СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа окружающий мир 2 класс( ЗПР)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа 2 класс окружаюий мир ( ЗПР)

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа окружающий мир 2 класс( ЗПР)»


I. Пояснительная записка учебного предмета

Адаптированная программа по окружающему миру во 2 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов современного российского образования:

1. Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598);

2. СанПина 2.4.2 2821 – 10 « Санитарно – эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ( утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюстре России 3 марта 2011 г. Регистрационный номер 19993);

3. Положение об инклюзивном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья; с учётом : Адаптированной основной образовательной программой НОО для детей с ОВЗ ( ЗПР ) вариант 7.2

4. Письмо министерства образования и науки Самарской области № МО – 16 -09 – 01/ 711-ТУ от 24.08.2017 г. « Об организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Самарской области»

5. Устав ГБОУ ООШ с. Михайло - Овсянка

6. Учебного плана ГБОУ ООШ с. Михайло-Овсянка на 2019-2020 учебный год

При организации образовательного процесса используется учебник для учащихся 2 классов начальной школы: А.А. Плешаков «Окружающий мир» - Москва, «Просвещение», 2018.

Целью данного курса является воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества, развитие базовых способностей обучающихся на основе системно- деятельностного подхода в образовании.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

-сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

-сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

-способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;

-развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.



II. Общая характеристика учебного предмета

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред­мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате­матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра­ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже­нию окружающего мира.

Этот предмет, как никакой другой, способствует формированию картины природного и социального мира. Коррекционно-развивающее значение предмета было показано работами С.Г. Шевченко. Обучающиеся с ЗПР преимущественно не умеют:

-вести отдельные наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, не могут вспомнить и словесно обозначить даже то, что они многократно видели;

-задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях;

-целенаправленно сравнивать предметы, объекты, явления;

-выделять существенные и не существенные признаки в различных объектах и явлениях окружающей действительности.

Практическая направленность этого учебного предмета может способствовать повышению сниженной познавательной активности обучающихся с ЗПР, пробуждению интереса к природному и социальному окружению. Через предметное содержание у детей формируется элементарная система знаний о природе о природе и обществе. Помимо этого достигаются запланированные личностные результаты образования: осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, своей этнической и национальной принадлежности, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет имеет важное значение. Младший школьный возраст является периодом, когда у обучающихся с ЗПР растут возможности использования знаково-символических средств в качестве опор для запоминания, воспроизведения, организации мыслительных процессов.

Основное значение имеет естественнонаучный характер предоставляемых знаний. Последнее ложится в основу для формирования научного мировоззрения.

Учебный материал по большинству тем способствует коррекции существенных недостатков мыслительных операций. Он предполагает наличие обобщенных представлений о видах животных – выделение общих признаков насекомых, птиц, зверей. Активизируются также операции анализа, сравнения.

Предмет «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для улучшения учебных высказываний, преодоления речевой инактивности детей с ЗПР. Весьма полезным является использование IT-технологий (специальных компьютерных инструментов, позволяющих детям уточнять представления об окружающем мире с помощью анимированной наглядности). Все в совокупности призвано активизировать у обучающихся познавательный интерес, побуждать их к выполнению различных заданий.

Изучение предмета «Окружающий мир» связано с программой формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также программой духовно-нравственного развития (воспитания) поскольку с их помощью решаются общие задачи социализации ребенка. Практическая ориентация изучаемой тематики способствует формированию сферы жизненной компетенции.

Свою рабочую программу я адаптирую через методику работы на уроке. В процесс обучения я включаю раз­нообразные формы, методы и мето­дические приемы.

Я использую современные педагогические технологии: демонстрационные презентации, показ документальных фильмов, диалогическое обучение, проблемное обучение, метод проектов.

На уроке реализую индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы, словесные, практические занятия, творческие работы, поисковые задания, рассмотрение ситуаций и их анализ, дидактические игры стимулирующие познавательный интерес: игры, кроссворды, занимательные упражнения, задания – шутки.

При реализации программы я использую разнообразные методы и методические приёмы:

  1. Выстраиваю материал урока таким образом, чтобы каждое последующее задание вытекало из предыдущего (для преодоления сложности в переключении внимания с одного задания на другое).

  2. Соблюдаю в определении объема изучаемого материала принцип необходимости и достаточности.

  3. Урок планирую так, чтобы мальчику были доступны все компоненты самостоятельной деятельности: осмысление цели, самоконтроль, сопоставление конечного результата работы с заданной целью, использование справочного материала учебника.

  4. Оказываю мальчику помощь в проведении опытов, наблюдений, в выполнении практических работ.

