СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Коррекционно-развивающая программа «Логопедические занятия с первоклассниками» направлена на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Логопедическая работа с обучающимися нацелена на удовлетворение их особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области
«Елань – Коленовский центр психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи»
Согласовано: зам.директора по УВР _______________ / Т.А.Данилина /
| УТВЕРЖДАЮ: Директор КОУ ВО «Елань –Коленовский центр психолого - педагогической, медицинской и социальной помощи» ____________ /С.А.Свешникова/ «_______»________________2017 г.
|
Адаптированная рабочая программа
Индивидуальных и групповых занятий
«Логопедические занятия для первоклассников»
на 2017-2018 учебный год
Срок реализации программы: 2 года
Количество часов в год 36 в неделю 2
Составитель: Волина Юлия Викторовна, логопед, педагог – психолог Службы «Гармония»
Квалификационная категория: 1
Педагогический стаж: 17 лет
Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения специалистов
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Протокол № __________от____________ г.
Руководитель М/О _________________(Л.В. Синельникова )
Елань-Колено, 2017 год
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ. 1 КЛАСС (ЗПР)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Коррекционно-развивающая программа «Логопедические занятия с первоклассниками» направлена на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Логопедическая работа с обучающимися нацелена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, обозначенных в указанных документах. Общая цель логопедических занятий заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи. Программа «Логопедические занятия с первоклассниками» представляет особую значимость для учащихся с ЗПР, поскольку у данной группы детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям усвоения учебного материала. В описании особенностей речевого развития детей с ЗПР многие специалисты и учёные (Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпина, С. Г. Шевченко, Е. В. Мальцева, Н. Ю. Борякова и др.) констатируют у них смазанную, недостаточно отчетливую речь, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата, частые нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, отсутствие практических речевых обобщений, бедность и слабую дифференцированность словаря, слабость регулирующей функции речи. У большинства обучающихся с ЗПР наблюдаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отражённой речи. Импрессивная речь характеризуется малой дифференцированностью речеслухового восприятия, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Нарушения связной речи у детей с ЗПР проявляются в значительных трудностях пересказа и при составлении различных видов рассказов. Детям доступен пересказ лишь небольших объемов текста, при этом уменьшается количество смысловых звеньев, нарушаются связи между отдельными предложениями текста, типичны неоправданные повторы и паузы. Все это сочетается с недостаточной сформированностью системы произвольной регуляции, основных мыслительных операций, знаково-символической функции мышления, разнообразными нарушениями и дефицитами развития психофизических функций (дисфункциями): ослабленной памятью, плохой концентрацией и распределением внимания, недостаточной сформированностью пространственных представлений, зрительно-моторной координации и пр.). Программа «Логопедические занятия с первоклассниками» способствует не только речевому развитию, но и коррекции указанных нарушений, совершенствованию познавательной деятельности и системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических образовательных потребностей. общие задачи программы: – постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи; – восполнение пробелов в формировании фонематических процессов; – обогащение словаря, его расширение и уточнение; – коррекция недостатков грамматического строя речи; – улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи; – совершенствование коммуникативной функции речи; – повышение мотивации речеговорения; – обогащение речевого опыта; – профилактика и коррекция нарушений чтения и письма. В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом: – устранение недостатков звукопроизношения (коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация в слогах, словах и предложениях); – введение поставленных звуков в самостоятельную речь; – расширение пассивного и активного словаря словами-предметами, действиями, признаками, синонимами и антонимами, обобщающими словами (житейские обобщения); – формирование представлений о звуко-слоговом и звуко-буквенном составе слова; – формирование представлений о гласных как слогообразующих звуках; – работа над слоговой структурой слова (с постепенным усложнением звукового состава слогов: прямые, открытые, закрытые, со стечением и т.