Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа для 2 класса по предмету Речевая практика для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов.
• Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
• Федеральный государственный образовательный стандарт начальное общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом
Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.14;
• Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.14;
• Нормативно-методические документы Минпросвещения Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
• Адаптированная общеобразовательная программа для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» утвержденная приказом от 01.09.2021г.
• Устав ГБОУ Селенгинская коррекционная школа- интернат для обучающихся с ОВЗ.
• Учебный план ГБОУ Селенгинская коррекционная школа- интернат для детей с ОВЗ на 2020-2021 год.
Речевая практика, 2 класс в 2-ух частях, Комарова С.В. учебник для образовательных организаций, реализующих АООП, Москва «Просвещение» 2021год.
Рабочая тетрадь, 2 класс в 2-ух частях, С.В.Комарова, Т.М. Головкина учебное пособие для образовательных организаций, реализующих АООП Москва «Просвещение» 2021г.
Цель: учебного предмета «речевая практика»
- Развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи раздела «речевая практика»:
- Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;
- Помочь детям ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт:
- Улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
- Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
- Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей
- Учить строить устные связные высказывания;
- Воспитывать культуру речевого общения.
Основные направления коррекционной работы.
- задания по степени нарастающей трудности;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- включение в уроки современных реалий;
- развёрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения.
Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.
Общая характеристика учебного предмета.
Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика.
Введение в программу «русский язык» раздела «речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых дошкольников и младших школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов.
Программа по образовательной области «русский язык» включает следующие учебные предметы:
Речевая практика – 1 – 4 класс;
Русский язык – 1 – 4 класс;
Чтение – 2 – 4 класс.
Место учебного предмета «речевая практика» в учебном плане.
Класс | количество часов неделю | количество недель | всего часов за год |
2 | 2 часа | 33 | 66 часов |
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
18 часов | 14 часов | 20 часов | 14 часов |
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «речевая практика»
Личностные результаты освоения учебного предмета «речевая практика».
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
Предметные результаты освоения учебного предмета «речевая практика» в конце 2 класса.
Учащиеся должны уметь:
Выполнять задания словесной инструкции,
Различать громкую и шепотную речь, менять темп речи, использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях.
Называть предметы и действия, соотносить их с картинками,
Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова»,
Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании,
Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей,
Называть свою улицу,
Участвовать в ролевых играх,
Слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстрационный материал.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «речевая практика»:
Минимальный уровень:
Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
Восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
Выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
Ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
Понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
Понимание содержания детских радио - и телепередач, ответы на вопросы учителя;
Выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
Высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. П.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
Участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Содержание учебного предмета.
Учебный предмет «речевая практика» включает в себя 4 раздела с постепенным расширением и усложнением учебного материала.
№ | Раздел | Содержание |
1 | Аудирование. | Развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Слушание и запоминание ряда речевых комплексов и слов (2слога,2 – 3 слова).Слоги и слова с рядом свистящих и шипящих звуков, дифференциация свистящих и шипящих звуков. Слоги и односложные слова со стечением двух – трех согласных. Слова, близкие по звучанию. |
2 | Дикция и выразительность речи. | Отработка у школьников четкости произношения, эмоциональной выразительности речи. Голос, сила голоса. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса. Мимика и жесты. Лицо, выражение лица. Практическое использование мимики в речевых ситуациях. |
| Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. | В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими. Тематика речевых ситуаций: игры детей, моя семья, доктор айболит, мойдодыр, юный художник, разговор по секрету, я в зеркале, разговор с игрушкой, в гостях у бабушки, на школьной перемене, любимое занятие и др. Рассказ и не рассказ, тема рассказа, ее обсуждение. Заголовок к речевой ситуации. Активизация, обогащение, уточнение словаря по теме. Составление предложений с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Фиксация символами каждого предложения. Составление из символов связного высказывания из 3 – 5 предложений. Использование личных местоимении вместо существительного для связи предложений в тексте. Использование известных, новых слов в ролевой игре по теме. |
| Культура общения. | Проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия. Выражение благодарности. Вежливые слова. Тон речи. Речевое внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе беседы. Тренировочные упражнения на готовом речевом материале. |
Тематическое планирование:
№ | Тема | Количество часов | Экскурсий |
| Школьная жизнь | 8 | 2 |
| Игры и игрушки | 5 | |
| Играем в сказку | 7 | |
| Я дома | 4 | |
| Я и мои товарищи | 4 | |
| Мы встречаем новый год | 4 | |
| Зимняя прогулка | 4 | |
| Мойдодыр | 12 | |
| Мамины помощники | 11 | |
| Мир природы | 8 | 2 |
| Итоговое занятие | 1 | |
| Всего | 66ч | 4 |
Материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Для реализации программного содержания используются следующие учебно - методические и технические средства обучения:
Иллюстрации, таблицы (демонстрирующие готовые изображения, методику их получения);
Трафареты;
Учебные модели;
Dvd-фильмы;
Раздаточные карточки;
Проектор;
Графический планшет;
Мультимедийные образовательные программы Цор;
Компьютер.
