Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по чтению для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Постановление об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам». Утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26.
Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» утвержденного приказом от 01.09.2020г.
Учебник Чтение 4 класс С.Ю. Ильина в 2-ух частях, учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2020г.
Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Задачи:
Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
Учить самостоятельно работать с книгой.
Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие артикуляционной моторики;
формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
развитие высших психических функций;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи, владение техникой речи;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
В процессе реализации образовательной программы по чтению решаются коррекционно-развивающие задачи:
˗ коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);
˗ коррекция и развитие зрительного восприятия;
˗ развитие слухового восприятия;
˗ коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно следственных связей, планирующая функция мышления);
˗ коррекция и развитие личностных качеств обучающихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).
Общая характеристика учебного предмета.
Чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Задачами уроков чтения в младших классах являются: воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как к процессу; формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом; формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа; развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ и др.
Для чтения подбираются доступные для детей произведения народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию детей деловые и научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем году продолжается и расширяется
заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения раннее усвоенных тем.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания, прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического(слогового) чтения к синтетическому (целым словом). Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов и приемов обучения. Работа над выразительностью чтения начинается с переноса опыта выразительной устной речи на процесс чтения.
Усвоение содержания, читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. В процессе анализа произведения важно не нарушать непосредственного переживания детей за судьбы героев, добиваясь точности эмоционального восприятия за счет выразительного чтения текста учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряженность ситуации. От класса к классу возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев, в мотивации этих поступков, в выделении непонятных слов. Школьники овладевают умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного по фабуле произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта. Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи. Эти требования формируются по двум уровням, исходя из возможностей детей и динамики их продвижения.
Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.
Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны.
Общественно полезные дела школьников.
Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.
Техника чтения
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации. Понимание читаемого. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
Развитие устной речи
Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен.
Внеклассное чтение
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.
Место учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Чтение» входит в обязательную часть учебного плана образовательной области «Язык и речь».
Класс | Кол-во часов в неделю | Количество недель | Всего часов за год |
4 | 4ч. | 34 | 136 ч. |
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
32 часа | 32 часа | 40 часов | 32 часа | 136 часов |
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных и предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты.
- Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
- Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
- Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.
- Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья».
- Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо).
- Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар, строитель, швея, плотник.
Предметные результаты.
Минимальный уровень:
- осознанное и правильное чтение текста вслух и про себя целыми словами;
- ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
- участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план
или иллюстрацию;
Достаточный уровень:
- чтение текста вслух целыми словами с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
- ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
- определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
- чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
- определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
- чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после • определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
- использовать знако-символические средства с помощью учителя;
предварительного разбора);
- выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
- пересказ текста полностью и выборочно;
Содержание программы.
Произведения устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки. Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни детей, об их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми. Рождественские рассказы. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом.
Лексические темы: "Школьная жизнь", "Время листьям опадать", "Делу время, потехе - час", "В мире животных", "Жизнь дана на добрые дела", "Зима наступила", "Веселые истории», "Полюбуйся, весна наступает…", "В мире волшебной сказки", "Родная земля», «Лето пришло".
Учебно-тематический план.
№ п/п | Название раздела | Кол- во часов |
1 | Школьная жизнь | 12 |
2 | Время листьям опадать | 17 |
3 | Делу – время, потехе- час | 7 |
4 | В мире животных | 13 |
5 | Зима наступила | 23 |
6 | Жизнь дана на добрые дела | 8 |
7 | Весёлые истории | 9 |
8 | Полюбуйся, весна наступает … | 14 |
9 | В мире волшебной сказки | 10 |
10 | Родная земля | 10 |
11 | Лето пришло | 10 |
12 | Внеклассное чтение | 3 |
| Итого | 136 |
Материально-техническое обеспечение.
1. Учебник «Чтение» 4 класс С.Ю. Ильина в 2-ух частях, учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2019г.
2. Методические рекомендации. Чтение. 2–4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Ильина С. Ю. изд-ва «Просвещение», 2018 г.
4. Книги для внеклассного чтения.
5. Лободина Н.В. Чтение. Тексты для проверки техники и выразительности чтения. -Волгоград: Учитель, 2011г
6. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. -М.: Аквариум, СПб.Дельта,1996г
Технические средства обучения:
Компьютер
Мультимедиапроектор.
Учебно-практическое оборудование:
Классная доска
Магнитная доска.
Информационно-образовательные ресурсы:
Сюжетные картины.
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания.
Дидактический материал по технике чтения
Мультимедийные презентации.
Интернет – источники.
Тематическое планирование.