п.); – уточнение представлений об артикуляции звуков различных фонетических групп; – соотнесение звуков и букв, составление и прочтение графических схем слов; – профилактика нарушений письма и чтения с помощью работы над звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом; – уточнение флексийного словоизменения, форм множественного числа, простых случаев суффиксального и префиксального словообразования; – умение слушать вопрос учителя и отвечать на него; – составление рассказов по сюжетной картинке, на свободную тему; – включение в речь общепринятых форм речевого этикета. Основное содержание программы Программа «Логопедические занятия с первоклассниками» является важной и необходимой. Дети, независимо от того, имеются ли у них и насколько выражены недостатки звукопроизношения, нуждаются в коррекции всех сторон речи, что и реализуется на групповых занятиях. Помимо групповой коррекционной работы для данной группы детей предусмотрены индивидуальные логопедические занятия, на которых осуществляется коррекция недостатков звукопроизношения. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии – дислалии, ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях учитель-логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать его контроль за качеством звучащей речи, способствовать познавательному и личностному развитию. Периодичность индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Содержание программы «Логопедические занятия с первоклассниками» разработано на основе методических пособий, созданных известными учеными в области отечественной логопедии и с учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ЗПР. Программа реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и речевые нарушения обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную компетентность. Логопедические занятия в 1 классе направлены на профилактику нарушений чтения и письма и позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации. Направления: – диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи); – диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение); – диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования); – коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта); – профилактика нарушений чтения и письма; – представлений об окружающей действительности; – развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов). Таким образом, программа «Логопедические занятия с первоклассниками» состоит из диагностического и коррекционного блока. Для реализации диагностического блока используются рекомендации и методический материал, представленные в руководствах Г. В. Чиркиной, О. Е. Грибовой, Р. И. Лалаевой, О. Б. Иншаковой, О. А. Ишимовой и др. В логопедическом обследовании первоклассников оцениваются: звукопроизношение, состояние фонематических процессов и слоговой структуры слова, словарный запас, грамматический строй речи, связное высказывание, а также неречевые процессы, характеризующие готовность к овладению письмом (повторение ритмов, праксис позы, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка). Для выбора наиболее эффективных способов коррекции имеющихся нарушений учитель-логопед ориентируется на общий уровень познавательного развития ребенка, а также на возможности произвольной регуляции. При их низком уровне групповые занятия будут малоэффективны, приоритет будет отдан индивидуальной (в крайнем случае подгрупповой) форме. При организации первичной диагностики учителем-логопедом подбирается речевой материал, в определенной мере сообразуясь с запланированными для изучения лексическими темами. Основные результаты диагностики отражаются в протоколе в конце учебного года, учитель-логопед повторяет задания с тем же самым речевым материалом. В разделе «Планируемые результаты» описан алгоритм построения логопедического мониторинга. Планируемые результаты: Достижение планируемых образовательных результатов у обучающихся с ЗПР нередко дополнительно затрудняют нарушение письма (дисграфия), реже – чтения (дислексия). Но даже при отсутствии дисграфии навыки письма формируются у данной группы детей с большим трудом, отмечается высокая вероятность формирования дизорфографии. У отдельных школьников могут наблюдаться нарушения темпо-ритмической стороны речи. Кроме перечисленных расстройств для детей с ЗПР, как уже указывалось, типичны недостатки всех сторон речи: снижена речевая активность, выражена бедность и однообразие словаря, присутствуют трудности словообразования и словоизменения. Недоразвитие аналитико-синтетической деятельности проявляется в затруднениях при выполнении языкового анализа (фонематического, звуко-слогового, выделения слов в предложениях). Существенно страдают планирующая, регулирующая, обобщающая и опосредствующая (т.