Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (М: «Просвещение») с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ – задержка психического развития.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
На изучение курса отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- изложение с элементами сочинения;
- устные и письменные сочинения-характеристики героев;
- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
- развитие художественной фантазии у детей;
- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.
Программа призвана обеспечить:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
Задача курса литературы 7 класса:
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VII класса
Учащиеся должны знать:
Текст художественного произведения.
Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
Особенности композиции изученного произведения.
Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.
Учащиеся должны уметь:
Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
Различать эпические и лирические произведения.
Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
Требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся с ОВЗ по литературе за курс VII класса
Программа специальной коррекционной школы 7 вида для детей с ОВЗ соответствует программе массовой общеобразовательной школы
Основа уроков литературы — работа с текстом художественного произведения, постижение авторского понимания окружающего мира, человеческих отношений.
Программа V —VIII классов является продолжением курса чтения в начальных классах, задачей обучения является развитие у детей, которым рекомендовано обучение по программе специальной коррекционной школы 7 вида, интереса к чтению, любви к литературе, совершенствование навыка чтения, привитие первоначального умения анализировать произведении с целью углубления их эстетического восприятия.
В V—VIII классах предусмотрено чтение и изучении отдельных произведений устного народного творчества, русской и советской литературы, а также произведений зарубежных писателей.
В IX классе программа предлагает изучение монографических и обзорных тем на историко-литературной основе.
Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и учащихся, Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту. Работа над произведениями требует дополнительного, сравнительно с массовой школой, времени, что обусловлено трудностями, испытываемыми детьми, которым рекомендовано обучение по программе специальной коррекционной школы 7 вида, при овладении навыками чтения, а также недостаточным пониманием и эстетическим восприятием прочитанного.
В процессе преподавания учитель практически знакомит детей с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. В целях расширения кругозора, углубления литературного образования школьников проводятся уроки внеклассного чтения по произведениям, указанным в обзорных темах для ознакомительного чтении, а также и рекомендательных списках, по программе массовой школы. Там же указаны основные виды устных, письменных работ по развитию речи детей и межпредметные связи уроков литературы. Распределение изучаемого материала по классам, а также примерный расчет учебного времени на их изучение предоставлены в тематическом планировании.
Учащиеся должны знать:
Текст художественного произведения.
Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
Особенности композиции изученного произведения.
Основные признаки понятий: роды литературы, жанры литературы.
Учащиеся должны уметь:
Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
Различать эпические и лирические произведения.
Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению.
Составлять простой план собственного устного или письменного высказывания.
Составлять простой план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
Учебно – методический комплекс:
Учебник «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2016г.);
Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 7класс.Москва. «Вако», 2014 г.
Тематическое планирование уроков литературы
№ урока | Тема урока | Часы | Планируемая дата | Фактическая дата |
Устное народное творчество 3 ч. |
1 | Былина «Вольга и Микула Селянинович» | 1ч. | | |
2 | Новгородский цикл былин. Былина «Садко» | 1ч. | | |
3 | Пословицы и поговорки | 1ч. | | |
Древнерусская литература 2ч. |
4 | «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». «Поучение» Владимира Мономаха | 1ч. | | |
5 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | 1ч. | | |
Русская литература века XVIII века 1ч. |
6 | М.В.Ломоносов. Теория трёх «штилей». «Ода на день восшествия …» Г.Р.Державин. Стихи. Размышления о смысле жизни и свободы творчества | 1ч. | | |
| Литература XIXвека |
| Александр Сергеевич Пушкин 3 ч. |
7 | Личность поэта. История в произведениях А.С.Пушкина. А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок) | 1ч. | | |
8 | А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» | 1ч. | | |
9 | А.С.Пушкин. Повесть «Станционный смотритель» | 1ч. | | |
Михаил Юрьевич Лермонтов. Личность поэта 2ч. |
10 | Личность поэта. «Песня про царя Ивана Васильевича…»Картины быта 16 века | 1ч. | | |
11 | М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива» | 1ч. | | |
Николай Васильевич Гоголь 4ч. |
12 | Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Историческая основа повести. Тарас Бульба и его сыновья | 1ч. | | |
13 | Образ Запорожской Сечи в повести | 1ч. | | |
14 | Трагедия Тараса Бульбы | 1ч. | | |
15 | Р/Р Сочинение «Тарас Бульба – патриот Русской земли» | 1ч. | | |
| Иван Сергеевич Тургенев 2ч. |
16 | Рассказ о личности И.С.Тургенева. Цикл рассказов «Записки охотника».Рассказ «Бирюк» | 1ч. | | |
17 | Стихотворения в прозе. «Русский язык» | 1ч. | | |
| Николай Алексеевич Некрасов 2ч. |
18 | Слово о поэте. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Величие духа русских женщин | 1ч. | | |
19 | «Размышления у парадного подъезда».Боль поэта за судьбу народа | 1ч. | | |
| Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин 1ч. |
20 | «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира в «Повести…»Нравственные пороки общества | 1ч. | | |
Лев Николаевич Толстой 2ч. |
21 | Главы из повести «Детство» | 1ч. | | |
22 | Взаимоотношение детей и взрослых в повести «Детство» | 1ч. | | |
Иван Алексеевич Бунин 1ч. |
23 | Рассказ «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина | 1ч. | | |
Антон Павлович Чехов 1ч. |
24 | Слово о писателе. Рассказы «Хамелеон», «Злоумышленник» | 1ч. | | |
25 | Стихотворения русских поэтов XIXвека о родной природе | 1ч. | | |
Русская литература XXвека 9ч. |
26 | Максим Горький. Рассказ о писателе. Главы из повести «Детство». Жизнь в доме деда. Трудное время в семье Кашириных. Дружба Алёши с Хорошим Делом | 1ч. | | |
27 | «Подвиг во имя людей». Легенда о Данко | 1ч. | | |
28 | Владимир Владимирович Маяковский. Рассказ о писателе. Стихотворение «Необычайное приключение…». Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» | 1ч. | | |
29 | Леонид Николаевич Андреев. Рассказ «Кусака» | 1ч. | | |
30 | Андрей Платонов. Рассказ «Юшка» | 1ч. | | |
31 | Сказка –быль «Неизвестный цветок» | 1ч. | | |
32 | На дорогах войны. Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны | 1ч. | | |
33 | Евгений Носов. Рассказ «Кукла». Юрий Казаков. Рассказ «Тихое утро» | 1ч. | | |
34 | Итоговый урок | 1ч. | | |