Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Куровская основная общеобразовательная школа
Рассмотрено Руководитель МО _____ Кузьмишко В.А. Протокол №___ от «____»______2019г. | Утверждаю Директор школы _____ Летушова Л.В. Приказ №_____ от « »_____2018г. |
Адаптированная рабочая программа
обучения на дому
( умственная отсталость )
педагога
Руденок Светланы Васильевны
по физической культуре
в 5 классе
2019-2020 учебный год.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по физической культуре составлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-Ф « Об образовании в Российской Федерации» на основе программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой, Сб.1.2. М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2010, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации и является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для детей с умственной отсталостью(1вариант), утвержденной приказом № 95/2 от 18.11.2019 г. по МБОУ Куровская ООШ.
Планируемые предметные результаты освоения программы
Понимать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации;
Характеризовать основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности профилактикой вредных привычек;
Определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их на занятиях физическими упражнениями, выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
Составлять план самостоятельных занятий физическими упражнениями, формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
Руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
Руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Характеризовать цель возрождения Олимпийских игр, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
Характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принёсших славу российскому спорту;
Определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепления здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физической) деятельности
Использовать занятия физической культуры, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья;
Составлять комплексы физических упражнений оздоровительной направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
Классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
Тестировать показатели физического развития и основных физических качеств;
Взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Вести дневник самоконтроля по физкультурной деятельности, включать в него данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
Физическое совершенствование
Выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой учебной деятельности;
Выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
Выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
Выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
Выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжка (в высоту и длину);
Выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы;
Выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
Выполнять основные технические действия и приёмы игры, волейбол, баскетбол в условиях учебной деятельности;
Выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выполнять комплексы упражнений физической культуры;
Выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Содержание учебного предмета
Основы знаний
История физической культуры. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр в древности. Исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведения. Виды состязаний и правила проведения древних Олимпийских игр. Известные участники и победители в древних Олимпийских играх.
Базовые понятия физической культуры. Физическое развитие человека. Основные показатели физического развития. Осанка как показатель физического развития; основные ее характеристики и параметры (положение головы и тела, форма спины и стопы); основные факторы, влияющие на форму осанки (дневная динамика, привыкание к соответствующей позе и положению тела, недостаточное развитие статической силы и выносливости и др.). Характеристика основных средств формирования и профилактики нарушений осанки, правила составления комплексов упражнений.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и ее влияние на работоспособность. Гигиенические требования к проведению утренней зарядки, правила выбора и дозировки физических упражнений, составления комплексов упражнений. Физкультминутки (физкультпаузы) и их значение для профилактики утомления. Гигиенические требования к проведению физкультминуток (физкультпауз), правила выбора и дозировки физических упражнений, составления комплексов упражнений, их планирования в режиме учебного дня. Правила закаливания организма способами обтирания, обливания, душ. Правила соблюдения личной гигиены вовремя и после занятий физическими упражнениями (соблюдение чистоты тела и одежды).
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток .
Выполнение комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, комплексов упражнений с предметами и без предметов (по заданию учителя) для формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение. Ведение дневника самонаблюдения за динамикой индивидуального физического развития по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки, осанке, форме стопы.
Самоконтроль. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий физическими упражнениями.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для развития гибкости и координации движений, для формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью.
Легкая атлетика
Теоретические сведения
Фазы прыжка в длину с разбега. Техника безопасности при выполнении прыжков в длину.
Ходьба
Сочетание разновидностей ходьбы по инструкции учителя. Ходьба с высоким подниманием бедра. Ходьба с остановками для выполнения заданий.
Бег
Медленный бег в равномерном темпе до 4 мин. Бег широким шагом на носках по прямой (коридор 20—30 см). Скоростной бег на дистанции 30, 60 м с высокого старта. Начало из различных исходных положений (упор присев, упор на коленях, лежа на животе, лежа на спине, стоя спиной по направлению бега и т. д.). Бег с преодолением малых препятствий (набивные мячи, полосы — «рвы» шириной до 50 см) в среднем темпе. Повторный бег на дистанции 30—60 м.
Эстафетный бег (60 м. по кругу).
Прыжки
Прыжки через скакалку на месте в различном темпе. Прыжки произвольным способом (на двух и одной ноге) через набивные мячи (расстояние между препятствиями 80—100 см, общее расстояние 5 м). Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» с ограничением зоны отталкивания до 1 м.
Метание
Метание теннисного мяча в пол на высоту отскока. Метание м/м на дальность. Метание мяча в вертикальную цель. Метание мяча в движущуюся цель. Толкание набивного мяча с места одной рукой (вес 1 кг.)
Спортивные и подвижные игры
Коррекционные игры: игры на внимание, развивающие игры, игры, тренирующие наблюдательность.
