СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по математике «Решение текстовых задач по математике» для обучающихся со слабым слухом

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Данная рабочая программа ориентирована на слабослышащих учащихся 11 класса, направленная для усиления подготовки к ЕГЭ по математике

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по математике «Решение текстовых задач по математике» для обучающихся со слабым слухом»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1»




Согласовано:

заместитель директора

по УВР

_________ /И.А.Середина /

подпись ФИО

« » августа 2020г.


Утверждено

Директор МКОУ «Богучарская СОШ №1»

_____________/Г.Ю. Алабина/

Приказ № /






Адаптированная рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий по математике

«Решение текстовых задач по математике»

для обучающихся со слабым слухом

на 2020-2021 уч.г.

















Класс 11


Учитель Новоселова Н.Н.










Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………………….....3

2. Общая характеристика коррекционно-развивающих занятий........................................3

3. Описание места коррекционно-развивающих занятий в учебном плане………………3

4.Описание ценностных ориентиров содержания коррекционно-развивающих занятий…………………………………………………….......................................................4

5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения коррекционно-развивающих занятий………………………………………………………...........................5

6. Содержание коррекционно-развивающих занятий………………………….......………7

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.............................................................................................................................7

8. Материально-техническое обеспечение………….……………………………………...8











































1. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа ориентирована на слабослышащих учащихся 11 класса МКОУ «Богучарская СОШ №1» для обучающихся с ОВЗ и реализуется на основе:

1.Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы. Составитель Т. А .Бурмистрова, Москва, Просвещение, 2018.

2. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 10-11 классы. Составитель Т. А .Бурмистрова, Москва, Просвещение, 2018.

Данная рабочая программа направлена на подготовку обучающихся к ЕГЭ (базовый уровень).

Цель данных коррекционно-развивающих занятий:

- помочь повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах как

1) решение текстовых алгебраических задач;

2) решение геометрических задач;

3) основные методы решения математических задач.

Задачи:

- закрепить основы знаний, умений и навыков решения алгебраических и геометрических текстовых задач;

- научить распознавать основной метод решения математической задачи;

- помочь учащимся овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне их свободного пользования;

- совершенствовать навыки устных вычислений.

Для курса характерна практическая направленность. Его основное содержание составляют учебные текстовые сюжетные задачи алгебраического и геометрического характера. Изложение практических приемов решения сопровождается теоретическими сведениями. Занятия направлены как на совершенствование умений и навыков решения математических задач, позволяющих в дальнейшем применять их как при подготовке учащихся к итоговой аттестации по математике, так и при продолжении образования в ВУЗе.


2. Общая характеристика коррекционно-развивающих занятий

Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов. Обучение математике по коррекционной программе носит предметно – практическую направленность, связано с профессионально-трудовой подготовкой.

Предмет определяет оптимальный объём знаний и умений, доступный обучающемуся. Особенности урока математики обуславливаются специфическими особенностями учебного предмета, его целями и задачами.  Уроки математики одновременно с вооружением обучающихся математическими знаниями, формированием разнообразных умений и навыков (вычислительных, измерительных, графических, решения задач), умственной и учебной деятельности способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности и личности обучающихся, их социальной адаптации путем связи обучения математики с жизнью (привлечения фактического числового материала, характеризующего взаимоотношения между предметами и явлениями окружающей действительности на языке математики), с профессионально- трудовой подготовкой.

3. Описание места коррекционно-развивающих занятий

в учебном плане

На изучение коррекционно-развивающих занятий согласно учебному плану МКОУ "Богучарская СОШ № 1" в 11 классе отводится 34 часов (1 час в неделю).



4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционно-развивающих занятий

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС.

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса обучения.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение математике в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития:

  • Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

  • Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

  • Формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

  • Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

  • Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

  • Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении:

  • Развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

  • Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении:

  • Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

  • Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. Они являются и целью, и средством обучения. Важным условием правильной организации этого процесса является выбор рациональной системы методов и приемов обучения, специфики решаемых образовательных и воспитательных задач.

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям.

Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения коррекционно-развивающих занятий

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционно-развивающих занятий по математике

Личностными результатами изучения курса являются следующие качества:

  • независимость и критичность мышления;

  • воля и настойчивость в достижении цели.