№ п/п год | № п/п четверть | Названия раздела, темы урока. | Кол-во часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности. |
| План | Факт |
| | 1 четверть – 32 часа |
| Школьная жизнь | 12 ч. | | | |
1 | 1 | По Н. Носову "Снова в школу". | 1 | 01.09 | | Слушание произведения. Беседа о 1 сентября. Беседа по сюжетной картинке. Определение времени и места событий. Умение участвовать в учебном диалоге. Выразительное чтение. Выборочное чтение. |
2 | 2 | Э. Мошковская "Жил-был Учитель" | 1 | 02.09 | | Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Уметь осознанно читать предложенный текст, передавать его содержание по вопросам учителя. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение для ответа на вопрос. Чтение по ролям. Установление смысловых связей между поступками героев; эмоциональным состоянием героя и причинами, его вызвавшими. |
3 | 3 | М.Пляцковский "Чему учат в школе" | 1 | 03.09 | | Слушание стихотворения. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение образного выражения. Составление устного рассказа на тему, близкую теме прочитанного произведения. Заучивание стихотворения наизусть. |
4 | 4 | По Ю. Ермолаеву "Поздравление" | 1 | 04.09 | | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Установление причинно-следственных связей между поступками героев. |
5 | 5 | По Шварцу "Как Маруся дежурила" | 1 | 08.09 | | Прогнозирование содержания текста по его названию. Установление причинно-следственных связей между поступками героев; эмоциональным состоянием героя и причинами, его вызвавшими. Нахождение в тексте ответов на вопросы, представленные в учебнике. Чтение по ролям. Составление устного рассказа на тему, близкую теме прочитанного. |
6 | 6 | По Ильиной "Шум и Шумок" | 1 | 09.09 | | Нахождение в тексте ответов на вопросы, представленные в учебнике. Установление причинно-следственных связей между поступками героев. Пересказ текста по картинному плану. |
7 | 7 | В. Орлов "Почему сороконожки опоздали на урок" | 1 | 10.09 | | Нахождение ответа на вопрос в тексте стихотворения. Выразительное чтение диалога с интонацией, соответствующей знакам препинания. Умение передавать голосом вопросительную и восклицательную интонации. Рассматривание иллюстраций; подбор к иллюстрациям отрывков из текста, составление к ним предложений. |
8 | 8 | По Каминскому "Три желания Вити". | 1 | 11.09 | | Установление причинно-следственных связей между поступками героев. Объяснение образных выражений. Определение идеи произведения (основной мысли) с опорой на вопросы учителя. Чтение по ролям. |
9 | 9 | В. Берестов "Читалочка" | 1 | 15.09 | | Составление элементарных рассуждений на материале прочитанного произведения. Определение тона голоса подходящего для передачи эмоционального состояния персонажей стихотворения. Нахождение в тексте ремарок автора для выбора соответствующего тона голоса и темпа речи. Заучивание наизусть. |
10 | 10 | По М Бартеневу "Зарубите на носу». | 1 | 16.09 | | Толкование смысла образных выражений с опорой на текст. Пересказ отрывка из текста с опорой на иллюстрацию и вопросы. |
11 | 11 | Загадки | 1 | 17.09 | | Определение общей темы раздела с опорой на темы отдельных произведений. Рассказы о своих любимых книгах (автор, называние, тема, основные события). Объяснение нравственного смысла пословиц. Дискуссия на тему «Зачем людям нужны книги?» |
12 | 12 | Обобщение по разделу "Школьная жизнь". | 1 | 18.09 | |
| | Время листьям опадать | 17 ч. | | | |
13 | 13 | Н. Антонова "Жёлтой краской кто-то..." | 1 | 22.09 | | Определение признаков времени года по иллюстрации. Установление причинно-следственных связей на основе анализа иллюстрации. Формулирование элементарных суждений и умозаключений. Уточнение названий зимующих и перелетных птиц. Объяснение значения непонятных слов с опорой на материал учебника. Эмоциональная оценка стихотворения, Выразительное чтение с интонацией, соответствующей настроению стихотворения. |
14 | 14 | По Н.Абрамцевой "Осенняя сказка" | 1 | 23.09 | | Прогнозирование содержания сказки по иллюстрации и названию. Деление текста на части по представленному плану. Рассказывание сказки по плану. |
15 | 15 | Е.Благинина "Подарки осени". | 1 | 24.09 | | Самостоятельный подбор названий к предметным картинкам. Графическое рисование по представлениям или на основе иллюстраций учебника. |
16 | 16 | По Л.Воронковой "Лесные подарки" | 1 | 25.09 | | Объяснение образных сравнений на основе имеющихся представлений. Подбор отрывков из текста, соответствующих содержанию сюжетных картинок. Деление текста на части с опорой на картинный план, пересказ текста с опорой на картинный план. |
17 | 17 | А. Твардовский "Лес осенью" | 1 | 29.09 | | Объяснение прямого и переносного значения выражений с опорой на иллюстрации и на текст. Словесное рисование. Заучивание стихотворения наизусть. |
18 | 18 | По В. Путилиной "В осеннем лесу" | 1 | 30.09 | | Объяснение слов и образных выражений с опорой на содержание текста и имеющиеся представления. Нахождение в тексте авторских сравнений, объяснение их смысла. Выборочное чтение. Графическое рисование. Свободные высказывания на основе личного опыта. |
