крольчатнике. Подготовка крольчатника к зиме с. 33- 35 | 2ч | 01.12 | |
39 | Корма для кроликов с. 36- 38 | 1ч | 05.12 | |
40-41 | Подготовка кормов к скармливанию с. 39- 40 | 2ч | 08.12. | |
42 | Кормление кроликов | 1ч | 12.12 | |
43-44 | Откорм кроликов с.40- 42 | 2ч | 15.12 | |
45 | Правила раздачи кормов при кормлении с. 42-44 | 1ч | 19.12 | |
46- 47 | Содержание кроликов на промышленной кролиководческой ферме с.45- 46 | 2ч | 22.12 | |
48 | С.р. Кролики | 1ч | 26.12 | |
49- 50 | Работа над ошибками. Подведение итогов полугодия. | 2ч | 29.12 | |
Сельскохозяйственный труд 5 класс
3 четверть (28ч)
№ п/п. | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата |
по плану | фактически |
Зимний и ранневесенний уход за плодовыми деревьями (6 часов) |
51 | Сад зимой с.47- 48 | 1ч | 16.01 | |
52- 53 | Работы в зимнем саду с.48- 50 | 2ч | 19.01 | |
54 | Пр.р.: Работа в зимнем саду с.50- 51 | 1ч | 23.01 | |
55- 56 | Сад ранней весной. Побелка деревьев с. 51 | 2ч | 26.01 | |
Горох (10 часов) |
57 | Строение растения гороха с.52- 54 | 1 | 30.01 | |
58- 59 | Особенности строения гороха. Использование гороха с.54- 56 | 2ч | 02.01 | |
60 | Подготовка семян гороха к посеву с.57- 58 | 1ч | 06.02 | |
61- 62 | Пр.р.: Определение всхожести семян гороха с.58- 60 | 2ч | 09.02 | |
63 | Подготовка почвы и посев семян гороха с.60- 62 | 1ч | 13.02 | |
64- 65 | Ручные орудия и инвентарь для обработки почвы. Правила работы с мотыгой с.63- 65 | 2ч | 16.02 | |
66 | Уход за посевами и уборка урожая с.66- 67 | 1ч | 20.02 | |
Фасоль (12 часов) |
67 | Строение растения фасоли. Особенности растения фасоли с.73-75 | 1ч | 27.02 | |
68-69 | Использование фасоли с.76 | 2ч | 02.02 | |
70 | Подготовка почвы и посев семян фасоли с. 77 | 1ч | 06.03 | |
71-72 | Уход за посевами и уборка урожая фасоли с.78 | 2ч | 09.03 | |
73 | Пр.р.: Определение всхожести фасоли с.79- 81 | 1ч | 13.03 | |
74-75 | Пр.р.: Подсчет количества фасоли, необходимых для посева с.81- 82 | 2ч | 16.03 | |
76 | Подготовка семян фасоли к посеву с.82 | 1ч | 20.03 | |
77-78 | С.р.: Выращивание гороха и фасоли. | 2ч | 23.03 | |
Сельскохозяйственный труд 5 класс
4 четверть (24ч)
№ п/п. | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата |
по факту | фактически |
Картофель (12 часов ) | |
79 | Строение картофеля с.85- 87 | 1ч | 03.04 | |
81-82 | Особенности растения картофеля. Использование картофеля с.87- 89 | 2ч | 06.04 | |
83 | Пр.р.: Получение крахмала из картофеля с.90 | 1ч | 10.04 | |
83-84 | Подготовка клубней картофеля к посадке. Подготовка почвы для посадки картофеля с.91- 93 | 2ч | 13.04 | |
85 | Посадка картофеля с.94- 97 | 1ч | 17.04 | |
86-87 | Уход за картофелем с.97- 99 | 2ч | 20.04 | |
88 | Вредители и болезни картофеля с.99- 101 | 1ч | 24.04 | |
89-90 | Пр.р.: Подсчет количества клубней, необходимых для посадки. Подготовка клубней картофеля к посадке с.101- 104 | 2ч | 27.04 | |
Цветочные растения (12 часов) |
91 | Виды цветочных растений. Комнатные растения с.106- 109 | 1ч | 04.05 | |
92-93 | Ручной инвентарь для выращивания комнатных растений с.110- 111 | 2ч | 08.05 | |
94 | Почвенные смеси для комнатных растений с.111- 116 Пр.р.: Уход за комнатными растениями. | 1ч | 11.05 | |
95-96 | Размножение комнатных растений. Пр.р.: Размножение стеблевыми черенками с.116- 121 | 2ч | 15.05 | |
97 | Пр.р.: Размножение цветов делением корневища с. 121-123 | 1ч | 18.05 | |
98-99 | Цветочные растения открытого грунта. Однолетние цветочные растения с. 125- 128 | 2ч | 22.05 | |
100 | Цветник. Выращивание ноготков, настурции, бархатцев с.129-136 | 1ч | 25.05 | |
101-102 | С.р. Картофель. Цветочные растения | 2ч | 29.05 | |
Основная литература
1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 класс .: В 2 сб./ под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
2. Сельскохозяйственный труд: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Е.А. Ковалёва. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
3. Ковалёва, Е.А. Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе / Е.А. Ковалёва – М.: Просвещение, 1985.
4. Мирский, С.М. Методика профессионального обучения во вспомогательной школе /С.М. Мирский// – М.: Просвещение, 1980.
6.Рабочая тетрадь 5 класс
Дополнительная литература
1. Журнал «Приусадебное хозяйство»
2. Справочник «Приусадебное животноводство»
Материально-техническое обеспечение
1. Сельскохозяйственный инвентарь: лопаты, вилы, грабли, ведра.
2. Плакаты «Породы кроликов», «Строение кроличьей клетки», «Картофель», «Горох», «Столовые корнеплоды», «Однолетние цветочные растения».
3. Коллекция семян полевых и овощных культур.
4. Коллекция кормов для кроликов.
5. Натуральные образцы овощей.