  5. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал объясняют ему на индивидуальных занятиях.

  6. Использую дополнительные наводящие вопросы, особое значение придаю практической направленности изучаемого материала, опираюсь на жизненный опыт ребёнка.

  7. Часто предлагаю алгоритм выполнения заданий на самостоятельных работах, работе с учебником, устных ответах.

  8. Распознаем природные объекты с помощью атласа-определителя.

  9. Работаем со специальной тетрадью по окружающему миру.

  10. Использую наводящие вопросы при повторении пройденного и изучении нового материала.

  11. Коллективно составляем план устного и письменного ответа.

  12. Уделяю особое внимание работе по предупреждению ошибок: четко произношу слова, возникшие ошибки не просто исправляю, а обязательно разбираем совместно с ребенком.

  13. Ежедневно провожу словарную работу: объясняю трудные для понимания и написания слова, словосочетания, формулировки.

  14. Использую прием проговаривания основных терминов и определений.

  15. При изучении учебного материала использую наглядность: картинные планы, опорные, обобщающие схемы, карточки – помощницы.

  16. При выполнении самостоятельных заданий оказываю направляющую помощь (ссылка на таблицу, правило, записи в тетради).

  17. Подчеркиваем заглавные буквы, делим слова на слоги, ставим ударение.

  18. Особое внимание уделяю самопроверке, учу оценивать свою работу, объяснять, почему ту или иную работу он считает лучшей. Проверку заданий осуществляем по алгоритму.

  19. Обучаю приемам умственной деятельности и учебной работы; применяю проблемно-поисковые методы обучения.

  20. Дифференцирую задания с целью предоставления возможности освоения по­сильного для восприятия обучающимися материала соответственно их спо­собностям и возможностям, для орга­низации коррекционной индивиду­альной работы.

  21. При выполнении проверочной, а иногда и контрольной работы разрешаю мальчику пользоваться ра­бочими тетрадями и учебниками.

  22. При планировании уроков использую рекомендации педагога-психолога и логопеда. Для предупреждения быстрой утомляемости переключаю ребенка с одной деятельности на другую.


III. Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на­чальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчита­на на 270 ч: 1 класс — 66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 клас­сы — по 68ч (34 учебные недели).

IV. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмет

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных и предметных результатов.

Личностные:

К окончанию 2 класса у ребенка будут сформированы:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные:

  • Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

  • Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

  • Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

  • Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

  • Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире

Календарно-тематическое планирование ( 68 ч.)


п/п

Дата


Тема урока

Формы организации учебной деятельности

Основные виды учебной деятельности

План

Факт

Раздел 1 «Где мы живём» ( 4 ч.)

1



Родная страна.


Урок изучения нового материала.


Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить; различать государственные символы России;

Анализировать информацию учебника; различать национальные языки и государственный язык России; извлекать из различных источников сведения о символах России.

2



Город и село. Родное село.

Комбинированный урок.

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить; сравнивать город и село; рассказывать о своём доме по плану;

Формулировать выводы; распределять обязанности по выполнению проекта; собирать информацию о выдающихся земляках; проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов; оценивать свои достижения.

3



Природа и рукотворный мир. Где мы живём.


Урок изучения нового материала.


Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить;

Различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

Работать в паре и группе; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

4



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»


Урок контроля

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

Определять «свой адрес» в мире; работать в паре: сравнивать звёзды и планеты;

Анализировать схему в учебнике, находить на ней нашу планету; называть свой домашний адрес; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы, выполнять тестовые задания учебника; и оценивать свои достижения.

Раздел 2 «Природа» ( 20 ч.)

5



Неживая и живая природа.


Урок - исследование


Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить; классифицировать объекты природы по существенным признакам; различать объекты неживой и живой природы; устанавливать связи м/у живой и неживой природой;

работать в паре.

6



Явления природы

Урок изучения нового материала.


Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

работать в паре: различать объекты и явления природы; приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева.

7



Что такое погода?


Комбинированный урок.

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить; наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;

характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; приводить примеры погодных явлений; сопоставлять научные и народные предсказания погоды;

работать со взрослыми: составить сборник народных примет своего народа.

8



В гости к осени.

Экскурсия .


Урок-экскурсия.

Наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязи между ними, формулировать выводы.

9



Неживая природа осенью.

Комбинированный урок.

Наблюдать изменения в неживой природе осенью, формулировать выводы. Рассказывать об осенних явлениях в неживой природе. Вести дневник наблюдений за погодой.

10



Живая природа осенью. Перелётные птицы.



Комбинированный урок.

Наблюдать изменения в живой природе осенью, формулировать выводы. Рассказывать об осенних явлениях в живой природе. Вести дневник наблюдений.