19 | 19 | Н. Некрасов "Славная осень! Здоровый, ядрёный..." | 1 | 01.10 | | Объяснение слова с опорой на материал учебника и текст стихотворения. Определение настроения автора; подтверждение вывода строчками из стихотворения. Определение собственного эмоционального отношения к картине природы, описываемой в стихотворении. Нахождение в тексте авторских сравнений, формулировка элементарных суждений об уместности их использования. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя произведения. Заучивание наизусть. |
20 | 20 | По Ю.Шиму "Отчего Осень грустна" | 1 | 02.10 | | Ответы своими словами на вопросы по содержанию текста. Объяснение переносного значения образных выражений. Ответы на вопросы словами из текста. Выразительное чтение. Умение передавать голосом грусть, печальное настроение. |
21 | 21 | К. Бальмонт "Осень" | 1 | 06.10 | | Объяснение значения слова с опорой на материал учебника и текст. Определение настроения автора, подтверждение вывода строчками из стихотворения. Определение собственного эмоционального отношения к картине природы, сравнение двух произведений, одинаковых по теме, но различных по настроению и эмоциональному отношению автора к описываемым картинам природы. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя произведения. Выразительное чтение. |
22 | 22 | По Ю. Ковалю "Три сойки" | 1 | 07.10 | | Объяснение слов с опорой на материал учебника и текст. Выбор из текста отрывков, подтверждающих суждение. Объяснение образного выражения. Составление описаний с опорой на иллюстративный материал.. |
23 | 23 | По Н. Сладкову "Холодная зимовка" | 1 | 08.10 | | Узнавание и называние птиц, изображенных на иллюстрации. Подбор названий к предметным картинкам с опорой на текст. Формулировка вопросов, обращенных к учителю. Ответы на вопросы словами текста. Установление причинно-следственных связей. Объяснение отдельных выражений текста. |
24 | 24 | А. Плещеев "Скучная картина" | 1 | 09.10 | | Объяснение значения слова с опорой на материал учебника, сравнение двух произведений, близких, но неодинаковых по теме; формулировка элементарных суждений с подтверждением ответа строчками из стихотворения. Графическое рисование картин природы, изображенных в стихотворении. Заучивание наизусть. |
25 | 25 | По О. Иваненко "Сказка про маленького жучка" | 1 | 13.10 | | Ответы на вопросы своими словами. Выбор отрывков текста, соответствующих содержанию вопроса. Составление рассказа с опорой на серию картинок и текст произведения. |
26 | 26 | По К. Ушинскому "Пчёлы и мухи" | 1 | 14.10 | | Объяснение образных выражений. Установление смысловых связей между мотивом и состоянием персонажа. Сопоставление поведения разных персонажей; элементарная оценка поведения персонажей с опорой на текст и личный опыт. Определение собственного отношения к поведению разных персонажей произведения. Чтение по ролям. |
27 | 27 | По Г. Граубину "Время листьям опадать..." | 1 | 15.10 | | Ответы на вопросы своими словами. Полный подробный пересказ текста своими словами. |
28 | 28 | Загадки | 1 | 16.10 | | Обобщение полученных знаний учащимися в изучении литературных произведений об осени. Повторение примет осени, пословиц, загадок, стихотворений, песен. Развитие творчества и фантазии. |
29-30 | 29-30 | Обобщение по разделу "Время листьям опадать" | 2 | 20.10 21.10 | | Определение общей темы произведений, представленных в разделе. Ориентировка в учебнике по оглавлению. Называние предметов, изображенных на картинке; отбор предметов по заданию. Определение собственного отношения к прочитанным произведениям; их элементарная оценка; формулировка доказательных суждений с опорой на текст. Понимание и объяснение пословиц; их соотнесение с содержанием прочитанных рассказов. Пересказ текста по опорным вопросам. Сопоставление по памяти содержания прочитанных произведений и иллюстративного материала. Выразительное чтение стихотворений наизусть. |
| | Делу- время, потехе-час | 7 ч. | | | |
31 | 31 | Русская потешка "Пекла кошка пирожки..." | 1 | 22.10 | | Объяснение значения слова с опорой на материал учебника. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя произведения. Выразительное чтение по ролям. Заучивание наизусть. |
32 | 32 | Чешская потешка "Сенокос" | 1 | 23.10 | | Работа с иллюстрациями. Самостоятельный рассказ по картинке. Выбор заголовка, подходящего к иллюстрации, из нескольких предложенных. Драматизация потешки. |
| | 1I четверть – 32 часа |
33 | 1 | По Л.Пантелееву "Карусели" | 1 | 03.11 | | Прогнозирование содержания рассказа по иллюстрации и вопросам. Продолжение рассказа по аналогии. Драматизация рассказа. |
34 | 2 | По Н. Носову «Прятки» | 1 | 04.11 | | Ответы на вопросы словами из текста. Соотнесение иллюстрации со смыслом прочитанной части рассказа. Элементарная оценка героев и их поступков с опорой на личный опыт и вопросы учителя. Объяснение нравственного смысла поступков героев. Коллективное определение идеи (основной мысли) рассказа. Пересказ текста по картинному плану. |
35 | 3 | Считалки | 1 | 05.11 | | Составление рассказа по иллюстрации с опорой на личный опыт. Распределение ролей и работа в малых группах и парах при использовании считалки. |
36 | 4 | По М. Булатову "Жмурки" | 1 | 06.11 | | Объяснение слов с опорой на текст. Ответы на вопросы словами текста. Сравнение содержания отдельных частей текста; выявление в них сходства и различия. Составление свободных рассказов с опорой на текст и личный опыт. |
