СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по истории 6 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для учащихся 6 класса, изучающих историю по программе для спецшкол7 вида

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по истории 6 класса»

Вернадовский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»


Утверждена приказом образовательного учреждения

Дата, номер приказа

Директор школы: _________________ С.М.Акатушев



Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

«Мир истории»

6 класс

ФГОС образования обучающихся

с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 1





Разработчик программы: Ухина ОП





Рассмотрена на заседании межшкольного

методического объединения протокол № 1

Дата, номер протокола

Руководитель межшкольного

методического объединения: _______________________________ НН. Артамонова


Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного

методического совета протокол № 1

Дата, номер протокола

Председатель межшкольного

методического совета: _______________________________ Г.А.Чупахина







2022-2023 г

Аннотация к рабочей программе по истории для учащихся 6 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС ООО


Предлагаемая адаптированная рабочая программа предназначена для учащихся 6 класса, изучающих историю по программе для специальных (коррекционных) школ VIII вида , составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью , интеллектуальными нарушениями, вариант 1 .

В основу изучения предмета «Мир истории» положен принцип цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход позволяет создать условия для формирования нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших психических функций.
Для реализации программного содержания используется:

И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. «Мир истории» 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программ. Москва «Просвещение» 2019.

Место предмета в учебном плане

Учебный предмет «Мир истории» входит в предметную область «Человек и общество», относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Настоящая программа рассчитана для учащихся 6 класса. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока . По примерному годовому учебному плану на учебный предмет отведено 68 часов в год или 2 часа в неделю.

Цели программы:

- овладение основными знаниями и умениями по предмету

- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,

- формирование личностных качеств гражданина,

- подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни,

- специально – трудовая и правовая адаптация ученика в общество.

Основные задачи: развитие ключевых компетенций обучающихся (коммуникативные, информационные, личностные и др.);

помощь учащимся с нарушением интеллекта в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;

развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;

овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.

Срок реализации программы 4 года

Планируемые результаты освоения учебного предмета

При изучении предмета «Мир истории» 6класс (для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью), обучающиеся должны достигнуть следующих результатов:

Личностные:

Обучающиеся научатся:

- понимать причинно-следственные связи;

- формировать представления о многофакторности исторических процессов;

- расширять навыки связной устной и письменной речи с использованием слов-понятий;

- формировать уважение к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

излагать свою точку зрения, её аргументировать в соответствии с возрастными возможностями;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- формировать коммуникативные компетентности;

- обсуждать и оценивать свои достижения, а также достижения других;

следовать этическим нормам в соответствии с возрастными возможностями;

 - расширять опыт взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные:

Обучающиеся научатся:

устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями;

-объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при понимании исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни.

применять полученные знания, умения и навыки анализа исторических явлений на межпредметном уровне.

Предметные:

Обучающиеся научатся:

воспринимать устную речь учителя, следить за ходом рассуждения,

осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты.

- сравнивать, анализировать, обобщать исторические факты;

объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России;

Обучающиеся получат возможность научиться:

давать характеристику историческим героям, рассказывать об исторических событиях, делать выводы об их значении;

проводить поиск информации в одном или нескольких источниках;

«читать» историческую карту с опорой на ее «легенду».

Регулятивные учебные действия:

Обучающиеся научатся:

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

Обучающиеся получат возможность научиться:

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

осуществлять самооценку и самоконтроль в процессе деятельности;

адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,

корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Работать индивидуально и в группе.

Обучающие получат возможность научиться:

Определять возможные роли в совместной деятельности.

Играть определённую роль в совместной деятельности.

Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого.

Организовывать учебное взаимодействие в группе.

коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения.


Содержание программы

6кл.(68ч)

Раздел 1

Имя, отчество, семья, родословная человека

( 8ч)

Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и значение имен. От­че­с­тво в имени человека. Происхождение фамилий. Семья: близкие и дальние ро­д­с­т­ве­н­ни­ки. Поколения, пред­ки, потомки, родословная. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя би­ография.

