Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» составлена на основе примерной программы по музыке, включённой в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образования в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) и в соответствии с программой «Музыка» И.А. Буравлевой, из сборника Программ для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
1. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19.15.2014 г. №1598 «Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
2.Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19.15.2014г. № 1599 «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3.Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016г. № ВК-452/07).
4.Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253)
5. Учебный план ВООП МКОУ «Вишневская ООШ» на 2021-2022 учебный год.
6. Положение о рабочих программах учебных предметов в МКОУ «Вишневская ООШ»
«Музыка» - учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Цель: Приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
-накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями).
-приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.
-развитие способностей получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкальной деятельности.
-формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника.
-развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается композиционностью, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 4 класса разработана с учётом особенностей познавательной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии и способствует их умственному развитию; содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний, который необходим им для социальной адаптации.
Распределение изучаемого материала представлено концентрически с учетом познавательных, возрастных и коммуникативных возможностей учащихся. Материалы разделов «Пение», «Слушание музыки», «Элементы музыкальной грамоты», «Игра на музыкальных инструментах детского оркестра» распределены по урокам на весь учебный год. Частично учебный материал дополнен резервом из раздела «Дополнительный материал».
Посредством музыкальной деятельности дети накапливают свой собственный музыкальный опыт, из которого постепенно формируются и собственные музыкальные потребности детей, расширяется их кругозор, появляется определённый музыкальный вкус. Участие детей с нарушением интеллекта в художественной деятельности даёт им нравственный и эстетический опыт и укрепляет их веру в собственные силы.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом образовательного учреждения учебный предмет "Музыка" изучается в 4 классе по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 35 часов.
Базовые учебные действия в 4 классе
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью реализуется в процессе всего школьного обучения.
Задачи:
-формирование мотивационных компонентов учебной деятельности;
-овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
-развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организационную деятельность педагога.
Личностные учебные действия:
-осознание себя, как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением.
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
– положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Коммуникативные учебные действия:
-вступать в контакт и работать в коллективе;
-использование принятых ритуалов социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;
-сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
-договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением большинства конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.
Познавательные учебные действия:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо-родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;
-наблюдать, работать с информацией.
Предметные учебные действия:
-самостоятельно исполнять выученные песни;
-иметь представление о значении динамических оттенков;
-знать музыкальные инструменты и их звучание (домра, гармонь, трещотка, деревянные ложки);
-соблюдать особенности мелодического голосоведения (плавно,отрывисто, скачкообразно);
-петь хором, выполняя требования художественного исполнения;
-отчётливо произносить текст в медленном и умеренном темпе;
-выразительно исполнять песни, контролировать качество пения;
-уверенно использовать навыки игры на музыкальных инструментах детского оркестра.
Содержание учебного предмета
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объёме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
Основные разделы программы: «Пение», «Слушание музыки», «Элементы музыкальной грамоты», «Игра на музыкальных инструментах детского оркестра».
Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.
Пение
Вокально-хоровая работа
Работа над кантиленой. Ясное произношение текста в песнях подвижного характера. Слаженное пение хором и сольно. Работа над чистотой унисона. Выразительное исполнение выученных песен. Правильное формирование гласных и согласных звуков при пении. Развитие устойчивости унисона. Работа над артикуляцией. Работа над художественным образом песни. Соблюдение темпа и ритма песни.
Формирование элементарных музыкальных навыков
Развитие умения петь песни без сопровождения. Определение направления мелодии. Особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно). Применение навыков певческого дыхания. Расширение певческого диапазона. Развитие музыкального слуха и чувства ритма.
Слушание музыки
Восприятие музыки
Сказочные сюжеты в музыке. Н.Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила». Э.Григ «В пещере горного короля. Шествие гномов». Расширение кругозора учащихся. П.Чайковский «Баба Яга» из «Детского альбома».
Развитие музыкально-слуховых представлений
Формирование музыкально-слуховых представлений. Характерные особенности маршей. Народные инструменты: домра, баян, гармонь, деревянные ложки. Звучание и состав народного оркестра. Идейное и художественное содержание патриотических песен. Отличия вокальной и инструментальной музыки.
Элементы музыкальной грамоты
Графическое изображение нот. Использование музыкальной терминологии.
