МОУ Ишненская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании Утверждаю.
методического объединения Приказ №110 от 30.08.2019 г.
учителей гуманитарного цикла. Директор школы_________
Протокол №01 от 30.08.2019 г. (Федотова Л.А.)
Руководитель МО:__________
(Кирпичева Л.Р.)
Адаптированная рабочая программа
по письму и развитию речи
для 8 класса
(для детей с ограниченными возможностями здоровья УО)
Учитель: Пелевина Т.З.
2019 - 2020 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по письму и развитию речи в 8-ом классе разработана на основе учебного плана образовательного учреждения «МОУ Ишненская средняя общеобразовательная школа», программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. М.: ВЛАДОС, 2014, учебника «Русский язык, 8 класс», авторы: Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская, - М.: Просвещение, 2010.
Письмо и развитие речи является одним из основных предметов для детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе.
Главная цель изучения предмета – поднять на более высокий уровень речевую практику учащихся за счёт осознания ими основных законов языка.
Задачи грамматики и правописания следующие:
- на основе грамматических знаний выработать у школьников орфографические умения и навыки,
- продолжить работу над уточнением, расширением и активизацией словарного запаса,
- учить осознанно употреблять различные типы и виды предложений,
- совершенствовать умение пользоваться связной устной и письменной речью,
- быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальной задачей обучения письму и развитию речи является коррекция речи и мышления обучающихся.
На изучение программного материала по письму и развитию речи в 8 классе по учебному плану выделено 4 часа в неделю. Всего за учебный год - 136 часов. Из них:
- на проведение контрольных и проверочных работ – 110 часов;
- на проведение творческих работ - 9 часов;
- на деловое письмо - 7 часов.
Содержание учебного курса
Повторение (5 часов)
Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.
Состав слова (16 часов). Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание приставок с О и А (от-, до-, по-, про-, за-, на-), приставка пере-, единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-).
Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.
Имя существительное (14 часов). Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имён существительных.
Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.
Имя прилагательное (15 часов). Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже, правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.
Личные местоимения (15 часов). Лицо и число местоимений. Склонение
местоимений. Правописание личных местоимений.
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3-е лицо местоимений.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол (39 часов)
Значение глагола.
Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти.
Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов).
Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с –ТЬСЯ и –ТСЯ. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Увеличение количества часов на изучение темы «Глагол» связано с большим объёмом программного материала и трудностью усвоения учащимися правила правописания безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений.
Предложение (20 часов)
Простое предложение. Предложения распространённые и нераспространённые. Главные и второстепенные члены предложений.
Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.
Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.
Увеличение количества часов на изучение темы «Предложение» связано с трудностями в конструировании простых предложений с распространёнными однородными членами, обращением, а также сложных предложений и постановкой знаков препинания в них.
Связная речь (Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку).
Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.
Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями).
Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, на основе имеющихся знаний.
Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня школа»).
Отзыв о прочитанной книге.
