МОУ Ишненская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании Утверждаю.
методического объединения Приказ №110 от 30.08.2019 г.
учителей гуманитарного цикла. Директор школы_________
Протокол №01 от 30.08.2019 г. (Федотова Л.А.)
Руководитель МО:__________
(Кирпичева Л.Р.)
Адаптированная рабочая программа
по чтению и развитию речи
для 8 класса
(для детей с ограниченными возможностями здоровья УО)
Учитель: Пелевина Т.З.
2019 - 2020 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 8-ом классе разработана на основе учебного плана образовательного учреждения «МОУ Ишненская средняя общеобразовательная школа», программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией Воронковой В.В. М.: ВЛАДОС, 2014, учебника «Чтение, 8 класс», автор-составитель З.Ф. Малышева, - М.: Просвещение, 2010.
ЦЕЛЬ: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
ЗАДАЧИ:
формировать у учащихся чтение про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;
развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения
нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционные задачи
Совершенствовать технику чтения (чтение с соблюдением логических пауз, не совпадающими со знаками препинания).
Учить выделять в тексте меткие выражения, художественные определения и сравнения, различать оттенки значений слов в тексте.
Осуществлять контроль за собственной речью, корректировать высказывание по ходу его содержания или после.
Корректировать произношение, регулировать темп чтения.
Расширять кругозор, объем эмоциональной, оценочной лексики.
Развивать и корректировать восприятие учащихся, исправлять недостатки образного мышления.
Развивать эмоциональную сферу, эстетические чувства
Развивать мыслительную деятельность, устранять затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений, выделение в тексте непонятных слов и выражений; подбор слов со сходными и противоположными значениями, объяснение слов с помощью учителя, данных в переносном значении и т. п.
Развивать и корректировать память и логическое мышление.
Вырабатывать жизненно необходимые речевые навыки.
Формировать культуру общения.
На обучение чтению в 8 классе отводится 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).
Виды контроля | Содержание | Методы |
Текущий | Освоение учебного материала по теме, разделу программы. | Беседа, опрос, самостоятельная работа, работа с карточкой, тест нетрадиционные виды контроля, проверка выполнения домашнего задания (пересказ, чтение наизусть, выразительное чтение и др.) |
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач. | Проверка требований к чтению. |
Требования к уровню подготовки учащихся 8 касса
учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывать свое отношение к ним;
- пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста;
учащиеся должны знать:
- наизусть 10 стихотворений, 1 прозаический отрывок.
Содержание программы
Устное народное творчество (9 часов)
Иметь представление о том, что такое устное народное творчество, о жанрах УНТ (сказка, загадка, пословица, поговорка, баллада, былина). Уметь отличать литературную сказку от народной, авторскую балладу от народной. Знать основных героев русских былин и распространенные пословицы и поговорки. Уметь выразительно читать целыми словами, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать русские народные сказки, уметь определять главную мысть произведения, уметь выражать впечатление от прочитанного и характеризовать героев произведений, уметь самостоятельно выполнять задание по карточке по тексту сказки, былины.
Произведения русских писателей XIX века (41 час). Иметь представление о морально-этических и нравственных ценностях, которые утверждает русская литература XIX века, о вкладе русских писателей в мировую художественную литературу и культуру. Знать основные сведения о жизни А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтов, И.А.Крылова, Н.В. Гоголя, Н.А.Некрасова, А.В. Кольцова, И.С. Никитина, Л.Н.Толстого, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета; познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Иметь представление о рассказе, повести, басне, стихотворении. Уметь выразительно читать целыми словами прозаический и стихотворный текст, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту и задавать собственные вопросы по содержанию, уметь определелять главную мысть и позицию (настроение, чувства) автора, выражать собственное впечатление от прочитанного, уметь составлять характеристику героев с помощью учителя, самостоятельно определять основные черты характера персонажа, обосновывать свое отношение к нему. Уметь составлять план текста (коллективно, самостоятельно, с помощью учителя), план рассказа о герое произведения. Иметь представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Уметь пересказать прозаический текст – сжато или подробно. Продолжить осваивать устное словесное рисование (описание места событий, помещения, предмета, героя, животного) с опорой на текст произведения. Научиться строить небольшое рассуждение – по заданному началу (на тему дружбы, любви, милосердия) на основе прочитанного и с опорой на личный жизненный опыт. Уметь сопоставлять иллюстрацию в учебнике с текстом произведения. Уметь составить небольшой кроссворд, викторину, тест по произведениям и биографии писателя. Заучивание наизусть стихотворных произведений.