Средством достижения этих результатов является:

  • система заданий учебников;

  • представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;

  • использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология системно-деятельностного подхода в обучении, технология оценивания.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

  1. Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

  • работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;

  • в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

  • самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

  • давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Средством формирования регулятивных УУД служат технология системно-деятельностного подхода на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

  1. Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);

  • строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать математические модели;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);

  • вычитывать все уровни текстовой информации.

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

  • понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника.

  1. Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного обучения, организация работы в малых группах, также использование на уроках технологии личностно-ориентированного и системно-деятельностного обучения.

К предметным результатам относятся :

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основ­ным разделам содержания, представление об основных изуча­емых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моде­лях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

  • умение работать с математическим текстом (анализиро­вать, извлекать необходимую информацию), грамотно приме­нять математическую терминологию и символику, использо­вать различные языки математики;

  • умение проводить классификации, логические обосно­вания, доказательства математических утверждений;

  • овладение геометрическим языком, умение использо­вать его для описания предметов окружающего мира, разви­тие пространственных представлений и изобразительных уме­ний, приобретение навыков геометрических построений;

  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач.

6. Содержание коррекционно-развивающих занятий

1. Расчетные задачи прикладного характера (6 ч)

1.1. Арифметические задачи на деление с остатком на округление с избытком и недостатком;

1.2. Арифметические задачи на "удачный выбор";

1.3. Задачи на вычисление вероятности событий.

Аннотация к разделу: решение текстовых сюжетных задач арифметическим способом с использованием приемов рационального и быстрого счета.

2. Практико-ориентированные задачи (8 ч)

Текстовые задачи:

2.1. Задачи «на движение»;

2.2. Задачи «на работу»;

2.3. Задачи «на проценты»;

2.4. Задачи «на сплавы и смеси».

2.5. Задачи, условие которых задано графически, диаграммами.

Аннотация к разделу: решение текстовых сюжетных задач алгебраическим способом различного уровня сложности; задачи на движение различного рода: по воде, навстречу друг другу, в противоположных направлениях, движение "по кругу"; решение задач на различные виды работ: на количество, совместную работу;

3. Геометрические задачи (12 ч)

Тригонометрия прямоугольного треугольника. Площади. Решение планиметрических задач. Решение стереометрических задач. Координатный метод решения геометрических задач

4. Задачи повышенной сложности (8 ч)

Решение математических задач различными методами (комбинированными методами).


7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

п/п

Тема раздела. Тема урока

Виды учебной деятельности

Кол-во часов

1

Расчетные задачи прикладного характера


Объяснение учителя. Самостоятельная работа. Беседа по вопросам учителя. Иллюстрация.

6

2

Практико-ориентированные задачи


Объяснение учителя. Самостоятельная работа. Беседа по вопросам учителя. Иллюстрация.

8

3

Геометрические задачи


Объяснение учителя. Самостоятельная работа. Беседа по вопросам учителя. Иллюстрация. Работа с чертежными инструментами

12

4

Задачи повышенной сложности

Объяснение учителя. Самостоятельная работа. Беседа по вопросам учителя. Иллюстрация. Обобщение и систематизация знаний.

8



Итого

34



8. Материально-техническое обеспечение

Список используемой литературы

  1. Иванов М.А. Математика без репетитора: 800 задач с ответами и решениями для абитуриентов. – М: Вентана-Графф,2002.

  2. Доброва О.Н. Задания по алгебре и началам анализа: Пособие для учащихся 9-11 кл. обще­образовательных учреждений – М.: Просвещение, 1996 .

  3. Задачи по алгебре и началам анализа: Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ СМ. Саакян, A.M. Гольдман, Д.В. Денисов. – М.: Просвещение 2003 г.

  4. Задания для подготовки к выпускному экзамену по алгебре и началам анализа: Кн. Для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений / Е.А. Семенко, С.Д. Некрасов и др. – М.: Просвещение, 1997 г.

  5. Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г. Практикум по решению математических задач: Алгебра. М., 1984.

