СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа ао "Этике" 10 класс, вариант 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа ао "Этике" 10 класс, вариант 1»

Рабочая программа по «Этике» 10 класс, вариант 1

(легкая умственная отсталость)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни составлена на основе авторской государственной программы для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях «Этика и психология семейной жизни» автора Матвеевой Н.Б., 2015 г. и в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Действующие законы РФ в сфере образования.

2. Действующие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

3. Устав ГБУ ОО ЗО «Терпеньевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» г.о Мелитополь

4. Учебный план ГБУ ОО ЗО «Терпеньевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» г.о Мелитополь

5. Иные действующие нормативно-правовые документы ГБУ ОО ЗО «Терпеньевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» г.о Мелитополь

Введение курса этики и психологии семейной жизни обусловлено значительным отставанием обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Введение названного предмета в учебный план школы направлено на развитие социального опыта, а также когнитивной и эмоциональной сферы учащихся. Научить подростка с лёгкой степенью умственной отсталости производить сознательную самооценку своих поступков и себя как личности, элементарным сведениям о правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе, их направленная ориентация на высокие эталоны нравственности и личные характеристики человека, такие, как справедливость, совесть, долг, ответственность и др., является основным смыслом учебно-воспитательного процесса. Рабочая программа учебного предмета «Этика и психология семейной жизни» способствует формированию культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающегося (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями. Курс рассчитан на ознакомление обучающихся с нормами семейных отношений, направлен на подготовку школьников к дальнейшей самостоятельной жизни. Работа по данной программе направлена на выработку у обучающихся таких качеств, как умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на будущую семейную жизнь школьников, а именно способствовать созданию крепкой и прочной семьи. Целью данной программы является подготовка обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости к самостоятельной жизни, формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека.

С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основными задачами являются:

 формирование представлений о семье, ее роли в жизни человека;

 формирование представлений о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.;

 обучение правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;

 формирование представлений о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи с учетом этих знаний при выборе спутника жизни;

 сообщение необходимой информации о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за здоровье и воспитание подрастающего поколения;

 формирование представлений о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (легкая степень):

Умственная деятельность обучающихся с интеллектуальной недостаточностью связана с нарушениями развития (в том числе высших психических функций), которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации. Особенности восприятия и осмысления учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Обучающиеся лучше запоминают учебный материал, если

1. присутствует больше наглядности;

2. используются больше практические навыки;

3. при многократном повторении изученного. У обучающихся с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности.

Для формирования речевой культуры в повседневной ситуации необходимо: вырабатывать определенные речевые формы для адаптации обучающихся в различных жизненных ситуациях. Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью проявляются и в нарушении эмоциональной сферы.

При формировании положительного эмоционального фона необходимо: формирование устойчивого положительного фона развития познавательной деятельности.

При формировании волевых качеств наибольший акцент уделяется на положительный самоконтроль (для обучающихся без сочетанных дефектов) и доброжелательного контроля со стороны педагога.

Описание места предмета в учебном плане:

Курс «Этика и психология семейной жизни » предполагает обучение школьников 10 года обучения в специальной школе .

Программа рассчитана на 1 часа в неделю, всего 35 уроков.

Основные принципы построения программы

В программе основными принципами являются принцип коррекционной направленности и применение системно-деятельностного подхода в образовании. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Методы:

- метод устного сообщения материала: рассказ, сжатое сообщение, описание (картинное описание, аналитическое описание, характеристика, объяснение (разъяснение), беседа (вводная, контрольная, обобщающая, заключительная),

- наглядные – наблюдение, демонстрация, работа с иллюстрациями, с условнографической наглядностью, применение ТСО;

- метод работы с печатным текстом; - практические – игра, упражнения, элементы проблемного обучения, умения применить знания;

- частично – поисковый метод; - проблемно – поисковый метод; - метод дифференцированного задания.

Занятия проводятся в классно - урочной форме.

Типы уроков:

КУ – комбинированный урок

ИН – урок изучения нового материала

УОП – урок обобщения и повторения, урок обобщения и систематизации знаний

Основными формами контроля по данному предмету являются:

ТК – текущий контроль (устный опрос, работа у доски, небольшая самостоятельная письменная работа, взаимопроверка, словарная работа),

ПК – промежуточный контроль (самостоятельная работа, тест, работа по карточкам


Критерии и нормы оценки результатов обучения

Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно сформулировать, обосновать свой ответ, привести необходимые примеры; при вступлении в коммуникацию самостоятельно применяет необходимые действия, согласуя их с законом и этическими правилами; допускает единичные ошибки при ответе, которые сам может исправить, умеет самостоятельно оперировать изученными этическими понятиями и представлениями.

Отметка «4»– способен самостоятельно применять нужные этические правила (действия), но допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя, дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, но при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ.

Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя, при этом способен самостоятельно правильно применять нужные этические правила (действия) в определённых ситуациях.

Отметка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.

