УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕГИМНАЗИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ
Рассмотрена на заседании методического объединения протокол от _______2017 г №________ | Утверждена приказом от _______ 2017 г №________ |
Принята на заседании НМС от ________ 2017 г. протокол №________ | |
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Речевая практика»
для индивидуального обучения на дому
учащегося 2 класса
(первый вариант)
Составитель: Наумова Марина Николаевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» для учащегося 2 класса с умственной отсталостью разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Приказ департамента образования ЯНАО от 23 марта 2017 года № 378 «Об утверждении Порядка организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому детей-инвалидов и детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации»;
Приказ Минобрнауки России № 253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования учащихся с умственной отсталостью Гимназии г. Лабытнанги (1 – 4 класс) на 2017-2020 г.г.;
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы» / Под ред. В.В. Воронковой; 6-е издание. - М.: Просвещение, 2013.
Основанием для разработки адаптированной рабочей программы для индивидуального обучения на дому учащегося 2 класса (первый вариант) является заключение муниципальной межведомственной психолого-медико-педагогической комиссии от 23.12.2016 № 1104.
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» учитывает психолого-педагогическую характеристику учащегося 2 класса № 09 от 04.09.2017, выданную по результатам психолого-педагогического обследования педагогом-психологом Гимназии г.Лабытнанги.
Психолого-педагогическая характеристика учащегося Гимназии г.Лабытнанги
с умственной отсталостью (вариант 1)
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.).
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной в учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ― ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде.
Ученик 2б класса Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Гимназия г. Лабытнанги обучается по индивидуальному учебному плану обучения на дому.
До поступления в 1 класс Гимназии мальчик посещал МАДОУ «Сказка», воспитывается в полной семье, является вторым ребенком. Ребенок в семье желанный, любим всеми членами семьи, ему уделяется много внимания со стороны родителей (законных представителей).
По характеру учащийся 2б класса средне эмоциональный, поведение удовлетворительное, настроение чаще всего хорошее, проявляет доброжелательность при встрече. Внешний вид опрятный.
В целом ориентирован на познавательную активность, но уровень обученности низкий, не соответствует возрасту, требуется время на врабатываемость. При выполнении разного рода заданий не может продолжительное время концентрировать внимание на работе, очень быстро и резко переключается с одного вида деятельности на другой, не может спланировать свою деятельность. Мальчик иногда болезненно переживает малейшую неудачу или ошибку, в этих случаях он может переходить к капризному, а иногда к скрытому агрессивному состоянию (может отказаться выполнять то или иное задание, бросать те или иные предметы). Иногда обижается при желании педагога исправить допущенную им ошибку, только через некоторое время соглашается и с неохотой выполняет работу, но с теми же ошибками. Во время занятий очень часто отвлекается на любые внешние раздражители.
Желание учиться у гимназиста есть, но быстро истощается и устает. Низкий уровень учебной активности, самостоятельности. Однако с удовольствием выполняет задания в игровой форме (наглядность, музыка, постановка сказок). Мелкая моторика развита не в совершенстве, т.к. учащийся нуждается в помощи при письме и рисовании.
Развитие крупной моторики соответствует возрасту: ходит, бегает, прыгает, сам себя обслуживает.
Словарный запас слов ограничен бытовой лексикой, говорит фразами или отдельными словами, но не всегда понятно. Грамматический строй речи и звукопроизношение нарушены. Уровень графических умений низкий. Пишет буквы только в прописи по точкам, при этом письменные буквы он усвоил слабо, не всегда узнает предлагаемые ему буквы. Смысл прочитанного понимает только на уровне слова и предложения (показывает по картинке).
Практические действия по письму, счету часто выполняет при непосредственной помощи педагога. На данный момент мальчик называет некоторые буквы с опорой на картинную азбуку, пытается складывать слоги (ДИ, МА, АМ, УМ, МУ), но испытывает трудности с произношением. Владеет количественным счетом в пределах 15, но затрудняется отвечать на вопрос «Сколько?». У ребенка наблюдается общее недоразвитие речи (ОНР, 1 уровень): речевое расстройство, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны (нарушение звукопроизношения, слоговой структуры слова) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Поэтому грамматическое построение фраз несовершенно. Запоминания словесного материала нет.
Навык письма не сформирован: учащейся обводит образцы по контуру при непосредственной помощи педагога. Различает цвета, умеет закрашивать предложенные картинки но, не соблюдая её контура.
