МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НИЖНЕАНГАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
РАССМОТРЕНО МО учителей_______________ протокол от ______202 _ г №___ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Зырянова М.А. _____________ |
Адаптированная рабочая программа
для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)
«Основы социальной жизни»
7 класс
на 2021– 2022 учебный год
| Составитель (ФИО) Серебренникова В.П. Должность: социальный педагог Категория: первая |
Нижнеангарск
2021год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Основы социальной жизни» для обучающихся с ОВЗ разработана на основе нормативных документов и материалов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с последующими изменениями);
-Программа по обществознанию для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.
-Основная общеобразовательная адаптированная программа для детей с умственной отсталостью МБОУ «НСОШ №1».
- Положение об адаптированной рабочей программе для обучения
детей с ОВЗ МБОУ «НСОШ №1».
Учебный предмет «Основы социальной жизни» имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем:
― расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
― формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
― ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;
― практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;
― усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);
― развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Межпредметные результаты
Минимальный уровень:
различение отдельных видов продуктов, относящихся к разным группам по их основным характеристикам;
самостоятельное приготовление несложных блюд (бутербродов, салатов, вторых блюд);
соблюдение санитарно-гигиенических требований к процессу приготовления пищи и требований техники безопасности при приготовлении пищи;
выполнение (под руководством учителя) мелкого ремонта и обновление одежды;
решение типовых практических задач (под руководством педагога) посредством обращения в торговые предприятия и предприятия бытового обслуживания;
самостоятельное совершение покупок товаров повседневного спроса и знание способов определения правильности отпуска товаров;
пользование различными средствами связи, включая Интернет-средства;
знание и соблюдение санитарно-гигиенических правил для девушек и юношей;
знание основных мер по предупреждению инфекционных заболеваний;
знание основных правил ухода за больным;
коллективное планирование семейного бюджета;
заполнение различных деловых бумаг (с опорой на образец), необходимых для дальнейшего трудоустройства;
соблюдение морально-этических норм и правил современного общества;
Достаточный уровень:
знание способов хранения и переработки продуктов питания;
составление ежедневного и праздничного меню из предложенных продуктов питания;
составление сметы расходов на продукты питания в соответствии с меню;
самостоятельное приготовление известных блюд (холодных и горячих закусок, первых и вторых блюд);
выбор необходимого товара из ряда предложенных в соответствии с его потребительскими характеристиками;
навыки обращения в различные учреждения и организации; ведение конструктивного диалога с работниками учреждений и организаций;
пользование услугами предприятий службы быта, торговли, связи, медицинской помощи, государственных учреждений и учреждений по трудоустройству для решения практически значимых задач;
знание основных статей семейного бюджета; самостоятельный расчет расходов и доходов семейного бюджета;
самостоятельное заполнение документов, необходимых для приема на работу (заявление, резюме, автобиография);
Содержание учебного предмета
Личная гигиена и здоровье
Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека.
Утренний и вечерний туалет: содержание, правила и приемы выполнения, значение. Личные (индивидуальные) вещи для совершения туалета (зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце): правила хранения, уход. Правила содержания личных вещей.
Гигиена тела. Уход за телом. Уход за кожей рук и ногтями: значение чистоты рук; приемы обрезания ногтей на руках. Косметические средства для ухода кожей рук. Уход за кожей ног: необходимость ежедневного мытья ног; приемы обрезания ногтей на ногах.
Гигиенические требования к использованию личного белья (нижнее белье, носки, колготки).
Закаливание организма. Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека. Способы закаливания. Воздушные и солнечные процедуры. Водные процедуры для закаливания. Способы и приемы выполнения различных видов процедур, физических упражнений. Утренняя гимнастика. Составление комплексов утренней гимнастики.
Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при выполнении различных видов деятельности: чтения, письма, просмотре телепередач, работы с компьютером.
Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения. Гигиенические правила письма, чтения, просмотра телепередач
Особенности соблюдения личной гигиены подростком. Правила и приемы соблюдения личной гигиены подростками (отдельно для девочек и мальчиков).
Негативное влияние на организм человека вредных веществ: табака, алкоголя, токсических и наркотических веществ. Вредные привычки и способы предотвращения их появления. Табакокурение и вред, наносимый здоровью человека. Наркотики и их разрушительное действие на организм человека.
Одежда и обувь
Одежда. Виды одежды в зависимости от пола и возраста, назначения (деловая, праздничная, спортивная и т.д.), способа ношения (верхняя, нижняя), сезона (летняя, зимняя, демисезонная), вида тканей. Особенности разных видов одежды. Головные уборы: виды и назначение. Роль одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека. Магазины по продаже различных видов одежды.
