Рабочая программа по «Этике» 10 класс, вариант 1
(легкая умственная отсталость)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни составлена на основе авторской государственной программы для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях «Этика и психология семейной жизни» автора Матвеевой Н.Б., 2015 г. и в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Действующие законы РФ в сфере образования.
2. Действующие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
3. Устав ГБУ ОО ЗО «Терпеньевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» г.о Мелитополь
4. Учебный план ГБУ ОО ЗО «Терпеньевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» г.о Мелитополь
5. Иные действующие нормативно-правовые документы ГБУ ОО ЗО «Терпеньевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» г.о Мелитополь
Введение курса этики и психологии семейной жизни обусловлено значительным отставанием обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Введение названного предмета в учебный план школы направлено на развитие социального опыта, а также когнитивной и эмоциональной сферы учащихся. Научить подростка с лёгкой степенью умственной отсталости производить сознательную самооценку своих поступков и себя как личности, элементарным сведениям о правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе, их направленная ориентация на высокие эталоны нравственности и личные характеристики человека, такие, как справедливость, совесть, долг, ответственность и др., является основным смыслом учебно-воспитательного процесса. Рабочая программа учебного предмета «Этика и психология семейной жизни» способствует формированию культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающегося (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями. Курс рассчитан на ознакомление обучающихся с нормами семейных отношений, направлен на подготовку школьников к дальнейшей самостоятельной жизни. Работа по данной программе направлена на выработку у обучающихся таких качеств, как умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на будущую семейную жизнь школьников, а именно способствовать созданию крепкой и прочной семьи. Целью данной программы является подготовка обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости к самостоятельной жизни, формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека.
С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основными задачами являются:
формирование представлений о семье, ее роли в жизни человека;
формирование представлений о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.;
обучение правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
формирование представлений о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи с учетом этих знаний при выборе спутника жизни;
сообщение необходимой информации о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за здоровье и воспитание подрастающего поколения;
формирование представлений о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (легкая степень):
Умственная деятельность обучающихся с интеллектуальной недостаточностью связана с нарушениями развития (в том числе высших психических функций), которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации. Особенности восприятия и осмысления учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Обучающиеся лучше запоминают учебный материал, если
1. присутствует больше наглядности;
2. используются больше практические навыки;
3. при многократном повторении изученного. У обучающихся с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности.
Для формирования речевой культуры в повседневной ситуации необходимо: вырабатывать определенные речевые формы для адаптации обучающихся в различных жизненных ситуациях. Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью проявляются и в нарушении эмоциональной сферы.
При формировании положительного эмоционального фона необходимо: формирование устойчивого положительного фона развития познавательной деятельности.
При формировании волевых качеств наибольший акцент уделяется на положительный самоконтроль (для обучающихся без сочетанных дефектов) и доброжелательного контроля со стороны педагога.
Описание места предмета в учебном плане:
Курс «Этика и психология семейной жизни » предполагает обучение школьников 10 года обучения в специальной школе .
Программа рассчитана на 1 часа в неделю, всего 35 уроков.
Основные принципы построения программы
В программе основными принципами являются принцип коррекционной направленности и применение системно-деятельностного подхода в образовании. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
- метод устного сообщения материала: рассказ, сжатое сообщение, описание (картинное описание, аналитическое описание, характеристика, объяснение (разъяснение), беседа (вводная, контрольная, обобщающая, заключительная),
- наглядные – наблюдение, демонстрация, работа с иллюстрациями, с условнографической наглядностью, применение ТСО;
- метод работы с печатным текстом; - практические – игра, упражнения, элементы проблемного обучения, умения применить знания;
- частично – поисковый метод; - проблемно – поисковый метод; - метод дифференцированного задания.
Занятия проводятся в классно - урочной форме.
Типы уроков:
КУ – комбинированный урок
ИН – урок изучения нового материала
УОП – урок обобщения и повторения, урок обобщения и систематизации знаний
Основными формами контроля по данному предмету являются:
ТК – текущий контроль (устный опрос, работа у доски, небольшая самостоятельная письменная работа, взаимопроверка, словарная работа),
ПК – промежуточный контроль (самостоятельная работа, тест, работа по карточкам
Критерии и нормы оценки результатов обучения
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно сформулировать, обосновать свой ответ, привести необходимые примеры; при вступлении в коммуникацию самостоятельно применяет необходимые действия, согласуя их с законом и этическими правилами; допускает единичные ошибки при ответе, которые сам может исправить, умеет самостоятельно оперировать изученными этическими понятиями и представлениями.
Отметка «4»– способен самостоятельно применять нужные этические правила (действия), но допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя, дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, но при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя, при этом способен самостоятельно правильно применять нужные этические правила (действия) в определённых ситуациях.
Отметка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
Содержание предмета «Этика и психология семейной жизни»
1.Введение: (Что такое этика. Роль этических норм и правил в жизни человека.)
2.Личность, общество, семья: (Что такое личность? Общество? Семья? Семья и ее значение в жизни человека).
