Адаптированная рабочая программа по биологии
для 5 класса
УЧИТЕЛЬ:Скорописова И.В.
(В. В. Пасечник)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Изучение биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.
Основные цели изучения биологии в основной школе:
формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;
овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;
воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;
овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.
Биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Рабочая программа разработана с целью освоения содержания учебного предмета «Биология» для учащихся с ОВЗ.
Для учащихся с ОВЗ характерны:
незрелость эмоционально-волевой сферы, замедленное психическое развитие
пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, замедленный темп деятельности
низкий уровень общей осведомлённости
нарушение внимания и памяти, особенно слухоречевой и долговременной
недостаточность зрительного и слухового восприятия
слабая координация движения, недоразвитие моторики
негрубое недоразвитие речи (бедность и слабая дифференцированность словаря, нарушения звукопроизношения, ограниченный запас знаний, трудности усвоения логико-грамматических конструкция, недостаточность фонетико-фонематического восприятия)
снижение познавательной активности.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту.
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие восприятия, представлений, ощущений;
развитие памяти;
развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий;
развитие умения работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
развитие умения планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование умения преодолевать трудности;
воспитание самостоятельности принятия решения;
формирование адекватности чувств;
формирование устойчивой и адекватной самооценки;
формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи:
коррекция монологической речи;
коррекция диалогической речи.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
При организации учебных занятий с учащимися с ОВЗ необходимо:
1. Осуществлять индивидуальный подход к каждому учащемуся.
2. Предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и т.д.).
3. Использовать методы обучения, которые активизируют познавательную деятельность детей, развивают их речь и формируют необходимые навыки.
4. Корректировать деятельность учащихся.
5. Соблюдать повторность обучения на всех этапах урока.
6. Проявлять особый педагогический такт. Постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.
Формы работы для детей с ОВЗ:
индивидуальная
групповая
по образцу
по алгоритму.
2. Общая характеристика учебного предмета «Биология»
Содержание учебного предмета «Биология» структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности». В разделе «Живые организмы» изучаются растения, грибы, бактерии, животные.
Основной формой организации учебной деятельности обучающихся является урок, обеспечивающий возможность получения знаний через практическую деятельность. Виды уроков различны: уроки-экскурсии в скверах и парках города, музее природы, уроки – практикумы, уроки-соревнования, уроки-игры и т.д.
Содержание учебного предмета «Биология» направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и т.д. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В Рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Предмету «Биология» на уровне основного общего образования предшествует предмет «Окружающий мир», в котором изучаются объекты и явления природы. По отношению к биологии данный предмет является пропедевтическим. В «Окружающем мире» рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: тела и вещества, неорганические и органические вещества, агрегатные состояния вещества, испарение, почва и др. Опираясь на эти понятия более полно и точно с научной точки зрения раскрываются физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе.
Биологическое образование в основной школе обеспечивает формирование биологической экологической грамотности, расширяет представления об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развивает компетенции в решении практических задач, связанных с живой природой.
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на:
– развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы,
– создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций,
– овладение научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Биология» на уровне основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на метапредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика» (умение использовать математические модели для решения биологических и экологических задач), «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности» (формирование общих понятий о признании наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека), «История» (умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями), «Русский язык» и «Литература» (владение приёмами смыслового чтения, составление тезисов и план-конспектов по результатам чтения) и Информатика (использование информационно-коммуникационных технологий при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций).
Количество часов на освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования составляет 278 часов.
5 класс – «Биология. Введение в биологию». 35 ч, 1 ч в неделю
6 класс – «Биология. Живой организм». 35 ч, 1 ч в неделю
7 класс – Биология. Многообразие живых организмов». 70 ч, 2 ч в неделю
8 класс – «Биология. Человек». 70 ч, 2 ч в неделю
9 класс – Введение в общую биологию. 68 ч, 2 ч в неделю
Промежуточная аттестация по биологии подразделяется на четвертную и годовую. Четвертная промежуточная аттестация представляет собой оценку освоения программы учащимся на основании текущих отметок. Годовая промежуточная аттестация выставляется на основании четвертных отметок как среднее арифметическое с учетом отметки за годовую контрольную работу.
Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.
4. Описание ценностных ориентиров при изучении
учебного предмета «Биология»
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Ученик научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Ученик овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Ученик освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Ученик приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
В данной программе соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются метапредметные связи. В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по биологии для основной школы.
Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся, формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов естественного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся. Преподавание биологии для детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность, присущую данным областям науки биологии. Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающие включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»
Результаты учебного предмета изучения
Деятельность образовательной организации в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные признаки живой природы;
— устройство светового микроскопа;
— основные органоиды клетки;
— основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки;
— ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
— основные признаки представителей царств живой природы.
— основные среды обитания живых организмов;
— природные зоны нашей планеты, их обитателей.
— предков человека, их характерные черты, образ жизни;
— основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
— правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
— простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
— характеризовать методы биологических исследований;
— работать с лупой и световым микроскопом;
— узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
— определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
— различать изученные объекты в природе, на таблицах;
— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
— объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
— сравнивать различные среды обитания;
— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
— приводить примеры обитателей морей и океанов;
— наблюдать за живыми организмами.
— объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
— различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
— вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
— ставить учебную задачу под руководством учителя;
— систематизировать и обобщать разумные виды информации;
— составлять план выполнения учебной задачи.
— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
— самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты.