е. все познавательные) функции речи. Предполагается, что логопедические занятия, реализуемые во внеурочной деятельности, будут способствовать коррекции этих недостатков и уменьшению, обусловленных ими, учебных трудностей. Особое значение имеет тесная связь логопедических и психокоррекционных занятий, а также обеспечение сопряженности их с изучаемым предметным содержанием. Повышение речевой компетентности ребенка с ЗПР позволяет преодолевать его трудности в обучении, в коммуникации со сверстниками и взрослыми, а усиление регулирующей функции речи – уменьшать поведенческие отклонения. Курс способствует повышению качества освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение». В 1 классе содержание курса «Логопедические занятия» включает в первую очередь занятия, направленные на формирование базовых операций для овладения письмом и чтением. Особое значение в этот период придается формированию и развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, внятности и выразительности речи. Дети учатся свободно ориентироваться в звуковом составе слова, обогащается чувственный опыт, активизируется мыслительная деятельность, пробуждается интерес к родному языку. Логопедические занятия способствуют практике оречевления своих мыслей и намерений, соответственно, улучшая качество устных ответов обучающихся на любых уроках. Программа «Логопедические занятия с первоклассниками» способствует успешной социализации, формированию сферы жизненной компетенции. При реализации данного курса учитель-логопед выполняет общие рекомендации, удовлетворяющие специфические образовательные потребности обучающихся по варианту 7.2. Новый материал преподносится предельно развернуто, обучающимся даются предписания (алгоритм), определяющий порядок их действий. Это может быть пошаговая памятка или визуальная подсказка, выполненная в знаково-символической форме. Полезно задействовать различные анализаторы при изучении звуков и буквы: слуховой, зрительный, кинестетический (написание букв в воздухе, принятие телесной позы, сходной с изучаемой буквой, написание букв на шершавой поверхности: песок, манка, поиск буквы в «зашумленном» изображении). Следует усилить возможность практического оперирования предметами, а также реализации собственных действий: прохлопывание, выкладывание графических схем фишками, полосками, кубиками, выполнение шагов при прослушивании предложений и определении в нем количества слов, работа с разрезной азбукой, слоговыми таблицами, абаком и пр. Рекомендуется включать в ход занятия задания и упражнения, способствующие стимулированию познавательной активности, развитию мыслительных операций на речевом материале (выделение четвертого лишнего, установление закономерности, ребусы, анаграммы и др.) с учетом достигнутого уровня познавательной деятельности (при низком уровне задания предлагаются только на иллюстративном материале). Необходимо систематически повторять пройденный материал для автоматизации навыка, упрочения связей между языковыми единицами, используя приемы актуализации имеющихся знаний (визуальная опора, памятка). Применяемый словарный материал следует уточнять, пополнять, расширять путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира при активном использовании Internet ресурса. Учить находить самостоятельно необходимую информацию, прибегая к нескольким источникам (словарь, интернет, энциклопедия)1. Необходимо предусматривать пошаговость при формировании учебного действия, навыка. Например, звуко-буквенный анализ начинается с выделения звуков и лишь потом используется моделирование звукового состава слова (с последующим декодированием). Сначала учащиеся последовательно выделяют звуки в слове на основе громкого проговаривания. При этом они соотносят количество выделенных звуков с графической схемой звукового состава слова (сопровождая движением, следя глазами). Затем учащиеся последовательно выделяют звуки в слове на основе громкого проговаривания. При этом они соотносят количество выделенных звуков с графической схемой звукового состава слова и заполняют ее условными значками-фишками. Далее дети самостоятельно выкладывают схемы из фишек и вычерчивают их на доске цветными мелками, при этом количество звуков остается заданным незакрашенной схемой. Далее самостоятельно рисуют схему и закрашивают в соответствии со звуковым анализом. Учитель-логопед по возможности старается облегчить техническую сторону выполнения заданий на самостоятельное письмо по образцу (письмо в тетрадях с разлиновкой «сетка», обозначение точками интервалов между буквами, слогами; обводка пунктирных изображений букв, слогов, слов, то или иное обозначение, в т.ч. обыгрывание верхней и нижней границ строки «пол» и «потолок» и т.п.). Технические недочеты могут становиться объектом критики лишь в том случае, когда ученик не старается выполнить задание правильно. Обучающиеся, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2, нуждаются также в том, чтобы на занятиях учитель-логопед: – просил детей проговаривать совершаемые действия в «громкой речи»: «Я пишу… (петлю, палочку, букву)», «Я составляю схему слова», «Я придумываю предложение» и т.п. Если ученик затрудняется это сделать самостоятельно, то можно использовать сопряженное проговаривание, затем отраженное с постепенным переходом к самостоятельному высказыванию; – понятно объяснял детям и периодически задавал им вопросы о цели выполняемых действий: «Зачем мы делим слово на слоги?» – «Чтобы хорошо слышать звуки», «Зачем нам надо четко слышать звук?» – «Чтобы найти нужную букву», «Что будет, если написать не ту букву?» – «Получится другое слово» и т.п.; – постоянно напоминал-проговаривал способ правильного написания тех или иных букв, подбирал понятные сравнения, наглядно демонстрировал роль правильного выбора буквы, предупреждал ошибки, создавал и поддерживал положительный эмоциональный настрой.
Программа «Логопедические занятия с первоклассниками» будет реализовываться в течение двух лет обучения. Занятия будут проводиться в индивидуальной и групповой форме.