3.Особенности межличностных взаимоотношений: (Чувства – основа межличностных отношений. Психология межличностных отношений: приятельство, товарищество, дружба. Духовные, дружеские, материальные связи в семье. Правила поведения в семье Место и роль ребенка в семье. Влияние семьи на формирование личности ребенка. Ролевые и социальные функции членов семьи. Значение родителей в жизни ребенка. Семейные связи: материальные, духовные, дружеские и др. (общность взглядов, привычек, традиций и т. п.). Семья в различных культурах.)
4.Создание семьи: (Представления людей о семейном счастье. Причины создания семьи. Нравственная, материальная и физиологическая готовность человека к созданию семьи. Выбор спутника жизни. Качества человека, необходимые в семейной жизни. Влюбленность и любовь. Главные мотивы, необходимые для принятия решения о вступлении в брак. Как сообщить родителям о желании вступления в брак? Знакомство с родителями. Почему родители могут быть против вашего брака?)
5.Взаимоотношения в молодой семье: (Первые шаги в жизни молодой семьи. Изменения, происходящие в жизни юноши и девушки. Обеспечение материальных условий существования семьи. Ведение домашнего хозяйства.)
6.Семейный кодекс РФ: (Осуществление и защита семейных прав. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Законный режим имущества супругов. Брачный договор. Права и обязанности родителей и детей. Прекращение брака. Алиментные обязательства супругов, родителей и детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.)
7.Социальная поддержка семьи: (Денежная и натуральная формы социальной поддержки семьи, имеющей детей. Предоставление мер социальной поддержки гражданам в форме социальных льгот.
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата |
1. | Введение.Что изучает предмет «Этика и психология семейной жизни»? | 1 | 06.09 |
2. | Что такое личность? .Личность и общество. | 1 | 13.09 |
3. | Семья и ее значение в жизни человека. | 1 | 20.09 |
4. | Чувства – основа межличностных отношений. | 1 | 27.09 |
5. | Психология межличностных отношений: приятельство, товарищество, дружба. | 1 | 04.10 |
6. | Духовные, дружеские, материальные связи в семье. | 1 | 11.10 |
7. | Влияние семьи на формирование личности ребенка. | 1 | 18.10 |
8. | Родственники и родственные отношения. Близкие и дальние родственники. | 1 | 25.10 |
9. | Правила поведения в семье. Семья в различных культурах. Христианская семья. | 1 | 08.11 |
10. | ТЕМА: «Особенности межличностных взаимоотношений» | 1 | 15.11 |
11. | Представления людей о семейном счастье. Причины создания семьи. | 1 | 22.11 |
12. | Опыт родительской семьи, его принятие или отторжение. Нравственная, материальная и физиологическая готовность человека к созданию семьи. | 1 | 29.11 |
13. | Выбор спутника жизни. Качества человека, необходимые в семейной жизни. | 1 | 06.12 |
14. | Нравственные качества и жизненные умения, важные для девушки и юноши , вступающие в брак. | 1 | 13.12 |
15. | Влюбленность и любовь. Нравственность и сексуальность. | 1 | 20.12 |
16. | Этические правила, важные во взаимоотношениях юноши и девушки. | 1 | 27.12 |
17. | Главные мотивы, необходимые для принятия решения о вступлении в брак. | 1 | 10.01 |
18. | Принятие решения о вступлении в брак (предложение, взаимное согласие). | 1 | 17.01 |
19. | Основа будущего благополучия семьи. Знакомство с родителями (юноши, девушки). | 1 | 24.01 |
20. | ТЕМА: «Создание семьи» | 1 | 31.01 |
21. | Первые шаги в жизни молодой семьи. Обеспечение материальных условий существования семьи. | 1 | 07.02 |
22. | Изменения, происходящие в жизни юноши и девушки. | 1 | 14.02 |
23. | Ведение домашнего хозяйства: участие мужчины в домашних заботах, участие женщины в материальном обеспечении семьи. | 1 | 14.02 |
24. | ТЕМА: «Взаимоотношения в молодой семье» | 1 | 21.02 |
25. | Семейное законодательство | 1 | 28.02 |
26. | Осуществление и защита семейных прав. Условия и порядок заключения брака. | 1 | 07.03 |
27. | Прекращение брака. Брачный договор | 1 | 14.03 |
28. | Личные права и обязанности супругов. Законный режим имущества супругов | 1 | 21.03 |
29. | Права и обязанности родителей и детей. Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей. | 1 | 04.04 |
30. | Алиментные обязательства родителей и детей. Соглашения об уплате алиментов. Порядок уплаты и взыскания алиментов. | 1 | 11.04 |
31. | Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. | 1 | 18.04 |
32. | Приемная семья. Опека и попечительство над детьми | 1 | 25.04 |
33. | ТЕМА: «Семейный кодекс РФ» | 1 | 02.05 |
34. | Предоставление мер социальной поддержки граждан в форме услуг. | 1 | 16.05 |
35. | Предоставление мер социальной поддержки гражданам в форме социальных льгот. ТЕМА: «Социальная поддержка семьи» | 1 | 23.05 |