СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа для учащихся 8 класса с ограниченными возможностями здоровья (УО) по письму и развитию речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для  учащихся 8 класса с ОВЗ (УО), обучающимися в общеобразовательном классе.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для учащихся 8 класса с ограниченными возможностями здоровья (УО) по письму и развитию речи»

МОУ Ишненская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрена на заседании Утверждаю.

методического объединения Приказ №110 от 30.08.2019 г.

учителей гуманитарного цикла. Директор школы_________

Протокол №01 от 30.08.2019 г. (Федотова Л.А.)

Руководитель МО:__________

(Кирпичева Л.Р.)






Адаптированная рабочая программа

по письму и развитию речи

для 8 класса

(для детей с ограниченными возможностями здоровья УО)






Учитель: Пелевина Т.З.










2019 - 2020 уч. год


Пояснительная записка


Рабочая программа по письму и развитию речи в 8-ом классе разработана на основе учебного плана образовательного учреждения «МОУ Ишненская средняя общеобразовательная школа», программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. М.: ВЛАДОС, 2014, учебника «Русский язык, 8 класс», авторы: Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская, - М.: Просвещение, 2010.

Письмо и развитие речи является одним из основных предметов для детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе.

Главная цель изучения предмета – поднять на более высокий уровень речевую практику учащихся за счёт осознания ими основных законов языка.

Задачи грамматики и правописания следующие:

- на основе грамматических знаний выработать у школьников орфографические умения и навыки,

- продолжить работу над уточнением, расширением и активизацией словарного запаса,

- учить осознанно употреблять различные типы и виды предложений,

- совершенствовать умение пользоваться связной устной и письменной речью,

- быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальной задачей обучения письму и развитию речи является коррекция речи и мышления обучающихся.

На изучение программного материала по письму и развитию речи в 8 классе по учебному плану выделено 4 часа в неделю. Всего за учебный год - 136 часов. Из них:

- на проведение контрольных и проверочных работ – 110 часов;

- на проведение творческих работ - 9 часов;

- на деловое письмо - 7 часов.


Содержание учебного курса


Повторение (5 часов)

Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.

Состав слова (16 часов). Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов.

Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Правописание приставок с О и А (от-, до-, по-, про-, за-, на-), приставка пере-, единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-).

Сложные слова. Образование сложных слов с соединительны­ми гласными и без соединительных гласных.

Имя существительное (14 часов). Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имён существительных.

Правописание падежных окончаний существительных един­ственного и множественного числа. Несклоняемые существитель­ные.

Имя прилагательное (15 часов). Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже, правописание па­дежных окончаний имён прилагательных в единственном и множе­ственном числе. Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.

Личные местоимения (15 часов). Лицо и число местоимений. Склонение

местоимений. Правописание личных местоимений.

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3-е лицо местоимений.

Склонение и правописание личных местоимений единственно­го и множественного числа.

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Глагол (39 часов)

Значение глагола.

Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти.

Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спря­жения (на материале наиболее употребительных слов).

Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с –ТЬСЯ и –ТСЯ. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Увеличение количества часов на изучение темы «Глагол» связано с большим объёмом программного материала и трудностью усвоения учащимися правила правописания безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений.

Предложение (20 часов)

Простое предложение. Предложения распространённые и нераспространённые. Главные и второстепенные члены предложений.

Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однород­ных членах.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.

Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Сравнение простых предложений с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.

Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.

Увеличение количества часов на изучение темы «Предложение» связано с трудностями в конструировании простых предложений с распространёнными однородными членами, обращением, а также сложных предложений и постановкой знаков препинания в них.

Связная речь (Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку).

Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.

Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями).

Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, на основе имеющихся знаний.

Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня школа»).

Отзыв о прочитанной книге.

Деловое письмо: заметка в стенгазету (об участии в общешкольных мероприятиях, о производственной практике, о выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.

Повторение пройденного за год (12 часов).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

- писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;

- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью при­ставок и суффиксов;

- различать части речи;

- строить простое распространенное предложение, простое пред­ложение с однородными членами, сложное предложение;

- писать изложение и сочинение;

- оформлять деловые бумаги;

- пользоваться школьным орфографическим словарем.

Учащиеся должны знать:

- части речи;

- наиболее распространенные правила правописания слов.

Календарно-тематическое планирование


урока

Тема урока

Количество часов

Словарь

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6






1.


Повторение


Простое и сложное предложения


5


1


03.09


2.

Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях

1


05.09


3.

Простое предложение с однородными членами

1


05.09


4.


Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов

1


Отечество, гражданин, Конституция



06.09


5.

Деловое письмо: объяснительная записка

1


10.09





6.

Состав слова


Однокоренные слова


16


1





12.09


7.

Подбор однокоренных слов, относящихся к разным частям речи

1


12.09


8.

Упражнения в разборе слов по составу


1


13.09



9.

Единообразное написание звонких и глухих согласных в корнях слов


1


17.09


10.