11



Звёздное небо.



Урок- исследование.

Находить на рисунке знакомые созвездия, моделировать созвез- дия Ориона, Лебедя, Кассиопеи, формулировать выводы.

12



Заглянем в кладовые Земли.

Урок развития умений и навыков.

Исследовать с помощью лупы состав гранита, различать гор - ные породы, формулировать выводы. Работать в паре.

13



Про воздух.



Урок изучения нового материала.


Рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека.


14



Вода в жизни человека.



Урок изучения нового материала.


Рассказывать о значении воды для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания водных просторов на человека.

15



Какие бывают растения?

Практическая работа

Урок-практика.

Устанавливать по схеме различия между группами растений, классифицировать растения и делать самопроверку, приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края.

16



Какие бывают животные?

Проверочная работа.



Контрольно- обобщающий урок.


Соотносить группы животных и их существенные признаки, знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию, выступать с сообщениями. Сравнивать животных. Выявлять зависимость между строением тела животного и местом его обитания.

17



Невидимые нити в природе.

Урок изучения нового материала.


Моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей.

18



Дикорастущие и культурные растения.

Практическая работа

Урок развития умений и навыков.

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; приводить примеры, находить и обсуждать новую информацию. Формулировать выводы. Работать в парах.

19



Дикие и домашние животные.



Урок изучения нового материала.


Сравнивать и различать диких и домашних животных; моделировать значение домашних животных для человека. Формулировать выводы. Работать в парах.

20



Комнатные растения.

Практическая работа

Урок развития умений и навыков.

Узнавать комнатные растения на рисунках; осуществлять самопроверку. Оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. Работать в группе.

21



Животные живого уголка. Про кошек и собак.

Практическая работа

Урок развития умений и навыков.

Рассказывать о животных живого уголка и особенностях ухода за ними. Определять породы кошек и собак; обсуждать роль кошек и собак в хозяйстве человека. Работать в группах.

22



Красная книга.



Урок-проект.

Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране. Работать в группах.

23



Будь природе другом.



Комбинированный урок.

Анализировать факты, угрожающие живой природе, знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил и предлагать свои правила. Работать в группах.

24



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

Контрольно- обобщающий урок.

Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов.

Раздел 3 «Жизнь города и села» (10 ч.)

25



Что такое экономика?



Урок изучения нового материала.


Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану, моделировать взаимосвязи отраслей экономики, читать тексты, находить в них ответы на поставленные вопросы.

26



Что из чего сделано? За покупками.



Урок изучения нового материала.


Классифицировать предметы по характеру материала, прослеживать производственные цепочки, моделировать их и составлять рассказ.

27



Как построить дом.

Урок изучения нового материала.


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

28



Строительство и транспорт. Виды транспорта.


Урок изучения нового материала.


Рассказывать о строительстве городского и сельского домов. Узнавать по фотографиям виды транспорта и классифицировать его.

29



Культура и образование. Все профессии важны.

Урок-игра.

Различать учреждения культуры и образования, узнавать их и приводить примеры.

30



Все профессии важны. Проект «Профессии».

Урок изучения нового материала.


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать. Работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях. Обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни.

31



В гости к зиме . Экскурсия .



Урок-экскурсия.

Наблюдать над зимними природными явлениями. Обсуждать зимние явления за прошедший день, исследовать пласт снега и выявлять зависимость от чередования оттепелей, снегопадов и морозов.

32



Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц.



Урок изучения нового материала.


Обобщить наблюдения над зимними природными явлениями. Формулировать правила поведения на улице зимой. Работать с текстами учебника, делать выводы.

33



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

Контрольно-обобщающий урок.

Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов.

34



Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села».

Урок обобщения и систематизации.

Выполнять тестовые задания. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Раздел 4 «Здоровье и безопасность» (9 ч.)

35



Строение тела человека.


Урок изучения нового материала.

Называть и показывать внешние части тела человека, определять на страницах учебника или на муляже положение внутренних органов.

36



Если хочешь быть здоров.


Урок развития умений и навыков.

Рассказывать о своём режиме дня, составлять рациональный режим дня школьника. Обсуждать сбалансированное питание школьника, формулировать правила личной гигиены.

37



Берегись автомобиля! Практическая работа

Урок развития умений и навыков.

Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов, моделировать сигналы светофора. Практически учиться соблюдать правила дорожной безопасности.

38



Домашние опасности.



Урок изучения нового материала.

Объяснять с опорой на иллюстрацию учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций, формулировать правила безопасности в быту.

39



Пожар.



Комбинированный урок.

