Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области
«Утверждаю»
директор МБОУ Советской СОШ
_____________ Т.Н. Емельяненко
приказ № 145 от 31.08.2017 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
«Человек»
на 2017-2018 учебный год
(вариант 2)
Уровень образования (класс) основное общее, 5 класс
Общее количество часов 34
количество часов в неделю 1
Социальный педагог Чижик Ольга Петровна
Квалификационная категория первая
Программа разработана на основе:
УМК: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина «Природоведение»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида; Москва, изд. «Просвещение», 2011г.
2017 год
Требования к уровню подготовки учащихся.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Человек» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2, разработана на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ,
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;
- приказа Минобразования России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2016 № 429 «Об утверждении примерных региональных учебных планов начального общего образования в рамках ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- приказа Минобразования России от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- письма Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы ст. Советской Советского района Ростовской области (приказ № 112 от 26.06.2017г.);
- учебного плана МБОУ Советской СОШ на 2017-2018 учебный год в рамках реализации БУП – 2004;
- годового календарного учебного графика МБОУ Советской СОШ на 2017-2018 учебный год;
- адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2);
- Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина «Природоведение»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида; Москва, изд. «Просвещение», 2011г.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Целью обучения является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи программы:
- формирование гигиенических навыков;
- коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой моторики рук;
- обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;
- формирование организационных умений и навыков;
- формирование навыков культурой еды;
- развитие умений ориентироваться в задании;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;
- продолжать развивать самостоятельность в выполнении навыков самообслуживания.
Занятия по предмету «Человек» проводятся 1 раз в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития данного ребенка.
В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, подвижную игру), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях.
Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними.
Для реализации программы по предмету «Человек» материально-техническое обеспечение включает: предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей. По возможности, используются технические средства: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.
В результате изучения предмета «Человек» обучающийся с УО 5 класса должен знать:
Представления о себе.
Идентификация себя со своим именем, своей половой принадлежности (как мальчика). Представление о частях тела. Представление о лице человека. Представление о строении человека. Представление о состоянии своего здоровья, важности соблюдения режима дня и правил личной гигиены. Называние своего возраста, даты рождения. Представление о возрастных изменениях человека. Называние своего имени и фамилии. Представление о занятиях в свободное время. Рассказ о себе.
Семья.
Представление о членах семьи, о родственных отношениях в семье. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.
По окончании 5 класса ребёнок (каждый в разной степени) может овладеть следующими умениями и навыками:
- иметь представление о себе, осознание общности и различий с другими;
- уметь поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;
- иметь представление о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Содержание учебного предмета «Человек»
№ п/п | Раздел предмета | Количество часов. | Формы контроля |
1 | Представления о себе. | 24 | Вводный - беседа, наблюдение. Текущий – беседа, карточки, прописи - раскраски. Коррекционный - наблюдение, консультация. |
2 | Семья. | 9 | Текущий – беседа, карточки, прописи - раскраски. Коррекционный - наблюдение, консультация. |
3 | Итоговый урок | 1 | Итоговая беседа за курс учебного года |
Итого | 34 | |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Человек»
1 четверть – 9 ч.
№ п/п | Раздел. Тема. | Количество часов | Дата проведения | Прогнозируемый результат. | Контроль |
план | факт |
Представления о себе. |
1. | Представление о строении человека. Игра импровизация «Что умеет твое тело» | 2ч. | 05.09. 12.09. | | Показывает части тела по образцу, с помощью учителя, по подражанию. Выполняет инструкции учителя. | Беседа, карточки |
2. | Представление о лице человека | 2ч. | 19.09. 26.09. | | Отличает глаза, уши, нос, показывает на кукле с помощью учителя | Изображения контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезание, наклеивание, составление фотоколлажа |
3. | Представление о состоянии своего здоровья. Внешний облик человека | 2ч. | 03.10. 10.10. | | Следит за своим внешним видом | Беседа, карточки |
II. Семья. |
1. | Представление о членах семьи. | 2ч. | 17.10. 24.10. | | Перечисление членов семьи с помощью учителя | Беседа |
2. | Родственные отношения в семье. | 1ч. | 31.10. | | Называние родственных отношений с помощью учителя | Беседа, карточки |
2 четверть - 7 ч.
