СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа для 2 класса по предмету Речевая практика для детей с легкой умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Речевая практика, 2 класс в 2-ух частях, Комарова С.В. учебник для образовательных организаций, реализующих АООП, Москва «Просвещение» 2021год.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для 2 класса по предмету Речевая практика для детей с легкой умственной отсталостью»


Пояснительная записка.


Адаптированная рабочая программа для 2 класса по предмету Речевая практика для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов.

• Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

• Федеральный государственный образовательный стандарт начальное общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом

Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.14;

• Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.14;

• Нормативно-методические документы Минпросвещения Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;

• Адаптированная общеобразовательная программа для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» утвержденная приказом от 01.09.2021г.

• Устав ГБОУ Селенгинская коррекционная школа- интернат для обучающихся с ОВЗ.

• Учебный план ГБОУ Селенгинская коррекционная школа- интернат для детей с ОВЗ на 2020-2021 год.

Речевая практика, 2 класс в 2-ух частях, Комарова С.В. учебник для образовательных организаций, реализующих АООП, Москва «Просвещение» 2021год.

Рабочая тетрадь, 2 класс в 2-ух частях, С.В.Комарова, Т.М. Головкина учебное пособие для образовательных организаций, реализующих АООП Москва «Просвещение» 2021г.

Цель: учебного предмета «речевая практика»

- Развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.

Задачи раздела «речевая практика»:

- Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;

- Помочь детям ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт:

- Улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;

- Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.

- Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей

- Учить строить устные связные высказывания;

- Воспитывать культуру речевого общения.



Основные направления коррекционной работы.

- задания по степени нарастающей трудности;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- включение в уроки современных реалий;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.



Общая характеристика учебного предмета.

Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика.

Введение в программу «русский язык» раздела «речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых дошкольников и младших школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов.

Программа по образовательной области «русский язык» включает следующие учебные предметы:

Речевая практика – 1 – 4 класс;

Русский язык – 1 – 4 класс;

Чтение – 2 – 4 класс.

Место учебного предмета «речевая практика» в учебном плане.


Класс

количество часов неделю

количество недель

всего часов за год

2

2 часа

33

66 часов


I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

18 часов

14 часов

20 часов

14 часов


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «речевая практика»

Личностные результаты освоения учебного предмета «речевая практика».

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Предметные результаты освоения учебного предмета «речевая практика» в конце 2 класса.

Учащиеся должны уметь:

Выполнять задания словесной инструкции,

Различать громкую и шепотную речь, менять темп речи, использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях.

Называть предметы и действия, соотносить их с картинками,

Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова»,

Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании,

Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей,

Называть свою улицу,

Участвовать в ролевых играх,


Слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстрационный материал.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «речевая практика»:

Минимальный уровень:

Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

Восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

Выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

Ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

Понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

Понимание содержания детских радио - и телепередач, ответы на вопросы учителя;

Выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

Высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. П.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

Участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

Содержание учебного предмета.

Учебный предмет «речевая практика» включает в себя 4 раздела с постепенным расширением и усложнением учебного материала.

Раздел

Содержание

1

Аудирование.

Развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Слушание и запоминание ряда речевых комплексов и слов (2слога,2 – 3 слова).Слоги и слова с рядом свистящих и шипящих звуков, дифференциация свистящих и шипящих звуков. Слоги и односложные слова со стечением двух – трех согласных. Слова, близкие по звучанию.

2

Дикция и выразительность речи.

Отработка у школьников четкости произношения, эмоциональной выразительности речи. Голос, сила голоса. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса. Мимика и жесты. Лицо, выражение лица. Практическое использование мимики в речевых ситуациях.


Подготовка речевой ситуации  и организация высказывания.

В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими.

Тематика речевых ситуаций: игры детей, моя семья, доктор айболит, мойдодыр, юный художник, разговор по секрету, я в зеркале, разговор с игрушкой, в гостях у бабушки, на школьной перемене, любимое занятие и др.

Рассказ и не рассказ, тема рассказа, ее обсуждение.

Заголовок к речевой ситуации.

Активизация, обогащение, уточнение словаря по теме. Составление предложений с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Фиксация символами каждого предложения.

Составление из символов связного высказывания из 3 – 5 предложений.

Использование личных местоимении вместо существительного для связи предложений в тексте.

Использование известных, новых слов в ролевой игре по теме.


Культура общения.

Проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия. Выражение благодарности. Вежливые слова. Тон речи. Речевое внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе беседы. Тренировочные упражнения на готовом речевом материале.




