СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия по развитию языкового анализа и синтеза для обучающихся 2 класса с ТНР"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа разработана в целях преодоления у обучающихся 2 класса нарушений письма и чтения, вызванных недостаточным осознанием основных лингвистических единиц членения речи.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия по развитию языкового анализа и синтеза для обучающихся 2 класса с ТНР"»













АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционного курса «Логопедические занятия по развитию языкового анализа и синтеза»

для обучающихся по АООП НОО для обучающихся с ТНР

Класс: 2

Количество часов: 60 часов

Разработал: учитель-логопед высшей квалификационной категории Пчельникова Евгения Михайловна

















Раздел «Пояснительная записка»

Количество обучающихся с нарушениями письма и чтения в начальной школе значительно. Многие исследователи отмечают, что связано это с низким уровнем интеллектуальной, речевой готовности детей к обучению.

Наиболее распространенной среди учеников начальной школы является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. При данном нарушении дисграфии дети не осознают или недостаточно полно осознают основные лингвистические единицы членения речи.

Несмотря на распространённость данных нарушений у младших школьников, в настоящее время отсутствует единообразие в содержании логопедической работы по формированию языкового анализа и синтеза. Кроме того, данные ошибки требуют своевременной коррекции с привлечением других педагогов школы. Должна быть организована согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов, что является обязательным условием реализации ФАОП НОО.

В целях преодоления нарушений письма и чтения у обучающихся 2-х классов разработана адаптированная рабочая программа, в которой основными направлениями коррекции являются развитие языкового анализа и синтеза, произвольной регуляции.

Адаптированная рабочая программа по разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Цель программы – преодоление нарушений письма и чтения.

Основные задачи: развитие анализа и синтеза текста, развитие анализа и синтеза предложения, развитие слогового анализа и синтеза, развитие звукового анализа и синтеза.



Раздел «Общая характеристика коррекционного курса»

Развитие языкового анализа и синтеза – это направление работы по преодолению дисграфических и орфографических ошибок.

В курсе выделяют 4 раздела: «Анализ и синтез текста», «Анализ и синтез предложения», «Слоговой анализ и синтез», «Звуковой анализ и синтез». Основные задачи курса: научить обозначать границы на письме, раздельно писать слова в предложениях, анализировать и воспроизводить слоговую структуру слова, анализировать и воспроизводить звуковой состав слова на письме.

Планирование в программе построено таким образом, что темы логопедических занятий перекликаются с темами уроков по русскому языку во 2 классе, что обеспечивает комплексность работы по преодолению нарушений.

Место коррекционного курса в учебном процессе:

Название коррекционного курса: Логопедические занятия по развитию языкового анализа и синтеза для обучающихся 2 класса с ТНР.

Количество в неделю – 2 часа. Занятия проводятся с 16 сентября по 15 мая.

Количество занятий на учебный год - 60 часов.

Раздел «Планируемые результаты освоения курса»

Личностные:

  • становление ценностного отношения к своей родине России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

  • первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);

  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Метапредметные:

Изучение содержания коррекционно-развивающего курса по развитию языкового анализа и синтеза способствует формированию на пропедевтическом уровне универсальных учебных действий, совместной деятельности.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • характеризовать звуки по заданным параметрам,

  • определять признак, по которому проведена классификация звуков, букв, слов, предложений,

  • по заданному алгоритму или с внешними опорами устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос отвечает, что обозначает,

  • находить закономерности на основе наблюдения за языковыми единицами,

  • ориентироваться в изученных понятиях, соотносить понятие с его общей характеристикой.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • по предложенному плану проводить наблюдение за языковыми единицами (текст, предложение, слово, звук),

  • анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.

У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

  • воспринимать и по заданному алгоритму формулировать суждения о языковых единицах,

  • устно на основе плана формулировать простые выводы на основе прочитанного или услышанного текста.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

  • с помощью педагогического работника планировать действия по решению орфографической задачи,

  • по заданному алгоритму выстраивать последовательность выбранных действий.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

  • устанавливать с помощью педагогического работника причины успеха и неудачи при выполнении заданий,

  • корректировать под руководством педагогического работника свои учебные действия для преодоления ошибок при списывании текстов и записи под диктовку.