Календарно-тематическое планирование по предмету.
Дата | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности. | Примечание |
I четверть- 18 часов. Школьная жизнь – 8 ч. |
02.09 07.09 | День знаний. Добро пожаловать! | 1 | Конструирование диалогов на основе иллюстраций, моделирование диалогов учитель—ученик, ученик—ученик. Тренировочные упражнения в использовании приветливого выражения лица, произнесении реплик приветливым тоном. | |
У нас новая ученица | 1 |
09.09 | Кто нас лечит и кормит | 1 | Отгадывание загадки, беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций. Разучивание считалок. Моделирование диалогов на основе сюжетных картинок. | |
14.09 16.09 21.09 | Правила для школьника. | 1 | Составление рассказов об отдельных местах в школе, работа с символическими обозначениями помещений, рисование по теме ситуации, составление предложений, коллективное рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы учителя и друг друга | |
Дежурим с другом (подругой) | 1 |
«Ура! Перемена!» | 1 |
23.09 28.09 | Истории о лете. Я расскажу вам, где отдыхал | 2 | Отгадывание загадки, беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций. Разучивание считалок. Моделирование диалогов на основе сюжетных картинок. | |
Игры и игрушки – 5 ч. |
30.09 | «Игрушки» | 1 | Составление предложений об игрушках, изображенных на картинке, по образцу, данному учителем. | |
05.10 | «Моя любимая игрушка» | 1 | Игра «Отгадай мою игрушку». | |
07.10 | «Магазин игрушек» | 1 | Ролевая игра «Магазин игрушек». | |
12.10 | «Уложим куклу спать» | 1 | Тренировочные упражнения в произнесении пожеланий перед сном спокойным голосом с ласковой интонацией. Ролевая игра «Уложи куклу спать». | |
14.10 | «Мы уже не малыши» | 1 | Чтение стихотворения А. Барто «Я выросла» Проводить простую классификацию (игрушки – учебные вещи),строить предложения по вопросам, использовать предлоги (в, на, под). | |
Играем в сказку – 7 ч. |
|
19.10 | Знакомство со сказкой «Три медведя» | 1 | Выкладывание картинок в правильной сюжетной последовательности. | |
21.10 | Инсценировка сказки «Три медведя» | 1 | Беседа «Самая интересная сказка» с привлечением личного опыта учащихся. | |
| Знакомство со сказкой «Три поросенка» | 1 | Выкладывание изображений персонажей сказки на парте после ответа на вопрос учителя «Кто из чего построил домик?» | |
| Инсценировка сказки «Три поросенка» | 1 | Прослушивание аудиозаписи сказки «Три поросенка». | |
| Знакомство со сказкой «Красная Шапочка» | 1 | Прослушивание загадки в форме «звукового письма». Игра «Расскажи по кругу» с опорой на картинки. | |
II четверть – 14 часов. |
| Инсценировка сказки «Красная Шапочка» | 1 | Рассказывание сказки учащимися с опорой на предметные картинки. | |
| Знакомство со стихотворением С. Михалкова «Мой щенок» | 1 | Заучивание четверостишья из стихотворения. Воспроизведение содержания стихотворения по сюжетным картинкам. | |
Я дома – 4 ч. |
| В воскресенье все дома | 1 | Слушание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине». Сюжетно ролевая игра «Кто старше, кто младше?» | |
| Расскажи о себе | 1 | Рассказ о себе по образцу. | |
| Я звоню себе домой | 1 | Моделирование телефонных разговоров с мамой. | |
| Я звоню в экстренные службы | 1 | Конструирование диалога с диспетчером «Скорой помощи». | |
Мои товарищи в школе - 4 ч. |
| Играем во дворе | 1 | Слушание стихотворения Г. П. Шалаевой «Умей играть самостоятельно» | |
| Не надо больше ссориться | 1 | Слушание стихотворения Э. Мошковская «Не надо больше ссориться» | |
| Дружат в нашем классе девочки и мальчики | 1 | Слушание песни «Мы дежурные», хоровые ответы учащихся на вопросы из песни. | |
| Наш товарищ заболел | 1 | Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Если друг попал в беду, помоги ему» | |
Готовим новогодний праздник - 3 ч. |