Деловое письмо: заметка в стенгазету (об участии в общешкольных мероприятиях, о производственной практике, о выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год (12 часов).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
- различать части речи;
- строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
- писать изложение и сочинение;
- оформлять деловые бумаги;
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны знать:
- части речи;
- наиболее распространенные правила правописания слов.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Словарь | Дата проведения |
План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Повторение Простое и сложное предложения | 5 1 | | 03.09 | |
2. | Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях | 1 | | 05.09 | |
3. | Простое предложение с однородными членами | 1 | | 05.09 | |
4. | Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов | 1 | Отечество, гражданин, Конституция | 06.09 | |
5. | Деловое письмо: объяснительная записка | 1 | | 10.09 | |
6. | Состав слова Однокоренные слова | 16 1 | | 12.09 | |
7. | Подбор однокоренных слов, относящихся к разным частям речи | 1 | | 12.09 | |
8. | Упражнения в разборе слов по составу | 1 | | 13.09 | |
9. | Единообразное написание звонких и глухих согласных в корнях слов | 1 | | 17.09 | |
10. | Правописание ударных и безударных гласных в корнях слов | 1 | Демократия, демонстрация | 19.09 | |
11. | Урок развития речи. Изложение по тексту упр. 32 | 1 | | 19.09 | |
12. | Работа над ошибками. Образование слов при помощи приставок и суффиксов | 1 | | 20.09 | |
13. | Правописание приставок с О и А (от-, до-, по-, про-, за-, на-), приставка пере-, единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-) | 1 | | 24.09 | |
14. | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | | 26.09 | |
15. | Приставка и предлог | 1 | | 26.09 | |
16. | Упражнения на правописание гласных и согласных в корне и приставке | 1 | | 27.09 | |
17. | Сложные слова | 1 | | 01.10 | |
18. | Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных | 1 | Аэродром, типография, телеграф, электростанция | 03.10 | |
19. | Деловое письмо: автобиография | 1 | | 03.10 | |
20. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Состав слова» | 1 | | 04.10 | |
21. | Контрольная работа по теме «Состав слова» | 1 | | 08.10 | |
22. | Имя существительное Работа над ошибками. Имя существительное как часть речи | 14 1 | | 10.10 | |
23. | Основные грамматические категории имени существительного | 1 | Образование, квалификация | 10.10 | |
24. | Правописание имён существительных единственного числа с шипящей на конце | 1 | | 11.10 | |
25. | Склонение имён существительных в единственном числе | 1 | Национальность территория | 15.10 | |
26. | Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе | 1 | | 17.10 | |
27. | Склонение имён существительных во множественном числе. | 1 | | 17.10 | |
28. | Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе. | 1 | Экскаватор, эскалатор, элеватор | 18.10 | |
29. | Несклоняемые существительные. | 1 | Фойе, кафе, пианино | 22.10 | |
30. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя существительное». | 1 | | 24.10 | |
31. | Контрольная работа за I четверть (ВМ №1) | 1 | | 24.10 | |
32. | Работа над ошибками. | 1 | | 25.10 | |
33. | Повторение материала по теме «Имя существительное» | 1 | | | |
34. | Урок развития речи. Сочинение по личным наблюдениям «Деревья – долгожители планеты». | 1 | | | |
35. | Работа над ошибками. | 1 | | | |
36. | Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи. | 15 1 | | | |
37. | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже. | 1 | Галантерея, кулинария | | |
38. | Упражнения на правописание родовых окончаний имён прилагательных. | 1 | | | |
39. | Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе. | 1 | Экспедиция, континент | | |
40. | Правописание падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе. | 1 | | | |
41. | Упражнения на правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. | 1 | | | |
42. | Имена прилагательные на -ий, -ьи, -ье, -ья. | 1 | | | |
43. | Склонение и правописание имён прилагательных мужского и среднего рода на -ий, -ье. | 1 | | | |
44. | Склонение и правописание имён прилагательных женского рода на -ья. | 1 | | | |
45. | Склонение и правописание имён прилагательных во множественном числе на -ьи. | 1 | | | |
46. | Упражнения на правописание падежных окончаний имён прилагательных на -ий, -ьи, -ье, -ья. | 1 | Искусство, фестиваль, абонемент | | |
