Приложение
к основной образовательной программе
среднего общего
образования
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Природоведение»
для 6 класса
Составитель: Чучалина К.В., учитель биологии
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовых документов:
1. Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
2.Закона РФ от 18.07.1996 «Об образовании лиц с ОВЗ»
3.Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1599 2Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями).
4.СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10.06.2015 г. №26
5. Авторской программы по учебному предмету «Природоведение» Т.М.Лифановой, Е.Н.Соломиной, входящей в Рабочие программы по учебным предметамФГОс образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями 5-9 класс.М.: Просвещение-2019 г.
Основными целями рабочей программы являются:
- подготовка учащихся к усвоению естествоведческих, географических и исторических знаний на последующих этапах обучения;
- формирование элементарного понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений;
- формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета;
- воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
- сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
- демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
- формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
- воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
- воспитание социально значимых качеств личности.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы на 2020 -2021 учебный год на изучение учебного предмета отведено 2 часа в неделю , 70 часов в год. Срок реализации программы один учебный год (6 класс).
Используемый учебник: «Природоведение.6класс»: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина- 6-е издание. М.: Просвещение,2019 г.-191 с.
Курс включает раздел: «Неживая природа». По этому разделу предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с ограниченными возможностями здоровья, о неживой природе. Поскольку преподавание данного предмета направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития обучающихся, в процессе знакомства с неживой природой необходимо развивать наблюдательность, речь, мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимосвязь живых организмов с неживой природой, взаимосвязь человека с неживой природой, влияние на нее. В 6 классе обучающиеся знакомятся с отличительными признаками неживой природы. Особое внимание здесь уделяется экологическим проблемам, связанным с загрязнением окружающей среды и демонстрации пути их решения человеком.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные:
положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений;
готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки учителя;
понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения друг к другу её членов;
обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре;
уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
понимание важности здорового образа жизни.
Регулятивные:
организовывать свою деятельность;
принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с решаемыми учебно- познавательными, учебно – практическими, экспериментальными задачами;
действовать по инструкциям учителя или данным в учебнике;
Познавательные:
осуществлять поиск информации из материалов учебника (текстов и иллюстраций);
понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной;
применять для решения задач (под руководством учителя)логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
наблюдать и сопоставлять, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы;
Коммуникативные:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
отвечать на вопросы, озвучивать свою точку зрения;
строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Предметные:
правильно называть изученные объекты и явления;
различать растения сада, огорода, леса, поля, их названия, различать культурные и дикорастущие растения, знать правила ухода за растениями сада;
различать плоды и семена растения;
различать диких и домашних животных, птиц, описывать их образ жизни, определять их значение в жизни человека;
знать о зависимости сезонных изменений в живой природе, от изменений, происходящих в неживой природе;
названия времён года, уметь описать их основные признаки.
Развитие жизненной компетенции:
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
Овладение навыками коммуникации;
Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Основные направления коррекционной работы:
Развитие зрительного восприятия и узнавания;
Развитие пространственных представлений и ориентации;
Развитие основных мыслительных операций;
Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
Коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
Обогащение словаря;
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Оценка | Базовый уровень | Минимально необходимый уровень |
«5» | Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает понимание материала, может с помощью учитель обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет. | Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает понимание материала, может с помощью учитель обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет с помощью учителя |
«4» | Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в целом правильный, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя | Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в целом правильный, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя |
«3» | Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, и непоследовательно, затрудняется самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощь учителя, нуждается в постоянной помощи учителя. | Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает частичное знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, и непоследовательно, затрудняется самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощь учителя, нуждается в постоянной помощи учителя. |
Содержание
Введение (1ч)
Растительный мир Земли (20 ч.)
Разнообразие растительного мира. Части растения.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).
Деревья, кустарники, травы. Части растения.
Дикорастущие и культурные растения.
Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.
Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.
Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.
Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места произрастания.
Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование.
Комнатные растения. Герань, бегония и др. Уход. Значение.
Береги растения (Почему нужно беречь растения. Красная книга РФ и ЕАО).