37 | 5 | Обобщение по разделу "Делу - время, потехе -час" | 1 | 09.11 | | Определение общей темы произведений, представленных в разделе. Понимание и объяснение значения слов «потешки», «считалки», «загадки»; формулировка уточняющих вопросов, обращенных к учителю. Определение основных правил, используемых в играх (договор, распределение ролей). Инсценировка игр. |
| | В мире животных. | 13 ч. | | | |
38 | 6 | По К. Ушинскому "Бодливая корова" | 1 | 10.11 | | Называние животных, изображенных на иллюстрации. Составление рассказа по иллюстрации и вопросам учебника. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Пересказ части текста с опорой на иллюстрацию. Элементарная оценка поступков героев; выявление собственного отношения к поступку героя. |
39 | 7 | По В. Бирюкову "Упрямый котёнок" | 1 | 11.11 | | Выявление с опорой на текст и вопросы учителя нравственного смысла понятия «упрямство». Коллективное определение идеи (основной мысли) текста; подтверждение ответов примерами из текста. Восстановление деформированного картинного плана. Рассказывание сказки с опорой на картинный план. Соотнесение содержания произведения со смыслом предварительно разобранной пословицы. |
40 | 8 | По В.Гаранжину "Пушок" | 1 | 12.11 | | Выбор из текста отрывков, подтверждающих суждение. Определение черт характера персонажа. Элементарная оценка нравственного смысла поступка персонажа. Коллективное определение идеи (основной мысли) текста. Ответы на вопросы словами из текста. Восстановление деформированного картинного плана. Пересказ текста с опорой на картинный и словесно-логический виды планов. |
41 | 9 | По Е. Чарушину "Томка" | 1 | 17.11 | | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Сравнение черт характера отдельных персонажей. Выбор из текста примеров, подтверждающих оценку характера героя. |
42 | 10 | По Б. Житкову "Охотник и собаки" | 1 | 18.11 | | Предположение о возможных вариантах развития событий, изложенных в рассказе. Выбор из текста отрывка, подходящего по смыслу к иллюстрации. |
43 | 11 | По Л. Матвеевой "Чук заболел" | 1 | 19.11 | | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение новых слов и отдельных выражений с опорой на текст. Выявление эмоционального отношения к героям и их поступкам. Элементарная оценка характера героя. |
44 | 12 | Г. Снегирёв "Хитрый бурундук" | 1 | 20.11 | | Объяснение значения слова с опорой на материал учебника и иллюстрацию. Ответы на вопросы словами из текста. Определение черт характера персонажа с опорой на текст. Выбор из двух предложенных заголовка, подходящего по смыслу к иллюстрации. Пересказ текста с опорой на картинный и словесно-логический планы. |
45 | 13 | По А. Баркову "Барсучья кладовая" | 1 | 24.11 | | Ответы на вопросы словами из текста. Объяснение смысла образных выражений. Выбор из текста отрывков, подходящих по смыслу к иллюстрации. |
46 | 14 | По А. Дорохову "Гостья" | 1 | 25.11 | | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Выбор из текста отрывка, подходящего по смыслу к иллюстрации. Определение отношения автора к героям и событиям. Определение (коллективно) идеи произведения (основной мысли). |
47 | 15 | Г. Корольков "Игрушки лисят" | 1 | 26.11 | | Ответы на вопросы словами из текста. Выбор из текста отрывков, подходящих по смыслу к иллюстрации. Выбор заголовка, подходящего к иллюстрации, из нескольких предложенных. |
48 | 16 | По Ю. Дмитриеву "Лиса" | 1 | 27.11 | | Ответы на вопросы словами из текста. Доказательство суждений примерами из текста. |
49 | 17 | Загадки. | 1 | 01.12 | | Выбор загадок по заданию; объяснение своего выбора. Объяснение новых слов и образных выражений. Графическое иллюстрирование. |
50 | 18 | Обобщение по разделу " В мире животных" | 1 | 02.12 | | Определение общей темы раздела с опорой на темы отдельных произведений. Ориентировка в учебнике с помощью оглавления. Выявление нравственного смысла выражения «Человек и животные –друзья» с опорой на вопросы учителя, содержание прочитанных текстов, личный опыт. Выражение собственного отношения к животным. Воспроизведение содержания прочитанных текстов, по опорным словам, и иллюстрации. Составление рассказов о домашних питомцах. |
| | Зима наступила | 23 ч. | | | |
51 | 19 | По Л. Воронковой "Снег идёт" | 1 | 03.12 | | Выбор к иллюстрации подходящего заголовка. Составление рассказа по сюжетной картинке. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Выбор из текста образных сравнений и определений. Ответы на вопросы словами из текста. Графическое иллюстрирование. |
52-53 | 20-21 | А. Слащёв "Снегурочка" | 2 | 04.12 08.12 | | Объяснение образных выражений (фразеологизмов). Понимание нравственного смысла выражения (выбор одного правильного из двух предложенных). Выбор заголовка, подходящего по смыслу к содержанию части, из двух предложенных. Рассказывание сказки по иллюстрациям и готовому словесно-логическому плану. |
54 | 22 | И. Суриков "Зима" | 1 | 09.12 | | Толкование образных выражений своими словами. Словесное рисование. Нахождение в тексте слов и выражений, с помощью которых автор создает образ зимнего леса. Выразительное чтение. |
55 | 23 | С. Маршак "Декабрь" | 1 | 10.12 | | Объяснение значения слова с опорой на материал учебника и иллюстрацию. Толкование смысла отдельных выражений текста. Узнавание объектов по образным сравнениям. Словесное рисование. Заучивание наизусть. |