У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

  • с помощью педагогического работника формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

  • ответственно выполнять свою часть работы.


Предметные: к концу 2 класса обучающиеся научатся:

  • выделять предложения в тексте зрительно и на слух,

  • списывать, обозначая границы предложений,

  • писать под диктовку, обозначая границы предложений,

  • составлять текст из предложений,

  • выделять слова в предложении зрительно и на слух,

  • списывать, обозначая границы слов,

  • писать под диктовку, обозначая границы слов,

  • составлять предложения из слов,

  • выделять слоги в слове, составлять слова из слогов,

  • воспроизводить слоговую структуру слова на письме,

  • осуществлять перенос слов,

  • проводить простые и сложные формы звукового анализа, звуковой синтез слов из букв (звуков),

  • воспроизводить на письме звуковую структуру слова,

Раздел «Содержание коррекционного курса»

Наименование раздела

Содержание раздела

1. Анализ и синтез текста

Разграничение текста и предложения. Выделение предложений в тексте зрительно и на слух. Обозначение границ предложений при списывании и письме под диктовку. Составление текста из предложений, дополнение текста предложениями. Изучение видов предложений по цели высказывания. Развитие навыков связного высказывания.

2. Анализ и синтез предложения

Выделение слова как языковой единицы в предложении зрительно и на слух. Обозначение границ слова при списывании и письме под диктовку. Анализ предложений разных типов. Распространение предложений. Знакомство с частями речи. Введение понятия «существительное», «глагол», «прилагательное». Существительное – главный член предложения. Глагол – главный член предложения. Изменение глаголов. Постановка глаголов в неопределенную форму. Роль грамматической основы предложения. Понятие о главных членах предложения. Подлежащее. Сказуемое. Второстепенные члены предложения. Анализ предложений с предлогами.

3.Слоговой анализ и синтез

Слог как часть слова и минимальная произносительная единица. Понятие о слогообразующей роли гласных. Учимся делить на слоги. Перенос слов.


4. Звуковой анализ и синтез

Закрепление категориальных признаков гласных и согласных звуков. Формирование простых и сложных форм звукового анализа слов, звукового синтеза, воспроизведение звуковой структуры слова на письме, теоретических представлений в области фонетики. Закрепление способов обозначения мягкости согласных на письме.



Раздел «Тематическое планирование»


№ п/п

Наименование раздела и тем программы

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности ученика в рамках изучения темы.

Воспитательный компонент.

Всего

часов

Проверочные работы

1


Раздел: Анализ и синтез текста

8


Чтение текста и нахождение в тексте предложений. Чтение текста с паузированием. Списывание и обозначение границ предложений. Составление предложений по картинкам.

Выполнение устных и письменных упражнений, направленных на работу с деформированным текстом (изменение порядка предложений, добавление предложений, записывание предложений,

выделение в тексте предложений на слух и составление схем.

Воспитание функции контроля и самоконтроля, интереса к занятиям, любви к русскому языку.

Речь. Виды речи

1


Текст

1


Текст. Предложение

1


Заглавная буква в начале предложения

1


Виды предложений по цели высказывания

1


Повествовательные предложения

2


Восклицательные и вопросительные предложения

1


2


Раздел: Анализ и синтез предложения

27


Выполнение устных и письменных упражнений направленных на различение слов и предложения, нахождение предложений, наблюдение связи слов в предложении, составление предложений из данных слов, списывание распространение простых предложений, запись составленных предложений, письмо под диктовку. Выделение существительных из группы слов. Упражнения на подбор синонимов, антонимов. Изменение существительных по числам, падежам. Выделение глаголов из группы слов. Классификация слов по смыслу. Изменение глаголов по родам, временам, числам (согласование в предложении). Нахождение грамматической основы предложения. Выделение прилагательных из группы слов. Изменение по родам, числам, падежам. Различение имени существительного, имени прилагательного и глагола.