Практические работы:
Зарисовки деревьев, кустарников, трав. Выделение составных частей (органов) растений.
Изготовление гербариев отдельных растений.
Сезонные наблюдения за растениями.
Уход за комнатными растениями.
Сбор лекарственных растений, запись правил их использования в тетрадь.
Экскурсия №1: Экскурсия в осенний парк (пришкольный участок)
Межпредметные связи: Окружающий мир, русский язык, математика, основы социальной жизи, ручной труд, изобразительное искусство
Животный мир Земли (27 ч.)
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие).
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид, среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.
Земноводные. Лягушки, жабы.
Пресмыкающиеся: змеи, ящерицы, крокодилы.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.
Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбки и др. Правила ухода и содержания.
Охрана животных. Заповедники. Красная книга РФ и ЕАО.
Практические работы:
Сезонные наблюдения за животными.
Составление правил ухода за домашними животными.
Составление рассказов о домашних животных.
Межпредметные связи: Окружающий мир, русский язык, география, литература
Человек (21 ч.)
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой доврачебной помощи). Домашняя аптечка.
Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.
Практические работы:
Строение организма человека ( части тела, органы, системы органов)
Составление правил личной гигиены.
Сотавление режима дня.
Оказание первой доврачебной помощи ( обработка ссадин, мелких ран — порезов, наложение пластыря)
Межпредметные связи: Физическая культура, ОБЖ, изобразительное искусство.
Тематическое планирование
№ | Раздел | Кол-во часов | Л.р./Пр.р |
1 | Введение | 1 | |
2 | Растительный мир | 20 | Лр №1 «Строение цветкового растения» Пр.р № 1 «Уход за комнатными растениями» |
3 | Животный мир | 27 | Л.р№2«Внешнее строение насекомых на примере майского жука» Л.р №3 «Внешнее строение рыб» Пр.р №2 «Уход за домашними животными» |
4 | Человек | 21 | Пр.р №3 «Составление режима дня» Пр.р №4 «Оказание первой помощи при тепловом ударе» Пр.р №5 «Оказание первой помощи при кровотечениях (капиллярном, венозном, артериальном)». Пр.р №6 «Оказание первой помощи при ушибах, вывихах и переломах» |
| Итого | 69 | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Л.р (Пр/р) | Основные понятия | Д/З |
Введение (1 час) |
1 | Живая природа: растения, животные, человек. | 1 | | Живая природа. Признаки. Единство жиывой и неживой природы. Природа и человек. | Стр 4-5 |
Раздел 1: Растительный мир (20 часов) |
2, 3 | Разнообразие растительного мира. Среда обитания растений. | 2 | | Растения. Дикорастущие и культурные растения. Среда обитания, хвойный лес, смешанный лес, луг, поле, болото. Значение растений. | Стр.6-11 |
4, 5 | Строение растений | 2 | Лр №1 «Строение цветкового растения» | Органы растения: Цветок, стебель, лист, корень. | Стр. 12-13 |
6, 7 | Растения культурные и дикорастущие | 2 | | Культурные и дикорастущие растения, сорняки. Сорт – это разновидность растений. Садовая и полевая ромашка. | Стр 15-16 |
8 | Лиственные и хвойные деревья | 1 | | Деревья. Признаки лиственных деревьев. Листопад.Дикорастущие и культурные лиственные растения. | стр17-20 |
9 | Кустарники и травы | 1 | | Кустарники, травы — внешний вид. Признаки. | Стр 23--27 |
10 | Лекарственные травы | 1 | | Лекарственные растения: подорожник, крапива, шиповник, алоэ. Лечебные свойства. Правила использования. | Стр 32-34 |