56-57 | 24-25 | По В. Сутееву "Ёлка" | 2 | 11.12 15.12 | | Пересказ отдельных частей текста с порой на картинный и словесно-логический планы. Нахождение ремарок автора для выбора подходящего тона голоса и темпа речи. Знакомство с книгами В Сутеева (рассматривание обложек и иллюстраций). Рекомендации по выбору книг В. Сутеева в школьной библиотеке. |
58 | 26 | По Л. Клавдиной "Вечер под Рождество" | 1 | 16.12 | | Ответы на вопросы словами из текста. Понимание мотивов поступков героев. Свободные высказывания о праздновании рождества. |
59 | 27 | М. Садовский "Где лежало "спасибо"? | 1 | 17.12 | | Объяснение образных выражений. Понимание нравственного смысла поступка героя. Понимание нравственного смысла понятия «уважение к старшим». Выразительное чтение стихотворения с интонацией, соответствующей знакам препинания. |
60-61 | 28-29 | По Н. Носову "На горке" | 2 | 18.12 22.12 | | Определение отношения автора к героям и событиям. Элементарная оценка героев и их поступков с опорой на текст произведения и вопросы учителя. Объяснение нравственного смысла поступков героев. Пересказ рассказа по картинкам. |
62-63 | 30-31 | "Лисичка-сестричка и волк" (русская народная сказка) | 2 | 23.12 24.12 | | Объяснение слов и образных выражений с опорой на иллюстрации и текст. Объяснение поступков героев и мотивов, их вызвавших. Определение основных черт характеров героев. Рассказывание сказки по картинному плану. |
64 | 32 | А. Бродский. "Как Солнце с Морозом поссорилось" | 1 | 25.12 | | Чтение трудных по структуре слов по слогам, целыми словами. Ответы на вопросы словами из текста, выборочное чтение. Элементарная оценка характера главного героя. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального содержания текста. Чтение по ролям. |
| | III четверть – 40 часов |
65 | 1 | П. Головкин. "Зимняя сказка" | 1 | 12.01 | | Объяснение образных выражений текста. Объяснение поступков героев и мотивов, их вызвавших. Коллективное определение основной мысли сказки. Восстановление деформированного картинного плана. Рассказывание сказки по картинному плану. |
66-67 | 2-3 | Г. Скребицкий. "Митины друзья" | 2 | 13.01 14.01 | | Объяснение слова с опорой на текст, иллюстрации к тексту и личный опыт. Определение собственного отношения к поступкам главного героя. Элементарная оценка характера главного героя. Выбор отрывков текста, подходящих по смыслу к иллюстрации. Составление рассказа с опорой на иллюстрацию. |
68 | 4 | В. Бирюков. "Снежная шапка" | 1 | 15.01 | | Узнавание объектов по образным сравнениям, используемым в стихотворении. Выразительное чтение. Графическое иллюстрирование. |
69 | 5 | По А. Тумбасову. "В шубах и шапках" | 1 | 19.01 | | Чтение трудных по структуре слов по слогам, целыми словами. Объяснение слов с опорой на материал учебника. Нахождение в тексте образных сравнений. Объяснение образных сравнений, использованных в тексте. Выбор заголовка к тексту из нескольких предложенных. |
70 | 6 | Н. Некрасов. "Не ветер бушует над бором..." | 1 | 20.01 | | Объяснение слов с опорой на материал учебника. Нахождение образных сравнений в тексте стихотворения. Словесное описание образа мороза-воеводы. Заучивание стихотворения наизусть. |
71 | 7 | По В. Бианки. "Находчивый медведь" | 1 | 21.01 | | Элементарные рассуждения на основе анализа прочитанного текста. Словесное рисование. Объяснение смысла выражения, использованного в тексте. |
72 | 8 | По А. Спирину "Зимние приметы" | 1 | 22.01 | | Объяснение слов «примета», «народная примета» с опорой на текст научно-0популярной статьи. Ответы на вопросы к тексту своими словами и словами автора. Выборочное чтение. |
73 | 9 | Загадки | 1 | 26.01 | | Выбор загадок по заданию; объяснение своего выбора. Объяснение новых слов и образных выражений. Графическое иллюстрирование. |
74 | 10 | Обобщение по разделу "Зима наступила" | 1 | 27.01 | | Свободные высказывания о зимних праздниках на основе личного опыта. Подбор слов, обозначающих признак и действие предмета, образных сравнений с использованием прочитанных произведений. Воспроизведение содержания сказок по опорным словам, серии сюжетных картинок; одной сюжетной картинке. Воспроизведение прочитанных произведений на одну из тем, относящихся к разделу (зимние забавы, жизнь животных в зимнее время года). Объяснение смысла пословицы4 сопоставление смысла пословицы с содержанием прочитанного рассказа; его пересказ. |
| | Жизнь дана на добрые дела | 8 ч. | | | |
75 | 11 | Г. Ладонщиков "Миша - мастер" | 1 | 28.01 | | Определение собственного отношения к герою стихотворения. Формулировка элементарных умозаключений и выводов. |
76 | 12 | По Е. Пермяку "Пичугин мост" | 1 | 29.01 | | Объяснение значения слова с опорой на материал учебника и иллюстрацию. Ответы на вопросы словами из текста. Коллективное определение идеи текста. Соотнесение содержания произведения со смыслом предварительно разобранной пословицы. |
77 | 13 | В. Хомченко "Михаськин сад" | 1 | 21.02 | | Словесное рисование. Формулировка элементарных рассуждений, подтверждение их примерами из текста. Коллективное деление текста на части на основе готового плана. Пересказ текста по плану. Свободные высказывания на тему: «Как сделать наш двор (улицу, дом) лучше?» |
78 | 14 | По С. Баруздину "Когда люди радуются" | 1 | 03.02 | | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы словами из текста. Объяснение образного выражения. |
