СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи для обучающихся с ОВЗ (УО) 8 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (УО) в общеобразовательном классе.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи для обучающихся с ОВЗ (УО) 8 класса»

МОУ Ишненская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрена на заседании Утверждаю.

методического объединения Приказ №110 от 30.08.2019 г.

учителей гуманитарного цикла. Директор школы_________

Протокол №01 от 30.08.2019 г. (Федотова Л.А.)

Руководитель МО:__________

(Кирпичева Л.Р.)






Адаптированная рабочая программа

по чтению и развитию речи

для 8 класса

(для детей с ограниченными возможностями здоровья УО)





Учитель: Пелевина Т.З.




















2019 - 2020 уч. год

Пояснительная записка


Рабочая программа по чтению и развитию речи в 8-ом классе разработана на основе учебного плана образовательного учреждения «МОУ Ишненская средняя общеобразовательная школа», программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией Воронковой В.В. М.: ВЛАДОС, 2014, учебника «Чтение, 8 класс», автор-составитель З.Ф. Малышева, - М.: Просвещение, 2010.


ЦЕЛЬ: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

ЗАДАЧИ:

  • формировать у учащихся чтение про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.

  • развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;

  • развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения

  • нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.


Коррекционные задачи

  • Совершенствовать технику чтения (чтение с соблюдением логических пауз, не совпадающими со знаками препинания).

  • Учить выделять в тексте меткие выражения, художественные определения и сравнения, различать оттенки значений слов в тексте.

  • Осуществлять контроль за собственной речью, корректировать высказывание по ходу его содержания или после.

  • Корректировать произношение, регулировать темп чтения.

  • Расширять кругозор, объем эмоциональной, оценочной лексики.

  • Развивать и корректировать восприятие учащихся, исправлять недостатки образного мышления.

  • Развивать эмоциональную сферу, эстетические чувства

  • Развивать мыслительную деятельность, устранять затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений, выделение в тексте непонятных слов и выражений; подбор слов со сходными и противоположными значениями, объяснение слов с помощью учителя, данных в переносном значении и т. п.

  • Развивать и корректировать память и логическое мышление.

  • Вырабатывать жизненно необходимые речевые навыки.

  • Формировать культуру общения.


На обучение чтению в 8 классе отводится 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).



Виды контроля

Содержание

Методы

Текущий

Освоение учебного материала по теме, разделу программы.

Беседа, опрос, самостоятельная работа, работа с карточкой, тест нетрадиционные виды контроля, проверка выполнения домашнего задания (пересказ, чтение наизусть, выразительное чтение и др.)

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач.

Проверка требований к чтению.


Требования к уровню подготовки учащихся 8 касса


учащиеся должны уметь:

- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

- выделять главную мысль произведения;

- давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывать свое отношение к ним;

- пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста;

учащиеся должны знать:

- наизусть 10 стихотворений, 1 прозаический отрывок.


Содержание программы


Устное народное творчество (9 часов)

Иметь представление о том, что такое устное народное творчество, о жанрах УНТ (сказка, загадка, пословица, поговорка, баллада, былина). Уметь отличать литературную сказку от народной, авторскую балладу от народной. Знать основных героев русских былин и распространенные пословицы и поговорки. Уметь выразительно читать целыми словами, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать русские народные сказки, уметь определять главную мысть произведения, уметь выражать впечатление от прочитанного и характеризовать героев произведений, уметь самостоятельно выполнять задание по карточке по тексту сказки, былины.

Произведения русских писателей XIX века (41 час). Иметь представление о морально-этических и нравственных ценностях, которые утверждает русская литература XIX века, о вкладе русских писателей в мировую художественную литературу и культуру. Знать основные сведения о жизни А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтов, И.А.Крылова, Н.В. Гоголя, Н.А.Некрасова, А.В. Кольцова, И.С. Никитина, Л.Н.Толстого, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета; познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Иметь представление о рассказе, повести, басне, стихотворении. Уметь выразительно читать целыми словами прозаический и стихотворный текст, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту и задавать собственные вопросы по содержанию, уметь определелять главную мысть и позицию (настроение, чувства) автора, выражать собственное впечатление от прочитанного, уметь составлять характеристику героев с помощью учителя, самостоятельно определять основные черты характера персонажа, обосновывать свое отношение к нему. Уметь составлять план текста (коллективно, самостоятельно, с помощью учителя), план рассказа о герое произведения. Иметь представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Уметь пересказать прозаический текст – сжато или подробно. Продолжить осваивать устное словесное рисование (описание места событий, помещения, предмета, героя, животного) с опорой на текст произведения. Научиться строить небольшое рассуждение – по заданному началу (на тему дружбы, любви, милосердия) на основе прочитанного и с опорой на личный жизненный опыт. Уметь сопоставлять иллюстрацию в учебнике с текстом произведения. Уметь составить небольшой кроссворд, викторину, тест по произведениям и биографии писателя. Заучивание наизусть стихотворных произведений.