47. | Проверочная работа по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных». | 1 | | | |
48. | Урок развития речи. Сочинение по картине Н. Рериха «Поход князя Игоря». | 1 | | | |
49. | Работа над ошибками. Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». | 1 | | | |
50. | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное». | 1 | | | |
51. | Личные местоимения Работа над ошибками. Личные местоимения. | 15 1 | | | |
52. | Лицо и число местоимений. | 1 | | | |
53. | Род местоимений 3-го лица единственного числа. | 1 | | | |
54. | Склонение местоимений 1-го лица. | 1 | | | |
55. | Склонение местоимений 2-го лица. | 1 | | | |
56. | Склонение местоимений 3-го лица. | 1 | | | |
57. | Урок развития речи. Изложение. | 1 | | | |
58. | Работа над ошибками. Правописание местоимений с предлогами. | 1 | | | |
59. | Правописание личных местоимений в косвенных падежах. | 1 | | | |
60. | Упражнения на правописание личных местоимений единственного и множественного числа. | 1 | Регистратура, пациент, бюллетень | | |
61. | Деловое письмо: заявление (о приёме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи). | 1 | | | |
62. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Личные местоимения». | 1 | | | |
63. | Контрольная работа за I полугодие. | 1 | | | |
64. | Работа над ошибками. | 1 | | | |
65. | Упражнения на закрепление по теме «Личные местоимения». | 1 | | | |
66. | Глагол Глагол как часть речи. | 39 1 | | | |
67. | Группы глаголов по значению. | 1 | | | |
68. | Неопределённая форма глагола на -ть, -чь, -ти. | 1 | Рентген, операция, санаторий | | |
69. | Упражнения на правописание ь после шипящих на конце слова. | 1 | | | |
70. | Изменение глаголов по временам. | 1 | | | |
71. | Образование временных форм глагола от начальной формы. | 1 | | | |
72. | Урок развития речи. Сочинение «Случай на рыбалке». | 1 | | | |
73. | Работа над ошибками. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. | 1 | | | |
74. | Упражнения на правописание глаголов прошедшего времени. | 1 | Секретарь, швея | | |
75. | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | | | |
76. | Проверочная работа по теме «Правописание глаголов прошедшего времени и частицы не с глаголами». | 1 | | | |
77. | Изменение глаголов по лицам и числам. | 1 | | | |
78. | Упражнения в определении лица и числа глаголов. | 1 | | | |
79. | Окончания глаголов 2-го лица единственного числа. | 1 | | | |
80. | Упражнения на правописание глаголов 2-го лица единственного числа. | 1 | | | |
81. | Урок развития речи. Изложение. | 1 | | | |
82. | Работа над ошибками. Глаголы 3-го лица. | 1 | | | |
83. | Правописание -тся и -ться в глаголах. | 1 | Парашют | | |
84. | Упражнения на закрепление по теме «Лицо и число глаголов». | 1 | | | |
85. | Контрольная работа по теме «Лицо и число глаголов». | 1 | | | |
86. | Работа над ошибками. Спряжение глаголов. | 1 | | | |
87. | Окончания глаголов I и II спряжения. | 1 | | | |
88. | Различение окончаний глаголов I и II спряжения. | 1 | | | |
89. | Деловое письмо: доверенность. | 1 | | | |
90. | Ударные и безударные личные окончания глаголов. | 1 | | | |
91. | Правило проверки безударных личных окончаний глаголов. | 1 | Промышлен- ность | | |
92. | Правописание безударных личных окончаний глаголов II спряжения. | 1 | | | |
93. | Правописание безударных личных окончаний глаголов I спряжения. | 1 | | | |
94. | Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. | 1 | Коловорот | | |
95. | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | Капитализм | | |
96. | Урок развития речи. Сочинение по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». | 1 | | | |
97. | Работа над ошибками. Упражнения на правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | | | |
98. | Проверочная работа по теме «Спряжение глаголов». | 1 | | | |
99, | Способы проверки безударных окончаний существительных, прилагательных, глаголов. | 1 | | | |
100. | Правописание безударных окончаний существительных, прилагательных, глаголов. | 1 | | | |
101. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Глагол». | 1 | | | |
102. | Контрольная работа за III четверть. | 1 | | | |
103. | Работа над ошибками. | 1 | | | |
104. | Деловое письмо: анкета. | 1 | | | |
105. | Предложение Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. | 20 1 | | | |
106. | Предложения распространённые и нераспространённые. | 1 | | | |
107. | Простое предложение с однородными членами. | 1 | | | |
108. | Способы соединения однородных членов в предложении. | 1 | | | |
109. | Знаки препинания при однородных членах. | 1 | | | |
