СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биология как учебный предмет в коррекционной школе VIII вида включает разделы:

«Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные»              (8 класс) и «Человек» (9 класс).

     По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«2-я Выгорновская основная общеобразовательная школа»



Рассмотрено

Принято на

Утверждено

На заседании МО

заседании педагогического

Приказом 33/35 от «1»

(Протокол от «27» августа

совета

сентября 2021 года №1

2021 года №1

(Протокол от «31» августа

Директор школы


2021 года №1

Л. А. Парфенова







Адаптированная

рабочая программа

для детей с ОВЗ, имеющих

интеллектуальные нарушения

по биологии

7 класса

основного общего образования

на 2021– 2022 учебный год









Составитель: Константинова Елена Владимировна,

I квалификационная категория





2021г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии разработана на основе:

  • Федерального закона РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года

  • Устава Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «2-я Выгорновская ООШ»

  • Программы для 5-9 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва, 2015 год

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Цель: дать учащимся основные знания по живой природе; сформировать представление о мире, который окружает человека.
Задачи: 

Коррекционно-образовательные:

  • сообщение учащимся знаний о многообразии растительного мира;

  • продолжение овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни;

  • развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

Коррекционно- воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к природе, растениям и грибам;

  • первоначальное ознакомление с приемами выращивания не­которых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними;

  • привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду;

  • воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие и коррекция познавательной деятельности;

  • развитие и коррекция устной и письменной речи;

  • развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы на уроках биологии.

Общая характеристика учебного предмета


Биология как учебный предмет в коррекционной школе VIII вида включает разделы:

«Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).

По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Преподавание биологии в коррекционной школе 8 вида направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышле­ние, они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные от­ношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой при­родой, влияние на нее.

На уроках биологии используются такие формы организационной работы как урок в классе, экскурсия (наблюдения в природе, на пришкольном участке), выполнение практических работ.

Данная дисциплина связана с обеспечением безопасности жизнедеятельности, социально-бытовым ориентированием, охраной здоровья, окружающим нас миром.

Согласно учебному плану МКОУ «2-я Выгорновская ООШ» на 2021-2022 учебный год на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.






Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;

  • строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;

  • некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;

  • разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.

Учащиеся должны уметь:

  • отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);

  • приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);

  • различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);

  • различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;

  • выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);

  • различать грибы и растения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • элементарного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

  • адаптации к условиям проживания на своей территории;

  • сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней.






Содержание учебного предмета


Тема 1. Растения вокруг нас (6 часов)

Разнообразие растений: дикорастущие, культурные. Классификация растений по различным признакам. Значение растений для природы и человека. Охрана растений.

Осенние работы в саду и на учебно-опытном участке.

Практические работы: 1. Осенняя перекопка почвы. 2. Обработка почвы в приствольных кругах плодового дерева 3. Подготовка сада к зиме.



Тема 2. Общее знакомство с цветковыми растениями (25 часов)

Общее знакомство с цветковыми растениями. Строение растения. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.

Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Виды опыления: самоопыление, перекрестное опыление. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Размножение и распространение плодов и семян. Приспособления у плодов и семян к распространению.

Семя растения. Внешний вид и строение семени (на примерах фасоли и пше­ницы). Условия, необходимые для прорас­тания семян: влага, воздух, тепло. Определение всхожести семян. Правила заделки се­мян в почву.

Корень. Виды корней (главный, боковые, придаточные). Получение новых растений из черенков. Корневые си­стемы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые во­лоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).

Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование (сетчатое, параллельное, дуговое). Листья простые и сложные. Органические вещества в составе растения (сахар, жир, крахмал, белки, витамины). Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, зна­чение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение.

Стебель. Строение стебля на примере любого дерева. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей, признаки различия стеблей растений.

Растение — целостный организм. Взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания.