79 | 15 | По Е. Ермолаеву "Про каникулы и полезные дела" | 1 | 04.02 | | Определение черт характера персонажа с опорой на текст. Сравнение поступков двух героев. Определение собственного отношения к героям и их поступкам. Определение (с помощью) нравственного смысла поступков героев. Коллективное определение основной мысли текста. |
80 | 16 | Е. Благинина "Котёнок" | 1 | 05.02 | | Выбор отрывков из стихотворения для сравнительного описания. Элементарная оценка поступка героини. Подбор отрывков из текста к иллюстрациям. Нахождение в тексте слов, характеризующих разные состояния животного. Определение (с помощью) нравственного смысла поступка героини. Осмысление понятия «добрый (хороший) поступок». Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя произведения. Выразительное чтение. |
81 | 17 | В. Голявкин "Птичка" | 1 | 09.02 | | Определение (с помощью) нравственного смысла поступка героя. Осмысление понятия «добрый (хороший) поступок». Словесное рисование. |
82 | 18 | Обобщение по разделу "Жизнь дана на добрые дела" | 1 | 10.02 | | Ориентировка в учебнике с помощью оглавления. Участие в обсуждении проблемной ситуации «Какой поступок мы добрым назовем?» с привлечением материала произведений., прочитанных на уроке и с опорой на личный опыт. Сравнение произведений близких по тематике, включенных в содержание раздела. Объяснение нравственного смысла пословиц о труде. Соотнесение пословиц с содержанием прочитанных произведений. |
| | Веселые истории | 9 ч. | | | |
83-84 | 19-20 | По Н. Носову "Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос" | 2 | 11.02 12.02 | | Подбор к иллюстрации подходящего отрывка из рассказа. Составление рассказа по картинке. Анализ содержания иллюстрации с опорой на текст и вопросы. Рассматривание иллюстраций к другим частям книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». |
85 | 21 | Г. Остёр. "Одни неприятности" | 1 | 16.02 | | Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального содержания теста. Чтение по ролям. Выразительное чтение диалогов. |
86 | 22 | М. Пляцковский. "Однажды утром" | 1 | 17.02 | | Определение отношения к поведению и поступкам главного героя. Словесное рисование. Выборочный пересказ с опорой на иллюстрацию. Пересказ текста на основе готового плана. |
87 | 23 | В. Бирюков. "Почему комары кусаются" | 1 | 18.02 | | Объяснение слова с опорой на иллюстрацию. Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Восстановление деформированного картинного плана. Полный подробный пересказ. |
88 | 24 | С. Маршак. "Вот какой рассеянный" (отрывок). | 1 | 19.02 | | Объяснение слова с опорой на материал учебника. Составление рассказа с опорой на иллюстрацию. Определение собственного эмоционального отношения к художественному образу главного героя. |
89 | 25 | По О. Кургузову. "Две лишние коробки" | 1 | 24.02 | | Установление мотивов поступков героев. Словесное рисование. Выборочное чтение. |
90 | 26 | Г. Чичинадзе. "Отвечайте, правда ли?" (отрывки) | 1 | 25.02 | | Рассматривание иллюстраций. Выбор из текста отрывков, подходящих по смыслу к иллюстрации. Объяснение некоторых отрывков из стихотворения. |
91 | 27 | Обобщение по разделу "Весёлые истории" | 1 | 26.02 | | Воспроизведение текстов прочитанных произведений по вопросам, иллюстрациям, опорным словам. Ответы на вопросы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», пересказ отдельных эпизодов. Отчет о самостоятельной прочитанной книге. Рекомендации по внеклассному чтению стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный» (рассматривание иллюстраций). |
92 | 28 | Внеклассное чтение | 1 | 02.03 | | Ответы на вопросы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения С. Маршака «Вот какой рассеянный». Отчет о самостоятельно прочитанном произведении. |
| | Полюбуйся, весна наступает… | 14 ч. | | | |
93 | 29 | В. Алфёров. "Март" | 1 | 03.03 | | Составление рассказа по сюжетной картинке. Объяснение образных выражений текста. Определение собственного эмоционального отношения к художественным образам, воссозданным в стихотворении. Эмоциональная оценка текста. |
94-95 | 30-31 | По М. Фроловой. "Восьмое марта" | 2 | 04.03 05.03 | | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Выбор из текста отрывков, подходящих к иллюстрации. Рисование открыток на заданную тему: работа в парах и малой группе. |
96 | 32 | Е. Благинина. "Бабушка -забота" | 1 | 10.03 | | Ответы на вопросы по содержанию текста. Понимание нравственного смысла понятий «забота о близких», «внимание к близким». |
97 | 33 | По А. Соколовскому. "Бабушкина вешалка" | 1 | 11.03 | | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Понимание мотивов поступков героя. Выявление собственного отношения к поступку героя. Понимание нравственного смысла понятий «забота о близких», «внимание к близким». Выбор одного заглавия к рассказу из нескольких предложенных. |
98 | 34 | По В. Бианки. "Последняя льдина" | 1 | 12.03 | | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение значения отдельных слов и смысла образных выражений с опорой на текст и имеющиеся представления. |
99 | 35 | А. Плещеев. "Весна" | 1 | 16.03 | | Объяснение отдельных слов с опорой на материал учебника. Нахождение в тексте стихотворения образных сравнений. Графическое иллюстрирование. Заучивание стихотворения наизусть. |