| Готовимся к празднику | 1 | Составление письма Деду Морозу с опорой на условно графические схемы предложений. | |
| Новогодние чудеса | 1 | Слушание песенки «В лесу родилась елочка». Разучивание новогоднего стихотворения по выбору учителя. | |
| Новогодние поздравления | 1 | Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной учителем. | |
| Новогодний карнавал | 1 | Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков. | |
III четверть – 20 часов. Зимняя прогулка – 4 ч. |
| Зимняя одежда | 1 | Заучивание чистоговорки «В шапке да шубке хорошо Мишутке». Рассматривание картинок и называние предметов зимней одежды и обуви. | |
| Зимние забавы | 1 | Составление рассказа с опорой на картинный план. Н. Некрасов «Детство» (отрывок) | |
| Мы катаемся с горы | 1 | |
| Мы лепим снеговика | 1 | Практическоезанятие. | |
Мойдодыр – 12 ч. |
| Я умываюсь | 1 | Слушание отрывка из Стихотворения «Мойдодыр» | |
| Я чищу зубы | 1 | Составление короткого рассказа на тему «Я чищу зубы» и закрепление его действиями. Отгадывание загадок. | |
| Режим дня школьника | 1 | Слушание стихотворения С. Михалкова «Про Мимозу» | |
| Я правильно одеваюсь | 1 | Слушание стихотворения С. Я. Маршака «Рассеяный». Игра «Одень Машу». | |
| Вещи в моем шкафу | 1 | Практические упражнения по складыванию одежды | |
| Я собираюсь на прогулку | 1 | Усвоить последовательность действий при одевании. Игра «Оденься правильно». | |
| Содержу одежду в чистоте | 1 | Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?» Игра «Кто знает, пусть продолжает». | |
| Опрятному человеку нужны помощники | 1 | Экскурсия в прачечную. Знакомство сперсоналом. Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы бытовой техники. | |
| Я обуваюсь | 1 | Слушание стихотворения «Научу обуваться и братца» Е. Благининой | |
| Я ухаживаю за обувью | 1 | Отгадывание загадок. Практические упражнения в уходе за обувью. | |
| Я по лужам прогулялся | 1 | Слушание детской песни «Ангина» | |
| Мишка заболел | 1 | Слушание отрывка из стихотворения К.И. Чуковского «Айболит». Сюжетно –ролевая игра «Я -доктор». | |
Я за порогом дома- 6 ч. |
| Садитесь, пожалуйста! (Поведение в автобусе) | 1 | Слушание песенки «Мы едем, едем, едем». Моделирование ситуации «Я в автобусе». | |
| Мы не знаем, как пройти, Как быть? | 1 | Моделирование ситуации «Я забыл дорогу». | |
| Где я живу | 1 | Отгадывание Загадок. Проигрывание Диалога. «Где тыживешь?» | |
| Моя дорога в школу | 1 | Зарисовка маршрута от дома до школы. | |
Vчетверть- 14 часов. |
| За покупками в магазин | | Ролевая игра «Магазин игрушек» | |
| Я иду в кружок. Кто со мной? | | Ролевая ситуация «Я записываюсь в кружок» | |
Мы в гостях - 4 ч |
| Мы в гостях на день рождении | | Коллективное составление рассказа «Как мы ходили в гости» по опорным картинкам. | |
| День рождения! Знакомимся с гостям | | Драматизация песни «К нам гости пришли» | |
| День рождения! Провожаем гостей | | Отрывок из сказки А. Милна «Вини Пух и все, все, все…» | |
| Накрываем на стол. Поздравляем маму | | Ролевая игра «Кукла накрывает на стол» | |
Мир природы – 8 ч. |
| «К нам весна шагает…» Первоцветы | | Слушание стихотворения А. Плещеева «Весна» | |
| Весенняя прогулка. | | Слушание стихотворения «Подснежник». Отгадывание загадок. | |
| «А у нас в квартире кот! А у вас?» | | Слушание стихотворения Б. Заходер «Кискино горе» | |
| Учу попугая говорить. | | Составление описания попугая по картинно графическому плану. | |
| У меня есть щенок! | | Проигрывание стихотворения А. Прокофьева «Тузик» | |
| Что узнали. Чему научились | | Отгадывание загадок, доскажи словечко. | |
| Здравствуй, лето! | | Слушание стихотворения И. Гуриной « Здравствуй лето!» | |
| Игры детей. Итоговое занятие | | Составление рассказа о лете по впечатлениям о прогулке. Правила поведения в лесу. | |
11