СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Человек» на 2017-2018 учебный год (вариант 2), 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Человек» на 2017-2018 учебный год (вариант 2), 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области





«Утверждаю»

директор МБОУ Советской СОШ

_____________ Т.Н. Емельяненко

приказ № 145 от 31.08.2017 г.






АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для детей с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

«Человек»

на 2017-2018 учебный год

(вариант 2)





Уровень образования (класс) основное общее, 5 класс

Общее количество часов 34

количество часов в неделю 1

Социальный педагог Чижик Ольга Петровна

Квалификационная категория первая


Программа разработана на основе:

УМК: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина «Природоведение»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида; Москва, изд. «Просвещение», 2011г.




2017 год

Требования к уровню подготовки учащихся.


Адаптированная рабочая программа по предмету «Человек» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2, разработана на основе:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ,

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;

- приказа Минобразования России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2016 № 429 «Об утверждении примерных региональных учебных планов начального общего образования в рамках ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- приказа Минобразования России от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

- письма Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

- положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы ст. Советской Советского района Ростовской области (приказ № 112 от 26.06.2017г.);

- учебного плана МБОУ Советской СОШ на 2017-2018 учебный год в рамках реализации БУП – 2004;

- годового календарного учебного графика МБОУ Советской СОШ на 2017-2018 учебный год;

- адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2);

- Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина «Природоведение»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида; Москва, изд. «Просвещение», 2011г.


Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Целью обучения является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Задачи программы:

- формирование гигиенических навыков;

- коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой моторики рук;

- обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;

- формирование организационных умений и навыков;

- формирование навыков культурой еды;

- развитие умений ориентироваться в задании;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;

- продолжать развивать самостоятельность в выполнении навыков самообслуживания.

Занятия по предмету «Человек» проводятся 1 раз в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития данного ребенка.

В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, подвижную игру), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений.


Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья».

Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях.

Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними.


Для реализации программы по предмету «Человек» материально-техническое обеспечение включает: предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей. По возможности, используются технические средства: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.

В результате изучения предмета «Человек» обучающийся с УО 5 класса должен знать:

Представления о себе.

Идентификация себя со своим именем, своей половой принадлежности (как мальчика). Представление о частях тела. Представление о лице человека. Представление о строении человека. Представление о состоянии своего здоровья, важности соблюдения режима дня и правил личной гигиены. Называние своего возраста, даты рождения. Представление о возрастных изменениях человека. Называние своего имени и фамилии. Представление о занятиях в свободное время. Рассказ о себе.

Семья.

Представление о членах семьи, о родственных отношениях в семье. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.


По окончании 5 класса ребёнок (каждый в разной степени) может овладеть следующими умениями и навыками:

- иметь представление о себе, осознание общности и различий с другими;

- уметь поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;

- иметь представление о своей семье, взаимоотношениях в семье.


Содержание учебного предмета «Человек»



№ п/п

Раздел предмета

Количество часов.

Формы контроля

1

Представления о себе.


24


Вводный - беседа, наблюдение.

Текущий – беседа, карточки, прописи - раскраски.

Коррекционный - наблюдение, консультация.

2

Семья.



9

Текущий – беседа, карточки, прописи - раскраски.

Коррекционный - наблюдение, консультация.

3

Итоговый урок

1

Итоговая беседа за курс учебного года

Итого

34






Календарно-тематическое планирование по предмету «Человек»

1 четверть – 9 ч.

№ п/п

Раздел. Тема.

Количество

часов

Дата проведения

Прогнозируемый результат.

Контроль

план

факт

  1. Представления о себе.

1.

Представление о строении человека.

Игра импровизация «Что умеет твое тело»

2ч.



05.09.

12.09.


Показывает части тела по образцу, с помощью учителя, по подражанию.

Выполняет инструкции учителя.

Беседа, карточки

2.

Представление о лице человека


2ч.



19.09.

26.09.


Отличает глаза, уши, нос, показывает на кукле с помощью учителя

Изображения контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезание, наклеивание, составление фотоколлажа

3.

Представление о состоянии своего здоровья.

Внешний облик человека

2ч.

03.10.

10.10.