100 | 36 | По А. Баркову. "Скворцы прилетели" | 1 | 17.03 | | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Нахождение в тексте рассказа образных сравнений. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Пересказ текста по иллюстрациям. Свободные рассказы о весенних птицах. |
101 | 37 | По Э. Шиму. "Всему свой срок" | 1 | 18.03 | | Объяснение смысла образных выражений своими словами. Выбор из текста отрывков, подходящих по смыслу к иллюстрациям. |
102 | 38 | И. Никитин. "Полюбуйся, весна наступает..." | 1 | 19.03 | | Определение настроения автора; подтверждение вывода строчками из стихотворения. Объяснение смысла образных выражений своими словами. Выразительное чтение. Заучивание стихотворения наизусть. |
103 | 39 | По Ю. Ковалю. "Весенний вечер" | 1 | 23.03 | | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Составление рассказов-описаний по иллюстрациям. Сравнение иллюстрации с картиной природы, представленной в тексте. Воссоздание звуков, запахов, цветовой гаммы весеннего леса. Свободные рассказы на тему «Ранняя весна»; обмен впечатлениями об увиденном с опорой на вопросы учителя. |
104 | 40 | По Ю. Дмитриеву. "Опасная красавица" | 1 | 24.03 | | Описание растения на основе иллюстрации и прочитанного текста. Объяснение слова с опорой на текст. Формулировка элементарных суждений и доказательств. |
| | IV четверть -32 часа. |
105 | 1 | Обобщение по разделу "Полюбуйся, весна наступает… | 1 | 06.04 | | Ориентировка в учебнике по оглавлению. Соотнесение названия раздела с текстом стихотворения, включенного в его содержание. Соотнесение текста прочитанных произведений с народными приметами. Воспроизведение текстов прочитанных произведений по вопросам, иллюстрациям, опорным словам. Объяснение пословицы, соотнесение ее смысла с содержанием одного из прочитанных рассказов. |
106 | 2 | Загадки | 1 | 07.04 | | Выбор загадок по заданию; объяснение своего выбора. Объяснение новых слов и образных выражений. Графическое иллюстрирование. |
107 | 3 | Внеклассное чтение | 1 | 08.04 | | Отчет о самостоятельно прочитанном произведении. |
| | В мире волшебной сказки | 10 ч. | | | |
108-109 | 4-5 | Хаврошечка" (русская народная сказка) | 2 | 09.04 13.04 | | Обобщение знаний о литературном жанре сказка. Ответы на вопросы по содержанию текста. Объяснение отдельных выражений сказки. Элементарная оценка поступков героев сказки. Определение основных черт героев с опорой на вопросы. Нравственный смысл сказки. |
110-111 | 6-7 | Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке" (русская народная сказка) | 2 | 14.04 15.04 | | Объяснение слова с опорой на материал учебника и иллюстрацию. Рассказывание сказки по частям с опорой на серию сюжетных картинок. Формулировка элементарных суждений и доказательств. Определение основных черт героев с опорой на вопросы. Элементарная оценка поступков героев сказки. Определение волшебного и реального в сказке. Умение ориентироваться в тексте. |
112 | 8 | А. Пушкин. "У лукоморья дуб зелёный" | 1 | 16.04 | | Образные слова и выражения в сказке, их объяснение. Наблюдение за ритмом и рифмой стихотворения. Словесное рисование. Составление рассказа по иллюстрации. Заучивание стихотворения наизусть с опорой на мнемотаблицу. |
113-114 | 9-10 | По Ш. Перро. "Подарки феи" | 2 | 20.04 21.04 | | Ответы на вопросы словами текста. Сравнение поступков героев, основных черт характеров героев. Определение волшебного и реального в сказке. Объяснение основной мысли сказки с опорой на содержание. Рассказывание сказки по иллюстрациям и словесно-логическому плану. Объяснение нравственного смысла пословицы. Соотнесение пословицы с содержанием сказки. |
115-116 | 11-12 | Братья Гримм. "Горшочек каши" | 2 | 22.04 23.04 | | Формулировка элементарных суждений и доказательств. Определение волшебного и реального в сказке. Выборочный пересказ. Подбор отрывков из текста, соответствующих сюжетным картинкам. Понимание и различение эмоционального состояния персонажей сказки в изображении и действительности. |
117 | 13 | По В. Порудоминскому. "Наши сказки" | 1 | 27.04 | | Установление причинно-следственных связей. Ответы на вопросы по прочитанному словами текста. |
118 | 14 | Обобщение по разделу "Волшебные сказки" | 1 | 28.04 | | Ответы на вопросы по содержанию самостоятельно прочитанной русской народной сказки «Сивка-Бурка». Отчет о самостоятельно прочитанном произведении. Формулировка элементарных суждений о словах «добро» и «зло». Участие в диалоге при обсуждении прочитанного, выражение личного отношения к прочитанному. «Чему учит нас эта сказка?» |
119 | 15 | Внеклассное чтение. Э. Киселёва. "Волшебный котелок" | 1 | 29.04 | | Рассказывание прочитанных сказок по вопросам, иллюстрациям, опорным словам. Определение характеров героев прочитанных сказок. Определение собственного отношения к героям сказок и их поступкам. Чтение диалогов из сказок по ролям. Отчет о сказке, прочитанной во внеурочное время. Игра-викторина «В гостях у сказки». |
| | Родная земля | 10 ч | | | |
120 | 16 | М. Ильин. "Царь-колокол" | 1 | 22.04 | | Рассматривание иллюстрации; ответы н6а вопросы по ее содержанию. Знание названия страны, в которой мы живем, столицы, главной площади столицы. Ответы на вопросы словами из текста. Свободные высказывания на тему «Москва – столица нашей Родины» или «Кремль – сердце Москвы». |
