СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа и КТП по учебному предмету Окружающий природный мир, для учащихся с УО и РАС по программе 8.4

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и КТП по предмету Окружающий природный мир

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа и КТП по учебному предмету Окружающий природный мир, для учащихся с УО и РАС по программе 8.4»


Программа

по учебному предмету

Окружающий природный мир

составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы, согласно требованиям ФГОС

за курс 1 класса

Составитель программы:

учитель начальных классов

Голубкова Анна Анатольевна



Содержание программы:

  1. Пояснительная записка

  2. Планируемые результаты

  3. Система оценки достижения возможных результатов

  4. Учебный план

  5. Календарно-тематический план





















Южно-Сахалинск, 2021







1.Пояснительная записка

Важным аспектом обучения детей с РАС является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, еѐ многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др.

Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Формирование представлений у детей должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, грибом: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИОП: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, значение грибов, способы переработки грибов.

В учебном плане предмет представлен на каждой ступени обучения. Кроме того, в рамках курса «Коррекционно-развивающие занятия» также возможно проведение занятий по естествознанию с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Тем обучающимся, для которых материал предмета недоступен, содержание «Окружающий природный мир» не включаются в индивидуальную образовательную программу и данный предмет не вносится в их индивидуальный учебный план.

Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др.

По возможности, в организации создаются «живые уголки» для непосредственного контакта с живыми обитателями природы (аквариумными рыбками, птицами, хомячками, морскими свинками и т.д.). При наличии соответствующих ресурсов в организации может быть создан небольшой скотный двор, в котором содержатся домашние животные и птицы, разбит небольшой учебный огород и/или поставлена тепличка. Подобные хозяйства обеспечивают условия эффективного формирования представлений об окружающем мире, а также развитию навыков трудовой деятельности у обучающихся. Кроме того, организованные занятия с животными и растениями способствуют нормализации эмоционального состояния детей в процессе их непосредственного контакта с живой природой. В случае отсутствия возможности выращивать растения и содержать животных в учреждении, необходимо организовывать учебные поездки детей в зоопарк, на ферму, в тепличные хозяйства и т.д.

2.Возможные предметные результаты.

Учащиеся должны знать:

-название овощей, фруктов;

-название домашних животных (кошка, собака);

-название диких животных (лиса, заяц),

-название птиц.

Учащиеся должны уметь:

-повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;

-строить фразы, характеризующие действия учителя и учащихся (для обучающихся, владеющих связной устной речью);

-использовать указательный жест по инструкции учителя «Покажи…»;

-осуществлять классификацию (овощи, фрукты, животные,птицы).

3.Система оценки достижения возможных результатов


    1. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

    1. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.

1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами.

2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.

3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.

4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.

5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.

    1. На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения АООП каждым обучающимся с РАС по каждому показателю по следующей шкале:

0 – отсутствие динамики или регресс.

1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.

2 – минимальная динамика.

3 – средняя динамика.

4 – выраженная динамика.

5 – полное освоение действия.

4.Учебный план.

Предмет

часов в неделю

I

чет.

II

чет.

I

полуг.

III

чет.

IV

чет.

II

полуг.

год

Окружающий природный мир

1

7

8

15

10

8

18

33



5.Календарно-тематическое планирование.

№ п/ п

год

№ п/ п

тема

Содержание

1 четверть: Растительный мир.

Количество

часов

Дата

Огород. Помидор, огурец.

1

1

Экскурсия на огород.

1


2

2

Огород. Помидор, огурец. Называние, различение по цвету.

1


3

3

Огород. Помидор, огурец. Называние, различение по форме.

1


4

4

Огород. Помидор, огурец. Называние, различение по величине.

1


5

5

Огород. Помидор, огурец. Называние, различение по вкусу.

1


6

6

Коллективная аппликация: «Что растёт на огороде».

1


Сад. Яблоко, груша.

7

7

Сад. Яблоко, груша. Называние, различение по цвету и форме.

1




№ п/п

год

№ п/п

тема

Содержание

2 четверть:

Колич.

часов

Дата






8

1

Сад. Яблоко, груша. Называние, различение по величине.

1


9

2

Сад. Яблоко, груша. Называние, различение по вкусу.

1


10

3

Обобщающий урок по теме: «Сад».

1


11

4

Коллективная аппликация: «Сад».

1







12

5

Домашние животные: кошка. Внешний вид, питание.

1


13-14

6-7

Домашние животные: собака. Внешний вид, питание.

2


15

8

Обобщающий урок по теме: «Домашние животные».

1




№ п/п

год

№ п/п

тема

Содержание

3 четверть:

Колич.

часов

Дата

Наименов.

оборудов.

Птицы.

16

17

18

1-3

Птицы: голубь. Внешний вид (голова, две ноги).

3


«Окружающий природный мир. Природа».

19

20

21

4-6

Птицы: голубь. Внешний вид (два крыла, хвост).

3


«Окружающий природный мир. Природа».

22

7

Птицы: голубь. Питание.

1


«Окружающий природный мир. Природа».

23

8

Обобщающий урок по теме: «Птицы».

1


«Окружающий природный мир. Природа».

Ознакомление с окружающим миром.

24

9

Экскурсия на пришкольный участок.

1



25

10

Экскурсия в парк.

1





№ п/п

год

№ п/п

тема

Содержание

4 четверть:

Колич.

часов

Дата

Наименов.

оборудов.

Ознакомление с окружающим миром.

26


Экскурсия по теме: «Начало весны».

1


«Окружающий природный мир. Природа».

27

28


Наблюдение. Таяние снега на пришкольном участке.

2


«Окружающий природный мир. Природа».

29


Экскурсия по теме:

«Потепление».

1


«Окружающий природный мир. Природа».

30


Экскурсия по теме: «Весна. Распускание почек».

1


«Окружающий природный мир. Природа».

31


Экскурсия к цветнику.

1



Труд взрослых, связанный с сезонными изменениями в природе.

32


Чистка дорожек от мусора.

1



33


Уборка на пришкольном участке.


1