Правописание ударных и безударных гласных в корнях слов

1

Демократия, демонстрация

19.09


11.

Урок развития речи. Изложение по тексту упр. 32

1


19.09


12.

Работа над ошибками. Образование слов при помощи приставок и суффиксов

1


20.09


13.

Правописание приставок с О и А (от-, до-, по-, про-, за-, на-), приставка пере-, единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-)

1


24.09


14.

Правописание гласных и согласных в приставках

1


26.09


15.

Приставка и предлог

1


26.09


16.

Упражнения на правописание гласных и согласных в корне и приставке

1


27.09


17.

Сложные слова

1


01.10


18.

Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных

1

Аэродром, типография, телеграф, электростанция

03.10


19.

Деловое письмо: автобиография

1


03.10


20.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Состав слова»

1


04.10


21.

Контрольная работа по теме «Состав слова»

1


08.10


22.


Имя существительное


Работа над ошибками. Имя существительное как часть речи


14


1





10.10


23.

Основные грамматические категории имени существительного

1

Образование, квалификация

10.10


24.

Правописание имён существительных единственного числа с шипящей на конце

1


11.10



25.

Склонение имён существительных в единственном числе



1

Национальность территория

15.10


26.

Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе

1


17.10


27.

Склонение имён существительных во множественном числе.

1


17.10


28.

Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе.

1

Экскаватор, эскалатор, элеватор

18.10


29.

Несклоняемые существительные.

1

Фойе, кафе, пианино

22.10


30.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя существительное».

1


24.10


31.

Контрольная работа за I четверть (ВМ №1)

1


24.10


32.

Работа над ошибками.

1


25.10


33.

Повторение материала по теме «Имя существительное»

1




34.

Урок развития речи. Сочинение по личным наблюдениям «Деревья – долгожители планеты».

1




35.

Работа над ошибками.

1




36.


Имя прилагательное


Имя прилагательное как часть речи.


15


1




37.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.

1

Галантерея, кулинария



38.

Упражнения на правописание родовых окончаний имён прилагательных.

1




39.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе.

1

Экспедиция, континент



40.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе.

1




41.

Упражнения на правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.

1




42.

Имена прилагательные на

-ий, -ьи, -ье, -ья.

1




43.

Склонение и правописание имён прилагательных мужского и среднего рода на -ий, -ье.

1




44.

Склонение и правописание имён прилагательных женского рода на -ья.

1




45.

Склонение и правописание имён прилагательных во множественном числе на -ьи.

1




46.

Упражнения на правописание падежных окончаний имён прилагательных на -ий, -ьи,

-ье, -ья.

1

Искусство, фестиваль, абонемент



47.

Проверочная работа по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных».

1




48.

Урок развития речи. Сочинение по картине Н. Рериха «Поход князя Игоря».

1




49.

Работа над ошибками. Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное».

1




50.

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное».

1




51.

Личные местоимения


Работа над ошибками. Личные местоимения.

15


1




52.

Лицо и число местоимений.


1




53.

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

1




54.

Склонение местоимений 1-го лица.

1




55.

Склонение местоимений 2-го лица.

1




56.

Склонение местоимений 3-го лица.

1




57.

Урок развития речи. Изложение.

1




58.

Работа над ошибками. Правописание местоимений с предлогами.

1




59.

Правописание личных местоимений в косвенных падежах.

1




60.

Упражнения на правописание личных местоимений единственного и множественного числа.

1

Регистратура, пациент, бюллетень



61.

Деловое письмо: заявление

(о приёме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи).

1




62.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Личные местоимения».

1




63.

Контрольная работа за I полугодие.

1




64.

Работа над ошибками.

1





65.

Упражнения на закрепление по теме «Личные местоимения».

1




66.


Глагол


Глагол как часть речи.


39


1




67.

Группы глаголов по значению.

1




68.

Неопределённая форма глагола на -ть, -чь, -ти.

1

Рентген, операция, санаторий



69.

Упражнения на правописание ь после шипящих на конце слова.

1




70.

Изменение глаголов по временам.



1




71.

Образование временных форм глагола от начальной формы.

1




72.

Урок развития речи. Сочинение «Случай на рыбалке».

1




73.

Работа над ошибками. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

1




74.

Упражнения на правописание глаголов прошедшего времени.

1

Секретарь, швея



75.

Правописание частицы не с глаголами.

1




76.

Проверочная работа по теме «Правописание глаголов прошедшего времени и частицы не с глаголами».

1




77.

Изменение глаголов по лицам и числам.

1




78.

Упражнения в определении лица и числа глаголов.

1




79.

Окончания глаголов 2-го лица единственного числа.

1




80.

Упражнения на правописание глаголов 2-го лица единственного числа.

1




81.

Урок развития речи. Изложение.

1




82.

Работа над ошибками. Глаголы 3-го лица.

1




83.

Правописание -тся и -ться в глаголах.

1

Парашют



84.

Упражнения на закрепление по теме «Лицо и число глаголов».

