Приложение к АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 г.Сальска
Утверждена приказом по МБОУ СОШ №7 от 29.08.2024 г. № 200 Директор МБОУ СОШ № 7 г. Сальска ___________________ С.Ю.Лысикова |
Рассмотрена на заседании ППк
протокол от 28.08.2024 г. №1
Председатель ППк
________________ И.А. Клещевая
Адаптированная рабочая программа
для обучающихся
с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
по развитию речи
индивидуально на дому
9 класс
Белашова Василия
на 2024 – 2025 учебный год
учитель 1 категории
Панова Светлана Анатольевна
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по развитию речи составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.07.2023 № 556 "О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного срока использования исключенных учебников".
Санитарные нормы и правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 28.09.2020 г. №28);
Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ СОШ №7 г. Сальска (утверждёна приказом директора от 29.08.2024 №200);
Программа воспитания МБОУ СОШ №7 г. Сальска (утверждёна приказом директора от 29.08.2024 №200);
Индивидуальный учебный план ОУ (утверждён приказом директора от 03.09.2024 №236)
Календарный учебный график ОУ (утверждён приказом директора от 28.05.2024 №132).
Адаптированная рабочая программа по предмету «Развитие речи» составлена на основе Федеральной адаптированной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель изучения предмета: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.
Основные задачи:
формирование правильного звукопроизношения;
коррекция и развития познавательной деятельности обучающегося (обще интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;
формирование грамматической стороны речи;
предупреждение и коррекция дисграфии;
развитие диалогической и монологической форм речи;
формирование коммуникативных навыков;
воспитание мотивации к учению, общению.
Основные направления коррекционной работы:
обогащение и активизация словаря;
развитие фонетико – фонематического слуха;
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
На обучение предмету «Развитие речи» отводится 34 часа в год (1 час в неделю). В соответствии с государственными праздниками, с Режимом школы, Учебным планом школы, календарным учебным графиком, со школьным расписанием, фактически будет проведено 32 часа.
Программа будет выполнена за счет уплотнения и блоковой подачи учебного материала.
Основные виды, формы организации обучения:
Основная форма организации обучения - урок.
Коррекционно-развивающая работа носит комплексный характер и предусматривать развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, связной речью, а также специальные мероприятия, направленные на коррекцию нарушений чтения и письма, препятствующих успешному усвоению общеобразовательной программы.
Виды упражнений, которые используются на уроках развития речи :
письменные упражнения из учебника, комментированное письмо, грамматический разбор, разбор слова по составу, «4-й лишний»,
устный ответ, самостоятельная работа с карточкой, различные виды диктантов (графический, программированный, зрительный, словарный).
Развитие речи обучающихся осуществляется через систематическую словарную работу (ознакомление с новыми словами, составление с ними словосочетаний и предложений, подбор однокоренных слов и т.п.), через проведение работы с деформированным текстом, по подбору подписей к серии картинок.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
К личностным результатам освоения АООП относятся:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Коммуникативные учебные действия:
умение вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
умение принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
Основной показатель качества освоения программы - положительная динамика в развитии навыков устной и письменной речи.
Обучающийся должен знать:
гласные и согласные звуки, их признаки;
гласные ударные и безударные;
согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;
предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
изученные части речи и их признаки.
Обучающийся научится:
различать гласные и согласные звуки и буквы; ударные и безударные гласные звуки; оппозиционные согласные по звонкости-глухости, твердости-мягкости; давать характеристику гласным и согласным звукам с опорой на образец и опорную схему;
делить слова на слоги для переноса;
обозначать мягкость и твердость согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
дифференцировать и подбирать слова различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
составлять и распространять предложения, восстанавливать в них нарушенный порядок слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; установливать связи между словами с помощью учителя, ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
делить текст на предложения; выделять из текста предложения на заданную тему;
участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
выделять темы текста (о чѐм идет речь), выбирать один заголовок из нескольких, подходящих по смыслу;
самостоятельно записывать 3-4 предложения из составленного текста после его анализа.
писать изложение и сочинение творческого характера;
оформлять деловые бумаги;
пользоваться словарем.
Содержание учебного предмета, курса
Речь. Предложение. Слово.
Выделение признаков связного текста. Тема текста. Основная мысль текста. Опорные слова.