11, 12 | Комнатные растения | 2 | Пр.р №1 «Уход за комнатными растениями» | Комнатные растения. Признаки. Значение для человека. Общие правила ухода. Разнообразие комнатных растений. | |
13, 14, 15 | Растительный мир разных районов Земли | 3 | | Разнообразие растительного мира. Зависимость растительного мира от солнечного тепла. Районы с холодным, умеренным и жарким климатом. | |
16, 17, 18 | Растения нашей страны. Растения ЕАО. | 3 | | Разнообразие растений. Типичные представители тундры (мхи, лишайники), леса (ель сосна, дуб), степи (ковыль, тюльпан), полупустыни и пустыни( саксаул, кактус). | |
19 ,20 | Красная книга России и ЕАО | 2 | | | |
21 | Обобщающий урок по теме «Растительный мир» | 1 | | | |
Раздел 2: Животный мир (27 часа) |
22 ,23 | Разнобразие животного мира. Среда обитания животных. | 2 | | Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). | Стр 49-53 |
24, 25 | Насекомые | 2 | Л.р№2«Внешнее строение насекомых на примере майского жука» | | Стр 56 -58 |
26, 27 | Многобразие насекомых, их значение в природе и жизни человека | 2 | | Стрекоза, жук, пчела, комар, муха, бабочка. | Стр 59 -64 |
28, 29 | Рыбы | 2 | Л.р №3 «Внешнее строение рыб» | Речные, морские , аквариумные рыбы. | Стр 66 -67 |
30 ,31 | Многообразие рыб, их значение в природе и жизни человека | 2 | | Речные, морские , аквариумные рыбы. | Стр 68-71 |
32 | Земноводные: лягушки, жабы. | 1 | | | Стр 72-73 |
33 | Пресмыкающиеся: змеи, ящерицы и крокодилы | 1 | | | Стр 74 -76 |
34, 35 | Птицы. Общие признаки птиц и их внешнее строение. | 1 | | | Стр 78-79 |
36, 37 | Птицы, обитающие вблизи жилья человека: ласточки, воробьи, голуби | 2 | | | Стр 78 -82 |
38 | Птицы пресных водоемов и болот: лебеди, журавли, чайки | 1 | | | Стр 83-85 |
39, 40 | Млекопитающие. Общая характеристика. | 2 | | | Стр 88-89 |
41, 42 | Млекопитающие суши, морей и океанов | 2 | | | Стр 90 -94 |
43, 44 | Домашние животные | 2 | Пр.р №2 «Уход за домашними животными» | | Стр 96-97 |
45, 46 | Сельскохозяйственные животные | 2 | | | Стр 99-105 |
47, 48 | Обобщающий урок по теме «Животный мир нашей планеты. Животные ЕАО. Охрана животных» | 2 | | Заповедник, заказник, красная книга | Стр 122-124, стр 136138 |
Раздел 3: Человек (21 час) |
49, 50 | Общий обзор строения организма человека | 2 | | | Стр 142 -145 |
51, 52 | Системы органов организма | 2 | | Орган, система органов | Стр 146 -147 |
53, 54 | Здоровый образ жизни человека | 2 | | ЗОЖ | Стр 148 -149 |
55 | Промежуточная аттестация за курс 6 класса | 1 | | | Повторить стр 148-149 |
56, 57, 58 | Осанка. Органы чувств. | 3 | | | Стр 151 -155 |
59, 60, 61 | Правила гигиены и охрана органов чувств. Здоровое питание. | 3 | Пр.р №3 «Составление режима дня» | | Стр 156-158 |
62, 63 | Оказание первой медицинской помощи при тепловом ударе и при солнечном ожоге | 2 | Пр.р №4 «Оказание первой помощи при тепловом ударе» | | Стр 166 |
64,65 | Оказание первой помощи при кровотечениях (капиллярном, венозном, артериальном) | 2 | Пр.р №5 «Оказание первой помощи при кровотечениях (капиллярном, венозном, артериальном)». | | |
66 | Оказание первой помощи при переломах | 1 | Пр.р №6 «Оказание первой помощи при ушибах, вывихах и переломах» | | |
67 | Обобщающий урок по теме «Человек и его здоровье» | 1 | | | |
68 | Создание проекта «Мы –выбираем ЗОЖ» | 1 | | | |
69 | Защита проекта «Мы –выбираем ЗОЖ» | 1 | | | |
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета: Природоведение. 6 класс/Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина- 6-е издание. М.: Просвещение,2019.