Значение опрятного вида человека.
Уход за одеждой. Хранение одежды: места для хранения разных видов одежды; правила хранения. Предупреждение появление вредителей на одежде (моли). Правила и приемы повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка. Ручная и машинная стирка изделий. Чтение условных обозначений на этикетках по стирке белья. Правила сушки белья из различных тканей. Чтение условных обозначений на этикетках.
Обувь. Виды обуви: в зависимости от времени года; назначения (спортивная, домашняя, выходная и т.д.); вида материалов (кожаная, резиновая, текстильная и т.д.).
Обувь и здоровье человека. Значение правильного выбора обуви для здоровья человека.
Питание
Организация питания семьи. Значение питания в жизни и деятельности людей. Влияние правильного питания на здоровье человека. Режим питания. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.
Приготовление пищи. Место для приготовления пищи и его оборудование. Гигиена приготовления пищи.
Виды продуктов питания. Молоко и молочные продукты: виды, правила хранения. Значение кипячения молока. Виды блюд, приготовляемых на основе молока (каши, молочный суп).
Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной продукции. Правила хранения хлебобулочных изделий. Вторичное использование черствого хлеба. Приготовление простых и сложных бутербродов и канапе.
Мясо и мясопродукты; первичная обработка, правила хранения. Глубокая заморозка мяса. Размораживание мяса с помощью микроволновой печи.
Яйца, жиры. Виды жиров растительного и животного происхождения. Виды растительного масла (подсолнечное, оливковое, рапсовое). Правила хранения. Места для хранения жиров и яиц.
Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения. Первичная обработка: мытье, чистка, резка. Свежие и замороженные продукты.
Изделия из теста. Виды теста: дрожжевое, слоеное, песочное. Виды изделий из теса: пирожки, булочки, печенье и др. приготовление изделий из теста. Составление и запись рецептов. Приготовление изделий из замороженного теста. Приготовление
Домашние заготовки. Виды домашних заготовок: варка, сушка, соление, маринование. Глубокая заморозка овощей и фруктов. Меры предосторожности при употреблении консервированных продуктов. Правила первой помощи при отравлении. Варенье из ягод и фруктов.
Семья
Родственные отношения в семье. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества ближайших родственников; возраст; дни рождения. Место работы членов семьи, должности, профессии. Взаимоотношения между родственниками. Распределение обязанностей в семье. Помощь старших младшим: домашние обязанности.
Семейный досуг. Виды досуга: чтение книг, просмотр телепередач, прогулки и др. правильная, рациональная организация досуга. Любимые и нелюбимые занятия в свободное время.
Досуг как источник получения новых знаний: экскурсии, прогулки, посещения музеев, театров и т. д.
Отдых. Отдых и его разновидности. Необходимость разумной смены работы и отдыха. Отдых и бездеятельность. Летний отдых. Виды проведения летнего отдыха, его планирование. Бюджет отдыха. Подготовка к летнему отдыху: выбор места отдыха, определение маршрута, сбор необходимых вещей.
Тематическое планирование
по курсу Основы социальной жизни
Класс 7
Учитель Серебренникова Валентина Петровна
Количество часов по учебному плану
Всего 34 час; в неделю 1 час.
Учебник: «Социально-бытовая ориентировка» В.П.Субчева , 7 кл., гуманитарный издательский центр ВЛАДОС - 2013год
Табличное представление тематического планирования
№ п/п | Тема направления, занятия | Кол-во часов | Вид контроля |
1 | Вводное занятие. Знакомство, свободные дискуссии о летних каникулах, планах на учебный год | 1 | текущий |
2 | Личная гигиена и здоровье | 1 | текущий |
3 | Утренний и вечерний туалет: содержание, правила и приемы выполнения, значение. Личные (индивидуальные) вещи для совершения туалета (зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце): правила хранения, уход. Правила содержания личных вещей. Особенности соблюдения личной гигиены подростком. | 1 | текущий |
4 | Гигиена тела. Уход за телом. Уход за кожей рук и ногтями: значение чистоты рук; приемы обрезания ногтей на руках. Косметические средства для ухода кожей рук. Уход за кожей ног: необходимость ежедневного мытья ног; приемы обрезания ногтей на ногах. | 1 | текущий |
5 | Закаливание организма. Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека. Способы закаливания. Воздушные и солнечные процедуры. Водные процедуры для закаливания. | 1 | текущий |
6 | Негативное влияние на организм человека вредных веществ: табака, алкоголя, токсических и наркотических веществ. Вредные привычки и способы предотвращения их появления. Табакокурение и вред, наносимый здоровью человека. Наркотики и их разрушительное действие на организм человека. | 1 | текущий |
7 | Уход за школьной одеждой, обувью. | 1 | текущий |
8 | Правила и приемы повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка. | 1 | текущий |
9 | «Проворная игла». | 1 | текущий |
10 | Электробытовые приборы для глажения: виды утюгов, правила использования. Глажение изделий из различных видов тканей. Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. Правила и приемы глажения блузок и рубашек. | 1 | текущий |
11 | Правила выведение мелких пятен в домашних условиях. | 1 | текущий |
12 | Уход за обувью. Хранение обуви: способы и правила. Чистка обуви. Использование кремов для чистки обуви. Виды кремов для чистки обуви; их назначение. Сушка обуви. Правила ухода за обувью из различных материалов. | 1 | текущий |
13 | «Кто аккуратен, тот людям приятен" | 1 | текущий |
14 | Познавательные беседы: «Витамины укрепляют организм». | 1 | текущий |
15 | Организация питания семьи. Значение питания в жизни и деятельности людей. Влияние правильного питания на здоровье человека. Режим питания. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. | 1 | текущий |
16 | Приготовление пищи. Место для приготовления пищи и его оборудование. Гигиена приготовления пищи. | 1 | текущий |
17 | Виды продуктов питания. Молоко и молочные продукты: виды, правила хранения. Значение кипячения молока. Виды блюд, приготовляемых на основе молока (каши, молочный суп). | 1 | текущий |
18 | Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной продукции. Правила хранения хлебобулочных изделий. Вторичное использование черствого хлеба. Приготовление простых и сложных бутербродов и канапе. | 1 | текущий |
19 | Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения. Первичная обработка: мытье, чистка, резка. Свежие и замороженные продукты. | 1 | текущий |
20 | «Моя семья» | 1 | текущий |
21 | Родственные отношения в семье. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества ближайших родственников; возраст; дни рождения. Место работы членов семьи, должности, профессии. Взаимоотношения между родственниками. Распределение обязанностей в семье. Помощь старших младшим: домашние обязанности. | 1 | текущий |
22 | «Что имеем, не храним, потерявши, плачем». | 1 | текущий |
23 | Семейный досуг. Виды досуга: чтение книг, просмотр телепередач, прогулки и др. правильная, рациональная организация досуга. Любимые и нелюбимые занятия в свободное время. | 1 | текущий |
24 | Кем я стану, когда вырасту | 1 | текущий |
25 | Отдых. Отдых и его разновидности. Необходимость разумной смены работы и отдыха. Отдых и бездеятельность. | 1 | текущий |
26 | Летний отдых. Виды проведения летнего отдыха, его планирование. Бюджет отдыха. Подготовка к летнему отдыху: выбор места отдыха, определение маршрута, сбор необходимых вещей. | 1 | текущий |
27 | Экономика домашнего хозяйства. Бюджет семьи. Виды и источники дохода. Определение суммы доходов семьи на месяц. Основные статьи расходов. Планирование расходов на месяц по отдельным статьям. Планирование дорогостоящих покупок. | 1 | текущий |
28 | День Защитников Отечества. | 1 | текущий |
29 | «Семейная династия». | 1 | текущий |
30 | «Символы России». | 1 | текущий |
31 | Телефонная связь. Виды телефонной связи: проводная (фиксированная), беспроводная (сотовая). Влияние на здоровье излучений мобильного телефона | 1 | текущий |
32 | Денежные переводы. Виды денежных переводов. Стоимость отправления. | 1 | текущий |
33 | Народные праздники | 1 | текущий |
34 | «Мир. Труд. Май». «День Победы» | 1 | текущий |
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1. Учебник: «Социально-бытовая ориентировка» В.П.Субчева , 7 кл., гуманитарный издательский центр ВЛАДОС - 2013год.
2. «Социально-бытовая ориентировка». Контрольно-измерительные материалы. Автор-составитель С.П.Дерябина Издательство «Учитель», 2013г.Волгоград. 1. Власенков Г.В. Изучение основ рыночной экономики в старших классах коррекционных школ VIII вида. Дефектология, № 3, 2006. 2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. - М.: Школа - Пресс, 1994.
3. Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. - М.: Гуманитарный