ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обществознание, 8 класс
Адаптированная рабочая программа «Обществознание», для умственно-отсталых детей составлена на основе:
1. Программы специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» для 8 -9 классов под редакцией Воронковой В.В., Мозгового В.М., М., «Просвещение», 2010г, допущено Министерством образования и науки РФ.
2. Учебного плана МКОУ Баганской СОШ № 2
Рабочая программа 8 класса рассчитана на 36 часов (1 час в неделю).
Цель: создание условий для социальной адаптации учащихся путём повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребёнка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Задачи:
1. Развитие связной устной речи через пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса;
2.Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление причинно-следственных связей);
3.Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).
Отбор содержания произведён с учётом психологических, познавательных возможностей и социально- возрастных потребностей детей с нарушением интеллекта.
Обществознание как предмет даёт и закрепляет основы знаний в областях морально – этической и политико – правовой. Освоение и закрепление изучаемого материала проходит через беседы, ролевые игры, выполнение практических занятий, уроки-экскурсии. Одним из основных методов работы с учащимися при изучении данного материала является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково –познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьника.
Раздел «Государство, право, мораль» знакомит учащихся с морально-этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права, даёт представление о праве и государстве, знакомит с понятием «государство», признаками государства, основными принципами правового государства.
Государство и право связано с этическими проблемами: понятие «права», право и закон, правовая ответственность, правонарушения, виды правонарушений, что такое мораль, основные нормы морали, «золотое правило» нравственности, функции морали в жизни человека и общества, правовой культурой. Содержание данного материала поможет ученику освоиться с мыслью, что ему предстоит самостоятельная жизнь, что ему необходимо регулировать своё поведение и нести за свои поступки нравственную и правовую ответственность.
Раздел «Конституция Российской Федерации» знакомит учащихся с основами конституционного устройства РФ, даёт представление о Российском государстве как о целостной политико-правовой системе, готовит учащихся к теме «Права и обязанности гражданина РФ», являющейся основной для всего курса в 9 классе.
Обществознание как предмет связано с письмом (оформление деловых бумаг), математикой ( чтение статей), социально-бытовой ориентировкой.
Словарная работа на уроке позволяет учителю расширить словарный запас учащихся и научить употреблять новые слова в связной речи.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Введение (2 часа)
Кто такой гражданин?
Страна, в которой мы живём, зависит от нашей гражданской позиции.
Раздел II. Государство, право, мораль. (15 часов)
Что такое государство? Основные принципы правового государства: незыблемость прав и свобод личности; разделение властей.
Законодательная власть.
Исполнительная власть. Судебная власть.
Что такое право? Роль права в жизни человека, общества и государства. Право и закон. Правовая ответственность ( административная и уголовная). Правонарушение. Преступление как вид правонарушения, его признаки.
Презумпция невиновности. Отрасли права.
Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое правило» нравственности. Функции морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности.
Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни.
Нравственная основа права. Правовая культура. Естественные и неотчуждаемые права человека.
Раздел III. Конституция Российской Федерации. (15 часов)
Конституция РФ – Основной закон государства. Основы конституционного строя РФ. Законодательная власть РФ. Исполнительная власть РФ. Судебная власть РФ. Местное самоуправление. Правоохранительные органы РФ. Институт президенства. Избирательная система. Гражданство РФ.
Учащиеся должны знать:
1-й уровень
Что такое государство?
Что такое право?
Виды правовой ответственности,
Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власти РФ.
2-й уровень
При ответах учащиеся могут опираться на план к рассказу, использовать образцы слов и выражений, использовать образцы слов и выражений.
Учащиеся должны уметь:
1-й уровень
Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.
Оформлять стандартные бланки.
Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
2-й уровень
Оформлять деловые бумаги по образцу.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Боголюбов Л.Н. «Введение в обществознание» Учебное пособие для 8 -9 классов общеобразовательных учреждений, М., «Просвещение». 2009г.
2. Всеобщая декларация прав человека.
3. Всеобщая декларация прав ребёнка.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, 5-9 классов под редакцией Воронковой В.В., Мозгового В.М., М., Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2010г.