Следит за своим внешним видом

Беседа, карточки

II. Семья.

1.

Представление о членах семьи.


2ч.



17.10.

24.10.


Перечисление членов семьи с помощью учителя

Беседа

2.

Родственные отношения в семье.

1ч.

31.10.


Называние родственных отношений с помощью учителя

Беседа, карточки







2 четверть - 7 ч.

№ п/п

Раздел. Тема.

Количество

часов

Дата проведения

Прогнозируемый результат.

Контроль

план

факт

  1. Представления о себе.

1.

Режим дня.

2ч.



14.11.

21.11.


Учатся соблюдать режим дня, слушаю учителя, рассматривают иллюстрации

Беседа, карточки, консультация

2.

Правила личной гигиены.


2ч.



28.11.

05.12.


Учится умываться, включать кран, вытираться полотенцем, рассматривание алгоритма чистки зубов с помощью учителя

Беседа

3.

Прогулка и ее значение. Сон, его значение

2ч.

12.12.

19.12.


Учатся правильно вести себя на улице.

Беседа, карточки

II. Семья.

1

Представление о бытовой деятельности членов семьи.


1ч.



26.12.



Перечислять деятельность членов семьи в быту с помощью учителя

Беседа, предметные и сюжетные картинки



3 четверть – 10 ч.

№ п/п

Раздел. Тема.

Количество

часов

Дата проведения

Прогнозируемый результат.

Контроль

план

факт

  1. Представления о себе.

1.

Представление о бытовой деятельности членов семьи.


1ч.



16.01.


Перечислять деятельность членов семьи в быту с помощью учителя

Беседа, предметные и сюжетные картинки

2.

Называние своего возраста, даты рождения.




2ч.



23.01.

30.01.


Учатся называть свои пол, возраст, имя фамилию (по речевым возможностям), показывать возраст на пальцах с помощью учителя

Беседа

3.

Представление о возрастных изменениях человека.

2ч.



06.02.

13.02.


Показывает части тела по образцу, с помощью учителя, по подражанию с помощью учителя

Беседа

4.


Безопасность в доме


1ч.



20.02.





Учится правильно вести себя дома без взрослых

Беседа, карточки

5.

Безопасность при общении с животными

1 ч.

27.02.


Учится правильно обращаться с животными, рассматривают иллюстрации, выполнение подражательных действий

Беседа, карточки

II. Семья.

1.

Представление о досуговой деятельности членов семьи.

1ч.



06.03.


Называет досуговую деятельность членов семьи с помощью учителя

Беседа, предметные и сюжетные картинки

2.

Представление о профессиональной деятельности членов семьи.

1ч.

13.03.


Называет профессии членов семьи с помощью учителя

Беседа, предметные и сюжетные картинки

  1. Представления о себе.

1.

Режим дня.

1 ч.

20.03.


Соблюдение режима дня, приобретение навыка умывания

Беседа, предметные и сюжетные картинки



4 четверть – 8 ч.

№ п/п

Раздел. Тема.

Количество

часов

Дата проведения

Прогнозируемый результат.

Контроль

план

факт

  1. Представления о себе.

1.

Безопасность на прогулке (дороге).

1ч.



03.04.


Соблюдение режима дня, приобретение навыка умывания (включать кран, вытираться полотенцем и т.д.), алгоритм чистки зубов, утренняя зарядка с помощью учителя

Беседа, предметные и сюжетные картинки

2.

Представление о занятиях в свободное время.

2ч.



10.04.

17.04.


Перечисление занятий в свободное время с помощью учителя

Беседа, предметные и сюжетные картинки

3.

Рассказ о себе.

2ч.

24.04.

08.05.


Рассказ о себе с помощью учителя

Беседа

II. Семья.

1.

Рассказ о своей семье.

2ч.



15.05.

22.05.


Рассказ о своей семье с помощью учителя

Беседа

2.

Итоговый урок по изученному курсу

1ч.

29.05.


Рассказ о себе и своей семье с помощью учителя

Итоговая беседа







«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО»

на заседании ШМО Заместитель директора по УВР

Протокол №_______ от 29.08.2017г. 30.08.2017г. ___________Старун Е.С.

____________________________

(подпись, расшифровка подписи)