Принято: методическим объединением учителей русского языка (протокол №___ от _____ 2020 г ) | Утверждено: В составе ООП НОО МБОУ – Верх – Ирменская СОШ Решением педагогического совета (протокол № ___ от ______ 2020 г) |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ордынского района Новосибирской области –
Верх-Ирменская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А. И. Демакова
Адаптированная рабочая программа
коррекционно - развивающих занятий
«Говори и пиши правильно»
(развитие речи),
для обучающихся 5 классов с задержкой психического развития (вариант 7.1, 7.2) начального общего образования
Срок реализации 1 год
| Составитель: Григорчикова С.А.., учитель начальных классов |
С. Верх-Ирмень, 2020 год
Пояснительная записка:
Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий
«Говори и пиши правильно» (развитие речи) разработана на основе:
- Закона «Об образовании в РФ» 273-ФЗ;
- Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (протокол от 8апреля 2015г. № 1/15)
- Основной образовательной программы общего образования – МБОУ Верх – Ирменской СОШ;
- СанПин2.4.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 №189);
- Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (утверждѐн приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1897 в ред. Приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»);
-Примерных основных образовательных программ основного общего образования http://fgosreestr.ru (Одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протоколы от 08.04.2015 №1/15; от 12.05.2015 №2/16);
- Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др.]. – 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.
- Адаптированной образовательной программой основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ- Верх-Ирменской СОШ (Вариант 7.1, 7.2)
Целями коррекционно-развивающих занятий «Говори и пиши правильно» (развитие речи) являются:
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза,
формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы;
Достижение поставленных целей изучения предмета реализуется через решение ряда практических задач:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
На коррекционно-развивающие занятия «Говори и пиши правильно» (развитие речи), согласно учебного плана МБОУ Верх-Ирменская СОШ, в 5 классе отводится 0,5 час в неделю, всего 17,5 часа. В 5 классе –35 учебных недель.
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов за год |
5 класс | 0,5 | 17,5 |
| | |
Планируемые результаты изучения курса «Русский язык».
Класс | Личностные УУД | Метапредметные УУД | Предметные УУД |
5класс | Личностные результаты: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. | Метапредметные результаты Регулятивные УУД Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. Познавательные УУД Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений; определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям. Коммуникативные УУД Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; | Ученик научится: Различать понятия «язык» и «речь», виды речи и формы речи: монолог (монолог- описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование), диалог; распознавать основные признаки текста, условия членения текста на абзацы; использовать абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части; распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова); использовать их при создании собственного текста (устного и письменного); владеть различными видами аудирования: выборочным, детальным – научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи; восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец; соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета; уметь употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы в речевых формулах приветствия, прощания, просьбы, благодарности; распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); выделять словосочетания; различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; простые неосложненные предложения; предложения, осложненные однородными членами, обращением; сложные предложения; предложения с прямой речью; характеризовать интонацию предложения; определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения; Ученик получит возможность научиться: осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом; участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 2 реплик; |
2.Содержание учебного курса
Речь и речевая деятельность.
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей: научного, языка художественной литературы.
Текст
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, идея. Формы речи: диалог. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Основные лингвистические словари.
Работа со словарной статьей.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме. Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков)
5.Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов). Морфологический анализ слова.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Предложения простые и сложные. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, и раздельные написания. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, в диалоге. Соблюдение основных пунктуационных норм.
3.Тематическое планирование
Наименование раздела ( темы) | Общее количество часов: |
1. Речь. Речевая деятельность | 2 |
2. Культура речи | 2 |
4. Фонетика, орфоэпия и графика | 2 |
5. Морфемика и словообразование | 2 |
6. Лексикология и фразеология | 2 |
7. Морфология Из них: | |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
8. Синтаксис Из них: | |
| 1 |
| 1 |