Внимание у мальчика непроизвольное, непродолжительное: для усвоения даже небольшого материала требуется много времени. Не всегда удается выполнить тот объем материала, который запланирован, т.к. ребенок не всегда принимает предложенные задания. Выполнение небольших заданий возможно только при постоянной организующей и сопровождающей помощи взрослого. При выполнении какого – либо задания доступны лишь совместные, поэтапные действия с педагогом и родителями при постоянном одобрении и поощрении.
Самостоятельно целенаправленной деятельности нет, требует постоянного педагогического и психологического побуждения, целенаправленная деятельность основана на сиюминутном интересе.
Для учащегося характерны: сниженный тонус настроения, капризность, упрямство, иногда отказ от выполнения тех или иных заданий.
Внимание неустойчивое, легко отвлекаемое, непроизвольное. Объем внимания недостаточный, неполный, образное мышление и воображение развито на ниже среднем уровне.
Программный материал по письму и чтению, математике усваивает слабо. Познавательные способности недостаточно развиты. Учебные знания и умения не соответствуют возрастной норме. Мотивация к учению на среднем уровне, но перенос показанного способа действия при решении новых упражнений, заданий вызывает определенные трудности. Не может соотносить запоминаемый материал с предлагаемыми опорами.
Общая оценка развития и поведения ребёнка: данные наблюдения свидетельствуют об умственной отсталости учащегося.
Ребенок нуждается в оказании комплексной психолого-педагогической помощи в освоении учебной деятельности, развитии когнитивной и мотивационно-личностной сферы ребёнка посредством целенаправленного систематического воздействия на различные анализаторы, коррекции их нарушений и развитие психических функций и операций.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» (0-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.
Цели:
Повышение уровня психологической и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению;
Коррекция нарушений психофизического развития детей;
Социализация личности обучающихся;
Подготовка к усвоению первоначальных навыков общения.
Большое значение для учащихся в овладении речью имеет создание речевой среды, где решающая роль принадлежит речевому поведению учителя. Речь педагога должна быть естественной, доступной пониманию школьника с интеллектуальной недостаточностью и, что чрезвычайно значимо, построена по принципу синтаксической синонимии (предложения-синонимы).
Задачи раздела «Устная речь»:
Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей
Формировать выразительную сторону речи
Учить строить устные связные высказывания;
Воспитывать культуру речевого общения.
Раздел «Устная речь» включает в себя несколько подразделов:
1. Аудирование. Его содержание нацелено на развитие у детей у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь.
2. Дикция и выразительность речи. Ориентирует учителя на отработку у школьников четкости произношения, эмоциональной выразительности речи.
3. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими.
4. Культура общения. Его содержание нацеливает учителя на проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия.
Программа представлена следующими структурными элементами:
Пояснительная записка.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Речевая практика».
Содержание учебного предмета «Речевая практика» во2 классе.
Тематическое планирование по учебному предмету «Речевая практика» во 2 классес указанием количества часов, отводимых на освоение учебного предмета.
Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных и методических пособий:
С.В. Комарова «Устная речь» 2 класс (учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида», Москва, «Просвещение», 2016 г.
С.В. Комарова «Устная речь» 2 класс (учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида», Москва, «Просвещение», 2016 г.
Устная речь. Методические рекомендации. 1–4 классы:спец. (коррекц.)образоват. Учреждений 8 вида / С. В. Комарова.–М. : Просвещение, 2016.
Место учебного предмета в Учебном плане Гимназии г. Лабытнанги на 2017 – 2018 учебный год
Согласно Учебному плану Гимназии г. Лабытнанги на 2017 – 2018 учебный год рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» во 2 классе рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
II. Планируемые результатыосвоения предмета «Речевая практика»
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с УО в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.а именно во 2 классе:
формирование представления о себе;
формирование представлений о собственных возможностях;
овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;
овладение элементарными социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
формирование начальных навыков коммуникации и знакомство с принятыми нормами социального взаимодействия;
формирование способности к принятию социального окружения, формирование умения определить свое место в нем, принятие ценностей и социальных ролей, соответствующих индивидуальному развитию ребенка;
формирование социально значимых мотивов учебной деятельности;
формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, чувств;
формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
формирование элементарных навыков готовности к самостоятельной жизни;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»
Учащиеся должны уметь:
выполнять задания словесной инструкции,
различать громкую и шепотную речь, менять темп речи, использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях,
называть предметы и действия, соотносить их с картинками,
внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова»,
соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании,
сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей,
называть свою улицу,
участвовать в ролевых играх,
слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстрационный материал.