Игры с элементами общеразвивающих упражнений: игры с бегом («Перебежки с выручкой», «Эстафеты»); игры с прыжками («Удочка»,); игры с бросанием, ловлей и метанием («Снайперы», «Точно в цель»);
Пионербол:(изучение правил игры, расстановка игроков и правила их перемещения на площадке; нападающий удар двумя руками сверху в прыжке, ловля мяча над головой, подача мяча двумя руками снизу, подача мяча одной рукой сбоку (боковая подача), бросок мяча двумя руками с двух шагов в движении. Розыгрыш мяча на три паса. Учебные игры).
Баскетбол: (правила игры в баскетбол, правила поведения учащихся при выполнении упражнений с мячом. Санитарно-гигиенические требования к занятиям баскетболом. Стойка баскетболиста: Передвижение в стойке вправо, влево, вперед, назад. Остановка по свистку. Передача мяча от груди. Ловля мяча двумя руками. Ведение мяча на месте и в движении. Бросок мяча двумя руками в кольцо снизу. Подвижные игры: «Мяч капитану», «Защита укреплений», «Салки»).
Игровые упражнения с элементами пионербола и волейбола («Мяч соседу», «Не дай мяч водящему», «Сохрани позу») - с элементами баскетбола («Мяч с четырех сторон», «Охотники и утки», «Не дай мяч водящему»).
Гимнастика
Теоретические сведения
Фланг, интервал, дистанция. Элементарные сведения о передвижениях по ориентирам.
Практический материал
Строевые упражнения
Ходьба в различном темпе по диагонали. Перестроение из колонны по одному в колонну по два (три). Повороты налево, направо, кругом (переступанием). Понятие «интервал». Ходьба в обход с поворотами на углах, с остановками по сигналу.
ОР и корригирующие упражнения без предметов
- упражнения для развития мышц рук и ног. Одновременное выполнение разнонаправленных движений ногами и руками (шаг левой ногой в сторону, левая рука в сторону и т. д.). Сгибание-разгибание рук в упоре стоя (упор в стену на уровне груди и пояса). Пружинистые приседания на одной ноге в положении выпада.
-упражнения для развития мышц шеи: из исходного положения сидя (или стоя) — наклоны головы: вперед, назад, влево, вправо. Повороты головы: влево, вправо.
-упражнения для развития мышц туловища: (круговые движения туловища (руки на пояс); отведение ноги назад с подниманием рук вверх; из исходного положения — стоя ноги врозь, руки на пояс — повороты туловища вправо, влево; лежа на животе поочередное поднимание ног, руки вдоль туловища.
- упражнения для развития кистей рук и пальцев: (исходное положение — сидя или стоя, ладони вместе, пальцы переплетены: сгибать и разгибать пальцы; передвижения на руках в упоре лежа по кругу, ноги вместе; то же, но передвижение вправо и влево, одновременно переставляя одноименные руки и ноги.
-упражнения для укрепления мышц голеностопных суставов и стоп: (исходное положение — стоя перед опорой, носки ног на бруске высотой 5 см: «удерживание» веса своего тела на носках ног; исходное положение — стоя на пятках спиной к опоре, носки ног на себя: «удерживание» стойки на пятках, сгибая ступни к голени.
-упражнения на дыхание: (полное глубокое дыхание в различных положениях: сидя, стоя, лежа; обучение сознательному управлению ритмом и скоростью своих дыхательных движений.
-упражнения для расслабления мышц: (из исходного положения стоя ноги врозь: повороты туловища в стороны с расслабленным поясом верхних конечностей; при поворотах руки должны расслабленно свисать «как плети», отставая от движения плеч; исходное положение — стоя, руки на пояс, вес тела на одной ноге, другая чуть согнута в колене; потряхивание мышцами голени и бедра ногой, не касающейся пола; то же для мышц голени и бедра другой ноги.
-упражнения для формирования правильной осанки: (упражнения с удержанием груза (100—150 г) на голове; повороты кругом; приседания; ходьба по гимнастической скамейке с различными положениями рук; передвижение по наклонной плоскости; вис на гимнастической стенке.
ОР и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах
-с гимнастическими палками: (подбрасывание и ловля палки в горизонтальном и вертикальном положении; перебрасывание гимнастической палки с руки на руку в вертикальном положении; повороты туловища с движением рук с гимнастической палкой вперед, за голову, перед грудью; наклоны туловища вперед, назад, влево, вправо с различными положениями гимнастической палки; приседание с гимнастической палкой в различном положении.
-с большими обручами: (приседание с обручами в руках, повороты направо, налево, вперед, назад (при хвате обруча двумя руками); пролезание в обруч на месте, переход и перепрыгивание из одной обозначенной зоны в другую (из одного лежащего обруча в другой, не задевая обруч); вращение обруча на вытянутой руке, вокруг талии.
