Программа
по учебному предмету
Окружающий природный мир
составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы, согласно требованиям ФГОС
за курс 1 класса
Составитель программы:
учитель начальных классов
Голубкова Анна Анатольевна
Содержание программы:
Пояснительная записка
Планируемые результаты
Система оценки достижения возможных результатов
Учебный план
Календарно-тематический план
Южно-Сахалинск, 2021
1.Пояснительная записка
Важным аспектом обучения детей с РАС является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, еѐ многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др.
Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений у детей должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, грибом: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИОП: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, значение грибов, способы переработки грибов.
В учебном плане предмет представлен на каждой ступени обучения. Кроме того, в рамках курса «Коррекционно-развивающие занятия» также возможно проведение занятий по естествознанию с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Тем обучающимся, для которых материал предмета недоступен, содержание «Окружающий природный мир» не включаются в индивидуальную образовательную программу и данный предмет не вносится в их индивидуальный учебный план.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др.
По возможности, в организации создаются «живые уголки» для непосредственного контакта с живыми обитателями природы (аквариумными рыбками, птицами, хомячками, морскими свинками и т.д.). При наличии соответствующих ресурсов в организации может быть создан небольшой скотный двор, в котором содержатся домашние животные и птицы, разбит небольшой учебный огород и/или поставлена тепличка. Подобные хозяйства обеспечивают условия эффективного формирования представлений об окружающем мире, а также развитию навыков трудовой деятельности у обучающихся. Кроме того, организованные занятия с животными и растениями способствуют нормализации эмоционального состояния детей в процессе их непосредственного контакта с живой природой. В случае отсутствия возможности выращивать растения и содержать животных в учреждении, необходимо организовывать учебные поездки детей в зоопарк, на ферму, в тепличные хозяйства и т.д.
2.Возможные предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
-название овощей, фруктов;
-название домашних животных (кошка, собака);
-название диких животных (лиса, заяц),
-название птиц.
Учащиеся должны уметь:
-повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;
-строить фразы, характеризующие действия учителя и учащихся (для обучающихся, владеющих связной устной речью);
-использовать указательный жест по инструкции учителя «Покажи…»;
-осуществлять классификацию (овощи, фрукты, животные,птицы).
3.Система оценки достижения возможных результатов
Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами.
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения АООП каждым обучающимся с РАС по каждому показателю по следующей шкале:
0 – отсутствие динамики или регресс.
1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.
2 – минимальная динамика.
3 – средняя динамика.
4 – выраженная динамика.
5 – полное освоение действия.
4.Учебный план.
Предмет | часов в неделю | I чет. | II чет. | I полуг. | III чет. | IV чет. | II полуг. | год |
Окружающий природный мир | 1 | 7 | 8 | 15 | 10 | 8 | 18 | 33 |
5.Календарно-тематическое планирование.
№ п/ п год | № п/ п тема | Содержание 1 четверть: Растительный мир. | Количество часов | Дата |
Огород. Помидор, огурец. |
1 | 1 | Экскурсия на огород. | 1 | |
2 | 2 | Огород. Помидор, огурец. Называние, различение по цвету. | 1 | |
3 | 3 | Огород. Помидор, огурец. Называние, различение по форме. | 1 | |
4 | 4 | Огород. Помидор, огурец. Называние, различение по величине. | 1 | |
5 | 5 | Огород. Помидор, огурец. Называние, различение по вкусу. | 1 | |
6 | 6 | Коллективная аппликация: «Что растёт на огороде». | 1 | |
Сад. Яблоко, груша. |
7 | 7 | Сад. Яблоко, груша. Называние, различение по цвету и форме. | 1 | |
№ п/п год | № п/п тема | Содержание 2 четверть: | Колич. часов | Дата |
| | | | |
8 | 1 | Сад. Яблоко, груша. Называние, различение по величине. | 1 | |
9 | 2 | Сад. Яблоко, груша. Называние, различение по вкусу. | 1 | |
10 | 3 | Обобщающий урок по теме: «Сад». | 1 | |
11 | 4 | Коллективная аппликация: «Сад». | 1 | |
| | | | |
12 | 5 | Домашние животные: кошка. Внешний вид, питание. | 1 | |
13-14 | 6-7 | Домашние животные: собака. Внешний вид, питание. | 2 | |
15 | 8 | Обобщающий урок по теме: «Домашние животные». | 1 | |
№ п/п год | № п/п тема | Содержание 3 четверть: | Колич. часов | Дата | Наименов. оборудов. |
Птицы. |
16 17 18 | 1-3 | Птицы: голубь. Внешний вид (голова, две ноги). | 3 | | «Окружающий природный мир. Природа». |
19 20 21 | 4-6 | Птицы: голубь. Внешний вид (два крыла, хвост). | 3 | | «Окружающий природный мир. Природа». |
22 | 7 | Птицы: голубь. Питание. | 1 | | «Окружающий природный мир. Природа». |
23 | 8 | Обобщающий урок по теме: «Птицы». | 1 | | «Окружающий природный мир. Природа». |
Ознакомление с окружающим миром. |
24 | 9 | Экскурсия на пришкольный участок. | 1 | | |
25 | 10 | Экскурсия в парк. | 1 | | |
№ п/п год | № п/п тема | Содержание 4 четверть: | Колич. часов | Дата | Наименов. оборудов. |
Ознакомление с окружающим миром. |
26 | | Экскурсия по теме: «Начало весны». | 1 | | «Окружающий природный мир. Природа». |
27 28 | | Наблюдение. Таяние снега на пришкольном участке. | 2 | | «Окружающий природный мир. Природа». |
29 | | Экскурсия по теме: «Потепление». | 1 | | «Окружающий природный мир. Природа». |
30 | | Экскурсия по теме: «Весна. Распускание почек». | 1 | | «Окружающий природный мир. Природа». |
31 | | Экскурсия к цветнику. | 1 | | |
Труд взрослых, связанный с сезонными изменениями в природе. |
32 | | Чистка дорожек от мусора. | 1 | | |
33 | | Уборка на пришкольном участке. | 1 | | |