Характеризовать пожароопасные предметы, запомнить правила предупреждения пожара, моделировать вызов пожарной охраны по мобильному и обычному телефону по номеру МЧС.

40



На воде и в лесу.


Урок изучения нового материала.

Характеризовать потенциальные опасности в лесу, определять с помощью дополнительной литературы опасных насекомых.

41



Опасные незнакомцы.

Урок изучения нового материала.

Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми; предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, запомнить правила поведения при контактах с незнакомцами. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

42



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

Контрольно-обобщающий урок.

Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов.

43



Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность».

Урок обобщения и систематизации.

Выполнять тестовые задания. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Раздел 5 «Общение» (7 ч)

44



Наша дружная семья.



Комбинированный урок.

Формировать понятие «культура общения», рассказывать о семейных взаимоотношениях, моделировать ситуации семейной трапезы.

45



Проект «Родословная»

Урок изучения нового материала.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Договариваться и приходить к общему решению; допускать возможность существования других точек зрения.

46



В школе.



Комбинированный урок.

Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, в школе. Обсуждать вопрос о культуре общения в школе, моделировать различные ситуации.


47



Правила вежливости.



Комбинированный урок.

Обсуждать, какие правила вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения. Формировать правила поведения, моделировать ситуации общения в различных ситуациях.

48



Ты и твои друзья.


Урок развития умений и навыков.

Обсуждать морально-эстетические аспекты дружбы, правила поведения за столом. Формулировать правила этикета в гостях. Моделировать различные ситуации за столом.

49



Мы – зрители и пассажиры.


Урок развития умений и навыков.

Обсуждать правила поведения в театре, в общественном транспорте, формулировать их на основе иллюстраций учебника.

50



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

Урок обобщения и систематизации.

Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов.

Раздел 6 «Путешествия» (17 ч.)

51



Посмотрите вокруг.



Урок изучения нового материала.

Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; находить на схеме и называть указанные стороны горизонта.

52



Ориентирование на местности.


Урок изучения нового материала.

Находить ориентиры на рисунке учебника, на дороге от дома до школы, в своём городе. Знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним. Знакомиться со способами ориентирования по местным признакам.

53



Для чего нужен компас?

Практическая работа .


Урок развития умений и навыков.

Практическая работа в паре: знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приёмы ориентирования по компасу. Знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

54



Формы земной поверхности.


Урок изучения нового материала.

Сопоставлять фотографии равнин и гор, анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе. Сравнивать по схеме гору и холм, описывать красоту гор.

55



Водные богатства.



Урок изучения нового материала.

Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения. Анализировать схему частей реки.

56



В гости к весне. Экскурсия..



Урок-экскурсия.

Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, появлением первых птиц и т.д., используя дополнительную литературу. Формулировать выводы о весенних явлениях природы.

57



Путешествие по родной стране.


Комбинированный урок.

Сравнивать изображение России на глобусе и карте, осваивать приёмы чтения карты, учиться правильно показывать объекты на настенной карте.

58



Что такое карта и как её читать? Практическая работа .

Урок развития умений и навыков.

Учиться правильно показывать объекты на настенной карте, осваивать приёмы чтения карты.

59



Путешествие по Москве.

Московский Кремль.



Урок- путешествие.

Находить Москву на карте России, знакомиться с планом Москвы. Обсуждать значение Московского Кремля для каждого россиянина, извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Москвы.

60



Город на Неве.



Урок- путешествие.

Находить Санкт-Петербург на карте России, знакомиться с планом Санкт-Петербурга. Извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Санкт-Петербурга.

61



Путешествие по Оке.



Комбинированный урок.

Рассказать по фотографиям в учебнике о достопримечательностях городов на Оке. Моделировать в виде схемы, чем знаменит каждый из городов на Оке.

62



Путешествие по планете.


Комбинированный урок.

Сравнивать глобус и карту мира, находить, называть и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны.

63



Страны мира.


Урок- исследование.

Сравнивать политическую и физическую карты мира. Приводить примеры стран, расположенных на разных материках.

64



Путешествие в космос.


Комбинированный урок.

Работать с готовыми моделями – глобусом и картой. Изучать дополнительную информацию о звёздах, планетах, метеоритах. Выявить главные факторы жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Выполнять тестовые задания.

65



Обобщающий урок по теме «Путешествие».


Урок обобщения и систематизации.

Обобщить знания по теме «Путешествие». Выполнять тестовые задания.

66



Впереди лето.



Урок-экскурсия

Приводить примеры летних явлений в живой и неживой природе, определять цветущие травы с помощью дополнительной литературы.

67



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»


Урок обобщения и систематизации.

Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов.

68



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»







14