МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Сахалинской области
Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска
МАОУ СОШ № 18 села Синегорск
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________________________ Уткина М.Ю. Протокол №1 от «30». 08. 2024 г. | | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Шелохаева В. А. Приказ от «». 08. 2024 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
учебного курса «Информатика»
для обучающихся 8 классов
село Синегорск 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для обучающихся с умственной отсталостью для 8 класса составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью, которая является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися АООП ООО. Данная программа включает все темы, предусмотренные программой учебного предмета.
Основной формой реализации программы является урок.
Учебный предмет «Информатика» включен в обязательную предметную область «Математика и информатика».
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы учебного предмета «Информатика» (8 класс) составляют:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 года
N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями);
Цель: совершенствование процесса социализации детей с умственной отсталостью путем решения практических задач.
формирование представления об основных понятиях информатики;
развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями;
освоение начальной технологии работы в системной среде Windows;
освоение технологий работы в среде текстового редактора «Блокнот», текстового процессора Word.
пропедевтика понятий и технологии моделирования в среде текстового и графического редактора.
Задачи:
- формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач;
- формировать положительные качества личности, в частности аккуратность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, любознательность, умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль;
Ознакомить обучающихся с правилами работы на персональном компьютере и требованиями техники безопасности;
Обучить элементарным знаниям в области информатики;
Создать условия для приобретения и развития умений ввода текста посредством клавиатурных тренажеров;
Использовать на занятиях игровые программы с целью развития моторики пальцев;
Обучить элементарным навыкам работы на компьютере в системной среде Windows, текстовом редакторе Блокнот, текстовом процессоре Word .
Основные направления коррекционно-развивающей работы.
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие слухового внимания и памяти;
2. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации ;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
3. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В процессе реализации образовательной программы по информатике решаются коррекционно-развивающие задачи:
коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения различных заданий
коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение коррекционных заданий
коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений на развитие памяти.
коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия
коррекция и развитие тактильного восприятия
коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)
коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).
умение выражать свои чувства.
Содержание коррекционно-развивающего компонента в сфере развития жизненной компетенции для детей с ОВЗ.
Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения. | - Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и что нельзя: в еде, физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации. - Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно. - Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений - Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей. И объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения. - Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи |
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование активной позиции ребёнка и веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания дома и в школе; стремления к самостоятельности и независимости в быту; привычки и потребности помогать в быту другим людям. | Прогресс в самостоятельности и независимости в быту. |
Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды; покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды; поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т.д.), предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному. | - Представления об устройстве домашней жизни. - Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность в каких-либо областях домашней жизни. |
Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми. | -Представления об устройстве школьной жизни. - Умение ориентироваться в пространстве школы и обращаться за помощью при затруднениях или происшествиях. - Умение самостоятельно ориентироваться в расписании занятий. - Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность. Положительная динамика в этом направлении. |
Формирование понимания значения праздника дома и в школе, желания участвовать в устройстве праздника, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными. | Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, положительная динамика в этом направлении |
III. Овладение навыками коммуникации
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях | - Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную). - Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор. - Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. - Умение получать информацию от собеседника и уточнять её. - Освоение культурных норм выражения своих чувств. |
Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении. | Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели. |
Дифференциация и осмысление картины мира
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Расширение и обогащение реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей. - Формирование адекватного представления об опасности и безопасности. | - Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. - Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. - Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др. |
- Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрастным возможностям ребёнка. - Формирование у ребёнка умения устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком. | - Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. - Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и школе, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день и т.п.). - Умение устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной жизни, соответствовать этому порядку (например, посещение магазина, парикмахерской и т.п. ограничено определёнными часами их работы, посещение театра, музея требует определённого вида одежды и др.) |
- Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению. - Формирование понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой. | - Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослыми исследовательскую деятельность. - Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности. - Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий. |
Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, рисунок, чтение как коммуникации и др.). | - Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. - Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. - Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. |
Дифференциация и осмысление своего социального окружения. Принятых ценностей и социальных ролей
Направления специальной (коррекционной) работы | Требования к результатам |
Формирование знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми. | Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.п. |
Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов. | - Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы. - Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение. |
Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения. | - Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт. - Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи. - Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. |
Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении. | Расширение круга освоенных социальных контактов. |
ФГОС устанавливает единые направления коррекционной работы и базовые требования к результатам обучения в сфере формирования жизненной компетенции ребёнка с ОВЗ
Данная программа предусматривает обучение детей с особыми образовательными потребностями (с умственной отсталостью). Форма получения образования обучающимися – очная. Преподавание предмета ведётся с учётом индивидуальных особенностей данной категории детей. Задания и упражнения для этих детей отличаются заниженным уровнем сложности. Они более простые, доступные пониманию. Во время выполнения контрольных и самостоятельных работ предусматриваются задания другого уровня сложности.