III. Содержание учебного предмета«Речевая практика»
В каждом классе раздел «Речевая практика» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них.
Аудирование (часы)
Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет – паркет, удочка – уточка, гладит – глядит и др. (с опорой на наглядные средства).
Выполнение действий с предлогами: в – на, у –за, над – под, с- на, к –от и др., например: «Положи книгу на парту», «Положи книгу в парту», «Встань у парты», «Зайди за парту», « Подержи руку над партой, а теперь под партой» и др.
Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя с последующим речевым отчетом о действии («Что ты делал?»).
Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной ленте, например: «Наташа, подойди к доске и напиши свое имя», «Миша выйди к доске и напиши её фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке напиши свое имя и свою фамилию» и т.д.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова – «родственники» или слова, обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку. Коля сделал маленькую скамейку. Дети слепили во дворе снеговичка. Дети вылепили во дворе снегурочку.
Дикция и выразительность речи
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение.
Дыхательные упражнения: посчитать Егорок на горке (сначала на одном выдохе – два Егорки, потом – три): Как на горке, на пригорке стояли 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен.
Громкая, тихая и шепотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Помощники устной речи (мимика и жесты) в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: веселое, грустное, удивлённое, сердитое.
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», « Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Мои товарищи в школе», «Любимое занятие», «Мир природы»
Культура общения
Выражение благодарности. «Вежливые слова».
Расширение слов для приветствия и прощания: доброе утро, добрый день, добрый вечер, доброй ночи.
Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.
Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.
Урок речевой практики строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока.
Школьная жизнь - 8 ч.
Игры и игрушки - 5. ч.
Играем в сказку - 7 ч.
Я дома - 4 ч.
Мои товарищи в школе - 4 ч.
Готовим новогодний праздник - 4 ч.
Зимняя прогулка - 4 ч.
Мойдодыр - 12 ч.
Я за порогом дома- 11 ч.
Мир природы - 9 ч.
IV.Тематическое планированиепо учебному предмету
«Речевая практика»
Количество часов -68 ч.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Содержание урока |
по плану | по факту |
Школьная жизнь - 8 ч. |
1\1 | Добро пожаловать! | 1 | | | Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. |
2\2 | У нас новая ученица | 1 | | | Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица). |
3\4 | Кто нас лечит и кормит | 1 | | | Экскурсия по школе: посещение медицинского кабинета, столовой. Знакомство с персоналом. |
4\4 | Правила для школьника. | 1 | | | Введение детей в ситуацию знакомства Развитие умения участвовать в вопросно-ответном диалоге. Расширение представления детей о правилах поведения при знакомстве. |
5\5 | Дежурим с другом (подругой) | 1 | | | Проигрывание диалогов с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. Уточнение обязанностей дежурных. |
6\6 | «Ура! Перемена!» | 1 | | | Знакомство с основными правилами поведения на перемене. Чтение учителем стихотворения «Перемена». |
7\7 | Истории о лете | 1 | | | Моделирование диалогов на основе изображенной на картинке ситуации. |
8\8 | Я расскажу вам, где отдыхал | 1 | | | Составление рассказа о лете с опорой на вопросительно – символический план. |
Игры и игрушки - 5. ч. |
9\1 | «Игрушки» | 1 | | | Разучивание чистоговорки То-то-то – у Антона лото. Составление предложений об игрушках, изображенных на картинке, по образцу, данному учителем. |
10\2 | «Моя любимая игрушка» | 1 | | | Описание игрушки по картинно-графическому плану. Игры «Отгадай мою игрушку», «Назови ласково». |
11\3 | «Магазин игрушек» | 1 | | | Повторение основных правил поведения в магазине. Ролевая игра «Магазин игрушек». |