1




85.

Контрольная работа по теме «Лицо и число глаголов».

1




86.

Работа над ошибками. Спряжение глаголов.

1




87.

Окончания глаголов I и II спряжения.

1




88.

Различение окончаний глаголов I и II спряжения.

1




89.

Деловое письмо: доверенность.

1




90.

Ударные и безударные личные окончания глаголов.

1




91.

Правило проверки безударных личных окончаний глаголов.

1

Промышлен-

ность



92.

Правописание безударных личных окончаний глаголов II спряжения.

1




93.

Правописание безударных личных окончаний глаголов I спряжения.

1




94.

Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.

1

Коловорот



95.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1

Капитализм



96.

Урок развития речи. Сочинение по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

1




97.

Работа над ошибками. Упражнения на правописание безударных личных окончаний глаголов.

1




98.

Проверочная работа по теме «Спряжение глаголов».

1




99,

Способы проверки безударных окончаний существительных, прилагательных, глаголов.

1




100.

Правописание безударных окончаний существительных, прилагательных, глаголов.

1




101.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Глагол».

1




102.

Контрольная работа за III четверть.

1




103.

Работа над ошибками.

1




104.

Деловое письмо: анкета.

1




105.


Предложение


Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения.


20


1




106.

Предложения распространённые и нераспространённые.

1




107.

Простое предложение с однородными членами.

1




108.

Способы соединения однородных членов в предложении.

1




109.

Знаки препинания при однородных членах.

1




110.

Распространённые и нераспространённые однородные члены предложения.

1

Гарнитур



111.

Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами.

1




112.

Деловое письмо: расписка.

1




113.

Обращение.

1




114.

Знаки препинания при обращении.

1

Радиоприёмник



115.

Виды предложений по интонации.

1




116.

Знаки препинания в конце предложений.

1

Бандероль, квитанция



117.

Проверочная работа по теме «Простое предложение».

1




118.

Сложное предложение.

1




119.

Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

1




120.

Сравнение простых предложений с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.

1




121.

Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

1




122.

Постановка знаков препинания в сложных предложениях со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

1

Клиент, почтамт



123.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Предложение».

1




124.

Контрольная работа по теме «Предложение».

1




125.


Повторение за год


Работа над ошибками. Состав слова.


12


1




126.

Правила правописания в разных частях слова.

1




127.

Упражнения в правописании орфограмм в разных частях слова.

1




128.-129

Урок развития речи. Изложение

2




130.

Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён существительных и прилагательных.

1




131.

Упражнения в правописании личных окончаний глаголов.

1




132.

Постановка знаков препинания в простом и сложном предложениях.

1




133.

Контрольная работа за год.

1




134

Работа над ошибками.

1




135

Деловое письмо: заметка в стенгазету





136

Заключительный урок

1





Список литературы:

  1. Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной) школе. – М.: Владос, 1999. – 256 стр.

  2. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 142 стр.

  3. Арсирий А. Т. Занимательные уроки по русскому языку. - М.: Просвещение, 1995.

  4. Бетенькова Н. М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. – М.: Просвещение, 1995. – 95 стр.

  5. Василик И. А. Занятия речью в интеграционном классе. – М.: Ковчег, 2005. - 54 стр.

  6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка.

  7. Волина В. В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 335 стр.

  8. Волина В. В. Игры с буквами и словами на уроках и дома. – М.: АСТ - ПРЕСС, 1996. – 63 стр.

  9. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006. – 263 стр.

  10. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку. Состав слова. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. – 125 стр.

  11. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 2 по русскому языку. Имя существительное. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. – 142 стр.

  12. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 3 по русскому языку. Имя прилагательное. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. – 149 стр.

  13. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 4 по русскому языку. Глагол. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. – 142 стр.

  14. Дефектология. Научно-методический журнал. - М.: Школа-Пресс.

  15. Зикеев А. Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. Учебно-методическое пособие для работы с учащимися 4-7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений: В четырёх ч. - М.: Владос, 2003. – 239 стр.

  16. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: ТЕРРА, 1998.

  17. Коррекционная педагогика. Научно-методический журнал. - М.: Образование плюс.

  18. Начальная школа. Научно-методический журнал. - М.: Молодая гвардия.

  19. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 стр.

  20. Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1998.

  21. Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. - М.: Дельта, 1996.

  22. Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. - М.: Просвещение, 1997.

  23. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Владос, 2000. – 223 стр.

  24. Программа-тренажер по русскому языку 1СD/

  25. Прокопьенко М. Е. Русский язык и чтение, 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009.

  26. Рик Т. Г. Здравствуй, Имя Существительное! – М.: РИО «Самовар», 1994. – 89 стр.

  27. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: РИО «Самовар», 1994. – 91 стр.

  28. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: РИО «Самовар», 1995. – 139 стр.

  29. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 203 стр.

  30. Тикунова Л. И., Игнатьева Т. В. Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 1999. – 312 стр.