Тематическое планирование:


Тема

Количество часов

Экскурсий


Школьная жизнь

8

2


Игры и игрушки

5

 


Играем в сказку

7

 


Я дома

4

 


Я и мои товарищи

4

 


Мы встречаем новый год

4

 


Зимняя прогулка

4

 


Мойдодыр

12

 


Мамины помощники

11

 


Мир природы

8

2


Итоговое занятие

1

 


Всего

66ч

4




Материально – технического обеспечения образовательного процесса.

Для реализации программного содержания используются следующие  учебно - методические и технические средства обучения:

Иллюстрации, таблицы (демонстрирующие готовые изображения,  методику их получения);

Трафареты; 

Учебные модели;

Dvd-фильмы;

Раздаточные карточки;

 Проектор;

 Графический планшет;

Мультимедийные образовательные программы Цор;

 Компьютер.






Календарно-тематическое планирование по предмету.

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности.

Примечание

I четверть- 18 часов.

Школьная жизнь – 8 ч.

02.09

07.09

День знаний. Добро пожаловать!

1

Конструирование диалогов на основе иллюстраций, моделирование диалогов учитель—ученик, ученик—ученик. Тренировочные упражнения в использовании приветливого выражения лица, произнесении реплик приветливым тоном.


У нас новая ученица

1

09.09

Кто нас лечит и кормит

1

Отгадывание загадки, беседа с привлечением личного опыта, ответы на

вопросы на основе иллюстраций. Разучивание считалок. Моделирование диалогов на основе

сюжетных картинок.


14.09

16.09

21.09

Правила для школьника.

1

Составление рассказов об отдельных местах в школе, работа с символическими

обозначениями помещений, рисование по теме ситуации, составление предложений,

коллективное рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы учителя и друг друга


Дежурим с другом (подругой)

1

«Ура! Перемена!»

1

23.09

28.09

Истории о лете.

Я расскажу вам, где отдыхал

2

Отгадывание загадки, беседа с привлечением личного опыта, ответы на

вопросы на основе иллюстраций. Разучивание считалок. Моделирование диалогов на основе

сюжетных картинок.


Игры и игрушки – 5 ч.

30.09

«Игрушки»

1

Составление

предложений об

игрушках, изображенных на картинке, по образцу, данному учителем.


05.10

«Моя любимая игрушка»

1

Игра «Отгадай

мою игрушку».


07.10

«Магазин игрушек»


1

Ролевая игра

«Магазин

игрушек».


12.10

«Уложим куклу спать»

1

Тренировочные упражнения в произнесении

пожеланий перед сном спокойным голосом с ласковой интонацией. Ролевая игра «Уложи

куклу спать».


14.10

«Мы уже не малыши»

1

Чтение стихотворения

А. Барто «Я выросла» Проводить простую

классификацию (игрушки –

учебные вещи),строить

предложения по вопросам,

использовать предлоги (в, на, под).


Играем в сказку – 7 ч.


19.10

Знакомство со сказкой «Три медведя»

1

Выкладывание картинок в

правильной сюжетной

последовательности.


21.10

Инсценировка сказки «Три медведя»

1

Беседа «Самая интересная сказка» с привлечением личного опыта учащихся.



Знакомство со сказкой «Три поросенка»

1

Выкладывание изображений

персонажей сказки

на парте после ответа на вопрос учителя «Кто из

чего построил домик?»



Инсценировка сказки «Три поросенка»

1

Прослушивание аудиозаписи сказки «Три

поросенка».



Знакомство со сказкой «Красная Шапочка»

1

Прослушивание загадки в

форме «звукового письма». Игра «Расскажи по

кругу» с опорой на

картинки.


II четверть – 14 часов.


Инсценировка сказки «Красная Шапочка»

1

Рассказывание сказки учащимися с опорой на

предметные картинки.



Знакомство со стихотворением С. Михалкова «Мой щенок»

1

Заучивание четверостишья

из стихотворения. Воспроизведение содержания стихотворения по сюжетным картинкам.


Я дома – 4 ч.


В воскресенье все дома

1

Слушание стихотворения

Е. Благининой «Посидим в

тишине». Сюжетно ролевая игра «Кто старше, кто

младше?»




Расскажи о себе

1

Рассказ о себе по

образцу.



Я звоню себе домой

1

Моделирование телефонных разговоров с

мамой.



Я звоню в экстренные службы

1

Конструирование

диалога с диспетчером

«Скорой помощи».


Мои товарищи в школе - 4 ч.


Играем во дворе

1

Слушание стихотворения

Г. П. Шалаевой «Умей играть самостоятельно»



Не надо больше ссориться

1

Слушание стихотворения

Э. Мошковская «Не надо

больше ссориться»



Дружат в нашем классе девочки и мальчики

1

Слушание песни «Мы

дежурные», хоровые

ответы учащихся на

вопросы из песни.