Определение сильной доли по слуху.
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра
Основные приёмы игры на музыкальных инструментах детского оркестра. Исполнение простейших мелодий на металлофоне. Ритмический рисунок в шумовом оркестре.
Тематическое планирование
4класс (35ч)
№ п/п | Разделы программы, темы | Кол-во часов | Основное содержание по темам | Основные виды учебной деятельности |
| Пение | 18 | | |
| Вокально-хоровая работа | 10 | 1.Работа над кантиленой. 2.Ясное произношение текста в песнях подвижного характера. 3.Слаженное пение хором и сольно. 4.Работа над чистотой унисона. 5.Выразительное исполнение выученных песен. 6. Правильное формирование гласных и согласных звуков при пении. 7.Развитие устойчивости унисона. 8.Работа над артикуляцией. 9. Работа над художественным образом песни. 10. Соблюдение темпа и ритма песни. | Уметь правильно произносить текст в разнохарактерных песнях. Уметь петь хором и сольно. Следить за чистотой интонации при пении. Соблюдать темп и ритм песни. |
Формирование элементарных музыкальных навыков | 8 | 1.Развитие умения петь песни без сопровождения. 2.Определение направления мелодии. 3.Особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно). 4.-5.Применение навыков певческого дыхания. 6. Расширение певческого диапазона. 7-8. Развитие музыкального слуха и чувства ритма. | Быть внимательными при пении без сопровождения. Понимать особенности мелодического голосоведения. Удерживать ритмический рисунок песни. |
2 | Слушание музыки | 10 | | |
| Восприятие музыки | 4 | 1.Сказочные сюжеты в музыке. Н.Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». 2.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила». 3.Э.Григ «В пещере горного короля. Шествие гномов». 4.Расширение кругозора учащихся. П.Чайковский «Баба Яга» из «Детского альбома». | Уметь осмысленно и внимательно слушать музыку. Быть готовым к эстетическому восприятию искусства. |
| Развитие музыкально-слуховых представлений | 6 | 1.Формирование музыкально-слуховых представлений. 2.Характерные особенности маршей. 3.Народные инструменты: домра, баян, гармонь, деревянные ложки. 4.Звучание и состав народного оркестра. 5. Идейное и художественное содержание патриотических песен. 6.Отличия вокальной и инструментальной музыки. | Определять по характеру музыкальные произведения. Знать народные инструменты. Слышать и понимать идейное содержание маршей, патриотических песен. Различать вокальные и инструментальные произведения. |
3 | Элементы музыкальной грамоты | 3 | 1.Графическое изображение нот. 2.Использование музыкальной терминологии. 3.Определение сильной доли по слуху. | Знать графическое изображение нот. Уметь высказываться о музыке грамотным языком. Определять сильную долю по слуху. |
4 | Игра на музыкальных инструментах детского оркестра | 4 | 1.Основные приёмы игры на музыкальных инструментах детского оркестра. 2.-3.Исполнение простейших мелодий на металлофоне. 4.Ритмический рисунок в шумовом оркестре. | Знать основные приёмы игры на музыкальных инструментах детского оркестра. Применять навыки игры на металлофоне. |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Печатные пособия |
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой; раздел «Музыка» И. А. Буравлева. Москва «Просвещение» 2011 год. П.И. Чайковский «Детский альбом». Ред. К. Сорокина .1980 г. |
Экранно-звуковые пособия |
1.Аудиозаписи музыкальных произведений в исполнении детских хоров, народного и симфонического оркестра. 2.Видеозаписи музыкальных фильмов, фрагментов опер и балетов, выступлений творческих коллективов. |
Технические средства обучения |
1.Мультимедийный комплекс. 2.Музыкальная аппаратура. |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
1.Набор музыкальных инструментов детского оркестра. |
Натуральные объекты |
1. Флажки. 2. Ленты. 3.Игрушки зверей. 4.Перчаточные куклы. |
Демонстрационные пособия |
1. Комплект портретов русских и зарубежных композиторов 2. Дидактический материал «Волшебная шкатулка». 2. Дидактический материал «Музыкальное домино». 3. Ноты. |
Музыкальные инструменты |
1.Фортепиано. 2.Аккордеон. |