Адаптированная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов информатики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей. Компьютерная поддержка осуществляется электронными средствами учебного назначения сообразно планированию.
Использование компьютеров для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по адаптированным программам, только начинается, и компьютер все чаще применяется как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям средство обучения. Ребенку становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, что дает ему веру в свои силы. Основанием введения курса информатики и ИКТ для учащихся с ограниченными возможностями здоровья является принцип равноправного доступа к образованию.
Применение информационных технологий в работе с учащимся с ограниченными возможностями здоровья направлено на познавательную деятельность и формирование личностных качеств. Компьютер может помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. социально адаптироваться. А рациональное сочетание слова, наглядности и действия при работе за компьютером поможет усвоить программный материал. Поэтому коррекционная деятельность при работе с этими детьми преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие артикуляционной моторики, зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, наглядно-образного, словесно-логического мышления и т.п. Использование мультимедийных технологий обостряет и развивает имеющиеся возможности детей и дает положительный результат при введении ИКТ в различные части урока.
Содержание курса
Понятие об информации и ее источниках
Понятие информации и информационные процессы Виды информации в современном мире Практикум «Воспроизведение видеофайлов».
Источники информации. Персональный компьютер как средство получения, передачи, переработки и хранения текстовой, числовой, графической, звуковой, видеоинформации Практикум «Воспроизведение аудиофайлов».
Знакомство с персональным компьютером и его компонентами
Техника безопасности при работе с персональным компьютером. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства персонального компьютер. Назначение каждого из устройств. Практикум «Подключение внешних устройств (мышь, Flash-память, клавиатура, монитор)».
Дополнительные устройства персонального компьютера: манипулятор мышь, принтер, звуковые колонки. Их назначение Игра «Собери компьютер».
Рабочий стол Windows, манипулятор мышь, приемы работы с манипулятором мышь
Вид рабочего стола, знакомство с элементами рабочего стола Windows Практикум «Клавиатурный тренажер»
Основные приемы работы с манипулятором мышь: перемещение, выделение, выполнение действий с помощью нажатия левой и правой кнопки мыши. Практикум «Использование контекстного меню мыши».
Меню Пуск. Стандартные приложения Windows
Структура меню Пуск, перемещение по меню, запуск программы из меню Пуск (Калькулятор, блокнот), изучения приемов работы со стандартным приложением «Калькулятор», закрытие меню Практикум «Меню Пуск. Запуск Приложений. Приложения Калькулятор, Блокнот, Paint».
Знакомство с окнами Windows (на примере папки «Мой компьютер»), основные элементы окна: сворачивание, разворачивание, закрытие, изменение размера, прокрутка Практикум «Работа с окнами».
Файловая структура Windows
Файлы и папки . Практикум «Настройка вида папки»
Имена файлов и папок . Практикум «Организация папок»
Создание новых файлов и папок. Практикум «Сохранение на внешних носителях файлов и папок».
Копирование и удаление файлов и папок. Практикум «Создание, именование, сохранение, перенос и удаление папок и файлов».
Текстовый редактор «Блокнот»
Запуск программы Блокнот. Знакомство с элементами окна Блокнот: заголовок, панель инструментов (стандартная), рабочее поле, полоса прокрутки. Практикум «Запуск редактора Блокнот. Создание текста».