Произведения русских писателей первой половины XX века (22 часа)


Иметь представление о гуманистических идеалах русской литературы первой половины XX века. Знать основные сведения о жизни писателей, определить основные темы их творчества. Уметь выражать свое мнение о писателе как о человеке. Познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений писателей А.П. Чехова, А.М. Горького, А.Н. Толстого, В.В. Маяковского, С.А. Есенина.

Уметь отличать сказку от рассказа. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и прозаического текста. Уметь задавать свои вопросы по тексту и отвечать на вопросы учителя. Уметь определять главную мысль текста, характеризовать героев произведений (с помощью учителя), иллюстрировать черты характера героев примерами из текста. Уметь объяснять значение отдельных выражений и слов, составлять план эпизода в форме повествовательных, в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя, пересказывать по нему текст, пересказывать содержание прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста; обосновывать своё отношение к действующим лицам. Иметь представление о юморе, уметь определять юмористические моменты в произведениях. Научиться самостоятельно строить небольшое устное рассуждение на тему мужества, верности, человеколюбия, дружбы. Продолжать осваивать устное словесное рисование (описание человека, природы). Уметь самостоятельно выполнить задание на карточке по тексту, сделать вывод о герое, поступке героя, о событии в жизни героя. Иметь представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Заучивание наизусть стихотворных произведений, небольшого прозаического текста. Уметь прокомментировать собственное выразительное чтение – по плану.


Произведения русских писателей второй половины XX века (25 часов)

Познакомиться с краткими статьями о жизни А.А. Фадеева, М.А. Шолохова, В.П. Катаева, Б.Н. Полевого, А.А. Суркова, Ю.М. Нагибина, А.Г. Алексина, Л.И. Ошанина, С.В. Михалкова, А. Рыбакова, определить основные темы их творчества. Иметь представление о разнообразии тем и образов русской литературы второй половины XX века, познакомиться с произведениями писателей. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и прозаического текста. Уметь составить план текста, озаглавить части рассказа, кратко или сжато передать содержание прочитанного. Уметь определить главную мысль текста, чувства автора и героев. Объяснение значения отдельных слов и выражений. Уметь сравнивать героев произведений (внешность, характеры, чувства, поступки). Уметь выполнять самостоятельно задания по карточкам (по тексту произведения): давать оценку герою и его поступку, подбирать слова оценочной лексики, строить небольшое рассуждение и делать вывод. Уметь составить характеристику героя по плану, используя опорные слова. Уметь соотносить иллюстрацию с текстом. Заучивание наизусть отрывков из стихотворных произведений.


Уроки внеклассного чтения (7 часов)

Самостоятельное чтение книг, газет и детских журналов. Обсуждение прочитанного.

Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя)

Ведение дневника.


Список литературы


I. Для учащихся:


Чтение. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель З.Ф.Малышева. – М., «Просвещение», 2010.


II. Для учителя:


1. М.В.Гнездилов, Н.Н.Бабешина, В.П.Свириденков. Развитие речи не уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1978.

2. Н.И.Вайсман, Р.Ф.Гарват. «Зарубежная литература в 5-7 классах общеобразовательной школы. – Благовещенск, БГПУ, 1997.

3. Е.В.Комиссарова, Б.И.Турьянская. Рабочая тетрадь по литературе. 5 класс. – М., «Русское слово», 1997.

4. Г.С.Меркин. Рабочая тетрадь по литературе для учащихся 5 класса. – М., РОСТ, Скрин, 1996.

5. Я.А.Чернявская, Г.В.Регушевская. Детская литература. Хрестоматия. – М., «Просвещение», 1987.

6. Н.В.Чудакова. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Литература. – М., АСТ-ЛТД, 1997.

7. Н.С.Шер. Рассказы о русских писателях. – М., Детгиз, 1960.
