Индивидуальные занятия 2017-2018 г. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (ЗПР)
Групповые занятия 2017-2018 г. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Индивидуальные занятия 2018-2019 г. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (ЗПР)
Групповые занятия 2018-2019 г. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Результатом изучения программы «Логопедические занятия для первоклассников» должно быть преодоление типичных недостатков устной речи и профилактика нарушений чтения и письма. Поэтому уже при организации обучения первоклассников следует планировать итоговые результаты, ставя промежуточные цели и подбирая инструментарий для оценки их достижения. По окончании учебного года учитель-логопед проводит повторное диагностическое обследование по направлениям: – обследование звукопроизношения; – обследование состояния звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слов; – обследование лексической стороны речи; – обследование грамматического строя речи; –обследование связной речи; –обследование письменных умений (написание букв, слогов, слов с простой слоговой структурой); –обследование читательских умений (чтение букв, слогов, трех- и четырехбуквенных слов). Календарно-тематическое планирование по годам обучения осуществляется с учетом предполагаемых результатов образования. К ним относятся не только показатели собственно речевого развития, но и многие другие. В соответствии с ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР для перечисленных показателей рекомендовано использовать шкалу, понятную всем членам экспертной группы: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение. Постоянному мониторингу подлежат:
Средствами для решения задач мониторинга является стандартная логопедическая диагностика и включенное (на логопедических занятиях) наблюдение, а также успешность усвоения программного материала на уроках русского языка и чтения, экспертная оценка, полученная от родителей или других лиц, взаимодействующих с ребенком. Например, звукопроизношение (для каждого отсутствующего или неверно произносимого звука) предполагает следующие качественные градации: 0 баллов – без динамики; 1 балл – поставлен изолированный звук; 2 балла – правильное произношение нестабильно; 3 балла – неправильное произношение иногда отмечается в речевом потоке; 4 балла – в кабинете логопеда всегда говорит правильно, за его пределами не всегда контролирует произношение; 5 баллов – правильное произношение постоянно. Общее количество баллов наглядно иллюстрирует успешность работы над звукопроизношением. Рассмотрим возможные подходы к оценке динамики по выделенным выше параметрам. Выбор конкретных диагностических мероприятий, методик и собственно речевого материала останется за учителем-логопедом. Результаты логопедической работы. В области лексической стороны речи:
В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:
В области грамматического строя речи:
В области связной речи:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1.Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. М.: Сфера, 2013. 2.Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005. 3.Бабкина Н. В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. №2. С. 53–59. 4.Бабкина Н. В. Готовность детей с ЗПР к обучению в школе: от диагностики к особым образовательным потребностям // Педагогика и психология образования. 2016. № 2. С. 100–111. 5.Бабкина Н. В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования. 2016. № 3. 6.Вильшанская А. Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология.-2005.-№ 2.-С.57-65. 7.Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования : метод. пособие / О. Е. Грибова. - М. : Айрис-пресс : Айрис дидактика, 2005. 8.Елецкая Е. В. Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития. Учебно-методическое пособие. Электронный ресурс. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-s-detmi-s-zaderzhkoy.- Загл. с экрана. 9.Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015. – 320 с. 10.Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. 11.Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. М.: Владос, 2005. 12.Иншакова О. Б. Словарные слова в образах и картинках. Материал для фронтальной и индивидуальной работы с уч-ся 1–2 классов. В 2 ч. Метод. пособие. М.: Владос, 2004. 13.Ишимова О. А. Логопедическая работа в школе / О. А. Ишимова. - М.: Просвещение, 2012. 14.Ишимова О. А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014. 15.Ишимова О. А., Шаховская С. Н., Алмазова А. А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014. 16.Ишимова О. А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.: Просвещение, 2014. 17.Ишимова О. А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова, А. А. Алмазова. М.: Просвещение. 18.Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2004. 19.Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ.ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2010. 20.Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: Секачев, 2008. 21.Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи у младших школьников и их коррекция. Любое издание. 22.Чиркина, Г. В. Произношение. Мир звуков [Текст] : пособие для учителя-логопеда спец. (коррекц.) шк. V вида : 2 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М. : АРКТИ, 2003. 23.Шевченко, С. Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического развития //Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. Материально-техническое обеспечение Касса букв и слогов. Разрезные азбуки, таблицы слогов. Тетради, ручки, карандаши. Трафареты. Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.). Сигнальные карточки. Разноцветные фишки, полоски для составления схем. Разнообразный демонстрационный материал. Серии сюжетных картин. Логопедическое зеркало. Логопедические зонды для постановки звуков. Доска с набором магнитов. Магнитофон и набор аудиозаписей. Диктофон для фиксации результатов диагностики. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1