12\4 | «Уложим куклу спать» | 1 | | | Тренировочные упражнения в произнесении пожеланий перед сном спокойным голосом с ласковой интонацией. Слушание стихотворения Ю. Горея «Колыбельная». |
13\5 | «Мы уже не малыши» | 1 | | | Называние игрушек и учебных вещей, классификация с использованием обобщающего слова. Составление предложений «Где что находится?», «Какие предметы не на своём месте», «Что положу в портфель», «Куда уберу игрушки». Беседа о бережном отношении к вещам. Составление высказываний по условным схемам «Куда нужно убрать вещи (игрушки и учебные принадлежности) |
Играем в сказку - 7 ч. |
14\1 | Знакомство со сказкой «Три медведя» | 1 | | | Знакомство с русской народной сказкой «Три медведя». |
15\2 | Инсценировка сказки «Три медведя» | 1 | | | Инсценирование сказки с использованием элементов костюмов. |
16\3 | Знакомство со сказкой «Три поросенка» | 1 | | | Знакомство со сказкой «Три поросенка». Выбор из нескольких, близких по содержанию картинок, той, которая соответствует услышанной сказке. |
17\4 | Инсценировка сказки «Три поросенка» | 1 | | | Инсценирование сказки с использованием элементов костюмов. |
18\5 | Знакомство со сказкой «Красная Шапочка» | 1 | | | Знакомство со сказкой «Красная Шапочка». Игра «Расскажи по кругу» с опорой на картинки. |
19\6 | Инсценировка сказки «Красная Шапочка» | 1 | | | Инсценирование сказки с использованием элементов костюмов. |
20\7 | Знакомство со стихотворением С. Михалкова «Мой щенок» | 1 | | | Познакомить учащихся с творчеством С. Михалкова. Заучивание четверостишья из стихотворения. |
Я дома - 4 ч. |
21\1 | В воскресенье все дома | 1 | | | Понимание прямых родственных отношений: мама, папа, дедушка, бабушка, братья, сестры. Знание имени, отчества и фамилии своих родителей, места их работы, имён братьев и сестёр, их занятий. «Кто старше, кто младше?». |
22\2 | Расскажи о себе | 1 | | | Рассказ о себе по образцу. |
23\3 | Я звоню себе домой | 1 | | | Моделирование телефонных разговоров с мамой. |
24\4 | Я звоню в экстренные службы | 1 | | | Конструирование диалога с диспетчером «Скорой помощи». |
Мои товарищи в школе - 4 ч. |
25\1 | Играем во дворе | 1 | | | Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Умей играть самостоятельно». Игра «Кто быстрее?» |
26\2 | Не надо больше ссориться | 1 | | | Слушание стихотворения Э. Мошковская «Не надо больше ссориться». Моделирование спорных ситуации и способы их решения. |
27\3 | Дружат в нашем классе девочки и мальчики | 1 | | | Слушание песни «Мы дежурные», хоровые ответы учащихся на вопросы из песни. |
28\4 | Наш товарищ заболел | 1 | | | Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Если друг попал в беду, помоги ему». Рассказ по сюжетным картинкам порядка действий в опасной ситуации |
Готовим новогодний праздник - 4 ч. |
29\1 | Готовимся к празднику | 1 | | | Составление письма Деду Морозу с опорой на условно-графические схемы предложений. |
30\2 | Новогодние чудеса | 1 | | | Слушание песенки «В лесу родилась елочка». Моделирование ситуации знакомства на карнавале. |
31\3 | Новогодние поздравления | 1 | | | Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации, реплики-поздравления, сопровождающие вручение подарков |
32\4 | Новогодние поздравления | 1 | | | Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков. |
Зимняя прогулка - 4 ч. |
33\1 | Зимняя одежда | 1 | | | Заучивание чистоговорки «В шапке да шубке хорошо Мишутке». Проигрывание ситуации «Кукла одевается на прогулку». |
34\2 | Зимние забавы | 1 | | | Составление рассказа с опорой на картинный план. |
35\3 | Мы катаемся с горы | 1 | | | Н. Некрасов «Детство» (отрывок). Составление рассказа с опорой на картинку. |
36\4 | Мы лепим снеговика | 1 | | | Давай, дружок, Смелей, дружок. Кати по снегу Свой снежок. |
Мойдодыр - 12 ч. |
37\1 | Я умываюсь | 1 | | | Слушание отрывка из стихотворения «Мойдодыр». Составление короткого рассказа на тему «Я умываюсь» и закрепление его действиями. |
38\2 | Я чищу зубы | 1 | | | Составление короткого рассказа на тему «Я чищу зубы» и закрепление его действиями. |
39\3 | Режим дня школьника | 1 | | | Знакомство с режимом дня школьника, с последовательностью их действий. |
40\4 | Я правильно одеваюсь | 1 | | | Слушание стихотворения С. Я. Маршака «Рассеянный». Игра «Одень Машу». |