Демонстрация опытов:

  • условия, необходимые для прорастания семян;

  • испарение воды листьями;

  • дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выде­ление углекислого газа в темноте).

  • передвижение минеральных веществ и воды по древесине.

Лабораторные работы: 1. Строение цветкового растения. 2. Строение цветка. 3. Строение семени фасоли. 4. Строение зерновки пшеницы. 5. Определение всхожести семян.



Тема 3. Многообразие растительного мира (34 часа)

Деление растений на группы по различным признакам.

Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произра­стания мхов. Строение тела мха. Размножение мхов. Торфяной мох и образование торфа.

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места про­израстания папоротника. Строение папоротника. Размножение папоротников. Образование каменного угля из древних папоротников.

Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их раз­множения. Использование древесины в народном хозяйстве.

Покрытосеменные, или цветковые. Особенности строения (нали­чие цветков, плодов с семенами). Деление цветковых растений на однодольные (на примере пше­ницы) и двудольные (на примере фасоли). Основные признаки и характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).

Однодольные растения.

Злаковые. Общие признаки злаковых. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза как представители хлебных злаковых культур. Выращивание: подготовка почвы, посев, уход, уборка урожая. Использование в народном хо­зяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

Лилейные. Общие признаки лилейных. Общая характе­ристика (цветок, лист, луковица, корневище). Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грун­тов (хлорофитум, лилия, тюльпан). Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком. Ландыш как представитель дикорастущих лилейных растений.

Двудольные растения.

Пасленовые. Общие признаки пасленовых. Черный паслен – травянистое дикорастущее растение семейства пасленовых, Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов) – овощные и технические пасленовые. Выращивание картофеля. Цветочно-декоративные пасленовые: петунья, душистый табак.

Бобовые. Общие признаки бобовых. Горох и бобы (фасоль, соя — для южных районов) – пищевые бобовые растения. Кле­вер, люпин — кормовые травы.

Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Растения группы розоцветных: яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садо­вая земляника, персик и абрикос — для южных районов. Биологические особенности растений сада. Особенности раз­множения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Особенности внешнего строения слож­ноцветных. Подсолнечник – ценное масличное растение. Агротехника выращивания подсолнечника. Использо­вание человеком. Ноготки, бархатцы — однолет­ние цветочные растения. Маргаритка и геор­гин — многолетние цветочные растение.

Обобщение. Растение — живой организм. Обобщение матери­ала о растениях.

Лабораторные работы: 6. Строение луковицы. 7. Строение клубня картофеля.

Практические работы: 4. Весенний уход за садом. 5. Весенняя обработка почвы. 6. Перевалка и пересадка комнатных растений



Тема 4. Бактерии (1)

Бактерии. Общее понятие. Классификация бактерий. Значение в природе и жизни человека.



Тема 5. Грибы (2)

Грибы. Шляпочные грибы – многолетние организмы. Расположение грибницы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Размножение грибов. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора грибов.

Экскурсии: Растительный мир своей местности (в окрестностях села).


Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела/темы

Кол-во часов

В том числе практические, лабораторные работы, обобщающие уроки, экскурсии

Практи

ческие, лабораторные


Обобщающие уроки

экскурсии


1

Растения вокруг нас

3

-

-

-


2

Осенние работы в саду и на учебно-опытном участке

3

3

-

-


3

Общее знакомство с цветковыми растениями

25

4

1

-


4

Многообразие растительного мира

31

2

1

-


5

Весенние работы в саду на учебно-опытном участке

2

2

-

-


6

Уход за комнатными растениями

1

1

-

-


7

Бактерии

1

-

-

-


8

Грибы

2

-

-

1


Итого:

68

12

2

1






Календарно – тематическое планирование

урока



Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Примеча-

ние

план.

факт.