Раздел  II. Отчий  дом. Наша  Родина – Россия (10ч)

Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома (регион, город, поселок, село), кто и когда его построил. Твои соседи.

Пословицы и поговорки о доме, семье, сосе­дях.

История улицы. Названия улиц, их происхождение. Ули­ца твоего дома, твоей школы. 

Местность, где мы живем (город, село). Происхождение названия местности. Край (область, республика), в котором мы живем; глав­ный город края, национальный состав, основные занятия жителей края, города.

Россия ― страна, в которой мы живем: ее столица, население, национальный состав. Республики в составе Российской Федерации. Государственные символы РФ.  Руководитель страны (президент РФ).

Большая и малая родина.

Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем.

Раздел 3. Представления о времени в истории (7ч)

Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня, завтра. Меры времени. Измерение времени. Календарь (происхождение, виды).

Представление об историческом времени: век, (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление)«Лента времени». Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь).  Час­ти века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие. Основные события ХХ века (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI век).

Раздел 4.Начальные представления об истории. (7ч)

История   наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом). Значение исторических знаний для людей. Историческая память России.

Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на конкретных примерах).

Источники  исторических  знаний: письменные  памятники  материальной  и  духовной  культуры  (старинные  книги, летописи, надписи и  рисунки  на скалах, археологические  находки; памятники  строительства, зодчества, архитектуры, устные  источники  (фольклор)).

Исторический  музей, краеведческий  музей. Понятие  об  историческом  пространстве, исторической  карте.

Составляющие  части  исторической  науки: история  местности, история  страны, история  культуры, науки, религии.

Раздел  V. История  Древнего  мира ( 9ч)

Время  появления  человека  прямоходящего. Внешний  вид первобытных  людей. Среда  обитания.

Человек  умелый. Время  появления. Его  отличите  от  предков  и  от  современного  человека. Места  обитания. Стадный  образ  жизни. Занятия. Древние  орудия  труда. Начало каменного  века.

Древнейшие  люди. Время  появления. Изменения  во  внешнем    облике. Появление  орудий  труда, совершенствование  занятий. Защита  от  опасностей. Образ  жизни. Охота, собирательство. Причины  зарождения  религиозных  верований.

Древний  человек  приходит  на  смену  древнейшему. Время  появления. Внешний  вид. Зарождение  речи. Места  обитания. Кочевники. Первые сообщества. Изменение  климата  Земли. Наступление  ледников. Смена  образа  жизни  древних  людей  из- за  климатических  условий.  Борьба  за  выживание. Способы  охоты  на диких  животных. Изобретение  лука. Приручение  диких животных. Пища  и  одежда  древнего  человека, основные  занятия, образ  жизни.

Время  и  место  появления  человека  разумного. Внешний  вид. Образ  жизни  и  основные  занятия. Развитие  орудий  труда. Защита  от  опасностей. Конец  ледникового  периода  и  расселение  человека  разумного  по  миру. Влияние  различных  климатических  условий  на  изменения во  внешнем  облике  людей. Развитие  земледелия, скотоводства. Появление  новых  орудий  труда. Начало  бронзового  века. Оседлый  образ  жизни. Коллективы  первых  людей. Понятие  о  семье, общине, роде, племени.

Раздел  VI. История  вещей. Занятия  человека  на  Земле (16ч)

Природные  источники  огня. Способы  добычи  огня  древним  человеком. Очаг. Причины  сохранения  огня  древним  человеком, культ  огня. Использование  огня  для  жизни: тепло, пища, защита  от  диких  животных.

Использование  огня  в  производстве: изготовление  посуды, орудий  труда, выплавка  металлов  и  др.

Огонь  в  военном  деле. Изобретение  пороха. Последствия  этого  изобретения.

Огонь  и  энергия. Виды  энергии: электрическая, тепловая, атомная  (общие  представления). Изобретение  электричества  как  новый  этап  в  жизни  людей. Современные  способы  получения  большого  количества  энергии. Экологические  последствия  получения  тепловой  энергии  от  сжигания  полезных  ископаемых: угля, торфа, газа, лесов. Роль  энергетических  ресурсов  Земли  для  жизни  всего  человечества.