Произведения русских писателей первой половины XX века (22 часа)
Иметь представление о гуманистических идеалах русской литературы первой половины XX века. Знать основные сведения о жизни писателей, определить основные темы их творчества. Уметь выражать свое мнение о писателе как о человеке. Познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений писателей А.П. Чехова, А.М. Горького, А.Н. Толстого, В.В. Маяковского, С.А. Есенина.
Уметь отличать сказку от рассказа. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и прозаического текста. Уметь задавать свои вопросы по тексту и отвечать на вопросы учителя. Уметь определять главную мысль текста, характеризовать героев произведений (с помощью учителя), иллюстрировать черты характера героев примерами из текста. Уметь объяснять значение отдельных выражений и слов, составлять план эпизода в форме повествовательных, в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя, пересказывать по нему текст, пересказывать содержание прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста; обосновывать своё отношение к действующим лицам. Иметь представление о юморе, уметь определять юмористические моменты в произведениях. Научиться самостоятельно строить небольшое устное рассуждение на тему мужества, верности, человеколюбия, дружбы. Продолжать осваивать устное словесное рисование (описание человека, природы). Уметь самостоятельно выполнить задание на карточке по тексту, сделать вывод о герое, поступке героя, о событии в жизни героя. Иметь представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Заучивание наизусть стихотворных произведений, небольшого прозаического текста. Уметь прокомментировать собственное выразительное чтение – по плану.
Произведения русских писателей второй половины XX века (25 часов)
Познакомиться с краткими статьями о жизни А.А. Фадеева, М.А. Шолохова, В.П. Катаева, Б.Н. Полевого, А.А. Суркова, Ю.М. Нагибина, А.Г. Алексина, Л.И. Ошанина, С.В. Михалкова, А. Рыбакова, определить основные темы их творчества. Иметь представление о разнообразии тем и образов русской литературы второй половины XX века, познакомиться с произведениями писателей. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и прозаического текста. Уметь составить план текста, озаглавить части рассказа, кратко или сжато передать содержание прочитанного. Уметь определить главную мысль текста, чувства автора и героев. Объяснение значения отдельных слов и выражений. Уметь сравнивать героев произведений (внешность, характеры, чувства, поступки). Уметь выполнять самостоятельно задания по карточкам (по тексту произведения): давать оценку герою и его поступку, подбирать слова оценочной лексики, строить небольшое рассуждение и делать вывод. Уметь составить характеристику героя по плану, используя опорные слова. Уметь соотносить иллюстрацию с текстом. Заучивание наизусть отрывков из стихотворных произведений.
Уроки внеклассного чтения (7 часов)
Самостоятельное чтение книг, газет и детских журналов. Обсуждение прочитанного.
Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя)
Ведение дневника.
Список литературы
I. Для учащихся:
Чтение. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель З.Ф.Малышева. – М., «Просвещение», 2010.
II. Для учителя:
1. М.В.Гнездилов, Н.Н.Бабешина, В.П.Свириденков. Развитие речи не уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1978.
2. Н.И.Вайсман, Р.Ф.Гарват. «Зарубежная литература в 5-7 классах общеобразовательной школы. – Благовещенск, БГПУ, 1997.
3. Е.В.Комиссарова, Б.И.Турьянская. Рабочая тетрадь по литературе. 5 класс. – М., «Русское слово», 1997.
4. Г.С.Меркин. Рабочая тетрадь по литературе для учащихся 5 класса. – М., РОСТ, Скрин, 1996.
5. Я.А.Чернявская, Г.В.Регушевская. Детская литература. Хрестоматия. – М., «Просвещение», 1987.
6. Н.В.Чудакова. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Литература. – М., АСТ-ЛТД, 1997.
7. Н.С.Шер. Рассказы о русских писателях. – М., Детгиз, 1960.
Приложение 1
Список тем уроков внеклассного чтения
8-й класс:
1. Баллада В.Жуковского «Светлана».
2. Повесть А.С.Пушкина «Метель».
3. Отрывки из «Педагогической поэмы» А.С.Макаренко.
4. Стихи русских поэтов о зиме.
5. Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий».
6. Б.Полевой. Главы из «Повести о настоящем человеке».
7. Рассказы В.Шукшина «Сильные идут дальше», «Сны матери», «Хозяин бани и огорода».