Растения вокруг нас (3 часа)

1

Разнообразие растений

1




2

Значение растений

1




3

Охрана растений

1




Осенние работы в саду и на учебно-опытном участке (3 часа)

4

Осенняя перекопка почвы. Пр. р. №1 «Осенняя перекопка почвы»

1




5

Пр. р. №2 «Обработка почвы в приствольных кругах плодового дерева»

1




6

Пр. р. №3 «Подготовка сада к зиме»

1




Общее знакомство с цветковыми растениями (25 часов)

7

Строение растения. Л. р.№1 «Строение цветкового растения»

1




8

Строение цветка. Л. р. №2 «Строение цветка»

1




9

Виды соцветий

1




10

Опыление цветков

1




11

Разнообразие плодов

1




12

Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян

1




13

Внешний вид и строение семени фасоли. Лабораторная работа №3 «Строение семени фасоли»

1




14

Строение семени пшеницы. Л. р. №4 «Строение семени пшеницы»

1




15

Условия прорастания семян.

1




16

Определение всхожести семян. Л. р. №5 «Определение всхожести семян»

1




17

Правила заделки семян в почву

1




18

Виды корней

1




19

Корневые системы

1




20

Значение корня. Видоизменения корней

1




21

Внешнее строение листа

1




22

Из каких веществ состоит растение

1




23

Образование органических веществ в растении

1




24

Испарение воды листьями

1




25

Дыхание растений

1




26

Листопад и его значение

1




27

Строение стебля

1




28

Значение стебля в жизни растения

1




29

Разнообразие стеблей

1




30

Взаимосвязь частей растения. Связь растения со средой обитания

1




31

Контрольно-обобщающий урок по теме «Общее знакомство с цветковыми растениями»

1




Многообразие растительного мира (31 час)

32

Деление растений на группы. Мхи

1




33

Папоротники

1




34

Голосеменные. Хвойные растения

1




35

Покрытосеменные, или цветковые. Деление цветковых на классы

1




36

Хлебные злаковые культуры

1




37

Выращивание зерновых

1




38

Использование злаков в народном хозяйстве

1




39

Лилейные. Общие признаки лилейных

1




40

Цветочно-декоративные лилейные

1




41

Овощные и дикорастущие лилейные.

Л. р. №6 «Строение луковицы»

1




42

Паслёновые. Общие признаки паслёновых. Дикорастущие паслёновые. Паслён

1




43

Овощные и технические паслёновые. Картофель. Л. р. №7 «Строение клубня картофеля»

1




44

Выращивание картофеля

1




45

Овощные паслёновые. Томат

1




46

Овощные паслёновые. Баклажан и перец

1




47

Цветочно-декоративные паслёновые

1




48

Бобовые. Общие признаки бобовых

1




49

Пищевые бобовые растения

1




50

Фасоль и соя – южные бобовые культуры

1




51

Кормовые бобовые растения

1




52

Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник – растение группы розоцветных

1




53

Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня

1




54

Плодово-ягодные розоцветные. Груша и вишня

1




55

Плодово-ягодные розоцветные. Малина

1




56

Плодово-ягодные розоцветные. Земляника

1




57

Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры

1




58

Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных

1




59

Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник

1




60

Календула и бархатцы – однолетние цветочно-декоративные сложноцветные

1




61

Маргаритка и георгин – многолетние цветочно-декоративные сложноцветные

1




62

Контрольно-обобщающий урок по теме «Многообразие растительного мира»

1




Весенние работы в саду на учебно-опытном участке (2 часа)

63

Пр. р. №4 «Весенний уход за садом»

1




64

Пр. р. №5 «Весенняя обработка почвы»

1




Уход за комнатными растениями (1 час)

65

Пр. р. №6 «Перевалка и пересадка комнатных растений»

1




Бактерии ( 1 час)

66

Бактерии

1




Грибы (2 часа)

67

Строение грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы

1




68

Экскурсия по теме «Растительный мир своей местности (в окрестностях села)»

1






Лист корректировки календарно-тематического планирования

Предмет__биология_(коррекция)__

Класс___7____

Учитель____________Константинова Е.В.

2021-2022 учебный год

урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано