СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа для слабовидящих обучающихся по геометрии

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа для слабовидящих обучающихся по геометрии 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для слабовидящих обучающихся по геометрии»









М униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина»

Ростовской области





«Утверждаю»

Директор МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина»


Приказ от «30» августа 2021 г. № 188


______________ /Демина Л. И./






АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВАРИАНТ 4.1.)

по геометрии

Уровень общего образования , класс

Основное общее образование, 8Б класс,


МИНЕЕВ ДЕНИС АРТЁМОВИЧ


Количество часов 70


Учитель Косова Татьяна Анатольевна




Программа разработана на основе примерной программы общеобразовательных учреждений по математике 5-11 классы (авторы А. Г. Мерзляк, М. С. Якир, В. Б. Полонский. Математика. 5-11 классы. Программы. – М.: «Вентана-Граф», 2019 г.-152 стр.)




2021 - 2022 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВАРИАНТ 4.1)

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП) основного общего образования (далее - ООО) для слабовидящих обучающихся МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина» определяет содержание и организацию образовательной деятельности обучающихся данной категории с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений и разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015), - СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26,

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее - ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015), - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598,

- Уставом МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина» и с учетом основной образовательной программы основного общего образования.



Целью реализации АООП ООО для слабовидящих обучающихся является создание условий выполнения требований Стандарта через обеспечение получения качественного основного общего образования слабовидящими обучающимися в одинаковые с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, сроки, которые полностью соответствуют достижениям, требованиям к результатам освоения, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее – ФГОС ООО), с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной группы.

Достижение поставленной цели требует за счет учета особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся решения следующих основных задач:

  • формирования общей культуры, духовно­нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья;

  • обеспечения планируемых результатов по освоению целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, особыми образовательными потребностями;

  • развития личности слабовидящего обучающегося в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей сенсорно-перцептивного, коммуникативного, двигательного, личностного развития, обусловленных негативным влиянием патогенного фактора, ее успешной социальной адаптации и интеграции;

  • достижения планируемых результатов освоения АООП ООО слабовидящими обучающимися;

  • осуществления коррекционной работы, обеспечивающей минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности слабовидящих обучающихся на освоение ими АООП ООО, сохранение и поддержание физического и психического здоровья слабовидящего обучающегося, профилактику (при необходимости) и коррекцию вторичных нарушений, оптимизацию социальной адаптации и интеграции;

  • выявления и развития способностей слабовидящих обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему секций и кружков, организацию общественно полезной деятельности;

  • организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно­технического творчества и проектно­исследовательской деятельности

- участия слабовидящих обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения слабовидящими обучающимися социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;

  • предоставления слабовидящим обучающимся возможности накопления опыта самостоятельной и активной деятельности в процессе реализации освоенных умений и навыков по предмету в урочной и внеурочной деятельности;

  • включения слабовидящих обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды .

Задачи, реализуемые на уровне ООО:

  • Создание условий для адаптации обучающихся в процессе обучения;

  • Создание условий для успешной самореализации обучающихся в различных видах познавательно-образовательной деятельности;

  • Формирование и развитие познавательных интересов обучающихся, навыков самообразования, повышение мотивации обучения;

  • Создание условий для достижения обучающимися уровня функциональной грамотности, обеспечивающего готовность человека к решению стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

  • Развитие индивидуальных способностей и склонностей обучающихся по основным учебным предметам;

  • Освоение активных форм получения и использования информации;

Диагностика развития индивидуально-личностных особенностей с целью создания условий для выбора дальнейшего образовательного маршрута.


В основу разработки АООП ООО для слабовидящих обучающихся заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению АООП ООО для слабовидящих обучающихся предполагает учет неоднородности их особых образовательных потребностей (в том числе индивидуальных), типологических особенностей обучения.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности образования с учетом специфики развития личности слабовидящих обучающихся.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности слабовидящих обучающихся данного школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (учебно-познавательной, предметно-практической коммуникативной, двигательной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является организация учебно-познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающая овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки АООП ООО для слабовидящих обучающихся реализация деятельностного подхода обеспечивает:

  • придание результатам образования социально и личностно

значимого характера;

  • прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

  • существенное повышение мотивации и интереса к учению,

приобретению нового опыта деятельности и поведения;

  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД.


Реализация АООП ООО для слабовидящих обучающихся предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать индивидуальные возможности на основе особенностей психофизического развития, что поможет обеспечить социальную адаптацию и коррекцию нарушения развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).



Общая характеристика АООП ООО для слабовидящих обучающихся.

АООП ООО для слабовидящих обучающихся (Вариант 4.1) предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения.


В основу формирования АООП ООО для слабовидящих обучающихся положены следующие принципы:

  • Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

Учет типологических, психофизиологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

  • Коррекционная направленность образовательной деятельности;

  • Развивающая направленность образовательной деятельности, развитие личности и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей обучающегося;

- Принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей, обучающихся;

  • Принцип преемственности;

  • Принцип целостности содержания образования (в основе содержания образования не понятие предмета, а понятие предметной области);

  • Принцип амплификации- обогащения и переноса усвоенных знаний, умений, и навыков, и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

  • Принцип сотрудничества с семьей.

Обязательным для данной категории обучающихся является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося.

Основными направлениями в специальной поддержке являются:

  • удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения;

  • коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;

  • развитие зрительного восприятия;

  • обучение использованию всех анализаторов и компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

  • формирование основных навыков ориентировки в микро-пространстве;

  • овладение основными навыками ориентировки в макро-пространстве;

  • формирование адекватных (в соответствии с возрастом) предметных

(конкретных и обобщенных), пространственных представлений;

  • развитие познавательного интереса, познавательной активности;

  • формирование представлений (соответствующие возрасту) о современных оптических, тифлотехнических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и активное их использование;

  • использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности, доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся;

  • соблюдение регламента зрительных нагрузок (с учетом рекомендаций офтальмолога);

соблюдение светового режима (необходимость дополнительного источника света, уменьшение светового потока и другое);

  • рациональное чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала;

  • использование приемов, направленных на снятие зрительного напряжения;

  • использование специальных учебников и учебных принадлежностей, отвечающих особым образовательным потребностям слабовидящих;

  • использование индивидуальной, адаптированной с учетом зрительных возможностей слабовидящих обучающихся, текстовой и изобразительной наглядности, индивидуальных пособий, оптических, тифлотехнических и технических средств, облегчающих, учебно-познавательную деятельность слабовидящих обучающихся;

  • необходимость при выполнении слабовидящими обучающимися итоговых работ адаптации (в соответствии с их особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и увеличения времени на их выполнение: время может быть увеличено в 1,5 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

Психолого-педагогическая поддержка предполагает:

  • помощь в формировании и развитии адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями;

  • работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки;

  • создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью профилактики негативного отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в целом;

  • развитие стремления к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых ситуациях), к проявлению социальной активности;

  • развитие адекватного использования речевых и неречевых средств общения.


Обучающимся данной группы характерно:

  • снижение общей и зрительной работоспособности; замедленное формирование предметно-практических действий;

  • замедленное овладение письмом и чтением, что обусловливается нарушением взаимодействия зрительной и глазодвигательной систем, снижением координации движений, их точности, замедленным темпом формирования зрительного образа буквы, трудностями зрительного контроля;

  • затруднение выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект;

  • возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией, зрительно-пространственным анализом и синтезом и др.

При слабовидении наблюдается своеобразие становления и протекания познавательных процессов, что проявляется в:

  • снижении скорости и точности зрительного восприятия, замедленности становления зрительного образа, сокращении и ослаблении ряда свойств зрительного восприятия (объем, целостность, константность, обобщенность, избирательность и др.);

  • снижении полноты, целостности образов, широты круга

отображаемых предметов и явлений;

  • трудностях реализации мыслительных операций, в развитии основных свойств внимания.

Слабовидящим характерны затруднения:

  • в овладении пространственными представлениями, в процессе микро- и макроориентировки, в словесном обозначении пространственных отношений;

  • в формировании представлений о форме, величине, пространственном местоположении предметов;

  • в возможности дистантного восприятия и развития обзорных возможностей;

  • в темпе зрительного анализа.

Необходимо учитывать, что слабовидящим характерно своеобразие речевого развития, проявляющееся в некотором снижении динамики и накопления языковых средств, выразительных движений, слабой связи речи с предметным содержанием.

Кроме того, слабовидящим характерны трудности, связанные с качеством выполняемых действий, автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля над выполняемыми действиями, что особенно ярко проявляется в овладении учебными умениями и навыками.



У слабовидящих отмечается снижение уровня развития мотивационный сферы, регуляторных (самоконтроль, самооценка, воля) и рефлексивных образований (начало становления «Я-концепции», развитие самоотношения). У них могут формироваться следующие негативные качества личности: недостаточная самостоятельность, безынициативность, иждивенчество.

У части обучающихся данной группы слабовидение сочетается с другими поражениями (заболеваниями) детского организма, что снижает их общую выносливость, психоэмоциональное состояние, двигательную активность, обуславливая особенности их психофизического развития.

Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся.

В структуру особых образовательных потребностей слабовидящих входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для слабовидящих. К общим потребностям относятся:

  • получение специальной помощи средствами образования;

  • психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и соучениками;

  • психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

  • необходимо использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;

  • индивидуализации обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;

  • следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

  • необходимо максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом.

К особым образовательным потребностям, характерным для слабовидящих обучающихся, относятся:

  • целенаправленное обогащение чувственного опыта через активизацию, развитие, обогащение зрительного восприятия и всех анализаторов;

  • руководство зрительным восприятием;

  • расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;

  • развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений, имеющихся у данной группы обучающихся;

  • систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;

  • обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся;

  • строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительных и физических нагрузок;

  • использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;

  • учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся;

  • увеличение времени на выполнение практических работ;

  • введение в образовательную среду коррекционно-развивающего тифлопедагогического сопровождения;

  • постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии слабовидящего;

  • активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций;

  • целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;

  • создание условий для развития у слабовидящих обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;

  • повышение коммуникативной активности и компетентности;

  • физическое развития слабовидящих с учетом его своеобразия и противопоказаний при определенных заболеваниях, повышение двигательной активности;

  • поддержание и наращивание зрительной работоспособности слабовидящего обучающегося в образовательном процессе;

  • поддержание психофизического тонуса слабовидящих;

  • совершенствование и развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований.


Данная адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа по «Геометрии» для 8 класса разработана на основе примерной программы общеобразовательных учреждений авторов А. Г. Мерзляк, М. С. Якир, В. Б. Полонский. Для реализации программы использован учебник: Геометрия: 8 класс одноименных авторов, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2019 г.

Рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект Геометрия. 8 класс. – М. «Вентана – Граф», 2020 г. (авторы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир).


Цели и задачи

Программа составлена исходя из следующих целей изучения геометрии в рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта (основного) общего образования в основной школе:

-формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и формирование ключевой компетенции —умения учиться;

-развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения геометрии формируется логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию;

-обучение геометрии даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения;

-в процессе изучения геометрии школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь;

-знакомство с историей развития геометрии как науки формирует у учащихся представление о геометрии как части общечеловеческой культуры.

-Практическая значимость школьного курса геометрии 7-9 классов состоит в том, что предметом её изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 70 часов и соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.





2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

СЛАБОВИДЯЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Требования к результатам освоения слабовидящими обучающимися АООП ООО (личностным, метапредметным, предметным) полностью соответствуют требованиям к результатам, представленным в ФГОС ООО. Программа формирования универсальных учебных действий (УУД), имея междисциплинарный характер, служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.

Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта слабовидящих обучающихся, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала начального общего образования слабовидящих с учетом их особых образовательных потребностей за счет развития универсальных учебных действий, лежащих в основе умения учиться. Это достигается путём освоения слабовидящими обучающимися знаний, умений и навыков по отдельным учебным предметам, курсам коррекционно-развивающей области. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с практическими действиями самих обучающихся. Качество усвоения знаний, умений и навыков слабовидящим определяется освоением им универсальных учебных действий.

Программа формирования УУД у слабовидящих обучающихся:

  • устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования данной группы обучающихся;

  • определяет состав и характеристики универсальных учебных действий, доступных для освоения слабовидящими обучающимися в младшем

школьном возрасте;

  • выявляет связь УУД с содержанием учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.

Формирование универсальных учебных действий выступает основой реализации ценностных ориентиров начального общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся.

Ценностными ориентирами основного общего образования выступают:

  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

проявления доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; адекватного использования компенсаторных способов для решения различных коммуникативных задач; опоры на опыт взаимодействий в системе координат "слабовидящий-

нормально видящий", "слабовидящий-слабовидящий";

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи, образовательной организации, коллектива и стремления следовать им; ориентации на оценку собственных поступков, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; личностного самоопределения в учебной, социально-бытовой деятельности; восприятия «образа Я» как субъекта учебной деятельности; внутренней позиции к самостоятельности и активности; развития эстетических чувств;

  • развитие умения учиться на основе: развития широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); развития чувственной основы познания, формирования компенсаторных способов учебной деятельности;

  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности на основе:

  • формирования самоуважения и эмоционально­положительного отношения к себе и к окружающим, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

  • развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

  • формирования целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;

  • формирования умения противостоять действиям и ситуациям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Формирование у обучающихся универсальных учебных действий, представляющих обобщённые действия, открывает слабовидящим возможность широкой ориентации в учебных предметах, в строении самой учебной деятельности, способствует освоению компонентов учебной деятельности, развитию познавательных и учебных мотивов, что оптимизирует протекание процесса учения.

Функциями универсальных учебных действий выступают:

  • обеспечение слабовидящему обучающемуся возможности самостоятельно осуществлять процесс учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создание условий для личностного развития обучающихся, для успешного и эффективного усвоения знаний, умений, навыков и способов деятельности в процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционноразвивающей области;

  • оптимизация протекания процессов социальной адаптации и интеграции посредством формирования универсальных учебных действий; - обеспечение преемственности образовательного процесса.

Программа формирования универсальных учебных действий направлена на формирование у слабовидящих обучающихся личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий.

Формирование учебных универсальных действий.

В результате изучения всех без исключения предметов и курсов коррекционно-развивающей области АООП ООО для слабовидящих обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия включают:

  • внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно ­ познавательные и внешние мотивы;

  • учебно ­ познавательный интерес к учебному материалу;

  • развитие потребности в сенсорно-перцептивной деятельности, способность к использованию адекватных учебным задачам способов чувственного познания;

  • ориентацию на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, на понимание оценок учителей, сверстников, родителей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • знание основных моральных норм и ориентацию на их выполнение;

  • установку на здоровый образ жизни (в том числе охрану анализаторов и нарушенного зрения) и её реализацию в реальном поведении и поступках;

  • потребность в двигательной активности, мобильность;

  • ориентацию на самостоятельность, активность, социально-бытовую независимость в доступных видах деятельности;

  • принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • развитие чувство прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; - овладение доступными видами искусства.

Регулятивные универсальные учебные действия представлены следующими умениями:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры - действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной

задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • адекватно использовать все анализаторы для формирования компенсаторных способов деятельности; различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать запись результатов решения задачи;

  • использовать регулирующую и контролирующую функцию зрения в бытовой и учебной деятельности;

  • осуществлять алгоритмизацию действий как основу компенсации. Познавательные универсальные учебные действия представлены следующими умениями:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково ­ символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять аналитико-синтетическую деятельность (сравнение, сериацию и классификацию), выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приёмов решения задач;

  • предупреждать вербализм знаний и умений; устанавливать связь чувственного и логического;

  • адекватно использовать информационно-познавательную и

ориентировочно-поисковую роль зрения;

  • владеть компенсаторными способами познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия представлены следующими умениями:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  • научится адекватно использовать компенсаторные способы, зрительное восприятие для решения различных коммуникативных задач;

  • использовать невербальные средства общения для взаимодействия с партнером.