  6. Костко О.К. Механика: методы решения задач. Учебное пособие. М.: Лист, 1998. – 22с.

  7. Мерзляк А.Г. и другие «Алгебраический тренажёр: Пособие для школьников и абитуриентов – Киев «А.С.К.»1997г.

  8. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы. Под ред. Сканави. – М:1996г

  9. Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы.: Учеб. пособие. Дыбов П.Т. и др. под ред. Прилепко – М.: Высш. школа,1983 г.

  10. Система тренировочных задач и упражнений по математике/Симонов А.Я. и др. – М.: Просвещение,1991г.

  11. Фальке Л.Я. Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе: Учебно-методические материалы. – М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола,2005.- 120с.

  12. Цыпкин А.Г., Пинский А.И. Справочник по методам решения задач по математике для средней школы. – М.: Наука,1989 г.

  13. Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. Математика: интенсивный курс подготовки к экзамену. – М.: Рольф 1997г.

  14. Шарыгин И.Ф. Математика для поступающих в ВУЗы: Учеб. пособие – М.: «Дрофа»,1997г.

  15. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учебное пособие для 10 класса средней школы. М., 1989.

  16. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учебное пособие для 11 класса средней школы. М., 1989.





Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по математике «Решение текстовых задач по математике»

в 11 классе на 2020-2021 учебный год

№ п/п

Дата

план.

Дата

факт.

Тема раздела, тема урока (занятия)

Планируемые результаты

1



Арифметические задачи на деление с остатком на округление с избытком и недостатком   Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

в личностном направлении:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • способность к эмоциональному восприятию математи­ческих объектов, задач, решений, рассуждений;

в метапредметном направлении:

    • умение видеть математическую задачу в контексте проб­лемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

    • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представ­лять ее в понятной форме, принимать решение в условиях не­полной и избыточной, точной и вероятностной информации;

    • умение понимать и использовать математические сред­ства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

    • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и созда­вать алгоритмы для решения учебных математических проб­лем;

    • умение планировать и осуществлять деятельность, на­правленную на решение задач исследовательского характера;

в предметном направлении:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основ­ным разделам содержания, представление об основных изуча­емых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моде­лях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

  • умение работать с математическим текстом (анализиро­вать, извлекать необходимую информацию), грамотно приме­нять математическую терминологию и символику, использо­вать различные языки математики;

  • умение проводить классификации, логические обосно­вания, доказательства математических утверждений;

  • овладение геометрическим языком, умение использо­вать его для описания предметов окружающего мира, разви­тие пространственных представлений и изобразительных уме­ний, приобретение навыков геометрических построений;

  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач.

2



Арифметические задачи на "удачный выбор" Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

3



Арифметические задачи на "удачный выбор" Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

4



Задачи на вычисление вероятности событий Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

5



Задачи на вычисление вероятности событий Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

6



Задачи на вычисление вероятности событий Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

7



Задачи «на движение», задачи «на работу» Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

8



Задачи «на движение», задачи «на работу» Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

9



Задачи «на движение», задачи «на работу» Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

10



Задачи «на проценты» Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

11



Задачи «на проценты» Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

12



Задачи «на сплавы и смеси» Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

13



Задачи «на сплавы и смеси» Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

14



Задачи, условие которых задано графически, диаграммами Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

15



Тригонометрия прямоугольного треугольника Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

16



Тригонометрия прямоугольного треугольника Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

17



Тригонометрия прямоугольного треугольника Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

18



Площади Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

19



Площади Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

20



Решение планиметрических задач Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

21



Решение планиметрических задач Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

22



Решение стереометрических задач Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

23



Решение стереометрических задач Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

24



Решение стереометрических задач Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

25



Координатный метод решения геометрических задач Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

26



Координатный метод решения геометрических задач Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

27



Планиметрические задачи повышенной сложности Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

28



Планиметрические задачи повышенной сложности Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

29



Планиметрические задачи повышенной сложности Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

30



Планиметрические задачи повышенной сложности Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

31



Стереометрические задачи повышенной сложности Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

32



Стереометрические задачи повышенной сложности Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

33



Стереометрические задачи повышенной сложности Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)

34



Стереометрические задачи повышенной сложности Использование   достаточного   уровня   наглядности   и различных форм речи (устной, письменной)



12