Содержание предмета «Этика и психология семейной жизни»

1.Введение: (Что такое этика. Роль этических норм и правил в жизни человека.)

2.Личность, общество, семья: (Что такое личность? Общество? Семья? Семья и ее значение в жизни человека).

3.Особенности межличностных взаимоотношений: (Чувства – основа межличностных отношений. Психология межличностных отношений: приятельство, товарищество, дружба. Духовные, дружеские, материальные связи в семье. Правила поведения в семье Место и роль ребенка в семье. Влияние семьи на формирование личности ребенка. Ролевые и социальные функции членов семьи. Значение родителей в жизни ребенка. Семейные связи: материальные, духовные, дружеские и др. (общность взглядов, привычек, традиций и т. п.). Семья в различных культурах.)

4.Создание семьи: (Представления людей о семейном счастье. Причины создания семьи. Нравственная, материальная и физиологическая готовность человека к созданию семьи. Выбор спутника жизни. Качества человека, необходимые в семейной жизни. Влюбленность и любовь. Главные мотивы, необходимые для принятия решения о вступлении в брак. Как сообщить родителям о желании вступления в брак? Знакомство с родителями. Почему родители могут быть против вашего брака?)

5.Взаимоотношения в молодой семье: (Первые шаги в жизни молодой семьи. Изменения, происходящие в жизни юноши и девушки. Обеспечение материальных условий существования семьи. Ведение домашнего хозяйства.)

6.Семейный кодекс РФ: (Осуществление и защита семейных прав. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Законный режим имущества супругов. Брачный договор. Права и обязанности родителей и детей. Прекращение брака. Алиментные обязательства супругов, родителей и детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.)

7.Социальная поддержка семьи: (Денежная и натуральная формы социальной поддержки семьи, имеющей детей. Предоставление мер социальной поддержки гражданам в форме социальных льгот.



Название темы

Кол-во часов

Дата

1.

Введение.Что изучает предмет «Этика и психология семейной жизни»?

1

06.09

2.

Что такое личность? .Личность и общество.

1

13.09

3.

Семья и ее значение в жизни человека.

1

20.09

4.

Чувства – основа межличностных отношений.

1

27.09

5.

Психология межличностных отношений: приятельство, товарищество, дружба.

1

04.10

6.

Духовные, дружеские, материальные связи в семье.

1

11.10

7.

Влияние семьи на формирование личности ребенка.

1

18.10

8.

Родственники и родственные отношения. Близкие и дальние родственники.

1

25.10

9.

Правила поведения в семье. Семья в различных культурах. Христианская семья.

1

08.11

10.

ТЕМА: «Особенности межличностных взаимоотношений»

1

15.11

11.

Представления людей о семейном счастье. Причины создания семьи.

1

22.11

12.

Опыт родительской семьи, его принятие или отторжение. Нравственная, материальная и физиологическая готовность человека к созданию семьи.

1

29.11

13.

Выбор спутника жизни. Качества человека, необходимые в семейной жизни.

1

06.12

14.

Нравственные качества и жизненные умения, важные для девушки и юноши , вступающие в брак.

1

13.12

15.

Влюбленность и любовь. Нравственность и сексуальность.

1

20.12

16.

Этические правила, важные во взаимоотношениях юноши и девушки.

1

27.12

17.

Главные мотивы, необходимые для принятия решения о вступлении в брак.

1

10.01

18.

Принятие решения о вступлении в брак (предложение, взаимное согласие).

1

17.01

19.

Основа будущего благополучия семьи. Знакомство с родителями (юноши, девушки).

1

24.01

20.

ТЕМА: «Создание семьи»

1

31.01

21.

Первые шаги в жизни молодой семьи. Обеспечение материальных условий существования семьи.

1

07.02

22.

Изменения, происходящие в жизни юноши и девушки.

1

14.02

23.

Ведение домашнего хозяйства: участие мужчины в домашних заботах, участие женщины в материальном обеспечении семьи.

1

14.02

24.

ТЕМА: «Взаимоотношения в молодой семье»

1

21.02

25.

Семейное законодательство

1

28.02

26.

Осуществление и защита семейных прав. Условия и порядок заключения брака.

1

07.03

27.

Прекращение брака. Брачный договор

1

14.03

28.

Личные права и обязанности супругов. Законный режим имущества супругов

1

21.03

29.

Права и обязанности родителей и детей. Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей.

1

04.04

30.

Алиментные обязательства родителей и детей. Соглашения об уплате алиментов. Порядок уплаты и взыскания алиментов.

1

11.04

31.

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

1

18.04

32.

Приемная семья. Опека и попечительство над детьми

1

25.04

33.

ТЕМА: «Семейный кодекс РФ»

1

02.05

34.

Предоставление мер социальной поддержки граждан в форме услуг.

1

16.05

35.

Предоставление мер социальной поддержки гражданам в форме социальных льгот. ТЕМА: «Социальная поддержка семьи»

1

23.05