Вода  в  природе. Значение  воды  в  жизни  человека. Охрана  водных  угодий.

Причины  поселения  древнего  человека  на берегах  рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение  человека  по  воде. Судоходство, история  мореплавания, открытие  новых  земель  (общие  представления).

Вода  и  земледелие. Поливное  земледелие, причины  его  возникновения. Значение  поливного  земледелия  в  истории  человечества.

Использование  человеком  воды  для  получения  энергии: водяное  колесо, гидроэлектростанция. Использование  воды  при  добыче  полезных  ископаемых.

 Профессии  людей, связанные  с  освоением  энергии  и водных  ресурсов.

Понятие  о  жилище. История  появления  жилища  человека. Первые  жилища: пещеры, шалаши, земляные  укрепления. Сборно – разборные  жилища, материалы, используемые  для  строительства  жилья  у  разных  народов  в  зависимости  от  климатических  условий  (чумы, яранги, вигвамы, юрты  и  др.). История  совершенствования  жилища. Материалы  для  строительства, используемые  с  глубокой  древности  до  наших  дней. Влияние  климата  и  национальных  традиций  на  строительство  жилья  и  других  зданий. Понятие  об  архитектурных  памятниках  в  строительстве, их  значение  для  изучения  истории.

Уточнение  представлений  обучающихся  о  мебели, ее назначении, видах, материалах  для  ее  изготовления.

История  появления  мебели. Влияние  исторических  и  национальных  традиций  на изготовление  мебели  (общие  представления). Изучение  мебельного  производства  в  исторической  науке. Изготовление  мебели  как  искусство. Современная  мебель.

Профессии  людей, связанные  с  изготовлением  мебели.

Питание  как  главное  условие  жизни  любого  живого  организма. Уточнение  представлений  о  пище  человека  в  разные  периоды  развития  общества.

Добывание  пищи  древним  человеком  как  борьба  за  выживание. Способы  добывания  пищи: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие  (выращивание  зерновых  культур, огородничество, садоводство), скотоводство. Приручение  человеком  животных. Значение  домашних  животных  в  жизни  человека.

История  хлеба  и  хлебопечения. Способы  хранения, накопления  продуктов питания  в  связи  с  климатом, средой  обитания, национально – культурными  традициями.

Влияние  природных  условий  на  традиции  приготовления  пищи  у  разных  народов. Употребление  традиционной  пищи  как  необходимое  условие  сохранения  здоровья  и  жизни  человека.

Понятие  о  посуде  и  ее  назначение. Материалы  для  изготовления  посуды.

История  появления  посуды. Глиняная  посуда. Гончарное  ремесло, изобретение  гончарного  круга, его  значение  для  развития  производства  глиняной  посуды. Народные  традиции  в  изготовлении  глиняной  посуды  (3 – 4  примера).

Деревянная  посуда. История  появления  и  использования  деревянной  посуды, ее  виды. Преимущества  деревянной  посуды  для  хранения  продуктов, народные традиции  ее  изготовления  (3 – 4  примера).

Посуда  из  других  материалов. Изготовление  посуды  как  искусство.

Профессии  людей, связанные  с изготовлением  посуды. Посещение  музея  по  темам  «История  посуды», «История  мебели».

Уточнение  представлений  об  одежде и  обуви, их  функции. Материалы  для  изготовления  одежды  и  обуви. Различия  в  мужской  и  женской  одежде. Пословицы  и  поговорки  об  одежде, о  внешнем  облике  человека.

Одежда  как  потребность  защиты  человеческого  организма  от  неблагоприятных  условий  среды. Виды  одежды  древнего  человека. Способы  изготовления  одежды, материалы, инструменты. Совершенствование  видов  одежды  в  ходе  развития земледелия  и  скотоводства, совершенствование  инструментов  для  изготовления  одежды. Влияние  природных  и  климатических  условий  на  изготовление  одежды. Народные  традиции  изготовления  одежды  (2 – 3  примера).