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно­личностного, познавательного развития слабовидящих обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области, в условиях внеурочной и внешкольной деятельности.

В требования к планируемым результатам освоения АООП ООО включаются требования к результатам освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы.

Результатами освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы выступают:

  • овладение эффективными компенсаторными способами учебно-

познавательной и предметно-практической деятельности;

  • овладение умением осуществлять учебно-познавательную деятельность с учетом имеющихся противопоказаний и ограничений;

  • повышение возможностей в пространственной и социально-бытовой ориентировке: совершенствование навыков ориентировки в микропространстве и формирование умений в ориентировке в макропространстве;

  • умение использовать в ориентировочной деятельности все анализаторы, средства оптической коррекции и тифлотехнические средства;

  • умение использовать освоенные ориентировочные умения и навыки в новых (нестандартных) ситуациях;

  • умение адекватно оценивать свои зрительные возможности и учитывать их в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни;

  • умение обращаться за помощью при внезапно возникших затруднениях;

  • развитие элементарных навыков самообслуживания;

  • развитие межличностной системы координат «слабовидящий -нормально видящий»: развитие навыков сотрудничества с нормально видящими взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения;

  • повышение стремления к расширению контактов со сверстниками;

  • развитие умения использовать в процессе межличностной коммуникации все анализаторы; развитие умения четко излагать свои мысли;

  • развитие сопереживания, эмоциональной отзывчивости;

  • развитие самоконтроля и саморегуляции в процессе общения;

  • повышение дифференциации и осмысления картины мира, в том числе: обогащение чувственного опыта познания и деятельности;

  • расширение предметных (конкретных и обобщенных), пространственных, социальных представлений;

  • расширение круга предметно-практических умений и навыков;

  • готовность к построению целостной и дифференцированной картины происходящего;

  • формирование умений пользоваться оптическими, тифлотехническими и техническими средствами в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • повышение познавательной и социальной активности;

  • повышение самостоятельности в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • повышение способности к дифференцировке и осмыслению социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: развитие интереса к представителям ближайшего окружения;

  • расширение представлений о различных представителях широкого социума; развитие внимания к состоянию, настроению, самочувствию окружающих; развитие дифференциации собственных эмоциональных реакций и понимание эмоциональных проявлений окружающих;

  • расширение представлений о принятых в обществе правилах, нормах, ценностях; обогащение и расширение социального опыта.

Результаты освоения слабовидящим обучающимся программы коррекционной работы проявляются в следующих достижениях:

  • использует все анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

  • сформировал основные навыки ориентировки в микропространстве; овладел основными навыками ориентировки в макропространстве;

  • имеет адекватные (в соответствии с возрастом) предметные

(конкретные и обобщенные), пространственные, социальные представления;

  • проявляет познавательный интерес, познавательную активность;

  • имеет представления (соответствующие возрасту) о современных оптических, тифлотехнических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и активно их использует;

  • проявляет стремление к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых ситуациях);

  • умеет адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; - способен к проявлению социальной активности;

  • способен к соучастию, сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;

  • способен проявлять настойчивость в достижении цели;

  • способен к самоконтролю и саморегуляции (в соответствии с

возрастом);

  • знает и учитывает в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни имеющиеся противопоказания и ограничения.

А.

Личностные результаты

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных ученых в развитие мировой науки;

  2. ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  3. осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

  4. умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

  5. критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные результаты

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  3. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

  4. умение устанавливать причинно-следственные связи, проводить доказательное рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

  5. умение иллюстрировать изученные свойства и понятия фигур, опровергать неверные утверждения;

  6. компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  7. первоначальные представления о идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

  8. умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  9. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решения в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;

  10. умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  11. умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;

  12. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.


Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

•пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

•распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

•изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;

•распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

•в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

•вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

•решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;

•проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

•решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•описания реальных ситуаций на языке геометрии;

•расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

•решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

•решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

•построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Наглядная геометрия

В результате изучения геометрии обучающийся научится:

1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружаю­щем мире плоские и пространственные геометрические фи­гуры;

2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепи­педа;

3) определять по линейным размерам развёртки фигуры ли­нейные размеры самой фигуры и наоборот;

4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Обучающийся получит возможность:

5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепи­педов;

6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

7) применять понятие развёртки для выполнения практи­ческих расчётов.

Геометрические фигуры

Обучающийся научится:

1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках гео­метрические фигуры и их конфигурации;

3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, пово­рот, параллельный перенос);

4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии

и выполнять элементарные операции над функциями углов;

5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

6) решать несложные задачи на построение, применяя основ­ные алгоритмы построения с помощью циркуля и ли­нейки;

7) решать простейшие планиметрические задачи в простран­стве.

Обучающийся получит возможность:

8) овладеть методами решения задач на вычисления и до­казательства: методом от противного, методом подо­бия, методом перебора вариантов и методом геометри­ческих мест точек;

9) приобрести опыт применения алгебраического и триго­нометрического аппарата и идей движения при реше­нии геометрических задач;

10) овладеть традиционной схемой решения задач на по­строение с помощью циркуля и линейки: анализ, постро­ение, доказательство и исследование;

11) научиться решать задачи на построение методом гео­метрического места точек и методом подобия;

12) приобрести опыт исследования свойств планиметриче­ских фигур с помощью компьютерных программ.