— находить и использовать причинно-следственные связи;
— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
— работать в соответствии с поставленной задачей;
— составлять простой и сложный план текста;
— участвовать в совместной деятельности;
— работать с текстом параграфа и его компонентами;
— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения
— формирование ответственного отношения к обучению;
— формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
— формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
— формирование основ экологической культуры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Биология — наука о живой природе | 4 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368 |
2 | Методы изучения живой природы | 4 | | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368 |
3 | Организмы — тела живой природы | 10 | | 1.5 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368 |
4 | Организмы и среда обитания | 6 | | 0.5 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368 |
5 | Природные сообщества | 6 | | 0.5 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368 |
6 | Живая природа и человек | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368 |
7 | Резервное время | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 3.5 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Живая и неживая природа. Признаки живого | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cca60 |
2 | Биология - система наук о живой природе | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ccc0e |
3 | Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ccc0e |
4 | Источники биологических знаний | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ccf56 |
5 | Научные методы изучения живой природы | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cd0c8 |
6 | Методы изучения живой природы: измерение | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cd9ce |
7 | Методы изучения живой природы: наблюдение и эксперимент. Лабораторная работа. «Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в | 1 | | 0.5 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cd65e |
| школьном кабинете. Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними» | | | | | |
8 | Методы изучения живой природы: описание. Практическая работа «Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа» | 1 | | 0.5 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cd866 |
9 | Понятие об организме | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cdb36 |
10 | Увеличительные приборы для исследований | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cd3de |
11 | Цитология – наука о клетке. Лабораторная работа «Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно приготовленного микропрепарата)» | 1 | | 0.5 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cddde |
12 | Жизнедеятельность организмов | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ce568 |
13 | Свойства живых организмов. Лабораторная работа «Наблюдение за потреблением воды растением» | 1 | | 0.5 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ce73e |
14 | Разнообразие организмов и их классификация. Практическая работа «Ознакомление с принципами систематики организмов» | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ce8ec |
15 | Многообразие и значение растений | 1 | | | | |
16 | Многообразие и значение животных | 1 | | | | |
17 | Многообразие и значение грибов | 1 | | | | |
18 | Бактерии и вирусы как форма жизни | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ce8ec |
19 | Среды обитания организмов | 1 | | | | |
20 | Водная среда обитания организмов | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cea68 |
21 | Наземно-воздушная среда обитания организмов | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cec3e |
22 | Почвенная среда обитания организмов. Практическая работа «Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах)» | 1 | | 0.5 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cedba |
23 | Организмы как среда обитания | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cf684 |
24 | Сезонные изменения в жизни организмов | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cf508 |
25 | Понятие о природном сообществе. | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cf684 |
26 | Взаимосвязи организмов в природных сообществах | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cf684 |
27 | Пищевые связи в природных сообществах | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cf7e2 |
28 | Разнообразие природных сообществ | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cfb20 |
29 | Искусственные сообщества, их отличие от природных сообществ Лабораторная работа «Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.)» | 1 | | 0.5 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cfd3c |
30 | Природные зоны Земли, их обитатели | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863cfeea |
31 | Влияние человека на живую природу | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d0340 |
32 | Глобальные экологические проблемы | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d0340 |
33 | Пути сохранения биологического разнообразия | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d064c |
)
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Учебное оборудование и компьютерная техника
Для обеспечения системно-деятельностного подхода, достижения обучающимися предметных, личностных и метапредметных результатов на уроках биологии используется мультимедийный комплекс, таблицы, учебно-лабораторное оборудование, модели, натуральные объекты, экранно-звуковые пособия.
Виды деятельности | Учебно-методическое обеспечение |
выделяет существенные признаки живых организмов; | Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии |
использует методы изучения живых организмов (наблюдение, эксперимент, описание, измерение); | Комнатные растения Гербарии Коллекции |
проводит биологические эксперименты и объяснять их результаты; | Комнатные растения |
соблюдает правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии; | Инструкции по технике безопасности |
наблюдает микрообъекты и процессы; делает рисунки микропрепаратов, фиксирует результаты наблюдений; | Микроскопы, комплекты микропрепаратов, покровные и предметные стекла, пипетки |
устанавливает связь строения клетки (части клетки, ткани, органа, системы органов) с выполняемыми функциями; | Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии |
делает выводы о единстве строения клеток представителей разных царств и о том, какой объект имеет более сложное строение; | Печатные пособия: таблица «Эукариотическая клетка» |
объясняет роль различных живых организмов в природе и жизни человека; | Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии |
выделяет существенные признаки строения клеток организмов разных царств; | Печатные пособия: таблица «Эукариотическая клетка», «Бактерии» |
раскрывает сущность процессов жизнедеятельности клеток (питания, дыхания, обмена веществ, роста, размножения); | |
выделяет существенные признаки царств живой природы; сравнивает представителей разных царств, делает выводы на основе сравнения; | Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии |
осуществляет классификацию биологических объектов на основе их принадлежности к определенной систематической группе; | Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии |
выявляет особенности сред обитания и раскрывать сущность приспособления организмов к среде обитания; | Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, общей биологии |
различает на живых объектах и иллюстративном материале органы растений и их видоизменения; | Комнатные растения Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике |
сравнивает органы растений, делает выводы на основе сравнения; | Комнатные растения Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике |
выявляет клеточное строение органов растений (корня, стебля, листа); | Микроскопы, микропрепараты |
раскрывает сущность и роль процессов жизнедеятельности цветковых растений (питание, дыхание, обмен веществ, размножение, развитие); | Комнатные растения Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике |
сравнивает процессы жизнедеятельности растений и животных, делать выводы на основе сравнения; | Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике и зоологии Коллекция семян |
| Основные ЭР: 1. Библиотека им. В.Г.Белинского http://book.uraic.ru/ 2. Виртуальная образовательная лаборатория http://www.virtulab.net/ 3. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ 4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/ 5. Каталог образовательных ресурсов сети |