Календарно-тематическое планирование
Наименование раздела | Кол-во часов на раздел | Д/З | № урока | Тема урока | Цель урока | Форма урока | Дата |
Введение | 2 | | 1 | Кто такой гражданин? | Дать учащимся понятие: кто такой гражданин? | Объяснение нового материала | |
| 2 | Страна, в которой мы живем. | Объяснить, что страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции. | Объяснение нового материала | |
Государство, право, мораль. | 15 | | 3 | Что такое государство? | 1. Познакомить с понятием «государство» 2. Познакомить с причинами возникновения государства | Объяснение нового материала | |
| 4 | Основные принципы правового государства: верховенство права | 1. Познакомить с различными формами государственного устройства 2. Познакомить с основными принципами правового государства | Объяснение нового материала | |
| 5 | Незыблемость прав и свобод личности | Формировать представление о гражданской позиции. | Объяснение нового материала | |
| 6 | Разделение властей. Законодательная, исполнительная, судебная власть. | 1. Познакомить с тремя ветвями власти. 2. Объяснить смысл различий: «закон», «правовой закон» | Объяснение нового материала | |
| 7 | Что такое право? Роль права в жизни человека, общества и государства. | 1. Объяснить учащимся понятие «право» 2. Познакомить с основными назначениями права в обществе 3. Определить сходства и различия позитивного и естественного права | Объяснение нового материала | |
| 8 | Право и закон. | 1. Дать сравнительную характеристику права и закона 2. Показать смысл идеи «право выше власти» 3.Объяснить смысл различий: «закон» и «правовой закон» | Объяснение нового материала | |
| 9 | Правовая ответственность (административная и уголовная) | 1.Познакомить с признаками правонарушения. Виды правонарушений. 2. Раскрыть смысл понятия «правовая ответственность» 3. Познакомить с основными видами юридической ответственности | Объяснение нового материала | |
| 10 | Правонарушение. Преступление, как вид правонарушения; его признаки. | 1. Познакомить с признаками преступления. 2. Дать отличия между правонарушениями и преступлениями 3. Ответственность за преступления | Объяснение нового материала | |
| 11 | Презумпция невиновности. Отрасли права. | 1. Объяснить учащимся понятие «презумпция невиновности», «отрасли права» | Объяснение нового материала | |
| 12 | Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое правило» нравственности. | 1. Познакомить учащихся с морально этической проблематикой 2. Проследить взаимосвязь морали и права «Золотое правило» нравственности | Объяснение нового материала | |
| 13 | Функции морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность. | 1. Дать определение понятия «мораль» 2. Мораль как регулятор деятельности людей | Объяснение нового материала | |
| 14 | Общечеловеческие ценности. | 1. Дать понятие морали и проявления гуманизма в повседневных отношениях людей 2. Объяснение смысла слов «стыд» и «правда» 3. Объяснить понятие «ценность» 4. Значение понятий «добро» и «зло», «долг» и «совесть» | Объяснение нового материала | |
| 15 | Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни | 1.Дать определение гуманных отношений между людьми 2. Раскрыть роль практического поведения человека в развитии его нравственной культуры | Объяснение нового материала | |
| 16 | Нравственная основа права. Правовая культура. Естественные и неотчуждаемые права человека. | 1.Дать определение гуманных отношений между людьми 2. Раскрыть роль практического поведения человека в развитии его нравственной культуры | Объяснение нового материала | |
| 17 | Практическая работа № 1 «Заявление» | Научить писать различные формы заявлений | Урок-практикум | |
Конституция Российской Федерации | 15 | | 18 | Конституция РФ – Основной Закон государства. | 1. Познакомить со статьями Конституции РФ, обсуждать суть статей Основного Закона. 2. Определить, каким путем наше государство подошло к необходимости принятия Конституции 3. Объяснить, почему Конституция является Законом высшей юридической силы | Объяснение нового материала | |
| 19 | Конституция РФ – Основной Закон государства | 1. Познакомить со статьями Конституции РФ, обсуждать суть статей Основного Закона. 2. Определить, каким путем наше государство подошло к необходимости принятия Конституции 3. Объяснить, почему Конституция является Законом высшей юридической силы | Объяснение нового материала | |
| 20 | Основы конституционного строя Российской Федерации. | 1. Познакомить с формой правления, государственным устройством, политическим режимом в нашей стране. 2.Объяснить, в чем заключается высшая ценность нашего государства 3. Объяснить проявление идеологического, политического, партийного, религиозного плюрализма в нашей стране. 4. Определить разницу между статусом человека и статусом гражданина | Объяснение нового материала | |
| 21 | Законодательная власть Российской Федерации | Познакомить учащихся с первой ветвью власти – законодательной и принципами ее организации | Объяснение нового материала | |
| 22 | Исполнительная власть Российской Федерации | Познакомить учащихся со второй ветвью власти – исполнительной и принципами ее организации | Объяснение нового материала | |
| 23 | Исполнительная власть Российской Федерации | Познакомить учащихся со второй ветвью власти – исполнительной и принципами ее организации | Объяснение нового материала | |
| 24 | Судебная власть Российской Федерации | Познакомить учащихся с третьей ветвью власти – судебной и принципами ее организации | Объяснение нового материала | |
| 25 | Судебная власть Российской Федерации | Познакомить учащихся с третьей ветвью власти – судебной и принципами ее организации | Объяснение нового материала | |
| 26 | Местное самоуправление | Познакомить с органами местного самоуправления и с организацией деятельности органов местного самоуправления | Объяснение нового материала | |
| 27 | Правоохранительные органы Российской Федерации | 1. Дать понятие правоохранительных органов Российской Федерации и их деятельности 2. Правоохранительные органы родного района, их структура и деятельность | Объяснение нового материала | |
| 28 | Практическая работа № 2 «Исковое заявление» | Научить составлять исковое заявление | Урок-практикум | |
| 29 | Институт президентства | Дать понятие и познакомить с функционированием института президентства в Российской Федерации | Объяснение нового материала | |
| 30 | Избирательная система | Познакомить с избирательной системой в Российской Федерации и дать отличительные особенности от избирательных систем других крупных государств | Объяснение нового материала | |
| 31 | Гражданство Российской Федерации | 1. Дать понятие гражданства. 2. Познакомить с органами, устанавливающими и присваивающими гражданство и их деятельностью | Объяснение нового материала | |
| 32 | Практическая работа № 3 «Заполнение заявления на прописку» | Научить заполнять заявление на прописку | Урок-практикум | |
Итоговое повторение | 2 | | 33 | Контрольная работа по всем пройденным темам | Проверить знания учащихся по курсу обществознания 8 класса | Контрольная работа | |
| 34-36 | Итоговое занятие | Повторить темы по курсу обществознания 8 класса | Итоговый | |