Измерение геометрических величин

Обучающийся научится:

1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, дли­ны окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, ис­пользуя формулы длины окружности и длины дуги окруж­ности, формулы площадей фигур;

3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, па­раллелограммов, трапеций, кругов и секторов;

4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул пло­щадей фигур;

6) решать практические задачи, связанные с нахождением гео­метрических величин (используя при необходимости спра­вочники и технические средства).

Обучающийся получит возможность:

7) вычислять площади фигур, составленных из двух или бо­лее прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

8) вычислять площади многоугольников, используя отноше­ния равновеликости и равносоставленности;

9) приобрести опыт применения алгебраического и триго­нометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников



3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО являются оценка образовательных достижений обучающихся.

Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития образования. Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения АООП ООО призвана решать следующие задачи:

  • закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

  • ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание слабовидящих обучающихся, на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и программы коррекционной работы, формирование универсальных учебных действий;

  • обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП ООО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;

  • предусматривать оценку достижений слабовидящих обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших АООП ООО) ;

  • позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений слабовидящих обучающихся.

Результаты достижений обучающихся в овладении АООП ООО являются значимыми для оценки качества образования.

Оценка результатов освоения слабовидящими обучающимися АООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Общая характеристика планируемых результатов освоения АООП ООО для слабовидящих обучающихся соответствует ООП ООО МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина»

Учебная программа по «Геометрии» для 8 класса, в которой устанавливаются планируемые результаты на уровне основного общего образования для слабовидящих обучающихся по АООП ООО, соответствуют ООП ООО МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина».

Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы выступает наличие положительной динамики развития обучающихся в интегративных показателях. К таким интегративным показателям в соответствии со ФГОС ООО относятся:

  • сформированность умения использовать все анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

  • сформированность навыков ориентировки в микропространстве и умений ориентироваться в макропространстве;

  • сформированность адекватных (в соответствии с возрастом) предметных (конкретных и обобщенных), пространственных представлений о предметах, объектах и явлениях окружающей жизни;

  • проявление познавательного интереса, познавательной активности;

  • наличие представлений (соответствующих возрасту) о современных тифлотехнических, оптических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и готовности их активного использования;

  • проявление стремления к самостоятельности и независимости от окружающих (в бытовых вопросах);

  • сформированность умений адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;

  • способность к проявлению социальной активности;

  • способность осуществления самоконтроля и саморегуляции;

  • готовность учета имеющихся противопоказаний и ограничений в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни.

В целях оценки результатов освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику.

4. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АООП ООО

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Содержание

Планируемые результаты изучения раздела (темы)

1

Четырехугольники

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехуголь­ник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Пря­моугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии как свойства геометрических фигур, в част­ности четырехугольников.

Цель: изучить наиболее важные виды четы­рехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квад­рат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осе­вой или центральной симметрией.

Учащийся научится

  • Изображать и обозначать, распознавать на чертежах. Объяснять, какие стороны (вершины) четырехугольника называются соседними и противоположными.

  • Формулировать определение параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеций, прямоугольника, ромба, квадрата.

  • Изображать и распознавать эти четырехугольники.

  • Формулировать и доказывать утверждения об их свойствах и признаках.

  • Решать задачи на вычисление, доказательства и построение, связанные с этими видами четырехугольников.

  • Объяснять, какие две точки являются симметричными относительно прямой (точки) и что такое ось (центр) симметрии фигуры.

  • Приводить примеры фигур, обладающих осевой (центральной) симметрией, а также примеры осевой и центральной симметрий в окружающей нас обстановке.

Учащийся получит возможность научиться

  • решать задачи, применяя свойства и признаки параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата.


Подобные треугольники

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треуголь­ника.

Цель: ввести понятие подобных треугольни­ков; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения.

Учащийся научится:

  • Объяснять понятие пропорциональности отрезков.

  • Формулировать определение подобных треугольников и коэффициента подобия.

  • Формулировать и доказывать теоремы: об отношении площадей подобных треугольников, о признаках подобия треугольников, о средней линии треугольника, о пересечении медиан треугольника, о пропорциональных отрезках прямоугольных треугольников.

  • Объяснять, что такое подобие в задачах на построение, и приводить примеры применения этого метода.

  • Объяснять, как можно использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности.

  • Объяснять, как ввести понятие подобия для произвольных фигур.

Учащийся получит возможность научиться:

  • применять признаки подобия треугольников при решении задач;

  • применять подобие треугольников в измерительных работах на местности;

  • применять теоремы о подобных треугольниках при решении задач на построение;

  • применять при решении задач на построение понятие подобия.


Решение прямоугольных треугольников

Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора. . Решение прямоугольных треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треуголь­ника.

Цели: доказать одну из глав­ных теорем геометрии — теорему Пифагора; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометриче­ского аппарата геометрии.

Учащийся научится:

  • Формулировать и доказывать теорему Пифагора и обратную ей.

  • Выводить формулу Герона для площади треугольника.

  • Решать задачи на вычисления и доказательство, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора.

  • Формулировать определение и иллюстрировать понятие синуса, косинуса и тангенса угла остроугольного треугольника.

  • Выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°,60°.

  • Решать задачи, связанные с подобием треугольников.

Учащийся получит возможность научиться:

  • применять основные тригонометрические тождества в процессе решения задач.



Многоугольники. Площадь многоугольника

Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квад­рата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.

Понятие площади многоугольника. Площади прямоуголь­ника, параллелограмма, треугольника, трапеции.