Операции с текстом: правила набора текста (прописная буква, знаки препинания, пробел между словами, удаление символа) Практикум «Работа с элементами окна редактора Блокнот»
Редактирование текста: выбор языка, перемещение по тексту, выделение слова, фрагментов текста, копирование, вставка Практикум «Операции с текстом».
Форматирование текста: размер и начертание шрифта. Перенос по словам. Практикум «Редактирование текста». Практикум «Форматирование текста». Сохранение документа, способы сохранения документа. Печать документа. Практикум «Сохранение текстового файла», «Печать текстового файла».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
требования техники безопасности при работе с персональных компьютером и правила поведения в компьютерном классе;
название и назначение основных устройств компьютера;
последовательность включения и выключения компьютера;
основные элементы окон Windows;
назначение групп клавиш клавиатуры, назначение клавиш Enter, Shift, Delete, Backspace;
порядок запуска стандартных приложений Калькулятор, Блокнот.
правила набора и редактирование текста;
способы сохранения документов.
Обучающиеся должны уметь:
включать и выключать компьютер;
выполнять действия с помощью манипулятора мышь;
выделять и перемещать объекты на рабочем столе;
создавать, сохранять, переименовывать, удалять файлы и папки;
настраивать вид папки;
сохранять файлы и папки на внешних носителях;
разворачивать, сворачивать, закрывать окна и изменять размер окон;
запускать программы из меню Пуск;
выполнять арифметические действия с помощью приложения Калькулятор;
набирать, редактировать текст в редакторе Блокнот.
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
| Техника безопасности при работе с персональным компьютером. Правила поведения в компьютерном классе. | 1 |
| Понятие информации и информационные процессы | 1 |
| Виды информации в современном мире. | 1 |
| Практическая работа «Воспроизведение видеофайлов». | 1 |
| Источники информации. | 1 |
| Персональный компьютер как средство получения, передачи, переработки и хранения информации. | 1 |
| Практическая работа «Воспроизведение аудиофайлов». | 1 |
| Основные устройства персонального компьютера. Назначение каждого из устройств | 1 |
| Дополнительные устройства персонального компьютера. | 1 |
| Практическая работа «Собери компьютер». | 1 |
| Вид рабочего стола, знакомство с элементами рабочего стола Windows. | 1 |
| Основные приемы работы с манипулятором мышь | 1 |
| Структура меню Пуск. Изучение приемов работы со стандартным приложениями | 1 |
| Знакомство с окнами Windows, основные элементы окна: сворачивание, разворачивание, закрытие, изменение размера, прокрутка. | 1 |
| Практическая работа «Работа с окнами». | 1 |
| Группы клавиш клавиатуры. Алфавитные и цифровые клавиши, их расположение. | 1 |
| Практическая работа «Клавиатурный тренажер | 1 |
| Клавиши управления курсором. Клавиши «Enter», «Shift», «Delete», «Backspace».Малая цифровая клавиатура. | 1 |
| Практическая работа «Клавиатурный тренажер» | 1 |
| Файлы и папки. Практическая работа «Настройка вида папки» | 1 |
| Работа с файлами и папками | 1 |
| Практическая работа «Сохранение на внешних носителях файлов и папок». | 1 |
| Копирование и удаление файлов и папок. | 1 |
| Практическая работа «Создание, именование, сохранение, перенос и удаление папок и файлов». | |
| Блокнот. Знакомство с элементами окна Блокнот | 1 |
| Практическая работа «Запуск редактора Блокнот. Создание текста». | 1 |
| Операции с текстом: правила набора текста (прописная буква, знаки препинания, пробел между словами, удаление символа). | 1 |
| Практическая работа «Работа с элементами окна редактора Блокнот» | 1 |
| Редактирование текста: выбор языка, перемещение по тексту, выделение слова, фрагментов текста, копирование, вставка. | 1 |
| Практическая работа «Операции с текстом». | 1 |
| Практическая работа «Операции с текстом». | 1 |
| Сохранение документа, способы сохранения документа. Печать документа. | 1 |
| Практикум «Сохранение текстового файла», «Печать текстового файла». | 1 |
| Итоговое занятие | 1 |