41\5 | Вещи в моем шкафу | 1 | | | Употребление в речи предлогов в, на, под. Практические упражнения по складыванию одежды. |
42\6 | Я собираюсь на прогулку | 1 | | | Расширение словарного запаса словами, обозначающими предметы одежды и распределение их по сезонам и по принадлежности. |
43\7 | Содержу одежду в чистоте | 1 | | | Слушание отрывка из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?». Расширение словарного запаса словами, обозначающими предметы, используемые при уходе за одеждой. |
44\8 | Опрятному человеку нужны помощники | 1 | | | Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). |
45\9 | Я обуваюсь | 1 | | | Слушание стихотворения «Научу обуваться и братца» Е. Благининой. Практические упражнения в обувании, в шнуровании. |
46\10 | Я ухаживаю за обувью. | 1 | | | Расширение словарного запаса словами, обозначающими предметы для ухода за обувью. Практические упражнения в уходе за обувью. |
47\11 | Я по лужам прогулялся | 1 | | | Слушание детской песни «Ангина». Игра «Кто знает, тот продолжает» |
48\12 | Мишка заболел | 1 | | | Слушание отрывка из стихотворения К.И. Чуковского «Айболит». Сюжетно – ролевая игра «Я - доктор» |
Я за порогом дома- 11 ч. |
49\1 | Садитесь, пожалуйста! (Поведение в автобусе) | 1 | | | Слушание песенки «Мы едем, едем, едем». Моделирование ситуации «Я в автобусе». |
50\2 | Мы не знаем, как пройти, Как быть? | 1 | | | Моделирование ситуации «Я забыл дорогу». Обратить внимание учащегося на значение интонационного выделения слов. |
51\3 | Где я живу | 1 | | | Запоминание своего адреса. Проигрывание диалога «Где ты живешь?». |
52\4 | Моя дорога в школу | 1 | | | Моделирование ситуации «В школу я иду таким путем». |
53\5 | За покупками в магазин | 1 | | | Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине с опорой на содержание картинки. |
54\6 | Я иду в кружок. Кто со мной? | 1 | | | Конструирование реплик-обращений в ситуации записи в кружок. Ролевая ситуация «Я записываюсь в кружок». |
55\7 | Мы в гостях на день рождении | 1 | | | Коллективное составление рассказа «Как мы ходили в гости» по опорным картинкам. |
56\8 | День рождения!Знакомимся с гостями | 1 | | | Драматизация песни «К нам гости пришли». |
57\9 | День рождения! Провожаем гостей | 1 | | | Расширение представлений учащегося о правилах поведения при прощании с ровесниками и старшими. |
58\10 | Накрываем на стол | 1 | | | Расширение словарного запаса словами, обозначающими предметы посуды. Правила этикета за столом. |
59\11 | Поздравляем маму | 1 | | | Составление поздравления маме с опорой на условно-графические схемы предложений. |
Мир природы - 9 ч. |
60\1 | «К нам весна шагает…» | 1 | | | Слушание стихотворения А. Плещеева «Весна». Составление рассказа с опорой на картинный план |
61\2 | Первоцветы | 1 | | | Слушание стихотворения «Подснежник». Составление описания первоцветов по картинно-графическому плану. Называние первоцветов ласково. |
62\3 | Весенняя прогулка. | 1 | | | Экскурсия на школьный двор. Составление рассказа о весне по впечатлениям о прогулке. |
63\4 | «А у нас в квартире кот! А у вас?» | 1 | | | Слушание стихотворения Б. Заходер «Кискино горе». Составление описания кота по картинно-графическому плану. |
64\5 | Учу попугая говорить | 1 | | | Составление описания попугая по картинно-графическому плану. |
65\6 | У меня есть щенок! | 1 | | | Проигрывание стихотворения А. Прокофьева «Тузик». Составление описания собаки по картинно-графическому плану. |
66\7 | Здравствуй лето! | 1 | | | Слушание стихотворения И. Гуриной «Здравствуй лето!». Правила поведения на воде. Игра «Морские фигуры». |
67\8 | Здравствуй, лето! | 1 | | | Экскурсия на школьный двор. Составление рассказа о лете по впечатлениям о прогулке. Правила поведения в лесу. |
68\9 | Итоговое занятие | 1 | | | Отгадывание загадок, доскажи словечко. |
Программы «Устная речь для 1-4 классов специальных коррекционных) школ VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта)» под общей редакцией И. М. БгажноковойМ.: Просвещение, 2011;
СОГЛАСОВАНО |
Заместитель директора по учебной работе |
___________________ Александрова Т.В. |
«______» ____________________ 2017 год |