-с малыми мячами: (подбрасывание мяча левой (правой) рукой под правой (левой) рукой, и ловля его; удары мяча о пол правой и левой рукой; броски мяча о стену, и ловля его после отскока; переменные удары мяча о пол левой и правой рукой; перебрасывание мяча в парах.
-с набивными мячами (вес 2 кг): (передача мяча слева направо, и справа налево стоя в кругу; подбрасывание мяча вверх и его ловля; повороты туловища налево, направо с различными положениями мяча; приседание с мячом: мяч вперед, мяч за голову, на голову; прыжки на двух ногах (мяч у груди).
-переноска груза и передача предметов: (передача набивного мяча весом 2 кг в колонне и шеренге; эстафеты с переноской и передачей 2—3 набивных мячей на расстояние до 20 м; переноска гимнастической скамейки (2 учениками), гимнастического козла (3 учениками), гимнастического мата (4 учениками).
Упражнения для развития пространственно-временной ориентировки и точности движений: Построение в колонну по одному на расстоянии вытянутой руки. Ходьба по диагонали по начерченной линии. Поворот кругом без контроля зрения. Ходьба «змейка» по начерченным линиям. Прохождение расстояния до 3 м от одного ориентира до другого с открытыми глазами за определенное количество шагов и воспроизведение дистанции за столько же шагов без контроля зрения. Ходьба по ориентирам, начерченным на гимнастическом бревне. Прыжки назад, влево и в обозначенное место. Легкий бег на месте от 5 до 10 с. (Начало и окончание бега определяется учителем.) Повторить задание, но остановиться самостоятельно. Прыжками на двух ногах преодолеть расстояние 5—6 м до черты.
Упражнения на гимнастической стенке
Наклоны вперед, влево, вправо, стоя боком к стенке. Прогибание туловища, стоя спиной к стенке. Взмахи ногой назад, держась за рейку руками на высоте груди, пояса.
Акробатические упражнения
Кувырок вперед и назад. Стойка на лопатках. «Мост» из положения лежа на спине.
Танцевальные упражнения
Ходьба с сохранением правильной осанки под музыку. Танцевальный шаг с подскоком, приставной шаг вперед, в сторону, шаг галопом.
Лазание и перелезание
Лазание по гимнастической стенке вверх и вниз с изменением способа лазания. Лазание по гимнастической стенке по диагонали. Лазание по наклонной гимнастической скамейке под углом 45°. Подлезание под несколько препятствий. Лазание по канату произвольным способом.
Равновесие
Ходьба по гимнастической скамейке с ударами мяча о пол, с подбрасыванием и ловлей мяча. Равновесие на левой (правой) ноге без поддержки. Ходьба приставными шагами по бревну с перешагиванием через веревочку (выс. 20-30 см.)
Лыжная подготовка
Теоретические сведения
Сведения о применении лыж в быту. Занятия на лыжах как средство закаливания организма. Как бежать по прямой и по повороту.
Практическая часть
Построение в одну колонну. Передвижение на лыжах под рукой; с лыжами на плече. Поворот на лыжах вокруг носков лыж. Передвижение ступающим и скользящим шагом. Спуск со склонов в низкой и основной стойке. Подъем по склону «лесенкой». Передвижение на скорость на отрезке 40-60 м. Передвижение на лыжах до 1 км. Игры на лыжах.
Межпредметные связи
Математика. Единицы длины: метр, километр. Соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см = 1000 мм, 1 км = 1000 м.
Развитие устной речи. Самостоятельный последовательный рассказ о правилах игры, выполненном упражнении. Заучивание наизусть 6—7 речевок, считалок.
Формы организации учебных занятий
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах,самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашнее задание).