121 | 17 | С. Васильева. "Город на Неве" | 1 | 23.04 | | Формирование знаний уч-ся об истории строительства Санкт-Петербурга. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Рассматривание иллюстраций. Соотнесение иллюстраций с отрывками из текста. Знание имени основателя Санкт-Петербурга и главных достопримечательностей города. |
122 | 18 | Д. Павлычко. "Где всего прекрасней на земле" | 1 | 27.04 | | Нахождение в стихотворении образных сравнений, их объяснение. Объяснение значения слов с опорой на текст стихотворения. Выборочное чтение. |
123 | 19 | С. Вербова. "Сочинение на тему" | 1 | 28.04 | | Понимание нравственного смысла понятий «Родина» и «любовь к Родине» с опорой на содержание рассказа. Объяснение смысла пословиц о Родине. |
124 | 20 | По Л. Кассилю. "Какое это слово?" | 1 | 29.04 | | Ответы на вопросы словами из текста. Нравственный смысл понятия «мир» и образного выражения «мирное небо». |
125 | 21 | По Б. Никольскому. "Главное Дело" | 1 | 30.04 | | Установление причинно-следственных связей между событиями, описанными в тексте. Уяснение нравственного смысла понятия «защитник Родины». |
126 | 22 | У. Усачёв. "Защита" | 1 | 04.05 | | Ответы на вопросы словами из текста. Уяснение значения слов «Родина», «Отчизна». Формулирование элементарных суждений и умозаключений. |
127 | 23 | По Л. Кассилю. "Никто не знает, но помнят все" | 1 | 05.05 | | Ответы по содержанию словами из текста. Объяснение смысла выражения «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» с опорой на вопросы и текст рассказа. Объяснение значения слова «подвиг» и выражения «защитник Родины» |
128 | 24 | Т. Белозёров. "День Победы" | 1 | 06.05 | | Беседа о празднике. Свободные рассказы о праздновании 9 Мая; значении этого праздника в жизни россиян. |
129 | 25 | Внеклассное чтение. В. Степанов «День Победы», «Рассказ ветерана» Обобщение по разделу «Родная земля» | 1 | 07.05 | | Знакомство со стихотворениями В. Степанова. Навык самостоятельной работы с текстом. Ответы на вопросы по содержанию. Формулировка элементарных суждений о словах «Надо Родину беречь по-солдатски свято». Участие в диалоге при обсуждении прочитанного, выражение личного отношения к прочитанному. Воспроизведение содержания прочитанных текстов на основе вопросов. Формулирование элементарных суждений и умозаключений по содержанию прочитанного произведения с опорой на начало предложения. Объяснение смысла пословицы. Объяснение образного сравнения «Родина – мать» с опорой на тексты прочитанных произведений. Свободные рассказы о Родине, родном городе или селе, своих чувствах к месту, где родился и вырос; любви к своей семье, своим родителям, братьям и сестрам. |
| | Лето пришло | 9 ч. | | | |
130 | 26 | С. Козлов. "Ливень" | 1 | 11.05 | | Рассматривание сюжетной картинки, определение ее содержания; определение и объяснение эмоционального состояния отдельных объектов, изображенных на картинке. Установление причинно-следственных связей между событием, изображенным в сказке, и эмоциональным состоянием ее персонажей. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального состояния персонажей сказки. Выразительное чтение диалогов. |
131 | 27 | Г. Граубин. "Тучка" | 1 | 12.05 | | Объяснение смысла образного выражения. Установление причинно-следственных связей между событиями стихотворения. Заучивание наизусть. |
132 | 28 | Н. Павлова. "Хитрый одуванчик" | 1 | 13.05 | | Выборочный пересказ. Сравнительное описание на основе иллюстраций. Формулирование элементарных суждений и умозаключений. |
133 | 29 | Е. Благинина "Одуванчик" | 1 | 14.05 | | Нахождение в тексте определений, характеризующих описываемый в стихотворении цветок; объяснение их смысла. Осмысление художественного образа, созданного в стихотворении на основе личного опыта. Выразительное чтение. |
134 | 30 | По А. Дорохову. "Встреча со змеёй" | 1 | 18.05 | | Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы словами из текста; объяснение отдельных выражений. Установление причинно-следственных связей между поступками героев. Описание персонажей рассказа с опорой на иллюстрацию и текст. Деление текста на части по предложенному плану. Полный подробный пересказ. |
135 | 31 | А. Бродский. "Летний снег" В. Голявкин. "После зимы будет лето" | 1 | 19.05 | | Объяснение образного сравнения, использованного в стихотворении. Определение эмоционального отношения к явлению, описываемому в стихотворении. Выразительное чтение стихотворения с интонацией, соответствующей знакам препинания. Определение черт характера главного героя рассказа. Элементарная оценка поведения главного героя рассказа; выявление собственного отношения к его поведению. |
136 | 32 | О. Тарнопольская. "Хозяюшка" По А. Спирину. "Летние приметы." Обобщение по разделу «Лето пришло» | 1 | 20.05 | | Объяснение значения слов «примета», «примечать». Соотнесение примет с поведением птиц в природе. Объяснение слова «примета». Воспроизведение известных примет по памяти или с опорой на прочитанные тексты; объяснение значения примет в жизни человека. Определение названий стихотворений и их авторов по отрывкам. Воспроизведение текстов прочитанных произведений по вопросам и опорным словам. Свободные рассказы на тему «Летние каникулы». Обсуждение темы «Почему я люблю летние каникулы?» |
8