Цель: вести понятие многоугольника, расширить и углубить представления обучающихся об измерении и вычисле­нии площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, па­раллелограмма, треугольника, трапеции.


Учащийся научится:

  • Объяснять, что такое многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали.

  • Изображать и распознавать многоугольники на чертежах.

  • Показывать элементы многоугольника, его внутреннюю и внешнюю области.

  • Формулировать определение выпуклого многоугольника.

  • Изображать и распознавать выпуклые и невыпуклые многоугольники.

  • Формулировать и доказывать утверждение о сумме углов выпуклого многоугольника.

  • Объяснять, как производится измерение площадей многоугольников.

  • Формулировать основные свойства площадей и выводить их с помощью формул площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции.

  • Формулировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу

Учащийся получит возможность научиться:

  • выводить формулу Герона;

  • применять изученные формулы для нахождения площадей для решения задач;

  • применять при решении задач на вычисления и доказательство метод площадей.


Повторение и систематизация знаний

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.










ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Раздел программы

Количество

часов

Количество контрольных работ

по разделу

1

Повторение за 7 класс

2


2

Четырехугольники

20

2

3

Подобные треугольники.

15

1

4

Решение прямоугольных треугольников

15

2

5

Многоугольники. Площадь многоугольника

10

1


Повторение и систематизация знаний

8

1



70

7

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    п/п



    Тема урока





    Содержание

    Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

    Возможные формы контроля

    1

    Повторение курса геометрии 7 класса

    Углы. Виды и свойства углов. Равнобедренный треугольник. Свойства и признак равнобедренного треугольника

    Применять на практике теоретический материал, изученный в курсе геометрии 7 класса



    2

    Повторение курса геометрии 7 класса

    Свойства прямоугольного треугольника. Признаки и свойства параллельных прямых. Окружность


    3

    Четырехугольник и его элементы

    Четырехуголь­ник, его элементы

    Формулировать и доказывать утверждения о сумме углов выпуклого многоугольника и сумме его внешних углов; объяснять, какие стороны (вершины) четырёхугольника называются противоположными


    4

    Параллелограмм

    Параллелограмм

    Формулировать определения параллелограмма, изображать и распознавать эти четырёхугольники; формулировать; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёхугольников


    5

    Свойства параллелограмма.

    Свойства параллелограмма

    Доказывать утверждения об их свойствах; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёхугольников.


    6

    Признаки параллелограмма

    Параллелограмм, его признаки

    Формулировать и доказывать утверждения об их признаках; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёхугольников


    7

    Признаки параллелограмма

    Параллелограмм, его признаки

    Решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёхугольников


    8

    Прямоугольник

    Пря­моугольник, его свойства

    Формулировать определения прямоугольника, изображать и распознавать эти четырёхугольники; формулировать и доказывать утверждения об их свойствах и признаках; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёхугольников


    9

    Прямоугольник.

    Свойства прямоугольника

    Формулировать и доказывать утверждения об их свойствах и признаках; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёхугольников


    10

    Ромб

    Ромб, его свойства

    Формулировать определения ромба, изображать и распознавать эти четырёхугольники; формулировать и доказывать утверждения об их свойствах и признаках; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёхугольников


    11

    Ромб

    Свойства ромба

    Формулировать и доказывать утверждения об их свойствах и признаках; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёхугольников


    12

    Квадрат

    Квадрат, его свойства

    Формулировать определения квадрата, изображать и распознавать эти четырёхугольники; формулировать и доказывать утверждения об их свойствах и признаках; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёхугольников


    13

    Контрольная работа по теме «Параллелограмм и его виды»

    Решение задач на параллелограмм и его виды

    Решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёхугольников

    Контрольная работа

    14

    Средняя линия треугольника

    Средняя линия треугольника. Теорема о средней линии треугольника

    Знать определения средняя линия треугольника и ее свойство. Решать задачи по теме



    15

    Трапеция

    Трапеция. Определение и её свойства. Равнобедренная и прямоугольные трапеции

    Формулировать определения трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеций, изображать и распознавать эти четырёхугольники; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёхугольников



    Свойства трапеции

    Трапеция. Определение и её свойства. Равнобедренная и прямоугольные трапеции

    Формулировать и доказывать утверждения об их свойствах, решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёхугольников


    17

    Средняя линия трапеции

    Средняя линия трапеции

    Решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёхугольников


    18

    Центральные и вписанные углы.

    Центральные и вписанные углы, их свойства

    Знать, какой угол называется центральным и какой вписанным, как определяется градусная мера дуги окружности, теорему о вписанном угле, следствия из нее и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд. Доказывать эти теоремы и применять при решении задач


    19

    Центральные и вписанные углы

    Центральные и вписанные углы, их свойства

    Знать теорему о вписанном угле, следствия из нее и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд. Доказывать эти теоремы и применять при решении задач


    20

    Вписанная и описанная окружности четырехугольника

    Вписанная и описанная окружности четырехугольника. Признаки

    Знать, какая окружность называется вписанной в многоугольник и какая описанной около многоугольника, теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника, свойства вписанного и описанного четырехугольников. Доказывать эти теоремы и применять при решении задач. Знать признак принадлежности четырёх точек одной окружности


    21

    Вписанная и описанная окружности четырехугольника

    Вписанная и описанная окружности четырехугольника. Признаки

    Знать теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника, свойства вписанного и описанного четырехугольников. Доказывать эти теоремы и применять при решении задач. Знать признак принадлежности четырёх точек одной окружности