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование в 8 классе на 1-е полугодие 2019-2020 учебного года
№ | Тема урока | Дата | Словарная работа | Знания, умения | Примечание |
I четверть |
Устное народное творчество. 9 ч., 1 УВЧ. |
1 | Вводная беседа о пользе чтения. Статья «Сказки» | | Сокровищница | Уметь высказать свое мнение, знать, что такое сказка | Викторина |
2 | Сказка «Волшебное кольцо». Чтение | | Закрома, пособить | Выразительное чтение | |
3 | Работа по содержанию сказки «Волшебное кольцо» | | Палаты, венец, кафтан, | Ответы на вопросы по тексту, самостоятельное выполнение задания, подготовка к пересказу | Карточки для самост. работы |
4 | Пословицы и поговорки | | | Знат, что такое пословица и поговорка; знать наиболее распространенные пословицы | Карточки с занимательными заданиями |
5 | Чтение статьи «Баллады». УВЧ. Баллада В.А.Жуковского «Светлана». | | Баллада, сказитель | Выразительное чтение, уметь выразить впеатления от прочитанного | |
6 | В.А.Жуковский «Перчатка». | | Барон, поприще, прянул | Выразительное чтение, характеристика персонажа | |
7 | И.З.Суриков «Нашла коса на камень» | | Целковый, напружился | Выразительное чтение по ролям, ответы на вопросы по тексту, объяснение смысла названия | Тест |
8 | Чтение статьи «Былины». | | Зачин, исход, странины | Уметь отличать былину от сказки, знать строение былины | |
9 | Былина «Добрыня и Змей». Чтение. | | Полон, медвяный, белояровая | Выразительное чтение былины, ответы на вопросы по содержанию | Тест |
10 | Работа по содержанию былины «Добрыня и Змей». | | | Выразительное чтение былины, характеристика героя | |
Произведения русских писателей XIX века. 41 ч., 3 УВЧ. |
11 | Биографические сведения. Чтение статьи об А.С.Пушкине. | | Интрига, каторга | Знать основные события жизни поэта | |
12 | М.Я.Басина «Публичное испытание». | | Суконная, сень, сановники, вотще плисовые, конторки | Выразительное чтение, умение задать вопрос по тексту, ответы на вопросы по содержанию, пересказ текста по плану | |
13 | И.И.Пущин «Записки о Пушкине». | | Острог, мытарства, погребенный | Выразительное чтение текста, краткий пересказ | Викторина |
14 | Стихотворение «Памятник» (отрывок). | | Сущий, лира, падшие | Выразительное стение стихотворения, определение главной мысли | Тест |
15 | «Во глубине сибирских руд…» | | Скорбный, затворы, глас, оковы | Выразительное чтение стихотворения наизусть, определение главной мысли | |
16 | «Зимнее утро» | | Нега, Аврора, вечор, предадимся бегу | Вырзаительное чтение стихотворения, устное словесное рисование | |
17 | «И.И.Пущину» | | Святое провиденье | Выразительное чтение стихотворения, рассуждение на тему дружбы | |
18 | «19 октября 1827» | | Таинство | Выразительное чтение стихотворения, определение главной мысли | Кроссворд |
19 | «Няне», «На холмах Грузии…» | | Светлица, всечасно, эпитет, метафора | Выразительное чтение стихотворений, определение тем каждого, уметь понимать чувства поэта | |
20 | «Сожженное письмо», «Я вас любил…» | | Внемлет, приемлет, виясь, томим | Выразительное чтение стихов, рассуждение о любви | |
21 | Чтение «Сказки о попе и о работнике его Балде» | | Полба, супостат, оброк, полверсты | Выразительное чтение по ролям, ответы по содержанию сказки | Карточки для самост. работы |
22 | Работа по содержанию «Сказки о попе…» | | | Уметь выразить свое отношение к героям сказки, определить главную мысль | Викторина, кроссворд, иллюстрации к сказке |
23 | УВЧ. Повесть А.С.Пушкина «Метель». | | | Уметь передать впечатление от прочитанного, выразить отношение к героям | |
24 | Статья о М.Ю.Лермонтове. Биографические сведения. | | Дуэль, корнет, экспедиция, горцы, аристократический | Знать основные события жизни Лермонтова, уметь составить план по тексту | Инивидуальные задания (сообщения из жизни поэта) |
25 | Отрывок из стихотворения «Смерть пота». | | Оклеветанный, молва, дерзко | Выразительное чтение стихотворения, ответы на вопросы по содержанию, определение главной мысли | |
26 | «Родина». | | Жнива, чета | Выразительное чтение стихотворения наизусть, определение чувств поэта | |