Приложение 1


Список тем уроков внеклассного чтения


8-й класс:

1. Баллада В.Жуковского «Светлана».

2. Повесть А.С.Пушкина «Метель».

3. Отрывки из «Педагогической поэмы» А.С.Макаренко.

4. Стихи русских поэтов о зиме.

5. Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий».

6. Б.Полевой. Главы из «Повести о настоящем человеке».

7. Рассказы В.Шукшина «Сильные идут дальше», «Сны матери», «Хозяин бани и огорода».
































Приложение 2

Календарно-тематическое планирование в 8 классе на 1-е полугодие 2019-2020 учебного года


Тема урока

Дата

Словарная работа

Знания, умения

Примечание

I четверть

Устное народное творчество. 9 ч., 1 УВЧ.

1

Вводная беседа о пользе чтения. Статья «Сказки»


Сокровищница

Уметь высказать свое мнение, знать, что такое сказка

Викторина

2

Сказка «Волшебное кольцо». Чтение


Закрома, пособить

Выразительное чтение


3

Работа по содержанию сказки «Волшебное кольцо»


Палаты, венец, кафтан,

Ответы на вопросы по тексту, самостоятельное выполнение задания, подготовка к пересказу

Карточки для самост. работы

4

Пословицы и поговорки



Знат, что такое пословица и поговорка; знать наиболее распространенные пословицы

Карточки с занимательными заданиями

5

Чтение статьи «Баллады». УВЧ. Баллада В.А.Жуковского «Светлана».


Баллада, сказитель

Выразительное чтение, уметь выразить впеатления от прочитанного


6

В.А.Жуковский «Перчатка».


Барон, поприще, прянул

Выразительное чтение, характеристика персонажа


7

И.З.Суриков «Нашла коса на камень»


Целковый, напружился

Выразительное чтение по ролям, ответы на вопросы по тексту, объяснение смысла названия

Тест

8

Чтение статьи «Былины».


Зачин, исход, странины

Уметь отличать былину от сказки, знать строение былины


9

Былина «Добрыня и Змей». Чтение.


Полон, медвяный, белояровая

Выразительное чтение былины, ответы на вопросы по содержанию

Тест

10

Работа по содержанию былины «Добрыня и Змей».



Выразительное чтение былины, характеристика героя


Произведения русских писателей XIX века. 41 ч., 3 УВЧ.

11

Биографические сведения.

Чтение статьи об А.С.Пушкине.


Интрига, каторга

Знать основные события жизни поэта


12

М.Я.Басина «Публичное испытание».


Суконная, сень, сановники, вотще плисовые, конторки

Выразительное чтение, умение задать вопрос по тексту, ответы на вопросы по содержанию, пересказ текста по плану


13

И.И.Пущин «Записки о Пушкине».


Острог, мытарства, погребенный

Выразительное чтение текста, краткий пересказ

Викторина

14

Стихотворение «Памятник» (отрывок).


Сущий, лира, падшие

Выразительное стение стихотворения, определение главной мысли

Тест

15

«Во глубине сибирских руд…»


Скорбный, затворы, глас, оковы

Выразительное чтение стихотворения наизусть, определение главной мысли


16

«Зимнее утро»


Нега, Аврора, вечор, предадимся бегу

Вырзаительное чтение стихотворения, устное словесное рисование


17

«И.И.Пущину»


Святое провиденье

Выразительное чтение стихотворения, рассуждение на тему дружбы


18

«19 октября 1827»


Таинство

Выразительное чтение стихотворения, определение главной мысли

Кроссворд

19

«Няне», «На холмах Грузии…»


Светлица, всечасно, эпитет, метафора

Выразительное чтение стихотворений, определение тем каждого, уметь понимать чувства поэта


20

«Сожженное письмо», «Я вас любил…»


Внемлет, приемлет, виясь, томим

Выразительное чтение стихов, рассуждение о любви


21

Чтение «Сказки о попе и о работнике его Балде»


Полба, супостат, оброк, полверсты

Выразительное чтение по ролям, ответы по содержанию сказки

Карточки для самост. работы

22

Работа по содержанию «Сказки о попе…»



Уметь выразить свое отношение к героям сказки, определить главную мысль

Викторина, кроссворд, иллюстрации к сказке

23

УВЧ. Повесть А.С.Пушкина «Метель».



Уметь передать впечатление от прочитанного, выразить отношение к героям


24

Статья о М.Ю.Лермонтове. Биографические сведения.