    22

    Контрольная работа по теме «Средняя линия треугольника. Трапеция. Вписанные и описанные четырехугольники»

    Задачи по теме «Четырехуголь­ники»

    Решать задачи на вычисление, доказательство и построение

    Контрольная работа

    23

    Теорема Фалеса

    Теорема Фалеса, ее применение

    Знать понятие пропорциональных отрезков; определение пропорциональных отрезков



    24

    Теорема о пропорциональных отрезках

    Теорема о пропорциональных отрезках

    Уметь решать задачи по теме, находить неизвестные величины из пропорциональных отношений, применять теорию при решении задач


    25

    Теорема о пропорциональных отрезках

    Теорема о пропорциональных отрезках

    Уметь решать задачи по теме, находить неизвестные величины из пропорциональных отношений, применять теорию при решении задач


    26

    Подобные треугольники

    Подобные треугольники

    Знать определение подобных треугольников. Находить подобные фигуры.


    27

    Первый признак подобия треугольников.

    Первый признак подобия треугольников

    Доказывать признаки подобия и применять их при решении задач


    28

    Первый признак подобия треугольников

    Первый признак подобия треугольников

    Применять признак при решении задач


    29

    Свойство пересекающихся хорд, свойство касательной и секущей

    Свойство пересекающихся хорд, свойство касательной и секущей

    Уметь решать задачи по теме, находить неизвестные величины из пропорциональных отношений, применять теорию при решении задач



    30

    Теорема Менелая, теорема Птолемея

    Теорема Менелая, теорема Птолемея

    Уметь решать задачи по теме, находить неизвестные величины из пропорциональных отношений, применять теорию при решении задач



    31

    Решение задач по теме: «Первый признак подобия треугольников»

    Решение задач на применение первого признака подобия треугольников

    Уметь решать задачи по теме, находить неизвестные величины из пропорциональных отношений, применять теорию при решении задач



    32

    Решение задач по теме: «Первый признак подобия треугольников».

    Решение задач на применение первого признака подобия треугольников

    Уметь решать задачи по теме, находить неизвестные величины из пропорциональных отношений, применять теорию при решении задач



    33

    Второй признак подобия треугольников

    Решение задач на применение признаков подобия треугольников

    Доказывать признаки подобия и применять их при решении задач


    34

    Второй признак подобия треугольников

    Решение задач на применение признаков подобия треугольников

    Применять признак при решении задач


    35

    Третий признак подобия треугольников

    Решение задач на применение признаков подобия треугольников

    Доказывать признаки подобия и применять их при решении задач


    36

    Третий признак подобия треугольников

    Решение задач на применение признаков подобия треугольников

    Применять признак при решении задач


    37

    Контрольная работа по теме: «Подобие треугольников»

    Решение задач на применение признаков подобия треугольников

    Уметь решать задачи по теме, находить неизвестные величины из пропорциональных отношений, применять теорию при решении задач

    Контрольная работа

    38

    Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике

    Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике

    Уметь доказывать теоремы и применять их при решении задач (находить неизвестную величину в прямоугольном треугольнике)


    39

    Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике

    Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике

    Уметь доказывать теоремы и применять их при решении задач (находить неизвестную величину в прямоугольном треугольнике)


    40

    Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Решение задач

    Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике

    Решение задач (находить неизвестную величину в прямоугольном треугольнике)


    41

    Теорема Пифагора.

    Теорема Пифагора

    Знать теорему Пифагора. Уметь доказывать теорему и применять при решении задач (находить неизвестную величину в прямоугольном треугольнике)


    42

    Теорема Пифагора

    Теорема Пифагора

    Знать теорему Пифагора. Уметь доказывать теорему и применять при решении задач (находить неизвестную величину в прямоугольном треугольнике)


    43

    Теорема, обратная теореме Пифагора. Следствие из теоремы Пифагора


    Знать теорему Пифагора и обратную ей теорему, область применения, пифагоровы тройки

    Уметь применять их при решении задач (находить неизвестную величину в прямоугольном треугольнике)


    44

    Пифагоровы тройки

    Пифагоровы тройки

    Применение Пифагоровых троек


    45

    Контрольная работа по теме: «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике»

    Решение задач на нахождение неизвестной величины в прямоугольном треугольнике

    Решение задач на нахождение неизвестной величины в прямоугольном треугольнике

    Контрольная работа

    46

    Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника

    Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треуголь­ника

    Формулировать определения и иллюстрировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника


    47

    Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника

    Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треуголь­ника

    Формулировать определения и иллюстрировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника


    48

    Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения

    Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения

    Формулировать тригонометрические формулы и применять их


    49

    Решение прямоугольных треугольников.

    Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

    Решать задачи, связанные с подобием треугольников, для вычисления значений тригонометрических функций использовать компьютерные программы


    50

    Решение прямоугольных треугольников

    Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

    Решать задачи, связанные с подобием треугольников, для вычисления значений тригонометрических функций использовать компьютерные программы


    51

    Решение прямоугольных треугольников

    Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

    Решать задачи, связанные с подобием треугольников, для вычисления значений тригонометрических функций использовать компьютерные программы


    52

    Контрольная работа по теме: «Решение прямоугольных треугольников»

    Решение задач по изученной теме

    Решать задачи по изученной теме

    Контрольная работа

    53

    Многоугольники. Сумма углов многоугольника

    Многоугольник, выпуклый многоугольник, сумма углов многоугольника

    Объяснять, что такое ломаная, многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать и распознавать многоугольники на чертежах; формулировать определение выпуклого многоугольника. Применять формулу суммы углов многоугольника


    54

    Понятие площади многоугольника. Площадь многоугольника

    Понятие площади многоугольника. Свойства площади многоугольника

    Объяснять, как производится измерение площадей многоугольников, какие многоугольники называются равновеликими и какие — равносоставленными; формулировать основные свойства площадей , формулировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу


    55

    Площадь параллелограмма

    Площадь параллелограмма, формула

    Формулировать основные свойства площадей и выводить с их помощью формулы площадей параллелограмма. Решать задачи на вычисление и доказательство


    56

    Площадь параллелограмма

    Площадь параллелограмма, формула

    Решать задачи на вычисление и доказательство


    57

    Площадь треугольника.