27 | Тема одиночества в стихах «Парус» и «Сосна». | | Лазурь, мятежный, эпитет, метафора | Выразительное чтение стихотворения наизусть, определение главной мысли | Тест |
II четверть |
28 | Отрывки из «Песни про царя Ивана Васильевича…». 1 часть. | | Гой еси, опричник, стольник, гнушаться, трапеза, гуслярный звон | Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, устное словесное рисование, краткая передача содержания | |
29 | 2 часть «Песни…» | | Нонече, душегуб, охульник | Выразительное чтение текста, определение главной мысли, выражение своего отношения к героям | Викторина |
30 | 3 часть «Песни…» | | Кровелька, сажень, бесталаная, приосаниться, тороватый | Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, характеристика главного героя | Карточки для самостоятельной работы |
31 | Итоговый урок по «Песни про царя…» | | Кленовй крест, охотницкий бой | Рассуждение о героях «Песни…», составление плана рассказа о герое | Кроссворд, тест |
32 | УВЧ. Отрывки из «Педагогической поэмы» А.С.Макаренко. | | | Уметь передать впечатление от прочитанного, выразить отношение к героям | |
33 | Статья о И.А.Крылове. Понятие о басне. | | Высокопоставленный чиновник, паразитизм, тунеядство, мораль | Знать основные события в жизни писателя, уметь составить план по тексту, ответить на вопросы о жизни писателя | |
34 | «Волк на псарне». | | Овчарня, хлев, дубьё, гончие | Выразительное чтение басни по ролям, ответы на вопросы по содержанию, определение морали | Иллюстрация к басне |
35 | «Осёл и соловей». | | Свирель, навострился | Выразительное чтение басни по ролям, выражение своего мнения о героях, определение морали | Кроссворд |
36 | «Муха и пчела». | | Спесиво, захирела, вельможа | Выразительное чтение басни по ролям, выражение своего мнения о героях, определение морали, уметь составить викторину по басням | Викторина |
37 | Статья о Н.А.Некрасове. | | Бурлаки, воскрешал, стать | Знать основные события в жизни поэта, ответить на вопросы по биографии, определить основную тему сего творчества | |
38 | Доля простых людей в царской России «Размышления у парадного подъезда». | | Обитель, скорбь, палаты, почил | Выразительное чтение стихотворения, ответы на вопросы по содержанию, выражение впечатлений от прочитанного, устное слов. рисование | |
39 | Доля русской женщины в царской России - «В полном разгаре страда деревенская…» | | Страда, косуля, канут | Выразительное чтение стихотворения, устное словесное рисование, определение чувств поэта | Карточки для самост. работы |
40 | Отрывок из поэмы «Мороз, красный нос». | | Утеха, воздаянье | Выразительное чтение стихотворения наизусть (4 строфы), характеристики героини по плану | |
41 | «Русские женщины». | | Бремя, дерзость, простёр, оковы | Выразительное чтение стихотворения, определение главной мысли и отношение поэта к теме | Тест |
42 | Стихи о природе А.В. Кольцов «Осень» | | Мурава, эпитет, метафора | Выразительное чтение стихотворения, определение главной мысли, устное словесное рисование | Карточки |
43 | Стихи о Родине. И.С.Никитин «Русь», «Утро на берегу». Биографические сведения | | Сравнение, лунь | Выразительное чтение стихотворения, определение чувств поэта, устное словесное рисование, разделение стихотворения на смысловые части и озаглавливание | |
44 | УВЧ. Стихи русских поэтов о зиме. | | | Уметь работать в группе, выразительное читать стихотворение, анализировать его по плану | Карточки для работы групп |
45 | И.С.Тургенев. Биография. | | Година, дядька | Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека | Индивидуальные задания (сообщения) |
46 | 1 часть повести «Муму». | | Трёхаршинный, кляча-водовозка | Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, характеристика героя по плану | Карточки для самостотельной работы |
47 | 2 часть повести «Муму». | | Армяк, тшедушная | Выразительное чтение текста, краткий пересказ описания собаки, выражение своего мнения о поступке героя | Карточки для самост. работы |
48 | 3 часть повести «Муму». | | Приживалка, гривенник | Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего менения о барыне | Тест |