Изучение предлогов места, движения (направления). Дифференциация предлогов-конкурентов: из – с. Дифференциация предлогов-конкурентов: на – по. Изучение сложных предлогов: из-за, из-под. Обобщение частей речи.


Воспитание самоконтроля, взаимоконтроля, интереса к занятиям, любви к русскому языку.

Предложение. Слово

1


Раздельное написание слов в предложении

3


Главные члены предложения

1


Второстепенные члены предложения

1


Распространенное и нераспространенное предложения

1


Проверочная работа «Речь. Предложение. Слово»


1

Существительное как часть речи

1


Существительное: употребление

1


Изменение по числам

1


Существительное: значение

1


Глагол как часть речи

1


Глагол: значение

1


Глагол: число

1


Различение имени существительного и глагола

1


Прилагательное как часть речи

1


Прилагательное: значение

1


Прилагательное: число

1


Различение имени существительного, имени прилагательного и глагола

1


Предлоги места

1


Предлоги движения (направления)

1


Дифференциация предлогов-конкурентов: из – с

1


Дифференциация предлогов-конкурентов: на - по

1


Сложные предлоги: из-за, из-под

1


Части речи. Обобщение

1


Проверочная работа «Части речи»


1

3

Раздел: Слоговой анализ и синтез

4


Выполнение устных и письменных упражнений направленных на выделение слогов в слове, закрепление понятия о слогообразующей роли гласных, составление слов из слогов, воспроизведение слоговой структуры слова на письме, упражнения на перенос слов.

Воспитание самоконтроля, взаимоконтроля, интереса к занятиям, любви к русскому языку.

Деление слов на слоги

1


Ударный слог

1


Перенос слов

2


4

Раздел: Звуковой анализ и синтез

21


Выполнение устных и письменных упражнений направленных на формирование простых и сложных форм звукового анализа слов, звукового синтеза, теоретических представлений в области фонетики.

Воспитание самоконтроля, взаимоконтроля, интереса к занятиям, любви к русскому языку.

Звуки и буквы

2


Гласные звуки. Ударение

2


Ударение

1


Йотированные гласные

1


Согласные звуки

1


Мягкие и твёрдые согласные

2


Мягкий знак – показатель мягкости

4


Буквы А-Я

1


Буквы О-Ё

2


Буквы У-Ю

2


Разделительный мягкий знак

2


Проверочная работа «Обозначение мягкости согласных на письме»



1



Раздел «Календарное планирование»

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата изучения

Коррекционно-развивающие задачи

Средства их решения

Всегочасов

Проверочные работы

1

Речь. Виды речи

1


сентябрь

Развивать навык анализа и синтеза текста.

Формировать упреждающий и следовой контроль обозначения границ предложений.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, умение работать по алгоритму.

Развитие речи.

Использование специальных приемов работы, подбор специального речевого материала:


Приёмы работы:

  • прослушать или прочитать текст, определить количество предложений,

  • составить схему.

  • списать текст, отметив заглавную букву и точку

  • дополнить текст предложением.

  • составить рассказ по картинке (серии сюжетных картинок),

  • составить текст из предложений, данных в нарушенном порядке,

  • запомнить текст, записать по памяти

  • разбить текст на отдельные предложения,

  • расставить в тексте точки правильно, списать текст.


Специальные пособия для подбора речевого материалов для занятий приведены в разделе «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение».



2

Текст

1


сентябрь

3

Текст. Предложение

1


сентябрь

4

Заглавная буква в начале предложения

1


сентябрь

5

Виды предложений по цели высказывания

1


октябрь

6

Повествовательные предложения

1


октябрь

7

Повествовательные предложения

1


октябрь

8

Восклицательные и вопросительные предложения

1


октябрь

9

Предложение. Слово

1


октябрь

Развивать навык анализа и синтеза предложений.

Развивать логическое мышление.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, умение работать по алгоритму.

Расширение словарного запаса.

Использование специальных приемов работы, подбор специального речевого материала:


Приемы работы:

  • прослушать или прочитать предложение, определить количество слов,

  • составить схему предложения,

  • определить на слух третье слово в предложении,

  • определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово),

  • составить предложение из слов, данных в нарушенном порядке,

  • составление предложений из слов, данных в начальной форме,

  • распространить предложение или сжать предложение. Списать.