    Площадь треугольника, формула. Применение к решению задач

    Формулировать основные свойства площадей и выводить с их помощью формулы площадей треугольника, формулировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу; решать задачи


    58

    Площадь треугольника

    Площадь треугольника, формула. Применение к решению задач

    Решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с формулами площадей


    59

    Формула Герона

    Формула Герона. Применение к решению задач

    Выводить формулу Герона для площади треугольника; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с формулами площадей


    60

    Площадь трапеции

    Площадь трапеции. Применение к решению задач

    Формулировать основные свойства площадей и выводить с их помощью формулы площадей трапеции; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с формулами площадей


    61

    Площадь трапеции

    Площадь трапеции. Применение к решению задач

    Решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с формулами площадей


    62

    Площади четырехугольников

    Решение задач по изученной теме

    Решать задачи по изученной теме


    63

    Четырехугольники. Виды, свойства, признаки

    Решение задач по изученной теме

    Решать задачи по изученной теме


    64

    Подобные треугольники.

    Решение задач по изученной теме

    Решать задачи по изученной теме


    65

    Метрические соотношения. Решение прямоугольных треугольников

    Решение задач по изученной теме

    Решать задачи по изученной теме


    66

    Площадь многоугольника.

    Решение задач по изученной теме

    Решать задачи по изученной теме


    67

    Итоговое контрольное тестирование

    Решение задач по изученной теме

    Решать задачи по изученной теме

    Итоговая контрольное тестирование

    68

    Решение учебно-тренировочных тестовых заданий

    Решение тестовых задач

    Решение тестовых задач


    69

    Решение учебно-тренировочных тестовых заданий

    Решение тестовых задач

    Решение тестовых задач


    70

    Решение учебно-тренировочных тестовых заданий

    Решение тестовых задач

    Решение тестовых задач



5. Требования к организации работы по реализации АООП ООО:
  • необходимо повышенное педагогическое руководство учебно-познавательной деятельностью слабовидящих обучающихся;

  • необходимо использовать специальные приемы организации учебно-познавательной деятельности слабовидящих обучающихся;

  • обеспечить доступность учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися;

  • соблюдать регламент зрительных нагрузок (с учетом рекомендаций офтальмолога);

  • учитывать офтальмо-гигиенических рекомендаций по соблюдению светового режима (необходимость дополнительного источника света, уменьшение

светового потока и др.);

  • рациональное чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала;

  • использование приемов, направленных на снятие зрительного напряжения;

  • использование специальных учебников и учебных принадлежностей, отвечающих особым образовательным потребностям слабовидящих;

  • использование индивидуальной, адаптированной с учетом зрительных возможностей слабовидящих обучающихся, текстовой и изобразительной наглядности;

  • использование оптических, тифлотехнических и технических средств, облегчающих, учебно-познавательную деятельность слабовидящих обучающихся;

  • преимущественное использование индивидуальных пособий, выполненных в соответствии со зрительными возможностями слабовидящих обучающихся;

  • соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний);

  • необходимо при выполнении слабовидящими обучающимися итоговых работ адаптации (в соответствии с их особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и увеличения времени на их выполнение: время может быть увеличено в 1,5 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

.

При работе слабовидящих обучающихся с компьютером должны соблюдаться условия, определенные действующим СанПиНом и специальные условия, разработанные для слабовидящих.


Требования к учебникам, учебным принадлежностям, дидактическим материалам и наглядным пособиям.

В процессе обучения слабовидящих необходимо использовать:

  1. специальные учебники, созданные на основе учебников для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слабовидящих (отпечатанные увеличенным шрифтом) и имеющие учебно-методический аппарат, адаптированный под зрительные возможности слабовидящих;

  2. учебные принадлежности: ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой; тетради в клетку и линейку, которые по рекомендации врача-офтальмолога должны быть специально разлинованы;

  3. индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, выполненные с учетом типологических и индивидуальных зрительных возможностей слабовидящих обучающихся.


Нормативный срок освоения адаптированной общеобразовательной программы по «Алгебре» за 8 класс составляет один учебный год.


Вариант 4.1. предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование, находясь в среде сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, и в те же сроки обучения.

Создаются и используются специальные материально-технические условия для реализации АООП: специальные учебные пособия, специальное оборудование, специальные технические средства, ассистивные устройства, специальные компьютерные программы, в соответствии с ФГОС для слабовидящих обучающихся









СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания

методического объединения

учителей математики и информатики

МБОУ г. Шахты «Гимназия

имени А.С. Пушкина»

от «27 » августа 2021 г. № 1


_____________/Т. А. Косова/

Подпись руководителя МО, ФИО

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР


___________ /О. В. Тарасова/

ФИО


« 30 » августа 2021 г.





4