Дуэль, корнет, экспедиция, горцы, аристократический

Знать основные события жизни Лермонтова, уметь составить план по тексту

Инивидуальные задания (сообщения из жизни поэта)

25

Отрывок из стихотворения «Смерть пота».


Оклеветанный, молва, дерзко

Выразительное чтение стихотворения, ответы на вопросы по содержанию, определение главной мысли


26

«Родина».


Жнива, чета

Выразительное чтение стихотворения наизусть, определение чувств поэта


27

Тема одиночества в стихах «Парус» и «Сосна».


Лазурь, мятежный, эпитет, метафора

Выразительное чтение стихотворения наизусть, определение главной мысли

Тест

II четверть

28

Отрывки из «Песни про царя Ивана Васильевича…». 1 часть.


Гой еси, опричник, стольник, гнушаться, трапеза, гуслярный звон

Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, устное словесное рисование, краткая передача содержания


29

2 часть «Песни…»


Нонече, душегуб, охульник

Выразительное чтение текста, определение главной мысли, выражение своего отношения к героям

Викторина

30

3 часть «Песни…»


Кровелька, сажень, бесталаная, приосаниться, тороватый

Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, характеристика главного героя

Карточки для самостоятельной работы

31

Итоговый урок по «Песни про царя…»


Кленовй крест, охотницкий бой

Рассуждение о героях «Песни…», составление плана рассказа о герое

Кроссворд, тест

32

УВЧ. Отрывки из «Педагогической поэмы» А.С.Макаренко.



Уметь передать впечатление от прочитанного, выразить отношение к героям


33

Статья о И.А.Крылове. Понятие о басне.


Высокопоставленный чиновник, паразитизм, тунеядство, мораль

Знать основные события в жизни писателя, уметь составить план по тексту, ответить на вопросы о жизни писателя


34

«Волк на псарне».


Овчарня, хлев, дубьё, гончие

Выразительное чтение басни по ролям, ответы на вопросы по содержанию, определение морали

Иллюстрация к басне

35

«Осёл и соловей».


Свирель, навострился

Выразительное чтение басни по ролям, выражение своего мнения о героях, определение морали

Кроссворд

36

«Муха и пчела».


Спесиво, захирела, вельможа

Выразительное чтение басни по ролям, выражение своего мнения о героях, определение морали, уметь составить викторину по басням

Викторина

37

Статья о Н.А.Некрасове.


Бурлаки, воскрешал, стать

Знать основные события в жизни поэта, ответить на вопросы по биографии, определить основную тему сего творчества


38

Доля простых людей в царской России «Размышления у парадного подъезда».


Обитель, скорбь, палаты, почил

Выразительное чтение стихотворения, ответы на вопросы по содержанию, выражение впечатлений от прочитанного, устное слов. рисование


39

Доля русской женщины в царской России - «В полном разгаре страда деревенская…»


Страда, косуля, канут

Выразительное чтение стихотворения, устное словесное рисование, определение чувств поэта

Карточки для самост. работы

40

Отрывок из поэмы «Мороз, красный нос».


Утеха, воздаянье

Выразительное чтение стихотворения наизусть (4 строфы), характеристики героини по плану


41

«Русские женщины».


Бремя, дерзость, простёр, оковы

Выразительное чтение стихотворения, определение главной мысли и отношение поэта к теме

Тест

42

Стихи о природе А.В. Кольцов «Осень»


Мурава, эпитет, метафора

Выразительное чтение стихотворения, определение главной мысли, устное словесное рисование

Карточки

43

Стихи о Родине.

И.С.Никитин «Русь», «Утро на берегу». Биографические сведения


Сравнение, лунь

Выразительное чтение стихотворения, определение чувств поэта, устное словесное рисование, разделение стихотворения на смысловые части и озаглавливание


44

УВЧ. Стихи русских поэтов о зиме.



Уметь работать в группе, выразительное читать стихотворение, анализировать его по плану

Карточки для работы групп

45

И.С.Тургенев. Биография.


Година, дядька

Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека

Индивидуальные задания (сообщения)

46

1 часть повести «Муму».


Трёхаршинный, кляча-водовозка

Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, характеристика героя по плану

Карточки для самостотельной работы

47

2 часть повести «Муму».


Армяк, тшедушная

Выразительное чтение текста, краткий пересказ описания собаки, выражение своего мнения о поступке героя

Карточки для самост. работы

48

3 часть повести «Муму».


Приживалка, гривенник

Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего менения о барыне

Тест