Наш товарищ заболел

1

Слушание стихотворения

Г.П. Шалаевой «Если друг

попал в беду, помоги ему»


Готовим новогодний праздник - 3 ч.


Готовимся к празднику

1

Составление письма Деду

Морозу с опорой

на условно графические схемы предложений.



Новогодние чудеса

1

Слушание песенки «В

лесу родилась елочка». Разучивание новогоднего

стихотворения по выбору

учителя.



Новогодние поздравления

1

Выбор на рисунке

ситуации, соответствующей реплике,

произнесенной учителем.



Новогодний карнавал

1

Моделирование возможных

диалогов между героями картинки при преподнесении подарков.


III четверть – 20 часов.

Зимняя прогулка – 4 ч.


Зимняя одежда

1

Заучивание чистоговорки

«В шапке да шубке хорошо

Мишутке». Рассматривание

картинок и называние

предметов зимней

одежды и обуви.



Зимние забавы

1

Составление рассказа с опорой на картинный

план.

Н. Некрасов

«Детство»

(отрывок)



Мы катаемся с горы

1



Мы лепим снеговика

1

Практическоезанятие.


Мойдодыр – 12 ч.


Я умываюсь

1

Слушание отрывка из

Стихотворения «Мойдодыр»



Я чищу зубы

1

Составление

короткого рассказа

на тему «Я чищу

зубы» и

закрепление его

действиями. Отгадывание

загадок.



Режим дня школьника

1

Слушание стихотворения

С. Михалкова «Про Мимозу»



Я правильно одеваюсь

1

Слушание

стихотворения С. Я. Маршака «Рассеяный». Игра «Одень Машу».



Вещи в моем шкафу

1

Практические упражнения по складыванию одежды



Я собираюсь на прогулку

1

Усвоить

последовательность действий при

одевании. Игра

«Оденься

правильно».



Содержу одежду в чистоте

1

Отрывок из

стихотворения

В. Маяковского

«Что такое хорошо, что

такое плохо?» Игра «Кто

знает, пусть продолжает».



Опрятному человеку нужны помощники

1

Экскурсия в прачечную.

Знакомство сперсоналом.

Расширить словарный запас школьников,

обозначающие

предметы бытовой

техники.



Я обуваюсь

1

Слушание стихотворения

«Научу обуваться и

братца» Е. Благининой



Я ухаживаю за обувью

1

Отгадывание

загадок. Практические

упражнения в

уходе за обувью.



Я по лужам прогулялся

1

Слушание

детской песни

«Ангина»



Мишка заболел

1

Слушание отрывка из

стихотворения К.И. Чуковского «Айболит». Сюжетно –ролевая игра «Я -доктор».



Я за порогом дома- 6 ч.


Садитесь, пожалуйста! (Поведение в автобусе)

1

Слушание песенки «Мы

едем, едем,

едем». Моделирование

ситуации «Я в автобусе».



Мы не знаем, как пройти, Как быть?

1

Моделирование

ситуации «Я забыл

дорогу».



Где я живу

1

Отгадывание

Загадок. Проигрывание

Диалога. «Где тыживешь?»



Моя дорога в школу

1

Зарисовка маршрута от дома до школы.


Vчетверть- 14 часов.


За покупками в магазин


Ролевая игра

«Магазин игрушек»



Я иду в кружок. Кто со мной?


Ролевая ситуация

«Я записываюсь в кружок»


Мы в гостях - 4 ч


Мы в гостях на день рождении


Коллективное

составление рассказа «Как мы ходили в гости» по

опорным картинкам.



День рождения! Знакомимся с гостям


Драматизация песни «К нам гости пришли»



День рождения!

Провожаем гостей


Отрывок из сказки А.

Милна «Вини Пух и все, все, все…»



Накрываем на стол. Поздравляем маму


Ролевая игра

«Кукла накрывает

на стол»


Мир природы – 8 ч.


«К нам весна шагает…» Первоцветы


Слушание стихотворения

А. Плещеева «Весна»



Весенняя прогулка.


Слушание стихотворения

«Подснежник». Отгадывание загадок.



«А у нас в квартире кот! А у вас?»


Слушание стихотворения

Б. Заходер «Кискино

горе»



Учу попугая говорить.


Составление

описания попугая

по картинно графическому

плану.



У меня есть щенок!


Проигрывание стихотворения

А. Прокофьева «Тузик»



Что узнали. Чему научились


Отгадывание загадок,

доскажи словечко.



Здравствуй, лето!


Слушание стихотворения

И. Гуриной « Здравствуй

лето!»



  Игры детей. Итоговое занятие


Составление рассказа о лете по впечатлениям о

прогулке. Правила поведения в лесу.



11