Восстановление деформированного текста по серии картинок.
Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста.
Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов.
Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста
Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. Схема построения описания.
Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема построения рассуждения
Составление плана текста с обозначенными частями.
Деление текста на части. Работа над планом.
Редактирование текста
Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы)
Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы.
Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам.
Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы.
Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление плана пересказа.
Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий с использованием серии сюжетных картинок, опорных слов-действий.
Выборочный пересказ. Составление плана пересказа.
Краткий пересказ. Составление плана пересказа.
Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.
Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа.
Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа.
Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по картинкам.
Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам, по опорным словам и картинкам.
Составление рассказа по серии картинок, используя план- вопросы.
Составление сравнительного рассказа описательного характера по предложенным предметам (картинкам) с использованием графических (знаковых) схем, вопросов.
Календарно - тематическое планирование
№п/п | Дата проведения | Название темы урока. | Кол-во часов | Реализация воспитательного потенциала урока (модуль «Школьного урока») |
| 03.09 | Речь. Предложение. Слово. | | Гражданское воспитание (1.1, 1.4) Патриотическое воспитание (2.1, 2.2) Духовно-нравственное воспитание (3.1, 3.2) Эстетическое воспитание (4.1, 4.4) Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия (5.1) Трудовое воспитание (6.3) Экологическое воспитание (7.1) Ценности научного познания (8.1) |
| 10.09 | Выделение признаков связного текста. Тема текста. | |
| 17.09 | Текст. Основная мысль текста. | |
| 24.09 | Текст. Опорные слова. | |
| 01.10 | Восстановление деформированного текста по серии картинок. | |
| 08.10 | Составление текста из отдельных предложений. Тема и главная мысль текста. | |
| 15.10 | Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов. | |
| 22.10 | Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. | | Гражданское воспитание (1.1, 1.4, 1.5, 1.6) Патриотическое воспитание (2.3, 2.4, 2.5) Духовно-нравственное воспитание (3.1, 3.2, 3.4, 3.5) Эстетическое воспитание (4.1, 4.2, 4.3) Трудовое воспитание (6.1, 6.2, 6.4) Экологическое воспитание (7.1, 7.2) Ценности научного познания (8.1, 8.2) |
| 12.11 | Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. | |
| 19.11 | Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. | |
| 26.11 | Составление плана текста с обозначенными частями. | |
| 03.12 | Деление текста на части. Работа над планом. | | Гражданское воспитание (1.1, 1.4) Патриотическое воспитание (2.1, 2.2) Духовно-нравственное воспитание (3.1, 3.2) Эстетическое воспитание (4.1, 4.4) Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия (5.1) Трудовое воспитание (6.3) Экологическое воспитание (7.1) Ценности научного познания (8.1) |
| 10.12 | Редактирование текста | |
| 17.12 | Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. | |
| 24.12 | Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы. | |
| 14.01 | Последовательный пересказ текстов от первого лица по графическим схемам. | |
| 21.01 | Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы. | |
| 28.01 | Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера с использованием сюжетной картинки. | |
| 04.02 | Последовательный пересказ с опорой на серию картинок, опорных слов-действий. | |
| 11.02 | Выборочный пересказ. Составление плана пересказа. | |
| 18.02 | Краткий пересказ. Составление плана пересказа. | | Гражданское воспитание (1.1, 1.4) Патриотическое воспитание (2.1, 2.2) Духовно-нравственное воспитание (3.1, 3.2) Эстетическое воспитание (4.1, 4.4) Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия (5.1) Трудовое воспитание (6.3) Экологическое воспитание (7.1) Ценности научного познания (8.1) |
| 25.02 | Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа. | |
| 04.03 | Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа. | |
| 11.03 | Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа. | |
| 18.03 | Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по картинкам. | |
| 08.04 | Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам. | |
| 15.04 | Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам и картинке. | |
| 22.04 | Работа по картине В. Поленова «Московский дворик». | |
| 29.04 | Художественное описание. Пейзажная зарисовка. | |
| 06.05 | Учимся распознавать речевые ошибки. | |
| 13.05 | Составление рассказа. Работа с деформированным текстом. | |
| 20.05 | Составление рассказа по материалам текущих наблюдений с элементами описания, используя план-вопросы, опорные слова. | |