Специальные пособия для подбора речевого материалов для занятий приведены в разделе «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение».


10

Раздельное написание слов в предложении

1


октябрь

11

Раздельное написание слов в предложении

1


октябрь

12

Раздельное написание слов в предложении

1


октябрь

13

Главные члены предложения

1


ноябрь

14

Второстепенные члены предложения

1


ноябрь

15

Распространенное и нераспространенное предложения

1


ноябрь

16

Проверочная работа «Речь. Предложение. Слово»


1

ноябрь

17

Деление слов на слоги

1


ноябрь

Развивать слоговой анализ и синтез.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, умение работать по алгоритму.

Использование специальных приемов работы, подбор специального речевого материала:

Приемы работы:

  • определить количество слогов в слове,

  • разделить слово на слоги,

  • определить пропущенный слог в названии картинки,

  • разложить картинки по количеству слогов,

  • подобрать слова по данные слоговые схемы,

  • составить слова из слогов, данных в беспорядке,

  • поменять слоги местами, составить новое слово,

  • обозначить ударение в слоговых схемах,

  • разделить слова для переноса

Специальные пособия для подбора речевого материалов для занятий приведены в разделе «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение».


18

Ударный слог

1


ноябрь

19

Перенос слов

1


ноябрь

20

Перенос слов

1


ноябрь

21

Звуки и буквы

1


декабрь

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

Использование специальных приемов работы, подбор специального речевого материала:


Приемы работы:

  • определить наличие звука в слове,

  • определить место звука в слове,

  • придумать слово с заданным звуком,

  • определить количество звуков в слове,

  • составить звуковую схему слова,

  • подобрать слова под данные звуковые схемы,

  • вставить пропущенную букву,

  • составить слова из букв, данных в беспорядке,

  • вставить, где нужно, мягкий знак,

  • чтение слоговых таблиц с гласными 1 и 2 ряда,

  • записать под диктовку слоги, слова с определённой буквой

  • фонетический разбор слов с йотированными гласными и мягким знаком.


Специальные пособия для подбора речевого материалов для занятий приведены в разделе «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение».

22

Звуки и буквы

1


декабрь

23

Гласные звуки. Ударение

1


декабрь

24

Гласные звуки. Ударение

1


декабрь

25

Ударение

1


декабрь

26

Йотированные гласные

1


декабрь

27

Согласные звуки

1


декабрь

28

Мягкие и твёрдые согласные

1


декабрь

29

Мягкие и твердые согласные

1


январь

30

Мягкий знак – показатель мягкости

1


январь

31

Мягкий знак – показатель мягкости

1


январь

32

Мягкий знак – показатель мягкости

1


январь

33

Мягкий знак – показатель мягкости

1


январь

34

Буквы А-Я

1


январь

35

Буквы О-Ё

1


январь

36

Буквы О-Ё

1


февраль

37

Буквы У-Ю

1


февраль

38

Буквы У-Ю

1


февраль

39

Проверочная работа «Обозначение мягкости согласных на письме»


1

февраль

40

Разделительный мягкий знак

1


февраль

41

Разделительный мягкий знак

1


февраль

42

Существительное как часть речи

1


февраль

Развивать навык анализа и синтеза предложений.

Развивать логическое мышление.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, умение работать по алгоритму.

Расширять словарный запас.

Формировать лексическую системность.

Использование специальных приемов работы, подбор специального речевого материала:

Приемы работы:

  • выписать из слов каждой строчки имена существительные,

  • дописать в словосочетаниях подходящие по смыслу существительные (прил. + сущ.),

  • соединить стрелкой имена существительные, близкие по смыслу,

  • изменить имена существительные по числам,

  • подчеркнуть имена существительные, которые имеют форму только множественного числа,

  • подобрать к словам проверочное, изменяя число. Записать слова, вставляя пропущенную букву.