№ п/п | Раздел. Тема. | Количество часов | Дата проведения | Прогнозируемый результат. | Контроль |
план | факт |
Представления о себе. |
1. | Режим дня. | 2ч. | 14.11. 21.11. | | Учатся соблюдать режим дня, слушаю учителя, рассматривают иллюстрации | Беседа, карточки, консультация |
2. | Правила личной гигиены. | 2ч. | 28.11. 05.12. | | Учится умываться, включать кран, вытираться полотенцем, рассматривание алгоритма чистки зубов с помощью учителя | Беседа |
3. | Прогулка и ее значение. Сон, его значение | 2ч. | 12.12. 19.12. | | Учатся правильно вести себя на улице. | Беседа, карточки |
II. Семья. |
1 | Представление о бытовой деятельности членов семьи. | 1ч. | 26.12. | | Перечислять деятельность членов семьи в быту с помощью учителя | Беседа, предметные и сюжетные картинки |
3 четверть – 10 ч.
№ п/п | Раздел. Тема. | Количество часов | Дата проведения | Прогнозируемый результат. | Контроль |
план | факт |
Представления о себе. |
1. | Представление о бытовой деятельности членов семьи. | 1ч. | 16.01. | | Перечислять деятельность членов семьи в быту с помощью учителя | Беседа, предметные и сюжетные картинки |
2. | Называние своего возраста, даты рождения. | 2ч. | 23.01. 30.01. | | Учатся называть свои пол, возраст, имя фамилию (по речевым возможностям), показывать возраст на пальцах с помощью учителя | Беседа |
3. | Представление о возрастных изменениях человека. | 2ч. | 06.02. 13.02. | | Показывает части тела по образцу, с помощью учителя, по подражанию с помощью учителя | Беседа |
4. | Безопасность в доме | 1ч. | 20.02. | | Учится правильно вести себя дома без взрослых | Беседа, карточки |
5. | Безопасность при общении с животными | 1 ч. | 27.02. | | Учится правильно обращаться с животными, рассматривают иллюстрации, выполнение подражательных действий | Беседа, карточки |
II. Семья. |
1. | Представление о досуговой деятельности членов семьи. | 1ч. | 06.03. | | Называет досуговую деятельность членов семьи с помощью учителя | Беседа, предметные и сюжетные картинки |
2. | Представление о профессиональной деятельности членов семьи. | 1ч. | 13.03. | | Называет профессии членов семьи с помощью учителя | Беседа, предметные и сюжетные картинки |
Представления о себе. |
1. | Режим дня. | 1 ч. | 20.03. | | Соблюдение режима дня, приобретение навыка умывания | Беседа, предметные и сюжетные картинки |
4 четверть – 8 ч.
№ п/п | Раздел. Тема. | Количество часов | Дата проведения | Прогнозируемый результат. | Контроль |
план | факт |
Представления о себе. |
1. | Безопасность на прогулке (дороге). | 1ч. | 03.04. | | Соблюдение режима дня, приобретение навыка умывания (включать кран, вытираться полотенцем и т.д.), алгоритм чистки зубов, утренняя зарядка с помощью учителя | Беседа, предметные и сюжетные картинки |
2. | Представление о занятиях в свободное время. | 2ч. | 10.04. 17.04. | | Перечисление занятий в свободное время с помощью учителя | Беседа, предметные и сюжетные картинки |
3. | Рассказ о себе. | 2ч. | 24.04. 08.05. | | Рассказ о себе с помощью учителя | Беседа |
II. Семья. |
1. | Рассказ о своей семье. | 2ч. | 15.05. 22.05. | | Рассказ о своей семье с помощью учителя | Беседа |
2. | Итоговый урок по изученному курсу | 1ч. | 29.05. | | Рассказ о себе и своей семье с помощью учителя | Итоговая беседа |
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО»
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР
Протокол №_______ от 29.08.2017г. 30.08.2017г. ___________Старун Е.С.
____________________________
(подпись, расшифровка подписи)