Основные виды учебной деятельности
Игровой, познавательный, проблемно-ценностное общение, спортивно-оздоровительная деятельность, проектная деятельность, коммуникативная деятельность, эстетическая, ценностно-ориентировочная, написание рефератов, тестов, презентаций, кроссвордов.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата по плану | Дата факти- чески |
Легкая атлетика- 12 часов |
1 | Высокий старт. Бег 30 м | 1 | | |
2 | Высокий старт. Бег с ускорением до 50 метров | 1 | | |
3 | Низкий старт. Стартовый разгон | 1 | | |
4 | Бег на результат 60 метров | 1 | | |
5 | Прыжок в длину с 7-9 шагов разбега | 1 | | |
6 | Прыжок в длину с разбега способом согнув ноги | 1 | | |
7 | Метание мяча (140 г) на дальность | 1 | | |
8 | Бег на средние дистанции. Метание мяча | 1 | | |
9 | Челночный бег | 1 | | |
10 | Кроссовая подготовка | 1 | | |
11 | Прыжок в длину с места | 1 | | |
12 | Метание мяча на дальность с разбега | 1 | | |
Спортивные игры (баскетбол) – 8 часов |
13 | Стойка и передвижения игрока. Ловля и передача мяча двумя руками от груди | 1 | | |
14 | Ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с изменением скорости и направления движения | 1 | | |
15 | Повороты с мячом. Передачи мяча одной рукой сбоку, снизу, от плеча | 1 | | |
16 | Броски мяча одной рукой от головы, от плеча | 1 | | |
17 | Действия игроков в защите | 1 | | |
18 | Броски мяча по кольцу одной рукой от головы и от плеча | 1 | | |
19 | Ведения мяча с изменением направления. Игра в мини-баскетбол 3х3, 4х4. | 1 | | |
20 | Учебная двухсторонняя игра в баскетбол 3*3, 4*4 | 1 | | |
Гимнастика – 12 часов |
21 | Понятия фланг, дистанция, интервал. Выполнение поворотов на месте с переступанием. | 1 | | |
22 | Ходьба в различном темпе по диагонали и противоходом налево, направо. | 1 | | |
23 | Перестроение из колонны по одному в колонну по два. | 1 | | |
24 | Выполнение лазания по гимнастической стенке вверх и вниз с изменением способа лазания по инструкции учителя. | 1 | | |
25 | Выполнение ходьбы по гимнастической скамейке с ударами мяча о пол и его ловлей, с подбрасыванием и ловлей мяча. | 1 | | |
26 | Кувырок вперед с шага | 1 | | |
27 | Стойка на лопатках перекатом назад из упора присев. | 1 | | |
28 | Кувырок вперёд и назад. Стойка на лопатках | 1 | | |
29 | Мост из положения стоя с помощью | 1 | | |
30 | Акробатические элементы из 2-3 упражнений | 1 | | |
31 | Вис на канате с захватом каната скрестно подъемами ног. | 1 | | |
32 | Лазание по канату в три приема. | 1 | | |
Лыжная подготовка – 14 часов |
33 | Одновременный бесшажный ход | 1 | | |
34 | Одновременный двушажный ход | 1 | | |
35 | Попеременный двухшажный ход | 1 | | |
36 | Одновременный одношажный ход. Эстафетный бег | 1 | | |
37 | Спуски и подъёмы различной крутизны | 1 | | |
38 | Подъем на склон скользящим шагом. | 1 | | |
39 | Торможение плугом и упором | 1 | | |
40 | Подъемы ёлочкой и полуёлочкой | 1 | | |
41 | Подъемы ёлочкой и полуёлочкой | 1 | | |
42 | Прохождение дистанции 2 -3 км с чередованием лыжных ходов | 1 | | |
43 | Спуски в низкой и основной стойке | 1 | | |
44 | Прохождение дистанции 2 - 3 км в равномерном темпе | 1 | | |
45 | Лыжная гонка на 1 - 2км. | 1 | | |
46 | Спуски и подъёмы с пологих склонов. | 1 | | |
Спортивные игры – пионербол 6 часов |
47 | Изучение правил игры в пионербол. Расстановка игроков и правила перемещения на площадке | 1 | | |
48-49 | Обучение нападающему удару двумя руками сверху в прыжке. Игра: «Не дай мяч водящему». | 2 | | |
50 | Обучение подаче мяча двумя руками снизу, боковая подача. Учебная игра. | 1 | | |
51-52 | Обучение броску мяча двумя руками сверху с двух шагов (трех шагов) в движении. Учебная игра. | 2 | | |
Спортивные игры – баскетбол – 6 часов |
53 | Стойка баскетболиста с передвижением вправо, влево, вперед, назад. | 1 | | |
54 | Ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с изменением скорости и направления движения | 1 | | |
55 | Повороты с мячом. Передачи мяча одной рукой сбоку, снизу, от плеча | 1 | | |
56 | Действия игроков в защите | 1 | | |
57 | Броски мяча по кольцу одной рукой от головы и от плеча | 1 | | |
58 | Учебная двухсторонняя игра в баскетбол 3*3, 4*4 | 1 | | |
Легкая атлетика – 12 часов |
59 | Высокий старт. Стартовый разгон. Бег 30 м | 1 | | |
60 | Бег 60 метров | 1 | | |
61-62 | Метание теннисного мяча в цель и на дальность | 2 | | |
63 - 64 | Метание малого мяча (140 г) с разбега | 2 | | |
65 - 66 | Прыжки в длину с 7 - 9 шагов разбега | 2 | | |
67 | Прыжок в длину с места | 1 | | |
68-69 | Кроссовая подготовка 1-2 км. | 2 | | |
70 | Контрольно-обобщающий урок | 1 | | |