  • подобрать по смыслу наиболее подходящие глаголы вместо вопросов,

  • поставь к глаголам вопросы,

  • найти и выписать все глаголы,

  • вставить в текст подходящие по смыслу глаголы,

  • списать глаголы и указать над каждым число,

  • изменить число глаголов,

  • подобрать антонимы к глаголам,

  • подобрать к именам существительным родственные глаголы в начальной форме. Запиши,

  • записать слова в 2 столбика: имена существительные и глаголы,

  • найти имена прилагательные, записать,

  • подобрать к именам существительным как можно больше подходящих по смыслу имён прилагательных,

  • определить число имён прилагательных,

  • найти словосочетания, в которых имена существительные и имена прилагательные не согласованы в числе. Записать их правильно.

  • записать слова в три столбика: существительные, прилагательные и глаголы,

  • подобрать к именам существительным родственные имена прилагательные,

  • прочитать предложение, определить части речи.

Специальные пособия для подбора речевого материалов для занятий приведены в разделе «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение».

43

Существительное: употребление

1


февраль

44

Изменение по числам

1


март

45

Существительное: значение

1


март

46

Глагол как часть речи

1


март

47

Глагол: значение

1


март

48

Глагол: число

1


март

49

Различение имени существительного и глагола

1


март

50

Прилагательное как часть речи

1


апрель

51

Прилагательное: значение

1


апрель

52

Прилагательное: число

1


апрель

53

Различение имени существительного, имени прилагательного и глагола

1


апрель

54

Предлоги места

1


апрель

Использование специальных приемов работы, подбор специального речевого материала:

Приемы работы:

  • вписать в таблицу предлоги, которые знаешь,

  • вставить в предложение предлог по смыслу,

  • определить на слух место предмета в слове (работа с числовым рядом),

  • исправить ошибки, вставив правильный предлог,

  • составить графическую схему предложения (графический диктант),

  • прослушать предложение, записать слово с соответствующим предлогом,

  • прослушать слова, составить из них предложения,

  • составить из слов предложения и записать.

Специальные пособия для подбора речевого материалов для занятий приведены в разделе «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение».

55

Предлоги движения (направления)

1


апрель

56

Дифференциация предлогов-конкурентов: из - с

1


апрель

57

Дифференциация предлогов-конкурентов: на - по

1


апрель

58

Сложные предлоги: из-за, из-под

1


апрель

59

Части речи. Обобщение

1


май

60

Проверочная работа «Части речи»


1

май

Раздел «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение»


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения


Пособия для подбора материалов для занятий:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 320 с.

  2. Ишимова О.А., Дерябина Е.В. Тетрадь-помощница «Письмо. Различаю гласные звуки. Правильно пишу». – Москва: Просвещение, 2016. – 96 с.

  3. Ишимова О.А., Алипченкова Н.Н. Тетрадь-помощница «Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных». – Москва: Просвещение, 2016. – 80 с.

  4. Ишимова О.А., Юсов И.Е. Тетрадь-помощница «Понимаю и различаю текст, предложение, слово». – Москва: Просвещение, 2016. 64 с.

  5. Короткова О.В. Коррекция дисграфии на почте нарушения языкового анализа и синтеза. Дидактический материал. – В. Секачев, 2020. – 42 с.

  6. Мисаренко Г.Г. Русский язык. 2 класс. Закрепляем трудные темы. – Москва: Эксмо, 2017. – 64 с.

  7. Мисаренко Г.Г. Учимся определять части речи: Учеб. пособие. – М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова: Издательство Оникс, 2005. – 64 с.

  8. Мисаренко Г.Г., Войченко Н.Г. Читаем тексты. – М.: Институт инноваций в образовании им Л.В. Занкова: Издательство Оникс, 2005. – 64 с.

  9. Оглоблина И.Ю. Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников. – М: Издательство ВЛАДОС, 2022. - 64с

  10. Радлов Н.А. Рассказы в картинках. – М: Махаон, 2024. - 48 с.

  11. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления: пособие для логопедов, учителей, психологов. – М.: ПАРАДИГМА, 2012. – 279 с.

  12. Чистякова О.В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 2 класс. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010. – 80 с.

  13. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2016. - 360

Технические средства обучения:

интерактивная доска, принтер