110. | Распространённые и нераспространённые однородные члены предложения. | 1 | Гарнитур | | |
111. | Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | | | |
112. | Деловое письмо: расписка. | 1 | | | |
113. | Обращение. | 1 | | | |
114. | Знаки препинания при обращении. | 1 | Радиоприёмник | | |
115. | Виды предложений по интонации. | 1 | | | |
116. | Знаки препинания в конце предложений. | 1 | Бандероль, квитанция | | |
117. | Проверочная работа по теме «Простое предложение». | 1 | | | |
118. | Сложное предложение. | 1 | | | |
119. | Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. | 1 | | | |
120. | Сравнение простых предложений с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами. | 1 | | | |
121. | Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. | 1 | | | |
122. | Постановка знаков препинания в сложных предложениях со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. | 1 | Клиент, почтамт | | |
123. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Предложение». | 1 | | | |
124. | Контрольная работа по теме «Предложение». | 1 | | | |
125. | Повторение за год Работа над ошибками. Состав слова. | 12 1 | | | |
126. | Правила правописания в разных частях слова. | 1 | | | |
127. | Упражнения в правописании орфограмм в разных частях слова. | 1 | | | |
128.-129 | Урок развития речи. Изложение | 2 | | | |
130. | Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён существительных и прилагательных. | 1 | | | |
131. | Упражнения в правописании личных окончаний глаголов. | 1 | | | |
132. | Постановка знаков препинания в простом и сложном предложениях. | 1 | | | |
133. | Контрольная работа за год. | 1 | | | |
134 | Работа над ошибками. | 1 | | | |
135 | Деловое письмо: заметка в стенгазету | | | | |
136 | Заключительный урок | 1 | | | |
Список литературы:
Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной) школе. – М.: Владос, 1999. – 256 стр.
Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 142 стр.
Арсирий А. Т. Занимательные уроки по русскому языку. - М.: Просвещение, 1995.
Бетенькова Н. М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. – М.: Просвещение, 1995. – 95 стр.
Василик И. А. Занятия речью в интеграционном классе. – М.: Ковчег, 2005. - 54 стр.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка.
Волина В. В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 335 стр.
Волина В. В. Игры с буквами и словами на уроках и дома. – М.: АСТ - ПРЕСС, 1996. – 63 стр.
Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006. – 263 стр.
Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку. Состав слова. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. – 125 стр.
Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 2 по русскому языку. Имя существительное. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. – 142 стр.
Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 3 по русскому языку. Имя прилагательное. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. – 149 стр.
Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 4 по русскому языку. Глагол. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. – 142 стр.
Дефектология. Научно-методический журнал. - М.: Школа-Пресс.
Зикеев А. Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. Учебно-методическое пособие для работы с учащимися 4-7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений: В четырёх ч. - М.: Владос, 2003. – 239 стр.
Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: ТЕРРА, 1998.
Коррекционная педагогика. Научно-методический журнал. - М.: Образование плюс.
Начальная школа. Научно-методический журнал. - М.: Молодая гвардия.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 стр.
Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1998.
Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. - М.: Дельта, 1996.
Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. - М.: Просвещение, 1997.
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Владос, 2000. – 223 стр.
Программа-тренажер по русскому языку 1СD/
Прокопьенко М. Е. Русский язык и чтение, 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009.
Рик Т. Г. Здравствуй, Имя Существительное! – М.: РИО «Самовар», 1994. – 89 стр.
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: РИО «Самовар», 1994. – 91 стр.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: РИО «Самовар», 1995. – 139 стр.
Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 203 стр.
Тикунова Л. И., Игнатьева Т. В. Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 1999. – 312 стр.