Изготовление  одежды  как  искусство. Изменения  в  одежде  и  обуви  в  разные  времена  у  разных  народов. Образцы  народной  одежды  (на  примере  региона).

История  появления  обуви. Влияние  климатических  условий  на  возникновение  разных  видов  обуви. Обувь  в  разные  исторические  времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии  и  др.

Профессии  людей, связанные  с  изготовлением  одежды  и  обуви. Посещение  музея  по  теме  раздела.

Раздел  VII. Человек  и  общество (11ч)

Первобытные  люди. Содружество  людей  как  способ  выживания  в  трудных  природных  условиях. Зарождение  традиций  и  религиозных  верований  у  первобытных  людей. Появление  семьи.

Представления  древних  людей  об  окружающем  мире. Освоение  человеком  морей  и  океанов, открытие  новых  земель, изменение  представлений  о  мире  (общие  представления).

Причины  зарождения  религиозных  верований. Язычество. Истоки  возникновения  мировых  религий: буддизм, христианство, ислам. Взаимодействие  науки  и  религии. Значение  религии  для  духовной  жизни  человечества.

Понятие  о науке. Зарождение  науки, важнейшие  человеческие  изобретения  (2 – 3  примера). Направления  науки: астрономия, математика, география  и  др. Изменение  среды  и  общества  в  ходе  развития  науки.

Речь  как  главное  средство  коммуникации. Значение  устного  творчества  для  истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История  возникновения  письменности. Виды  письма: предметное  письмо, клинопись, иероглифическое  письмо  (обзорные  примеры). История  латинского  и  славянского  алфавита. История  книги  и  книгопечатания  (общие  представления).

Понятие  о  культуре  и  человеке  как  носителе  культуры.

Искусство  как  особая  сфера  человеческой  деятельности. Вида  и  направления  искусства  (общие  представления).

Сообщества  первых  людей  (повторение  и  уточнение  понятий). Появление  семьи. Родовая  община. Племя. Условия  для  возникновения  государства. Аппарат  власти. Право, суд, армия. Гражданин. Воды  государств: монархия, диктатура, демократическая  республика. Понятия  о  гражданских  свободах, государственных  законах, демократии  (доступно, на примерах).

Экономика  как  показатель  развития  общества  и  государства. История  денег, торговли. Понятие  о  богатом   бедном  государстве.

Войны. Причины  возникновения  войн. Исторические  уроки  войн.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс « Мир истории»

Название раздела

Кол.

час

1

Имя, отчество, семья, родословная человека

8

2

Отчий дом. Наша Родина - Россия.

10

3

Представления о времени в истории

7

4

Начальные представления об истории

7

5

История Древнего мира.

9

6

История вещей. Занятия человека на Земле.

16

7

Человек и общество.

11

Формы контроля и критерии оценки результатов:

Формы контроля: тестирование, проверочные работы в конце каждого раздела/четверти, итоговые контрольные работы в конце учебного года

На уроках истории возможны короткие проверочные работы для выявления пробелов в знаниях и умениях. В каждом устном ответе выделяются ключевые слова (исторические термины, понятия, названия предметов и др.), которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, шарад, викторин.

Оценка устных ответов:

- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого  материал;

-полнота ответа;

-умение на практике применять свои знания;

-последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ.

Оценка «4»- при ответе допускаются неточности; ошибки в речи; ошибки в речи исправляет только с помощью учителя.

Оценка «3»- материал излагается недостаточно полно и последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя или учащихся.

Оценка «2»- незнание большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя и учащихся.



































Вернадовский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»







Календарно – тематическое планирование

по учебному предмету

«Мир истории» 6 класс

ФГОС образования обучающихся

с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

вариант 1

(68 часов, 2 часа в неделю)

учителя истории Ухиной О.П.






Программа: специальных (коррекционных) образов ательых учреждений 8 вида «История» (авторы – А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская), опубликованной в сборнике «Программы СКОУ VIII вида. 5-9 классы» под ред. И.М. Бгажноковой. М., Просвещение, 2013 г

Учебник:

И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. «Мир истории» 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программ. Москва «Просвещение» 2019.











2022-2023 учебный год

11